Диктант объясните правописание пропущенных букв определите какие

ГДЗ диктанты по русскому языку 6 класс Задание: § На небе разгорается заря Я пробираюсь узкой дорожкой

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и собираются удержать меня. Из придорожных зарослей вылетела перепелка и скрылась во ржи.

Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля и кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.

Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и грибов. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоит присесть, и сразу увидишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.

Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. Здесь мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.

Грамматические задания:

1. Фонетический разбор слова: ягоды, колосья.

2. Выписать слова с чередующимися гласными в корне и объяснить их написание.

Выписать слова с проверяемыми гласными и подобрать к ним проверочные слова.

Тяжёлые (тяжесть), колосья (колос), лица (личико), удержать (держит), освещают (свет), далёкие (даль), поля (поле), грибы (гриб), оправдались (правда), лесные (лес), поляны (поле), траве (травка), головки (головы), бродил (бродит), дотащил (тащит), хорошо (хороший).

3. Синтаксический разбор предложения.

Из придорожных зарослей вылетела перепелка и скрылась во ржи.

С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод.

3. Знаки препинания в сложном предложении

ГДЗ ◄ ГДЗ русский язык ◄ ГДЗ русский язык/ Ладыженская 8 кл. ◄

Готовые ответы (образцы решений) упражнений № 12-20 к § 3. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения, учебника Русский язык 8 кл. Ладыженская, Тростенцова.

12. Выпишите, расставляя пропущенные запятые, сложные предложения в такой последовательности: сначала бессоюзные, затем союзные. Какое предложение можно отнести к одной и другой группам? Почему?

Подчеркните грамматические основы. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного по образцу. Подчеркните слова, обозначающие цвет.

13. Заполните таблицу своими примерами. Расскажите по ней о типах сложных предложений и средствах связи в них.
Тип предложенияБессоюзныеСоюзные ССПСоюзные СПП
Средства связи простых предложений в сложномИнтонацияСочинительные союзы и интонацияПодчинительные союзы, союзные слова и интонация
ПримерыЯ сижу в своем саду, горит светильникУж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничутьНаполеон понял, что он проиграл битву

Бессоюзные предложения (средство связи — интонация): Внезапно Варя почувствовала: чьи-то слёзы закапали ей на руку. Нравится рисовать — рисуй на здоровье.

Сложносочинённые предложения (средство связи — сочинительные союзы и интонация): Стоит ему переехать в другую страну на жительство, и эмигрант. По-видимому, погода испортится и мы не поедем на дачу.

Сложноподчинённые предложения (средство связи подчинительные союзы, союзные слова и интонация): Чтобы успеть на поезд, нам пришлось ловить машину. Всё моё внимание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека.

14. Рассмотрите схемы сложных предложений. Что на них обозначено?
  • Схема первого предложения — схема бессоюзного предложения, которое состоит из четырёх простых; первое и второе простые предложения разделяются интонацией и запятой, второе и третье — точкой с запятой, третье и четвёртое — запятой.
  • Схема второго предложения — схема сложносочинённого предложения, которое состоит из двух простых, разделённых интонацией и сочинительным союзом и.
  • Схема третьего предложения — схема сложноподчинённого предложения, которое состоит из главной и придаточной частей (придаточное определительное).
  • Схема четвёртого предложения — схема сложного предложения с разными видами связи, состоит из четырёх простых; первое и второе связаны бессоюзной связью, второе и третье, третье и четвертое — союзной (с помощью сочинительного союза и).
15. Прочитайте вслух строфу из романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Определите, сколько в тексте сложных предложений. Постройте схему последнего сложного предложения по образцам, данным в упр. 14.

16. В каких предложениях сообщается о двух фактах, фрагментах действительности? Простыми или сложными являются эти предложения? Спишите, подчёркивая грамматические основы и расставляя пропущенные разделительные запятые.

Заключите в овал средства связи простых предложений в сложном. На полях против каждого сложного предложения начертите его схему.

17. Спишите, подчёркивая грамматические основы и расставляя пропущенные выделительные запятые. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного по образцу.

18. Составьте схемы предложений из предыдущего упражнения по образцу. В нём показано, что придаточное предложение расположено внутри главного, поэтому прямоугольник, обозначающий главное предложение, изображается с разрывом.

Обратите внимание на постановку знаков препинания в схеме. Эта схема отражает строение предложения, данного в образце упр. 17.

19. В каких предложениях содержится сообщение о двух фактах? Пронумеруйте простые предложения в составе сложного по образцу (см. упр. 17). Поставьте запятые между простыми предложениями в сложном. На полях против каждого предложения начертите его схему.

1)Термин «глагол» показывает, 2) что он есть главное слово в речи или в предложении, З), так как в древнерусском языке слово речь как грамматический термин употреблялось в значении «глагол». Сема: [глагол], (что), (так как)

Слово «наречие» — собственно значит приглаголие. Предложение простое, схема [ 1) ].

1)Но ещё Барсов в своей грамматике (XVIII в.) отмечал, 2)что этимологический смысл термина «наречие» не соответствует позднейшим функциям этой категории, 3)потому что наречия относятся не только к глаголам, но и к другим частям речи. СХЕМА: [глагол], (что), (потому что)

1)Союз «впрочем» восходит к выражению «в прочем», 2)которое состоит из предлога «в» и формы предложного падежа от субстантивированного прилагательного «прочее» (остальное). СХЕМА: [сущ.]. (которое)

1)Не подлежит сомнению, 2)что это выражение в деловом языке XVII—XVIII вв. ещё только приобретало оттенок наречия или модального (вводного) слова. СХЕМА: [глагол+сущ.], (что).

20. Диктант. Объясните правописание пропущенных букв. Определите, какие знаки препинания пропущены, и докажите необходимость их постановки.

Компьютер может работать только с такой информацией, (запятая между частями сложного предложения) которую люди могут превратить в сигналы. Если бы люди умели превращать в сигналы вкус или запах, (запятая между частями сложного предложения) то компьютер мог бы работать и с такой информацией, (запятая между частями сложного предложения) но делать этого люди пока не научились (не – частица с глаголами пишется отдельно).

Очень хорошо превращается в сигналы то, (запятая между частями сложного предложения) что мы видим. Для этого есть видеокамеры, (запятая между однородными членами предложения) специальные цифровые фотоаппараты и специальные устройства, (запятая между частями сложного предложения) которые носят название сканеры. Люди давно научились превращать в сигналы то, (запятая между частями сложного предложения) что мы слышим.

Делают это с помощью микрофонов. Даже обычный телефонный аппарат способен справиться с такой задачей, (запятая между частями сложного предложения) так как он превращает в сигналы звук человеческого голоса.
(По книге «Занимательный компьютер».)

§ 3. Знаки препинания в сложном предложении.

§ 4. Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий
и наречий ►

Тексты диктантов с пропущенными буквами и знаками препинания

Тексты диктантов с пропущенными буквами и знаками препинания

Береза у дороги

За крайней избой степной д…р…вушки дал…ко прост…рались поля среди которых в…лась прежняя дорога к городу. Глубокие к…леи дороги зар…сли травой с ж…лтыми и белыми цветами. У дороги стояла (бело)ствольная пл…кучая береза. Осень уб…рала и березу в золотой убор. Можно было разл…чить самый отд…ле…ый курган на р…внине ж…лтого жнв…я. Оч…ровательная осенью береза была сча…лива и сияла оз…ре…ая (с)низу отсветом сухих листьев. Наступила зима. В долгую зиму ветер бе…пощадно тр…пал обн…ж…ые ветви березы. Но вот от туманов и дождей начинали ч…рнеть и дыми…ся крыши изб. Все снежное поле раст…плялось и бл…стело на весе…ем со. нце дрожа бе…числе…ыми руч…ями. Уже пели жаворонки уже мальчишки п…стухи заг…ревали от ветров и со…нца. Зам…рали по вечерней з…ре песни девушек прощавшихся со своими подругами. Зеленели ветлы перед избами зеленела береза у дороги. Прот…кали жаркие июн…ские дни. Помню как мягко и без…аботно шумел летний ветер в ш…лковой листве березы пугая эту листву и скл…няя до самых к…лосьев тонкие гибкие ветви. Жизнь (не)стоит на месте. (Не)тем (ли) ихороша жизнь что она пр…бывает в(не)уста…ом обн…влении?

Текст для самоконтроля

Береза у дороги

За крайней избой степной деревушки далеко простирались поля, среди которых вилась прежняя дорога к городу. Глубокие колеи дороги заросли травой с жёлтыми и белыми цветами. У дороги стояла белоствольная плакучая береза. Осень убирала и березу в золотой убор. Можно было различить самый отдаленный курган на равнине жёлтого жнивья. Очаровательная осенью, береза была счастлива и сияла, озаренная снизу отсветом сухих листьев. Наступила зима. В долгую зиму ветер беспощадно трепал обнажённые ветви березы. Но вот от туманов и дождей начинали чернеть и дымиться крыши изб. Все снежное поле растоплялось и блестело на весеннем солнце, дрожа бесчисленными ручьями. Уже пели жаворонки, уже мальчишки — пастухи загоревали от ветров и солнца. Замирали по вечерней заре песни девушек, прощавшихся со своими подругами. Зеленели ветлы перед избами, зеленела береза у дороги. Протекали жаркие июньские дни. Помню, как мягко и беззаботно шумел летний ветер в шёлковой листве березы, пугая эту листву и склоняя до самых колосьев тонкие, гибкие ветви. Жизнь не стоит на месте. Не тем ли и хороша жизнь, что она пребывает в в неустанном обновлении?

(В) течени… (не)скольких лет я пр…водил летние месяцы на даче (в)дали от пыльного душного наполне…ого грохотом города в тихой д…р…вушке зат…рявшейся среди густого соснового леса.

Встаешь бывало вместе с восходом солнца когда р…систая трава еще белеет а (из)леса особе…о сильно доносится крепкий см…листый ар…мат. (Не)умываясь накинув только старое п…тишко бежишь к реке (на)ходу быстро разд…ваешься и бухаешься в студе…ую розовую от з…ри еще подернутую легким паром гладкую как зеркало водя…ую поверхность р…спугивая ути. ое семейство которое с тревожным кряканьем р…спл…вается из пр…брежного тр…ника. Выкупаешься и дрожа от холода с чувством здоровья свежести сп…шишь к чаю накрытому в густо р…зросшемся п…л…саднике в тени с…реневых кустов образующих душ…стую зеленую б…седку.

Затем целый день бродишь с ружьем и собакой по окре…ным лесам и болотцам ловишь с (бело)головыми ребятишками раков тянешь с рыбаками невод и варишь поз..ней ночью уху. (А)то сидишь с удочкой надев соломе…ую шляпу и пристально сл…дишь за попл…вком едва виднеющ…мся в р…сплавленном с…р…бре реки. Домой в…звращаешься усталый перепачка…ый (с)ног (до)головы но бодрый и веселый с чудовищным а…етитом.

Текст для самоконтроля

В течение нескольких лет я проводил летние месяцы на даче, вдали от пыльного, душного, наполненного грохотом города, в тихой деревушке, затерявшейся среди густого соснового леса.

Встаешь, бывало, вместе с восходом солнца, когда росистая трава еще белеет, а из леса особенно сильно доносится крепкий смолистый аромат. Не умываясь, накинув только старое пальтишко, бежишь к реке, на ходу быстро раздеваешься и бухаешься в студеную, розовую от зари, еще подернутую легким паром, гладкую, как зеркало, водяную поверхность, распугивая утиное семейство, которое с тревожным кряканьем расплывается из прибрежного тростника. Выкупаешься и, дрожа от холода, с чувством здоровья и свежести, спешишь к чаю, накрытому в густо разросшемся палисаднике в тени сиреневых кустов, образующих душистую зеленую беседку.

Затем целый день бродишь с ружьем и собакой по окрестным лесам и болотцам, ловишь с белоголовыми ребятишками раков, тянешь с рыбаками невод и варишь поздней ночью уху. А то сидишь с удочкой, надев соломенную шляпу и пристально следишь за поплавком, едва виднеющимся в расплавленном серебре реки. Домой возвращаешься усталый, перепачканный с ног до головы, но бодрый и веселый, с чудовищным аппетитом.


источники:

http://litemove.ru/znaki-prepinaniya-slozhnom-predlozhenii

http://pandia.ru/text/80/673/83579.php