Диктант по теме правописание 5 класс

Контрольные диктанты в 5 классе
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Сборник контрольных диктантов (2 варианта) и график их проведения

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnyy_diktant.doc165 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

МКОУ «Уржумская ООШ»

Сборник диктантов по русскому языку в 5 классе

Учитель: Смирнова Надежда Эксановна

Повторение изученного в начальных классах

Синтаксис и пунктуация

Морфемика. Орфография. Культура речи

Повторение изученного в 5 классе

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ №1

по теме : «Повторение изученного в начальных классах»

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути. (88 слов)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Обозначить части речи в предложении Над ближним лесом встает солнце. (1 вариант),

Мы входим в зеленую чащу. ( 2 вариант).

  1. Разберите слова по составу:

Входим, пушистые, ветки. (1 вариант)

Сверкает , редкий, дорожке (2 вариант)

Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова

Контрольный диктант (№1)

по теме: «Повторение изученного в начальных классах»

В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. Это синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет.

Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.

Люди называют синицу сторожем наших садов.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Обозначить части речи в первом предложении (1 вариант),

В сад она прилетела за жучками ( 2 вариант).

  1. Разберите слова по составу:

Наносят, фруктовых, грудка. (1 вариант)

Разломишь, маленькой, шапочка (2 вариант)

Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова

Схема анализа контрольного диктанта №1

по теме: «Повторение изученного в начальных классах»

5 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

  1. Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
  2. Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
  3. Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
  4. Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
  5. Разделительный ь, ъ ________________ чел
  6. Раздельное написание предлогов с другими словами
  7. Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел
  8. Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

  1. В оглавлении текста ____________ чел
  2. В обозначении частей речи в предложении ____________ чел
  3. В разборе слова по составу __________ чел

Контрольный диктант (№2)

по теме : «Синтаксис и пунктуация»

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)

Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов

1 вар. – в 1-ом абзаце

2-ой вар. – во 2-ом абзаце

Графически объяснить пунктуацию в предложениях

1 вар. — «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.

Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.

Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Контрольный диктант (№2)

по теме : «Синтаксис и пунктуация»

Пословица – это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни.

В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжёлой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.

В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка даёт яркую оценку событиям или человеку.

Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях

1 вар. – в 1-ом абзаце

2-ой вар. – во 3-ем абзаце

Произвести синтаксический разбор предложения

1 вар. — Пословица – это краткое мудрое изречение народа.

2-ой вар. – В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

Разобрать по составу слова:

1 вар – поговорка

Схема анализа контрольного диктанта №2

по теме : «Синтаксис и пунктуация»

5 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

  1. Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
  2. Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
  3. Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
  4. Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
  5. Раздельное написание предлогов с другими словами чел
  6. Тире в простом предложении _____________ чел
  7. Запятые при однородных членах ___________ чел
  8. Запятые в сложных предложениях _________ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

  1. В оглавлении текста ____________ чел
  2. В обозначении частей речи в предложении ____________ чел
  3. В разборе слова по составу __________ чел

Контрольный диктант (№3)

по теме: «Фонетика. Графика».

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце снежинки.

  1. Озаглавить текст
  2. Произвести синтаксический разбор предложения

1 вар. — Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

2 вар — Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл.

3. Произвести фонетический разбор слов

Контрольный диктант (№3)

по теме: «Фонетика. Графика».

Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.
Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес. землю
Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, знакомой тропинки стал пропадать.
Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. (91 слово)

  1. Озаглавить текст
  2. Произвести синтаксический разбор предложения

1 вар. — Вот над елочкой появилась первая звездочка.

2 вар — Ночь вступала в свои права.

3. Произвести фонетический разбор слов

2 вар. — след Схема анализа контрольного диктанта №3

по теме : «Фонетика и графика»

5 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

  1. Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
  2. Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
  3. Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
  4. Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
  5. Раздельное написание предлогов с другими словами чел
  6. Знаки препинания в предложении с прямой речью_____________ чел
  7. Запятые при однородных членах ___________ чел
  8. Запятые в сложных предложениях _________ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

  1. В оглавлении текста ____________ чел
  2. В синтаксическом разборе предложения ____________ чел
  3. В фонетическом разборе слова __________ чел

Контрольный диктант (№4)

по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.)

(ПО Б. Т и м о ф е е в у.)

  1. По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
  2. Разобрать по составу слова:

1 вариант Набегают, крупные, дождинки

2 вариант Затихает, туманная, порыв

Контрольный диктант (№4)

по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Г р а м м а т и ч е с к ое з а д а н и е:

  1. По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
  2. Разобрать по составу слова:

1 вариант лесовод, бросают, десятки

2 вариант лесорубы, отводит, посадками

Схема анализа контрольного диктанта №4

по теме : «Морфемика. Орфография. Культура речи.»

5 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

  1. Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
  2. Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
  3. Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
  4. Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
  5. Раздельное написание предлогов с другими словами чел
  6. Знаки препинания в предложении с прямой речью_____________ чел
  7. Запятые при однородных членах ___________ чел
  8. Запятые в сложных предложениях _________ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

  1. В объяснении безударной гласной в корнях глаголов первого абзаца _чел
  2. В разборе по составу слова ____________ чел

Контрольный диктант (№5)

по теме: «Имя существительное.».

Переполох в лесу

На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.

Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.

Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.

На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.

Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.

  1. Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.

Синтаксический разбор предложения «На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.» — 1в , «На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве.» — 2в .

  1. Морфологический разбор слова «в траве» — 1 в , «на полянке»- 2 в.

Разобрать слова по составу «лисёнок », «сосновой», «бросился» — 1 в. «полянке», «колючий», «поднял» – 2 в

Контрольный диктант (№5)

по теме: «Имя существительное».

По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.

В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенки любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. (103 слова)

  1. Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.
  2. Синтаксический разбор предложения «Закатил я колючего зверька в кепку» — 1в , «По дороге топал еж» .
  3. Морфологический разбор слова «Фомкой» — 1 в , «Барин»- 2 в.
  4. Разобрать слова по составу «рассвета», «колючего», «закатил» — 1 в. «Ножками», «колючий», «ужинал» – 2 в

Диктанты 5 класс

Контроль знаний — проверочные, итоговые диктанты и контрольные работы по русскому языку для 5 класса — диктанты удобно разбиты по четвертям и полугодиям, темам и правилам, тексты с грамматическими заданиями.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

  • «5» – за работу, в которой нет ошибок.
  • «4» – допущено 1–2 ошибки.
  • «3» – допущено 3–5 ошибок.
  • «2» – допущено более 5 ошибок.

Ошибкой в диктанте следует считать:

  1. нарушение правил орфографии при написании слов;
  2. пропуск и искажение букв в словах;
  3. замену слов;
  4. отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  5. неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

  1. ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
  2. единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы;
  3. единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  1. два исправления;
  2. две пунктуационные ошибки;
  3. повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

  1. повторение одной и той же буквы в слове;
  2. недописанное слово;
  3. перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  4. дважды записанное одно и то же слово в предложении.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  • «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
  • «4» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
  • «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
  • «2» ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Диктанты 5 класс «Школа России» ФГОС

Объём диктантов для 5 классов:
90-100 слов.

Ранняя весна пришла в нашу местность. Зажурчали говорливые ручьи. На открытых лесных полянках весеннее солнце съело последний снег. А на дне оврагов ещё можно увидеть белые пятна. Воздух потеплел. Пробудилась земля. Она подарила людям чудесные весенние цветы. Лесные полянки украшает голубой ковёр подснежников. Как прекрасны эти первые цветы русских лесов! От цветов идёт дивный запах. Подснежники похожи на радостную улыбку весны. На деревьях распускаются почки. Скоро весь лес оденется листвою. В зелени деревьев запоют птицы. Уже прилетели грачи и вьют гнёзда. Здравствуй, весна! 83 слова / с грамматическим заданием

Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний ветер. С синего неба посылает солнце прощальные лучи. Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медленно опускаются на холодную землю. Тишину спящего леса не нарушает пение птиц, потому что они улетели на юг. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Из окрестных парков слетались сюда птицы на праздничный концерт. Осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса, лиловый краешек неба. Тихо, уютно. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе легко и спокойно. 115 слов

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег покрыл промёрзшую землю, и вот наступила настоящая зима. Жутко завывает в поле холодный, резкий ветер, гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест, потому что всё скрылось под снегом. Мороз сковал льдом речку. Оделся в шубку и огромный дуб. Его густые кроны продержатся всю зиму, а их мощь не сломить даже злому урагану. Ивы, берёзки, рябинки утонули в дремучих сугробах. Вдруг по веткам пробежала белка. Она кажется чёрной среди ослепительной, нетронутой белизны света. Из-за этой неугомонной хлопотуньи огромная снежная шапка свалилась вниз на тропиночку. Куда же она так спешит? Какой воздух! Какая гармония! Нет слов, чтобы описать такое чудо природы. 118 слов

Весна – удивительное время года. Солнце ласково пригрело проснувшуюся землю. Снег давно сбежал с полей мутными ручьями. От разъезда до ближней деревни зеленеет озимая рожь, и по синему небу плывут беловатые облака. Вдали расположилась берёзовая роща, а на её опушке раскинулась молодая поросль кустов. В воздухе уже совсем не чувствуется сырости, которая обычно бывает ранней весной. Жизнь как будто встрепенулась и наполнилась какими-то новыми звуками. Из окрестных рощ, с пашен и пастбищ доносится радостный птичий гомон. Послышался шум грузовика на переезде. «Егорыч, открывай дорогу!» — раздаётся весёлый крик шофёра. В лесной чаще, в каждой бороздке слышится чей-то шёпот. Всё вокруг начинает изменяться: самая маленькая веточка растёт, нежный стебелёк собирает силы и распрямляется навстречу солнцу. Природа празднует весеннее обновление. Здравствуй, весна! (119 слов)

Полярные совы обычно зимуют в тундре. В ночной темноте пролетают они над мерцающими в звёздном свете снегами. Кормятся мышами и зайцами, беспощадно истребляют этих беспомощных зверьков. Редкий зайчонок сможет не оказаться в острых когтях у опасной совы, когда она собирается на охоту. Но всё-таки кончается полярная ночь. В каменных россыпях не заметишь гнёзд совы, потому что они расположены почти у самых ног. Тепло в гнёздах сохраняется в сильные морозы, так как они устланы лёгким пухом. Именно такое гнездо я обнаружил в расщелине. Неожиданно огромная белая птица взлетела у меня из-под ног, и распахнутые крылья слились с белизной снегов. «Сергей, что там?» — удивлённо спросил мой товарищ. В гнезде съёжился испуганный птенчик, а рядом остались лежать тёплые яйца. (118 слов)

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет. За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы.Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. 98 слов

Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат. Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет. Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! 101 слово / По Д. Зуеву

Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи. В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою. Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился. Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге. Март — последний месяц спячки лесного хозяина. 108 слов

Настоящая весна приходит с середины марта. С крыш течет, свисают длинные сосульки. Радостно чирикают под лучами яркого солнца воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами колючий снег. На юге уже цветут сады. Армия перелетных птиц готовится в дорогу. Из далекой Африки отправляются они в дальний путь. Первые близкие гости — грачи. В старых парках на высоких деревьях устраивают они свои гнезда и шумом и гамом наполняют окрестности. Скоро покажутся на весенних проталинах первые жаворонки. С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Скоро придет апрель. Апрель — самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков. 98 слов / По И. Соколову-Микитову

Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен. Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес. Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки стал пропадать. Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. 91 слово

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке. Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. 100 слов / По И. Соколову-Микитову

Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу. По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней. Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. 102 слова

В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки. Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки. Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса. Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. 101 слово / По И. Соколову-Микитову

Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога. Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» — провожают их люди. Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени. 92 слова / По Г. Скребицкому

Подборка контрольных диктантов по русскому языку в 5 классе

Тексты контрольных диктантов по русскому языку. Предназначены для 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Подборка контрольных диктантов по русскому языку в 5 классе»

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение»

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку. Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.

1.Разобрать по составу слова: по дорожке, зелёную, шагать.

2.В выделенном предложении указать части речи.

3.Подобрать 2 однокоренных слова к слову: берегом

1.Разобрать по составу слова: лесом, ближним, легло

2.В выделенном предложении указать части речи.

3.Подобрать 2 однокоренных слова к слову: зелень

Контрольный диктант № 2 по теме «Синтаксис и пунктуация»

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет»,— сказала Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой пошёл проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята».

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

1.Синтаксический разбор выделенного предложения(2)

2. Выписать словосочетания из этого предложения.

3.Пунктуационный разбор выделенного предложения (2 абзац)

1.Синтаксический разбор выделенного предложения(3)

2. Выписать словосочетания из этого предложения.

3.Пунктуационный разбор выделенного предложения (3 абзац)

Контрольный диктант № 3 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»

Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.

И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе все резко изменилось.

Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул ливень. (85 слов.)

Произвести фонетический разбор слова: молния.

Выписать из первого абзаца слова, где звуков больше чем букв и написать транскрипцию слов (Стоял, сухую, густая)

1.Произвести фонетический разбор слова: стоял.

2.Выписать из второго абзаца слова, где звуков больше чем букв и написать транскрипцию слов (осиновая, молодые, молния, первая, крупная)

Контрольный диктант № 4 по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришел в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у нее с губ ,и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев. (98 слов.)

1.Сделать морфемный разбор слов: утренний, рассмотрел, ветерок.

2. .Выделить чередующиеся корни.

3.Синтаксический разбор выделенного предложения

1.Сделать морфемный разбор слов: хриплый, пробежал, по лесу

2. .Выделить чередующиеся корни.

3.Синтаксический разбор выделенного предложения

Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное»

Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев по­стукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий иней.

В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды. Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

Но и в морозные зимние ночи продолжается жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало. Это за­кричал филин. Завыли и замолчали волки. По алмазной скатерти сне­гов пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки. Бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зим­нем лесу скрытая от людей жизнь.

(По И. Соколову-Микитову)

Синтаксический разбор выделенного предложения.

Морфологический разбор слова: в небе

Синтаксический разбор выделенного предложения.

Морфологический разбор слова: над сугробами

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное»

Мы продвигаемся медленным шагом вброд через неглубокую лесную речонку. Наконец мы выходим на песчаный берег недалеко от лесной полянки.

Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела и от земли поднялся туман. На его седом фоне ближайшая сосна неясно вырисовывалась своим прямым голым стволом, и в её неподвижности чувствуется что-то суровое.

Внезапно мой слух поражается странным звуком, и я невольно вздрагиваю. Но вот всё стихло и погрузилось в прежнюю тишину. Вдруг мой спутник насторожился. В невозмутимом покое его тонкий слух уловил какие-то звуки. Мы сделали ещё несколько перебежек, прежде чем я услышал звуки, издаваемые играющим глухарём (По А. Куприну.) (95 слов.)

Синтаксический разбор выделенного предложения.

Морфологический разбор слова: медленным.

Синтаксический разбор выделенного предложения.

Морфологический разбор слова: на песчаный.

Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол»

Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идет полная талой воды дорожка. Рядом вьется сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных сережек. Вершины молодых берез стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на березовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдет день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зеленые язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он еще не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек! (99 слов.)

1.Синтаксический разбор выделенного предложения.

2.Морфологический разбор слова: спускаются.

1.Синтаксический разбор выделенного предложения.

2.Морфологический разбор слова: кажутся

Итоговый контрольный диктант № 8 по теме «Повторение»

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой. (93 слова)

1.Синтаксический разбор выделенного предложения.

2.Морфологический разбор слова: у ног

1.Синтаксический разбор выделенного предложения.


источники:

http://porusskomu.net/5-klass-dictant/

http://multiurok.ru/files/podborka-kontrol-nykh-diktantov-po-russkomu-iazyku.html