Диктант правописание имен существительных 4 класс

Диктанты по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных»

«Редкая гостья»

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)

Грамматическое задание:

  1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).
  2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).
  3. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.

«Прогулка»

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.

В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух! (82 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выполни синтаксический разбор предложения:
    I вариант. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев.
    II вариант. Солнце льёт на землю жаркие лучи.
  2. Укажи падежи существительных и прилагательных в предложении:
    В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта.

Контрольный диктант «Как мужик убрал камень»

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (99 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2,3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
  2. Разобрать как часть речи имя существительное (за) выдумку.
  3. *Составь из слов пословицу. Измени окончания имён существительных. Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

«Ночной гость»

Наш двор засыпало снегом. Мы ходим от двери до ворот по узкой тропинке. Ночью стояла удивительная тишина. В комнате было тепло. Свет лампы мягко падал на книгу. В тетради были новые стихи. Вдруг я уловил осторожный стук в окно. Было поздно. Кто мог стучать? Я подхожу к окну. Ночное небо прояснилось. Сугробы искрились в голубом свете луны. За замёрзшим стеклом я заметил синичку. Вот так ночной гость! (67 слово) / Контрольный диктант

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из текста два словосочетания с именем существительным, поставьте вопрос от главного слова к зависимому, определите падеж имени существительного.
  2. Разберите как часть речи слова:
    1 вариант — по тропинке,
    2 вариант – в тетради.
  3. Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.

Диктант «Яшка»

На старой пихте рядом с избушкой живёт коршун Яшка.

Для Яшки я ловлю мелкую рыбу. Наловлю целую банку и высыпаю в траву. Коршун слетает с верхушки пихты, радостно и пронзительно кричит.

Однажды я один остался в избушке. Сидел на поваленной берёзе и рисовал. Рядом стояло ведро с хариусом для ухи. Яшка вдруг слетел с дерева, уселся на край ведра и стал клевать хариуса. (63 слова) По Ю.Ковалю

Диктант «Зимой в лесу»

аннее утро в лесу. Спокойно наступает рассвет. Мягко хрустит под ногами снег. Инеем украсились берёзки. На снегу видны узоры следов. Вот цепочкой вьётся по лесной опушке след лисицы. По самому краю полянки прошли волки. Вдруг над опушкой пролетела весёлая стайка птиц. Она разместилась на вершине сосны. С ветки лесной красавицы свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей. (65 слов)

Диктант «Ёлка»

Было ясное морозное утро. Окна покрылись густым слоем снежных листьев и цветов. В комнату внесли большую ёлку. От ёлки потянуло холодком. Но вот веточки её оттаяли, распушились. В доме запахло хвоей. Ребята стали наряжать ёлку. На лесной красавице появились хлопушки, бусы, длинные бумажные цепи. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. На самой верхушке ёлки мальчики укрепили звезду. Ёлка ожила, засветилась огнями. (62 слова)

Проверочные и контрольные диктанты по теме «Имя существительное» в 4 классе

На лесной полянке.

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живёт. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улёгся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг — ёжик.

Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

Найдите нераспространённое предложение, состоящее из грамматической основы. Докажите свой выбор.

Определите падеж каждого существительного в последнем предложении.

3 (по желанию). Подберите синонимы к слову обледенел.

На поляне росла кудрявая берёзка. У берёзки белый ствол. За это её называют белоствольной.

Всё лето ветер играл листьями берёзки. Птицы садились на её ветви. Всем радостно было слушать их ласковые песни. В солнечные дни дети любили играть под берёзкой.

Вот и осень объявила о своём приходе. На деревьях пожелтели листья. Около берёзки на земле появился осенний золотой ковер. Стаи перелётных птиц отдыхали на берёзке перед отлётом в чужие края.

Первое предложение разберите по членам предложения, установите связь слов.

Определите падеж имени существительного берёзка во всем тексте.

(по желанию). Выпишите одно слово с мягким знаком — показателем мягкости, одно — с ь разделительным, одно — с ъ разделительным. Письменно обоснуйте выбор.

(по желанию). Найдите сложное слово. Разберите его по составу. Подберите такие же по составу два слова.

Птицы на ночлеге.

Где ночуют птицы? Они ищут ночлег в укромном месте. Большая синица любит проводить ночь под крышей. Щебетунья ласточка спит в гнёздышке. Скворец уснул в своей квартире. Вороны и галки ночуют в садике, в роще. Они летят в зелень ветвей стаей. Облюбуют высокое дерево и сидят на вершине. Перышки распушат, головку втянут.

На ночлеге слышна птичья перекличка. Вот зазвучал нежный голосок синички. Прокричала серая ворона.

Потом затихают голоса. Наступает ночная тишина. (73 слова)

Определите склонение и падеж имён существительных в пятом и десятом предложениях.

Выпишите из текста два имени существительных 2-го склонения с безударными гласными в корне.

3 (по желанию). Найдите предложение к схеме

В степи часто бывают снежные, бураны. Однажды буран за стал в степи стадо. Овцы сбились в кучу на маленькой площадке. Их занесло снегом. Пастух отгребал от животных снег руками. Он боролся всю ночь за их жизнь. Только к вечеру он пригнал овец на ферму. Радостно встречали его друзья.

Пастух отморозил себе руки. Долго пролежал он в больнице. Весть о подвиге молодого пастуха облетела весь район.

Разберите по членам предложения и по частям речи третье предложение. Надпишите части речи.

Надпишите падеж имен существительных в последнем предложении.

(по желанию). Подберите синонимы к существительному весть. Объясните их значение.

(по желанию). Найдите в тексте синоним к слову вьюга, антоним к слову провожали.

Лес — это город с тысячами жителей. Дома в городе — глубокие норки, тёплые гнёзда. Жители — звери и птицы. Все дни они работают. С утра до вечера обследуют стволы, ветки, листья деревьев и кустов. Хватают жука или гусеницу и несут своим птенцам. И юркие муравьишки не сидят без дела. Они поедают вредителей леса.

Лес — это чудо природы. Береги кусты, деревья, птиц в лесу! Не разоряй птичьи гнёзда и не разрушай муравейники!

Вот и декабрь — последний месяц года. Дети ждут встречи с новогодней ёлкой. Большую пушистую ёлку внесли в класс.

В классе запахло смолой. Ребята достали коробки с игрушками и стали украшать лесную красавицу. На каждой ветке закрепили блестящие нити дождя.

На верхушке ёлки заблестела большая красная звезда . Красиво закачались бусы, хлопушки, звёздочки, флажки.

Все игрушки ребята сделали сами на уроках труда. А под ель они положили самые любимые из них .

Примечание. Слова с подчеркнутыми орфограммами записываются на доске.

Подчёркнутое предложение разберите по членам предложения. Надпишите падеж каждого существительного.

Разберите по составу слова игрушки, верхушка, пушистая, новогодняя.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Кузнецова Светлана АлександровнаНаписать 28199 18.05.2017

Номер материала: ДБ-484004

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    18.05.2017 1071
    18.05.2017 855
    18.05.2017 1540
    18.05.2017 1637
    18.05.2017 2242
    18.05.2017 491
    18.05.2017 219

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Госдуму внесли проект о горячем питании для учеников средних классов

Время чтения: 2 минуты

Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными

Время чтения: 1 минута

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Диктант. 4класс после темы «Правописание безударных окончаний имени сущ.»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Предлагается диктант после изучения темы «Правописание безударных окончаний имен существительных. (4 класс, II четверть).

Скачать:

ВложениеРазмер
4_klass.docx11.82 КБ

Предварительный просмотр:

Диктант, проведенный после изучения темы «Правописание безударных окончаний имен существительных» (II четверть).

Поездка к дедушке.

Летом к дедушке Илье Петровичу приехал внук Миша из Астрахани. Мальчик ехал на поезде по железной дороге, потом плыл по широкой реке Волге на лодке. От пристани до деревни он ехал на лошади.

Дача дедушки стоит на краю деревни. Около дачи растут яблони, груши и густые кусты сирени. Небольшой домик дедушки утопает в яркой зелени. Перед домом кусты малины со сладкими и вкусными ягодками.

Миша с дедушкой часто заходили в самую глубь леса. Яркий луч солнца редко проникал туда. На лесной полянке краснели ягодки земляники. Вокруг слышалось пение разноголосых птиц. Белочка шустро прыгала с ветки на ветку. Дедушка рассказывал внуку об интересной жизни птиц и зверей. Миша с большим интересом слушал его.

I вариант. II вариант.

1). Сделать полный разбор предложения.

Дача дедушки стоит на краю На лесной полянке краснели ягодки

2). Разобрать слова по составу.

3). Выполнить морфологический разбор имени существительного.

На лошади В зелени

4). Выполнить морфологический разбор имени прилагательного.


источники:

http://infourok.ru/proverochnie-i-kontrolnie-diktanti-po-teme-imya-suschestvitelnoe-v-klasse-1906031.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2011/12/03/diktant-4klass-posle-temy-pravopisanie-bezudarnykh