Диктант по теме правописание глаголов с безударными личными окончаниями 4 класс школа россии

Диктант по теме правописание глаголов с безударными личными окончаниями 4 класс школа россии

Предложения под диктовку
1) Бродит медведь по лесу, ищет себе место для берлоги.
2) Роет крот нору под яблоней, строит себе дом с длинными коридорами.
3) Щебечут птички радостно, сообщают всем о скором приходе весны.
4) Бабушка сначала стирает шерсть, сушит, потом вяжет из неё.
5) Кудахчут курицы в курятнике, квохчут, пересказывают друг другу птичьи новости.
6) Дует сильный ветер, качает деревья, наклоняет их к земле.
7) Витя разгребает листву, очищает волнушки от травы, срезает их.
8) Орёл летает над полем, выслеживает добычу.
9) Мой папа строит мосты через реку, возводит переправы.
10) К зиме заяц переодевается, меняет серую шубку на белую.
11) Перед выступлением Даша гладит костюм, чистит туфли.
12) Волки бегают по лесу, рыщут, еду себе ищут.
13) На зиму хорошая хозяйка солит огурцы, маринует помидоры.
14) Дождик барабанит, выстукивает свою мелодию.
15) Утром роса умывает кустарники, капает она даже с деревьев.
16) Мой брат любит музыку, интересуется эстрадными песнями.
17) Мама готовит утку, жарит блинчики с мясом.
18) Серёжа старается писать, он учится читать.
19) Осенью трава жухнет, желтеет , постепенно чахнет.
20) Воет ветер в трубах, завывает и пугает.

Несколько предложений под диктовку
1) Машина едет быстро по просёлочной дороге. За ней тянется облако пыли.
2) Веет тёплый ветерок. Ходит весна по необъятным просторам родной земли.
3) Быстро тает снег в лесу. Вот уже на пригорках выглядывают и первые цветы.
4) Митя с корзиной ходит по еловому лесу. Он собирает съедобные грибы.
5) Вася не удит рыбу на речке. Он ищет под водой раков, вытаскивает их , а затем бросает в ведро.
6) Миша болеет, он бредит. Мама жалеет его, очень беспокоится о нём.
7) Летний ветер колышет листья. Деревья разговаривают, шепчутся друг с другом.
8) Осенью в лесу пахнет сырой землей. Кора берёз розовеет в лучах заходящего солнца.
9) С утра Таня рано поднимается. Она кормит коз в козлятнике и кур в курятнике, носит для всех воду из колодца.
10) Вечерняя заря постепенно затухает и гаснет. Вот уже на небе сверкают первые звёздочки.
11) Дети готовят подарок папе. Витя лепит из пластилина, а Митя красит цветы на открытке.

Проверочные диктанты по теме: « Безударные окончания глаголов будущего времени»

Предложения под диктовку
1) Вступит весна в свои права, раскроет почки на ветках, переоденет деревья, встретит птиц.
2) Скоро мой друг познакомит меня со своей собакой.
3) Зина закажет торт, а потом украсит зал к празднику.
4) Перед поездкой папа всегда присядет на дорогу, потом встанет и выйдет из дома.
5) Учительница выслушает всех, проверит факты, сопоставит их.
6) Прокукарекает петух на заре, разбудит, поднимет всю округу.
7) Покупатель заплатит деньги в кассу, получит товар по чеку.
8) Осенью родители выроют картошку, сложат её в мешки.
9) Оля дома подумает, а потом переставит кровать к окну.
10) Серёжа спустится на первый этаж, обнаружит письмо в почтовом ящике, затем вскроет конверт.
11) Заплачет малыш в комнате, перебудит всех жильцов.
12) Прослушает Гена мелодию, сразу же попытается подобрать её.
13) Служка задует свечи в храме, вытрет пол, закроет храм.
14) Накинет Лена щенку ошейник, захватит с собой поводок, выведет его на прогулку.
15) Выпустит Алиса шарик из рук, а потом заплачет, разрыдается.
16) Обработает врач рану, перебинтует, а потом отпустит больного.
17) Потянет Ваня маму за рукав, топнет ногой, замашет руками.
18) Напилит Гена дров, затопит печь, согреет дом.
19) Мама снимет бельё с верёвки, сложит его, а потом погладит.
20) Грянет гром, но наш щенок в будке не вымокнет.

Несколько предложений под диктовку
1) Перед приходом гостей мама покроет стол скатертью. Затем расставит тарелки, разложит приборы, только потом поставит угощенья на стол.
2) Зина остудит горячую кашу. Лишь затем накормит ей котят.
3) Сядет шершень рядом с осой. Схватит её, сильно сдавит, не выпустит из своих лап.
4) Мастер сначала заштукатурит неровности стены, потом зашкурит её. Только затем покрасит стену грунтовкой.
5) Перед посадкой деревьев папа сначала наметит, подготовит места ям. Потом выкопает ямы, посадит в них весной яблони и груши.
6) Достанет мама кусок ткани. Разложит выкройку, приколет её булавками и вырежет.
7) Компьютерный вирус уничтожит информацию. Мастер быстро восстановит программу.
8) Врач поднимется на нужный этаж на лифте. После этого осмотрит больного, назначит лечение.
9) Строители получат задание, надстроят этаж у старого дома. Потом в дом заедут новые жильцы.
10) Учитель вызовет Диму к доске. Дима ответит на отлично урок, сядет за свою парту.
11) Прослушает Андрей задание в школе. Дома будет стараться его узнать у друзей.

Проверочные диктанты по теме: « Безударные окончания глаголов и глаголов-исключений

Предложения под диктовку
1) Смотрит Вася на часы, торопится, опаздывает в школу.
2) Стелет матушка постель, тяжело вздыхает.
3) Папа утром бреется, умывается, делает зарядку.
4) Рыбак закинет удочку, потом смотрит за поплавком.
5) Свет маяка моряки видят в тумане, находят по нему дорогу.
6) Мама мажет рану на коленке йодом, а Коля терпит, не стонет.
7) Услышит заяц охотника, спрячется под кустом.
8) Гонит ветер тучи, предвещает плохую погоду.
9) Обидит Костя товарища, а потом жалеет об этом.
10) Думает Серёжа о шалости, не слышит уговоров бабушки.
11) Сбреет дедушка бороду, сразу же помолодеет.
12) Встанет Саша со стула, сделает зарядку, прогонит усталость.
13) Увидит водитель пешехода на дороге, остановит машину.
14) Поймает рыбак маленькую рубку, подержит её и отпустит.
15) Не видит Настя опасности, выезжает на дорогу.
16) Успех покорения горы зависит от подготовки альпинистов.
17) Смотрят дети по сторонам, держатся за руки , переходят дорогу.
18) Света не любит болеть, ненавидит пить горькие лекарства.
19) Вертятся стрелки часов, подгоняют Валю ко сну.
20) Задержит Ваня нарушителя порядка, заставит его извиниться.

Несколько предложений под диктовку
1) Колесо обозрения вращается медленно. Малыш смотрит на Москву, видит её сверху.
2) В одной руке Митя держит фонарик. Другой рукой забивает молотком гвоздь.
3) Ветер вертит колесо на мельнице. Оно вращает жернова, мелет муку.
4) Откроет брат окно после дождя, долго дышит свежим воздухом. Из окна он наблюдает, смотрит по сторонам.
5) Вертит почтальон конверт. Он видит стёртые буквы, пытается разобрать адрес.
6) Фабрика терпит убытки. Рабочие не верят обещаниям руководителя.
7) Забудет ученик стихотворение. Выйдет к доске, смотрит по сторонам, слушает подсказки.
8) Сгущается туман к ночи. Путник смотрит по сторонам, не видит перед собой дорогу.
9) Мама всматривается в темноту, видит очертания знакомой фигуры сына. Она вслушивается и слышит голос родного человека.
10) Вытерпит Елена обвинения. Она вытерпит и все упрёки, но не ответит на них.
11) Осмотрит врач больного, назначит лечение. Выпишет ему рецепт, отправит родных за лекарством в аптеку.

Диктант «Майский лес».
Майскую весну торжественно встречают залпы гроз и щедрые тёплые ливни. Чудесная погода стоит в этом месяце. После грозового дождя ярче сияет солнце. На голубом небе расцветает радуга. Первые листочки на сирени, берёзе, тополе сверкают, переливаются на солнышке. Войди в майский лес. Он весь в зелёном убранстве. С раннего утра до позднего вечера распевает пернатое царство. Ты подходишь к ручью и видишь, как он торопливо прокладывает себе дорогу. Воздух наполнен могучим запахом весны. Ты его узнаешь и в городе среди других запахов.
Слова для справок: торжественно, убранство, наполнен, расцветает.

Диктант «Защитники зелёного друга».
Ранним утром по тропинке школьники входят в берёзовую рощу. Лучи ласкового солнца весело бегут по зелени. На мохнатом листочке сверкает роса. В роще стоит тишина. Группа мальчиков остановилась около старого дерева и качнула ветки. Посыпались майские жуки. Ребята собрали их в ведро. Днём жука не поймаешь. Он быстро перелетает от ветки к ветке. Утром от холода жук цепенеет. Майские жуки обгрызают листья. Опасна личинка майского жука. Она живёт в земле и объедает корни деревьев. Защитите зелёного друга от вредителей!
Слово для справки: личинка.

Диктант «Ландыш».
Наступает поздняя весна. Солнце щедро посылает свои тёплые лучи на землю. Стоит чудесная погода. В воздухе звенят голоса птиц. Радуют сердце яркие краски весенней земли. Пёстрым ковром покрыты холмы. Цветочная роспись украшает тропинки и до-рожки. Ты медленно идёшь от полянки к полянке и видишь всю красу цветов. В тенистом и влажном лесу растёт ландыш. Все мы любим этот нежный цветок с тонким запахом. Приятно смотреть на белые колоколышки. Сохрани эту красоту для людей. Ландыш — редкий подарок весны.
Слова для справок: приятно, растёт.

Тема: «I и II спряжения глаголов»

Диктант «ЧТО КРАЙ, ТО ОБЫЧАЙ»
Задание: Обозначить окончания в выделенных глаголах.
В Японии учат детей писать и правой, и левой рукой. Справа налево пишут ученики арабских стран. В Древней Греции учили писать первую строку справа налево, а вторую наоборот. В одном из районов Индии существует интересный обычай. Ученик пропускает без уважительных причин занятия. Тогда кто-то из членов его семьи приходит вместо него.
В Испании с давних времён утвердилось такое правило. Вопросительные и восклицательные знаки ставятся в начале и конце предложения. Это помогает заранее понять цель высказывания. 80 слов, ( «Детская энциклопедия» )

Диктант «ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРЯ»
Задание: Обозначить окончания в выделенных глаголах.
Вот наступает вечер. Заря пылает пожаром. От деревьев, от кустов, от высоких стогов бегут длинные тени. Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огненном море заката. Отдельные тени исчезают. Воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, где вы ночуете. А между тем наступает ночь. Собаки едва белеют во мраке. Над чёрными кустами край неба смутно яснеет. Что это? Пожар? Нет, это восходит луна. А внизу уже мелькают огоньки деревни.
71 слово. (По И. Тургеневу )

Выборочные диктанты по теме: « Безударные гласные в личных окончаниях глаголов»

Диктант 1.
1. Слышно, плещет лишь волна, и колышет повиликой тихо веющий эфир. (А. Пушкин) 2. Сыпет, сыпет метель, как вчера, на дорогу. (К. Симонов) 3. Дремлют хаты, гаснет день. (М. Исаковский) 4. Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лёд. Тает бабка снеговая и ручьями слёзы льёт. (Г. Ладонщиков) 5. Мы едем, едем, едем в далёкие края. (С. Михалков),6. Сердце матери лучше солнца греет. 7. Ласточка день начинает, а соловей кончает. (Пословица)

Диктант 2.
Лётчик водит самолёты —
Это очень хорошо.
Повар делает компоты —
Это тоже хорошо. (С. Михалков)

Диктант 3.
Она лежит, не плачет,
Глаза от света прячет.
Чтоб она у нас спала,
Снимем лампу со стола.

Диктант 4.
Отворяет двери нам
Вера Николаевна.
Знает всех по именам
Вера Николаевна. (А. Барто)

Диктант «Русак».
Задание: Из предложений выбрать глаголы, записать их в неопределённой форме, определить спряжение.
Заяц-русак жил зимой подле деревни. Наступила ночь. Он поднял одно ухо, послушал, поводил уса-Глагол
ми, понюхал и сел на задние лапы. Заяц огляделся. Снег лежал волнами и блестел, как сахар. Над головой зайца стоял морозный пар. Сквозь этот пар виднелись большие яркие звёзды.
По Л. Толстому.

Диктант «Стальная птица».
Задание: Из предложений выбрать глаголы, записать их в неопределённой форме, определить спряжение.
Около речки стеной стоял густой лес. В лесу было много малины, грибов. В зелени кустов прятались ежи и зайцы. Наступил вечер. От реки тянул свежий ветер. В красных лучах солнца кружилась мошкара. На верхушке ели разместились птицы. Но вот раздался гул. Около облака сверкнула точка. Это был аэроплан. С весёлым рокотом он пролетел над лесом.
По А. Гайдару.

Диктант «Буран».
Задание: Из предложений выбрать глаголы, записать их в неопределённой форме, определить спряжение.
Белая туча обтянула весь горизонт. Поднялся ветер. Всё слилось, смешалось. Начался буран. Снежная пыль больно слепила глаза. Буран свистел, стонал, ревел, душил всё живое. Глубокие овраги превратились в высокие бугры. Но вот ветер утих. Выкатилось солнце. Его лучи заиграли в волнистых снегах.
По С. Аксакову.

Предупредительные и объяснительные диктанты по теме: « Безударные гласные в личных окончаниях глаголов»

Диктант 1.
1. У щенка на чёрной спинке тают белые снежинки. (С. Михалков) 2. Ветерок листву качает. 3. Головой кивает слон, он слонихе шлёт поклон. 4. Наша Таня громко плачет — уронила в речку мячик. 5. Часы пробили восемь. Сейчас затихнет дом. 6. Над двором грохочет гром. 7. Греем воду мы в котле, потому и дом в тепле. 8. Повторяет класс по карте, где Иртыш, где Енисей. 9. Дуб качает головою, сосны ветками шумят. (59 слов) (А. Барто)
Новая орфограмма:
Безударные гласные в личных окончаниях глаголов
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного
2. Сочетания букв жи, ши
3. Сочетания букв ча, ща
4. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн
5. Проверяемые безударные гласные в корне слова
5. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова
6. Большая буква в именах существительных
7. Правописание слов с двойными согласными
8. Гласные и согласные буквы в приставках
9. Безударные гласные в падежных окончаниях существительных
10. Раздельное написание предлогов
11. Большая буква в начале предложения
12. Точка в конце предложения
13. Запятая в сложном предложении

Диктант «Берёза».
Берёза вся трепещет, на ветру зелёными листочками. Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь; по лесу, потрогаешь белые стерты и клейкие листочки, посмотришь на серёжки, послушаешь скворца — станет тебе легко и радостно.
Зимой берёзка сверкает серебром. Ранним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки. И зимой, и летом хороша русская берёзка!
По Г. Снегирёву.

Диктант «В лесу».
Уходим всё дальше в лес. В тепле и уюте леса тихонько дышит особенный шум. Скрипят клесты, звенят синицы. Свистит иволга. Изумрудные лягушата прыгают под ногами. Щёлкает белка. В лапах сосен мелькает её пушистый хвост.
Между стволов сосен видишь прозрачные фигуры огромных людей. Они исчезают в зелёной густоте, сквозь которую просвечивает голубое небо. Под ногами пышным ковром лежит мох. Костяника сверкает в траве каплями крови. Грибы дразнят крепким запахом. (70 слов)
(По М. Горькому)
Новая орфограмма:
Безударные гласные в личных окончаниях глаголов
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Сочетания букв жи, ши
4. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн
5. Раздельное написание предлогов
6. Большая буква в начале предложения
7. Точка в конце предложения
8. Запятая в сложном предложении

Диктант «Майские красавицы».
Стоит чудесный майский день. Весеннее солнце заливает всю окрестность. Веет тёплый ветерок. На опушке леса у маленькой речушки цветёт черёмуха. Белые цветы покрывают зелёные листочки. Красивы тонкие стволы и ветки душистой черёмухи. С раннего утра до позднего вечера распевают на дереве птицы. Глядишь на цветущую красавицу, радостно становится на сердце. Сохраните эту красоту людям, не ломайте её майских цветов.

Диктант «Весна».
С земли ещё не сошёл снег, а в душе уже весна. Замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. Такое же состояние переживает теперь и природа. Земля холодна, грязь хлюпает под ногами, но кругом всё весело, ласково, радостно! Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет. Она уже проснулась и скоро заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат. (68 слов)
(По А. Чехову)
Новая орфограмма:
Безударные гласные в личных окончаниях глаголов
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Сочетания букв жи, ши
4. Сочетания букв ча, ща
5. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн
6. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова
7. Слова с непроизносимыми согласными
8. Разделительный мягкий знак
9. Гласные и согласные буквы в приставках
10. Безударные И-Е в падежных окончаниях существительных
11. Раздельное написание предлогов
12. Большая буква в начале предложения
13. Точка в конце предложения
14. Запятая при однородных членах предложения
15. Запятая в сложном предложении
Словарные слова: ещё, природа, весело, вместе, воробьи.

Диктант «Газета и журнал».
Ранним утром во все дома приходят свежие газеты. Какие новости? Ты смотришь газету. Из неё узнаёшь, что происходит в нашей стране, как живут в других странах.
Газета сообщает новости одного дня. Журнал живёт событиями недели, месяца, года. В нём много интересных статей, рассказов, стихов. В нашей стране издаётся много различных газет и журналов. Они выпускаются для взрослых и детей. Какие газеты, журналы читаешь ты?

Диктант «Грибы».
Нужно уметь находить грибные места. Каждый вид грибов растёт в особых местах. Вот под деревьями смешанного леса краснеет шляпка подосиновика. Нагнёшься, срежешь ножом толстый корешок гриба, аккуратно положишь находку в корзинку. Изредка встретишь крепкие боровики.
Приятно взять в руки холодноватый гриб. А вот широким хороводом стоят на поляне красные мухоморы. В сосновом бору увидишь рыжики. В молодом берёзовом лесу сидят
грибы подберёзовики. (63 слова)
(По И. Соколову-Микитову)
Новая орфограмма:
Безударные гласные в личных окончаниях глаголов
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Сочетания букв жи, ши
4. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова
5. Разделительный мягкий знак
6. Гласные и согласные буквы в приставках
7. Раздельное написание предлогов
8. Правописание слов с двойными согласными
9. Большая буква в начале предложения
10. Точка в конце предложения
11. Запятая при однородных членах предложения
Словарные слова: аккуратно, корзинка.

Диктант «Гималайский медведь».
В горных лесах Азии живёт гималайский медведь. Он весь чёрный, а на груди белый треугольник, как салфетка. У гималайского медведя очень длинные ноги. Он быстро лазит по деревьям. Медведь любит дикие яблоки, ягоды, орехи. Заберётся мишка на черёмуху, наломает ветвей и обсасывает с них ягоды. Зимой он спит в дупле большого дерева. Бывает, спилят в тайге огромный кедр, привезут в посёлок, а из пустого внутри ствола медведь вылезает.

Диктант «Грачи».
В старой берёзовой роще поселились грачи. У них появились первые птенцы. Грачата с раннего . утра до позднего вечера кричат, просят есть. Целый день родители летают за кормом на поля. Гудят на полях трактора, тащат за собой тяжёлые плуги. За трактором летит целая стая грачей. Грачи садятся на свежую пашню. Они ходят по ней и выбирают разных жучков, червячков, личинок. Много еды в рот наберут и летят к гнёздам.
По Д. Горлову.

Диктант «Горячая пора».
Нежная молодая зелень покрывает землю. Заалели тюльпаны. Скоро буйно зацветёт сирень. Готовят свой белый наряд вишнёвые сады. Красива земля весной. Но это время доставляет людям не только радость. Садоводы с тревогой следят за погодой. Сильные дожди, холодный ветер или заморозок в разгар цветения наносят урожаю большой урон. Наступает напряжённая пора и для овощеводов. Не уложишь в срок семена в почву — потеряешь часть урожая. Цветоводы в мае рыхлят почву, сеют настурцию, высаживают георгины.

Диктант «Родная земля».
Ты едешь по степи. Мелкие овражки пересекают её. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаешь заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит на пути от Дона до Волги. Остановись, поклонись героям. Это благодаря им ты живёшь и идёшь по цветущей земле.

Контрольные диктанты 4 класс по теме «Правописание окончаний глаголов»

При написании Контрольные диктанты 4 класс по теме «Правописание окончаний глаголов» использовались материалы из книги: Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. «500 контрольных диктантов по русскому языку. 1–4 классы»

Правописание окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа

Двухэтажный автобус

Для большей вместимости автобусы можно делать двухэтажными. Входишь в такой автобус. По внутренней лестнице попадаешь на второй этаж. Ты удобно устраиваешься, едешь по городу, смотришь из окна и наслаждаешься прекрасным видом улиц. Где ты можешь увидеть такой автобус? Такие автобусы увидишь в Лондоне, в Париже, в Москве. Знаешь, как они называются? Это омнибусы.

Грамматические задания

  1. Найти в диктанте три глагола 2-го лица единственного числа, указать спряжение. Выделить окончания.
  2. Глаголы ДЫШАТЬ, ГУЛЯТЬ, ЗАВИСЕТЬ записать во 2-м лице единственного числа. Выделить окончания.
  3. Указать склонение и падеж имён существительных третьего предложения. Выделить окончания.

Телефонные станции

Первые русские телефонные станции были ручными, а телефонные аппараты громоздкими и деревянными. Дисков для набора номеров на аппарате не было. Зато сбоку торчала рукоятка. Снимешь трубку, покрутишь ручку. Тогда откликается на станции телефонистка. Ты называешь нужный номер. Она тебя соединяет. Поговоришь и кладёшь трубку. Опять крутишь рукоятку, но только отдельными рывками. Это ты так сигналишь телефонистке. Она вас разъединит.

(61 слово) (по В. Меерзону)

Грамматические задания

  1. Найти в диктанте три глагола 2-го лица единственного числа, указать спряжение. Выделить окончания.
  2. Разобрать по составу слова: РУССКИЕ, СОЕДИНЯЕТ, ПОГОВОРИШЬ, ТРУБКУ.
  3. Выписать из диктанта слово с разделительным Ъ. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

Корабль пустыни

Верблюд словно специально создан для жизни в пустыне. Неторопливо шагает караван мерным шагом в песках. Верблюды не торопятся, но у них широкий шаг. Отстанешь от каравана и не догонишь его даже бегом. Последний верблюд мелькнёт за барханом и исчезнет.
Едешь между верблюжьими горбами, будто плывёшь на лодке. Ты сидишь высоко. Далеко видно вокруг.
На высоком бархане лежит лисица. Нос уткнула в хвост и дремлет, а сама посматривает на караван.

(72 слова) (по Г. Снегирёву)

Грамматические задания

  1. Найти в диктанте три глагола 2-го лица единственного числа, указать спряжение. Выделить окончания.
  2. Написать по одному существительному мужского и женского рода с шипящей на конце.
  3. Первое предложение третьего абзаца разобрать по членам предложения и частям речи. Выписать словосочетания.

Правописание окончаний глаголов в 3-м лице единственного и множественного числа

Хвойный аромат

Всем знаком смолистый аромат хвойного леса. Его создают эфирные масла. Древесину хвойных деревьев пронизывают смоляные ходы. Они наполнены эфирными маслами и смолой. Её называют живицей. При ранениях дерева живица вытекает и затягивает место повреждения. В свежей живице находятся эфирные масла – скипидар. Через три дня после вытекания живицы треть всех эфирных масел испаряется и источает хвойный аромат. Сильный хвойный запах отпугивает вредных насекомых, оздоровляет воздух, убивает бактерии. Поэтому очень полезно дышать воздухом соснового бора.

Грамматические задания

  1. Написать глагол ДЫШАТЬ во 2-м и 3-м лице единственного и множественного числа.
  2. В первом предложении указать род, число и падеж имён существительных и прилагательных.
  3. В слово ЗАП..ВАТЬ вставить сначала букву И, а потом Е. Написать проверочные слова.

Валенки

Как делают валенки? Сначала мастер готовит шерсть. От неё зависит качество изделия. Мастер соединяет тонкую и толстую шерсть, моет, высушивает и расчёсывает. Потом шерсть смачивает водой и загружает в валяльную машину. Машина похожа на длинную ванну. Валы ванны вертятся, толкут шерсть и сваливают её в полотнища. Из этих полотнищ мастер сворачивает основу валенка. Она больше ноги человека. Ведь при валянии её объём сильно уменьшается. Затем на специальных машинах формируют валенок. Мастер надевает его на колодку, продолжает валять, подогревает водяными парами, а потом сушит и обтачивает.

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта три глагола второго спряжения. Выделить окончания.
  2. Проспрягать глагол ПОДОГРЕВАТЬ.
  3. В слово ПРОЖ..ВАТЬ вставить сначала букву И, а потом Е. Написать проверочные слова.

Илистый прыгун на берегу

Эта сухопутная рыбёшка часто прыгает по берегу. При прыжке рыбке очень помогает хвост. У прыгуна широкие плавники. Он не увязнет в жидком иле. Эта рыбёшка заползает на дерево на вышину человеческого роста и прикрепляется брюшной присоской. Лёгких у прыгуна нет. Дышит он жабрами. Жабры высыхают. Но у прыгуна существует запас воды за щеками. Прыгун сразу замечает опасность и быстро улепётывает. Икру самка откладывает в гнездо у кромки воды и охраняет его. Мясо прыгунов съедобно. Ловят этих рыб в их норках с помощью специальных капканов.

Контрольные работы по русскому языку 4 класс УМК «Школа России»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Входной контрольный диктант

Цель урока: контроль знаний по изученным темам «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне, парными согласными, непроизносимыми и удвоенными согласными».

Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели березки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растет пушистый ельник. Зеленеют молодые елочки. Из земли бьет чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли веселый костер на берегу речки.

В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Сережа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

Радостные ребята вернулись с прогулки.

Выпиши из текста три слова с проверяемой безударной гласной и три слова с парной согласной, рядом с каждым словом напишите проверочное.

Выпишите из текста два слова: одно- в котором звуков больше, чем букв; второе- в котором звуков меньше, чем букв.

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

Цель урока: контроль знаний умений и навыков

Выгнали однажды охотники из берлоги медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нес малыша в куртке.

Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал. Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусный.

Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спрятался за печку и ворчал.

Разберите по членам предложения, нарисуй схему.

ИЗ КУЧИ ЗЕМЛИ ВЫПОЛЗ ТОЛСТЫЙ И АППЕТИТНЫЙ ЧЕРВЯК.

Составьте и запишите предложение, используя однородные члены:

В ЛЕСУ, В ПОЛЕ, НА ОГОРОДЕ.

ПОДБЕРЕЗОВИКИ, РЫЖИКИ, ВОЛНУШКИ.

Контрольный диктант за Ι четверть по теме «Склонение имен существительных»

Цель урока: контроль знаний по изученной теме

Журавли готовились к отлету. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в теплые страны.

Журавли летели над лесами, полями, шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.

На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.

Скоро взойдет яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

Разбери по членам предложения, нарисуй схему предложения.

ЖУРАВЛИ ЛЕТЕЛИ НАД ЛЕСАМИ, ПОЛЯМИ, ШУМНЫМИ ГОРОДАМИ.

Определите падеж имен существительных второй части.

Контрольный диктант за ΙΙ четверть по теме «Правописание окончаний существительных»

Цель урока: контроль знаний по изученной теме

Дельфины- наши друзья

Однажды рыболов Махмуд вышел в море. К вечеру разыгрался шторм. Волны качали лодку.

Махмуд лежал на дне лодки. Он крепко уцепился за спасательный матрас. Огромная волна обрушилась на рыбака. Махмуд выпал из лодки вместе с матрасом.

Наступила ночь. Шторм стал стихать. И вдруг стая дельфинов окружила Махмуда. Один дельфин толкнул головой матрас. Всю ночь дельфины толкали матрас к берегу. Соль разъедала спину. Махмуд стонал от боли и усталости.

С вышки заметили стаю дельфинов и человека. Скоро подоспела помощь.

Слова для справок: Махмуд, дельфин, матрос, разыгрался.

Разобрать по членам предложения, выписать словосочетания.

ОГРОМНАЯ ВОЛНА ОБРУШИЛАСЬ НА РЫБЫКА.

Определите склонение и падеж существительного:

НА ДНЕ ЛОДКИ, ТОЛКАЛИ НА БЕРЕГ, СТОНАЛ ОТ БОЛИ.

Контрольный диктант по теме «Множественное число имен существительных»

Цель урока: контроль знаний по изученной теме.

Погода переменилась. К утру вся окрестность была окутана густым туманом. Подул резкий ветер. Затрещал мороз.

Инна и Геннадий пошли в соседнюю деревню на большой праздник. На празднике было весело. Дети возвращались домой довольные. Они шагали по зимней дороге. Редко по краям попадались деревья. Ветви были покрыты снегом.

Вдруг Гена увидел двух птичек. Лежали они на обочине дороги еле живые. Птички погибнут от мороза. Надо взять их домой.

Ребята принесли птиц домой. Они оживут. Инна и Геннадий сделали доброе дело.

Определи падеж существительных в предложениях:

ОНИ ШАГАЛИ ПО ЗИМНЕЙ ДОРОГЕ. РЕДКО ПО КРАЯМ ПОПАДАЛИСЬ ДЕРЕВЬЯ. ВЕТВИ БЫЛИ ПОКРЫТЫ СНЕГОМ.

Разберите по составу слова: ЛЕЖАЛИ, ЗИМНЕЙ, СНЕГОМ.

Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода»

Цель урока: проверить умение писать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода

Зимняя ночь в лесу

По стволам с сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями летит мягкий иней. В темном высоком небе зажглись яркие звезды.

Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи идет скрытая жизнь.

Вот хрустнула в чаще мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк.

Вот по гладкому снегу бежит хорек за мышкой. Над сугробами пролетают совы. Как сказочный часовой, уселся на голом сучке головастый серый совенок. В ночной темноте он хорошо видит, как идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Слова для справок: заяц-беляк, видит

Разобрать по членам:

Ι вариант- первое предложение,

ΙΙ вариант- третье предложение.

Определить падеж прилагательных в третьем абзаце.

Контрольное списывание по теме «Падежное окончание имен прилагательных в единственном числе»

Цель урока: проверить умения писать падежные окончания имен прилагательных в единственном числе

Береза у дороги

За крайн… избой дальн… деревушки виднелось желт… поле придорожн… канава заросла травой на просторн… равнине у дороги стояла бел… береза осень убрала деревья в желт.. убор береза стояла счастлив…

Наступила зима в зимние ночи ветер трепал ветви берез снег засыпал поля леса жилища людей все замерзло.

Но вот от весен… дождя начали дымиться крыши изб снежн… поле заблестело на ярк… солнце потекли заговорили ручьи зазеленела береза.

Пришло лето в шелков… листве березы беззаботно зашумел ветер гибкие ветви склонились до перв… зелен… травы.

Задание: спишите текст, разделив его на предложения. Допишите окончания прилагательных.

Определите падеж имен прилагательных в первом абзаце.

Разберите по составу слова: ПРИДОРОЖНАЯ, ЗИМНИЕ, ПРОСТОРНЫЙ.

Контрольный диктант по теме «Правописание местоимений»

Цель урока: контроль знаний о местоимении

Я часто провожу выходные у своего дяди-лесника Или Петровича. У него бывают и мои друзья.

Однажды утром я вышел из лесной сторожки. Вьюга намела ночью высокие сугробы. Надо прочистить тропинку к крыльцу. Хорошо поработать лопатой на свежем воздухе! Кругом полная тишина. Над тобой синее небо. С него глядит на тебя яркое зимнее солнце.

Вся местность покрыта мягким снежным ковром. Красивы деревья в зимнем наряде. Тихо качают они пушистыми ветвями. Задень ветку, и с нее полетит тебе в лицо мелкий холодный снежок.

Контрольный диктант за ΙΙΙ четверть по темам «Изменение глаголов по временам», «Неопределенная форма глагола»

Цель урока: проверить умение различать временные формы глагола, правильно ставить вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

В красивой местности раскинулся рабочий поселок. Зимой дороги заметает снегом. Трудно доехать жителям поселка до ближнего населенного пункта.

Однажды в поселке тяжело заболел человек. Его надо было срочно отправить в больницу. Но как подготовить площадку для посадки вертолета? Даже на реке снег лежит толстым слоем.

Ученики местной школы решили помочь. Ранним утром они все пришли к реке, взялись за руки и стали утаптывать снег. К вечеру площадка была готова. Вертолет опустился и утром доставил больного в город.

Выпишите из текста по 2 глагола в прошедшем времени, настоящем и неопределенной форме.

Разберите предложение по членам предложения, составьте схему.

В КРАСИВОЙ МЕСТНОСТИ РАСКИНУЛСЯ РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Цель урока: проверить умение писать безударные личные окончания глаголов, определять у глаголов спряжение, лицо, время, число, выполнять разбор слов по составу.

Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь- кругом все поля. Ветер гонит волны по зеленому морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам ее пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу. В тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалостный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.

Определите время, спряжение, лицо, число глаголов: СВЕТИТ, СВЕРКАЕТ, ПРОБУЮТ, ШУМИТ.

Разбери по составу: ЖАЛОБНЫЙ, ГОЛОСА, ГОНИТ, КАМЫШ.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Цель урока: поверить умение писать безударные личные окончания глаголов, безударные гласные в корнях слов.

На рыбной ловле

Было чудесное утро. Мы решили отправиться на рыбалку. Дорога к ближней речке идет полями. Направо и налево колосится рожь. От легкого ветерка по ней пробегают золотистые волны. Стрижи проворно носятся в свежем воздухе.

Мы переходим по узкой тропинке через овраг. В нем бежит ключ с холодной водой. Можно попить. Впереди речка. Один берег у нее высокий, а другой низкий. Быстро доходим до речки. Как хорошо кругом! Сядешь на берег, закинешь удочку и ждешь.

Вдруг поплавок скрывается под водой. Радостно дергаешь удочку. Весело возвращаться домой с богатым уловом.

Разберите как часть речи слово ПРОБЕГАЮТ.

Разберите по членам предложения, составьте схему СТРИЖИ ПРОВОРНО НОСЯТСЯ В СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ.

Итоговый контрольный диктант

Цель урока: поверить умения применять изученные в 4 классе орфографические правила.

У старой ветвистой ели резвятся веселые белки. Рады они теплому солнцу и молодой зелени. Зверьки сменили к весне свои пушистые серые шубки. Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу, скрывались в густой чаще. С елки на елку носились белочки по лесу, грызли тяжелые смолистые шишки.

Много забот будет летом у белки. Нужно выкормить маленьких бельчат, сделать запасы орехов. В голодные годы белка пускается в далекие и опасные путешествия. Смело она переплывает широкие реки, перебегает открытые поля, заходит в города. Миролюбивые белки не делают вреда. Радостно смотреть на белок в лесу.

Разберите как часть речи У БЕЛКИ

Выполните звукобуквенный анализ слова ШУБКИ

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 746 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 645 человек из 79 регионов

  • Каменская Анна ГеннадьевнаНаписать 22131 22.09.2015

Номер материала: ДВ-002150

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    22.09.2015 508
    22.09.2015 582
    22.09.2015 454
    22.09.2015 573
    21.09.2015 4305
    21.09.2015 2059
    21.09.2015 668

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома

Время чтения: 1 минута

Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://vprotl.com/diktant-4-klass/kontrolnyie-diktantyi-4-klass-pravopisanie-okonchaniy-glagolov/

http://infourok.ru/kontrolnie-raboti-po-russkomu-yaziku-klass-umk-shkola-rossii-428679.html