Диктант по правописанию ь после шипящих

Контрольный диктант «Ь знак после шипящих»

Контрольный диктант по теме

«Употребление мягкого знака после шипящих на конце слов»

Хорошо весной в лесу! Берёзки распускают свои клейкие листья. Воздух чист и свеж. Пахнет молодым листом, прелой землёй. Небо без туч. Весеннее солнце сильно печёт, но в тени ещё холодно.

Цветёт душистая черёмуха. В прудах и озёрах видны крупные жёлтые цветы. С одного берега на другой летают стрекозы. Поднялась высокая трава. На полях уж зеленеет рожь. Пришла настоящая весна!

Открывай настежь окна! Теперь не усидишь дома! В такую пору хорошо сходить на рыбалку. Посидишь на берегу на ранней зорьке, поймаешь рыбку и радуешься.

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(много) задач_ — ________

2.Выполнить морфемный разбор:

Силач, пахуч, сорвёшь, дач, замуж, ночь.

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(мало) свеч_ — __________

не пряч_ — ______________

2.Выполнить морфемный разбор:

Дичь, пожуёшь, колюч, крыш, наотмашь, крепыш

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(много) задач_ — ________

2.Выполнить морфемный разбор:

Силач, пахуч, сорвёшь, дач, замуж, ночь.

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(мало) свеч_ — __________

не пряч_ — ______________

2.Выполнить морфемный разбор:

Дичь, пожуёшь, колюч, крыш, наотмашь, крепыш

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(много) задач_ — ________

2.Выполнить морфемный разбор:

Силач, пахуч, сорвёшь, дач, замуж, ночь.

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(мало) свеч_ — __________

не пряч_ — ______________

2.Выполнить морфемный разбор:

Дичь, пожуёшь, колюч, крыш, наотмашь, крепыш

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(много) задач_ — ________

2.Выполнить морфемный разбор:

Силач, пахуч, сорвёшь, дач, замуж, ночь.

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(мало) свеч_ — __________

не пряч_ — ______________

2.Выполнить морфемный разбор:

Дичь, пожуёшь, колюч, крыш, наотмашь, крепыш

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Гусейнова Патимат СаидгаджиевнаНаписать 2188 06.12.2019

Номер материала: ДБ-841929

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    06.12.2019 33
    06.12.2019 34
    06.12.2019 110
    06.12.2019 39
    06.12.2019 52
    06.12.2019 20
    06.12.2019 71
    06.12.2019 152

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию

Время чтения: 2 минуты

В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Диктант по правописанию ь после шипящих

Словарный диктант
Ночь, полночь, дочь, речь, печь, течь, тишь, мышь, плач, камыш, шалаш, сыч, лещ, ёрш, манеж, циркач, плащ, скрипач, мяч, марш, морж, молодёжь, врач, глушь, гуашь, брошь, дичь, блажь, бородач, брешь, рожь, дрожь, грош, малыш, рубеж, ландыш, мощь, помощь, горечь, ковш, ложь, карандаш, плющ, душ, нож, вещь, борщ.

Предложения под диктовку
Почти каждую ночь в лесу ухает сыч.
Только в полночь подъехала скорая помощь.
Солнечный луч разбудил мышь в норке.
Возьми нож и разрежь корж!
На манеж вышел известный всему городу циркач.
Мой товарищ подготовил хорошую речь.
Через витраж двери нельзя было посмотреть на монтаж прилавка.
Перед полётом экипаж самолёта прошёл инструктаж.
Скрипач и трубач вместе исполнили бравурный марш.
Повар приготовил дичь и фарш для котлет.
Промчавшийся смерч внёс в нашу жизнь жуткую неразбериху и ералаш.
Моя старшая дочь приготовила для всех вкусный борщ.
В сеть попался ёрш и небольшой лещ.
Большая брешь в лодке создала сильную течь.
Зелёный клещ заполз на плющ.
В кафе нам подали каждому горячий беляш и лаваш.
Известный детский врач имел большой стаж работы.
Ручной грач клевал мягкий калач.
Сельская молодёжь уже с самого утра в поле сеет рожь.
Дочь достала из кошелька нужную мелочь.

Несколько предложений под диктовку
Папа взял чертёж яхты. Он сам решил контролировать монтаж.
Москвич предложил помочь купить нужную нам вещь. Это была старинная брошь.
В зоопарке морж сильно поранил нос. Ветврач оказал ему помощь.
Стояла июльская сушь. Стриж стремительно облетал речной пляж.
Мы совершили длительный вояж в глушь леса. На обратной дороге потеряли ключ.
Наша семья приехали отдыхать в коттедж. С балкона нам открылся удивительный пейзаж.
Папа разжёг печь. Наш подкидыш согрелся, заурчал и уснул.
Трудно скрыть ложь. Фальшь всегда потом становится очевидной.
Малыш страшно испугался. Жуткая дрожь в ногах не позволяла ему сделать хотя бы шаг.
Вечером княжич заточил меч. Впереди была ночь, а утром великая сечь.
Миша взял карандаш и гуашь. И вот на листе появились шалаш, ёж и уж.

Диктант «ЕСЛИ В ДОМЕ БЕДА»
Задание: Подчеркнуть существительные с мягким знаком (ь) после шипящих в конце.
У тебя в семье кто-то тяжело заболел. Срочно набирай по телефону номер 03. Через несколько минут приедет «скорая помощь». Опытный врач сделает укол и даст лекарство больному. В доме пожар. Звони по телефону 01. Пожарная машина потушит огонь. При вызове милиции звони по телефону 02.
(49 слов)

Диктант «Мышь и холодильник».
Кухня. Полночь. Кругом полная тишь. Хлоп-нула дверь холодильника. Оттуда выходит мышь, огромная и пузатая. На ней висят сардельки, в одной руке — кусок сыра, в другой — лещ. Она идёт в сторону норки. Там стоит мышеловка, и в ней — маленький засохший мякиш хлеба.
(41 слово)
Слова для справок: оттуда.

Диктант «ДВА ТОВАРИЩА»
Шли по лесу два товарища. Вдруг из кустов вышел медведь. Один человек испугался и бросился бежать. Он залез на дерево и дрожал от страха. Его товарищ не успел спрятаться. Помощь была .далеко. Он упал на землю и притворился мёртвым. Медведь побродил рядом с ним и ушёл в лес. Вот так друг познаётся в беде.
(56 слов)

Диктант «Про птиц».
Чиж вьёт гнездо на большой высоте.
У грача перья, как чёрный плащ. Первый луч солнца — а грач уже в полях ест червячков и даже мелкую дичь. Это большая помощь людям.
Правда или ложь, что стриж может спать во время полёта?
(40 слов) Слова для справок: его, может.

Диктант «НОЧЬЮ»
Ночь накинула чёрный плащ на старый парк. По его заросшим дорожкам давно никто не ходил. Тяжёлые ворота увил густой плющ. Узкая тропинка ведёт к старинному замку. Кирпич потрескался. Дверь покосилась. Тишь и безмолвие. А раньше тут гремели балы, веселилась молодёжь.
(42 слова)

Диктант «ЛАНДЫШ»
Тёплое майское солнышко прогрело землю. Деревья покрылись густой листвой. Их тяжёлые кроны колышет ветер. Он разносит по лесу душистый аромат. Это нежный ландыш поднял белые головки над ковром из сочных и блестящих листьев. Луч солнца пробивается через ветви старой липы. Весёлым огнём горят на ландышах капельки утренней росы.
(49 слов)

Предупредительные и объяснительные диктанты по теме: Мягкий знак (ь) в существительных женского рода на шипящий

Диктант «В пути»
Поезд в пути. Змейкой тянулись зелёные вагоны. Яркий луч пробивался сквозь занавеску. Поезд мчался мимо полей. Там красовалась спелая рожь. Молоденькие телята паслись на густой траве. Рядом сидел пастух. Шарики клевера сливались в один пушистый ковёр. Доносились звонкие голоса. Молодёжь подхватила песню. Поезд мчался к морю. Какое оно — Чёрное море?

Диктант «Река».
Красиво катит воды река. Она спокойна и задумчива. Около берега тихо шепчет камыш. Солнце долго плыло над горизонтом. Он весь окутан розовой дымкой. Солнце cкрылось. Дымка тлеет всю ночь. Вот показался месяц. Ветерок поиграл с волной и улетел. Тишь. Летние ночи коротки. Не спеша потянулись за буксирами длинные плоты из брёвен.

Диктант «У озера»
Мы остановились на ночлег. Бледная луна освещала ночное озеро. Стояла тишь. Но вот пробежала маленькая мышь. Вдруг сверкнули два жёлтых огонька. Это старый филин проснулся на дереве.
Шло время. Похолодало. Я накинул плащ и продолжал наблюдать. Робко прорвался первый луч солнца, за ним появился другой. И вот уже вся местность залита светом. Пролетел стриж. Мы подошли ближе к озеру. По воде плыли большие красивые лебеди.

Диктант «Ростки»
Выглянуло солнце. Вся местность ожила. Зазеленела травка. Солнечный луч упал на семена. Ростки потянулись к свету и теплу. В земле крепли их корешки. Над землёй показался маленький стебелёк. С каждым днём он становился выше и выше. Малыш хотел походить на свою мать. Высокая стройная сосна росла рядом.

Диктант «Последние цветы».
Опять морозная ночь. Утром увидел группу голубых колокольчиков. На одном из них сидел шмель. Я сорвал колокольчик. Шмель остался сидеть. Я стряхнул шмеля. Он упал. Положил его под горячий луч, он ожил и полетел. А на раковой шейке за ночь оцепенела красная стрекоза. И кузнечики в огромном числе стали сыпаться из-под ног. И их оживлял солнечный луч. (59 слов)
(По М. Пришвину)
Новая орфограмма:
Мягкий знак после шипящих на конце существительных
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1 Мягкий знак для обозначения мягкости согласного
2. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн
3. Сочетания букв жи, ши
4. Проверяемые безударные гласные в корне слова
5. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова
6. Раздельное написание предлогов
7. Гласные и согласные буквы в приставках
8. Правописание слов с двойными согласными
9. Большая буква в начале предложения
10. Точка в конце предложения__

Диктант «В лесу»
Тихо и пустынно в зимнем лесу. Всё покрыто снегом. Спрятались под снежным ковром ручьи, прошлогодние листья. Ветки деревьев одеты в белые одежды. Кое-где можно увидеть забытые беличьи запасы, старое птичье гнездо. Медвежья берлога напоминает огромную подушку. Только воронье карканье нарушает безмолвие.

Выборочные диктанты по теме: Мягкий знак (ь) в существительных женского рода на шипящий

Диктант 1.
1. Распустился ландыш в мае. 2. Пшеницу, рожь, овес, ячмень убрали люди с поля. (С. Маршак) 3. Для больного человека нужен врач, нужна аптека.(С. Михалков) 4. Не утонет в речке мяч. (А. Барто) 5. Тиха украинская ночь. (А. Пушкин) 6. Дорога шла мимо березовых рощ. 7. Ане подарили красивую брошь. 8. Товарищ надеется на нашу помощь. 9. Миша пролил чёрную тушь. 10. В зелёной чаще журчит ключ. (51 слово)
Новая орфограмма:
Мягкий знак после шипящих на конце существительных
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного
2. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн
3. Сочетания букв ча, ща
4. Проверяемые безударные гласные в корне слова
5. Большая буква в собственных именах существительных
6. Гласные и согласные буквы в приставках
7. Раздельное написание предлогов
8. Большая буква в начале предложения
9. Точка в конце предложения
Словарные слова: человек, аптека, пшеница, товарищ.

Диктант 2.
1 Жили были царь с царицей: у них были сын и дочь. (Из русской народной сказки) 2. Над рекой, наклонясь, что-то шепчет камыш; а кругом на поляне непробудная тишь. (И. Суриков) 5. Песню дружбы запевает молодёжь. (Л. Ошанин) 6. Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит. 7. А царевич и царица целый день проведши так, лечь решили натощак. (А. Пушкин)

Диктант 3.
1. Какова голова, такова и речь. 2. Когда рожь, тогда и мера. 3. Красна речь слушаньем. 4. Ложь стоит до улики. 5. На пустой карман и грош хорош. 6. Посади деда на печь, тебя внуки посадят. 7. Сдружилась мышь с котом. 8. Луна и ночь — это мать и дочь. 9. Хорошую речь хорошо и слушать. (Пословицы) 10. После дождя на дороге много луж. 11. Песню Дружбы запевает молодёжь. (Л. Ошанин) 12. На город обрушился смерч.
(60 слов)
Новая орфограмма:
Мягкий знак после шипящих на конце существительных
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова
3. Раздельное написание предлогов
4. Разделительный мягкий знак
5. Гласные и согласные буквы в приставках
6. Предлоги и приставки
7. Большая буква в начале предложения
8. Точка в конце предложения
Словарные слова: хорошо, карман.

Диктант 4.
1. Луна и ночь — что мать и дочь. 2. Скупой богач беднее нищего. 3. Хорошую речь хорошо и слушать. 4. На безрыбье — и мелочь рыба. 5. И год хорош, когда уродилась рожь. 6. Книжка — лучший товарищ.

Диктант 5. (пословицы)
1. Если не ложь, то правда. 2. Есть грош, так будет и рожь. 3. Здоровому врач не надобен. 4. И мышь в свою норку тащит корку. 5. Какова мать, такова и дочь. 6. Калач хлебу не замена. 7. Красна речь поговоркою. 8. Грач — соколу добыча, а лягушка — вороне. 9. Не печь кормит, а руки. 10. Ночь мелет, день мелет, а толку нет. 11. Остёр меч, да некого сечь. 12. Речь как меч: сечёт и правого, и виноватого. 13. Рожь поспела, берись за дело. 14. Тишь, да гладь, да божья благодать. 15. Ель на ёжика похожа: ёж в иголках, ёлка тоже.

Зрительные диктанты по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»

Диктант 1.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
(И. Никитин)

Диктант 2.
Живет в моей квартире лев.
А это вам не кот,
Не чиж,
Не ёж,
Не мышь,
Совсем наоборот. (И. Пивоварова)

Диктант по теме «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи».
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Текст, составленный мной, насыщен словами с орфограммой «Мягкий знак после шипящей». Можно использовать в качестве итоговой работы после изучения темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
myagkiy_znak_posle_shipyashchikh.docx10.81 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

День был хорош и погож, а Митя был пригож. Вышел он из дома и побежал вскачь мимо дач, есть калач. А бабушка уж и печь топила. Для дорогого гостя и ворота настежь! Невтерпёж Мите. Горяч и жгуч калач. ,,Спешишь, обожжешься,- предостеречь его бабушка хочет,- намажь хоть вареньем”. Но ведь калач-то, тем и хорош, что горяч! ,,Ешь, ешь,- приговаривает она,- матушка- рожь кормит всех сплошь”.

Съел Митя весь калач, лишь один кусочек оставил. Пока он ел, много туч на небе появилось, сбежались тучки в одну кучку — быть ненастью! ,,Как же до дома, Митя, доберёшься! Беречься надо: гром трескуч, лес дремуч. Примерь хоть плащ, врач оставил, когда на пустошь уходил”,- хочет бабушка ему помочь. Подумал Митя и решил лечь на печь, пока солнца луч ночь не сменит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание мягкого знака на конце после шипящих в различных частях речи 10-11 класс.

Данный урок разработан для обучающихся профтехучилищ, получающих среднее образование, так же его можно проводить и в школах для обучающихся классов коррекции.

Правописание О, Ё, Е после шипящих в разных частях речи

Презентация содержит правила написания О, Ё, Е после шипящих в разных частях речи и может быть использована как тренажёр в 6-11-х классах.

Презентация по теме «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи»

Презентация учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ №627 Московского района Цыганковой В.А. “Мягкий знак после шипящих в разных частях речи”.

дидактический материал «Мягкий знак после шипящих у всех частей речи», «Буквы О-Ё после шипящих»

дидактический материал «Правописание Ь после шипящих»- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи.

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи» с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де.

Карточки для работы по темам: «Ь знак после шипящих в различных частях речи». «Правописание наречий».

Карточки содержат задания для организации и проведения повторения изученного по теме «Наречие» в 7 классе.

Карточки для работы по темам: «Ь знак после шипящих в различных частях речи». «Правописание наречий».

Карточки содержат задания для организации и проведения повторения изученного по теме «Наречие» в 7 классе.


источники:

http://prodictant.ru/dictant3class/potemam3class/70-mjagkij-znak-na-konce-imen-suschestvitelnyh-posle-shipjaschih-3-klass.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/03/20/diktant-po-teme-myagkiy-znak-posle-shipyashchikh-v-raznykh