Диктант по русскому на правописание союзов

Диктант по русскому на правописание союзов

Словарный диктант

Он тоже пришел и рассказал то же самое; он тоже ученик талантливый; говорить то же, что и другие свидетели; так же хвастлив, как и брат; он тоже готов идти; у него тоже была собака; что бы мне почитать, чтобы не скучать в дороге; что бы ни случилось, надо, чтобы все сохраняли спокойствие; действовал так же хитро, как и охотник; в то же время приехал и брат; он тоже приехал на праздник; задача решалась так же, как и предыдущая; я тоже пойду в поход; и он в то же время был там.

Объяснительные диктанты

I. 1) Линии рта были мужественны и в то же время детски наивны. (М. Шолохов) 2) Но здесь тоже успела поселиться тишина. 3) Шел по коридору, привычно здоровался, улыбался. Ему тоже улыбались.(В. Шукшин) 4) Он в этот час тоже вышел глянуть на Байкал. (В. Шукшин) 5) Тот тоже был труженик вечный и так же бодрился, когда приходилось туго. (В. Шукшин) 6) Каждого приезжающего в Петербург охватывало одно и то же чувство восхищения. 7 ) Все делалось поспешно и в то же время будто сквозь сон. 8) Мое расследование тоже не продвигалось.

II. 1) Шелестя листвой, качались под ветром деревья, по темно-синему небу все так же бежали облака. (С. Майоров) 2) Через минуту он исчез в снежной пурге так же внезапно, как и появился. 3) И манеры его были также весьма величественны и неспешны, так же он и говорил. (А. Адамов) 4) Так же, как и вчера, за окном шумел дождь.

III. 1) Всякий человек склонен рассуждать, что бы он сделал на месте другого. (М. Семенова) 2) Ночь открывала бесчисленные глаза, чтобы смотреть вниз до рассвета. (М. Семенова) 3) Дорога была достаточно широка, чтобы на ней могли разъехаться два грузовика. (В. Пелевин)

IV. 1) Она молча прошла по коридору и так же молча пригласила войти в комнату. 2) Мечтал также отправиться в экспедицию. 3) Зато тайга оживала, когда наступали лунные ночи. 4) Что бы он ни делал, все выходило плохо. 5) Все так же лился лунный свет в окна. 6) И тогда я тоже собрал все силы, чтобы вытерпеть еще хотя бы минуту. (С. Смирнов) 7 ) Человек благодарил меня за то, что я проявил интерес к звездному небу. (Ю. Олеша) 8) Она улыбнулась, затем медленно поднялась с кресла. 9) День выдался пасмурный, зато не было жарко. 10) Все так же валил снег, и так же ничего не было видно. 11) Море так же, как вчера, было спокойное. 12) Здесь тоже когда-то была проселочная дорога, но ею давно не пользовались, и она заросла кустами и мелкими деревцами. (В. Мясников) 13) Был он невысок, в то же время поджар, мускулист. (В. Мясников) 14) Комната тоже производила странное впечатление. 15) Прибывшие также расположились у костра. ( И . Ефремов) 16) В то же мгновение из вершины холма вырвался огромный огненный столб. (А. Казанцев) 17) Чтобы усмирить пробужденную стихию, надобно напряжение всех людских сил. (А. Казанцев) 18) Море темнело, волны теряли свой блеск, зато небо начало светлеть. ( И . Ефремов)

Контрольные диктанты

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.
Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадет семя, то оно разрастется и , постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются.(125 слов)

Контрольный диктант по теме «Союз».

Контрольный диктант по теме «Союз» (7 класс)

Цель: проверить знания учащихся по теме «Союз».

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.

Если вам что-либо не совсем понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.

Указать сочинительные и подчинительные союзы:

Правописание союзов — Союз — СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ — ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Объяснительные диктанты

1) Хоть и с перцем, зато с добрым сердцем. 2) Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. 3) Мокрая курица, а тоже петушится. 4) Приятная шутка в разговоре то же, что и соль в пище. 5) Коротко и ясно, оттого и прекрасно. 6) С кем поведёшься, от того и наберёшься. 7) Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 8) Что бы птичка пела, если бы не ела? 9) Иметь холодную голову так же необходимо, как и горячее сердце. 10) Свободный от лжи и лукавства свободен также от страха — от рабства.

• Выделите союзы. Объясните правописание созвучных с ними словоформ других частей речи.

• Проведите морфологический разбор двух союзов.

. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

• Объясните правописание подчинительного союза из предложения 2.

• Составьте и запишите предложение со словами, созвучными союзу чтобы. Что это будут за части речи?

• Проведите морфологический разбор союзов из предложения 2.

• Какие виды предложений по наличию грамматической основы есть в тексте?

• Послушайте высказывание русского философа П. Чаадаева. Как вы понимаете его смысл?

Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклонённой головой, с запертыми устами. Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия.

• Запишите под диктовку.

• Возьмите в овал союзы. Дайте им характеристику: сочинительный или подчинительный, роль в предложении.

• Докажите, что подчинительный союз чтобы имеет созвучное слово среди других частей речи. Составьте и запишите соответствующее предложение.

• Найдите в записанных предложениях слова с орфограммой “Чередующаяся безударная гласная корня”. Обоснуйте выбор гласной буквы.

Фёдор Иванович Шаляпин — один из величайших представителей русской вокальной школы. Обладая редким даром перевоплощения, он создал потрясающие по жизненной правде и силе сценические образы. Шаляпин известен также как выдающийся камерный певец, проникновенный исполнитель русских народных песен.

(“Энциклопедия юного знатока”)

• Укажите части речи в последнем предложении текста.

• Выпишите из последнего предложения союзы, проведите их морфологический разбор.

• Составьте и запишите предложение со словами, созвучными союзу также. Объясните правописание созвучных слов.

• Найдите в тексте деепричастный оборот, подчеркните его, определяемое слово возьмите в рамочку.

. Чтобы жить, надо есть и пить. Чтобы работать, надо мыслить. А чтобы и жить, и мыслить, и работать, необходимо позаботиться о своём “доме”, сберечь его, обиходить. Нашу мать-землю изрядно изранили войны, нахраписто наступающий прогресс и просто человеческое бездумье и беззаботность, которые тоже сами по себе не возникают. Они — самая показательная продукция человеческой безграмотности.

• Найдите все союзы, возьмите их в овал, укажите разряд.

• Какой из союзов имеет созвучное слово среди других частей речи? Докажите: составьте и запишите соответствующее предложение. Объясните правописание созвучного слова.

Предупредительные диктанты

• Вспомните орфограмму “Правописание союзов также, тоже, чтобы”.

• Запишите под диктовку.

1) Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. (Л. Толстой) 2) Тот, кто свободен от ига, также свободен и в речи. (Эсхил) 3) Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным. (В. Ключевский) 4) Что бы такое сказать нашей бабушке, чтобы расцвела её душа? 5) Говорить слова человеку, не понимающему их, то же, что бросать зерно на рога коровы. (Калмыцкая пословица) 6) Умная книга тоже прекрасный друг, мудрый и ненавязчивый.

• Обоснуйте выбор раздельного или слитного написания созвучных слов, укажите, какими частями речи они являются.

• Послушайте текст. Назовите автора и произведение, из которого взят данный отрывок.

• Вспомните и проговорите правило, которое регламентирует правописание союзов также, тоже, чтобы, зато. Среди каких частей речи эти союзы имеют созвучные слова?

• Запишите под диктовку.

Через несколько минут всё уже уснуло на селе. Один только месяц так же блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба. Так же торжественно дышало в вышине, и ночь, божественная ночь, величественно догорала. Так же прекрасна была земля в дивном серебряном блеске; но уже никто не упивался ими: всё погрузилось в сон.

• Что такое так же в предложениях данного текста? Объясните правописание этих слов.

• Докажите, что сочетание слов так же имеет созвучное слово среди других частей речи. Составьте и запишите соответствующее предложение. Объясните правописание созвучного слова.

• Вспомните и проговорите правило написания союзов также, чтобы.

• Запишите текст под диктовку.

Иван Кулибин — талантливый русский изобретатель. Первый оптический телеграф, также самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями, гениальные проекты деревянных мостов — всё это великие изобретения Кулибина.

Но была у этого человека настоящая страсть — часы. Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек не может постигнуть сложного часового механизма. Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неизменно возвращались к часам. Он делал непохожие на все остальные, необыкновенные часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

(По материалам газет)

• Выделите все союзы, укажите графически их роль в предложениях.

• Докажите, что союз также имеет созвучное слово среди других частей речи. Составьте и запишите соответствующее предложение. Объясните правописание созвучного слова.

• Докажите, что слова что бы имеют созвучное слово среди служебных частей речи. Составьте и запишите соответствующее предложение. Объясните правописание созвучного слова.

Выборочные диктанты

1) Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (И. Тургенев) 2) Игнатьев был немногословен, писал так же мало, как и говорил. (В. Саянов) 3) Левин покраснел и рассердился на себя за то, что покраснел. (Л. Толстой) 4) В декабре мороз нарастает, зато день прибывает. (Пословица) 5) Я за вами на коне поскакал бы тоже. (С. Маршак) 6) Надобно иметь силу характера говорить и делать одно и то же. (А. Герцен) 7) Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. (Л. Толстой) 8) К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла. (А. Дюрер)

• Укажите предложения с союзами также, чтобы, тоже, зато. Начертите схемы этих предложений.

• В сложноподчинённых предложениях подчеркните грамматические основы, определите вид придаточных по значению.

1) Что бы мне такого почитать? 2) Чтобы быть образованным человеком, надо много читать и мыслить. 3) Я мечтаю о том, чтобы мне на день рождения подарили книгу стихов Пушкина. 4) Безнравственность сердца свидетельствует также об ограниченности ума. 5) Длинная речь так же не подвигает дела, как длинное платье не помогает ходьбе. 6) Юмор для человека то же, что аромат для розы. 7) Я тоже буду поступать в медицинский университет.

• Начертите схемы предложений с союзами чтобы, также, тоже.

• Обоснуйте выбор одной и двух букв Н в записанных предложениях.

Творческий диктант

• Составьте и запишите предложения, используя следующие созвучные слова:

1) Итак — и так; 2) зато — за то; 3) поэтому — по этому.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.


источники:

http://infourok.ru/kontrolniy-diktant-po-teme-soyuz-2854816.html

http://compendium.su/rus/7dictation/22.html