Диктант по правописанию глаголов 6 класс

Диктант для 6 класса
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Материал поможет проверить знания шестиклассников по теме «Повторение в начале года»

Скачать:

ВложениеРазмер
diktant_dlya_6_klass.docx13.2 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант по теме «Глагол» ( 6 класс)

Утро только наступает. Золотистый туман стелется по долине. Веет утренней прохладой. Первые лучи солнца пробиваются сквозь густые верхушки деревьев.

Бредешь по заречному лугу и видишь много цветов в высокой зеленой траве. От легкого ветерка качаются их нарядные головки в желтых колпачках и белых веночках, прячутся в густой траве. На резных листочках серебром лежат капельки росы. Сорвешь цветочную чашечку, осторожно поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и она вкуснее всякого напитка покажется.

Днем ветер далеко по окрестностям разнесет медовые запахи луговых цветов и сочных трав.

Тропка приводит нас в самую глубь лесной чащи. Изящные цветы ландыша здесь знает каждый. Он скромно таится от посторонних глаз всюду: в тени лесов, на лесных опушках, по оврагам. В народе цветы называют ожерельем Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, девочка рассыпала его, и оно превратилось в душистые колокольчики. В погожее утро крошечные колокольчики «вызванивают» прекрасную мелодию, её подхватывают лесные обитатели: птицы, насекомые.

Небо над головой синее и радостное. Глядишь и не можешь глаз оторвать. Дышится легко. Воздух душистый и свежий.

Контрольная работа по теме «Глагол»

1.Запишите глаголы, объясните правописание суффикса инфинитива графически:

Та…л, се…л, кле. л, обид…л, стро. л

2.Запишите глаголы, объясните правописание безударного личного окончания в глаголе графически:

Бор…тся, гон…т, стел…т, скач…т, обид…тся

3.Объясните правописание –тся и –ться в глаголах:

не колышет…ся, надо собират…ся, нужно хорошо подготовит…ся, может пригодит…ся, ему нездоровит…ся, он добирает..ся

4. Запишите глаголы в 1 лице единственного числа настоящего времени. Объясните правописание суффиксов :

атаковать, беседовать, разглядывать, посвистывать, основывать

5.Определите наклонение глаголов, объясните правописание безударных личных окончаний :

Вы пиш…те почти без ошибок (писать).

Выпиш…те из статьи нужные вам цифры(выписать).

Вспомн…те правило и приведите пример(вспомнить)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

математические диктанты 2 класс по УМК ПНШ.

математические диктанты 3 класс УМК ПНШ.

Графические диктанты представлены в види мини-презентаций. Разработаны по теме «Решение уравнений» ,6 класс. Даны три ГД: «Раскрытие скобок», «Подобные слагаемые», «Решение уравнений».

Диктанты для вспомогательного отделения.

математический диктант 4 класс (май) 1 вариант.

математический диктант (4 класс, май, 2 вариант).

Контрольные диктанты по русскому языку по теме «Глагол» (6 класс)

Контрольные диктанты по теме «Глагол» (6 класс)

К концу зимы в еловых шишках семена созревают. Чешуйки у шишек приподнимаются, и семена высыпаются на снег. Там их уже не соберешь. А вот пока семена из шишек еще не высыпались, собирать их самое время.

Нужны они для посадки, чтобы выросли новые молодые елочки. Только вот беда, высоко шишки на елях растут, трудно до них добраться. Помню, попросил нас, ребят, знакомый лесник ему в этом деле помочь. Пошли мы на лыжах по лесу. Вдруг лесник говорит: «Слышите, друзья голоса подают, зовут к себе».

Мы прислушались. Никто нас не зовет, только какие – то птицы с громким криком прилетели и расселись неподалеку. Туда лесник нас и повел.

Глядим мы: на ветках елок лазают какие-то красноватые птицы, покрупней воробья. Лазают, как попугайчики, и лапами и клювами за ветки цепляются. Доберутся до шишек и ну их шелушить. Да не очень ловко у них получается: то одну, то другую шишку в снег уронят. Шишки так и сыплются, только успевай их подбирать.

Лесник весело сказал: «Вот и лазить за шишками не пришлось. Говорил вам, что друзья помогут».

(167 слов) Г.Скребицкий.

Как лечатся звери

Ранней весной в лесу можно иногда увидеть, как лиса или барсук вынесут из темных и сырых нор только что народившихся малышей, подержат их некоторое время на солнышке, переворачивая с одной стороны на другую, а затем опять унесут обратно в логово. А для чего нужно облучать малышей солнцем? Чтобы спасти их от рахита.

Всем известно, что свиньи очень любят поваляться в грязи. Но делают они это не только ради собственного удовольствия. Такая грязевая ванна помогает им избавиться от разных болезней.

А как лечат свои раны лев, тигр, медведь и другие хищники? Они их вылизывают, порой помогая друг другу. Слюной они убивают опасных бактерий. Рана перестает быть заразной, быстро заживает.

Конечно, когда животные лечатся, то действиями их руководит не разум, а инстинкты, которые передаются из поколения в поколение. Эти инстинкты – приспособления к окружающей среде очень сложны. Во всяком случае, некоторые способы лечения, которые применяют животные, настолько удачны, что даже перенесены человеком в медицину.

(149 слов) Б.Ржевский.

Один старый солдат никогда не расставался с мешочком. Он его на груди хранил и пронес от Москвы до Берлина.

Дело было перед боем. Молодой солдат спрашивает у старого солдата: «Отец, а что ты в мешочке носишь?» Ответил старый солдат: «Рожь да пшеничку, сынок».

Не понял молодой солдат шутки. Бой начался. И в том бою старый солдат погиб как герой. Вынес его молодой солдат из боя и, прежде чем похоронить, снял у него с шеи мешочек. Развязал его, а там горстка родной земли, которую пронес старый солдат от Москвы до Берлина.

Окончилась война. Поехал молодой воин домой. Ехал молодой солдат через Чехословакию, Венгрию, Румынию, и везде видел он, как хлеба в полях колышутся. Домой вернулся, а родная земля его рожью да пшеничкой встречает.

Понял молодой солдат, о чем ему старый солдат перед боем говорил, за что голову свою сложил. За мир, за хлеб, за родную землю.

Орел и обезьяны

Далеко от нас, в жарких странах, в густом лесу жили обезьяны. Их было много: и старых, и молодых, и маленьких. Жили они целыми стадами. В лесу они лазали и прыгали по деревьям, качались на ветках, играли.

Вот раз одна совсем маленькая обезьянка залезла на самую верхушку дерева, уцепилась за крепкую ветку и стала качаться. Вдруг на нее сверху кинулся огромный орел. Он запустил в нее свои острые когти и хотел унести ее к себе в гнездо. Обезьянка громко закричала.

К дереву прибежали обезьяны, быстро залезли на него и стали кричать. Они окружили орла и начали его бить, кусать, хватать за лапы, за крылья, тащить за хвост.

Долго обезьяны били врага, рвали перья. Он не мог больше держать обезьянку, выпустил ее и улетел. Обезьяны окружили маленькую обезьянку и заботливо стали осматривать ее спинку. На спинке у нее были глубокие раны.

(139 слов) Л.Толстой.

Хорошо июньской ночью в лесу. Он в это время наполнен ароматом трав, цветов, свежей листвы. То тут, то там раздаются таинственные звуки, шорохи.

Вот среди травы замигали зеленоватые огоньки. Они передвигаются, они живые. Огоньки будут светить долго – долго, а на заре погаснут. Это жучки- светлячки.

Возьмешь такого светлячка в руки — он без крыльев и напоминает маленького червяка. Это самка. Самцы же имеют крылья, летают, но не светятся.

Особенно много светлячков бывает в конце июня. В народе их раньше называли «Ивановыми червячками», потому что жучки появлялись во время дня Ивана Купалы – древнего земледельческого праздника.

Свет наших жучков довольно слабый, а вот в Южной Америке есть насекомые, которые дают очень яркий свет. Это жуки кукубано. Светятся они так красиво, что женщины даже украшают этими фонариками свои прически.

(127 слов.) Б.Ржевский.

Запись на доске: жучки – светлячки, жуки кукубано, день Ивана Купалы, Южная Америка.

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все эти алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами:

и желтыми, и красными, и синими. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с серебряной росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля.

Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

(113 слов) Л.Н. Толстой.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Диктант по правописанию глаголов 6 класс

Словарные диктанты

I. Не чувствовал приближения шторма; участвовал в соревновании; присутствовать на открытии выставки; командовать кораблем; свирепствовал ураган; заведовала библиотекой; преследовать зверя; попробовать новый сорт; посвистывает в кустах; не оглядывался назад; не интересовался этой историей; приказывать отступить; раскаиваться в проступке; настаивал на перемене маршрута; отстаивал интересы команды; уговаривал подняться на вершину неприступной скалы; обрадовался возвращению отца из командировки; образовывался новый кружок.

II. Настойчиво советовать, усиленно рекомендовать, чествовать героев, разведывать местность, негодовать от возмущения, рассчитывать на друзей, исследовать местность, испытывать новые модели, рассматривать вопрос, разделывать тушу, подглядывать в щелку, командовать ротой, расчерчивать таблицу, докладывать командиру, доказывать правоту, оценивать обстановку, ночевать в лесу, наведываться к друзьям, воспитывать сестру, участвовать в соревнованиях, вслушиваться в мелодию, волноваться за маму, разыгрывать роль, настаивать на своем, заведовать аптекой, похаживать по двору, радовать родителей, пропагандировать идеи, шествовать по шоссе, выкидывать старые вещи, обслуживать посетителей.

Предупредительный диктант

1) Хорошо слышно, как постукивают, погромыхивают за рощей поезда. (Э. Шим) 2) Голубое небо проглядывает в рамке леса. (Д. Зуев) 3) Вдруг глухарь поднял голову, расправил крылья и спланировал с дерева. Вышагивает важно по снежному насту, осторожно оглядывается. (Д. Зуев) 4) Берег моря образовывал длинную вогнутую дугу. (В. Пелевин) 5) Зыбкий розовый свет выхватывал из темноты лица. (Э. Хруцкий) 6) Даша разглядывала узоры на покрытом инеем окне. 7) Разум отказывался верить в происходящее. (А. Маринина) 8) В воду рек опрокидывались зори и тихо гасли. (В. Шукшин)

Объяснительный диктант

1) На лесных тропинках проваливался под ногами снег. 2) В густой еловой чащобе тихо посвистывает рябчик. 3) Тихо потрескивает костер. 4) Алым золотом отсвечивают мачты. 5) Я любовался узором заячьих и лисьих следов. 6) Рассказывают, как на ежей охотятся хитрые лисицы. Свернувшегося в колючий клубочек ежа лисица тихонько скатывает с крутого берега в воду, где еж быстро развертывается. Лисица быстро расправляется с ним. Такое проделывают с ежами и умные собаки. 7) Ежи забирались передними лапами в собачью чашку и тихонько пофыркивали. 8) Они не боялись людей, спокойно бегали по комнатам и не пытались свертываться в клубочек. 9) В кустах пересвистывались и перелетали веселые птички. 10) Над кувшинками летали и присаживались легкие стрекозы. 11) Зверек выдергивал из гнезд зерна спелого подсолнуха и набивал ими защечные мешки. 12) Один из охотников отправлялся разыскивать стаю. 13) Они устраивали из еловых густых лап удобные шалаши. 14) Один за другим подсаживались к нехитрой приманке тетерева. 15) Потрескивают от мороза в лесу стволы деревьев. 16) Покусывают, мешают спать комары. 17) Я вглядываюсь в снежную глубину леса. 18) Собаки не решались приблизиться к зверю и дружно облаивали его со сторонки.

(По И. Соколову-Микитову)

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.
Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.
Ежи — полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. (108 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

С каждым километром пути озеро становится длиннее и ýже. На его стеклянной поверхности гаснет неяркий свет заката. Легкий ветерок едва касается глади озера и рябит воду, шуршит темно-зелеными камышовыми зарослями. Водяные струи кажутся то серебряными, то золотистыми. Они тихо бьются о невысокий песчаный берег.
В прибрежных кустах завозился утиный выводок. Раздается негромкий гусиный гогот и другие птичьи голоса.
Вот показалась низкая деревянная избушка. Лодка причаливает к берегу. Из избушки выходит хозяин, помогает нам выгрузиться, приглашает в дом. Гостеприимный хозяин расспрашивает нас о дальнейшем маршруте, предлагает остаться на ночлег.
Наступает теплая летняя ночь. Усталость дает себя чувствовать. Добираемся до сарая, где приятно пахнет свежим сеном. Засыпаем там крепким, здоровым сном. (109 слов)

Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох — со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь — косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится. (110 слов)


источники:

http://infourok.ru/kontrolnie-diktanti-po-russkomu-yaziku-po-teme-glagol-klass-2746281.html

http://shcoole.do.am/publ/diktanty/diktanty_po_russkomu_jazyku_6_klass/pravopisanie_glasnykh_v_suffiksakh_glagolov/6-1-0-83