Диктант о е после шипящих в суффиксах существительных

Диктанты — Гласные о-е после шипящих и ц

Жёваный, решётка, желоб, жёлудь, щёголь, шёпот, тяжёлый, жёлтый, дешёвый, жёсткий, чёрствый, причёска, чёрточка, чёрный, шёлк, чёлн, чёртик, учёба, зачёт, щётка, пчёлка, печёнка, счёт, пощёчина, щёлка, чёлка, кошёлка, крыжовник, обжора, трущоба, боржоми, жокей, жёлчь, жёсткий, зачёс, капюшон, мажорный, защёлка, молодожёны, нашёптывать, никчемный, пережёвывать, пшённый, пчёлы, прожорливый, расчёска, расчёт, шов, чопорный, учёба, шовинизм, учёт, шоковый, шоколад, шоры, шорох, шок, чёсаный, чечётка, шорты, шотландец, шовинизм, чёткий, пончо, харчо, шотландец, щёлочь, изжога, печёнка, тушёнка, решётка, трещотка, шоссе, чокаться, шёл, цоколь, цокот, герцог, палаццо, скерцо, меццо-сопрано.

Жёсткий диван, искусственный шёлк, мельничный жёрнов, утлый чёлн, лесная трущоба, чугунная решётка, крепкая бечёвка, купить по дешёвке, чопорный человек, спелый крыжовник, крепкая бечёвка, тяжёлый ожог, ожёг руку, дешёвые товары, жёлтая краска, трудный зачёт, неприятная изжога, жареная печёнка, негритянские трущобы, свиная тушёнка, чёрствый хлеб, короткие шорты.

Сижу за решёткой в темнице сырой (П.). Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает (посл.). Добрый жёрнов все смелет (посл.). У кого жёлчь во рту — тому все горько (посл.). Шёпот перешёл в связную речь (Т.). В сенях был слышен осторожный шорох (М. Г.). Бирюк молча взял лошадь за чёлку левой рукой (Т.). И, кажется, вечор ещё бродил я в этих рощах (П.). Две жёрдочки положены через поток (П.). На глубоком месте достают с морского дна прожорливые бакланы рыбу (С.-Щ.). Картины эти — лубочные — дешёвка (Купр.). Ты захлопни дверь покрепче, замок сам защёлкнется (Гайд.). Архип открыл фонарь, Дубровский зажёг лучину (П.). Плешивый щёголь, враг труда… над нами царствовал тогда (П.). Как слог твой чопорен и бледен! (П.). Девочка бережно везла на коленях кошёлочку с яйцами (Леск.). И щёлкнул в первый раз курок (П.). Пришёл к доктору, перевязал мне ожог (М. Г.).

Гласные о — е после шипящих в суффиксах существительных

Указание. Обозначьте графически условия выбора изучаемой орфограммы.

Словарный диктант

Длинный язычок; детский стишок; зеленый лужок; душистый горошек; чистый воротничок; золотой петушок; последний кусочек; любимый внучок; чистый родничок; желтый колпачок; новый замочек; серый комочек; тихий звоночек; маленький пастушок; потайной ящичек; детский чулочек; первый снежок; сладкий пирожок; журчащий ручеек. (38 слова)

Указание. Подчеркните суффиксы существительных, которые имеют ласкательное значение.

1. Вмиг тогда мой петушок приподымет гребешок, закричит и встрепенется. (П.) 2. Всякая птичка весной тащит в гнездо шерстинку, пушинку, соломинку. (Пришв.) 3. В полете пчела быстро счищает с тела прилипшие пылинки и собирает их на задних ножках в плотные комочки. (И. Васильев.) 4. Нынче как-то быстро снег растаял и открыл земную красоту. Жаворонок крылышки расправил и взлетел и занял высоту. Зазвенел, как школьный колокольчик, оживил немую синеву. «Здравствуй, дорогой!» А он не хочет отвечать — все некогда ему. Ну, как знаешь… И пошел стороной, в борозде на сеялку присел. Родничок работал где-то звонким, слушал я его и сам запел. (Бок.) 5. Вчера я видел: съежившись в комок, на дереве у моего окошка сидел хвостатый рыженький зверек и чистился, чесался точно кошка. Лизал он шерстку белую брюшка, вертя проворной маленькой готовкой. И вдруг, услышав шорох, в два прыжка на верхней ветке оказался ловко. (Марш.) 6. На чужой сторонушке рад своей воронушке. (Посл.) (140 слов)

Творческий диктант

У зайчихи — …; у волчицы — …, у лисицы —…; у медведицы — …; у мыши — …; у львицы — …; у лошади — …, у овцы_— …; у коровы—…; у тигрицы — …; у курицы — …; у утки — …; у галки — …; у вороны — …; у орлицы — …, у кошки …; у белки — … .

Загадки. 1. Маленькое солнце на моей ладошке, с белым ободочком желтые сердечки… Сколько на лугу их, сколько их у речки. (З. Александрова.) 2. В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке. Только желтые лучи у него не горячи. 3. В золотой клубочек спрятался дубочек. 4. На зеленой ножке выросли сережки, белые, душистые, как росинки чистые. 5. На еже в горшочке расцвели цветочки. 6. Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки. 7. Без рук, без топоренка построена избенка. 8. Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. 9. У родителей и деток вся одежда из монеток. 10. Сидит в ложке, свесив ножки. 11. Костяная спинка, жесткая щетинка, с мягкой пастой дружит, нам усердно служит. 12. По десятку на шесточки сели умные кружочки. И считают громко вслух. Только слышно: тук да тук. 13. Сеюсь как из сита, но не порошок, заползаю в жито, но не червячок. (129 слов)

(Отгадки. Ромашки. Одуванчик. Желудь. Ландыш. Цветущий кактус. Цыпленок. Гнездо. Овес. Рыбы. Лапша. Зубная щетка. Счеты. Дождь.)

Контрольный диктант

У певчих птиц птенчики родятся совсем беспомощными: слепыми, голенькими. Если бы родители не грели и не кормили их, они погибли бы.

Но скоро у птенцов на тельце вырастает пух. Потом у них под кожицей темнеет: там начинают расти синеватые трубочки — стволья перьев… Птенцы еще слепые только и умеют, что рот разевать да пищать. Но вот их глазки открываются, трубочки на концах лопаются, из них выходят мягкие кисточки. Кисточки растут и птенцы оперяются. У них еще коротенькие крылышки и хвостик, но они уже выходят из гнезда. Силенок у них только-только чтобы перепорхнуть с ветки на ветку.

Другое дело — утки и куры. Птенцы у них родятся зрячими и хорошо одетыми. Маленький рябчонок только обсохнет после выхода из яйца — и уже вскакивает на ножки, бежит за матерью. Утенок сразу после рожденья лезет в воду, плавает… (По В. Бианки.) (133 слова)

Еще записи:

Изменение существительных по числам и падежам

Родительный падеж 1. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (Пауст.) 2. После

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Словарные диктанты I. Деревянная игрушка, кожаная сумка, серебряные ложки, глиняная посуда, костяная ручка, платяной шкаф, шерстяной костюм. Овсяный кисель, ржаной хлеб, масляная краска, ледяная вода, стеклянная ваза,

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Указание. Поставьте ударения в словах с основой на шипящий и ц. Обозначьте орфограмму. 1. Ждут гостей луга и рощицы, ждут своих певцов леса. 2. Расцветает доверчиво

Буквы о — е после шипящих в суффиксах существительных

Корешок, петушок, пушок, ремешок, гребешок, дружок, кружок, лужок, пирожок, снежок, сапожок, творожок, рычажок, утюжок, флажок, шажок, барашек, воробышек, горошек, орешек, хлебушек, овражек.

Башмачок, воротничок, значок, кушачок, хомячок, крючок, пятачок, сучок, старичок, родничок, сундучок, червячок, язычок, ярлычок, дождичек, комочек, кусочек, ножичек, чулочек, ящичек, внучек, звоночек, замочек, платочек.

Горшечек, мешочек, дружочек, кружочек, лужочек, крючочек, клочочек, пучочек сучочек, стручочек.

Бумажонка, книжонка, одежонка, рубашонка, старушонка, девчонка, лавчонка, ручонка, собачонка, шапчонка, юбчонка, реченька дороженька, доченька.

Верблюжонок, медвежонок, ежонок, моржонок, лягушонок, мышонок, пастушонок, грачонок, зайчонок, галчонок, сычонок, барсучонок, волчонок.

I. 1. На переезде послышался рожок стрелочника. (Кат.) 2. В полдень дождь перестал, и, что белый пушок, на осеннюю грязь начал падать снежок. (Ник.) 3. Вмиг тогда мой петушок приподнимет гребешок, закричит и встрепенется (П.) 4. На лугу во множестве цветут львиные зевы синие, в лесу заячья капуста и душистый горошек. (Пришв.)

II. 1. Прохладный воздух едва качает язычок свечи. (Пауст.) 2. Старичок покачнулся вперед, заговорил. (М. Г.) 3. Лошадку ведет под уздцы мужичок. (Н.) 4. Дима вел научные наблюдения что-то все время записывал в свой дневничок. (В. Кологривов.) 5. На бору, на яру стоит мужичок — красный колпачок. (Загад.) 6. Дедушка и внучек вытащили шаланду на берег. (Кат.) 7. Это был дикий безлюдный кусочек берега, и здесь Петя чувствовал себя очень хорошо, спокойно и немного грустно. (Кат.) 8. Варюша купила махорки, завязала ее в мешочек и пошла на станцию посмотреть на поезда. (Пауст.) 9. Каждый комочек Лева разминает руками, каждый малейший камешек показывает профессору. (Пришв.)

III. 1. В это время в толпе партизан показался пастушонок. (Фад.) 2. Талая вода проникла в глубь снега и разбудила сидящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка. (Пришв.) 3. Получив шлепок, медвежонок кубарем откатывался в сторону. (Усп.) 4. Восемь дней Юлька наблюдала в окно за жизнью скворчонка. (Песк.) 5. Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. (Пришв.) 6. Молоко у зайчих такое сладкое, густое, что зайчонок раз насосется — потом несколько дней сыт. (В. Бианки.)

IV. 1. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и пустился большими шагами домой. (Т.) 2. Старик мирно спал под деревом на опушке, подложив под голову мягкую шапчонку. (Фад.) 3. Дина его тянет ручонками за рубаху изо всех сил, сама смеется. (Л. Г.)

V. 1. Кругом белым-бело, деревья до самого малого, чуть приметного сучонка убраны снегом. (Наг.) 2. Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Загад.)

Выпишите слова: 1) с о — е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных в одну колонку; 2) с е — о после шипящих в корне в другую.

1. При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою. (В. Жук.) 2. Человек может стать другом, товарищем и братом другого человека лишь при условии, когда горе другого человека становится его личным горем. (Сухомл.) 3. Плавунчик закружится в луже, как волчок, возмутит воду, закружит водяных жуков в водоворот и хватает их потом как с блюдечка. (Сл.) 4. Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка, да разбойница лиса… любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика. (Уш.) 5. Вершины тополей шумели под холодным ветром, бледный рожок месяца одиноко висел в черном небе. (Н. Дубов.) 6. Черная лохматая собачонка рычит на нас, но не лает. (Ю. Гр.) 7. Солнышко серп нагревает, солнышко очи слепит, жжет оно голову, плечи, ноженьки, рученьки жжет. (Н.) 8. Шорохи и разряды усилились, голос походил на ниточку. (Дем.) 9. Несомненно, в сосняке скрывались люди, они наблюдали за ним и о чем-то перешептывались. (Пол.) 10. Зеленый язычок листа весна задорно показала. (И. Груздев.) 11. Долго и тихо падает на землю сухой желтый листочек. (С.-М.) 12. Счет времени был окончательно потерян. (Боч.) 13. Земляной заяц — самый большой из всех тушканчиков, ростом с зайчонка. (Сл.) 14. Весной я вышел с ночевкой на глухариный ток. (Пришв.)

АДМИРАЛ Ф. П. ВРАНГЕЛЬ

Из всех адмиралов русского флота Фердинанд Петрович Врангель был самым удивительным. Он участвовал в кругосветном плавании Головнина, был начальником экспедиции, что искала для России новые земли у берегов Чукотки. Четыре года плавал он у северных берегов Азии. Впервые в истории русской географии его экспедиция проводила навигационные, геомагнитные, климатические исследования. Сто пятнадцать астрономических пунктов на северных берегах поставил Ф. П. Врангель (А. Алдан-Семенов.) (64 сл.)

1. Буквы е — и окончаниях имен существительных.

2. Буквы и — ы после ц.

3. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

Смел и бесстрашен удод против сильной медведки, но беззащитен и робок даже перед воробьями. Он мирно уживается в соседстве с любыми птицами. В тысячной колонии розовых скворцов, черных стрижей и… воробьев непременным поселенцем бывает и удод.

Но если семье скворцов приглянется обжитое удодами дупло, то пересмешники выгоняют из него хозяев и выбрасывают яйца. А удоды не могут и не пытаются возвратить отнятое жилье. Хорошо, что этим птицам для гнезда годится любое пустое место с крышей над головой.

Полет удода легок. За кормом летает далеко и никогда не ищет его возле гнезда.

На Верхнем Дону удод выводит птенцов раз в лето, на Нижнем — дважды. Из года в год возвращается в одно место, но для гнезда ищет новое убежище. (По Л. Семаго.) (118 сл.)

1. Буквы о — е после шипящих в окончаниях существительных.

2. Разделительные ъ и ь.

3. Гласные и согласные в приставках.

…Давайте заглянем на реку: что там делается, кто кого кусает и зачем? Всем известная кусака — это щука. Рот у нее большой, и в нем полно мелких и острых зубов. Растут они в несколько рядов на верхней челюсти и нижней, все направлены назад — ужас! Только без таких зубов щуке не прожить, ведь ловит она скользкую рыбу в твердой чешуе, трудно ее удержать в пасти…

У судака, у окуня пасть поменьше, да и зубов тоже не так густо.

У усатого сома-нодкоряжника пасть здоровенная и зубастая, но зубки совсем мелкие, как будто терка. (М. Молюков.) (93 сл.)

1. Буквы е — и в падежных окончаниях существительных.

2. Проверяемые согласные в корне.

Половина человечества питается рисом. Рис выгоден: в тропиках можно трижды в год собирать урожай. Пока зерно поспевает, уже готовится рассада для нового посева. И так ежегодно. Для риса не страшна и засуха: он растет в воде. Его корни пронизаны целой сетью воздухоносных каналов. С помощью таких каналов хорошо проветривается все растение.

Рис теплолюбив. Поэтому его выращивают главным образом на его родине — в странах Юго-Восточной Азии: в Индии, Мьянме, Индонезии, Вьетнаме, Китае, Японии. Рис сеют также и в России в Приморском крае, в низовьях Волги и Кубани, в Казахстане, на юге Украины. В этих районах достаточно жаркое для этого растения лето, а воду на орошение берут из рек, Старые районы рисосеяния находятся и в Средней Азии. (Из кн. «Что такое? Кто такой?».) (116 сл.)

1 Буквы е — и в падежных окончаниях существительных.

2. Соединительные о — е в сложных словах.

3. Чередующиеся гласные в корне.

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили и отцы, и деды наши. Родиной мы зовем ее потому что в ней мы родились; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

Велика наша родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она на одиннадцать тысяч верст, от севера к югу на шесть тысяч. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и Азии.

В России две столицы: Санкт-Петербург и Москва, множество разных городов, а селам и деревням — так и счету нет. Живет в России много различных племен и народов, и кормит она более ста миллионов человек.

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина. (К. Ушинский.) (139 сл.)

1. Буквы е — и в падежных окончаниях существительных.

2. Большая буква в собственных наименованиях.

1. Составьте словосочетания, ставя слова в дательном или предложном падеже.

Лотерея — история, оранжерея — гарантия, статуя — география, Мария — Марья.

Лекторий — санаторий, зной — профилакторий, иней — дендрарий.

Затишье — напряжение, здоровье — поглощение, предгорье — полоскание, приморье — увядание, зимовье — снаряжение.

Лошадь — лошадка, тетрадь — тетрадка, кровать — кроватка, ель — елка.

Бюллетень — мозоль, рояль — шинель, прорубь — картофель.

2. Перестройте предложения в словосочетания с родительным падежом.

Образец. Работа окончилась — окончание работы.

Уборка продолжалась. Праздновалась победа. Учеба возобновилась.

3. Составьте словосочетания, поставив данные слова в дательный или предложный падеж.

Экскурсия, столица, пшеница, суша, мельница.

4. Вставьте подходящие по смыслу существительные с о — е после шипящих в окончаниях.

Пирог начинили мясным … (фаршем). Перед крыльцом стоял воз с тяжелой … (поклажей). Рабочих кормили украинским … (борщом).

5.Перестройте предложения так чтобы, существительные на шипящей стояли в творительном падеже единственного числа.

Плющ обвивает беседку. Свеча освещает комнату. Врач принял больного. Туча закрыла все небо.

6. Замените слова и сочетания слов одним существительным с шипящим на конце.

Мелкие деньги (мелочь), неправда (ложь), глухое место (глушь), содействие (помощь), певозделаншдл земля (пустошь).

К ЛЮДЯМ ЗА ПОМОЩЬЮ

Михаил Григорьевич Юхлин — охотиик-эвенк. Однажды он услышал в своей избушке, как кто-то ломится через кусты. Схватил карабин, притаился. И видит, выходит на поляну медведица, медвежонка толкает.

Мать медвежонка лапой легонько поддала, а сама в кусты, через ручей перебралась и ушла в чащу. А медвежонок сел на задние лапы, переднюю держит на весу и взвизгивает. Пришел охотник поближе. Смотрит, лапа у медвежонка вздулась, нарыв на всю подошву, заноза синеет.

Взял Юхлин в избушке бинт, йод, медвежонка между колен зажал. Прокалил нож и вспорол нарыв, лапу вытер и йодом залил. Взвыл медвежонок от боли и убежал. А из кустов медведица вышла встречать малыша. (По М. Бубличенко.) (110 сл.)

1. Буквы о — е после шипящих в суффиксах существительных.

2. Буквы е — и в окончаниях глаголов I и II спряжения.


источники:

http://cornfield.ru/glasnye-o-e-posle-shipyashhix-v-suffiksax-sushhestvitelnyx/

http://dictations.ru/bukvy-o-e-posle-shipyashhix-v-suffiksax-sushhestvitelnyx/