Диктанты для 2 класса с парными согласными и безударными гласными

Диктанты по русскому языку 2 класс по теме: Парные звонкие и глухие согласные (часть 2)

Диктанты по теме: «Парные звонкие и глухие согласные»

При написании раздела Диктанты 2 класс по теме Парные звонкие и глухие согласные часть 2 использовались материалы из книг:

  • «Диктанты по русскому языку» И. Г. Гринберг, Т. Ю. Никифорова, С. В. Панкова

Осень

Поздняя осень. На улице лёгкий мороз. Падает первый снег. Дорожки стали белыми. Лужи затянуло тонким ледком. Ребята выбежали на улицу. Они рады снежку. Дети по тропке спешат к реке. Но мороз ещё не успел сковать её льдом.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста по два слова с орфограммой «Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением» и «Парный согласный в корне слова» . Докажите правильность написания.
  2. Выпишите из текста однокоренные слова. Докажите.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова лужи.

Потомство

У нагей собаки Чапки появились щенки. Они похожи на шерстяные клубки с глазками-бусинками и холодными носиками. У каждого висят лохматые ушки. Щенки смешно переваливаются на коротких лапках, иногда падают на бок. Чапка внимательно следит за малышами.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста три слова с парным согласным в корне и докажите написание.
  2. Выпишите из текста слово, в котором звуков больше, чем букв. Укажите количество звуков и букв.
  3. Подчеркните в тексте слово, в которм четыре слога и ударение падает на первый слог.

Первый снег

Петя и Маша посмотрели в окно. Ночью выпал мягкий, пушистый снег. Рядом с домом намело маленький сугроб. Берёзка и куст сирени стоят в белоснежном наряде. Ребята надевают шапки, шубки, сапожки, варежки и бегут во двор. Дети радуются снежку!

Грамматические задания

  1. Выпишите из пятого предложения слова с парным согласным в корне. Подберите проверочные слова.
  2. Найдите в тексте однокоренные слова. Выделите корень.
  3. Определите количество звуков и букв в слове ночью.

Снежок

У нас живёт котёнок. Он белый, как снег. Мы назвали котёнка Снежком. У него маленькая головка, смешные ушки, зоркие глазки, острые зубки и большой пушистый хвост. Снежок редко сидит на месте. Он очень любит играть с клубком ниток.

Грамматические задания

  1. Выпишите из четвёртого предложения слова с парным согласным в корне слова. Подберите проверочные слова.
  2. Разберите по составу слова: котёнок, хвост, маленькая.

Петя и Архип мечтают построить плот. В лесу после бури были поваленные деревья. Мальчики вместе с папой обрубили ветки и прикатили брёвна на берег реки. Ребята крепкими верёвками связали брёвна. Папа прибил мачту и повесил парус. Плот готов! Вперёд!

Грамматические задания

  1. Выпишите из третьего предложения слова с орфограммой «Парный согласный в корне слова» . Подберите проверочные слова.
  2. Укажите части речи над словами четвёртого предложения.

В деревне

У нас есть дом в деревне. За домом сад и огород. В саду растёт много слив, яблонь и груш. В огороде выстроились, как на парад, грядки. На них мы выращиваем картофель, морковь, капусту, салат. Рядом с домом грустит затянутый зеленью пруд.

Грамматические задания

  1. Выпишите слова с парным согласным в корне слова из 2-4 предложений. Запишите проверочные слова.
  2. Подчеркните в словах пятого предложения буквы непроверяемых безударных гласных в корне слова.

В лодке

Летом Глеб Дубков отдыхал в деревне у бабушки. Часто Глеб и собака Бобик ходили гулять в лес или на озеро.

Однажды они решили прокатиться на лодке. На озере была лёгкая рябь. Воздух был свеж. Дул прохладный ветерок. Хороша прогулка!

Грамматические задания

  1. Выпишите из первых двух предложений слова, отвечающие на вопрос кто?
  2. Выпишите из текста три-четыре слова с орфограммой «Парный согласный в корне» . Запишите проверочные слова.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова рябь.

Котёнок

Миша нашёл под дубком котёнка. Он был пушистый, рыжий, с грустными глазками. У малыша шла из лапки кровь. Миша аккуратно взял котёнка и отнёс домой. Мальчик промыл ранку и покормил больного. Малыш остался жить у Миши. Котёнка назвали Рыжиком.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста два имени существительных с парным согласным в корне слова. Запишите проверочные слова.
  2. Выполните звуко-буквенный разбор слова глазки.

Зимой

Пушистый снег покрыл всё вокруг. У крыльца дома намело большой сугроб. Словно в белых шубках стоят деревья. Замёрз пруд. На нём крепкий лёд.

Дети надели шубки, шапки, варежки и выбежали на улицу. Они играют в снежки. Мороз им не страшен.

Грамматические задания

  1. Найдите в тексте три пары однокоренных слов, выделите в них корень.
  2. Выпишите из текста три-четыре слова с парным согласным в корне слова. Подберите проверочные слова.
  3. Подберите к выделенным словам антонимы.

Зимний лес

Люблю я прогулки в зимний лес. Под ногами скрипит снег. Блеск разноцветных огоньков на солнце радует глаз. Узкая тропа убегает вглубь леса. Берёзки стоят в пуховых косынках. Ели и сосны надели меховые шапки и тёплые варежки.Не страшен им мороз!

Методическое пособие «Сборник диктантов для 2 класса»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Контрольный диктант по русскому языку (1 четверть)

Цель: Проверить у учащихся сформированность навыков и умений по пройденным темам:

— написание сочетаний –ча, -чк;

— безударная гласная, проверяемая ударением;

— написание слов с парными согласными в конце и в корне слова;

— большая буква в именах, отчестве, фамилии людей, в начале предложения;

— ь-знак – показатель мягкости;

— слов с двойными согласными;

— деление слов для переноса

Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Ольга жила у бабушки. Бабушка Анна Петровна заставляла внучку рано вставать. Она учила её шить и любить всякий труд. Люди часто хвалили девочку за ловкость в работе. А Ольга всегда думала о своей бабушке.

Записать слова, разделяя их для переноса.

1 вариант: капуста, морковь, майка.

2 вариант: яблоко, письмо, суббота.

Спиши слова, поставь в них ударение:

1 вариант: осень, мороз, зима.

2 вариант: сосны, осины, лесок.

Вставь пропущенные буквы:

1 вариант: ж..лище, ч..гун.

2 вариант: ш..рина, кач..н.

Контрольный диктант по русскому языку (2 четверть)

Цель: Проверить у учащихся сформированность навыков и умений по пройденным темам:

— написание сочетаний –ча, -чк;

— безударная гласная, проверяемая ударением;

— написание слов с парными согласными в конце и в корне слова;

— большая буква в именах, отчестве, фамилии людей, в начале предложения;

— ь-знак – показатель мягкости;

— слов с двойными согласными;

— деление слов для переноса

Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Мы бежим по лесной тропе. Дышим во всю грудь. Путь лежит через чащу. Со всех сторон стволы лип. Смотри вперёд! Там бежит лиса. В траве видны её спина и чудесный хвост.

Подбери к слову однокоренные слова.

Вставь, если надо, пропущенную букву:

1 вариант: раз(?)ехаться, пере(?)езд.

2 вариант: под(?)ёмник, при(?)ёмник.

Разбери слово по составу:

1 вариант: чудесный.

2 вариант: пушистый.

4* Подбери слова к схемам: ¬ ٨ , ¬ 

Контрольный диктант по русскому языку (3 четверть)

Цель: Проверить у учащихся сформированность навыков и умений по пройденным темам:

— написание сочетаний –ча,-ща,-чу,-щу,-жи,-ши,-чн,-чк;

— безударная гласная, проверяемая ударением;

— написание слов с парными согласными в конце и в корне слова;

— большая буква в именах, отчестве, фамилии людей, в начале предложения;

— ь-знак – показатель мягкости;

— слов с двойными согласными;

— правописание предлогов и приставок

Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

В воздухе запахло весной. Быстро тает снег. Шумно бегут весёлые ручейки. Уже появилась свежая молоденькая травка. Из дальних стран летят перелётные птицы. Лёд на реке потемнел. Всё теплее греет солнце. Вода несётся бурными потоками. Вот вода выступила из берегов и затопила луга.

Весеннее половодье приносит людям много бед. (49 слов)

Разобрать предложение по частям речи:

1 вариант: Бегут весёлые ручейки.

2 вариант: Вода несётся бурными потоками.

Разобрать слова по составу:

1 вариант: перелётные

2 вариант: затопила

Найди лишнее слово (часть речи):

Солнце, красивый, скоро, летать.

Контрольный диктант по русскому языку (4 четверть)

Цель: Проверить у учащихся сформированность навыков и умений, связанных с написанием текста под диктовку с осознанным использованием изученных орфограмм во втором классе.

Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

У Дины жил рыжий котёнок. Он был весёлый и пушистый. Звали котёнка Мурзик. Любил Мурзик спать под кроватью.

Один раз залез он в корзину и заснул. Дина взяла корзину и унесла в чулан. Долго искала Дина любимца. Только вечером вспомнила про корзину. Мурзик был найден.

Слова для справок: один, кровать, корзина.

В первом предложении выделить главные члены предложения.

Подобрать проверочные слова:

1 вариант: ст..рик — ………

2 вариант: м..рской — ………

Разобрать слова по составу:

1 вариант: беленький, заморозки.

2 вариант: подарки, маленький.

4. Запиши примеры однозначных и многозначных слов (по два)

по русскому языку 2 класс.

Цель: 1. Выявить остаточные знания. Проверить у учащихся сформированность навыков и умений:

— знаки препинания в конце предложения;

— большая буква в начале предложения;

— ь-знак – показатель мягкости;

— большая буква у имён собственных;

2.Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Анара перешла во второй класс. Она уже хорошо читает, пишет. Девочка любит играть, петь. Анар любит свою школу. (18 слов)

по русскому языку 2 класс.

Цель: Проверить у учащихся сформированность навыков и умений по пройденным темам:

— написание сочетаний –ча, -чк;

— безударная гласная, проверяемая ударением;

— написание слов с парными согласными в конце и в корне слова;

— большая буква в начале предложения;

— ь-знак – показатель мягкости;

Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Около лесной сторожки есть пруд. К пруду ведёт узкая дорожка. На берегу беседка. Вокруг пруда растут красивые берёзки и ёлочки. Вода в пруду чистая и холодная. Водятся там лещи и караси. Мы часто ловим рыбу. Ох, и вкусная уха из свежей рыбы! (43 слова)

1. Вставь пропущенные буквы:

1 вариант: заря..ка, коро..ка;

2 вариант: бере..ка, тра..ка;

2. Списать слова, выделить окончания:

1 вариант: кошка, кошки, с кашкой;

2 вариант: весёлый, весёлая, веселье.

3. Обозначь корень слова

1 вариант: дружок, цветной, полёт, ледник.

2 вариант: лесок, смешной, поход, цветник.

по русскому языку 2 класс.

Цель: Проверить у учащихся сформированность навыков и умений по пройденным темам за год:

— написание сочетаний –ча, ща, -чк, -чн;

— безударная гласная, проверяемая ударением;

— написание слов с парными согласными в конце и в корне слова;

— большая буква в начале предложения;

— ь-знак – показатель мягкости;

-умение находить и обозначать главные члены предложения;

-умение разбирать слова по составу;

— умение выполнять фонетический разбор.

Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Весной Рома забыл в лесу кепку. В июне мальчик опять пошёл по лесной тропе.

Он увидел на сучьях дерева свою кепку. Птички летали над ней. А в кепке пищали

Рома решил не трогать гнездо. Он стал крошить на траву хлеб. Потом мальчик

тихонько отошёл. (46 слов)

1. Определи и подчеркни главные члены предложения.

1 вариант: В саду росли красивые цветы.

2 вариант: Осенью люди собирают урожай.

2.Разбери слова по составу.

1 вариант: походный, земля.

2 вариант: подводник, белый.

3. Выполни фонетический разбор слова.

2 вариант: вьюга

Проверочный диктант 2 класс.

Цель: Проверить сформированность умений и навыков у учащихся, связанные с написанием:

— сочетаний -ча, -ща, -жи, -ши, -чу, -щу, -чк, -чн.

— большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в начале

— слов с мягким знаком на конце и в середине слова;

— слов с безударными гласными;

— выполнять фонетический разбор

Развивать орфографическую зоркость.

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику.

В домике этом жили три медведя. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу. (38 слов)

Выполнить фонетический разбор слов: лес, ель

Проверочный диктант 2 класс.

Тема: Состав слова.

Цель: Проверить сформированность умений и навыков у учащихся, связанность с написанием:

— сочетаний -ча, -ща, -жи, -ши, -чу, -щу, -чк, -чн.

— слов с мягким знаком на конце и в середине слова;

— большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в начале

— слов с безударными гласными;

— выполнять разбор слов по составу.

Развивать орфографическую зоркость.

Кончается летний денёк. Ещё тепло. Над селом Щукино яркий закат. Через час будет светить луна среди звёзд. По лесной тропе побежит волк. Пойдёт спать в чащу медведь. (27 слов)

Разобрать по составу слова: побежит, денёк, звёздный.

Проверочный диктант 2 класс.

Тема: Имя существительное.

Цель: Проверить сформированность умений и навыков у учащихся, связанность с написанием:

— сочетаний -ча, -ща, -жи, -ши, -чу, -щу, -чк, -чн.

— слов с мягким знаком на конце и в середине слова;

— большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в начале

— слов с безударными гласными;

— деление слов для переноса;

— написание парных согласных на конце слова;

— умения находить имена существительные в предложении;

— умение определять число, род имён существительных;

— определять одушевлённые и неодушевленные имена

Настали морозные дни. Снег замёл все дорожки в лесу. Петя встал на лыжи и

побежал в лес. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели синички и снегири. Жадно клюют они зёрна и крошки. Завтра Петя опять придёт в лес. Помоги и ты пернатым друзьям! (46 слов)

1. 1 вариант: В третьем предложении текста найди и подчеркни имена

2 вариант: Во втором предложении текста найди и подчеркни имена

2. Определи число имён существительных:

1 вариант: Мяч, скакалка, шкафы, окно, цветы.

2 вариант: Работа, ребята, люди, буквы, предложения.

3. Определи род имён существительных:

1 вариант: Окно, двери, дядя, стулья, парта.

2 вариант: Дерево, машину, самолёт, грибы, облака,

4. Выпиши в два столбика имена существительные одушевлённые и

1 вариант: Котенок, лапы, матрос, яблоко, человек, корабль.

2 вариант: Деревня, корова, море, галчонок, печка, почтальон.

Проверочный диктант. 2 класс

по теме «Имя прилагательное».

Цель: 1. Проверить у учащихся сформированность навыков и умений по пройденным темам:

— написание сочетаний –ча, -чк;

— безударная гласная, проверяемая ударением;

— написание слов с парными согласными в конце и в корне слова;

— большая буква в начале предложения;

— ь-знак – показатель мягкости;

2.Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

3.Проверить умение распознавать имя прилагательное. Определять число и род имён прилагательных.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река. Уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долинам в больших валенках, по сторонам поглядывает.

Вот бугорок в поле. Проказник- ветер сдул с бугорка белую шапку. Нужно её снова надеть. Серого зайчишку зима одела в белую шубку.

1.В предложении найди и подчеркни имена прилагательные. Определи число.

I вариант: Под тёплым солнцем даже в глухих местах растаял последний

II вариант: Из далёких стран вернулись на родину наши пернатые друзья.

2. Поставь вопрос к имени прилагательному.

I вариант: Ночь (…?) короткая, вечер (….?) свежий, цветы (….?) душистые,

II вариант: Воздух (….?) чистый, небо (….?) голубое, страны (….?) далёкие,

3. Определи род имён прилагательных.

I вариант: Берёзовая роща, пушистый зверёк, сладкий фрукт, яркое солнце,

II вариант: Тёплое солнце, дикая кошка, тёмный лес, безоблачное небо,

Проверочный диктант. 2 класс

по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Цель: 1. Проверить у учащихся сформированность навыков и умений по пройденным темам:

— безударная гласная, проверяемая ударением;

— написание слов с парными согласными в конце и в корне слова;

— большая буква в начале предложения;

— ь-знак – показатель мягкости;

— знак препинания в конце предложения

2.Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

3.Проверить умение распознавать главные члены предложения. Определять второстепенные члены предложения.

На лесной опушке появился из земли гриб боровик. После грибного дождя он подрос и стал красавцем. У него крепкая ножка и скользкая коричневая шляпка. Он хорошо скрыт в траве. Ежи и бельчата рады грибу. Вкусное кушанье! (37 слов)

1. Подчеркни главные члены предложения. Определи какой частью речи они выражены.

I вариант: Ребята из нашего класса ходят в спортивные кружки и

II вариант: В мягкой траве скачут зелёные лягушки.

2. Разбери слова по составу.

I вариант: грибной, подрос

II вариант: шляпка, подрос

по блоку «Звуки и буквы. Правописание гласных и согласных»

Цель: Проверить сформированность умений и навыков у учащихся, связанность с написанием:

— сочетаний -ча, -ща, -жи, -ши, -чу, -щу, -чк, -чн.

— большой буквы в начале предложения;

— слов с безударными гласными проверяемыми и не проверяемыми;

— деление слов на слоги и для переноса;

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Теперь можно было пить.

(28 слов) (По Л. Толстому)

1. Раздели слова на слоги и для переноса, поставь ударение:

Аптека, яблоня, зима, труд, глухарь, кот.

2. Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы:

Образец: денёк — день

Проверочный диктант. 2 класс

Тема: «Глагол. Предлог»

Цель: проверить сформированность умений и навыков учащихся

— писать корневые орфограммы

— различать приставки и предлоги

— находить в предложении глаголы;

— определять число глагола

Настали первые дни весны. Выглянуло яркое солнышко. У крыльца разлились большие лужи. Как кругом весело! Всюду звенит звонкая капель. Миша и Яна взяли дощечку и смастерили чудесную лодку. Она поплыла по воде. Дети бежали за ней и весело кричали.

1. I вариант: В первом предложении найди глагол и подчеркни его.

II вариант: Во втором предложении найди глагол и подчеркни его.

2. I вариант: Определи число глаголов:

прилетели, выглянуло, смастерили, поплыла.

II вариант: Определи число глаголов:

звенит, бежали, разлились, хлюпает.

3. Запиши слова раскрой скобки:

I вариант: (по)воде, (по)бежали, (со)снегом, (за)лодкой, (за)кричать.

II вариант: (по)дорожкам, (по)весили, (на)березу, (в)гнездо, (в)бежать

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 790 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 337 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 637 человек из 79 регионов

  • Филинкина Анна МихайловнаНаписать 125341 30.01.2013

Номер материала: 4117013014

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    29.01.2013 1611
    29.01.2013 3381
    29.01.2013 2410
    29.01.2013 5028
    29.01.2013 1701
    29.01.2013 9620
    29.01.2013 1442

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида

Время чтения: 1 минута

Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей

Время чтения: 1 минута

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Контрольные диктанты по русскому языку для 2 класса

Тексты контрольных диктантов по русскому языку на темы и правила 2 класса.

Именно во 2 классе дети знакомятся с главными орфограммами: безударные гласные в корне слова, парные согласные в середине и на конце слова, разделительный мягкий знак и так далее.

Контрольные диктанты по темам 2 класса

Контрольный диктант по теме «Слова с буквой Э»
Это наш парк. Тут клёны и липы. Вот эстрада. Там выступаю! дети. Элина и Оля спели эстонскую песню. Эдик читал стихи (21 слово)

Контрольный диктант по теме «Звук [й] и буква Й»

Сон в лесу
На густой ели крупный тёмный шар. На боку шара — лазейка. Из лазейки идёт струйка пара. Это тёплый дом белки. Спит зимний лес. (25 слов)
Книга
Книга — твой верный друг. Она самый главный источник знаний. Привыкай любить книгу. Читай каждый день. Старайся больше узнать. Книга даст ответ на любой вопрос. (25 слов)

Контрольный диктант по теме «Слог. Ударение. Перенос слов»

Умный пёс
Тёплый летний день. Иван идёт в лес. Рядом верный пёс Шурай. Вот кусты малины. Иван рвёт ягоды.
Вдруг Шурай залаял. Смотрит Иван — в траве гадюка. Шурай бросил гадюку в кусты.
Умница Шурай! (34 слова)

Контрольный диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме буквами»

Картинки
Девочки любят работать красками. Вот листы из книги-раскраски. Девочки взяли краски и кисти. У них три картинки. Ирина выбрала лютики. Света любит ирисы. Рита раскрасила лилии. Красивые вышли рисунки. (31 слово) По В. Горецкому
Игрушки
Идёт урок труда. На партах бумага и клей. Дети взяли ножницы. Они делают фигурки животных.
У Люси серый слоник. У Вари белый зайчик. У Пети рыжая белка. Эти бумажные звери украсят ёлку. (33 слова) По Л. Ефименковой

Контрольный диктант по теме «Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака»
Мыльные пузыри
Ольга и Юлька будут пускать мыльные пузыри. Надо налить воду в мыльницу. Бросить туда дольки мыла и размешать.
Сестры взяли соломинки. Булькает вода. Плывут большие пузыри. Танцуют пузыри-малютки. Это пузырьковый вальс. (34 слова) По С. Уразову
Уборка снега
Зимний день. Идёт сильный снег. Большой школьный двор весь белый.
Кончились уроки. Распахнулась дверь школы. Мальчики гурьбой выкатились на крыльцо. Надо очистить ступеньки и дорогу к воротам. Ребята взяли лопаты и стали убирать двор. (36 слов)

Контрольный диктант по теме «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ»
Товарищи
У Алёши Жигалова ангина. К мальчику пришли Гриша и Алёнка. Они рассказали Алёше про школьную жизнь. Гриша помог другу решить новые задачи. Алёша был рад приходу ребят.
Хорошие у мальчика товарищи! (32 слова)
Пыжик
У Миши Шилова живёт щенок. Он рыжий с белыми пятнами. Зовут щенка Пыжик.
Пыжик добрый и умный. Он умеет служить и давать лапу.
Мальчик любит щенка. Он водит Пыжика гулять в рощу. (33 слова)
Розы
На столе кувшин. В нём живые розы. У них большие острые шипы. Эти душистые розы купил папа. Мама любит их свежий запах. Хороши розы! (25 слов)
Малыши рисуют
Миша и Даша взяли карандаши. Наши малыши рисуют. У Миши ручей и камыши. У Даши ёжик. Он как живой. Малыши рады. Хорошие получились рисунки! (26 слов)

Контрольный диктант по теме «Буквосочетания ЧА-ЩА»
Утром в лесу
Утро. В лесу тишина. Вдоль чащи бежит старый рыжий лис.
Слушает и смотрит лис. Где ждет добыча? Может, запищат мыши. Может, выскочат зайцы.
Вот пискнула синица. Вот застучал дятел. Все слышит и знает хитрый лис.
Дома
Пришла зима. Выпал пушистый снег. Трещат морозы. А дома тепло. Тихо стучат часы. Дедушка сел в качалку и начал читать. Внучата тоже не скучают. Люся качает куклу. Вася вращает юлу. (31 слово)

Контрольный диктант по теме «Буквосочетания ЧУ-ЩУ»
На рыбалке
Чудный день. Кругом тишина. Мы сидим на берегу речушки. Рыбачим. Ветер качает камыши. Чуть слышно плещут волны-Стрекочут кузнечики.
Я тащу леща. Товарищу попалась щука. Вот это рыбища! Такая удача! (32 слова)
Помощник
Два часа дня. Я хлопочу по дому. Хочу помочь маме. Я мою чашки. Чищу ножи и вилки. Тащу на улицу коврик, колочу. Ну и пылища!
Закончу уборку и выучу уроки. (31 слово)

Контрольный диктант по теме «Буквосочетания ЧК, ЧН»
Осень
Белки надели дымчатые шубы. Лисички рыщут по мрачным полям. Ищут мышиные норы под кочками. Ёжик свернулся клубочком и уснул. Кунички по ёлкам скачут. У них дом готовый и прочный. Это дупло. Крот зарылся глубоко в землю. (37 слов) По И. Соколову-Микитову
Зайчонок
В гнёздышке чайки было три яичка. Одно качнулось и затрещало. Выкрошилась дырочка. Точно в окошечко, высунулся птичий нос.
Сначала зайчонок прилично струхнул. Напугали солнечные лучи. Потом упёрся лапками в стеночки и поднатужился.
Одной чайкой стало больше. (37 слов) По Соколову-Микитову

Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме буквами»
Лес зимой
Снег укутал весь лес. Старый дуб надел пушистую шапку. На ветках берёзки лежит лёгкий шарф. Кустик крушины укутался в белую шубку. Ёлочка спрятала лапки в тёплые варежки. Тепло одеты лесные жители. (33 слова)
Первый снег
Выпал первый снег. Он лёгкий, мягкий, пушистый. На берёзках и дубках чудный наряд. Надеваю шубку, шапку, рукавички и мчусь на улицу. У крыльца сугроб. Под снежком гладкий лёд. Это замёрзли лужи. (33 слова)
Зайчик
В живом уголке жил зайчик. Школьники нашли малыша в лесу. Зайчик сидел у берёзки и ел травку. Зайку взяли в школу.
Шерсть у зайчишки гладкая. Зубки и когти острые. Сначала зайчик боялся. Потом привык. Он грыз капусту и морковь. (40 слов)
Клади вещи на место
Дети играли в гости. Они взяли чайник, чашки и ложки. У Юли был мишка. У Гриши зайчик. У Катюши ёжик. Дети учили их пить чай.
Ушли дети. Игрушки оставили нафтоле. Залез кот на стол и начал играть. Упали игрушки. Жаль их. (46 слов)

Контрольный диктант по теме «Ударение. Ударные и безударные гласные»

Наше село лежит на горе. Под горой бежит речка. Вода в реке быстрая и чистая. За рекой стоит сосновый бор. В бору светло. Там чудно пахнет смолой. Земля покрыта мягким пушистым мхом. Кругом частый низкий черничник. Во мху чуть видны лисички. (41 слово) По Г. Снегиреву
Рак
Рак — животное ночное. Днём он сидит в норе. Почует добычу и прыг из норы. Со дна реки бежит цепочка пузырьков. Это рак выпускает воздух. В пищу раку идут жучки и мелкие рыбёшки. Рак очень любит падаль. Это неживые рыбки и лягушки. (42 слова) По В. Бианки
В лесу
Летний день. Ребята встали рано и бегут в рощу. Узкая тропинка ведёт в чащу. Зелёная трава блестит от росы. На разные голоса поют лесные птички. Цветут душистые ландыши. В воздухе стоит чудный запах сосны. Дети ищут ягоды. (39 слов)
Курица и цыплята
Курица ведёт по двору цыплят. Пушистые комочки пищат и скачут. У крыльца большой цветник. А вот ворота в огород. На грядках краснеют помидоры. Зреет капуста.
Заметил цыплёнок на земле червячка. Хвать беднягу! Закудахтала квочка. Она хвалит сыночка. (40 слов)
Теплица
Люди хотят иметь свежие овощи круглый год. Потом строили чудесные дома. Стены домов из дерева. Крыши – из стекла. Они сами ловят солнечные лучи. Полы греют печки Это теплицы.
Январь. На дворе трещат морозы. В теплице весна. На грядках живая зелень. (41 слово) По Н. Надеждиной

Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак (Ь)»

Муравейник
Лесная чаща. Под елью чудной дом. Как гора из еловых иголок. На вершине лежат мелкие сучья. Это жильё муравьев — муравейник. Тут живёт большая муравьиная семья.
Вот ползёт муравей. Он несёт лёгкую травинку. Такой груз муравью как нам бревно. Вот так герой! (42 слова) По Н. Павловой
Татьяна
Татьяна — младший член семьи Ильиных. У Танюши куча дел. Она повесила шубку и платье. Выгладила бельё. Убрала книжки, которые старшие братья оставили на стульях.
Теперь — шитьё. На платочке чудным венком сплелись цветы и листья. Это сюрприз маме ко дню рожденья. (41 слово)
Лесник
Молодой лесник Илья Соловьёв охраняет лес. Жильё лесника — крошечная сторожка. Она стоит в глуши у ручья. Илья часто обходит участок с ружьём. Он отлично знает лисьи и заячьи следы. Различает все птичьи гнёзда. Илья помогает животным. Наполняет кормушки травой, солью. (41 слово)

Контрольный диктант по теме «Удвоенные согласные в словах»
Грачи открыли весну
Грачи открыли весну. Они очень спешили в родные места. Путь был длинным и трудным. Многие слабели и гибли. Долетели самые крепкие. Группы грачей медленно шагают по весенним полям. В аллеях парка птичьи семьи строят жильё. Скоро запищат грачата — самые ранние птенцы. (44 слова) По В. Бианки
В роще
Ранним утром Алла и бабушка Дарья идут в рощу. Хорошо весенней порой в лесу! Стройными колоннами стоят деревья. Жужжит шмель в траве. Спешит к ручью жабка. У корней сосны душистые ландыши. Вот заячья капуста. Бабушка и внучка рвут щавель. (41 слово) По Н. Павловой
Лыжный поход
В воскресенье в солнечную погоду Наталья Васильевна ведёт второй класс в лыжный поход.
Троллейбус привёз ребят на конечную остановку. Аккуратно перешли шоссе. Вот лыжная трасса. Ребята выстроились в колонну. Впереди папа Ильи Гладкова. Группа лыжников двинулась к лесу. (40 слов) По С. Уразову
Пушистик
В субботу дедушка Ульян принёс Филиппу кролика. Шерсть у кролика мягкая и пушистая. Задние лапки длинные, а передние короткие. Ушки длинные. Дали зверьку кличку Пушистик и поместили в клетку. Одна стена — металлическая сетка. Филипп давал Пушистику хлеб, листья капусты, сладкие яблоки. (42 слова) По С. Уразову

Контрольный диктант по теме «Слово»
Друзья
Кирилл Воробьёв три дня не был в школе. В воскресенье группа ребят пришла к Кириллу. У мальчика был грипп. Друзья принесли тетрадки. Алла рассказала правило по русскому языку.
Потом все смотрели коллекцию марок, пили чай с вареньем. Повеселел Кирюша. Скоро поправится. (42 слова)
Ёжик
Ночью ёжик по лесу гулял. Увидел красную клюквинку — наколол на иголочку. Увидел жёлтые листья — наколол.
Заметил в луже голубую звёздочку. Хотел наколоть. Не вышло. Накрыл звёздочку лопушком. Утром найдёт.
Утром вместо голубой звезды нашёл в луже большое красное солнышко. Вот ёж смеялся! (43 слова) По Г. Цыферову

Контрольный диктант по теме «Заглавная буква в словах»

Дежурные
Алла Чайкина и Эдик Щукин — дежурные. Они пришли в класс раньше всех. Эдик полил цветы. Алла вымыла доску. Ребята аккуратно вычистили живой уголок. Они дали корм рыбкам. Скворцу Чубику покрошили хлеб. Крольчиху Пушинку покормили листьями капусты. Софья Васильевна похвалила дежурных. (41 слово)
На ферме
Геннадий Трошин и Татьяна Зубкова живут в Чашниках. Их мамы — доярки. Гена и Таня часто ходят на ферму. Гена на коне Орлике возит сено. Таня любит кормить корову Березку. Она даёт ей кусочки сахара и сочную траву.
Любимые книги
На классном часе мы с друзьями вспоминали любимые книжки. Наталья Берёзкина любит читать рассказы о животных Евгения Чарушина. Илья Капустин — сказки Александра Сергеевича Пушкина. Жанна Чупина — стихи Сергея Михалкова.
Многие ребята любят читать русские и белорусские народные сказки. (40 слов)

Контрольный диктант по теме «Слова, которые обозначают признаки предметов»
Новый дом скворцу
Пришла весна. Текут ручьи. Появились первые весенние цветы. Уже зимой стучали молотки в мастерской. Ребята строили птичьи домики.
Время встречать пернатых гостей. Школьники хорошо подготовились к встрече. Каждая семья скворцов получит новый дом. (36 слов)

Контрольный диктант по теме «Предлог»
На катке
Ольга с Петром вышли на крыльцо. На плечах у детей висят коньки. Друзья спешат на каток. Узкая длинная аллея ведет к катку. Там светло от цветных огней. Звучат песни. Ребята ищут друзей в толпе. Легко скользят коньки по льду. Чудный вечер! (43 слова) По С. Уразову
Лёд-спаситель
Ночью вымерзла вода в осенних лужицах. Они хрустят под ногами лёгким ледком. Близка зима с морозами. Под крепким льдом замолчат речки. Лёд будет защищать рыб. Прочная ледяная стена укроет их от холода. Безо льда всё живое в мороз ожидает смерть. (42 слова)

Контрольный диктант по теме «Слова с безударными гласными и парными звонкими и глухими согласными в корне
Раз ночью сквозь разбитое оконное стекло вскочила большущая мерзкая жаба. Увидела Дюймовочку. Схватила скорлупку с девочкой и выпрыгнула в сад. Там текла широкая река. У берега была топкая и вязкая тина. Тут жила жаба с сынком. Он был гадкий и противный. (40 слов) По Г.Х. Андерсен
Весна
Наступила весна. Уже апрель. Весь день светит весеннее солнышко. Надулись на деревьях душистые почки. На ветвях берез висят длинные сережки. С крыш летит частая капель. У крыльца журчат ручьи. Инна и Андрей пускают лёгкие лодочки. Лодки быстро мчат по воде. (41 слово) По Н. Павловой
Ранняя весна
Родились первые зверята. У лосей и косуль растут молодые рога. Горланят воробьи. Звучно поют весёлые песни чижи, синички. Скоро прилетят скворцы.
В лесу лёгкая капель. Тает снег на деревьях, а по ночам мороз снова куёт крепкий лёд. (39 слов) По В. Бианки
Сластёна
Мурка — странная кошка. Она любит лизать сладкий мёд. Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл кошку к улью. Мурка стала на задние лапки и сунула мордашку в леток. Вдруг раздался резкий кошачий визг. Мурка стрелой умчалась прочь. (41 слово) По А. Дорохову

Контрольный диктант по теме «Предложение»
Лодочка
Пришла весна. Тает снег. Ручьями течет по улицам вода.
Дети вырезали лодку и пустили в ручей. Лодочка быстро плыла по воде. Иногда она натыкалась на редкие камешки и замедляла ход.
Дети гурьбой бежали за лодкой, весело кричали. Они не смотрели под ноги и попали в лужу. (47 слов) По Л. Толстому
Спас
На дорожку слетел молодой воробьишка. Он сложил крылья и начал клевать крошки.
Пушистый рыжий кот Василий скучал. Он лежал на крыльце и щурил сонные глазки. Васька почуял добычу и готовил к прыжку
Это заметил Илья. Мальчик прогнал кота и спас птичку. (42 слова) По Н. Павловой

Контрольный диктант по теме «Текст»
Птицы под снегом
Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку. Сорвался и бухнулся по уши в снег.
Чует косой: под ногами — живое. Вокруг стали вылетать из снега птицы. Испугался заяц. Кинулся в лес.
Стая куропаток живёт в снегу. Днём вылетают, ходят по болоту, клюкву ищут. Поедят — опять в снег. (50 слов) По В. Бианки
Черёмуха
Наступила весна. Деревья черёмухи усыпаны гроздьями цветов. От них плывёт крепкий запах. Он очищает воздух от микробов. Осенью вместо цветов свисают чёрные костянки. Из сладких ягод варят вкусный кисель.
Соком плодов подкрашивают различные напитки.
Черёмуха — лекарственное растение. Настой цветов используют при болезнях глаз. С помощью настоя листьев лечат болезни лёгких. (57 слово) По П. Верзилину
Сила не право
Прибежал Миша в сад. Выхватил у маленькой сестрички Тани куклу и поскакал верхом на палочке.
Выбежал старший брат Миши Серёжа. Захотел покатать куклу по саду. Серёжа отнял у Миши куклу и лошадку.
Побежал Миша со слезами к отцу. А отец всё видел. Что сказал Мише отец? (49 слов) По К. Ушинскому


источники:

http://infourok.ru/material.html?mid=4117

http://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/konspekty-urokov/russkij-yazyk-2klass/4484-kontrolnye-diktanty-po-russkomu-yazyku-dlya-2-klassa.html