Диктант правописание глагола 6 класс

Контрольные диктанты по русскому языку по теме «Глагол» (6 класс)

Контрольные диктанты по теме «Глагол» (6 класс)

К концу зимы в еловых шишках семена созревают. Чешуйки у шишек приподнимаются, и семена высыпаются на снег. Там их уже не соберешь. А вот пока семена из шишек еще не высыпались, собирать их самое время.

Нужны они для посадки, чтобы выросли новые молодые елочки. Только вот беда, высоко шишки на елях растут, трудно до них добраться. Помню, попросил нас, ребят, знакомый лесник ему в этом деле помочь. Пошли мы на лыжах по лесу. Вдруг лесник говорит: «Слышите, друзья голоса подают, зовут к себе».

Мы прислушались. Никто нас не зовет, только какие – то птицы с громким криком прилетели и расселись неподалеку. Туда лесник нас и повел.

Глядим мы: на ветках елок лазают какие-то красноватые птицы, покрупней воробья. Лазают, как попугайчики, и лапами и клювами за ветки цепляются. Доберутся до шишек и ну их шелушить. Да не очень ловко у них получается: то одну, то другую шишку в снег уронят. Шишки так и сыплются, только успевай их подбирать.

Лесник весело сказал: «Вот и лазить за шишками не пришлось. Говорил вам, что друзья помогут».

(167 слов) Г.Скребицкий.

Как лечатся звери

Ранней весной в лесу можно иногда увидеть, как лиса или барсук вынесут из темных и сырых нор только что народившихся малышей, подержат их некоторое время на солнышке, переворачивая с одной стороны на другую, а затем опять унесут обратно в логово. А для чего нужно облучать малышей солнцем? Чтобы спасти их от рахита.

Всем известно, что свиньи очень любят поваляться в грязи. Но делают они это не только ради собственного удовольствия. Такая грязевая ванна помогает им избавиться от разных болезней.

А как лечат свои раны лев, тигр, медведь и другие хищники? Они их вылизывают, порой помогая друг другу. Слюной они убивают опасных бактерий. Рана перестает быть заразной, быстро заживает.

Конечно, когда животные лечатся, то действиями их руководит не разум, а инстинкты, которые передаются из поколения в поколение. Эти инстинкты – приспособления к окружающей среде очень сложны. Во всяком случае, некоторые способы лечения, которые применяют животные, настолько удачны, что даже перенесены человеком в медицину.

(149 слов) Б.Ржевский.

Один старый солдат никогда не расставался с мешочком. Он его на груди хранил и пронес от Москвы до Берлина.

Дело было перед боем. Молодой солдат спрашивает у старого солдата: «Отец, а что ты в мешочке носишь?» Ответил старый солдат: «Рожь да пшеничку, сынок».

Не понял молодой солдат шутки. Бой начался. И в том бою старый солдат погиб как герой. Вынес его молодой солдат из боя и, прежде чем похоронить, снял у него с шеи мешочек. Развязал его, а там горстка родной земли, которую пронес старый солдат от Москвы до Берлина.

Окончилась война. Поехал молодой воин домой. Ехал молодой солдат через Чехословакию, Венгрию, Румынию, и везде видел он, как хлеба в полях колышутся. Домой вернулся, а родная земля его рожью да пшеничкой встречает.

Понял молодой солдат, о чем ему старый солдат перед боем говорил, за что голову свою сложил. За мир, за хлеб, за родную землю.

Орел и обезьяны

Далеко от нас, в жарких странах, в густом лесу жили обезьяны. Их было много: и старых, и молодых, и маленьких. Жили они целыми стадами. В лесу они лазали и прыгали по деревьям, качались на ветках, играли.

Вот раз одна совсем маленькая обезьянка залезла на самую верхушку дерева, уцепилась за крепкую ветку и стала качаться. Вдруг на нее сверху кинулся огромный орел. Он запустил в нее свои острые когти и хотел унести ее к себе в гнездо. Обезьянка громко закричала.

К дереву прибежали обезьяны, быстро залезли на него и стали кричать. Они окружили орла и начали его бить, кусать, хватать за лапы, за крылья, тащить за хвост.

Долго обезьяны били врага, рвали перья. Он не мог больше держать обезьянку, выпустил ее и улетел. Обезьяны окружили маленькую обезьянку и заботливо стали осматривать ее спинку. На спинке у нее были глубокие раны.

(139 слов) Л.Толстой.

Хорошо июньской ночью в лесу. Он в это время наполнен ароматом трав, цветов, свежей листвы. То тут, то там раздаются таинственные звуки, шорохи.

Вот среди травы замигали зеленоватые огоньки. Они передвигаются, они живые. Огоньки будут светить долго – долго, а на заре погаснут. Это жучки- светлячки.

Возьмешь такого светлячка в руки — он без крыльев и напоминает маленького червяка. Это самка. Самцы же имеют крылья, летают, но не светятся.

Особенно много светлячков бывает в конце июня. В народе их раньше называли «Ивановыми червячками», потому что жучки появлялись во время дня Ивана Купалы – древнего земледельческого праздника.

Свет наших жучков довольно слабый, а вот в Южной Америке есть насекомые, которые дают очень яркий свет. Это жуки кукубано. Светятся они так красиво, что женщины даже украшают этими фонариками свои прически.

(127 слов.) Б.Ржевский.

Запись на доске: жучки – светлячки, жуки кукубано, день Ивана Купалы, Южная Америка.

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все эти алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами:

и желтыми, и красными, и синими. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с серебряной росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля.

Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

(113 слов) Л.Н. Толстой.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Диктант для 6 класса
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Материал поможет проверить знания шестиклассников по теме «Повторение в начале года»

Скачать:

ВложениеРазмер
diktant_dlya_6_klass.docx13.2 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант по теме «Глагол» ( 6 класс)

Утро только наступает. Золотистый туман стелется по долине. Веет утренней прохладой. Первые лучи солнца пробиваются сквозь густые верхушки деревьев.

Бредешь по заречному лугу и видишь много цветов в высокой зеленой траве. От легкого ветерка качаются их нарядные головки в желтых колпачках и белых веночках, прячутся в густой траве. На резных листочках серебром лежат капельки росы. Сорвешь цветочную чашечку, осторожно поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и она вкуснее всякого напитка покажется.

Днем ветер далеко по окрестностям разнесет медовые запахи луговых цветов и сочных трав.

Тропка приводит нас в самую глубь лесной чащи. Изящные цветы ландыша здесь знает каждый. Он скромно таится от посторонних глаз всюду: в тени лесов, на лесных опушках, по оврагам. В народе цветы называют ожерельем Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, девочка рассыпала его, и оно превратилось в душистые колокольчики. В погожее утро крошечные колокольчики «вызванивают» прекрасную мелодию, её подхватывают лесные обитатели: птицы, насекомые.

Небо над головой синее и радостное. Глядишь и не можешь глаз оторвать. Дышится легко. Воздух душистый и свежий.

Контрольная работа по теме «Глагол»

1.Запишите глаголы, объясните правописание суффикса инфинитива графически:

Та…л, се…л, кле. л, обид…л, стро. л

2.Запишите глаголы, объясните правописание безударного личного окончания в глаголе графически:

Бор…тся, гон…т, стел…т, скач…т, обид…тся

3.Объясните правописание –тся и –ться в глаголах:

не колышет…ся, надо собират…ся, нужно хорошо подготовит…ся, может пригодит…ся, ему нездоровит…ся, он добирает..ся

4. Запишите глаголы в 1 лице единственного числа настоящего времени. Объясните правописание суффиксов :

атаковать, беседовать, разглядывать, посвистывать, основывать

5.Определите наклонение глаголов, объясните правописание безударных личных окончаний :

Вы пиш…те почти без ошибок (писать).

Выпиш…те из статьи нужные вам цифры(выписать).

Вспомн…те правило и приведите пример(вспомнить)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

математические диктанты 2 класс по УМК ПНШ.

математические диктанты 3 класс УМК ПНШ.

Графические диктанты представлены в види мини-презентаций. Разработаны по теме «Решение уравнений» ,6 класс. Даны три ГД: «Раскрытие скобок», «Подобные слагаемые», «Решение уравнений».

Диктанты для вспомогательного отделения.

математический диктант 4 класс (май) 1 вариант.

математический диктант (4 класс, май, 2 вариант).

ДИКТАНТЫ С ЗАДАНИЯМИ

Работаем по учебнику В.В.Бабайцевой
6 класс

Продолжение. Начало в N 34/2001

Е.Л.ЛУНИНА
гимназия N 1514
г.Москва

ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА

Когда утром мы проснулись, сквозь ажурные листья инжира били яркие солнечные лучи. Погода, без сомнения, располагала к путешествиям, и мы засобирались в путь. Нашей мечтой было непременно подняться на высочайшую гору Крыма Ай-Петри*, на которую вела канатная дорога. Мы хотели насладиться великолепными видами горных круч и морских далей, которые простираются до самого горизонта.
Уже целую неделю мы бегали на пляж, много загорали на пустынном берегу, купались, рассмотрели все прибрежные водоросли. Но мы не хотели проводить дни так однообразно. Сегодня нас, безусловно, ожидала замечательная поездка.
Мы положили в рюкзачок кое-что из съестного, захватили фотокамеру, и скоро маленький автобус помчал нас в Ялту.
За окнами мелькают чудесные сады и виноградники, какие-то удивительные цветущие растения, а в лицо веет крымский ветерок.

Задания

1. Выполните фонетический разбор.

2. Выполните морфемный разбор (разбор слова по составу).

I вариант: однообразно, водоросли;
II вариант: пустынный, прибрежные.

3. Выполните синтаксический разбор.

I вариант: Погода, без сомнения.
II вариант: Мы положили в рюкзачок.

_____________________
*Слова, сопровождаемые звездочкой, выписываются на доске.

ГЛАГОЛ

Если вам когда-нибудь удастся побывать в настоящих горах, вы можете считать себя счастливым человеком.
Но стать горным туристом для жителей равнинных городов непросто. Добраться до самых круч – это уже почти подвиг. А правильно собрать рюкзак, запастись всем необходимым – особая наука. Умение беречь силы и не растеряться в трудную минуту тоже важно. Ты владеешь им? Если кто-то нуждается в помощи: натер ногу, ожег руку или недомогает, – ты сумеешь прийти на помощь?
Но поход – это не только тяжелый труд. В горы поднимаются романтики, которые умеют наслаждаться ярким солнцем над суровыми вершинами, шумом горной речки, запахом альпийских лугов. Если ты любишь природу и ценишь дружбу, то ты научишься искусству горных походов.
Увлечься на всю жизнь интересным делом – значит прожить жизнь не зря.

Задания

1. Выполните морфологический разбор.

I вариант: нуждается, прожить;
II вариант: поднимаются, собрать.

2. Установите при помощи вопроса синтаксическую роль инфинитива.

I вариант: забраться, беречь (2-й абзац);
II вариант: увлечься, прожить (4-й абзац).

3. Рядом с данными глаголами запишите соответствующие им формы инфинитива, указывая в скобках вопрос к каждой форме.

I вариант: можете, натер, недомогает, поднимаются;
II вариант: научиться, ожег, ценишь, нуждается.

4. Выделите морфемы в данных словах.

I вариант: научишься, нуждается, запастись, помочь;
II вариант: можете, поднимаются, увлечься, забраться.

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА

Я надеюсь, что ты не обидишься, если я посоветую тебе почаще ходить в музеи. Удивляешься? Рассматривая картины или другие предметы искусства, мы развиваемся духовно. Но в это же время развивается и наше зрение, умение видеть и замечать.
Люди встречаются в жизни с разнообразными сложностями, ищут решения серьезных вопросов, учатся строить свои взаимоотношения с другими, но не у всех это хорошо получается. В конечном счете выигрывает не тот, кто уберегся от проблем, а тот, кто много видел, не обиделся на уроки жизни, смог сберечь живой и свежий взгляд на жизнь и всегда надеялся на понимание. Проигрывает тот, кто заперся в клетке своих представлений о мире.
Если ты немного расклеился, искусство поможет тебе зажечься новым интересом к жизни.

Задания

1. Выделите морфемы.

I вариант: обидишься, видеть, борются, уберегся, сберечь;
II вариант: развиваемся, замечать, получается, заперся, зажечься.

2. Выполните морфологический разбор.

I вариант: посоветую, надеялся, видеть;
II вариант: развиваемся, уберегся, ходить.

ПОСЛЕ ТЕМЫ «ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ»

Дорогие сестры Люба и Вера!
По делам службы мне нужно ненадолго задержаться в городе. Гостей принимайте, пожалуйста, без меня.
Сначала подготовьте две комнаты для тех, кто останется на ночь. Подметите полы и застелите постели.
Потом ты, Любонька, порежь все для салата. А ты, Верочка, сними с мебели чехлы, спрячь их и накрой стол парадной скатертью. Пускай и Варюша не сидит без дела.
Чуть не забыл! Если выйдете в сад, увидите, что справа у изгороди растут гладиолусы. Срежьте их и непременно поставьте на стол.
Когда гости начнут съезжаться, обязательно познакомьте всех друг с другом.
Я надолго не задержусь, скоро вернусь. Уж постарайтесь, милые девочки, я буду вам очень признателен.

Задания

1. Выполните синтаксический разбор предложения.

2. Обозначьте морфемный состав.

I вариант: подметите, выберите, порежь, познакомьте;
II вариант: подготовьте, застелите, спрячь.

3. Выполните морфологический разбор.

I вариант: накрой, пускай не сидит;
II вариант: порежь, поставьте.

Итоговый диктант по теме
«ГЛАГОЛ»

НА ВЫСТАВКЕ КУКОЛ

Мы с другом собирались пойти в воскресенье на выставку японских кукол, о которой нам много рассказывали. Ему, к сожалению, нездоровилось, и я не стал долго раздумывать и пошел один.
Выставка поразила мое воображение. Представьте три больших зала с витринами. В них разместили на подставках кукол. Каких только кукол я не увидел! Большие и маленькие, веселые и грустные, из дерева, ткани, особой глины. В первый момент глаза разбегаются. Попробуйте выберите самую лучшую.
Внимательно рассматриваю выточенные из дерева приземистые фигурки. Их одежда, личики и ручки расписаны краской. Они напоминают наших матрешек.
А здесь куклы в удивительных, искусно сделанных платьях-кимоно*. Их лица словно живые, а позы полны достоинства. Так и представляешь, как мастер лепит это личико, крепит ткани и клеит волосы, а кукла покорно терпит и ждет. И вот она готова, как будто дышит. Глаза смотрят, губы слегка улыбаются. Что бы сказали о ней дети, если даже я не могу от нее оторваться!

Задания

1. Выполните словообразовательный разбор.

I вариант: разбегаются, выберите, оторваться;
II вариант: рассматриваю, разместили, собирались, раскричаться.

2. Укажите морфемный состав.

I вариант: собирались, выберите, оторваться;
II вариант: нездоровилось, раздумывать, стал.

3. Выполните морфологический разбор.

I вариант: представьте, рассказывали;
II вариант: выберите, оторваться.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

После темы «Степени сравнения прилагательных»

ПРОГУЛКА В СОСНОВЫЙ ЛЕС

Хорош вековой бор погожим июльским днем. Чувствуешь себя в таком лесу как в величественном соборе: в синюю вышину гордо вознесли деревья свои роскошные могучие кроны. Лучи солнца пронизывают их, и воздух напоен смолистым запахом. Потоки горячего света льются вниз на мягкую подстилку из опавшей хвои. Кажется, что вместе с ними струятся нежнейшие звуки птичьих голосов, не нарушая общей торжественности и покоя.
Как только полуденный жар начинает спадать, лесные звуки становятся слышнее. Около неуклюжего пня на мягкой земле заметны беличьи следы. Тени стволов становятся длиннее, а сами стволы с западной стороны светлее. Но самое чудесное зрелище – это бор в прощальных лучах заходящего солнца. Поразительное впечатление от как будто пылающих сосен долго не изгладится из нашей памяти.
Совершив прогулку по сосновому лесу, понимаешь, что природа – наше величайшее богатство и мы должны его беречь.

Задания

1. Укажите морфемный состав.

I вариант: июльским, нежнейшие, беличьи, длиннее;
II вариант: величественном, западной, птичьих, светлее.

2. Выполните морфологический разбор.

I вариант: слышнее, птичьих, общей;
II вариант: беличьи, длиннее, лесные.

3. Составьте и запишите сочетания слов по схемам.

I вариант: гл. + прил.; сущ. + отн. прил.;
II вариант: прил. + сущ. с предлогом; сущ. + кр. прил.

4. Выпишите из текста прилагательные в сложной форме превосходной степени.

Итоговый диктант по теме
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Жарким июльским днем, когда луч солнца так жгуч, хочется найти место прохладнее. Далеко не легкое это дело. Из большого грушевого сада, который наполнен зноем, идешь через двор мимо собачьей будки и рыбацких сетей, поднимаешься на деревянное крыльцо и входишь в прохладный каменный дом.
Ставни прикрыты, и поэтому здесь царят тишина и таинственный полумрак. Приглядевшись, начинаешь различать длинную сероватую лавку, холщовую рубашку и кумачовую косынку на ней, глиняный кувшин на столе и другую бабушкину домашнюю утварь.
В первую минуту вздыхаешь с величайшим облегчением: что может быть лучше этой прохлады.
. К вечеру, после утомительного знойного дня, собирается гроза. Порывистый северо-восточный ветер налетает на сад, доносит гусиные крики с реки и далекие раскаты грома. Дерзкие порывы теребят соломенную крышу сарая и гонят серо-синюю огромную тучу, закрывшую нежно-голубой небосвод. Вот уже дальний лес скрылся за туманной пеленой дождя.

Задания

1. Укажите морфемный состав.

I вариант: величайшим, гусиные, порывистый, птичьих, короче, хорош;
II вариант: прохладнее, собачьей, бабушкину, жгуч, нежно-голубой, тончайший.

2. Выполните морфологический разбор.

I вариант: прохладнее, собачьей, деревянное;
II вариант: глиняный, величайшим, гусиные.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2011/11/08/diktant-dlya-6-klassa

http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200103803