Диктант по теме правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Диктант за I полугодие для 2 класса на тему: «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

Весной и летом, осенью и зимой я часто бегал на речку Быстрянку. Там я наблюдал за жизнью птиц. У реки стучали дятлы. В реке жили пузатые налимы. Тёмными ночами я с дедом Иваном искал раков. Я люблю свою милую речку.

1.Выпиши из диктанта слова с буквосочетанием ча. Допиши ещё два слова на это правило.

2.В третьем предложении расставь над всеми словами ударение.

1.Выпиши из диктанта слова с буквосочетанием жи . Допиши ещё два слова на это правило.

2.В четвёртом предложении расставь над всеми словами ударение.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Мясищева Валентина ВладимировнаНаписать 4127 10.01.2019

Номер материала: ДБ-354334

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    08.01.2019 435
    03.01.2019 171
    24.12.2018 1136
    24.12.2018 545
    17.12.2018 128
    26.11.2018 635
    22.11.2018 149
    22.11.2018 195

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Диктант по теме правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Диктанты по русскому языку для 2 класса по теме: «Слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН». Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Предупредительные диктанты на тему: «Сочетание букв ЖИ-ШИ»

1. В саду цветёт шиповник. 2. За домом широкая река. 3. У розы острые шипы. 4. Под ёлкой жил маленький ёжик. 5. Малыши ели груши. (20 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв жи, ши

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Раздельное написание предлогов;
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова;
3. Большая буква в начале предложения;
4. Точка в конце предложения

Диктант 2. «Зимой».

Пришла зима. Выпал пушистый снег. Хороши белые снежинки. У Миши санки. А у Клавы лыжи. Они идут в парк. (20 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв жи, ши

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях
3. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова
4. Раздельное написание предлогов
5. Большая буква в начале предложения
6. Точка в конце предложения

Диктант 3 «Мышка и хорь».

Бежит мышка и видит: лежит на снегу шишка. А злой хорь по мышиным следам ползёт. Вот-вот мышку схватит. А мышка вдруг нырнула в снег. И нет её. (30 слов)
(По сказке)

Новая орфограмма: Сочетания букв жи, ши

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
3. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова
4. Раздельное написание предлогов
5. Большая буква в начале предложения
6. Точка в конце предложения

Проверочные диктанты на тему «Сочетания букв ЖИ-ШИ»

Предложение под диктовку

1) Малыши окружили старших ребят.
2) Мама положила сушить фрукты в сушилку.
3) Стрижи кружились над полем перед дождём.
4) Быстрый ручей бежит около крушины.
5) Дуняша решила сама сшить кукле джинсы.
6) В нашем классе две Наташи и два Саши.
7) Жимолость окружили маленьким забором.
8) Орёл долго кружил над вершиной горы.
9) Жители города решили заложить аллею героев.
10) Малыши! Мойте и хорошо вытирайте уши!
11) Вася Жилин совершил проступок.
12) У Дуняши неприятно першит в горле.
13) Жирное пятно ширилось и разрасталось на асфальте.

Несколько предложений под диктовку

1) Саша заслужила похвалу. Она сама пришила кнопку.
2) Мы работали в поле. С утра сушили сено и ворошили.
3) Ваня ушибся. Мама наложила ему повязку.
4) Бабушка решила перешить рубашку. Она разложила выкройку на столе.
5) Паша подружился с Мишей. Они вместе играют с машинками.
6) Жители переезжают в новый дом. К дому подходит машина за машиной.
7) Под домом жили мыши. Ежи их прогнали.

Предупредительные диктанты на тему: «Сочетание букв ЧА, ЩА»

1. В чаще леса живут белки. 2. Для Миши вызвали врача. 3. В гнезде пищат грачата. 4. Весело журчат ручейки. 5. В рощах кричат грачи. (19 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв ча, ща

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Сочетания букв жи, ши
2. Раздельное написание предлогов
3. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях
4. Проверяемые безударные гласные в корне слова
5. Большая буква в начале предложения
6. Точка в конце предложения

Диктант 2. Диктант «Друзья».

У Маши гости. Ребята играли в саду. Потом они рвали груши и щавель. На столе чайник и чашки. Сейчас дети будут пить душистый чай. (25 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв ча, ща

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Сочетания букв жи, ши
3. Раздельное написание предлогов
4. Большая буква в начале предложения
5. Точка в конце предложения

Словарные слова: ребята, потом.

Проверочные диктанты на тему «Сочетания букв ЧА-ЩА»

Предложение под диктовку

1) Девочка восхищалась маленькими крольчатами.
2) Водоём всё мельчает и превращается в болото.
3) Все учащиеся встречают Новый год в школе.
4) Дима посещал товарища во время болезни.
5) За проказы бабушка часто прощает внучат.
6) Митя только отчасти причастен к разбитому окну.
7) Начальник отвечает за весь фронт работ на участке.
8) Мэр обращается к москвичам с просьбой о помощи.
9) Всегда выручай товарища из беды.
10) Сложные математические формулы надо упрощать.
11) Вася молчал и вдыхал аромат борща.
12) Случайно дождь застал меня в дороге без плаща.

Несколько предложений под диктовку

1) Свет включается быстро. Надо просто найти выключатель.
2) По ночам в чаще звери молчат. Только совы кричат и пугают.
3) Задача была необычайно трудная. Она никак не получалась.
4) В овчарне послышалось рычание. Это овчарка защищала овец.
5) Туча всё росла и росла. Она предвещала сильную грозу.
6) Рыбы молчат. А как они общаются?

Предупредительные диктанты на тему: «Сочетание букв ЧУ-ЩУ»

1. Я хочу поймать щуку. 2. В чаще леса живут белки. 3. Ветер быстро гнал по небу тучу. 4. Наши чашки полны молока. (19 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв чу, щу

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Сочетания букв жи, ши
2. Сочетания букв ча, ща
3. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
4. Раздельное написание предлогов
5. Проверяемые безударные гласные в корне слова
6. Большая буква в начале предложения
7. Точка в конце предложения

Словарные слова: весело, ветер, быстро.

Ваня и Дима были у реки. Они ловили рыбу. Ваня поймал щуку, а Дима леща. Вдруг Ваня увидел тучу. Застучали капли дождя. Мальчики помчались домой. (25 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв чу, щу

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Сочетания букв ча, ща
3. Раздельное написание предлогов
4. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
5. Большая буква в начале предложения
6. Точка в конце предложения

Диктант 3. «Вороны».

Все лето кочуют вороны по рощам и лугам. А зимой они живут около жилья человека. Здесь легче найти пищу. Во дворах вороны ищут себе еду. (26 слов)
(Т. Рамзаева)

Новая орфограмма: Сочетания букв чу, щу

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
3. Раздельное написание предлогов
4. Сочетания букв ча, ща
5. Сочетания букв жи, ши
6. Большая буква в начале предложения
7. Точка в конце предложения

Проверочные диктанты на тему «Сочетания букв ЧУ-ЩУ»

Предложение под диктовку

1) Утром включу швейную машинку и прострочу воротник.
2) Кручу, верчу, запутать хочу!
3) На чужбине ты чужой!
4) Поручу товарищу подготовить пищу для зверинца.
5) Размягчу садовый вар для смазки пенька дерева.
6) Я хочу поймать щурят.
7) Я шепчу на ухо соседу код домофона.
8) Лечу на вертолёте и ощущаю просторы степей.
9) В сельской больнице я лечу людей.
10) Я хохочу от щекотки.
11) От птиц на огороде бабушка поставила чучело.
12) Я прячу в карман ключи от дома.

Несколько предложений под диктовку

1) Я очищу щуку. Угощу Вас вкусной ухой.
2) Я хочу поехать на дачу. По пути мне надо пройти через берёзовую рощу.
3) Около деревни есть незамерзающее чудо-озеро. В нём зимой я полощу бельё.
4) Я грущу по подруге. Ищу возможность для встречи.
5) Намечу план работы. Очищу грядку от листвы и обозначу место для посадки.
6) Я в лесу ищу грибы. Скоро возвращусь назад.

Выборочные диктанты на тему «Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Задание для диктантов 1-4: подчеркните буквосочетания -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-.

1. Княжеская дружина вступила в бой. 2. Шило в мешке не утаишь. 3. Во дворе рос куст жимолости. 4. В июне зацвёл шиповник. 5. У малыша разболелся живот. 6. Жизнь даётся человеку один раз. 7. У подъезда остановилась новенькая машина 8. Серая шинель висела на вешалке. 9. В ящике стола лежали ножи, вилки и ложки. 10. Запись оказалась зашифрована.

1. Галчата — птенцы галки. 2. Вдоль дороги построили гаражи. 3. За ширмой стояла кровать. 4. Моржи плавают в ледяной воде. 5. Мыши спрятались в норке и перестали пищать. 6. Заяц опустил уши. 7. Любое домашнее животное требует заботы и внимания. 8. В жилетном кармане лежали маленькие часы. 9. Начало циркового представления в три часа. 10 . Я чуть-чуть не опоздал на поезд.

1. Молоко налили в кувшин. 2. Часовщик починил пружину в башенных часах. 3. За стеной раздавались чужие голоса. 4. Щенок щурился на солнце. 5. Чуткое ухо улавливает самый негромкий звук. 6. Нужно выручать товарища. 7. В кузнице глухо стучат тяжёлым молотом. 8. Кот-воришка забрался в чулан. 9. На столе стоит свеча. 10. Мой приятель — большой чудак.

1. Мы пришли в рощу. 2. Саша поймал щуку, леща и ерша. 3. Новый дом построен из кирпича. 4. Я горько плачу. 5. Я до блеска вычищу серебряные ножи. 6. К больному вызвали врача. 7. У берега растут камыши. 8. Мы с товарищами часто гуляем в центре города. 9. Из тёплых стран прилетели скворцы и чижи. 10. Часы люди придумали давно.

Диктант 5.
Задание: Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга. (А. Пушкин)

Горные вершины
Спят во тьме ночной.
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
(К. Бальмонт )

ЗАГАДКИ
1. Мы бьём исправно каждый час,
Но вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

2. Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы. (Щука)

3. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь. (тишина).

Объяснительные и проверочные диктанты на тему «Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу»

Проверочные диктанты на тему» Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Диктант «История вилки».

До 17-го века чай пили из чашки, а пищу брали руками. Часть людей пытались накалывать на вилку фрукты. Вот чудаки!
(20 слов)
Слова для справок: из.

Диктант «Кошка и домовой»

Встретились кошка и домовой. Кошка хвост распушила и зашипела:
— Ты кто?
— Я домовой, порчу вещи, кричу по ночам, нашим хозяевам спать не даю. А ты кто? Кошка задумалась и говорит:
— Тогда я тоже домовой!
(26 слов)
Слова для справок: по ночам, хозяевам.

Моржи — жирные животные. У них серый цвет кожи, бивни и широкие морды. Их пища — рыба. Чуя чужих издали, они мычат и сразу уплывают. (23 слова)
Слова для справок: издали.

Примеры слов на орфограмму:
Бежит, ёжик, жить, жизнь, лыжи, малыши, уши, ежи, ужин, лужи, машина, пушинки, кувшин, шить, ножи, карандаши, дыши, ландыши, кувшинки, шишка, шиповник, жилетка, жираф, мыши, дружить, этажи, шило, ошибка, груши, пиши, наши, шины, мчат, стучат, рычат, прячут, скачут, пища, шучу, научу, изучу, чай, задача, дача, спрячу, чудо, чудак, звучат, рычаг, куча, добыча, чужие, роща, чума, чужой, чары, почудилось, причуда, щука, щупальца, ищу, тащу, щавель.

Предупредительные диктанты на тему » Сочетание букв ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НЩ»

Зима. Сильный мороз. К окну подлетела синичка. У окна стояли дети. Ребята открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Дети накормили её.
(25 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв чк, чн, нч, щн, нщ

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова
3. Проверяемые безударные гласные в корне слова
4. Раздельное написание предлогов
5. Большая буква в начале предложения
6. Точка в конце предложения

Словарные слова: ребята, комната.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живёт ручная белка. (26 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв чк, чн, нч, щн, нщ

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Сочетания букв ча, ща
4. Сочетания букв жи, ши
5. Сочетания букв чу, щу
6. Раздельное написание предлогов
7. Большая буква в начале предложения
8. Точка в конце предложения

Словарное слово — весело.

Выборочные диктанты на тему «Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН»

Задание для диктантов: подчеркните буквосочетания -чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -щн-.

Червяк, червячки; бабочка; жучок, жучки; синица, синички; кисть, кисточка; окно, окошко, окошечко; око, очки; коляска, колясочка; салазки, салазочки; бумага, бумажка, бумажечка; вилка, вилочка; нож, ножик, ножички; сумка, сумочка; птица, птичка; лиса, лисичка; сердечко, сердце, сердечный; крыльцо, крылечко; лист, листок, листочки; дочь, дочка; строка, строчка, построчный.

Молоко, молочко, молочный, молочник; сливки, сливочный, сливочки, сливочный; кроха, крошка, крошечка, крошечный; ежевика, ежевичка, ежевичный; клубника, клубничка, клубничный; яблоко, яблочко, яблочный; черника, черничка, черничный; яйцо яичный, яичница; брусника, брусничка, брусничный.

Сок, сочный; конец, кончик, бесконечный; дача, дачный, дачник; больница, больничный; игрушка, игрушечный; прачка, прачечная; телефон, телефончик; флакон, флакончик; сестра, сестричка; сарафан, сарафанчик; барабан, барабанчик, барабанщик; чулан, чуланчик; камень, каменщик; помощь, помощник, помощница; диван, диванчик; овощи, овощной; бутон, бутончик.

Объяснительные и проверочные диктанты на тему «Написание сочетаний чн, чк, нч, нщ, щн»

Задание: Подчеркнуть слова с сочетаниями нч, чн, чк.

Отличный урожай в нашем саду! Сладкие яблочки, красные вишенки, сочные груши. Налетели птички. Они тоже хотят по¬лакомиться ягодами и фруктами. На верхушках деревьев от вишенок остались одни косточки.
30 слов.

У меня родилась сестричка Лизочка. Я помогаю маме ухаживать за ней. Каждый день я хожу на молочную кухню и приношу бутылочки с молочком. Мама греет молоке» на кухне, а я показываю Лизочке игрушечных зверей. Она тянет к ним ручки и улыбается.
42 слова.

Диктант «Чем люди пишут»

Обычно я пользуюсь шариковыми ручками. Они появились недавно. Чем только люди раньше не писали! Деревянными палочками на дощечках из глины. Гусиными перьями при помощи чернил. Намного позже появились привычные нам ручки. Они удобные и прочные. Иногда их называют вечными перьями.
43 слова.

Диктант «Уличный музыкант»

На дворе была скучная и сырая погода. Люди закончили свои привычные дела. Маленькими точками в некоторых окнах светились ночники. Было тихо и безмолвно. И вдруг послышались звуки скрипичного смычка. Уличный музыкант выводил печальную и

Проверочные диктанты на тему» Сочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЩ, ЧТ, НТ»

Диктант «Великан и Крошка».

Вот ручка. Пиши задачку в три строчки. Дай три точных ответа. Ставь точку.
(13 слов)
Слова для справок: ответа.

Задачка такая: от дома Великана до домика Крошки 5 великаньих шагов, а от домика Крошки до дома Великана 10 крошечных шагов.
1) Кому дальше идти в гости — Великану или Крошке?
2) Кому дольше идти в гости?
3) Чей шаг короче?

Ответы:
1) Расстояние между домиками одинаковое.
2) Дольше идти Крошке, так как ему надо сделать больше шагов и потратить больше времени на дорогу.
3) Короче шаг у Крошки, так как на одном отрезке шагов у него умещается больше.

Бабочкина дочка
Вся в мелких ярких точках.
У речки живёт,
Листочки грызёт.
(12 слов)
Слова для справок: бабочкина.

Удивительней раскраски,
У неё есть рот и глазки.
Если очень повезёт,
Скоро бабочкой вспорхнёт! (Гусеница)

Вот листочки и странички.
На них точки или птички?
(9 слов)

Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
На пяти проводах
Отдыхает стая птах.
Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки.
(Ноты.)

Словарный диктант на тему» Сочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЩ, ЧТ, НТ»

Беспомощный, апельсинчик, зрелищный, закончить, гонщик, мощный, окончание, венчание, женщина, помощник, пончик, саранча, сущность, бочка, ручка, птичка, свечка, печка, строчка, булочка, очки, ёлочка, белочка, точный, срочный, личный, вечный, скучный, шуточный, сердечный, встречный, крошечный, речной, звучный, мелочный, ночной, почта, кончик, мачта.

Творческие и выборочные диктанты по теме «Написание сочетаний чн, чк, нч, нщ, щн»


Задание: Записать слова. Рядом написать образованные от них слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Птенец, кошка, собака, ночь, булка, носки, коза, туча, вода, звезда, белка, лиса.

Задание: Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Выписать слова с сочетаниями чн, чк.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(А. Пушкин)

Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
(И. Крылов )

Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
(С. Есенин )

Милые синички
Ростом невелички,
Так что жить не тужить
Могут в рукавичке.
(А. Прокофьев)

Я за свечку, свечка — в печку.
(К. Чуковский)

Но у мамы есть привычка
Говорить всегда не то.
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
(А. Барто)

Жёлтые комочки,
Бегают за квочкой.
Лёгкие, как вата,
Это кто?
(Цыплята)

Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Чёрная собачка весь дом стережёт. (Замок)

На красной перекладинке белые курочки сидят. (Зубы)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в ручейке,
А широкий — в море. (Речка)

Далеко мой стук слышится вокруг.
Червячкам я враг, а деревьям — друг. (Дятел)

Контрольные работы по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Входная контрольная работа по русскому языку 2 класс

Диктант

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало нового учебного года; умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его написания.

На даче

Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха.

(На доске выписаны слова из диктанта: есть, водятся.)

Грамматические задания:

  1. В третьем предложение подчеркните гласные буквы.
  2. Выпишите три слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Цель: проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть и правильно записывать слова с орфограммами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Пушок

У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.

Грамматические задания:

  1. В предложениях 4 и 5 подчеркните основу.
  2. Допишите одно-два предложения в конце текста.

Контрольный диктант по теме «Однозначные и многозначные слова»

Цель: проверить навыки грамотного письма, умение правильно оформлять работу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте слова с орфограммами и правильно писать слова с ними; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Лес осенью

Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины.

Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант I – четвертое предложение; вариант II – пятое предложение.
  2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова…»

Цель: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.

Планируемы результаты: учащиеся научатся находить в тексте слова с орфограммами и правильно писать слова с ними; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Зимой в лесу

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.

Грамматические задания:

  1. Спишите первое предложение, разделив слова для переноса.
  2. Напишите однокоренные слова к слову белка.
  3. Напишите антонимы.

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»

Цель: проверить умения учащихся писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать нужные буквы для записи слов; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Друзья

Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко и суп из чашки. Скоро он стал большой собакой. Друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку на куст. Бим принес мальчику палку.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните основу в первом предложении.
  2. Разделите для переноса слова второго предложения.

Диктант по теме «Безударные гласные звуки в корне»

Цель: учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать нужные буквы для записи слов; анализировать, делать выводы, сравнивать; строить сообщения в устной и письменной форме.

В роще

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.

Грамматические задания:

(«Проверь себя» (с. 111). Дети записывают в контрольных тетрадях только ответы на вопросы.)

Контрольный диктант по теме «Согласные звуки и буквы»

Цель: повторить усвоение изученных тем.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать нужные буквы для записи слов; научатся определять орфограмму и правильное написание слов; анализировать, делать выводы, сравнивать; строить сообщения в устной и письменной форме.

Снежок

С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.

Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.

Грамматические задания:

  1. Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркните основу предложения.
  2. Спишите второе предложение. Поставьте ударения в словах. Подчеркните безударные гласные.

Контрольный диктант по теме «Твердые и мягкие согласные звуки»

Цель: проверить навыки правописания букв, обозначающих мягкость согласных звуков, навыки правописания слов с буквосочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, раздельного написания слов и предлогов со словами, умение ставить знаки препинания в конце предложений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы на слух; применять правила правописания; проверять себя, находить в собственной работе орфографические ошибки; разделять слова для переноса; характеризовать твердые и мягкие согласные звуки.

В лесу

Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ёжики.

Грамматические задания:

  1. В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.
  2. Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра.
  3. Укажите количество слогов в словах ёжики, серые, рядом.

Диктант по теме «Правописание буквосочетаний

с шипящими звуками»

Цель: проверить умения писать слова на изученные орфограммы, слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова, делать звукобуквенный анализ слов; развивать орфографическую зоркость учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звукобуквенный разбор слова; подбирать примеры на изученную орфограмму.

Зяблик

По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо? Прозвучала птичья песня. Это привет весны.

Слова для справок: много, целый.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.
  2. Сделайте звукобуквенный анализ слов (вариант I – снег; вариант II – лед).

Диктант по теме «Имя собственное»

Цель: обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; проверить навыки употребления заглавной буквы в именах собственных и усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил правописания.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звукобуквенный разбор слов; подбирать примеры на изученную орфограмму.

Главный город

Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.

Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.

Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
  2. В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.
  3. Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.

Диктант по теме «Имя существительное»

Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звукобуквенный разбор слов; подбирать примеры на изученную орфограмму.

Друзья

Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните имена собственные.
  2. В четвертом предложении подчеркните главные члены.
  3. В первом предложении обозначьте имена существительные.
  4. Запишите имена существительные: камыши, кирпичи, вещи – в единственном числе.

Диктант по теме «Предлоги со словами»

Цель: проверить умение писать наиболее употребляемые предлоги раздельно со словами, навыки правописания слов на изученные орфограммы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под диктовку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги отдельно от других слов; применять правила правописания.

Дети в лесу

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудесное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.

Грамматические задания:

Вариант I: из первых трех предложений.

Вариант II: из последних трех предложений.

  1. К словам: пенек, детишки – подберите и запишите проверочные слова.
  2. В первом предложении над словами надпишите части речи.

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под диктовку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги отдельно от других слов; применять правила правописания.

Гроза

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветви деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно!

Грамматические задания:

  1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
  2. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.
  3. Разделите слова для переноса: сильный, длинный, пыль.


источники:

http://prodictant.ru/dictant2class/potemam2class/48-slova-s-sochetanijami-zhi-shi-cha-scha-chu-schu-chk-chn-cht-nch-nsch-schn-rsch-2-klass.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/07/12/kontrolnye-raboty-po-russkomu-yazyku-2-klass