Диктант правописание глаголов 2 лица

Контрольный диктант по русскому языку по теме «Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа» 4 класс

Контрольный диктант по русскому языку по теме

«Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа» 4 класс

Рано утром идёшь в лес. Если в лесу заметишь берёзу, то обнаружишь под ней подберёзовик. А если увидишь осину, то найдёшь подосиновик. Наклонишься к земле и в корзину положишь маслят. Припекает солнце. Ты возвращаешься домой. Покажешь семье полное лукошко и поблагодаришь лес за щедрый дар.

1.Выполните синтаксический разбор предпоследнего предложения.

2.Выпишите из текста диктанта все глаголы, определите их время, лицо, число.

3.Запиши глаголы-исключения, которые относятся к 1 и ко 2 спряжению.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Силютина Лилия МихайловнаНаписать 2632 31.01.2019

Номер материала: ДБ-408100

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    30.01.2019 598
    30.01.2019 1043
    30.01.2019 1874
    30.01.2019 397
    29.01.2019 226
    29.01.2019 126
    23.01.2019 435
    23.01.2019 114

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

5 класс. Контрольные диктанты по теме «Глагол»
тест по русскому языку (5 класс) по теме

5 класс. Контрольные диктанты по теме «Глагол»

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnyy_diktant_glagol.doc44 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант (№7) по теме: «Глагол»

Еще хмурится небо, но в просветах облаков пробивается сверкающим мечом луч солнца. Весна набирает скорость. Проясняются дали. Зимним цветом белеют еще поля, а уже зеленеют островками сосновые боры.
В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника серебрятся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляются извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обтаяли круглые лунки. На зеленом фоне хвои сережки ольхи. В ее ветвях суетятся говорливые чечетки. Раздаются свирельные вздохи снегирей.
Граница снегов отступает к северу, а за ней по пятам возвращаются к себе на родину птицы. Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.
Прощай, зима! Здравствуй, весна! (105 слов)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

В потемках ельника серебрятся осины – 1 в

В лесу встречаются зима и весна. – 2в

  1. Произвести морфологический разбор глагола:
  1. Произвести разбор глаголов по составу:

обтаяли, хмурится – 1 в

набирает, серебрятся – 2 в

Контрольный диктант (№7) по теме: «Глагол»

Быстро наступает вечер в глухом лесу. Темные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.
Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но еще не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступит в лесу темная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.
Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо.
Потрескивает костер, и колышутся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник. (99 слов)

(По И. Соколову-Микитов )

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

Быстро наступает вечер в глухом лесу. – 1 в

Темные тени ложатся под деревьями. – 2в

  1. Произвести морфологический разбор глагола:
  1. Произвести разбор глаголов по составу:

Прошуршала, вертятся – 1 в

Подбирают, колышутся – 2 в

Идешь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг увидишь легкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки бесстрашно перепрыгивают с ветки на ветку.

Зверьки эти живут в лесах. Здесь для них есть корм: шишки, орехи, желуди, ягоды. Зимой белки не спят, ведут подвижный образ жизни. Летом они запасают на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушеные грибы. Сушат их белки сами. Шляпки нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. Выбирают спелые орехи. Все это белки прячут во мху или в дуплах, а зимой безошибочно находят.

Беличий склад может содержать несколько килограммов вкусной еды. Если вы найдете его, то не спешите им воспользоваться. Ведь белки останутся в зимнюю стужу без корма.

Задания к тексту:

1) Определите спряжение глаголов. Укажите глаголы-исключения.

2) Найдите глагол с чередованием гласных в корне. Подберите к нему однокоренное слово.

3) Подчеркните синонимы к слову белка .

Черный дятел-желна — большой дятел, с ворону. Бывает, в свежем дереве дыру в два кулака и глубиной по локоть пробьёт.

Если о дятле просто по дырам судить, то получится, что желна лесу враг. А если внимательно приглядеться? Оказывается, дятел-желна — друг лесу и помощник леснику. Дыры желна выбивает только в больных деревьях. Заглянешь в дыру и увидишь в глубине загнившую сердцевину или ходы муравьев дровосеков. И хоть на вид дерево свежее и здоровое, никуда оно не годится. Надо его скорей на дрова рубить, пока оно не сгнило и соседей не заразило.

Настоящие лесники желну ценят. Он как безошибочный указатель. Лесники к деревьям и присматриваются, и выстукивают их, а отличить наверняка заболевшее от здорового так и не могут. А желна прицепится, клювищем раза два стукнет — и будто на рентгене просветит! А ведь бывает, что до больного места сантиметров двадцать сквозь здоровую древесину добирается!

Задания к тексту:

1) Выпишите из текста два слова с чередованием гласных в корне. Подберите к ним однокоренные.

2) Выпишите глаголы на -тся, -ться. Объясните их написание.

3) Выпишите глаголы во 2-м лице единственного числа, подчеркните все орфограммы в этих глаголах.

Вот я и написала письмо. Изложила свои мысли на бумаге, сложила лист пополам, подровняла концы, положила в конверт, чуть коснулась краёв кисточкой с клеем и отравила письмо в город Ростов.

Потом я расположилась на диване и вспомнила, как вчера загорала на пляже.

Следующее утро. Солнце ещё не разгорелось. Застряло в облаках, как золотая рыбка, только блестящие плавники плавно касаются горизонта. Природа замерла. Я выглядываю в окно и тоже замираю.

Время застилать кровать. Через пять минут постель застелена, а я делаю зарядку. Я хочу коснуться ладонями пола. Получилось, касаюсь. Я скачу, бегаю на месте, прыгаю. Просто блестяще!

  1. Выделить корни с чередующими гласными. Графически объяснить их написание.
  2. Выписать по два глагола совершенного и несовершенного вида и записать их в начальной форме.

Контрольные диктанты 4 класс по теме «Правописание окончаний глаголов»

При написании Контрольные диктанты 4 класс по теме «Правописание окончаний глаголов» использовались материалы из книги: Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. «500 контрольных диктантов по русскому языку. 1–4 классы»

Правописание окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа

Двухэтажный автобус

Для большей вместимости автобусы можно делать двухэтажными. Входишь в такой автобус. По внутренней лестнице попадаешь на второй этаж. Ты удобно устраиваешься, едешь по городу, смотришь из окна и наслаждаешься прекрасным видом улиц. Где ты можешь увидеть такой автобус? Такие автобусы увидишь в Лондоне, в Париже, в Москве. Знаешь, как они называются? Это омнибусы.

Грамматические задания

  1. Найти в диктанте три глагола 2-го лица единственного числа, указать спряжение. Выделить окончания.
  2. Глаголы ДЫШАТЬ, ГУЛЯТЬ, ЗАВИСЕТЬ записать во 2-м лице единственного числа. Выделить окончания.
  3. Указать склонение и падеж имён существительных третьего предложения. Выделить окончания.

Телефонные станции

Первые русские телефонные станции были ручными, а телефонные аппараты громоздкими и деревянными. Дисков для набора номеров на аппарате не было. Зато сбоку торчала рукоятка. Снимешь трубку, покрутишь ручку. Тогда откликается на станции телефонистка. Ты называешь нужный номер. Она тебя соединяет. Поговоришь и кладёшь трубку. Опять крутишь рукоятку, но только отдельными рывками. Это ты так сигналишь телефонистке. Она вас разъединит.

(61 слово) (по В. Меерзону)

Грамматические задания

  1. Найти в диктанте три глагола 2-го лица единственного числа, указать спряжение. Выделить окончания.
  2. Разобрать по составу слова: РУССКИЕ, СОЕДИНЯЕТ, ПОГОВОРИШЬ, ТРУБКУ.
  3. Выписать из диктанта слово с разделительным Ъ. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

Корабль пустыни

Верблюд словно специально создан для жизни в пустыне. Неторопливо шагает караван мерным шагом в песках. Верблюды не торопятся, но у них широкий шаг. Отстанешь от каравана и не догонишь его даже бегом. Последний верблюд мелькнёт за барханом и исчезнет.
Едешь между верблюжьими горбами, будто плывёшь на лодке. Ты сидишь высоко. Далеко видно вокруг.
На высоком бархане лежит лисица. Нос уткнула в хвост и дремлет, а сама посматривает на караван.

(72 слова) (по Г. Снегирёву)

Грамматические задания

  1. Найти в диктанте три глагола 2-го лица единственного числа, указать спряжение. Выделить окончания.
  2. Написать по одному существительному мужского и женского рода с шипящей на конце.
  3. Первое предложение третьего абзаца разобрать по членам предложения и частям речи. Выписать словосочетания.

Правописание окончаний глаголов в 3-м лице единственного и множественного числа

Хвойный аромат

Всем знаком смолистый аромат хвойного леса. Его создают эфирные масла. Древесину хвойных деревьев пронизывают смоляные ходы. Они наполнены эфирными маслами и смолой. Её называют живицей. При ранениях дерева живица вытекает и затягивает место повреждения. В свежей живице находятся эфирные масла – скипидар. Через три дня после вытекания живицы треть всех эфирных масел испаряется и источает хвойный аромат. Сильный хвойный запах отпугивает вредных насекомых, оздоровляет воздух, убивает бактерии. Поэтому очень полезно дышать воздухом соснового бора.

Грамматические задания

  1. Написать глагол ДЫШАТЬ во 2-м и 3-м лице единственного и множественного числа.
  2. В первом предложении указать род, число и падеж имён существительных и прилагательных.
  3. В слово ЗАП..ВАТЬ вставить сначала букву И, а потом Е. Написать проверочные слова.

Валенки

Как делают валенки? Сначала мастер готовит шерсть. От неё зависит качество изделия. Мастер соединяет тонкую и толстую шерсть, моет, высушивает и расчёсывает. Потом шерсть смачивает водой и загружает в валяльную машину. Машина похожа на длинную ванну. Валы ванны вертятся, толкут шерсть и сваливают её в полотнища. Из этих полотнищ мастер сворачивает основу валенка. Она больше ноги человека. Ведь при валянии её объём сильно уменьшается. Затем на специальных машинах формируют валенок. Мастер надевает его на колодку, продолжает валять, подогревает водяными парами, а потом сушит и обтачивает.

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта три глагола второго спряжения. Выделить окончания.
  2. Проспрягать глагол ПОДОГРЕВАТЬ.
  3. В слово ПРОЖ..ВАТЬ вставить сначала букву И, а потом Е. Написать проверочные слова.

Илистый прыгун на берегу

Эта сухопутная рыбёшка часто прыгает по берегу. При прыжке рыбке очень помогает хвост. У прыгуна широкие плавники. Он не увязнет в жидком иле. Эта рыбёшка заползает на дерево на вышину человеческого роста и прикрепляется брюшной присоской. Лёгких у прыгуна нет. Дышит он жабрами. Жабры высыхают. Но у прыгуна существует запас воды за щеками. Прыгун сразу замечает опасность и быстро улепётывает. Икру самка откладывает в гнездо у кромки воды и охраняет его. Мясо прыгунов съедобно. Ловят этих рыб в их норках с помощью специальных капканов.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/08/14/5-klass-kontrolnye-diktanty-po-teme-glagol

http://vprotl.com/diktant-4-klass/kontrolnyie-diktantyi-4-klass-pravopisanie-okonchaniy-glagolov/