Диктант правописание не ни с разными частями речи

Технология урока

Вы здесь

Словарный диктант «Не с разными частями речи». НЕ или НИ

Рубрика:

«Не» с разными частями речи — словарный диктант. Узнайте, как правильно писать — слитно или раздельно.
МАТЕРИАЛ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В КАЧЕСТВЕ КОНТРОЛЬНЫХ, ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ

Нелепый вид; недозрелое яблоко; не жаль денег; не достает до турника; неоткуда взять силы; никуда не годится; сделать во что бы то ни стало; как ни в чем не бывало; недостает доброты; небо не голубое; непродуманное выступление; задача не решена; не усвоив предыдущего; не чувствуя никакой привязанности; следы не лисьи; туфли не кожаные; не нужно так поступать; ваза не фарфоровая; рука не сломана; не обладающий тактом; поступил не по-товарищески; работа не проверена; не ответив на вопрос; не менее четырёх этажей; еще не замерзшая речонка; никем не интересовался; ни с кем не делился своими проблемами; не лучше этого; сделал не по-вашему; никогда не ссорился; негде яблоку упасть; никак не соглашался; нигде не видно; ничем не измерить; не предупредил вовремя; ничего не видел; нисколько не удивился; одет не по-летнему; ничего не жаль; не нужно; не было времени; не закрытая кем-то дверь; не продумав выступление; длительное ненастье; неряшливый вид; несуразный наряд; негодовать по поводу случившегося; не глубокое, а мелкое озеро; небольшая, а быстрая речонка; не пораженные сорняком; сделал не лучше; непрошеный гость; несмышленый малыш; далеко не интересный фильм; не завершенная, а только начатая работа; не говори несуразицы; далеко не легкая задача; всякие неожиданности; скрытая неприязнь; река неширокая, но глубокая; не высоко, а низко

УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ С ПОВТОРЯЮЩЕЙСЯ ЧАСТИЦЕЙ НИ
1. Ни дать ни взять — точь-в-точь, точно такой же
2. Ни к селу ни к городу — некстати, ни к чему
3. Ни много ни мало — ровно столько, сколько нужно
4. Ни два ни полтора — мало, недостаточно
5. Ни стать ни сесть — очень тесно
6. Ни там ни сям — нигде
7. Ни свет ни заря — очень рано
8. Ни конному ни пешему — никому (дороги нет)
9. Ни тот ни другой — никто
10. Ни туда ни сюда — никуда
11. Ни день ни ночь — никогда
12. Ни рыба ни мясо, ни то ни сё — нечто неопределённое, невыразительное

Словарные диктанты по теме ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ по русскому языку для 7 класса.

Предлагаем вам 4 варианта словарных диктантов на проверку знаний по теме «Правописание НЕ и НИ с разными частями речи». Словарные диктанты рассчитаны на учеников 7 класса, однако их можно использовать и в старших классах для проверки знаний по данной теме, а также для диагностики пробелов в знаниях по теме «Правописание НЕ и НИ с разными частями речи».

Словарный диктант #1

Как ни в чём не бывало, кругом ни души, никак не достать, кто бы то ни был, кем бы он ни работал, ни пара ни ворона, ни к чему не прикасаться, ничего не знать, ни жив ни мертв, ни к селу ни к городу, никогда не видел, дорога в никуда, не мог не приехать.

Словарный диктант #2

Ничуть не бывало; ни в сказке сказать, ни пером описать; ни пуха ни пера, ни зги не видать, ни за что; ни при чём; ни-ни; ни больше ни меньше; ни за что ни про что; ни в коем случае, нет ни облачка.

Словарный диктант #3

Ни шагу назад; ни для кого не секрет; когда бы то ни было; ни слуху ни духу; ни при каких условиях; некстати; ни с того ни с сего: не рад морозу; никого не встретил; ягода не крупная, а мелкая; не раз бывал в тайге; недалёкий путь, ехали недолго, нельзя не верить.

Словарный диктант #4

Не мог не сказать, сделал не задумываясь; полное непонимание; не тем; стал неприветливей: невнятный ответ, не сравниться ни с чем; сивеем, некстати; не сказал ни слова; не по дням, а по часам; пропасть невозможно; ни шатко ни валко; ни бельмеса не понимает; ни минуты покоя: совсем не интересный рассказ; ни в коем случае

Словарные диктанты для 7 класса по другим темам можно найти здесь.

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи — ОРФОГРАФИЯ И МОРФОЛОГИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ) — ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Не правда, а ложь; небольшая, а глубокая речонка; прыгнул невысоко, говорит неискренне, неуклюжий медвежонок, спел не хуже других, не красное полотно, несправедливое замечание, идти не спеша, читать негромко, сказал вовсе не громко, смотрит неласково, неправильный ответ, нисколько не искренний разговор, неаккуратный почерк.

• Обоснуйте раздельное или слитное написание НЕ со словами.

Не был уверен, не думай плохо, не испытывал неловкости, ненавидел ложь, не замечая опасности, не известив о приезде, книга не прочитана, несвязанный свитер, не сделанная вовремя работа, несеяные травы, кофта не связана, не просеянная через сито мука, не знающий меры, несказанное слово, задача не решена.

• Обоснуйте раздельное или слитное написание НЕ со словами.

Некого спросить, никто не знает, нечем удивить, не с кем поговорить, нигде не видно, некогда гулять, никак не поймёт, ни перед чем не остановится, ни в чём не сомневается, никогда не ссоримся, негде припарковаться, не у кого узнать, ничему не рад.

• Обоснуйте раздельное или слитное написание НЕ и НИ со словами.

Ничего ни у кого не спрашивайте; неширокая, а рыбная река; ни в чём никогда не сомневался, вовсе не интересное предложение, ненапечатанная работа, ошибка никем не замечена, ни на кого не рассчитывая, невысокое небо, некто не был прав, ни с кем не простившийся гость, не написанное вовремя сочинение, неправда нигде не укроется, не успевая на поезд, нырнул неглубоко, не стихая несколько мгновений, неприятель не обнаружен.

• Обоснуйте раздельное или слитное написание НЕ и НИ со словами.

1) Не сказать человеку “здравствуйте” — значит показать дремучее моральное невежество. (В. Сухомлинский) 2) Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А. Пушкин) 3) Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным. (К. Гельвеций) 4) Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную. (Л. Толстой) 5) Как может владеть другими не владеющий собой? (Древнеиндийское изречение) 6) Неизведанный друг нехорош для услуг. (Пословица) 7) Ум нередко умолкает, когда говорит сердце. (В. Плеханов) 8) Плохо, если о тебе некому заботиться. Ещё хуже, если не о ком заботиться тебе. (Э. Лец) 9) Ни при каких обстоятельствах человек не должен бросать своих вёсел. (В. Лидин) 10) Не зная истины, не нужно плохо думать о друге. (Пословица) 11) Не говорить о себе без нужды ни одного слова. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет. (К. Ушинский)

• Объясните правописание НЕ и НИ в записанных предложениях.

• Какое языковое средство выразительности использовано в предложении 5?

• Выпишите одно причастие, одно прилагательное, одно наречие. Проведите морфемный и морфологический разбор слов. В чём особенность морфемного строения наречий? Отметьте общие морфологические признаки причастий и прилагательных.

• Подчеркните грамматическую основу в предложении 1, укажите способ её выражения.

• Объясните, как вы понимаете смысл высказывания В. Лидина: “Ни при каких обстоятельствах человек не должен бросать своих вёсел”.

• Послушайте текст. Назовите автора и произведение, из которого взят данный отрывок.

Никто не мог положительно сказать, чем он живёт. Он никаким ремеслом не занимался, ни к кому не ездил, не знался почти ни с кем. Вёл он себя не то что скромно, — в нём вообще не было ничего скромного, — но тихо. Он жил, словно никого вокруг себя не замечал и решительно ни в ком не нуждался. Дикий-Барин пользовался огромным влиянием во всей округе. Ему повиновались тотчас и с охотой, хотя он не только не имел никакого права приказывать кому бы то ни было, но даже сам не изъявлял малейшего притязания на послушание людей, с которыми случайно сталкивался.

(И. С. Тургенев “Певцы”)

• Запишите под диктовку, объясните правописание НЕ и НИ со словами.

(Примечание: сказать о пунктуации при вводном предложении.)

• Найдите в последнем предложении текста наречие, которое имеет созвучную форму среди самостоятельных частей речи (тотчас). Докажите свой выбор, составив соответствующее предложение; объясните правописание созвучных слов.

1) Ни человеческого жилья, ни живой души вдали. (А. Чехов) 2) Лука раздумал тотчас лезть в воду. (Л. Толстой) 3) Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел. (А. Пушкин) 4) Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и с угрожающим шипением двинулся навстречу. (Е. Носов) 5) Сверкнула первая молния — наверху загрохотало и оборвалось сухим треском. (А. Куприн) 6) Поневоле рыба плавает, когда летать не на чем. (Пословица)

• Найдите наречия, которые имеют созвучные словоформы среди самостоятельных частей речи; подчеркните эти наречия как члены предложения.

• К наречиям из данных предложений подберите соответствующие словоформы с иным написанием; укажите, к каким частям речи они относятся.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.


источники:

http://sochinenie-rus.ru/slovarnye-diktanty-po-teme-pravopisanie-ne-i-ni-s-raznymi-chastyami-rechi-po-russkomu-yazyku-dlya-7-klassa/

http://compendium.su/rus/8klass_6/2.html