Диктант по теме правописание сложных существительных

Словарный диктант по теме «Написание сложных имен существительных»

Данная методическая разработка может служить в качестве проверки полученных знаний обучающихся по теме «Написание сложных имен существительных».

Просмотр содержимого документа
«Словарный диктант по теме «Написание сложных имен существительных»»

по теме «Написание сложных имен существительных»

Опытный электрогазосварщик, автовокзал в Ростове-на-Дону, город-герой Севастополь, кафе-мороженое на спортплощадке, удивительное мореплавание, объехать юго-запад Нью-Йорка, кинофестиваль в Санкт-Петербурге, неуловимый Человек-паук, экс-президент США, гендиректор турфирмы, объявление метеослужбы, растущая мать-и-мачеха, оранжевый микроавтобус, небольшая рыба-пила, гидромассаж в спа-салоне.

Сложные имена существительные

1. Слова с соединительными гласными о и е, а также слова с начальными элементами авто-, агро-, аэро-, био-, вело-, гидро-, зоо-, квази-, кино-, макро-, метео-, микро-, мото-, нео-, пан-, псевдо-, радио-, стерео-, теле-, фото-, электро-.

Например: водохранилище, здравоохранение, земледелие, птицелов, автовокзал, агротехника, аэропорт, биотоки, велоспорт, гидробиология, зоотехник, квазимарксист, киномеханик, макрообъект, метеосводка, микромир, мотобот, неодарвинизм, пангерманист, псевдоготика, радиовещание, стереокино, телевидение, фотоаппарат, электросварка.

1. Соединительная гласная о пишется после основ на твердый согласный, е — после основ на согласный мягкий, шипящий и ц: водопровод, бронепоезд, пешеход, сердцебиение и т. п. Однако в некоторых случаях после конечных мягких основы возможна и соединительная гласная о: дальномер (хотя дальний, ср.: дальневосточник), коновязь (хотя конь, ср.: коневод), кровожадность (хотя кровь, ср.: кровенаполнение) и т. п.; правописание таких слов устанавливается по словарю.

2. В словах с начальным авиа- буква а не соединительная гласная, а конечный звук сокращенного слова авиация: авиазавод, авианосец и т. п.

2. Слова без соединительных гласных, но с первой частью, стоящей в начальной форме: времяисчисление, семядоля и др.; с первой частью, стоящей в форме родительного падежа: умалишенный, семидневка и др.; с глагольной первой частью на и: вертихвостка, сорвиголова и др.; с первой частью полу- и пол-, если последняя не стоит перед гласной, согласной л или любой прописной буквой: полувзвод, полугодие, полбулки, полкилометра и др. (о дефисном написании слов с элементом пол-; со второй частью -град, -город, -абад, -акан: Калининград, Ужгород, Кировабад, Ленинакан и др.

3. Все сложносокращенные слова и аббревиатуры, например: горсовет, райвоенкомат, втуз, ТАСС.

Буквенные сокращения, соединенные с цифрами, пишутся через дефис: ТБ-3, ТУ-104 и т. п.

Через дефис пишутся!

1. Сложные существительные без соединительных гласных, являющиеся общественно-политическими, научными, техническими и другими терминами, в том числе слова с начальными иноязычными элементами вице-, камер-, лейб-, обер-, статс-, унтер-, франко-, штаб и штабс-, экс-.

Например: анархо-синдикализм, премьер-министр, пресс-атташе, вакуум-насос, грамм-молекула, человеко-день, вице-король, камер-лакей, лейб-медик, обер-интендант, статс-секретарь, унтер-офицер, франко-склад, штаб-квартира, штабс-капитан, экс-председатель.

Исключения: трудодень, трудочас.

1. Слитно пишутся слова с первой частью борт-, со второй частью -метр: бортпроводница, вакуумметр и т. п.

2. Артикли и частица в составе иноязычных личных имен пишутся, как правило, отдельно (и со строчной буквы), например: дон Базилио, Людвигван Бетховен, де Брольи, ле Шапелье, фон Шенеаузен. Через дефис (и с прописной буквы) эти элементы пишутся в тех случаях, если без них имена не употребляются, например: Дон-Кихот, Ван-Гог.

2. Географические названия, составленные из двух существительных или из существительного и прилагательного, например: Эльзас-Лотарингия, Могилев-Подольский.

Сложные географические наименования, являющиеся по происхождению именами, отчествами и фамилиями людей, а также названия, образованные из прилагательных и существительных, пишутся раздельно: станции Ерофей Павлович и Лев Толстой, город Голая Пристань и т. п.

3. Слова, образованные с помощью частицы, союза или предлога, например: любишь-не-любишь, не-тронь-меня, иван-да-марья, Комсомольск-на-Амуре, Франкфурт-на-Майне.

Через дефис пишутся и иноязычные наименования, образованные с помощью частичек Ле-, Ла-, Лос-, Сан- и др., например: Ле-Порт, Ла-Рошель, Лос-Банос, Сан-Марино.

4. Двойные русские и иноязычные фамилии, например: Шолохов-Синявский, Жолио-Кюри.

Через дефис пишутся иноязычные фамилии, образованные с помощью частичек -бей, -заде, Ибн-, -паша, Сен-, Сент- и др., например: Измаил-бей, Турсун-заде, Ибн-Сина, Осман-паша, Сен-Жюст, Сент-Бев.

5. Сложные образования, в составе которых к определяемому слову присоединено слово с оценочным значением, например: бой-баба, паинька-мальчик.

6. Сложные слова с начальной частью пол-, если после нее следует гласная, согласная л или прописная буква, например: пол-огурца, пол-ложки, пол-Киева.

7. Сложные наименования географических направлений (промежуточных стран света), например: северо-запад, юго-восток, норд-ост, зюйд-вест.

Упражнение 152. Образуйте из приведенных словосочетаний сложные существительные, укажите, чем обусловлен выбор той или иной соединительной гласной. Сверьте правописание образованных слов по словарю и объясните, при каких основах могут употребляться соединительные о и в.

Водить полки, водить оленей, возить бомбы, возить лес, есть кожу, копать картофель, копать землю, косить сено, лечение водами, лечение грязями, ловить птиц, ловить мышей, носить венец, носить письма, пахать землю, писать басни, проводить газ, хранить овощи; варить кашу, варить сталь; дробить камень, ломать камень; обращение крови; петь песни.

Упражнение 153. Выпишите из орфографического словаря по 1—3 сложных существительных с начальными элементами авто-, аэро-, био-, вело-, гидро-, зоо-, квази-, кино-, макро-, метео-, микро-, мото-, нео-, пан-, псевдо-, радио-, стерео-, теле-, фото-, электро-.

Упражнение 154. Выпишите из орфографического словаря слова с начальным авиа-.

Упражнение 155. Выпишите из орфографического словаря слова с начальными пол- и полу-.

Упражнение 156. Выпишите из орфографического словаря по 1—3 слова с начальными элементами вице-, камер-, лейб-, обер-, статс-, унтер-, штаб-, экс-.

Упражнение 157. Выпишите из орфографического словаря по 1—3 слова с приставками анти-, архи-, ипфра-, контр-, супер-, ультра-, экстра-.

Упражнение 158. Выпишите из орфографического словаря наименования географических направлений, начинающиеся элементами северо-, юго-, зюйд-, норд-.

Упражнение 159. Объясните правописание сложных существительных.

Автотранспорт, авиапочта, аэрофлот, вертишейка, времяпрепровождение, детдом, дзот, домохозяйка, землечерпалка, квазиученость, кинокартина, Кировакан, корнеплод, лекпом, Ленгаз, Ленинград, макроструктура, метеослужба, авиаметеослужба, микрорельеф, Моссельмаш, неоромантик, НИИС, овощехранилище, полведра, полмегра, полсада, полукруг, полуоборот, псевдокислоты, пятидесятилетие, сельсовет, сенозаготовка, скопидом, спецодежда, стереоскоп, сумасшедший, телеобъектив, теплоход, трудодень, фоторепортер, электропроигрыватель, электросветоводолечебница.

Упражнение 160. Объясните правописание сложных существительных.

Альфа-лучи, Белая Церковь, Бодуэн де Куртенэ, бортмеханик, вакуум-сушилка, Всеволод Третий Большое Гнездо, генерал-лейтенант, гоп-компания, Гусь-Хрустальный, ди-Витторио, дизель-мотор, Дон-Жуан, донкихотство, донжуанство, дон Педро, зюйд-вест, изба-читальня, Илья Муромец, камер-фрау, контр-адмирал, контрнаступление, Леонардо да Винчи, мать-и-мачеха, Москва-Товарная, обер-мастер, перекати-поле, пол-аршина, пол-дюйма, пол-Америки, пол-ленты, полминуты, пол-Китая, пресс-бюро, пресс-папье, Ростов-на-Дону, Сен-Сане, Сергеев-Ценский, суперобложка, унтер-офицерша, фон дер Гольц, Фриули-Венеция-Джулия (область), человеко-доза, человеколюбие, чудо-рыба, экс-чемпион, Ясная Поляна.

Упражнение 161. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выпишите существительные с соединительными гласными в одну колонку, без соединительных гласных — в другую.

1. Я стою около поручней лестницы, круто сбегающей вниз, смотрю, как прыгают пар…возы, и вижу там, вдалеке, синее, как бумага, море и косо срезанный, как будто наклеенный парус. И вдруг в этот полусон врывается голос матери. (Андреев) 2. Внезапное сума…шествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество. (П.) 3. Скрипкин поступил на хлеб…комбинат. (Гин ) 4. Могут ли сравниться тысячи газовых печей хотя бы с одной ракетой, снабженной ядерной бо…головкой? (Гин.) 5. «Ну что ты мелешь, несчастный грош…люб!» — разгневался дедусь. (Стельм.) 6. В Америке на производство центнера зерна затрачивается один человек…час рабочего времени. (Ив.) 7. Придя домой, Варя включила электро…-плитку.. (Ив.) 8. Плохо вот, нет у нас корн…плодов. (Ив.) 9. Наш этаж готов, а туда этих верт…хвосток. (Ив.) 10. Три года назад, к своему пят…десят…летию, Артамонов получил орден Ленина. (Коч.) 11. Жизнь в Высок…горье била ключом, о высок…горцах то и дело писали в газетах; в иллюстрированных журналах то и дело мелькали фот…снимки из Высок…горья. Кин…экранами этот народ завладел еще прочнее — то животн…воды перед тобой, то мастера кукурузы, то птиц…воды, то сам…деятельность. (Коч.)

Упражнение 162. Перепишите, раскрывая скобки и ставя, где нужно, дефис.

1. Накануне с (лесо)заготовок вернулась группа целинников. (Ив.) 2. Обязанность «механизированного пастуха» — присматривать за доильной аппаратурой, переносить (электро)изгороди. (Ив.) 3. Там, среди старинной мебели,, обитает Вячеслав Винокуров, который, как ты, конечно, помнишь, был художественным руководителем нашего театра и который стал сейчас (вице)бургомистром города. (Полев.) 4. Обозрев их, приезжий человек сразу мог получить полное представление о том, чем жив здешний народ: «(Загот)зерно», «(Загот)лен», «(Союз)плодоовощ», «(Загот)пушнина». (Боев.) 5. Стрелки указывали: «Читальня», «(Кино)зал», «Кабинет (юн)натов». (Боев.) 6. Коммунальное хозяйство — это городской транспорт, системы (водо)снабжения, канализации и (ливне)стоков, сети (тепло)фикации, (банно)прачечные тресты и гостиницы. (Залыг.) 7. (Франко)лесосека — семь рублей. Семь с полтиной. А доставка? Дороги в горах — какие дороги? Только гужом. А гужом, живым тяглом туда доехать, там погрузить, оттуда приехать, разгрузить — (человеке)день и (коне)день. Итого — сорок три рубля. Прямых. Плюс за лошадьми уход, зарплата конюхам — раз. (Сено)заготовки — два. (Спец)одежда — три. (Залыг.) 8. Наступил день, когда Лидия закончила работу в достраивающемся (доме)гиганте, походившем на маленький город с собственной (электро)подстанцией, (кино)театром, универсальным магазином, ателье мод. (Ш.-С.) 9. Рои малиновых (светлячков)сигналов (авто)машин летели вверх и вниз по Кутузовскому проспекту. (Ш.-С.) 10. Надо было пройти по длинным коридорам и залам, заставленным разными вещами — холодильниками, стиральными машинами, (пыле)сосами, (радиоприемниками, (телевизорами. (Ш.-С.)

Правописание сложных имён существительных — ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ — ДИКТАНТЫ

Казахстан — это обширные низменности, равнины, холмы. Горы расположились лишь на окраинах государства. На севере страны лесостепь с берёзовыми или осиновыми рощами. На юго-востоке пахотные земли, здесь сеют пшеницу 2 , кукурузу и подсолнечник 2 . Деревья, кустарники и травы зеленеют лишь по долинам рек. На песках и глинах пустынь травы и цветы появляются ранней весной и вскоре засыхают под лучами палящего солнца.

В Казахстане построены электростанции, железные и автомобильные дороги, водохранилища 2 , оросительные каналы. Здесь выращивают сельхозпродукты: пшеницу, рис, хлопок, сахарную свёклу. Хорошо развито животноводство 2 , особенно овцеводство. Раньше в государстве было развито судоходство, но реки обмелели.

В Казахстане был построен космодром Байконур. Отсюда взлетали космические корабли.

(101 слово) (Из энциклопедии “Что такое. Кто такой”)

1. Напишите текст под диктовку.

2. Подчеркните сложные существительные.

3. Определите падеж имён существительных в последнем предложении 1-го абзаца и надпишите над словами.

4. Найдите в тексте имена собственные, подпишите их.

5. Существительные, обозначенные цифрой 2, разберите по составу. Определите, каким способом они образованы.

6. В каких предложениях следует ставить тире и двоеточие? Графически объясните их постановку.

7. Подчеркните грамматические основы в последнем абзаце текста.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.


источники:

http://dictations.ru/slozhnye-imena-sushhestvitelnye/

http://compendium.su/rus/6control/20.html