Диктант по теме правописание личных окончаний глагола 6 класс

Диктант для 6 класса
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Материал поможет проверить знания шестиклассников по теме «Повторение в начале года»

Скачать:

ВложениеРазмер
diktant_dlya_6_klass.docx13.2 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант по теме «Глагол» ( 6 класс)

Утро только наступает. Золотистый туман стелется по долине. Веет утренней прохладой. Первые лучи солнца пробиваются сквозь густые верхушки деревьев.

Бредешь по заречному лугу и видишь много цветов в высокой зеленой траве. От легкого ветерка качаются их нарядные головки в желтых колпачках и белых веночках, прячутся в густой траве. На резных листочках серебром лежат капельки росы. Сорвешь цветочную чашечку, осторожно поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и она вкуснее всякого напитка покажется.

Днем ветер далеко по окрестностям разнесет медовые запахи луговых цветов и сочных трав.

Тропка приводит нас в самую глубь лесной чащи. Изящные цветы ландыша здесь знает каждый. Он скромно таится от посторонних глаз всюду: в тени лесов, на лесных опушках, по оврагам. В народе цветы называют ожерельем Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, девочка рассыпала его, и оно превратилось в душистые колокольчики. В погожее утро крошечные колокольчики «вызванивают» прекрасную мелодию, её подхватывают лесные обитатели: птицы, насекомые.

Небо над головой синее и радостное. Глядишь и не можешь глаз оторвать. Дышится легко. Воздух душистый и свежий.

Контрольная работа по теме «Глагол»

1.Запишите глаголы, объясните правописание суффикса инфинитива графически:

Та…л, се…л, кле. л, обид…л, стро. л

2.Запишите глаголы, объясните правописание безударного личного окончания в глаголе графически:

Бор…тся, гон…т, стел…т, скач…т, обид…тся

3.Объясните правописание –тся и –ться в глаголах:

не колышет…ся, надо собират…ся, нужно хорошо подготовит…ся, может пригодит…ся, ему нездоровит…ся, он добирает..ся

4. Запишите глаголы в 1 лице единственного числа настоящего времени. Объясните правописание суффиксов :

атаковать, беседовать, разглядывать, посвистывать, основывать

5.Определите наклонение глаголов, объясните правописание безударных личных окончаний :

Вы пиш…те почти без ошибок (писать).

Выпиш…те из статьи нужные вам цифры(выписать).

Вспомн…те правило и приведите пример(вспомнить)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

математические диктанты 2 класс УМК ПНШ

математические диктанты 2 класс по УМК ПНШ.

математические диктанты 3 класс УМК ПНШ

математические диктанты 3 класс УМК ПНШ.

Графические диктанты, 6 класс

Графические диктанты представлены в види мини-презентаций. Разработаны по теме «Решение уравнений» ,6 класс. Даны три ГД: «Раскрытие скобок», «Подобные слагаемые», «Решение уравнений».

Диктанты 6 класс Вспомогательное отделение

Диктанты для вспомогательного отделения.

математический диктант 4 класс (май) 1 вариант

математический диктант 4 класс (май) 1 вариант.

математический диктант (4 класс, май, 2 вариант)

математический диктант (4 класс, май, 2 вариант).

Технология урока

Вы здесь

Словарный диктант. Личные окончания глаголов

Рубрика:

23.Правописание безударных окончаний глаголов

Определите спряжение глагола по неопределенной форме

II спряжение

I спряжение

Разноспрягаемые глаголы

глаголы на –ить + гнать, держать, дышать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, терпеть, смотреть

Все глаголы не на –ить + брить, стелить, зиждиться

хотеть, есть, бежать, дать

5 класс

Ход. т по кругу, обид. т друга, довер. т тайну, полет. т к небу, терп. т крах, задерж. т дыхание, се. т дождь, отпил. т доску, езд. т на велосипеде, бор. тся с болезнью, стел. т постель, плугом паш. т, жерновами мел. т, топором руб. т, глазами смотр. т, быстро, вскоч. т, сто. шь у порога, гляд. шь в окно, сид. шь на порожке, лет. шь высоко, выбь. те ковёр, выгляд. те хорошо, выгон. те корову, нагор. т свеча, выдерж. те экзамен, выжж. т узор, лёгкими дыш. т, утюгом глад. т, ушами слыш. т, воробьи чирика. т, ворона карка. т, лягушка квака. т, шмель жужж. т, кот мурлыч. т, гусь гогоч. т, кузнечик стрекоч. т, курица кудахч. т, уход. шь из школы, откро. шь тетрадь, спрашива. шь ответ, найд. те ручку, уч. т уроки, муч. т птицу, корм. т рыбок, люб. т конфеты, боле. т от простуды, здорове. т от занятий спортом, напиш. шь пером, не выруб. шь топором, хвал. т ответ

6 класс

Смотр. шь и вид. шь, вздыха. шь и дыш. шь, начерт. шь и нарису. шь, отруб. шь – не пристав. шь, се. шь и ве. шь, слуша. шь и слыш. шь, напил. шь и накол. шь, верт. шь и гон. шь, держ. шь и включа. шь, скаж. шь – не ворот. шь, посе. шь зерно, выраст. т хлеб, не обид. т мухи, услыш. шь песню, запиш. шь условие, выуч. шь правило, распева. шь песню, моч. т руки, ед. м долго, ход. т пароход, люб. шь и вер. шь, океаны измер. шь, долет. шь до Луны, гон. т лодки, стел. т простыню, не ищ. т славы, выйд. те пораньше, если вышл. те, немедленно сообщ. те, вы пиш. те неа. куратно, пиш. те разборчиво, перед тем как поед. те, позвон. те, мож. те подождать, приед. те к нам, кол. т и руб. т дрова, жж. т голову, колос раст. те, налива. тся зерно, поле уб. ра. т

7 класс

Рано се. т, не теря. т семян, как уме. т, так и бре. т, мягко стел. т, зной пал. т и дыш. т, стел. тся тучи, сумрак уход. т, серой мглой брод. т, кол. т колосья, слыш. тся рог, пиш. т в тетради, дыш. т тихо, люб. т учиться, сильно ненавид. т, не обид. т комара, маш. т приветно, колебл. т паруса, буря стон. т, мачту клон. т, гон. т ладью, оглян. тесь вокруг, узна. те радость, кол. т и руб. т дрова, чуд. тся ш. пот, ре. т флаг, завис. т от обстоятельств, раста. т в воздухе, уме. т жить, цен. т время, стан. т говорить, успе. т одеться, зелене. т берёза, проход. т облака, суш. т бельё, плачем (не)разжалоб. шь, сначала осерд. тся, да после смир. тся, нав. вают сонливость, суд. т прав. льно, стел. тся дорога, ищ. т в траве, быстро нап. да. т, меру зна. т, (не) выр. ст. т сразу, моря (не) наполн. шь, в душу (не) влез. шь, дремл. т хаты, вид. т дом, печаль (не) крас. т, выйд. ш. на улицу, ( не) удерж. шь слёз, помн. т, кто корм. т

Диктанты — Правописание личных окончаний глагола

Алгоритм правописания личных окончаний глагола:

1.Глагол оканчивается на -ИТЬ?

Пишем окончания II спряжения

(исключения — брить, стелить)

2.Входит ли глагол в 11 глаголов-исключений?

В семи глаголах на -ЕТЬ: терпеть, вертеть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, смотреть

В четырех глаголах на -АТЬ: гнать, держать, дышать, слышать — пишем окончания II спряжения

Пишем окончания I спряжения

Не только свету, что в окне: на улицу выйдешь, больше увидишь. Квашню крышкой не удержишь. И сам тонет, и других топит. Что тому святому молиться, который не милует?
И собака помнит, кто ее кормит. Кто старое вспомнит, того черт на расправу потянет. Крови и кровью не смоешь. Горе что годы: бороздки прокладывает. Печаль не красит, горе не цветит. Слезою моря не наполнишь. Кручиною поля не изъездишь. Что день, то радость, а слез не убывает. С тоски вольного света не видим. Вздыхает так, что леса клонит. Стонет, ровно воз сена везет. Лиса придет — и курица раскудахчется. И воробей на кошку чирикает.

Кто с вечера плачет, поутру засмеется. Его плачем не разжалобишь. Немилостивому мил не будешь. От лихого не услышишь доброго слова. Хорошо того бить, кто плачет, а учить, кто слушает. Кто гнев свой одолевает, крепок бывает. Хотя осердится, да после смирится. Судит Бог обидчика, а человек прощает. Не дразни собаку, так не укусит. На сердитых воду возят. Не сердись, печенку испортишь. Человек не грибок: в день не вырастет. В чужую душу не влезешь. Душа меру знает.

Блекнут травы. Дремлют хаты. В лицо мне дышит свежая трава. А во ржи дорога стелется. С молодыми гармонистами соловьи заводят спор. И ласточка крыльями машет, и топится чья-нибудь печь. Он стоит и каждый кустик слышит, каждый камень видит впереди. Билеты колхозникам на дом разносит ватага детей.

Фронтовые дороги ведут в бесконечность и никогда не повторяются. Но их разнообразие, переменчивость не способствуют бодрости, в особенности, если едешь по ним в ночное время. И. усталость, и ночь, и пение мотора машины-полуторки не просто навевают сонливость, но клонят в сон, одолевает расслабляющая бесчувственность, меркнет сознание, покидает шофера чувство страха и ответственность.

Пение полуторки, этот усыпляющий звук мотора останавливает время, погружает в немоту мир окружающий, точнее, проносит его мимо с левой и правой стороны машины. Хоть бы огонек где мелькнул…

Но никого и ничего вокруг и вдали, лишь мотор поет свою однообразную, вкрадчиво-ласковую песню, и рулевого снова и снова начинает одолевать сон, голова, сколь ее ни держи, сламывает шею, размягчает кости, осаживает туловище до тех пор, пока лбом не стукнешься об округлость баранки — мгновенное тогда происходит воскресение, испуг на какое-то время расшибает сон, отгоняет его. Рулевой ищет, ищет глазами белое пятнышко впереди, не найдя его, прибавляет газу, полуторка вздрагивает от неожиданности. Но если впереди лунным пятнышком засветится метка, на рулевого сразу же нападает благодушие, расслабленность, и снова усыпляюще запевает мотор…

В. Астафьев «Так хочется жить».

Когда были постарше, — таскали мешки. В райпотребсоюз возили дрова, грузили и разгружали соль, а в последнее время пошел уже и цемент, которого потом вдоволь наглотались в армии. Все работы не исключали ежегодного, начиная с пятого класса, рабочего сентября, когда все школы бросались на выручку колхозам.

Один раз я писал о роли труда в жизни детей и упомянул этот факт, причем в самом положительном смысле, у меня его вычеркнули: мало ли что, прочтут на Западе, скажут, что у нас эксплуатация детского труда. Да кто же, как не тот же Запад, виноват, что наши деревни и села были обездолены и стране приходилось спасаться неокрепшими поколениями? А мы, мое поколение, вспоминая, ничуть не жалеем, что эти сентябри были в нашей жизни. Дожди моросили на чахлые бесконечные ряды кустиков картошки. Колхозники выпахивали на лошадях пласты, мы, мальчишки, деревянными копалками, нажимая через колено, выкапывали картошку, девчонки собирали ее в ведра и, вытягивая руки, несли к погрузке, где сидели учитель или учительница, считающие ведра. Но ведь и солнце же было! И костры всегда. Уж хоть картошки-то наедались. Да разве для одной картошки костер?! Картошка — повод, прикладное, главное — огонь. И обязательно девчонки шепчутся, хохочут, а то запоют и обязательно кричат: «Дров же мало! Костер плохой!» И, конечно, уходишь в темноту за дровами, прохладно, а лицо, нагретое костром, горит. Вернешься, тащишь сушину, как муравей, думаешь отчаянно про девчонку Галю: хоть бы взглянула на подвиг во имя любви! Как же, взглянет!

В. Крутит «Старый друг».

Как рождается замысел? Почти не бывает двух замыслов, которые бы возникали и развивались одинаково. Очевидно, ответ на вопрос, «как рождается замысел», надо искать не вообще, а в связи с каждым отдельным рассказом, романом или повестью.

Легче ответить на вопрос, что нужно для того, чтобы замысел появился, или, говоря более сухим языком, чем должно быть обусловлено рождение замысла. Появление его всегда бывает подготовлено внутренним состоянием писателя.

Замысел — это молния. Много дней накапливается над землёй электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра — молния.

Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень.

Замысел так же, как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается всё это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и ещё несколько хаотический мир рождает молнию — замысел.

Если молния — замысел, то ливень — это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга.

Но, в отличие от слепящей молнии, первоначальный замысел зачастую бывает неясным. Лишь постепенно он зреет, завладевает умом и сердцем писателя, обдумывается и усложняется. Кристаллизация замысла, его обогащение идут непрерывно, каждый час, каждый день, всегда и повсюду, во всех случайностях, трудах, радостях и горестях нашей «быстротекущей жизни».

Чтобы дать замыслу созреть, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя». Наоборот, от постоянного соприкосновения с действительностью замысел расцветает и наливается соками земли.

К. Паустовский «Золотая роза»

Вверху непогасшим костром тлели Стожары (Шол.). Дома давно не штукатурены, крыши не крашены… Двери дачи были не заперты (Ч.). Мать с непокрытой головой выбежала из сеней (Шол.). Телегин сложил недочитанное письмо (А.Н.Т.). Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен (П.). Левин, не замечаемый народом, продолжал лежать, на копне… (Л. Т.) Тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна (Л. Т.). Не укрепляющим, а расслабляющим образом действует послеобеденный сон в душной, сушащей атмосфере (Ч.). Люди, не решавшиеся глумиться над Герасимом, боялись его (Т.). Железная крыша, давно не крашенная, краснела от ржавчины (Л. Т.). Муму, от роду не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась (Т.). А ребенок все смотрел и наблюдал своим детским ничего не пропускающим умом (Гонч.). Дом стоял посреди степи, ничем не огороженный (Ч.). Лошадь Муромского, не бывавшая на охоте, испугалась и понесла (П.). Вдалеке виднелись неясные громады незаконченных построек (Гайд.). Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (Пауст.). Твой недосказанный упрек я разгадать вполне не смею (П.). Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса: есть нескудеющая сила, есть и нетленная краса (Тютч.). Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит (Н.). Поднималось солнце. Еще видное глазом, оно раскинуло по небу прозрачный веер розовых лучей (М.Г.). Тело продолжало еще болеть, но оно тоже болело тихо -— не скрежущей, острой болью, как рваная рана, а тихой, щемящей (Сим.). Свечи, не зажигаемые по другим дням, разливали яркий свет по комнате (Гонч.). Княгине холодно; в ту ночь мороз был нестерпим (Н.).


источники:

http://tehurok.ru/slovarnyy-diktant-lichnye-okonchaniya-glagolov

http://diktanty.ru/diktanty-pravopisanie-lichnyx-okonchanij-glagola/