Диктант правописание парных согласных в конце слова

Диктанты по русскому языку 2 класс по теме: Парные звонкие и глухие согласные (часть 2)

Диктанты по теме: «Парные звонкие и глухие согласные»

При написании раздела Диктанты 2 класс по теме Парные звонкие и глухие согласные часть 2 использовались материалы из книг:

  • «Диктанты по русскому языку» И. Г. Гринберг, Т. Ю. Никифорова, С. В. Панкова

Осень

Поздняя осень. На улице лёгкий мороз. Падает первый снег. Дорожки стали белыми. Лужи затянуло тонким ледком. Ребята выбежали на улицу. Они рады снежку. Дети по тропке спешат к реке. Но мороз ещё не успел сковать её льдом.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста по два слова с орфограммой «Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением» и «Парный согласный в корне слова» . Докажите правильность написания.
  2. Выпишите из текста однокоренные слова. Докажите.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова лужи.

Потомство

У нагей собаки Чапки появились щенки. Они похожи на шерстяные клубки с глазками-бусинками и холодными носиками. У каждого висят лохматые ушки. Щенки смешно переваливаются на коротких лапках, иногда падают на бок. Чапка внимательно следит за малышами.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста три слова с парным согласным в корне и докажите написание.
  2. Выпишите из текста слово, в котором звуков больше, чем букв. Укажите количество звуков и букв.
  3. Подчеркните в тексте слово, в которм четыре слога и ударение падает на первый слог.

Первый снег

Петя и Маша посмотрели в окно. Ночью выпал мягкий, пушистый снег. Рядом с домом намело маленький сугроб. Берёзка и куст сирени стоят в белоснежном наряде. Ребята надевают шапки, шубки, сапожки, варежки и бегут во двор. Дети радуются снежку!

Грамматические задания

  1. Выпишите из пятого предложения слова с парным согласным в корне. Подберите проверочные слова.
  2. Найдите в тексте однокоренные слова. Выделите корень.
  3. Определите количество звуков и букв в слове ночью.

Снежок

У нас живёт котёнок. Он белый, как снег. Мы назвали котёнка Снежком. У него маленькая головка, смешные ушки, зоркие глазки, острые зубки и большой пушистый хвост. Снежок редко сидит на месте. Он очень любит играть с клубком ниток.

Грамматические задания

  1. Выпишите из четвёртого предложения слова с парным согласным в корне слова. Подберите проверочные слова.
  2. Разберите по составу слова: котёнок, хвост, маленькая.

Петя и Архип мечтают построить плот. В лесу после бури были поваленные деревья. Мальчики вместе с папой обрубили ветки и прикатили брёвна на берег реки. Ребята крепкими верёвками связали брёвна. Папа прибил мачту и повесил парус. Плот готов! Вперёд!

Грамматические задания

  1. Выпишите из третьего предложения слова с орфограммой «Парный согласный в корне слова» . Подберите проверочные слова.
  2. Укажите части речи над словами четвёртого предложения.

В деревне

У нас есть дом в деревне. За домом сад и огород. В саду растёт много слив, яблонь и груш. В огороде выстроились, как на парад, грядки. На них мы выращиваем картофель, морковь, капусту, салат. Рядом с домом грустит затянутый зеленью пруд.

Грамматические задания

  1. Выпишите слова с парным согласным в корне слова из 2-4 предложений. Запишите проверочные слова.
  2. Подчеркните в словах пятого предложения буквы непроверяемых безударных гласных в корне слова.

В лодке

Летом Глеб Дубков отдыхал в деревне у бабушки. Часто Глеб и собака Бобик ходили гулять в лес или на озеро.

Однажды они решили прокатиться на лодке. На озере была лёгкая рябь. Воздух был свеж. Дул прохладный ветерок. Хороша прогулка!

Грамматические задания

  1. Выпишите из первых двух предложений слова, отвечающие на вопрос кто?
  2. Выпишите из текста три-четыре слова с орфограммой «Парный согласный в корне» . Запишите проверочные слова.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова рябь.

Котёнок

Миша нашёл под дубком котёнка. Он был пушистый, рыжий, с грустными глазками. У малыша шла из лапки кровь. Миша аккуратно взял котёнка и отнёс домой. Мальчик промыл ранку и покормил больного. Малыш остался жить у Миши. Котёнка назвали Рыжиком.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста два имени существительных с парным согласным в корне слова. Запишите проверочные слова.
  2. Выполните звуко-буквенный разбор слова глазки.

Зимой

Пушистый снег покрыл всё вокруг. У крыльца дома намело большой сугроб. Словно в белых шубках стоят деревья. Замёрз пруд. На нём крепкий лёд.

Дети надели шубки, шапки, варежки и выбежали на улицу. Они играют в снежки. Мороз им не страшен.

Грамматические задания

  1. Найдите в тексте три пары однокоренных слов, выделите в них корень.
  2. Выпишите из текста три-четыре слова с парным согласным в корне слова. Подберите проверочные слова.
  3. Подберите к выделенным словам антонимы.

Зимний лес

Люблю я прогулки в зимний лес. Под ногами скрипит снег. Блеск разноцветных огоньков на солнце радует глаз. Узкая тропа убегает вглубь леса. Берёзки стоят в пуховых косынках. Ели и сосны надели меховые шапки и тёплые варежки.Не страшен им мороз!

2 класс: парные согласные в корне слова

Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости–глухости:

Таких пар шесть и их необходимо запомнить. Парные согласные по звонкости–глухости в корне слова одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме.

Например, при проговаривании слов звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: сугроб [сугроп], указка [укаска]. Поэтому при написании слова эти согласные нужно проверять.

6 согласных звонких звуков в верхнем ряду имеют свою пару глухих звуков, располагающихся под ними в нижнем ряду.

Правило «Парные согласные в корне слова»

Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].

Например: плод — плоды, травка — трава.

Как проверить парные согласные в корне?

При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.

Изменить форму слова:

  • изменить число существительного: ду б (ед. ч.) — ду б ы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
  • изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) сне г а (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
  • заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)

Подобрать родственное слово:

  • назвать ласково: сапожки — сапожок, — кру ж ечка, когти — коготок.
  • взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.).

Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.

Например: а в тобус, во к зал, за в тра.

Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.

Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»

Карточка 1

  1. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Морозы, голуби, паруса, народы, автобусы, тетради, утюги, лошади, сапоги, шкафы, рукава, карандаши, брови, стрижи, берега, флаги, хлеба, ястребы.

2) Подчеркни согласные, которые требуют проверки.

Морковь, город, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов, сапог, рассказ.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Б на конце слова, во второй — с буквой П.

Гри. су. хле. скри. кло. ду. Архи. зу. гер…

Карточка 2

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Жира… и мор… спорят. Кто из них краси…? Жирафу хоро…. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро…. Он моряк. Но мор… неуклю…. Вот ле…. Пусть он скажет! Голос у льва гру…. Я краси…!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Ры..ка, ла..ка, ло..ка, блу..ка, гря..ка, похо..ка, лоша..ка, кро..ка, повя..ка, ука..ка, пала..ка, лепё..ка, сторо..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — с буквой Ф.

Ле. шка. жира. обу..ь, Кие. клю. шар. телегра. клю. рука…

Карточка 3

  1. Выпиши из текста слова с парным согласным в конце или середине слова.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Пень похож на большой сугроб. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Жи..кая ка..ка, ре..кий ветер, ре..кий лес, ле..кая похо..ка, сла..кие пиро..ки, ги..кий пру. мя..кий хле…

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой З на конце слова, во второй — с буквой С.

Моро. арбу. интере. но. ма..ь, подно. гру. свя..ь, голо. зале….

Карточка 4

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Хорош пру.. около нашего села. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На берегу бесе..ка. Вокруг пруда растут берё..ки и ду..ки. Вода в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто катаемся на ло..ке. В тихой воде мелькают ры..ки.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Сколь..кий лё. у..кий пояс, лё..кие сапо..ки, гла..кий лё. ро..кие ребяти..ки, бли..кий дру. кре..кие оре..ки.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Г на конце слова, во второй — с буквой К.

Бере. кула. моря. ночле. червя. кру. творо. синя. тан. утю. дру..

Карточка 5

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

У..кая доро..ка, ро..кий человек, мя..кая ко..та, сколь..кий лё. лё..кая похо..ка, ни..кий голо.. .

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Ж на конце слова, во второй — с буквой Ш.

Каранда. пейза. глу..ь, ё. ланды. бро..ь, мор. гара. камы. ду. у. сторо.. .

Карточка 6

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Подули студёные ветры ударил моро.. он сковал пру.. крепким льдом зя..ко м..л..дым осинкам мёрзнут берё..ки хдут они зимней ..дежды вот и выпал сне.. ша..ками лёг он на ве..ки ..еревьев укрыты сне..ком озимые хлеба не страшны им холо.. и вьюга спят они под пушистой перинкой

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Варе..ки, ро..кий, лё..кий, ястре. оши..ка, лоша..ка, тра..ка, у..кий, сторо..ка, шу..ка, морко..ка, яго..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Д на конце слова, во второй — с буквой Т.

Заво. бра. кро. огоро. дроз. сала. неф..ь, тру. го. трос..ь, радос..ь.

Карточка 7

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В центре маленького горо..ка есть большой пру_. Третий год живёт там лебе..ь. Рядом плавают у..ки разных поро.. . Много бе.._ утятам от соро.._. Когда горо.._ спит, сороки утя.._ воруют. Но нашёлся сторо.. . Им оказался журавль. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили журавля. Теперь он для них самый бли..кий дру.. .

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!

Карточка 8

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Стоял ясный зимний денёк. Лё..кий сне.. тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребяти..ки. Сне.. был ли..кий. Мальчики стали крепос..ь строить и в сне..ки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо гла.. льдинки. Вместо носа морко..ка. Рот и бро..ки угольком нарисовали. На голо..ку надели шапку. Красивая снегурка вышла.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверёк в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку ёлки? Сорока!

Карточка 9

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Мы живём в селе Моро..ки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мя..кий сне… Чудесная стояла пого..ка. Ребята быстро расчистили площа..ку. Они залили её водой. За ночь лё.. окре… Утром дети уже катались на гла..ком льду. Легко бежали коньки по сколь..кой доро..ке. Хорош каток!

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник — родной брат садовых роз. Мы остановились у большого куста. Каждая ветка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!

Карточка 10

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Репорта…

Журналист Янош делал репорта… . Он забрался в глу…ь . Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь . Летит чи…. Какая ти…ь! Ли…ь шумит камы….

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые сережки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали елочные игрушки. Петя Семушкин сделал шесть флажков.

Карточка 11

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Метил в луко..ко, а попал в око..ко. Не бывать сосновой ши..ке на рябине. Не нашел гусь зерны..ка, глотает и каме..ки. Утка в ю..ке, селезень в сере..ках, курочка в сапо..ках. Дорога ло..ка к обеду. Не спрашивай у ко..ки лепе..ки. В наряде хоро. а без него на пень похо… Ко..ке игру..ки, а мы..ке — сле..ки. С миру по ни..ке — голому руба..ка.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.

Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»

Наш луг

Красив наш луг летом. Здесь много трав и цветов. Зелёный наряд земли радует глаз. На лугу пасут коров и коз. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Зима

Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Родной край

У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу стоит большой стог сена. Нам дорог родной
край. (23 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.

Зимний наряд

Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! (27 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу.

Весна пришла

Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе. Не нужно было надевать пальто. Молодые липки покрылись маленькими листочками. Они были мягкие и нежные. Очень весело смотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу.

Подводная охота

Однажды утром над морем висела лёгкая пелена дождя. Молодая тюлениха ушла на глубину. Её одолевал голод. Вдоль дна плыла группа маленьких рыб. Тюлениха кинулась вниз. Между скалами была узкая щель. Там тюлениха и поймала рыб. (37 слов) (По Ф. Стюарту)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Рыбки

В деревне я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом. Наступила весна. Снег растаял. Но лёд ещё долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов) (По С. Образцову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 3-м предложении выдели основу.

Бурундук

Авторы часто рассказывают о бурундуке в сибирских сказках. Охотники зовут его Кузьмой. Шерсть у зверька желтоватая. Брюшко белое. На спине — чёрные и жёлтые полосы. Бурундук — хороший хозяин. Осенью он собирает очень много орехов, ягод, семян деревьев. (36 слов) (По И Литинецкому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Репка

Павлик взял лопатку и стал копать грядку. Ребята стали помогать ему. В обед грядка была готова. Павлик дал каждому по семечку. Ребята зарыли их в мягкую землю. Потом огород полили. Будет к осени вкусная репка. (37 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.

На катке

Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он
мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор. (41 слово) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Тетерев

Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя грудка стала зелёной. И особенно красив стал радужный хвост. Тетерев вытянул свою длинную шею и завёл длинную песню. (42 слова) (По М. Пришвину)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.

Дом

Дядя Фёдор нашёл пустой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавески на окнах. А на кухне были чугунные сковородки. На огороде росли картофель и капуста. А ещё будка была для собаки. (43 слова) (По Э. Успенскому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Подчеркни в тексте словарные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.

Каток

Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю
столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.
  3. Выполни звуко-буквенный разбор словалёд.

Еще полезные статьи для 2 класса:

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Тексты для диктанта и списывания по правописанию парных согласных в слабой позиции

Отработать правило помогут тексты для списывания или записи в качестве диктанта. Грамматическое задание после текста: подчеркнуть парные согласные в слабой позиции и подобрать проверочное слово.

Диктанты с правописанием парных согласных на конце слова

Существуют парные согласные по глухости — звонкости: Б -П , В-Ф, Г -К, Д -Т , Ж -Ш , 3-С. Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится на конце слова. Например: пруд. Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная. Например: пруд — прудик.

Мороз. Старый вяз завяз в снегу. Снег лежит на ветвях берёз. Одна ветвь легла вниз на снег. Вот дуб. Какой крепыш! Под дубом сугроб. Там спит медведь. (27)

Большой пруд зимой не замерзает. Сюда вливается тёплая вода из труб. На пруду живут дикие утки. Они редко выходят на берег. (21)

Август. Тихий пруд. Зацветает лотос. Он зачастую растёт в иле. Но грязь не пристаёт к лотосу. До вечера Марк и Олег не покидают берег водоёма. Но чудесный цветок чарует зрителей только три дня. (32)

Вот луг. На лугу живёт крот. Крот заполз под куст. Он роет вниз проход под землю. Вот прополз жирный червь. Крот рад. Обед будет хорош. У каждого свой вкус. (28)

Климат здесь суров. Вечный холод. Скрип снега. Глушь. Кругом один лёд и снег. Пробирает дрожь. Язык ледника спустился к морю. Стволики карликовых берёз толщиной с карандаш. Продрог и озяб стволик. Стоит малыш в моховой шубке уже много десятков лет. (28)

Вот луг. На лугу мак. Мак красив. Около луга пруд. Гладь воды как зеркало. Как хорош наш пруд! Левый берег крут. Там много ив. Ветвь ивы смотрит вниз. (28)

В Киев приехал цирк. Вот лев и жираф. В Киеве холод. Нужно много дров. Дядя Яков пошёл на телеграф. Пришлите дров. (21)

День сегодня хорош. Мы снимаем обувь и шагаем на пляж. Тропка идёт вниз. Начался прилив. Волны хлещут о берег. Но берег крут. Здесь обрыв. На волнах качается плот. На нём сидят Стас и Олег. Они ждут нас. (37)

Мы назвали котёнка Лев. Малыш всегда готов играть. То залезет на шкаф. То спрячется в обувь. Вчера брат отвёз его в Ростов. (22)

Это наш колхоз. Весной там идёт сев. Люди сеют хлеб. Без хлеба будет холод и голод. Худ обед, когда хлеба нет. Это знает каждый малыш. Осенью наш шофёр Стас отвёз хлеб в город. (33)

Мороз. Идёт снег. Снег, словно плед, укрыл наш сад. У крыльца большой сугроб. Наш малыш Олег бежит на пруд. Там уже лёд. В пруду прорубь. Хорош улов у рыбаков! (29)

Глеб плачет. Сильно болит зуб. Глеба бьёт озноб. У мальчика горячий лоб. Глеб надевает тулуп и идёт к врачу. Доктор Архип лечит больной зуб. Скоро Глеб сможет есть суп и хлеб. (31)

Мы пришли на пляж. Вдруг раздался визг. У Маши испуг. Из глаз потек поток слёз. Это на берег выполз крепыш краб. Малыш чудо как красив. Какой карапуз! Скоро краб уполз. (30)

Влад пришёл на обрыв. Мальчик смотрит вниз. С обрыва виден наш город Азов. В порт прибыл корабль. На его мачте флаг. Флаг красив. Открылся шлюз. Это баржа везёт груз на завод. (31)

Марат — брат Давида. Мальчики пошли в поход. Набрали много ягод. Полил дождь. Посыпал град. Марат и Давид бегут назад. Вот мост. За ним сад. Вот и родной кров. (28)

Это зимний луг. Его укрыл снег. Снег глубок. Это чей след? Чудесная цепь следов ведёт в лес. Это след зайца. Малыш красив, но пуглив. Зайчик спрятался за сугроб. (28)

Вот кот. Он усат. Ему скоро год. Кот вскочил на кровать. Увидел портрет. Распушил хвост. Прыг назад! Через порог выскочил в сад. В саду много ягод. Кот побежал на огород. Там дрозд. Улетай, дрозд! (34)

Зима. Время лесных снов. Лес озяб. Уже давно у берёз и лип облетели листочки. Голый стоит вяз. Только дуб пока оставил себе один лист. Бедный лист уже продрог на ветру. (30)

Мальчики Олег и Денис вышли на поле. Там Денис лёг в стог сена. А Олег бежит на пруд. Берег пруда крут. Олег полез вниз. Вот плот. Мальчик взял прут и зацепил плот. (32)

Мельник Антип вёз хлеб в Ростов. Груз тяжёл. Мы слышим скрип колёс. Воз полз вниз. Спуск крут. Рядом откос. Вот мост. Другой берег полог. От моста отходят пять дорог. (29)

Олег ловил рыбу. Зашуршал камыш. Это на берег выполз малыш уж. Как он хорош! Уж издал легкий шип и уполз в куст. Олег рад. Он хочет написать рассказ про ужа. Рассказ вызовет интерес у ребят. (35)

Денис и Влад пошли в лес. Воздух чист и свеж. Слышен каждый звук. Вот на рябину сел дрозд поклевать ягод. Дрозд будет сыт. Мальчики идут вглубь леса. Вот груздь. На широких пнях много опят. Сегодня будет вкусный обед. (38)

Сентябрь. Часто идёт дождь. На улице много луж. Птицы улетели на юг. С полей собрали морковь, редис. На лугу уже не слышен аромат трав. Скоро ударит первый мороз. (28)

Школьник Глеб шёл через лес. Вокруг ни души. Вдруг Глеб услышал крик. Это кричал дрозд. В кустах зашипел ёж. Мальчика охватил испуг. Он перешёл на бег. Глеб бежит со всех ног. (31)

Ёж залез в куст роз. Он нашёл приют среди трав. Вокруг много мышиных гнёзд. Ёж рад. Вдруг из земли вылез крот. Ёж зашипел. Крот уполз назад. (26)

Глеб и Влад пришли в зоопарк. Как красив хвост павлина! А вот морж. Вон медведь лижет мёд. К нему в клетку влез голубь. Глядит на нас сверху вниз жираф. У него грустный взгляд. Дать ему хлеб? Нельзя. Скоро жирафу принесут обед. (41)

Много лет назад смастерил человек воз и впряг в него лошадь. Принёс человек на воз разную кладь. Тащился воз по дороге. Полз, полз и увяз. Ведь то грязь, то ухаб. Даже бык не вытянет. Придумали поставить воз на рельсы. Так появился первый поезд. (44)

Есть под Москвой конный завод. Двести лет назад здесь вывели орловскую лошадь. Красив и вынослив орловский рысак. У него лёгкий бег. Шерсть блестит на солнышке. У этого коня добрый нрав. Один взгляд на его мощный вид вызывает восхищение. (38)

Стоял март. Везде грязь. Снег тает. Мой брат Глеб побежал на пруд. Там большая прорубь. Малыш хотел подойти к ней. Он шагнул на тонкий лёд. Шаг, ещё шаг. Глеб услышал треск. Упал Глеб в прорубь. Чудом малыш вылез на берег. Какой холод! Глеб продрог. Мальчик сильно замёрз. (47)

Лежит в листьях яичко. Скоро ли покажется клюв птички? Появилась в яичке дырочка. Выполз из неё малыш длиной с карандаш. На затылке два белых пятна. Да это уж! И только глаза, как у птички. Высунул уж язык, зашипел и пополз. Будто всю жизнь ползал. Скоро малыш исчез в листве. (50)

Скачет по земле клок ваты. Открыли все воробьи клювы от удивления. Вот клок ваты вспорхнул и уселся на дуб. Потом полетел прямиком на столб. Ослеп он что ли? Тут вывалился из клочка ваты воробей. Это не сама вата летала. Это воробей её тащил. Ухватил клок больше себя ростом. Один хвост из ваты торчал. (53)

Диктанты с парными согласными в слабой позиции в середине слова

Существуют согласные, парные по глухости — звонкости: Б -П , В-Ф , Г -К ,Ц -Т , Ж -Ш. Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится на конце слова или перед глухой согласной. Например: дуб, дубки. Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная. Например: дуб, дубки — дубок.

Пёс Барбос залез в пруд. Его лапки попали в вязкую грязь. Через низкий камыш Барбос вылез на берег. Его шёрстка стала гладкой и скользкой. (24)

Эти рыбы похожи на лёгкую парусную лодку. Чудеса! У парусника большой плавник на спине. Рыбка выставляет его из воды. Ветер гонит рыбку вперёд. (22)

Это дерево легко узнать. Кора на его стволе белая. Потрогай кору ладошкой. Кора гладкая. У берёзки гибкие ветки с красивыми листочками и серёжками. (23)

Час назад выпал первый снег. Ударил крепкий мороз. Лужи покрылись хрупким и скользким ледком. Игорь надел тёплую обувь и куртку. Не забыл варежки. Вот шапка и шарф. Мальчик пойдёт в лес. (35)

В чулане мышки грызут сладкий пирог. Кошка Туська слышит зверьков. Острые ушки киски очень чуткие. У неё лёгкая походка и мягкие лапки с острыми коготками. Мыши спаслись бегством. (28)

На площадке перед нашим домом стоит низкая берёзка. Вот на ветку деревца села маленькая пташка. Пичужка вертела головкой и смотрела вокруг. У неё красивые чёрные глазки. (26)

Девочка Саша налила в блюдце из большой чашки молочко для кошки Мурки. Киска спала на подушке. Она учуяла пишу. Ловким прыжком Мурка спустилась с лавки. (25)

Малыши Оля и Гоша взяли тяпку и лопатку. Они пришли на огород. Там Гоша начал рыть канавки между грядками с душистым горошком. А Оля полола сорную травку вокруг сладкой репки. (30)

Лёгкий мягкий снежок замёл дорожки. В такую погоду снег не липкий. Нельзя лепить снежки. Ваня Дубков надел меховую шапку, пальто, повязал шарф, схватил варежки и выбежал на крыльцо. Там его ждёт Костя Ложкин. Мальчики взяли салазки и ловко вбежали на горку. (41)

Сеня Кошкин и Артур Снежков идут в лес. По сторонам узкой дорожки толпятся берёзки и липки. Вот дятел ловко цепляется цепкими когтями за кору дубка. В лесу на каждом шагу загадка. Под деревьями лежат пустые шишки, скорлупки. Кто грыз орешки? Это плутовка белочка! (43)

Вот наш огород. Грядки с морковкой, репкой и редиской заросли травкой. Идёт дождь, в канавках течёт вода. На узкой дорожке уже пять луж. Из лужи смотрит прыткая скользкая лягушка. Погладь квакушку! Ловким прыжком малышка перепрыгнула через загородку. (37)

Бабушка налила в кувшин сливки. В миску положила сладкие плюшки и пирожки с картошкой. Наш кот Васька плут. Прыг с печки вниз на лавку. Хвост чуть дрожит. Но пёс Зенит сторожит наш обед. Он хороший сторож. (36)

Мороз. Красив зимний наряд леса. На ветках берёз лежит снег. Он сверкает, как алмаз. Гладь пруда покрыл хрупкий лёд. Зябко липкам. Ветер качает их замёрзшие ветки. Раздался хруст снега. Слышен каждый шаг. Это идёт лось. Он красив. У этого животного добрый взгляд. (42)

Игорь Рыбкин встал рано. Малыш заправил кроватку, сделал зарядку и почистил зубки. На завтрак — кашка и сладкий чай. Потом побежал на детскую площадку. Игорь играл в прятки и в лошадки. Вечером Игорь уложил в кроватку мишку. Это его любимая мягкая игрушка. (41)

У Сони Мишкиной живёт котёнок. Шерсть мягкая, гладкая. Когти острые. Сам рыжий, ушки белые, глазки зелёные. Назвали котёнка Пушком. Однажды бабушка вязала варежки и задремала. Пушок побежал за клубком, загнал его под шкаф, залез туда сам и жалобно пищал. (39)

Любит медведь сладкий мёд. Но пчёлы медком мишку не угощают. Раз залез медвежонок на пчельник. Залез лапой в улей. Пчёлы ужалили мишку в нос. У бедняжки град слёз из глаз. Шёрстка дыбом поднялась. Побежал малыш в лес. Только пятки сверкали. (40)

Мороз. Лёня Чашкин и Миша Сапожков идут в лес. Мальчики повесили на ёлку кормушку. В ней ягодки рябины и крошки. Пташкам зимой страшен не холод, а голод. Зайцам вниз под ёлку положили сладкую морковку и крепкую капустку. (37)

Лошадка бежит по узкой дорожке. Она везёт повозку. Скользко! Легко бежит повозка по гладкому снежку. Лошадка немножко устала. Тяжко бедняжке. Вот и избушка. На крыльцо выбежали ребятишки. Это Дед Мороз привёз игрушки детишкам на Новый год. (35)

Школьник Денис Кукушкин подошёл к близкому леску. Вот опушка. Как красив дуб! Мальчик залез на верхушку и достал жёлудь. Он слегка порвал куртку о ветку. Потом Денис слез вниз. Он спрыгнул в мягкую травку и по тропке пошёл в чащу. (40)

Снег укрыл все дорожки и тропки. Мороз затянул скользким ледком пруд. Легко и ловко мчатся мальчишки по гладкому льду. Они играют в снежки. Весело звучат детские голоса. Но вот подул резкий ветер. Пора домой. (34)

Мы идём вниз по узкой тропке в лес. Слышен аромат трав. Воздух чист и свеж. По веткам скачет робкая белочка. Вот в дупле дубка её детки. Один малыш высунул головку и посмотрел на нас чёрными глазками. (36)

Мой брат поехал в город Мурманск. Поездка была нелёгкой. Но вот поезд прибыл в Мурманск. Вдруг брат услышал писк и посмотрел вниз. Это киска! У неё замёрз нос и хвост. Лапки окоченели. Брат надел на ножки киски варежки. Теперь у киски новая одёжка! (43)

Пиши аккуратно в тетрадке. Буквы ставь в ряд, а не вкривь и вкось. Почерк должен быть красив. Пропустил слог? Возьми карандаш и исправь ошибку. Уже написано много слов. Поставь в них знак ударения. (33)

Мой брат Влад — рыбак. К берегу плывёт лодка. Гребцы устали. Тяжкий труд! Но рыбаки молодцы. Сегодня улов богат. Одна прыткая рыбка прыг за борт! Какая ловкая! Грузовик отвёз рыбу в город. Из мелкой рыбёшки мы сварим уху. Рыбка мелка, да уха сладка! (42)

Я перешёл по узкой доске топкое болотце и углубился в лес. Летом в лесу были мошки, букашки, на ветках чирикали пичужки. Сейчас мошек нет, пташек мало. Осенние заморозки сделали жидкую грязь на дорожках вязкой. Пруд у опушки покрыт хрупким ледком. В ветхой сторожке сторож топит печку. У крылечка стоит целая тележка дров.(52)

Заяц залез в огород за морковкой. Потом он сел под куст и стал грызть кочерыжку. Вдруг из утреннего тумана появился пёс Пушок. Заяц прошмыгнул сквозь гибкие ветки. Ему удалось проползти под низкой решёткой и добежать до близкого леска. Пёс побежал за ним по скользкой тропке через овраг. На опушке у дубка зверёк встал. Пёс потерял след на дне овражка. (59)

Соседская кошка Мурка пробралась сквозь гибкие ветки орешника на наш участок. Она хотела заползти в узкую канавку между грядками с морковкой и подкараулить пташку. У кошки чудесная гладкая шёрстка, чуткие ушки и узкие зоркие глазки. Ловким прыжком бросится хищник на робкую пичужку. Выпустит цепкие когти. Схватит острыми зубками лёгкие крылышки. Мы прогоняем кошку. (51)

Ночью был дождь. Дорожки и тропки стали вязкими. Их покрывает жидкая грязь и охапки скользких листьев. Редкие пташки собирают крошки во дворе. Исчезают уже мошки и букашки. Из низкой беседки вышла кошка с узкими глазками и чуткими ушками. Она хочет аккуратно подползти к пичужкам. Робкие пичужки взмахнули крылышками и перелетели на низкие ветки. (55)

Я с друзьями и младшим братишкой играю в прятки в осеннем лесу. Илья у ветхой лавки на площадке считает до ста. Денис прячется в низкой беседке. Я залез на берёзку. Мой брат Миша сел за охапкой листьев. Антон встал за ветками стройной липки. Кирилл убежал по тропке к овражку. Олег влез на дуб с большим дуплом. (56)

Моя младшая сестра Катя сидела в беседке. Она читала книжку со сказками. Но вот подул резкий осенний ветер. Кате стало зябко. Она вложила закладку и пошла по аллее к дому. На детской площадке было скользко. Вот ловкая кошка прыжками пробежала по тропке. Она ловила пташек. Но они перелетели на низкие ветки берёзки. (53)

На полянке кучки рыхлой земли. Они похожи на маленькие грядки. На кучках торчат берёзки ростом со спичку. Чьи это грядки? Кто их копает? Вот зашевелилась травка. Вдруг из земли показались широкие лапки с когтями. Потом появился мокрый нос. Наружу вылез крот. Вот кто рыхлит землю! Скоро вырастут здесь берёзки да липки. (51)

На берегу ручья в траве лежит змея. Это уж. Уж умеет хорошо плавать. Его тело свилось в кольцо и застыло. Уж ждал добычу. Вдруг он сделал резкий выпад. В его пасти я заметил лягушку. (34)

Пробил дятел в коре клёна дырочку. Какой сладкий сок! Улетел дятел. Прилетели на угощение две мухи и бабочка. Муравей приполз. Комар увяз ножками в патоке. Все сладкий сок сосут. Вдруг опять дятел появился. Все гости разбежались. (36)

Малёк камбалы похож на обычную рыбку. Только он лежит на дне на боку. Одним глазком может смотреть вверх, а другим вниз. Но затем нижний глаз придвигается к верхнему. Так глаза оказались на одном боку. Зато оба глаза видят море. (39)

У рыбки-прилипалы плавник на спине превратился в присоску. Прилипала часто помогает рыбакам. Рыбаки прикрепляют леску к хвосту рыбки и бросают к черепахе. Рыба прилипает к черепашьему панцирю. Тогда её Начинают тихонько тянуть к лодке вместе с черепахой. (37)

Затянул водную гладь прудов ковёр ряски. Народ зовёт её лягушачьей дерюжкой. Ряска хорошо очищает воду. Гуси и утки охотно едят ряску. Её можно есть и людям. Салат из неё похож по вкусу на обычный листовой салат. Но есть ряску лучше со сметаной. (42)

Много грибов в лесу. Под берёзками и осинками свои грибки. Они называются подберёзовики и подосиновики. Но подберёзовик может расти и далеко от берёзки. А вот подосиновик крепко связан с осиной. Красный гриб подосиновик очень стройный. Красивы его шляпка и ножка. (40)

Часто раздаётся стук в лесу. Это дятел строит гнездо. Дятел долбит своим крепким носом мягкое дерево. Птенцы дятла растут на гладком дне гнезда. От этого у них мозоли на пятках. Птенчики ловко цепляются за стенки острыми когтями и вылезают из гнезд. (41)

Летом Миша Картошкин приехал на дачу. На участке вокруг дома стоят берёзки, липки и другие деревца. На ветках щебечут пташки. Пичужки сейчас выводят птенчиков. А вот и огород. На грядках растёт лук, чеснок, морковка, репка, редиска, петрушка, укроп, картошка и кочаны капустки. (42)

Наступила холодная погода. А рыженькая лисичка с белым брюшком вышла на охоту. Она мышкует. Легла на брюшко, чуткие ушки торчат. Вдруг вскинулась лиска на дыбки. Рванула когтями — полетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пасть и поймала мышку на лету. (38)

Лето. На низких кустах появились глазки цветов земляники. Много ягод созревает на порубках. Порубки — места вырубки сосен или елей. Земляника — самая сладкая и душистая ягодка русского леса. Стоят на солнечной опушке заветные кустики и радуют взгляд. (36)

Сегодня лёгкий мороз. Я вышел погулять и залез в наш овраг. Снег в овраге глубок. Его покрывает хрупкий наст. Вот огромный сугроб. Он почти накрыл небольшое деревце. На дне оврага крепкий лёд. Это замёрз ручеёк. Мне снег попал в сапог и в варежки. Я не хочу мёрзнуть и тру ладошки друг о друга. (52)

Принесли мне дети выпавших из гнезда слепых бельчат. Знакомство с ними началось с соски и молока. Скоро у малышей открылись глазки. Надо бельчатам когти укреплять? Стали детки обои обдирать. Надо зубки точить? Один малыш отгрыз углы у мебели. Другой сервиз на пол сбросил. Назвал я их Цок и Цока. (49)

Начался листопад. Листва покрыла дорожки и тропки. Робкие мышки шуршат в траве. Вот под липкой появился скользкий уж. Он хотел проползти через овраг к близкому болотцу. Резкий ветер гнёт гибкие ветки. Пташка с цепкими коготками добралась до дупла большого дуба. Она смотрит вниз. Ловкая кошка с узкими глазками глядит на неё. Резкий стук отвлекает кошку. Это шишка упала на гладкий пенёк. (58)

Мы пошли в осенний лес. Наш путь лежит вниз по аллее через овраг к близкому пастбищу. На опушке нас встречает большой дуб. Я подбираю гладкий скользкий жёлудь. В овраге растут низкие липки и берёзки. Мы слышим аромат трав. Раздался резкий хруст. Это Денис случайно сломал ветку. Он поднял её и сделал гибкий прут. Стал накрапывать редкий дождь. Каждый из нас открыл зонт. (59)

Сегодня с утра были заморозки. Редкий дождь легко стучал по голым веткам. Я должен отнести лукошко с пирожками и картошкой деду в сторожку. Я пошёл по дорожке к леску. Потом перешёл топкое болотце по узким доскам. Вязкая жидкая глина уже покрылась хрупким ледком. Вот ветхий мост через овраг, а за ним опушка. Оттуда близко и до сторожки. (60)

Утром в субботу Анна выглянула в окошко. Резкий ветер гонит листья. На ветках трепещут остатки листвы. Мошки и букашки давно спрятались. На берёзках и липках во дворе сидят редкие пташки. На дорожке появилась робкая кошка с серой шёрсткой. Анна вынесла молоко в миске и жидкую кашку на блюдце. (50)

Ранней осенью, в субботний денёк пошли мы в лес. Я собирал сыроежки и другие грибки в лукошко. Младшая сестра нашла сладкие ягодки. Пёс Амур катался по мягкой травке. Было весело смотреть на его ловкие прыжки. Вот и опушка. Под дубками есть болотце с лягушками. Квакушки ловят редких в эту пору насекомых. Мошки и букашки попадают лягушкам в рот на обед. (60)

На территории нашего участка есть несколько грядок. Осенним субботним деньком мы взяли лопатки и стали собирать урожай. Вот редька с морковкой. Как удалась сладкая репка! А вон редиска. На этой грядке летом была шикарная петрушка. Робкая пичужка глядит на нас с низкой ветки. Наш пёс Барбос лает на пташку. Я ласкаю его гладкую шёрстку. (52)

Листопад подошёл к концу. Осенние краски поблёкли. На гладкой дорожке лежат скользкие охапки листьев. Гибкие низкие ветки мешают нам пройти к беседке. А вот и пруд. Утренние заморозки сковали его хрупким ледком. На островке стоит берёзка без листьев. На бережке лежит старая лодка. Идёт редкий дождь. Слышится лёгкий стук капель. (50)

Близко осенние заморозки. Пора собирать урожай. Дедушка позвал нас в огород. Денис набрал на грядке горстку сладкой редиски. Я сорвал репку и редьку. Маша взяла себе морковку. Тут в узкой канавке между грядками мелькнула робкая мышка. А вот лёгкая пичужка прыжками проскакала по тропке. Пташка взмахнула крылышками и ловко села на низкую ветку. (53)

Осень уже давно одела деревья в жёлтые рубашки. Все дорожки и тропки в садах и аллеях покрылись чудными красочными островками. Но большая часть листьев ещё держится на ветках. Утром часто бывают заморозки. Днём по небу плывут чумазые низкие тучи. Редко проглядывает голубое небо с лёгкими белыми облачками. На прогулку я надеваю под куртку безрукавку. Сестрёнка гуляет в сапожках. (53)

На краю поляны стоит берёзка. Рядом с ней детская площадка. Мягкая травка под деревцем уже покрыта опавшими листьями. Я аккуратно присел на низкий гладкий пенёк и любуюсь берёзкой. Вот среди опавших листьев прошуршала мышка. На ветку села лёгкая птичка. На узкой тропке появляется кошка. Дует резкий ветер. Погода портится. Быстрой походкой я дохожу до решётки сада. (55)

Лёгкий мороз. Мягкий снег замёл тропки и дорожки. Наш сад побелел. Деревца нарядились в белые шубки. Я вышел погулять и залез в наш овраг. Снег в овраге покрыл хрупкий наст. На дне оврага крепкий лёд. Это замёрз ручеёк. Сугроб накрыл куст. Мне снег попал в сапог и в варежки. Я промёрз и тру ладошки. Мои друзья бегут на пруд. Робко заходят на скользкий лёд ребятишки. Маленькая Маша упала и ушибла ножку. Чуткие друзья помогли малышке встать. (76)

На краю поляны стоит берёзка. Рядом с ней детская площадка. Последние дни часто бывали заморозки. Мягкая травка под деревцем теперь покрыта опавшими листьями. Я аккуратно присел на низкий гладкий пенёк и любуюсь берёзкой. Вот среди хрупких опавших листьев прошуршала мышка. На ветку села лёгкая птичка. На узкой тропке появилась кошка Мурка. У кошки гладкая шерсть, зелёные глазки. Сама кошка рыжая, а грудка и лапки белые. Она ловко поточила цепкие когти об деревце и побежала по дорожке. Подул резкий ветер. Быстрой походкой я дохожу до решётки сада и продолжаю свой путь на пастбище. (90)


источники:

http://naymenok.ru/2-klass-parnye-soglasnye-v-korne-slova/

http://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/1028-teksty-dlya-diktanta-i-spisyvaniya-po-pravopisaniyu-parnykh-soglasnykh-v-slaboj-pozitsii.html