Диктант подчеркните однородные сказуемые и над обобщающими

Подчеркните № 274 ГДЗ Русский язык 8 класс Тростенцова Л.А. Часть 2

Диктант. Подчеркните однородные сказуемые и над обобщающими словами поставьте знак ʘ. Подчеркните предложение, в котором выражена основная мысль описания. Найдите однородные подлежащие, которые очень распространены и поэтому отделены друг от друга точкой с запятой. # Выполните взаимопроверку.
Светлица была убра(н, нн)а во вкусе того времени. Всё было чисто, вымаза(н, нн)о цветной глиной. На стенах — сабли, нагайки* сетки для птиц, невода и ружья, хитро обдела(н, нн)ый рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебря(н, нн)ыми бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, какие встречаются ныне только в стари(н, нн)ых церквах, на полках по углам стояли кувшины, бутылки и фляжки зелёного и синего стекла, резные серебря(н, нн)ые кубки всякой работы: венецианской, турецкой, черкесской. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты, огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запе- чьями, уступами и выступами, покрытая цветными пёстрыми изразцами, — всё это было очень знакомо сыновьям Тараса, приходившим каждый год домой на каникулярное время.
(По И. Гоголю)

Диктант подчеркните однородные сказуемые и над обобщающими

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми, не соединёнными союзом. Выпиши это предложение и подчеркни однородные сказуемые.

Август самое лучшее время года на Урале. В это время природа отдыхает от жаркого лета. Сочные травы уже отцвели, на берёзках начинают желтеть листочки.

Это первые вестники близкой осени. Воздух пропитан душистыми травами.

В такой день идёшь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового бора. Рядом торопится собака Азор. Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам.

От куста бежала глухарка и беспомощно размахивала крыльями. Maленькие глухарята ещё не умели летать, но они уже понимали опасность. Цыплята подбежали к кочке и спрятали головки в мягкий мох. Я стою и любуюсь хитростями глухарят. (92 слова)

Запишите текст под диктовку.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Ав­густ — самое луч­шее время года на Урале. В это время при­ро­да от­ды­ха­ет от жар­ко­го лета. Соч­ные травы уже от­цве­ли, на берёзках на­чи­на­ют жел­теть ли­сточ­ки.

Это пер­вые вест­ни­ки близ­кой осени. Воз­дух про­пи­тан ду­ши­сты­ми тра­ва­ми.

В такой день идёшь по узкой лес­ной тро­пин­ке среди ве­ли­ка­нов сос­но­во­го бора. Рядом то­ро­пит­ся со­ба­ка Азор. Он вы­сле­жи­ва­ет дичь, ста­ра­тель­но шарит по ку­стам.

От куста бе­жа­ла глу­хар­ка и бес­по­мощ­но раз­ма­хи­ва­ла кры­лья­ми. Maлень­кие глу­ха­ря­та ещё не умели ле­тать, но они уже по­ни­ма­ли опас­ность. Цып­ля­та под­бе­жа­ли к кочке и спря­та­ли го­лов­ки в мяг­кий мох. Я стою и лю­бу­юсь хит­ро­стя­ми глу­ха­рят. (92 слова)

Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.

Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.

Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.

Выпиши из текста 2-е предложение.

1) Подчеркни главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

предл. В мест. это сущ. время сущ. природа глаг. отдыхает предл. от прил. жаркого сущ. лета .

Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам.

Контрольные диктанты по русскому языку 5 класс

Административная контрольная работа (диагностирующий контрольный диктант №1)

В воздухе захолодало(1). На кустах и деревьях пожелтела листва(2). Грачи и другие перелётные птицы давно уже собрались в стаи(3). Кончилось лето(4).

Осень — сентябрь, октябрь, ноябрь — пора для наблюдений в природе(5). В эту пору все животные готовятся к зиме(6). Большинство птиц улетают на зимовку в тёплые страны(7). Многие звери утепляют к зиме гнёзда и логовища, а некоторые запасаются едой(8).

Белка заготовляет орехи и жёлуди, сушит на сучьях деревьев грибы(9).

Насекомые прячутся в разные щели, засыпают непробудным сном до весны(10).

(По Г. Скребицкому)

А) Разбор по членам предложения (предложение №2)

Б) Обозначить все части речи (предложение №3)

Г) Морфемный разбор слов: перелетные, прячутся, зимовку.

А) Разбор по членам предложения (предложение №9)

Б) Обозначить все части речи (предложение №5)

Г) Морфемный разбор слов: утепляют, пожелтела, листва.

Контрольный диктант №2

по теме «Повторение изученного в начальных классах»

Много забот летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далёкие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые весёлые белки. С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки. (77 слов.)

( По И. Соколову-Микитову .)

— Выпишите два слова, в которых есть орфограмма «Буквы и, у, а после шипящих» ( I вариант); «Безударные проверяемые гласные в корне слова» (I I вариант).

— Обозначьте морфемы в словах (в) дуплах, голодные, перебегают ( I вариант); грибов, широкие, забегают ( II вариант).

— Найдите два существительных в форме родительного падежа множественного числа ( I вариант); в форме винительного падежа множественного числа (I I вариант).

— Подчеркните личное местоимение, укажите его падеж.

Административная контрольная работа №3

Практикум по теме «Словосочетание и предложение»

На станц…и ещё горели огни и в г…родке всё было полно тепла июльской ночи(1). Женщина вышла из поезда и п…шла к центру города(2). На её лице было выражение п…чали и нежности(3). Женщина дошла до ворот г…родского сада и п…шла по аллее(4).

В конце аллеи б…лел над одинокой могилой маленький обелиск(5). Дверь к…литки в ограде была открыта(6). У п…дножия в банке стоял букет п…левых цветов а на памятнике в…сел веночек из ромашек(7). Мес…ные школьницы убирали могилку(8). Здесь была похоронена девушка- партизанка(9). Она п…гибла во время Великой Отечественной войны(10).

1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Письменно ответьте на вопрос: «Что вы знаете о Великой Отечественной войне?».

3.Надпишите над существительными падеж. Выделите в них окончания.

4. Подчеркните грамматические основы в предложениях последнего абзаца.

5. Выпишите словосочетания из предложений № 5,10.

6.Графически обозначьте ранее изученные орфограммы в предложении №7.

7.Выпищите номера сложных предложений.

Контрольный диктант №4 по теме «Синтаксис простого предложения»

В одном сказочном городе жили коротышки(1). В городе у них было очень красиво(2). Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики(3). Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков(4). А сам город назывался Цветочным городом(5).

Лето подходило к концу, и на улицах зацвели самые красивые цветы: белые хризантемы, красные георгины, разноцветные астры(6). Огненные настурции вились по огородам, по стенам домов и цвели даже на крышах(7). Ветерок доносил нежный запах резеды и ромашки(8).

За рекой был лес(9). Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами(10).

1. Найдите и подчеркните однородные члены предложения и обобщающее слово.

2. Объясните знаки препинания,

3. Постройте схемы предложений с однородными членами

4. Разбор по членам предложения: № 1, 8

Контрольный диктант №5 по теме

и «Синтаксис и пунктуация»

Зима. Всюду снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. По снегу во дворе деловито разгуливают вороны.

Вот выбежал во двор пёс с кусочком хлеба, лёг на снег закусить, а вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают, того и гляди изо рта вырвут кусок.

Пёс рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь прочь, а то живо хвосты повыдёргиваю!» Но вороны — птицы дерзкие, ничего не боятся.

Пёс терпел, терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал.

А в это время другие давно уже его хлеб утащили.

( По Г. Скребицкому .)

1. Составьте схему предложения с прямой речью.

2. Составьте схему второго предложения (1 вариант); четвёртого предложения ( II вариант).

3. Выделите условными обозначениями два обстоятельства ( I вариант); два дополнения ( II вариант). Укажите, к какому слову в предложении они относятся, какими частями речи выражены.

4. Подберите проверочные слова к 3-м словам с орфограммой «Проверяемые гласные в корне» ( I вариант); «Проверяемые согласные в корне» ( II вариант).

Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием

по теме «Морфемика. Орфография»

Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину. Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы, пошевеливали жабрами и хвостами. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение, он подумал: «Водоросли, наверное?»

Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера сейчас напоминала раскалённую печку. Заря догорала. В тёмной синеве неба стыли редкие и грустные облака. Начали прорезаться звёзды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц.

Устал Васютка за день, но сон не шёл. Он подбросил в костёр дров, снова лёг на спину. Облака исчезли. Подступила дремота.

(В. П.Астафьев «Васюткино озеро»; 110 слов)

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: В тёмной синеве неба стыли редкие и грустные облака.

2 вариант: Он подбросил в костёр дров, снова лёг на спину.

2. Выпишите слова

1 вариант: с проверяемой безударной гласной в корне слова

2 вариант: с непроверяемой безударной гласной в корне слова

3.Фонетический разбор слов:

1 вариант: звёзды

2 вариант: костёр

4. Морфемный разбор

1 вариант: прибрежные, пошевеливали

2 вариант: маленький, прорезаться.

Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное»

Под толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят всю зиму. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются мохнатые медвежата. Мать осторожно держит бурых детёнышей около своей груди, кутает их в косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревает своим дыханием, вылизывает их шёрстку.

Но вот медведица с медвежатами выходит из берлоги. Теперь она учит малышей выкапывать вкусные корни, сладкие луковицы, клубни растений. Медвежата сгребают сухие ягоды, роются в гнилых пнях. Жирные жучки, мягкие червячки — всё идёт в пищу.

А медведица зорко смотрит по сторонам. Она готова оградить детёнышей от опасности. Если медвежатам грозит беда, медведица бросится на любого противника.

( По С. Покровскому .)

1. Выпишите два существительных разных склонений, определите, в форме какого падежа они употреблены.

2. Обозначьте морфемный состав слов шёрстку, выходит, жирные (I вариант); вкусные, жучки, бросится (II вариант).

3. Подчеркните существительные как члены предложения: Под толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят всю зиму (I вариант); Но вот медведица с медвежатами выходит из берлоги (II вариант).

4. Укажите орфограммы в словах: (в) берлоге, детёнышей, червячки ( I вариант); (от) холода, жучки, смотрит ( II вариант).

Контрольный диктант №8 по теме «Имя прилагательное»

Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу.

Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекала даже воробьёв. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно клевали старые крошки.

Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юг зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился.

1. Найдите имя прилагательное в первом предложении ( I вариант); в предложении Снег глухим одеялом. ( II вариант). Произведите его морфологический разбор.

2. Обозначьте морфемы в словах: мартовскими, прилетали, крошки (I вариант); кормушку, зимней, встречный ( II вариант).

3. Подчеркните три слова, у которых в окончании проверяемая согласная.

4. Найдите сложное предложение, выделите в нём грамматические основы.

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа №9

1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

(I) Здравствуй внук!
(II) Ты уехал с хутора мама уехала.

(III) Остались пч. линые домики ул. и и я. А се. одня и ул. и уехали. Хозяин пч. л увёз их в город на груз. вике. Пр. стился я (с)ними до следующего лета.
(IV) Вереск отцвёл и пч. лы больше не делают для тебя мёд. Но мы (по)просили у пч. л тёмный вересковый мёд и ты отвёз его в Москву.

(V) Пей на ноч. молоко или чай с медом, и тебе приснит. ся с. сновый лес цв. тущие вересковые п. ляны грибные тр. пинки и весь наш хутор.

2. Подберите по 3 однокоренных слова к следующим словам: внук, пчела, мед.

Сделайте морфемный разбор одного ряда однокоренных слов.

Укажите падеж всех имен существительных из 5-ого абзаца текста.

4 . Определите спряжение, лицо, вид, время всех глаголов из 2-ого абзаца текста.

5. Звуковой графический диктант «Плюс-минус»: поставьте «+», если буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, поставьте «-», если — 1 звук.

Семья, цвет, вьюга, объём, день, пенёк, яблоко, вечер, юг, печка.

6 . Подчеркните слова, которые являются синонимами к слову «грустный»:

веселый, печальный, угрюмый, заводной, задорный, плачевный.

7. Подчеркните слова, которые являются антонимами к слову «хороший»:

неплохой, плохой, дурной, нехороший, хороший, лучший.

8 . Среди предложенных слов подчеркните имена существительные.

Бег, ходить, прибрежный, пригород, у нас, ответ, приветствовать, вами, милый, ответственный.

9. Распределите глаголы на три группы (прош.вр., наст.вр. и буд.вр.).

Читал, пою, писал, говорю, пишу, отвечал, напишу, делал, прочитаю, буду отвечать.

10. В каждой строке найдите «4-е лишнее», подчеркните его.

а) изл. жение, отр. сль, укр. шает, р. стение;

б) бр. дить, к. стюм, гн. здо, х. лмистый;

в) сем. я, об. яснение, с. емка, под. езд.

11. Определите тему текста, озаглавьте его.

Здравствуй внук!
Ты уехал с хутора мама уехала. Остались пч. линые домики ул. и и я. А се. одня и ул. и уехали. Хозяин пч. л увёз их в город на груз. вике. Пр. стился я (с)ними до следующего лета.
Вереск отцвёл и пч. лы больше не делают для тебя мёд. Но мы (по)просили у пч. л тёмный вересковый мёд, и ты отвёз его в Москву. Пей на ноч. молоко или чай с медом, и тебе приснит. ся с. сновый лес цв. тущие вересковые п. ляны грибные тр. пинки и весь наш хутор.

12. Распространите предложения, используя известные Вам второстепенные члены предложения.

а) Солнце светит.

б) Птицы щебечут.

в) Радуга появилась.

13. Закончите предложение: «Русский язык необходим мне для. »

14. Найдите ошибки в утверждениях, запишите правильные варианты.

1. Имя существительное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что? В предложении бывает только подлежащим.

2. Определения не могут быть однородными членами предложений.

3. Не с глаголами пишется слитно.

15. Верно ли выполнен синтаксический разбор предложения? Если есть ошибки, исправьте их.

1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

(I) Здравствуй внук!
(II) Ты уехал с хутора мама уехала.

(III) Остались пч. линые домики ул. и и я. А се. одня и ул. и уехали. Хозяин пч. л увёз их в город на груз. вике. Пр. стился я (с)ними до следующего лета.
(IV) Вереск отцвёл и пч. лы больше не делают для тебя мёд. Но мы (по)просили у пч. л тёмный вересковый мёд, и ты отвёз его в Москву.

(V) Пей на ноч. молоко или чай с медом, и тебе приснит. ся с. сновый лес цв. тущие вересковые п. ляны грибные тр. пинки и весь наш хутор.

2 . Подберите по 3 однокоренных слова к следующим словам:

ночь, лес, домики.

Сделайте морфемный разбор одного ряда однокоренных слов.

Укажите падеж всех имен существительных из 4-ого абзаца текста.

Определите спряжение, лицо, вид, время всех глаголов из 5-ого абзаца текста

5. Звуковой графический диктант «Плюс-минус»: поставьте «+», если буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, поставьте «-», если — 1 звук.

Семья, цвет, вьюга, объём, день, пенёк, яблоко, вечер, юг, печка.

6. Подчеркните слова, которые являются синонимами к слову «грустный»:

веселый, печальный, угрюмый, заводной, задорный, плачевный.

7. Подчеркните слова, которые являются антонимами к слову «хороший»:

неплохой, плохой, дурной, нехороший, хороший, лучший.

8. Среди предложенных слов подчеркните имена прилагательные.

Бег, ходить, прибрежный, пригородный, у нас, ответ, приветливый, вами, милый, ответственный.

Распределите глаголы на три группы (прош.вр., наст.вр. и буд.вр.).

Читал, пою, писал, говорю, пишу, отвечал, напишу, делал, прочитаю, буду отвечать.

10. В каждой строке найдите «4-е лишнее».

а) изл. жение, отр. сль, укр. шает, р. стение;

б) бр. дить, к. стюм, гн. здо, х. лмистый;

в) сем. я, об. яснение, с. емка, под. езд.

11. Определите тему текста, озаглавьте его.

(1) Летний полдень. (2) Ты далеко за городом бредёшь по широкому заречному лугу. (3) Трава высокая, густая, зеленая! (4) Сколько в ней цветов! (5) Они поднимают свои нарядные головки в лиловых колпачках или в белых веночках.

(6) Идешь среди цветов и слышишь странный звон. (7) Это звенит тишина горячего летнего полдня.

(8) Славно в осенних сумерках возвращаться домой с охоты или рыбалки. (9) Пробираешься по лесной траве и дышишь острым запахом вянущей зелени.

(10) Хороша в наших краях и суровая зима с метелицей, с пушистым инеем на кустах и деревьях.

(11) Каждое время года хорошо, только нужно уметь все видеть и слышать, уметь за всем наблюдать. (По Г. Скребицкому)

12. Распространите предложения, используя известные Вам второстепенные члены предложения.

б) Облака плывут.

в) Радуга появилась.

13. Закончите предложение: «Русский язык необходим мне для. »

14. Найдите ошибки в утверждениях, запишите правильные варианты.

1. Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? В предложении бывает определением.

2. Дополнения не могут быть однородными членами предложений.

3. Не с глаголами пишется раздельно.

15. Верно ли выполнен синтаксический разбор предложения? Если есть ошибки, исправьте их.

Контрольный диктант №10 с грамматическим заданием по теме

«Повторение изученного в конце года»

В самолёте во время грозы

Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат. Многие задёргивают шёлковые шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.

Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.

Это продолжается минут пять. Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке.

(В. Железняков «Мальчик с красками»» 120 слов)

1.Синтаксический разбор сложного предложения

1 вариант: Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. 2 вариант: Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: от встречного ветра; 2 вариант: по бетонной дорожке.

1 вариант: гудят; 2 вариант: (по) дорожке.

4. Морфемный разбор

1 вариант: шёлковые, видеть, лётчик; 2 вариант: волшебная, несётся, самолёт.

5. Фонетический разбор :1 вариант: пять; 2 вариант: часто

Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

Что изучает фонетика?

А. Члены предложения

Звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, называются…

А. Согласные звуки

Б. Гласные звуки

Звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия, называются…

А. Согласные звуки

Б. Гласные звуки

Какие согласные не имеют парных звуков по твердости – мягкости?

Б. Всегда твердые согласные звуки ж, ш, ц и всегда мягкие согласные ч, щ, й

Какие согласные звуки не имеют парных звуков по звонкости – глухости?

А. Сонорные звуки: л, м, н, дрожащий звук р, звук й и глухие согласные х, ц, ч, щ .

Б. Всегда твердые согласные звуки ж, ш, ц и всегда мягкие согласные ч, щ, й

Что изучает графика?

А. Начертания букв, их виды

Б. Соблюдение принятых начертаний букв

Что изучает каллиграфия?

А. Начертания букв, их виды

Б. Соблюдение принятых начертаний букв

Что такое алфавит?

А. Расположение букв в определенном, обязательном для всех порядке

В сочетаниях ч, щ с другими согласными буквами ь для обозначения мягкости …

Мягкость звука л перед согласным всегда обозначается

А. Твердым знаком

Б. Мягким знаком

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука при условии, если они стоят:

А. После согласных звуков

Б. В начале слова, в середине и конце слова после гласных звуков

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных звуков при условии, если они стоят:

А. После согласных звуков

Б. В начале слова, в середине и конце слова после гласных звуков

Что изучает орфоэпия?

А. Правила написания слов

Б. Правила произношения звуков и ударения в словах

Ответы к тесту Критерии оценки

Максимальный балл — 13 баллов (за каждый правильный ответ 1 балл)

% от макс. балла оценка

Контрольный тест №2 по теме «Лексика. Культура речи»

1. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение:

А) Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

Б) Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.

В) Лексика – это словарный запас одного человека.

Г) Основная единица лексикологии – слово.

2. В каком словаре можно уточнить значение слова?

А) орфографическом В) этимологическом

Б) орфоэпическом Г) толковом

3. Какое слово имеет значение «честный, соответствующий правилам поведения»?

А) внимательный В) чувствительный

Б) преданный Г) порядочный

4. Какое слово является однозначным?

А) изморозь В) кисть

Б) ручка Г) трубить

5. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

А) золотое кольцо

в) серебряные волосы

Г) идет по дороге

6. В каком предложении есть метафора?

А) Завтра мы поедем на экскурсию.

Б) В саду пожелтели листья.

В) В саду горит костёр рябины красной.

Г) В этом году уродилось много яблок.

7. Из предложения Лениво дышит полдень мглистый (Ф. Тютчев) выпишите слово, которое имеет переносное значение.

8. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами:

А) В зоопарке мы увидели гиппопотама.Бегемоты водятся в Африке.

Б) В небе мы увидели косяк журавлей. – Петя больно ударился о косяк двери.

В) Хорошо , когда среди жаркого дня польёт дождь. – Плохо , когда слякоть под ногами.

Г) Красивые стройные ели росли в зоопарке. – Самая большая ель была установлена на площади.

9. В каком предложении есть антонимы?

А) Рана заживает, а рубец остаётся.

Б) Пришлось долго, терпеливо ждать.

В) Метель метёт, и вьюга плачет.

Г) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

10. В каком предложении есть синонимы?

А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.

Б) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

В) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.

Г) Яблоки не кислые, а сладкие.

11. Укажите ВЕРНОЕ суждение:

А) Слова конь и лошадь являются антонимами.

Б) Слова конь и лошадь являются синонимами.

В) Слова конь и лошадь являются омонимами.

Г) Слова плохой и хороший являются синонимами.

Ранним утром я бодро шёл по широкой дороге.

12. Выпишите из предложения слово – синоним к слову бодро.

13. Запишите антоним к слову ШИРОКОЙ.

1. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение:

А) Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

Б) Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.

В) Лексикон – это словарный запас.

Г) Основная единица лексикологии – слово.

2. В каком словаре можно уточнить значение слова?

А) орфографическом В) толковом

Б) орфоэпическом Г) этимологическом

3. Какое слово имеет значение «безответственный, легкомысленный»?

А) бесполезный В) безалаберный

Б) несамостоятельный Г) неумелый

4. Какое слово является однозначным?

А) высший В) расцвести

Б) барсук Г) локоть

5. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

А) читает письмо

В) старинная крепость

Г) хлебный магазин

6. В каком предложении есть метафора?

А) Упали первые капли дождя.

Б) Ребята поехали на соревнования.

В) Вода в реке стала холодная.

Г) В саду горит костёр рябины красной.

7. Из предложения Вздыхая, ширится волна (И. Бунин) выпишите слово(-а), которое (-ые) имеет(-ют) переносное значение.

8. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами:

А) Мальчик почти всегда улыбался . – Девочка немного грустная .

Б) Яблоня вся покрылась белым цветом. – На яблоне появились первые яблоки.

В) Бор – один из химических элементов. – Впереди мы увидели сосновый бор .

Г) Лошадь была со светлой гривой. – Конь оказался весьма резвый.

9. В каком предложении есть антонимы?

А) Хлеб мягкий, свежий.

Б) Ищи не дом, а соседей.

В) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

Г) Корень учения горек, а плод его сладок.

10. В каком предложении есть синонимы?

А) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.

Б) Сова спит днём, а охотится ночью.

В) В поэтической речи глаза часто называют очами.

Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

11. Укажите ВЕРНОЕ суждение :

А) Слова день и ночь являются синонимами.

Б) Слова день и ночь являются антонимами.

В) Слова диван и кресло являются омонимами.

Г) Слова добрый (ребёнок) и добрый (конь) являются синонимами.

На нашем пути была красивая река с широкими берегами.

12. Выпишите из предложения слово – антоним к слову широкая.

13. Запишите синоним к слову ПУТЬ.

Ответы к Контрольной работе по теме «Лексика. Культура речи».

Проверочная работа №1 по теме «Однородные члены предложения»

1. Нигде не было видно ни воды, ни деревьев. Это предложение осложнено однородными:

2. В наших степях водятся как зайцы, так и лисицы. Это предложение осложнено однородными:

A) сказуемыми.
B) подлежащими.
C) дополнениями.
D) определениями.
E) обстоятельствами.

3. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих деревьев. Это предложение осложнено однородными:

A) сказуемыми.
B) подлежащими.
C) дополнениями.
D) определениями.
E) обстоятельствами.

4. Дни стояли теплые и ласковые. (К. Федин) Это предложение осложнено однородными:

A) сказуемыми.
B) подлежащими.
C) дополнениями.
D) определениями.
E) обстоятельствами.

5. Над моей головой тревожно бились листья клена, но не сверкали от лучей солнца, а бледно рисовались на темно-синем фоне. (В. Г. Короленко) Это предложение осложнено однородными:

A) сказуемыми.
B) подлежащими.
C) дополнениями.
D) определениями.
E) обстоятельствами.

6. Однородными сказуемыми осложнено предложение

A) Дни стояли теплые и ласковые. (К. Федин)
B) Одевается он отлично и со вкусом. (И. С. Тургенев)
C) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. (В. Ажаев)
D) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер. (К. Паустовский)
E) Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин. (А. Фадеева)

7. Однородными дополнениями осложнено предложение

A) Дни стояли теплые и ласковые. (К. Федин)
B) Одевается он отлично и со вкусом. (И. С. Тургенев)
C) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. (В. Ажаев)
D) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер. (К. Паустовский)
E) Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин. (А. Фадеева)

8. Однородными сказуемыми осложнено предложение

A) Щеки румяны, и полны, и смуглы. (Н. А. Некрасов)
B) Долго не желтели березовые рощи, не увядала трава.
C) Детей тревожит не только настоящее, но и будущее котят. (А. Чехов)
D) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И. А. Крылов)
E) И роща, и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Толстой)

9. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (А. С. Пушкин) Обобщающим в этом предложении является слово

10. Двоеточие и три запятые пропущены в предложении

A) В пруду развели разную рыбу карпов сазанов лещей.

B) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин)

C) Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно. (В. Солоухин)

D) В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (А. П. Чехов)

E) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. (В. Шукшин)

11. Предложение с однородными сказуемыми:

A) Ученье без уменья не польза, а беда. (Пословица)

B) Кругом были пни, да корявые стволы, да поросль. (С. Антонов)

C) Дремали не только леса, но и лесные озера и ленивые лесные реки с пресной водой. (К. Паустовский)

D) Ни близких берегов, ни далеких гор, ни даже воды – ничего не было видно. (В. Солоухин)

E) В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов).

12. Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей, называется:

А) однородными членами

13. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Который? Чей? Называется:

14. Член предложения, который обозначает, как, когда, где совершается действие, и отвечает на вопросы: где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? Как? Как долго? называется:


источники:

http://rus4-vpr.sdamgia.ru/problem?id=197

http://infourok.ru/kontrolnye-diktanty-po-russkomu-yazyku-5-klass-4323056.html