Диктант правописание ъ и ь знаков 6 класс

Проверочные работы по русскому языку по теме «Разделительные Ъ и Ь знаки и Ь — показатель мягкости».

Тест №2 по теме «Разделительные Ъ и Ь знаки, Ь – показатель мягкости».

1. Когда пишется разделительный Ъ?

1. после суффикса перед буквами А, И, О, Е

2. после приставок, которые оканчиваются на согласный звук, перед буквами Е, Ё, Ю, Я

3. на конце некоторых слов после гласных

4. после корня, который оканчивается на согласный звук, перед гласными

2. Когда пишется разделительный Ь?

1. после гласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я

2. когда согласный звук мягкий

3. после гласных перед согласными

4. в корне и перед окончанием слов после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я

3. В какой строке все слова с разделительным Ъ?

1. бол..шой, п..ёт, под..ём, мурав..и, кон..ки

2. обез..янка, в..юга, под..ём, л..ётчик, л..иса

3. об..ём, с..ёмка, в..ехали, под..езд, с..ел

4. В какой строке все слова с разделительным Ь?

1. пал..то, бел..ё, об..езд, ул..ица, дал..ний

2. мурав..и, гост..я, дерев..я, ноч..ю, крыл..я

3. с..езд, реб..ята, гост..я, пис..мо, мал..чик

5. Сколько слов с разделительным Ъ в тексте?

Рано утром в воскресен..е мы с друз..ями под..ехали к озеру. На берег с..ехалис.. рыболовы. Они натянули палатки, вскипятили чайники и приготовили с..естное. Завтракают и ждут рассвета. Всё вокруг об..ято тишиной. Мой отец об..ясняет мне, как готовить снасти. Будет замечател..ный улов.

6. Прочитай текст. Выпиши слова с разделительным мягким знаком в первый столбик; слова, в которых мягкий знак показывает мягкость согласного, во второй столбик.

Софья с Ильёй идут в школу. На дорожку падают листья. У крыльца школы Софья остановилась. К ней подбежала собака Жулька. Они с ней друзья. В классе детей встретили с радостью. Прозвенел звонок. Началась контрольная работа.

7. Распредели слова в три столбика:

1 – с разделительным мягким знаком;

2 – с мягким знаком – показателем мягкости согласного;

3 – с разделительным Ъ.

Хлоп.я, с.езд, счаст.е, в.юга, учител.ница, мал.чик, с.ёмка.

8. Укажи количество букв и звуков в словах.

9. Исправь ошибки и запиши текст правильно.

Лйот силный дожд. Дружок лежыт подкрылцом. Сабака радостно встречяет илйу. Илья и дружок – друзя.

Диктанты на тему «Разделительный твёрдый знак».

Наступила шумная, весёлая, бурная весна. Жаркое солнце съедало последний снег. Деревья тихо шуршали голыми взъерошенными ветвями. Внизу грохотала, разбивая лёд, разъяренная река. Ветер пел свои вольные песни о раздолье пустынных полей, где под тающим снегом звенят весенние ручьи, и в высоких небесах курлыкают журавлиные стаи. (45 слов)

Чем ближе мы подъезжали к городку, тем ниже опускались тучи, тем явственней слышалось ворчанье ветра. Потом тяжело и звонко по листьям, взъерошенной травке, дорожкам, крышам закапали крупные капли. Дождь хлынул, как из ведра. Он закрыл собой не только панораму гор, но и все предметы, находящиеся на расстоянии нескольких метров. Съёмки фильма пришлось отложить. (52 слова)

Весна в самом начале. Степь, политая обильными дождями, забыла зимние холода и разъяренные вьюги. Она раскрыла объятия льющимся с неба тёплым лучам. Самые разнообразные травы и цветы покрыли её сказочным ковром. Необъятной гладью стелется она, пока не встретит на своем пути горы или ужасные песчаные пустыни. (49 слов)

1. Вставьте, где надо, разделительный Ь знак. (Устно.)

Слова: ноч. ю, тр. япка, счаст. е, л. епка, друз. я, бр. юки, б. ёт.

Вставьте, где надо, разделительный Ъ знак. (Устно.)

Слова: под. ехал, по. ехал, раз. езд, за. явление, об. яснил, под. ём, разр. яд.

2. Работа по развитию зрительного внимания и звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слова.

— Напишите слова в два столбика: в левый слова с Ь, в правый слова с Ъ.

Слова: обез. янка ,об. яснение, в. ехал, в. юн, под. езд, л. ёт, п. ёт, с. ёжился, мурав. и, в. ётся ,об. явление, под. ём. (Слайд 10)

3.Работа на уровне словосочетания.

— Замените выделенные слова словами с разделительным Ъ с противоположным значением. (Устно.)

— Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы Ъ или Ь.

Словосочетания: под. ём флага, с. ёмка фильма, в. езжать в лес, п. ёт молоко, с. едобный гриб, об. яснил задачу, ш. ёт платье, под. езжали к дому, остановились у под. езда.

4.Работа на уровне предложения.

— Дополните пословицы словами с Ъ или с Ь.

1. Не разгрызёшь орешка – не . и ядрышка.

2. Дружба крепка не лестью, а правдой и . .

3. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу . .

4. Когда . воду, помни о тех, кто вырыл колодец.

Слова для справок: съешь, пьёшь, честью, съел.

— Запишите пословицы. Подчеркните слова с Ъ, выделите приставки.

5.Впишите подходящие слова.

толк
друзья
нельзя
волк

Говорит барану _____:
– Ну какой от дружбы ____?
Если мы с тобой _____,
Значит, съесть тебя _____!

– Спишите, графически объясните написание разделительных ъ и ь .

Разъярённый зверь, съёжиться от холода, объяснить задачу, льётся дождь, разъединить провода, большой объём, разувериться во всем, сузить юбку, подъезд к дому, вьёт гнездо, сверкнуть в листьях деревьев, серьёзная опасность

7.Работа по вариантам.

1 группа. Образуй множественное число имен существительных
Брат, соловей, перо, колос, крыло, полено.

2 группа. Запиши во множественном числе
Стул, воробей, перо, ручей, лист, друг.

3 группа. Запиши во множественном числе:

Прут, дерево, муравей, кол, сук, сын.

1группа. Спиши, вставь, где надо , Ь.

У Ил((?)и Мурав(?)ёва ест(?) собака Б(?)обик.

2 группа. Спиши, вставь, где надо, Ь.
Дежурная Дар(?)я Солов (?)ёва пол(?)ёт цв(?)еты.

3 группа. Спиши, вставь, где надо, Ь.
На суч(?)ях дерев (?)ев в(?)висят хлоп(?)я сн(?)ега.

1 группа: Вставь, где надо, Ъ и запиши эти слова.

У…шёл, под…ём, от…ехал, в…езд, пред…ставил, за…вертел.

2 группа: Вставь, где надо, Ъ и запиши эти слова.

Об…яснил, под…езд, на…шёл, под…ём, за…крутил, , с…ёжился.

3 группа: Вставь, где надо, Ъ и запиши эти слова.

Об…явление, вы…бежал, с…едобный, об…ман, об…езд.

8.Вставь букву Ъ, где это нужно. Спиши текст.

Мы с товарищем в…двоём шли на лыжах на под…ём,

А потом с горы с…пускались, раз…езжались и с…езжались.

Об…езжали все пеньки, до…езжали до реки.

Снова лезли на под…ём, чтобы с…ехать вниз потом.

9.Самостоятельная работа по теме «Правописание разделительных Ъ и Ь знаков».

№ 1 Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки. Подчеркните разделительный Ъ.

Нашему взору открылись необ..ятные просторы. С..ёмка фильма закончится только в следующем году. Раз..ярённый тигр метался по клетке. Под..ездные пути к городу закрыты – придётся ехать в об..езд. Была об..явлена посадка на самолёт. Вз..ерошенный воробей купался в луже.

№ 2 Спиши предложения. Вставь подходящие слова по смыслу из справок. Подчеркни разделительный Ъ.

1.Умей отличать_________ грибы от ядовитых. 2. В кладовой у белки много __________ припасов. 3. __________ кран поднимает и опускает тяжёлые плиты. 4. Кот _________целую банку сливок. 5. Мы ___________ весь свет. 6.____________в гору оказался очень трудным.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: с..естных, с..едобные, под..ёмный, об..ездили, с..ел, под..ём.

№ 3 Спишите, вставляя пропущенные знаки Ъ или Ь.

Под..ём флага, зелёный в..юн, в..езжать в лес, п..ют молоко, солов..иная трель, беспокойные мурав..и, с..ёжился от холода, раз..ярённый лев, с..ехать с квартиры, в..ездные документы, раз..ёмная молния, с..едобная травка, пит..евая вода, точное об..яснение.

Разделительные Ь и Ъ

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Записать и прочитать слова.

Езда, подъезд, въезд, съезд, разъезд, ели, съели, съедобный, подъём, ясный, объяснить, съёмка, объявление, объектив, необъятный, объятия. (16 слов.)

Выборочные диктанты.

Записать предложения, в которых есть слова с буквой ъ.
1. Кусты шиповника объяты пламенем. 2. От мороза листья на деревьях съёжились. 3. Дружба объединяет людей в одну крепкую семью. 4. Много деревьев, кустарников и цветов посадили пионеры в своём посёлке.

Записать слова в два столбика: в один — слова с ь, в другой — с ъ.
Шьёт, въехать, бьёт, пьёт, съели, подъём, стулья, платье, съёмка, объезд, объяснить, друзья, жильё, птичьи, съедобный, деревья, воробьи, объятия, перья.

Записать в один столбик слова с ь, в другой — с ъ.
Вьёт гнездо, наш подъезд, бьёт волна, крутой подъём, съёмка кинофильма, высокие деревья, птичьи перья, уютное, жильё, съедобный гриб, смешная обезьяна, объяснить задачу.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Платье, польёт, объезд, вьюга, ночью, объяснить, объявление, перья, жильё, подъезд, обезьяна, съедобный, осенью, оленьи, съезд, Илья, съел, друзья. (18 слов.)

Выборочный диктант. Записать слова с ь к ъ.

1. Лад и согласье — первое в работе счастье. 2. Трактор в поле — жизнь в раздолье. 3. Кто храбро врага бьёт, о том слава не умрёт. (Пословицы.) 4. Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём. (Часы.) 5. Мы бьём исправно каждый час, а вы, друзья, не бейте нас. (Часы.) (Загадки.) 6.Умей отличать съедобные грибы от ядовитых. 7. Мы готовились к отъезду. 8. За рекой была необъятная равнина.

УСЛОЖНЕННЫЕ ДИКТАНТЫ:

1. Изъявить желание, крепкий бульон, предъюбилейные дни, добьемся успеха, памятный медальон, въедливый старичок, неотъемлемая часть, оленьи рога, свободный вольер, серьезный разговор, взять интервью. (22 слова)

2. Разъяренная тигрица, объятые страхом, с вьючными лошадьми, взъерошенная ворона, объездить всю страну, сверхъестественным образом, собачья упряжка, поваленные деревья, отутюженный костюм, отдых на взморье, съежившись от холода. (26 слов)

Словарный диктант на тему «Разделительные Ъ и Ь»

Перед вами словарные диктанты по теме «Разделительные Ъ и Ь». Данные словарные диктанты могут быть рекомендованы для комментированных, объяснительных, предупредительных, выборочных, творческих, свободных и других видов диктантов (выбор методики проведения диктанта — свободный), а также использованы в виде тренировочных упражнений.

Варианты словарных диктантов по теме «Разделительные Ъ и Ь»

Словарный диктант 1.

Адъюнкт, въедливый, въездной, изъявить, изъять, контръярус, конъюнктура, межсъярусный, объегорить, объединённый, объезженный, объёмистый,, объяснённый, отъявленный, пан-Европа, панъевропейский, подъёмно-транспортный, подъязычный, предъюбилейный, разъярённый, разъяснять, сверхъестественный, субъект, судоподъёмник, съябедничать, трёхъязычный, флигель-адъютант.

Словарный диктант 2.

Безъядерный, въявь, изъявительное (наклонение), изъявленный, изъян, изъяснительный, инъекция, конъюнктивит, межъязыковой, надъязычный, объективистский, объявиться, объятия, пан-Япония, панъяпонский, подъявший, разъединённый, разъезжать, разъяснённый, субъективный, съёжившись, съёмочный, съехидничать, съязвить, фельдъегерь, четырёхъярусный.

Словарный диктант 3.

Бельэтаж, гнездовье, дьяволица, жнивьё, залесье, интервьюировать, каньон, колье, лосьон, муравьед, обезьяна, пасьянс, полынья, рантье, ружьё, сеньор, старьёвщик, стрельбище, тальянка, тканевый, тканьёвый, трельяж, устье, фамильярный, фортепьяно, шампиньон.

Словарный диктант 4.

Варьирование, восьмивёдерный, день-деньской, донья, дьякон (и диакон), жардиньерка, женьшень, житьё-бытьё, заречье, изголовье, кабальеро, контральтовый, маньчжурский, миньон, монпансье, мышьяковый, насурьмить, обезьянничанье, павильон, пеньюар, побатальонно, почтальон, рельефный, ружьишко, секстильон, серьёзный, фельетон, челобитье, шестью.

Словарный диктант 5.

Адъютант, бессубъектный, восьмерик, девятью, дизъюнкция, завьюжить, интервьюер, киносъёмка, котильон, ладьеобразный, нюанс, объёмно-пространственный, осьминог, подьячий, протодьякон (и протодиакон), пьедестал, рудоподъёмный, субъективизм, теплоёмкий, трансъевропейский, тред-юнион, третьегодний, трёхъярусный, фьорд (и фиорд), четырёхэтажный, эспаньолка.

Используемая литература: К. А. Войлова,ВВ. Паршина, В.В. Тихонова «Сборник диктантов по русскому языку»


источники:

http://irina-se.com/razdelitelnyi-znak/

http://sochinenie-rus.ru/slovarnyj-diktant-na-temu-razdelitelnye-i/