Диктант правописание глаголов 4 класс планета знаний

Контрольные работы по русскому языку 4 класс УМК «Планета Знаний»
материал по русскому языку (4 класс) на тему

Контрольные работы по русскому языку 4 класс УМК «Планета знаний»

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnye_raboty_po_russkomu_yazyku_4_klass_2.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант по теме «Соблюдаем произносительные нормы и правила» ( входной).

Небо почернело. Лесные жители почувствовали опасность и спрятались. Сверкнула молния. Ее мощь была сильна. Раздался оглушительный гром. Пошел сильный дождь. Он не капал, а лил стеной.

Но скоро небо прояснилось. Засияло яркое солнце. С деревьев еще падали дождевые капли. Душистой смолою и березовыми почками запахло в лесу. Здесь снова поют чижи, скворцы, дрозды. Лес звенит на все голоса.

1.Разобрать по членам предложения и частям речи предложение.

Раздался оглушительный гром.

2. Выполнить фонетический разбор слова солнце.

3. Разобрать по составу слова лесные, почернело.

Проверочная работа по правильной записи «сплошного текста».

Пришла поздняя осень стало в лесу скучно и холодно стали собираться птицы к отлету в теплые страны кружат над болотом журавли прощаются они на всю зиму с милой зеленой родиной слышится зайчатам , будто это с ними прощаются журавли:

-Прощайте, прощайте, бедные листопаднички.

1.Подчеркнуть главные члены предложения и указать части речи в 1, 3, 4 предложениях.

2.Написать кого автор называет листопадничками.

3.Сделать фонетический разбор слова скучно.

Свободный диктант по теме «В устной речи интонация, а письменной …пунктуация».

Весной и летом ёлочки не было, а осенью показалась. Раздвинула листья, сучки, травинки и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листья.

И каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные «китайские фонарики». Клён роняет золотые звёзды. Ивы засыпают бронзовые рыбками.

И стоит ёлочка счастливая, нарядная и разноцветная.

Озаглавь текст. Какой заголовок точнее отражает содержание всего текста? Выбери: « В осеннем лесу», «Подарки», «Ёлочка», «В день рождения ёлочки». Можешь дать свой заголовок.

Контрольный диктант по теме «Формы изменения и правописания глаголов».

Знаешь ли ты, что картофель в России считают вторым хлебом? Из него готовят разные блюда.

Свари картошку в соленой воде. Разомни ее и добавь молоко. Получишь вкусное пюре. Это блюдо стало любимым для многих детей и взрослых.

Картошку можно пожарить. Такое угощение хорошо и к праздничному столу. Хрустящие ломтики съедаются с большим аппетитом!

Запомни! Зеленый клубень картофеля ядовит. Его не употребляют в пищу, а используют для посадки нового урожая.

1.Синтаксический разбор предложения.

Лесные жители почувствовали опасность.

2.Морфологический разбор слова опасность.

3.Фонетический разбор слова елка.

Свободный диктант по теме «Анализируем и строим предложения».

Прочитай текст. Передай кратко его содержание по абзацам (свободный диктант)

Бывало, лежишь в ночном у костра, мечтаешь. Вдруг видишь, что стоит у костра старичок. А посмотришь внимательно – вовсе это не старичок, а обгоревший пень.

На опушке леса притаилась старушка. Смотрит, как костёр догорает. А на самом деле это только дерево.

Родная природа была моим первым учителем. Почти всех героев моих деревянных скульптур я позаимствовал у леса.

Почему этого жуч (?) кА с яркими пятныш(?)ками на спине называют бож(?)ей коровкой?

При опас(?)ности жучок выделя(е/и)т жгучую жидкост(?). В народе эту жидкость назвали молоч(?)ком. Поэтому и прозвали этих жуч(?)ков коровками.

Про добрых, безобидных людей в старину говорили, что они бож(?)и люди. А бож(?)я коровка на вид очень добродушный жучок. Поеда(е/и)т она тол(?)ко тлю.

Во втором предложении:

Покажите графическую связь членов предложения;

Укажи лицо и спряжение глагола;

Укажи падеж имён существительных.

Над глаголами укажи форму времени, выдели окончание.

Контрольный диктант по теме «Развертываем и распространяем мысли».

У нас под крыльцом живут ежи. По вечерам вся их семья выходит гулять. Взрослые ежи маленькими лапками роют землю, достают корешки и едят. Ежата играют, резвятся.

Однажды к старому ежу подбежала собака Веста. Еж свернулся в клубок и замер. Собака покатила зверька к пруду. Еж плюхнулся в воду, поплыл. Я отогнал Весту.

Весной под крыльцом обнаружили старого ежа. Куда девались остальные? Наверное, они переселились. И только старый еж не захотел покинуть наш дом.

1.В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения и указать части речи.

2.Составить схему четвертого предложения.

3.Выписать 3 глагола 2 спряжения и 3 глагола 2 спряжения.

Осложненное списывание текста.

Вылез из-под коры Жук с предлинными усами, закрутил головой. Тоненький писк послышался. А внизу под деревом из гнезда вылез Шмель и полетел на лужок.

Вокруг цветка на лужку кружит. Жужжит жилковатыми жесткими крылышками, словно струна гудит.

Контрольный диктант по теме «Безударные падежные окончания имен существительных».

В тайге раскинулось озеро Таглей. Горы цепью протянулись вдоль его живописных берегов. Подует с востока ветер-и на зеркальной глади озера появляются волны. Густые туманы закрывают горизонт. С криком уносятся стаи гусей и уток. В такую погоду рыбаки спешат к берегу. На южных склонах видны цветистые ковры брусники. Мрачные, темные леса растут на северных склонах долины Таглея. По берегу тянутся заросли кустарников малины, смородины. Почва покрыта мягкими подушками мхов.

1.Синтаксический разбор предложения.

С криком уносятся стаи гусей и уток.

2.Морфологический разбор слова (с) криком.

3. Фонетический разбор слова якорь.

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных форм склоняемых частей речи».

Почему Россию называют страной лесов? Здесь бескрайние лесные просторы. В северной части страны хвойные леса. В них растут сосны, ели, кедры. Эти деревья прекрасны в любое время года.

Мохнатые ветки пушистой ели похожи на большие лапы. Они укутывают весь ствол лесной красавицы. С веток свисают длинные шишки.

Солнце золотит их своими лучами. На лесной опушке редко увидишь сиротливую ель. Это дерево не переносит одиночества. Зимой в полях бушует вьюга, а в ельнике-тишь. Только над головой раскачивает ветер еловые маковки.

1.Ситаксический разбор предложения.

С веток свисают длинные шишки.

2.Морфологический разбор слова (с)веток.

3.Фонетический разбор слова солнце.

Контрольный диктант по теме «Части речи, их форма и правописание».

Светает. Луч весеннего солнца пробежал по верхушкам деревьев и скрылся в лапах старой ели. Снег потемнел. На лесной опушке показались рыжие проталины. Это апрельские веснушки. С каждым днем их становится все больше.

Оживает лес. Вылезают из зимней норки зверьки. Лапка за лапкой вьются их следы на снегу. Стали слышны радостные голоса птиц. Вот пролетели клесты, снегири, зяблики. Маленькая птичка скачет от ветки к ветке. Не боится она теперь холодов. На сосне заработал дятел. Он оповещает лесных жителей о приходе весны.

  1. Синтаксический разбор предложения.

Маленькая птичка скачет от ветки к ветке.

  1. Морфологический разбор слова скачет.
  2. Морфемный разбор слова заработал.
  3. Фонетический разбор слова дятел.

Контрольный диктант по теме «Предложение. Текст.»

Весна одарила месяц май волшебной силой. Он оживляет природу, торопит ее к новой жизни. По его радостному зову меняется все вокруг. Спешат домой птицы из дальней зимовки. С раннего утра до позднего вечера не смолкают голоса. Земля наряжается в цветастый наряд. Поля, луга и леса чаруют сочной свежестью. В бело-розовой дымке стоят сады. Цветут сливы, вишни. С веселым жужжанием перелетают пчелы и шмели от яблони к яблоне. Май-самый нарядный и звонкий месяц года.

  1. Синтаксический разбор предложения.

С веселым жужжанием перелетают пчелы и шмели от яблони к яблоне.

  1. Выписать из текста предложение с однородными сказуемыми. Составить схему предложения.
  2. Выписать из текста или придумать по два глагола 1 и 2 спряжения.

Итоговый контрольный диктант .

Молодые осинки и стройные березки спускаются под горку к широкому лугу. Среди деревьев вьется тропинка. По ней мы идем в лес.

Вот где чувствуешь настоящую весну! Ветви осин стали пушистыми от длинных сережек. Посмотришь на березовую веточку, а она вся в крупных почках.

Лес еще не зазеленел, стоит прозрачный и свежий. Но птицы уже начали свои весенние переклички. А как чудесно пахнет прелыми листьями, горьковатой свежестью почек! Скоро почки лопнут. Лес покроет нежная зеленая дымка. На душе станет так радостно!

  1. Синтаксический разбор предложения.

Лес покроет нежная зеленая дымка.

  1. Морфологический разбор слова лес.
  2. Фонетический разбор слова листья.

Наши знакомые поехали отдыхать на юг на автомашине «Жигули». Дети уговорили отца взять с собой кота Чапу.

В городе Вольске переночевали. Встали рано утром, быстро собрались и выехали из города. Отъехали почти сто метров и тут спохватились: в машине не было Чапы.

Вернулись в Вольск, но кота не нашли.

Кончился отпуск. Семья приехала в родной поселок. Дни шли за днями. И вдруг у дверей квартиры послышалось мяуканье.

Это вернулся четвероногий турист!

Как он за тысячи километров отыскал свой дом – остается загадкой.

  1. Озаглавь историю, составь план текста.
  2. Восстанови содержание текста ( с закрытой книгой).
  3. Проверь написанное.

Комплексная проверочная работа.

Российское название праздника – День славянской письменности и культуры. Отмечается он 24 мая, в день памяти братьев – просветителей Кирилла и Мефодия. Именно они изучали особенности славянской речи и на основе греческого алфавита создали свой вариант славянской азбуки.

В азбуке оказалось на 14 букв больше, чем в греческом алфавите, так как по звучанию славянская речь оказалась богаче. Диковинными для греческого слуха казались звуки (б), (з), (ж), (г), (ш), (щ). С годами упрощалась графика, чтобы облегчить книгопечатание. На славянский язык братья переводили священные греческие книги.

Через несколько столетий славяне на «языке словенском» стали создавать собственные книги. Шесть долгих столетий , вплоть до 15 века, только три языка – славянский, греческий и латинский – были приняты в мире как главные языки межнационального общения.

  1. Прочитай текст. О чем этот текст? Отметь номер ответа.

1)о создателях славянской азбуки

2)о создании славянской азбуки

3)об особенностях русского языка

4)о рождении письменности на Руси

2.Почему День славянской письменности отмечается 24 мая? Ответь одними предложением.

3.Кто является создателем письменности на Руси? Дай письменный ответ, включающий описание первой азбуки ( спиши).

4.Как ты понимаешь слова автора о том, что грекам «диковинными казались звуки славянской речи?

1)греки записывали эти звуки другими буквами;

2)они впервые слышали славянскую речь;

3)звуки были необычны, их не было в греческой речи;

4)в славянской азбуке букв было больше.

5.Какие из согласных звуков, указанных в тексте являются парными по твердости и мягкости? Запиши их парами.

6.Сколько букв было в греческом алфавите, если в славянской азбуке было 43 буквы? Составь равенство, используя данные из текста, и реши его.

7.Укажи первые письменные источники Древней Руси, которые появились благодаря азбуке Кирилла и Мефодия.

8.Что о развитии русского языка тебе напоминает таблица? Распредели слова по группам и впиши их в таблицу.

Контрольно измерительные материалы по русскому языку 4 класс «Планета знаний»

Контрольный диктант № 1 по теме « Повторение изученного в 3 классе»

Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.

Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они теперь редко выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась. (61)

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «В устной речи интонация, в письменной пунктуация»

Снегири – птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево. Вежливо уступают самкам лучшие гроздья рябины.

Весной снегири будут уже далеко на севере. Совьют там гнезда, выведут и вскормят птенцов. Поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист.

Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям, если они не вредные. Можно ли считать снегирей перелетными птицами? Почему они прилетают к нам не весной, как все птицы, а зимой?(76)

Контрольное списывание №1 с грамматическим заданием по теме «Части речи и члены предложения»

Почему этого жуч (?) ка с яркими пятныш(?)ками на спине называют бож(?)ей коровкой?

При опас(?)ности жучок выделя(е/и)т жгучую жидкост(?). В народе эту жидкость назвали молоч(?)ком. Поэтому и прозвали этих жуч(?)ков коровками.

Про добрых, безобидных людей в старину говорили, что они бож(?)и люди. А бож(?)я коровка на вид очень добродушный жучок. Поеда(е/и)т она тол(?)ко тлю.

Во втором предложении:

Покажите графическую связь членов предложения;

Укажи лицо и спряжение глагола;

Укажи падеж имён существительных.

Над глаголами укажи форму времени, выдели окончание.

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Формы глагола»

Кто из нас не любит природу?

Встанешь утром до зари и выйдешь на крыльцо. На темном небе мигают звезды. Тихо шумят деревья. Пруд начинает дымиться. Его гладь покрыта прозрачным туманом. На востоке появляется светлая полоска. Веет душистой свежестью. Хорошо дышать чистым утренним воздухом!

А вот и яркое солнце показалось. Окрестность наполняется веселым щебетанием птиц. Золотом отливает поспевающая рожь.

По узкой тропинке идешь к речке купаться. Песок на берегу еще холодный . Стоишь и с удовольствием вдыхаешь чистый свежий речной воздух. Чудесное летнее утро! (75)

Из первой части выписать глаголы, определить спряжение, род и число.

Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Правописание личных окончаний глаголов»

Ударили холодные утренники. На некоторых кустах листву как ножом срезало. С деревьев дождем сыплются листья.

Бабочки, мухи, жуки прячутся кто куда. Певчие перелетные птицы торопливо пробираются рощами и перелесками. Им уже становится голодно.

Не жалуются на голод только дрозды. Они стаями накинулись на гроздья рябины.

В оголенном лесу свищет холодный ветер. Деревья погружаются в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно. Все зверье готовится к морозной зиме. Кто гнезда утепляет, кто норы поглубже роет, кто в дальние страны улетает.(80)

В первой части текст подчеркнуть глаголы, указать время глаголов.

Выписать по два глагола ( в столбик) I спряжение и II спряжение ,выделить окончания.

Контрольное списывание №2 с грамматическим заданием по теме «Падежные формы склоняемых частей речи»

В мелком кустарнике сверкает маленькое окошко с чистой водой. Здесь бьет ключ. Отсюда берет начало крохотный ручеек. Потом вытекает он на широкий луг. С левой , с правой стороны спешат к шумному ручью потоки. Они наполняют его. И вот уже стал ручеёк тихой речушкой . Течение в ней медленное . На зеркальной поверхности играют лучи летнего солнца.

В речной заводи заходили стайки мелкой рыбёшки. Закачались на водной глади жёлтые кувшинки. Появились на широком просторе лёгкие лодочки с рыбаками. (77)

1.Подчеркни основу предложения.

I вариант (1 предложение) II вариант (3 предложение)

2.Укажи падежные формы имён существительных второго абзаца.

Контрольный диктант№ 5 с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения»

У нас под крыльцом живут ежи. По вечерам вся их семья выходит гулять. Взрослые ежи маленькими лапк а ми роют землю, достают корешки и едят. Ежата в это время играют, резвятся.

Однажды к старому ежу подбежала собака Веста. Ёж свернулся в клубок и замер. Собака покатила зверька к пруду. Ёж плюхнулся в воду, поплыл. Я отогнал Весту.

Весной под крыльцом обн а ружили только стар ого ежа. Куда девались остальные? Наверное , они испугались и переселились в другое место. И только старый ёж не захотел покинуть наш дом.(82)

Слова для справок: 1) наверное, 2) отчётливо произнести выделенные части слов.

1.К предложению составь схему однородных членов, в которой объясняется постановка запятой.

I вариант (3 предложение) II вариант (4 предложение)

2.Укажи падежные формы второстепенных членов предложения, выраженных склоняемыми частями речи.

Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме « Формы частей речи»

Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Вдоль опушки растут пышные ёлочки. Хороши маленькие лесные красавиц! Смолистый дух идёт от ёлки. Как украшают такие ёлочки любимый детский праздник.

Ель- очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели.

1.Подчеркни основу предложения, у всех слов в предложении укажи части речи.

I вариант (3 предложение) II вариант ( последнее предложение)

2.У существительных и прилагательных укажите число, род.

I вариант (1 предложение второго абзаца) II вариант ( 5 предложение второго абзаца)

Указать склонение у существительных и спряжение у глаголов.

I вариант (1 абзац) II вариант ( 2 абзац)

Контрольное списывание № 3с грамматическим заданием по теме « Безударные падежные окончания существительных»

На лесной полянке.

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живёт. Вот старый пенёк. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улёгся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ёжик.

Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосёнке и таскает из шишек вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк. (75)

Определить падеж имени существительного полянка во всем тексте.

Первое предложение в каждой части разобрать по членам предложения. Указать части речи.

I вариант (1 предложение первого абзаца) II вариант ( 7 предложение первого абзаца)

Найти в тексте и указать существительные I ,II ,III склонения (по одному слову на каждое склонение)

Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Правописание безударных окончаний склоняемых частей речи»

Стояла суровая зима. Трещали лютые морозы. Дули холодные ветры. Мела яростная поземка. Сосны и ели надели снеговые шубки. Березки и тонкие осинки покрылись пушистыми шапками. Робкий луч зимнего солнца по утрам редко освещал их верхушки. Деревья погрузились в глубокий сон. Совсем тихо стало в лесу.

Но вот с опушки ветер донес барабанную дробь пёстрого дятла. В норе под старой сосной спряталась рыжая лисица. В густой чаще в теплом гнезде грызет орешки проворная белочка. Съежились пушистые синички и воробьи. Птички ждут помощи от людей. Голодно и холодно им этой зимой.(88)

В 6 предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи.

Во 7 предложении определить падеж имен существительных и прилагательных, выделить окончания.

Выписать из текста два слова , соответствующие схеме: ͡ ^ □

Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием по теме « Самостоятельные и служебные части речи»

Наступает радостная весна. Солнце согревает землю своим теплом. Потоки яркого света заливают лесные полянки. Высоко в небе застыли легкие облака.

Как хороши весной березовые рощи! На деревьях набухают смолистые почки. В эти дни русские красавицы угощают лесных жителей сладким соком. Весенний воздух чист и прозрачен . Слышна веселая песенка голосистого дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. От ветки к ветке перелетают синицы.

Проходят дни. Входишь в березовую рощу и чувствуешь свежее дыхание весны. Нежной листвой пахнет в роще. Зеленая дымка покрывает лужайки. На нежной зелени играет луч солнца.

Береги и храни эту красоту! (94)

1. Найти во втором абзаце и надписать по одному-два слова каждой самостоятельной части речи (сущ., гл., прил., местоим., )

2. Выписать из текста два словосочетания с предлогом.

3. Найти в тексте предложение с союзом и это предложение подчеркнуть одной чертой.

Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием по теме « Правописание слов»

Животных защищает цвет. Зимой заяц-беляк вместо бурого стал белым. Катит по снежной дорожке комочек . Не видит его в белом поле лисица.

Рябчик весь рябой. На спинке полосочка. Прижался к земельке . Не заметишь в листве.

На тигровой шкуре нарисованы длинные полосы. Летом хищника не увидишь в тростнике.

Морского конька трудно разглядеть среди зелени травы. Он меняет цвет. Осветил луч солнца морскую траву. Конёк позеленеет. Зайдёт солнце за горизонт. Вода в море потемнеет. И конёк потемнеет. Зацепился за травку . Волны качают его взад и вперёд. (86)

Морфологический разбор слова .

I вариант — ЗАЩИЩАЕ(1 предложение первого абзаца) II вариант — ПРИЖАЛСЯ( 3 предложение второго абзаца)

Морфемный разбор слов ТИГРИНЫЙ, ЗАЦЕПИЛСЯ,НА СПИНКЕ.

Фонетический разбор слова .

I вариант — КОНЁК II вариант — БЕЛЯК

Контрольное списывание № 4 по теме « Связи частей и предложений в тексте»

Пожелтела листва на берёзе. Осенью опадают покрасневшие листочки осин. Только ёлочка не роняет иголок. Ёлка меняет наряд постепенно. Для этого ёлке нужно около девяти лет. До поздней осени не спит колючая красавица.

В зимнюю пору ёлочка засыпает до весны. Тяжёлые снежные комья не ломают у ёлки гибких ветвей. В белой шапочке и белом шарфике выглядит она нарядной.

Зимой в ельнике тепло. В нём ночуют птицы. Еловые лапы не пропускают ветер.

Почувствует ёлочка приход длинного весеннего дня и оживёт. (79)

Произведи синтаксический разбор предложения.

I вариант ( 2 предложение первого абзаца) II вариант (1 предложение второго абзаца)

Выписать предложение с однородными членами и выполнить к нему схему.

Итоговый контрольный диктант.

Второй летний месяц июль называют в народе макушкой лета. Созревают хлеба. Под лучами солнца посветлели поля. Нива стала золотистой. За нею на горизонте темнеют вершины елей, шапки дубов. Потерял свой изумрудный цвет луг. Траву скосили. Везде аккуратные копны свежего душистого сена.

В лесу появились жёлтые краски. Кроны деревьев ещё зелёные. Смотришь под ноги, замечаешь первые опавшие листочки. Вдруг увидишь у берёзки веточку с жёлтой листвой. Словно висит прядь седых волос. Много листьев с осенней окраской у черёмухи.

Идёшь лесом. Вдруг тишина. Не поют птицы. Птенцы давно вывелись. Гнёзда опустели. (93)

1.Морфологический разбор слова .

I вариант — МЕСЯЦ (1 предложение первого абзаца) II вариант — СОЛНЦА ( 3 предложение первого абзаца)

Морфемный разбор слов ЛЕТНИЙ,СОЗРЕВАЮТ,ИЗУМРУДНЫЙ.

Произведи синтаксический разбор предложения.

I вариант ( 3 предложение первого абзаца) II вариант (1 предложение второго абзаца)

Контрольное изложение № 1

К берегу подошла большая медведица с медвежатами. Она возложила заботу о малышах на старшего , пестуна, и первая перебралась через реку.

На берегу медведица оглянулась . Пестун переплывал реку один, а малыши остались на мелком песке, тревожно скулили. Мать дождалась старшего и влепила ему увесистую оплеуху.

Только тут пестун всё понял. Он сразу вернулся к малышам, загнал их в воду и поплыл с ними рядом, но чуть позади. Отстававших он слегка подталкивал носом.

Когда малыши выбрались на берег, мать облизала каждого. После чего все степенно двинулись мимо избушки в лес. Впереди шла медведица, за ней медвежата, и последним шёл пестун. (По Ю . Коринцу)

Контрольное изложение № 2

( под условным названием «Шаги весны» )

Хруст ь, хрусть…-захрустел снег под ногами. Я проснулся. Кто-то подошёл к дому. Я привстал и стал ожидать стука в дверь. Снова послышалось : хрусть ,хрусть…Кто-то отошёл от окна , так и не постучавшись.

Я поднялся, выглянул на улицу. Никого не было. Над тёмной колокольней светила луна.

Улёгся и стал задрёмывать .Вдруг –хрусть, хрусть-кто-то снова ходил вокруг дома. Подбежал к окну – и никого не увидел.

Всю ночь кто-то ходил вокруг дома, хрустел снегом ,а в дверь не стучался. «Наверное .это хорь,-думал я.-Ладно, утром узнаю по следам, кто это».

Но утром никаких следов я не нашёл. Когда же увидел на дороге грачей, понял, что это ранняя весна ходила под окнами. Под её легкими шагами хрустел ,проседал подтаявший за день снег. (По Ю. Ковалю)

Контрольные работы по русскому языку 4 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 4 класса составлены по программе УМК «Планета знании». Работа содержит контрольные, предупредительные, свободные диктанты; контрольные,творческие списывания и изложения. Необходимый минимум проверочных работ на год.

Просмотр содержимого документа
«Контрольные работы по русскому языку 4 класс»

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку 4 класс

УМК «Планета знаний»

«Соблюдаем произносительные нормы и правила письма»

Подчеркни слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.

Выпиши слова, в которых первый звук – мягкий согласный.

Недуг, рдяный, темп, досуг, интервью, музей, тире, пациент, творог, молочный, шинель, фанера, нравится, скучно, важно, важна, яичница.

Запиши слова в том порядке, в котором они встретятся тебе в словаре.

Ап.тит, анте.на, хо.ей, юб.лей, во.зал, рю.зак, д.льфин, р.кета, к.лач, дят.л, лес.ница, чу.ство, воскр.сенье, праз.ник, изв.нение, сп.сибо, здра.ствуй, пожалу.ста, бл.годарить.

Проверочная работа №2 по правильной записи «сплошного» текста

Запиши текст, выделяя границы предложений и ставя знаки препинания. Подчеркни изученные орфограммы.

Пришла поздняя осень стало в лесу скучно и холодно стали собираться птицы к отлёту в тёплые страны кружат над болотом журавли прощаются они на всю зиму с милой зелёной родиной слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

_ Прощайте, прощайте, бедные листопаднички.

В первом, четвёртом и пятом предложениях выдели подлежащее и сказуемое.

Укажи формы времени глаголов.

Входной контрольный диктант №1 («Берёзовая роща»)

Из всех деревьев русского леса милее всего мне кудрявая берёзка. Хороши и чисты светлые берёзовые рощи!

Много певчих птиц прилетает в берёзовую рощу. Грустно было бы жить без пернатых. С раннего утра стучит дятел, поют голосистые дрозды, кукуют кукушки. С ветки на ветку перелетают шустрые синички. Сквозь густую листву прорывается луч солнца. Солнечные зайчики играют на белых стволах берёз. Над вершинами деревьев плывут лёгкие облака.

Выполни разбор последнего предложения по членам предложения. Укажи формы падежа и числа имён существительных.

Весной и летом ёлочки не было, а осенью показалась. Раздвинула листья, сучки, травинки и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листья.

И каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные «китайские фонарики». Клён роняет золотые звёзды. Ивы засыпают бронзовые рыбками.

И стоит ёлочка счастливая, нарядная и разноцветная.

Озаглавь текст. Какой заголовок точнее отражает содержание всего текста? Выбери: « В осеннем лесу», «Подарки», «Ёлочка», «В день рождения ёлочки». Можешь дать свой заголовок.

Найди во второй части текста словосочетание сущ. + прил. (ср.р., ед.ч., Р.п.) Запиши, выдели окончания.

Проверочная работа №3

Списывание текста с учебника.

Спиши текст, раскрывая скобки.

Почему этого жуч (?) кА с яркими пятныш(?)ками на спине называют бож(?)ей коровкой?

При опас(?)ности жучок выделя(е/и)т жгучую жидкост(?). В народе эту жидкость назвали молоч(?)ком. Поэтому и прозвали этих жуч(?)ков коровками.

Про добрых, безобидных людей в старину говорили, что они бож(?)и люди. А бож(?)я коровка на вид очень добродушный жучок. Поеда(е/и)т она тол(?)ко тлю.

Во втором предложении:

Покажите графическую связь членов предложения;

Укажи лицо и спряжение глагола;

Укажи падеж имён существительных.

Над глаголами укажи форму времени, выдели окончание.

Контрольный диктант №1 по теме «Формы изменения и правописания глаголов»

Побелели поля и пригорки. Тонким людом покрылась река. Деревья уснули, как в сказке. Ходит зима по горам, по долам, поглядывает по сторонам. Зайцу белую шубку подарила. Теперь его никто не заметит. А лисе рыжее платье оставила. Поведёт лиса в сторону пушистым хвостом – будто искры рассыплет по снегу.

Выдели главные члены предложения в нераспространённом предложении.

Во втором, третьем и четвёртом предложениях определи падежные формы имён существительных.

Выпиши по два глагола I и II спряжения, укажи форму числа и лица.

Прочитай текст. Передай кратко его содержание по абзацам (свободный диктант)

Бывало, лежишь в ночном у костра, мечтаешь. Вдруг видишь, что стоит у костра старичок. А посмотришь внимательно – вовсе это не старичок, а обгоревший пень.

На опушке леса притаилась старушка. Смотрит, как костёр догорает. А на самом деле это только дерево.

Родная природа была моим первым учителем. Почти всех героев моих деревянных скульптур я позаимствовал у леса.

Составь предложения, письменно разбери их по членам предложения (кроме второго предложения).

Среди стволов, метель, вдруг, деревьев, поднялась.

Это, выбежали, на, пятнистые, дорогу, олени.

Устремились, к кормушкам, они.

Всю, помогают, люди, зиму, жителям, лесным.

Составь из предложений текст. Употреби глаголы в скобках в форме прошедшего времени.

Косматый великан (повести) себя странно. Он только (отмахиваться) от собаки, как будто (прикрывать) кого – то.

Я (проверить) капканы и (отправиться ) домой.

Медведица (броситься) в кусты, только треск (послышаться).

Вдруг лошадь (остановиться) словно (почуять) опасность. На дороге (стоять) огромный медведь.

Собака моя (залаять) и (наброситься) на зверя.

Тут я (заметить) двух медвежат. Под прикрытием матери они (пятиться) к лесу. Я (выстрелить) в воздух.

Осложненное списывание текста №1 с расстановкой знаков препинания

Спиши текст, расставляя знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения, укажи какими, частями речи они выражены.

Зимой в лесу и на пустыре торчат из-под снега сухие стебельки с зонтиками метёлками листочками (. ) Лежат на снегу золотистые колоски причудливые веточки (. ) А ведь это настоящее богатство (. ) Этот материал можно использовать для создания красивых букетов а также для изготовления необыкновенных «растительных» картин (. )

Проверочный диктант №2 по теме «Предложения с однородными членами»

У птиц и зверей в лесу есть свои этажи. Мышки, кроты, землеройки живут в корнях – в самом низу. Соловьи, тетерева вьют свои гнёзда прямо на земле. Дрозды устраивают гнёзда повыше, на кустарниках. Дятел, синицы, совы живут в дуплах деревьев. И на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы.

Изложение №1 и его анализ

К берегу подошла большая медведица с медвежатами. Она возложила заботу о малышах на старшего, пестуна, и первая перебралась через реку.

На берегу, медведица оглянулась. Пестун переплывал реку один, а малыши метались на мелком песке, тревожно скулили. Мать дождалась старшего и влепила ему увесистую оплеуху.

Только тут пестун всё понял. Он сразу вернулся к малышам, загнал их в воду и поплыл с ними рядом, но чуть позади. Отстававших он слегка подталкивал носом.

Когда малыши выбрались на берег, мать облизала каждого. После чего все степенно двинулись мимо избушки в лес. Впереди шла медведица, за ней медвежата, и последним шёл пестун.

Диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Любимым лакомством на Руси были румяные кольца – бублики, баранки, сушки. Связки этих вкусных колечек везли, как гостинцы домой с базаров и ярмарок. Недаром в традицию вошло у нас чаепитие с бубликами и баранками. Для выпечки этих изделий тесто раскатывал в жгут, нарезали на маленькие куски, из них лепили колечки. После чего их бросали в чан с кипятком, затем вынимали, подсушивали и пекли. Сейчас в пекарне используют специальные машины.

Найди предложения с однородными сказуемыми, подчеркни их.

В этих предложениях укажи падеж склоняемых частей речи.

Осложненное списывание текста №2

Запиши текст, употребляя прилагательные в нужной форме.

У (знаменитая) гжели свой (уникальный) облик. Это (белый) фарфор с (синий) росписью. (Небесный) синеву перенесли (русский) умельцы на свои (чудесный) творенья.

Гжель – (древний) село в ( Московский) области. Своё название, как полагают, оно получило от слова «жгель» — жечь. Из (высококачественный) глина мастера создавали (гончарный) посуду и игрушки и расписывали их (синий) кобальтом. (Основной) мотивами росписи стали травы, злаки, птицы, (полевой) и (садовый) цветы. Их форма становилась довольно (условный) и (декоративный).

Произведи морфологический разбор прилагательных.

Подчеркни орфограммы в падежных окончаниях склоняемых частей речи.

Составь схему однородных членов предложения третьего предложения 2 части.

Хрусть, хрусть…- захрустел снег под окном. Я проснулся. Кто-то подошёл к дому. Я привстал и стал ожидать стука в дверь. Снова послышалось: хрусть, хрусть… Кто-то отошёл от окна, так и не постучавшись.

Я поднялся, выглянул на улицу. Никого не было. Над тёмной колокольней светила луна.

Улёгся и стал задрёмывать. Вдруг – хрусть, хрусть – кто-то снова ходил вокруг дома. Подбежал к окну – и никого не увидел.

Всю ночь кто-то ходил вокруг дома, хрустел снегом, а в дверь не стучался. «Наверное, это хорь, — думал я.- Ладно, утром узнаю по следам, кто это».

Но утром никаких следов я не нашёл. Когда же увидел на дороге грачей, понял, что это ранняя весна ходила под окнами. Под её лёгкими шагами хрустел, проседал подтаявший за день снег.

Контрольный диктант №2 по теме «Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи»

Ранним утром я возвращался со Светлого озера к себе в деревню. Дорога шла по просеке в сосновом лесу. Всё вокруг заросло пахучими травами.

Особенно много колосистой травы и цветов растёт у старых пней. Трухлявые пни разваливаются от лёгкого толчка ногой. Взлетает тёмным облачком коричневая пыль.

На поляне у опушки замечаю синие цветы. Они жались друг к другу и были похожи на маленькие озёра с синей водой.

Я осмотрелся. Местность была удивительно хороша!

В шестом предложении сделай разбор по членам предложения.

Выполни морфемный и морфологический разбор выделенного слова.

Контрольное списывание текста стихотворения «Мир»

Нет, слово «мир» останется едва ли,

Когда войны не будут люди знать.

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,

Играющие весело в войну,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину.

Подчеркни строи, в которых выражена основная мысль.

Укажи в тексте известные тебе части речи.

Проверочный словарный диктант

Запиши слова в таком порядке:

Слова, имеющие корень и окончание;

Слова, имеющие корень, суффикс и окончание.

Вставь недостающие буквы.

К..рабельный, яг..да, предс..дательский, юб..ляры, ч..моданный, к..рзина, кв..ртальный, к..стрюля, кр..стальный, т..атры, б..леты, б..лконный, сп..ктакли, инж..неры, ол..мпийские, компьют. рный, м..дали, с..лдатские, ш..нели, г..ройский, см..тана, м..лодия, п..зажный, тр..туары, през..денский, ап..льсиновый, см..родина.

Надпиши части речи.

Предупредительный диктант №1

Звери и зверята.

Звери по-разному воспитывают своих детёнышей.

Бельчат мать бросает, как только у них откроются глазки, и они начнут вылезать из гнезда. Рано приходится заботиться о себе молодым зайчатам.

О волчатах заботятся и мать, и отец. Пока волчата маленькие, мать от них ни на шаг не отходит. Пищу ей приносит волк-отец. Осень, зиму волки бродят всей семьёй. Только в два года волчата становятся взрослыми.

Бурая медведица буквально пасёт своих малышей. Учит их добывать пищу, наказывает шлепками в случае провинности, а во время опасности становится грозной защитницей. Самец же терпеть не может своих деток и бывает для них опасен.

Контрольный диктант №3

по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте»

В живой комнате.

Счастливый жучок праздновал своё рождение. Вечером он лежал уставший на лепёшечке большого жёлтого цветка и не мог пошевелить даже усиками. Цветок был из узких лепестков, мягкий и тёплый.

Жук смотрел на необъятное небо. Вдруг цветок зашевелился. Жук крепко вцепился лапками в лепестки. Вокруг вырастали жёлтые стены. Они становились выше, небо – уже. Стало темно. Жук уснул.

Ранним утром жук проснулся в тёмном мешке. Он попробовал влезть по мягкой стене. Подъём не получился. Лапки проваливались между гладкими ленточками. Грустный сидел жучок на дне закрытого цветка. Вдруг он почувствовал движение. Жёлтые стены медленно опускались. Цветок опять стал лепёшечкой. Жук увидел солнце.

Предупредительный диктант №2

К месту глухариной охоты мы направляемся ночью. Мы идём без дороги. Ноги по колено входят в жидкий, зернистый, холодный снег. При каждом шаге громко хлюпает вода.

Порою ветки деревьев хлещут меня по лицу.

Но где мы? Куда мы идём? Я не знаю.

Выпиши по одному слову с проверяемыми орфограммами разного типа. Рядом покажи свой способ проверки.

Контрольный диктант №4 по теме

«Выражаем мысли и чувства в предложении и тексте»

Вовка мечтал о подвигах. Он даже купил записную книжку, хотел записывать свои подвиги. Но записная книжка была пустой.

Грустный шагал Вовка домой. Недавно прошёл ливень. По улице мчались потоки мутной воды. Вовка шагнул к тротуару, но неожиданно упал в воду. Под водой оказалась яма.

Выбрался Вовка, отряхнулся. Видит – улицу переходит мужчина с чемоданом. Вовка предупредил его об опасности. Потом помог женщине с коляской. Вовка давно продрог. Хотелось, есть, спать. Он несколько раз пытался уйти, но на улице раздавались шаги, и он возвращался.

Вовка сердился. Вместо того, чтобы совершать подвиги, он потратил зря столько времени.

Изложение текста повествовательного характера №3

Стайка воробьёв расположилась на крышке умывальника, который повесили на столбе возле метеорологической площадки. Из крана капля за каплей вытекала вода и бесшумно падала в густую траву.

Вдруг один из воробьёв, уцепившись за краник, стал ловить клювом падающие капли и жадно глотать. Напившись, вспорхнул и улетел. На его место с крышки умывальника тут же слетел второй воробей. За ним – третий.

И так, по очереди, потихоньку чирикая, как будто поторапливая друг друга, утоляли жажду истомившиеся птицы.


источники:

http://infourok.ru/kontrolno-izmeritelnie-materiali-po-russkomu-yaziku-klass-planeta-znaniy-3582268.html

http://multiurok.ru/index.php/files/kontrolnye-raboty-po-russkomu-iazyku-4-klass-1.html