Диктант правописание прилагательных 5 класс русский

5 класс Контрольные диктанты по теме «Имя прилагательное»
тест по русскому языку (5 класс) по теме

5 класс. Имя прилагательное. Контрольные диктанты

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnyy_diktant_prilagatelnoe.doc51.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант (№6)

по теме: «Имя прилагательное».

Однажды поздней осенью я до темноты бродил по лесу. Надвигалась долгая осенняя ночь. Под гигантской сосной соорудил я шалаш, чтобы ночью не дрожать от холода.

На рассвете около меня зашелестели листья. Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск.

Я выглянул из шалаша. Мимо меня пробежал кругленький шарик с колючими иголками на спине. Еж! Он проскользнул под низкий кустик и долго возился там. Потом он вылез из-под куста и скрылся в лесной чаще.

Вскоре ежик вернулся. Я увидел на его колючках маленькое яблочко. Он направился к своему тайнику и исчез в нем.

Все утро таскал еж в норку грибы, лесные яблоки. (97 слов)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск. – 1 в

На рассвете около меня зашелестели листья. – 2в

  1. Произвести морфологический разбор прилагательного:

Маленькое (яблочко) – 1 в

Осенняя (ночь) – 2 в

  1. Обозначить род и падеж имён прилагательных в 1 абзаце текста .

Контрольный диктант (№6)

по теме: «Имя прилагательное».

Хорошо весеннее утро! Вот из-за синей полоски леса появляется солнце. В его утренних лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой расстилается туман. Но вот он начинает клубиться золотистым дымом.

Скоро туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает прозрачную гладь реки. Синее небо глядится в зеркальную воду. На яркой листве деревьев блестит роса.

Весеннему утру радуются птицы, деревья, цветы. Белоснежные облака иногда бросают легкую тень на зеленую травку, синюю гладь реки. Но подует ветерок, и тени исчезают.

В селах начались весенние работы. (94 слова.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

На яркой листве деревьев блестит роса. – 1 в

Синее небо глядится в зеркальную воду. – 2в

  1. Произвести морфологический разбор прилагательного:

(На) зеленую (травку) – 1 в

(На) синюю (гладь) – 2 в

  1. Обозначить род и падеж имён прилагательных в 1 абзаце текста .

Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосенком и задремала на теплом весеннем солнышке. А маленький лосенок учится бегать. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.

Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из березовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок.

Весенние лужи отражают высокое небо и кажутся синими. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.

Хорош запах весеннего леса!

Задремала старая лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится маленький лосенок. Знает он, что не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

(По И. Соколову-Микитову)

Задания к тексту:

1. Выпишите словосочетания с прилагательными весенний, определите род, число и падеж этого прилагательного в каждом словосочетании.

2. Произведите синтаксический разбор восклицательного предложения.

Не на лугу, не в саду, а в огороде на грядке выросли необычные, удивительные цветы. Это — головки цветной капусты. У цветной капусты едят не листья, а бутоны, которые еще не распустились.

А это что за диковина? Будто выросла на грядке великанская шишка. Это брюссельская капуста. У нее на длинном стебле — один над другим кочанчики-невелички. Размером с голубиное яйцо или немного побольше. Зато их бывает и двадцать, и тридцать, а иногда и пятьдесят. До чего же вкусна капуста о пятидесяти головах!

А вот еще одно огородное чудо: безголовая капуста. С ней произошло удивительное превращение. Ее стебель книзу раздулся, как шар, и стал похож на репу. Древние римляне называли эту капусту «каулорапа», то есть стеблевая репа. А теперь во всем мире ее называют кольраби.

(По Н. Надеждиной)

Задания к тексту:

1-й вариант: определите род и падеж имен прилагательных, употребленных в единственном числе.

2-й вариант: определите падеж имен прилагательных, употребленных во множественном числе.

Абрикос родом из жарких и безводных гор. Поэтому он хорошо растет в южных городах среди каменных домов и заборов. Воздух там бывает так сух и горяч, что плоды на дереве засыхают и превращаются в урюк. Садоводы это заметили и вырастили сорта абрикосов, у которых плоды не падают на землю, а сохнут на ветках. Если плодов созревает слишком много, то дерево может повалиться. Ведь сады часто разводят на крутых склонах, где мало земли и корни в ней слабо держатся. Местные жители приносят к деревьям камни и укладывают их один на другой. Получается крепкая подпорка для ствола.

Цветет абрикос до распускания листьев. Все дерево покрывается бело-розовой пеленой. Цветущие деревца очень красивы.

Вырастить абрикос нелегко. Его нужно всячески беречь. Нельзя даже кору поцарапать, а то засохнет.

Задания к тексту:

1) Подчеркните грамматические основы предложений 2-го абзаца. Укажите части речи, котрыми выражены главные члены.

2) В 1-м абзаце подчеркните определения, выраженные прилагательными.

Черемуха зацветает раньше других деревьев. На фоне еще темного леса особенно нарядны пышные белые кисти ее цветов.

Под черной корой у черемухи красно-коричневая древесина, как у самых ценных тропических деревьев.

На Дальнем Востоке растет черемуха, у которой листья разной формы. Снизу округлые, выше овальные, на самом верху остроконечные. И цветом своим листья этой черемухи удивляют. Весной бронзовые, летом зеленые, а осенью фиолетовые.

Плоды дальневосточной черемухи крупные, сочные, но не съедобные. Только для медведей лакомство. Медведь залезает на дерево, усаживается поудобнее и объедает ветку за веткой. Съест ягоды, сломает ветку и засунет ее под себя. Таких веток набирается много. Дерево приобретает странный вид. Кажется, будто на нем свила гнездо диковинная птица.

Задания к тексту:

1) Подчеркните грамматическую основу выделенного предложения.

2) От каких прилагательных текста можно образовать краткую форму? Запишите краткие прилагательные в женском роде и во множественном числе. Поставьте ударения в записанных словах.

Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым. На суше уже наступил вечер. В море было ещё светло. Глянцевая зыбь отражала чисто небо. Но всё же вечер чувствовался и тут.

Выпуклые стёкла незаметно загоревшихся сигнальных фонарей на крыльях парохода были настолько тёмные и толстые, что днём невозможно было отгадать их цвет. Они теперь стали просвечивать зелёным и красным и ярко светились.

Синий город с куполообразной крышей городского театра и колоннадой Воронцовского дворца возник как-то сразу и заслонил горизонт.

Водянистые звёзды портовых фонарей жидко отражались в светлом и неподвижном озере гавани.

  1. Начертить схему четвёртого (1-й вариант) и последнего предложения (2-й вариант), подчеркнуть в них грамматические основы.
  2. От трёх полных прилагательных из текста образовать краткую форму.
  3. Выполнить морфологический разбор двух прилагательных из предложения первого задания ( по вариантам).
  4. Разобрать по составу прилагательные

1 вариант – радостный, праздничный.

2 вариант – ужасном, длинным.

Е.А.Влодавская «Поурочные разработки. 5 класс»

ДМ по русскому языку. Словарно-орфографические диктанты по теме «Имя прилагательное» для 5 класса

5 класс. Имя прилагательное как часть речи

Ф.И. ученика ________________________________________________________

Безударная гласная в окончании (орф.19)

1. в незнаком… местности

2. по широк… тропинке

3. узеньк… ленточка

4. узеньк… тропкой

5. в глубок… реку

6. для больш… зданий

7. из тонк… полотна

8. в березов… рощу

10. ласков… собачкой

11. к скор… поезду

12. у северн… оленя

13. около раскидист… ели

14. по рыхл… снегу

15. до поздн… вечера

2. за ближн… лесом

3. на дальн… болоте

4. к утренн… поезду

6. у скалист… берега

7. для здоров… отдыха

9. на широк… дорожках

10. у перелетн… птиц

11. дальн…. дорогой

12. с жарк… летом

13. крестьянск… сына

14. в больничн… палате

Ф.И. ученика _______________________________________________________

О или Е после шипящей в окончании? (орф.18)

1. у больш… камня

2. для жгуч… крапивы

3. могуч…. молодцу

4. у кипуч… потока

5. в горяч… источнике

6. горящ… спичкой

7. говорящ… сверчка

8. для говорящ…. птицы

10. на плакуч… дереве

13. для хорош…. дождя

15. в колюч… кустарнике

1. плакуч… березой

3. с больш… дерева

5. для колюч…. ежа

6. с колющ… ветки

7. у хорош… друга

10. в кипящ… молоке

11. режущ … предмету

12. пишущ…. ученику

13. для пляшущ… девочки

15. в хорош… платье

5 класс. Имя прилагательное как часть речи

Ф.И. ученика ________________________________________________________

О или Е в окончании?

1 у больш…го дуба

2 могуч…му дереву

4 колюч…му кусту

5 хорош…го пения

6 пригож…му юноше

7 похож…го брата

10 горюч…му ключу

11 больш…й куклой

12 с чуж…го плеча

13 для старш…го брата

14 у больш…й картины

5 класс. Имя прилагательное как часть речи

Ф.И. ученика ________________________________________________________

О или Е в окончании?

1 у больш…го дуба

2 могуч…му дереву

4 колюч…му кусту

5 хорош…го пения

6 пригож…му юноше

7 похож…го брата

10 горюч…му ключу

11 больш…й куклой

12 с чуж…го плеча

13 для старш…го брата

14 у больш…й картины

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Путкова Тамара НиколаевнаНаписать 1326 19.04.2018

Номер материала: ДБ-1477888

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    19.04.2018 710
    19.04.2018 1044
    19.04.2018 659
    19.04.2018 403
    19.04.2018 212
    19.04.2018 1314
    19.04.2018 573
    19.04.2018 268

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока

Время чтения: 1 минута

Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Диктант правописание прилагательных 5 класс русский

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: «ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Словарные диктанты

1. Весенним утром, на ясном небе, задумчивые облака, теплой землей, над наподвижным озером, на весеннем воздухе, золотые потоки молодого горячего света, на свежем воздухе, в зимнюю погоду.

2. В зимнем лесу, в серебристом инее, пушистым снегом, ярким солнечным светом, зимним вечером, на синем небе, зеленоватым светом, на холодную землю, под зеленым деревом, на жёлтом одуванчике.

Объяснительный диктант

Объясните выбор гласной в окончании прилагательных.

Березовые дрова, пчелиным воском, дорожную пыль, с отборной пшеницей, с беззаботным смехом, о пасмурной погоде, о приезжем музыканте, с большим успехом, навстречу яркому весеннему солнцу, нет свободного времени.

Выборочный диктант

Выпишите прилагательные в две колонки:

а) в окончаниях прилагательных пишется О после шипящих;

б) в окончаниях прилагательных пишется Е после шипящих.

У небольшого озера, свежей зеленью, пахучего шиповника, по скрипучей лестнице, свежей краской, к лучшему другу, на горячем песке, с хорошей песней, с хорошим товарищем, по весеннему лесу, в последнем постановлении, в колючем кустарнике, с колючими шипами.

Проверочный диктант

1. Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.

В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.

2. Хорошо в зимнем лесу. Деревья стоят в серебристом инее. Всё засыпано пушистым снегом. Особенно хороши ели в роскошном, зимнем уборе. В морозном воздухе звонко отдаётся каждый звук. Зимним вечером еще лучше. Деревья освещены розовато-синим светом заходящего солнца.

Контрольные диктанты

Кончается лето. Всё ярче костры листопада. Березы и клены осенью стоят в жёлтом цвете, а листья осинок — в красном. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сметала в высокие стога.

Показались в осеннем небе косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми синими облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» — провожают их люди.

Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени.

(По Г. Скребицкому)

У реки

На берегу небольшой речонки летним днем лежали старик и мальчик. Василь смотрел на тихую реку, на теплое безоблачное небо, на дальний сосновый лес. Тихая, неподвижная река вся была скрыта под сплошной твёрдой зеленью кувшинок.

На той стороне у берега оставалась чистая, гладкая полоса воды. В ней мальчик видел с необыкновенной отчетливостью прибрежную осоку, чёрный зубчатый лес, зарево, которое горело за ним.

Печальным свистом перекликались кулички. В вечернем небе ясно выступил раньше совсем незаметный полукруг молодого месяца.


источники:

http://infourok.ru/dm-po-russkomu-yaziku-slovarnoorfograficheskie-diktanti-po-teme-imya-prilagatelnoe-dlya-klassa-2898687.html

http://samopodgotovka.com/index.php/russkij-yazyk/26-diktanty-po-russkomu-yazyku-5-klass/169-diktanty-po-russkomu-yazyku-5-klass-tema-pravopisanie-padezhnykh-okonchanij-prilagatelnykh.html