Диктанты для 8 класса по теме сказуемое

Контрольные диктанты в 8 классе
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Контроль знаний учащихся по русскому языку в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
kimy_8_klass.doc52 КБ
diktant.doc18 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

На берегу неширокой речки наш отряд расположился на привал. Сначала мы предполагали остановиться на час, но небо начало покрываться облаками, и мы решили переночевать.

Местность оказалась подходящей. Рядом была довольно ровная площадка, окружённая низкими ёлочками. Здесь было удобно установить палатки и разложить костёр. Мальчики расчищали место, ставили палатки, девочки собирали хворост для костра. Между тем безобидные облака, сбившиеся в северной части неба, медленно вырастали в грозовую тучу. Края её, освещённые каким-то чудесным светом, казались ледяными.

Небо затянулось тяжёлой пеленой, нахмурилось по-осеннему. В течение всей ночи лил дождь, сверкали молнии.

К утру ливень прекратился, небо очистилось и заголубело. Но земля кое-где хранила следы непогоды. И справа, и слева от нас бежала вода, а речка превратилась в пенящийся поток.

Выполнить морфемный разбор слов:

Выполнить синтаксический разбор предложения:

Между тем безобидные облака, сбившиеся в северной части неба, медленно вырастали в грозовую тучу.

по теме «Двусоставные предложения»

Красив осенний парк. Метёт багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями. Тих белоствольный строй берёз, на их тонких ветках немного листьев осталось, но каждый дрожит, переливается, сверкает.

В стороне от аллеи — серебристые ели. Концы их лап уже поседели, всем своим видом они дают понять, что к зиме готовы.

А кусты боярышника, как коробейники на ярмарке, развесили напоказ свой товар – крупные красные ягоды.

Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы. Они, отливая золотом и бронзой, расстилают под собой мягкие ковры и вместе с ветром украшают своими листьями близкие ели, словно примеряя им новогодний наряд.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.

1.Подчеркнуть в предложениях грамматические основы с простым глагольным, составным глагольным и составным именным сказуемыми.

2.Выполнить синтаксический разбор одного составного именного сказуемого.

по теме «Односоставные предложения»

1.Разобрать предложения по данной схеме:

Его в степи без чувств нашли.

глагол прошедшего времени, мн.числа

Осенний лес был пуст и гол.

Нельзя говорить громко.

На улице темнеет.

Соловья баснями не кормят.

У меня нет линейки.

2.Выполнить синтаксический разбор словосочетания:

3. Выполнить синтаксический разбор предложения:

по теме «Однородные члены предложения»

Вот и театр. Его здание – образец современной архитектуры. К широкой двери непрекращающимся потоком движутся люди всех возрастов: пожилые, молодёжь, дети. Рядом со мной идёт офицер-пограничник. «Товарищи, нет лишнего билетика?» — спрашивает девушка в синем берете. Но помочь ей мы ничем не можем. И в партере, и в ложе, и на галёрке – везде полно народу. Сначала многие разговаривают с соседом справа или слева, а потом умолкают.

Ожидание длится недолго. Раздвигается занавес, и зрители попадают во власть чуда. Их взгляды прикованы к сцене.

А там незнакомые тебе люди борются, радуются, огорчаются. За короткое время ты успеваешь с одними по-настоящему сблизиться, других – возненавидеть. Твоё понимание жизни становится глубже и полнее.

Побывать в хорошем театре – огромная радость. Оставьте на время повседневные заботы и поспешите в театр.

1.Подчеркнуть все однородные члены предложения.

2.Обозначить обобщающие слова.

3.Выполнить синтаксический разбор предложения:

Оставьте на время повседневные заботы и поспешите в театр.

Контрольный диктант по теме

«Обособленные и уточняющие члены предложения»

Богатство Чёрного моря

Какое разнообразие форм, цветов, размеров!

Природа приложила все усилия, чтобы защитить и спасти от гибели свои замечательные создания. Она постаралась сделать их как можно более незаметными для человеческого глаза. Она раскрасила их во все оттенки моря.

Например, благородная и дорогая рыба скумбрия, царица Чёрного моря. Её тугое тело, прямое и гладкое, как веретено, окрашено нежнейшими муаровыми тонами, от светло-голубого до тёмно-синего.

Или бычки. Они водятся под берегом, среди скал, а также в песке, поглубже. Поэтому и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.

Большие плоские камбалы, привыкшие жить на тенистом дне тихих бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей толстой кожи, усеянной плоскими костяными шипами, похожими на ракушки.

Была ещё барабунька, маленькая красно-чёрная горбатая рыбка с крупной, как бы окровавленной чешуёй.

Стада серебряной тюльки кишат на поверхности моря у берега, сливаясь с серебряным кипением утреннего солнца.

Графически обозначить все обособленные и уточняющие члены предложения.

по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

Знаете ли вы, ребята, сколько на земле профессий? Свыше пятидесяти тысяч. Одна из них, без сомнения, будет вашей. Для каждого из вас, ребята, есть место, на котором вы почувствуете себя уверенно, твёрдо, будете пользоваться уважением и, может быть, завоюете славу. Но как найти его?

Во-первых, надо хорошо себя изучить, вскрыть свои возможности. Каково зрение, память, острота реакции? Здесь можно посоветоваться с врачом.

Во-вторых, точно разберитесь в своих желаниях. Не выбирайте, например, себе профессию за компанию ( друзья пошли в медицинский колледж, и я с ними), из слепого повиновения ( так хотят родители).

Познакомиться с разными специальностями вы, конечно, можете уже сейчас. Приглашайте представителей различных профессий (мы советуем вам это) на классный час, на собрания, организуйте экскурсии.

Думайте, советуйтесь, изучайте себя.

Найти все вводные слова и указать их значение.

по теме «Способы передачи чужой речи»

Вольфганг Амадей Моцарт

Случилось это, когда мальчику минуло четыре года.

Однажды отец застал его лежащим на полу среди разложенных листов нотной бумаги. Они были сплошь исписаны кривыми строчками нот вперемешку с размазанными кляксами.

— Что ты пишешь? – поинтересовался отец.

-Концерт для клавира.

Отец готов был рассмеяться, но, приглядевшись, замолчал.

Мальчик вскарабкался на стул у клавесина и заиграл.

Малыша звали Вольфганг Амадей Моцарт,

Через несколько лет его имя стало известно всей Европе, где он выступал с концертами. Он играл так, что ни один взрослый музыкант не мог с ним сравниться. Когда Вольфганг садился за инструмент, музыка словно рождалась из-под его пальцев.

Многие говорили: «Этот ребёнок со временем затмит всех музыкантов и станет величайшим композитором, когда-либо жившим на земле».

И Моцарт действительно стал им.

Итоговый контрольный диктант

Короткое северное лето

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, северный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тяжёлые тучи поползли на деревню. Они ползли медленно, грозно клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки и под проливным дождём радостно перекликались друг с другом. По вспененным лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома.

Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся лёгким паром полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушённых нежнейшей зеленью, по ожившим перелескам. Играла, ширилась на солнце молодая берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой.

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ»

Лешка бежал выбиваясь из сил. Добежав до поляны, он решил перевести дух, но вдруг услышал голоса. Он снова вскочил и бросился бежать.

«Лешка, постой, постой, постреленыш!» — кричала мать. «Не бойся, Лешка!» — вторил ей отец.

Мальчик решил остановиться. Бежать дальше у него не хватало сил, он задыхался.

«Сынок!» — крикнула ему подбежавшая мать и, упав на землю, зарыдала.

«Мам, ты что, не плачь, мам», — начал успокаивать ее Лешка.

«Родненький, зачем же ты убег?» — продолжала рыдать мать.

Тут вмешался в разговор отец: «Ну ты, Леха, даешь! Зачем бросился бежать?»

«Батя, я не виноват, я со страху бросился», — начал говорить Лешка.

Задания к тексту:

1) Обведите в тексте обращения.

2) Составьте схему предложения с прямой речью.

3) Выпишите фразеологизм.

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ»

Здравствуй, дорогая моя бабушка!

Как ты живешь? Как твое здоровье?

Бабушка, я часто вспоминаю замечательные летние дни, проведенные у тебя в деревне. Как было хорошо бегать босиком по траве, купаться в речке, ходить с ребятами за ягодами и грибами в лес.

А сейчас зима, приближается праздник Нового года. За окнами падает снег. Представляю, бабушка, как здорово сейчас у тебя.

Я заканчиваю вторую четверть без троек, а по русскому языку и математике у меня пятерки. Немного недотянул до пятерки по истории, но буду больше стараться в следующей четверти.

Как поживает кот Васька и собака Жулька? Передавай им от меня привет, скажи, что скоро увидимся.

Дорогая бабушка, мы тебя все поздравляем с наступающим Новым годом!

Желаем здоровья, радости, счастья! До скорой встречи!

P.S. Бабушка, передай, пожалуйста, это письмо ребятам.

Здравствуйте, Аленка, Коля, Ваня и Леша!

Поздравляю вас с наступающим Новым годом!

Аленка, как твой маленький братишка? Коля, а как твои рыбки? Как ваши успехи в школе, Ваня и Леша?

Напишите мне, расскажите, как живете.

Задания к тексту:

1) Подчеркните обращения.

2) Выполните фонетический разбор выделенных слов.

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ»

Ничего, мой друг, не сбылось из того, что нагадала мне эта старуха.

И право, что за глупость было ей поверить. Сначала я очень расстроился, места себе не находил, думал не доживу до того дня, который она обозначила.

Но сегодня уже 17-е и, мой дорогой друг, ничего не случилось.

Не верь, душа моя, этим гадалкам, не верь, а лучше всего и не ходи к ним вовсе.

Ежели будет скучно, дорогой мой, то лучше приезжай ко мне в деревню. Пойдем на охоту, на тетерева, например. Ух и люблю же я поохотиться. А места у нас какие! Загляденье!

Ну так что, Николаша, приедешь охотиться?

Задания к тексту:

1) Подчеркните обращения.

2) Выпишите назывное предложение.

3) Выпишите вводное слово.

4) Как вы считаете, наш современник написал это письмо или нет? Обоснуйте свое мнение.

Диктанты по русскому языку, 8 класс

Для обучающихся 8-ых классов предлагаются тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием на весь учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Диктанты по русскому языку, 8 класс»

ДИКТАНТЫ 8 класс

Для обучающихся 8-ых классов предлагаются тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием на весь учебный год.

Контрольный диктант по итогам I четверти

Анды — самые высокие горы Амери­канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 Они поражают меняющи­мися пейзажами. Здесь увидишь непоко­ренные вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебря­ных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пеш­ком через эвкалиптовый лес добираем­ся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропин­ку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой верши­не. Через пять часов подъема проходим тяжелые ворота и входим в крепость, на­ходящуюся на горе. 4 На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний го­род зачаровывает нас.

(121 слово) (По Я. Палкевичу.)

Выпишите из текста примеры 3-х разных типа сказуемых.

Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Анды — самые высокие горы Амери­канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 (1 вариант);

Через пять часов подъема проходим тяжелые борота и входим в крепость, на­ходящуюся на горе. 4 (2 вариант).

Отъезд из замка

Герцог получил немалое удовольствие, пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью, полагая, что настоящий, а не мнимый рыцарь, странствуя, не должен предаваться лени и беспрестанным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облаченный в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные. 4 Восседая на своем сером, Санчо был рад-радехонек: герцогский управитель вручил ему, не скупясь, двести золотых.

Учтиво поклонившись герцогу, а равно и всем присутствующим, Дон Кихот поворотил Росинанта и, сопровождаемый Санчо, выехал за ворота в открытое поле, говоря:

— Со свободой, Санчо, несравнимы никакие сокровища!

(126 слов) (По М. де Сервантесу.)

1. Выпишите из текста примеры 3-х разных типа сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облаченный в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 (1 вариант);

С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные. 4 (2 вариант).

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 4 Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.

(125 слов) (По И. Соколову-Микитову.)

Выпишите из текста примеры 3-х разных типа сказуемых.

Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 4 (1 вариант);

Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4 (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по итогам II четверти

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.

Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошел к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

Смерзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчетливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой пленкой первого льда.

Но речка у мельницы, отяжелевшая, темная, все еще сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.

(160 слов) (По В.Г. Короленко «Слепой музыкант».)

2 вариант сложнее

Подчеркните в тексте

Выпишите 3 словосочетания разных типов

Синтаксический разбор предложения

По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошел к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

На деревенском дворе

Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подернулся черным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. Но зато шагнешь со двора и окунешься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.

Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

– Этого кочета береги, – опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. – Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.

И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами.

(160 слов) (По Н.Лескову.)

2 вариант сложнее

Обозначьте виды сказуемых

Выпишите 3 словосочетания разных типов

Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами.

Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

Определите в тексте вид односоставных предложений

Синтаксический разбор предложения

Но это никому не вредило: ни людям, ни животным.

А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами.

Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрепанную голову. Волосы у нее были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза ее весело блестели. Сейчас она казалась серьезной и внимательной, но от ее печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

Затем дальше. Куда же девалось ее прежнее великолепное платье, весь этот розовый шелк, золотые розы, кружева, блестки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на елочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны. А теперь они исчезли. Это была веселая, здоровая кукла!

(160 слов) (По Ю. Олеше.)

2 вариант сложнее

Обозначьте виды сказуемых

Выпишите 3 словосочетания разных типов

Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми.

Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Определите в тексте вид односоставных предложений

Синтаксический разбор предложения

Она улыбалась, наклонив набок растрепанную голову.

Волосы у нее были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек.

Контрольный диктант по итогам III четверти

Здравствуй, сосновый бор!

Вскоре вправо, на довольно крутой пригорок, привела тропа. Пошли по ней и через полчаса оказались в сосновом лесу. Цветение coceн. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое желтое облако окружило нас. Медленно оседала в безветрии золотая пыльца.

Еще сегодня утром принуждённые жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, oт роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня еще сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперед и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног.

Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. Озеро было, можно сказать, без берегов. Шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождем. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило её недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

(155 слов) (По В.А. Солоухину.)

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1 абзац – 1 вариант; 3 абзац – 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру.

2 вариант – Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведенные в Лидзаве. Скажу только, что я никогда не пожалею о часах, что просидел с удочкой, намотанной на указательный палец.

Вот перечень пород рыб, которые ловились там (правда, названия все местные, а научных я не знаю): морской ерш; морской карась — рыба, напоминающая по форме нашего карася, но совершенно серебряная, с фиолетовым отблеском и острыми, как бритва, выдающимися вперед как бы лошадиными зубами, способными перекусить крючок, если он плох; зеленуха, барабулька — очень изящная рыбка с мордой, срезанной наискосок, в кровавых пятнах по туловищу, исчезающих, как скоро рыба обсохнет от воды; колючка, напоминающая по форме речного окуня, с синеватым пятном на боку; петух — самая яркая и самая красивая, самая желанная для любого рыбака рыба; собака — кусающаяся рыба леопардовой расцветки; кефаль и, наконец, ставридка, самая массовая, самая надоедливая, но, пожалуй, и самая вкусная.

Впрочем, нужно сказать, что мясо морского ерша необыкновенно. Оно плотное, белое, сочное. Говорят, что оно походит на курятину. Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде.

(156 слов.) (По В. Солоухину.)

Примечание: сказать о точке с запятой.

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1 абзац – 1 вариант; 3 абзац – 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведенные в Лидзаве.

2 вариант – Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

На тёплой земле

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть.

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы – 1 вариант; 3-4 абзацы – 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы.

2 вариант – Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Весенний лес. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу по­смотреть. Это распустился цветок медуницы. На тол­стом зеленом стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розового цвета, а нижние ли­ловые.

Выходим на небольшую поляну. Вокруг нее тол­пятся молодые березки. Посредине синеет, как про­долговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды.

Заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчетливо видны каждый прошлогодний листок, каж­дая затонувшая веточка. В луже оживленно плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, но не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здорова­ясь со мной, издают какие-то урчащие приветствен­ные звуки.

Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно такое ог­ромное, красноватое. А вот прямо на нем появилось длинное серебристое облачко, словно рыбу в таз по­ложили.

Как хорошо кругом!

(154 слова) (По Г. Скребицкому.)

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы – 1 вариант; 3-4 абзацы – 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом.

2 вариант – Посредине синеет, как про­долговатое зеркало, весенняя лужа.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Лежу в зеленой траве на берегу реки. Летнее солнце плывет над полями, над наезженной пыльной дорогой. Безмерный, сверкающий, пахучий, окружа­ет меня мир природы.

Вдыхаю влажный аромат земли и растений и вижу, как по коленчатым стебелькам высоких тра­винок неторопливо движутся насекомые. Белые, зо­лотые, синие, качаются над головой цветы. Я при­щуриваю глаза. Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

В своем воображении уношусь далеко над землею, оставляя под собой заснеженные горы, голу­бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озера. Мечтаю о будущих увлекательных путеше­ствиях, мысленно пролетая над расстилавшейся подо мною, как будто гигантский глобус, землей. Птицы. В дни прилета птиц с особенной силой тянуло меня странствовать. Уже став взрослым, именно весной отправ­лялся я в самые далекие путешествия, будучи уверен­ным, что они непременно окажутся удачными.

(156 слов) (По И. Соколову-Микитову.)

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы – 1 вариант; 3 абзац – 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант В своем воображении уношусь далеко над землею, оставляя под собой заснеженные горы, голу­бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озера.

2 вариант – Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант по итогам учебного года

Помню застигнувшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во­ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при­слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур­шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива­ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро­зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. 4 Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе­жавших лошадей.

Я сидел рядом с отцом, глядя на бле­стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу. 4 Смотрел на ухо­дившую, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. (153 слова)

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их: 1 вариант из предложений 1 абзаца; 2 вариант – из предложений 4 абзаца.

3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант – (сараем) зажжённым 3 ; 2 вариант – поднимавшегося 3 (дыма).

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок — колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга — красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. 4 Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде — одно из красивейших мест верховья Волги. 4 Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули — жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины. (140 слов)

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их:

1 вариант из предложений 1 абзаца;

2 вариант – из предложений 2 абзаца.

3. Выпишите из своих абзацев 3 разных вида сказуемого.

Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на берега, искал места для этюдов. Но хороших мест не было. Левитан все чаще хмурился и жаловался на усталость.

Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами. 4 Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых бревен. 4 Она чернела на зеленом небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. В этой церкви в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почувствовалось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плесе.

Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам доносились колотушки сторожей. В домах за прозрачными занавесками висел сушеный липовый цвет.

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их: 1 вариант из предложений 1 абзаца; 2 вариант – из предложений 4 абзаца.

3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант – (церковь) рубленную 3 ; 2 вариант – продававших 3 (баб).

Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб. 4 Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.

И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетеного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. 4 В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрепанный 3 веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»

Ястреб круто меняет линию полета, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под березы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший 3 филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу. (По Н. Грибачеву)

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их:

1 вариант И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетеного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами.

2 вариант – Ястреб круто меняет линию полета, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад.

3. Произведите морфологический разбор слова:

1 вариант – (внук) окончивший 3 ; 2 вариант – обтрепанный 3 (веник).

8р Урок № 27 Контрольный диктант № 1

«Простое предложение. Второстепенные члены»

Красив осенний парк. Метёт багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями 4 . Тих белоствольный строй берёз, на их тонких ветвях немного листьев осталось, но каждый дрожит, переливается, сверкает.

А в стороне от аллеи – серебристые ели. Концы их лап уже поседели, всем своим видом они дают понять, что к зиме готовы.

А кусты боярышника, как коробейники на ярмарке, развесили свой товар — крупные красные ягоды.

Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы 4 . Они, отливая золотом и бронзой, расстилают под собой мягкие ковры и вместе с ветром украшают своими листьями близкие ели, словно примеряя им их новогодний наряд.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.

1 Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным глагольным сказуемым. (1 — 2 на каждый вид).

2. В 1-ом абзаце обозначьте безударные гласные в корне.

3. Произведите синтаксический разбор предложения:

Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями 4 .

Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы 4 .

8р Урок № 27 Контрольный диктант № 1

По теме: «Простое предложение. Второстепенные члены»

Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.
Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.
Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)

(По О. Туберовской)

Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным глагольным сказуемым. (1 — 2 на каждый вид).

2. В 1-ом абзаце обозначьте безударные гласные в корне.

3. Произведите синтаксический разбор предложения:

Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.

Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает.

Схема анализа контрольного диктанта №1

по теме: «Простое предложение. Второстепенные члены»

8 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.

Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел

Проверяемые согласные в корне слова __________ чел

Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел

Разделительный ь, ъ ________________ чел

Раздельное написание предлогов с другими словами

Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел

Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел

Тире в простом предложении _________чел

Запятая в сложном предложении _____ чел

Запятая при деепричастном обороте ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

В определении простого и составного глагольного сказуемого__________ чел

В обозначении безударной гласной в корне ____________ чел

В синтаксическом разборе предложения __________ чел

8р Урок № 42 (9) Контрольный диктант № 2

«Односоставные и неполные предложения»

Любите птиц и зверей, живущих вместе с нами на Земле. Ведь во всём огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей и таких растений. Другие, может, и есть, а таких нет. Потому-то, наверное, встречи с ними всегда приносят радость и новые впечатления.

Если вы художник, то увидишь новые сочетания красок. Если музыкант, услышишь новые звуки. Скульптора поразит совершенство и красота формы. Но особенно радостны и интересны должны быть такие встречи для вас, ребята. Сколько открытий они вам несут! И с каждой такой встречей горизонт будет раздвигаться всё шире, будто вы поднимаетесь на высокую гору.

Чтобы такие встречи были приятны, дружите с лесом. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им. Всё видят его зелёные глаза, до всего дотянутся цепкие зелёные руки.

Узнать лес просто. Надо только постараться увидеть, как улыбаются солнцу деревья. Услышать, как кусты и травы просят пить. Понять, о чём говорят птицы и звери.

Охота за тайнами – радостная охота.

найдите 2 односоставных предложения, укажите их вид (о\л, н\л, б\л, н)

Разобрать по составу: живущих, раздвигаться, насолить.

3.Разберите по членам (подчёркиванием) одно- и двусоставное предложение.

Укажите какими частями речи выражены члены предложения.

Урок № 42 (9) Контрольный диктант № 2

«Односоставные и неполные предложения»

Осенью на Прорве.

Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.

Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.

Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех.

То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в кусте ивовый прут.

Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.

Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца.

К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.

Воздух чист и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.

Найдите в тексте 2-3 односоставных предложения ( в т.ч. и те., которые являются частью сложного предложения), определите тип этих предложений.

Сделайте синтаксический разбор сказуемых :

1 вариант –в предложении На Прорве слишком много помех.

2 вариант –в предложении Воздух чист и прохладен.

Выпишите из диктанта по одному слову с безударной гласной, проверяемой ударением, непроверяемой, чередующейся.

Разберите по составу слова: рассвету, разгораться

Схема анализа контрольного диктанта №2

по теме: «Односоставные и неполные предложения»

8 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.

Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел

Проверяемые согласные в корне слова __________ чел

Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел

Разделительный ь, ъ ________________ чел

Раздельное написание предлогов с другими словами

Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел

Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел

Запятая в сложном предложении _____ чел

Запятая при однородных членах ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

В определении типа простого односоставного предложения_________чел

В обозначении слов с безударной гласной, проверяемой ударением, непроверяемой, чередующейся____________ чел

В синтаксическом разборе сказуемого__________ чел

В разборе слов по составу _____________ чел

«Предложения с однородными членами»

«Предложения с однородными членами»

Все: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)

(По Д. Мордовцеву)

Начертите схему предложения:

Все: и день, и природа — великолепно.- 1в,

Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. – 2в

Подчеркните грамматическую основу в предложениях

Они устилают всю землю. — 1в

А грезы не воротятся. – 2в

Объясните знаки препинания в предложениях:

Куда девались птицы, распевающие от зари до зари?

Схема анализа контрольного диктанта №3

по теме: «Однородные члены предложения»

8 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.

Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел

Проверяемые согласные в корне слова __________ чел

Раздельное написание предлогов с другими словами

Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел

Запятая в сложном предложении _____ чел

Запятая при однородных членах ____ чел

Запятая при причастном обороте ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

В схеме предложения _________чел

В выделении грамматической основы ______ чел

При объяснении постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом _____________ чел

Контрольный диктант № 4

по теме: «Обособленные члены»

Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.

Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать — художница- любительница, отец — известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.

С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова.)

1 Разобрать по составу:

2. Объяснить графически знаки препинания:

Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд».

Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

3. Произвести синтаксический разбор предложения с обособленным определением.

Урок № 77 Контрольный диктант № 4

По теме: «Обособленные члены»

Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. Широко известны такие его изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным.

Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский не сможет постигнуть сложность часового механизма.

Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неизменно возвращались к часам. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались золочёные двери, а под музыку разыгрывалось представление.

Часы Кулибина раскрывали удивительное дарование мастера, они являли собой чудо русской техники.

1 Разобрать по составу:

2. Объяснить графически знаки препинания:

разработанные Кулибиным. Любовь к часам, бесстрастно…

3. Синтаксический разбор предложения с обособленным определением.

Схема анализа контрольного диктанта №4

по теме: «Обособленные члены предложения»

8 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.

Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел

Проверяемые согласные в корне слова __________ чел

Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел

Разделительный ь, ъ ________________ чел

Раздельное написание предлогов с другими словами

Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел

Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел

Запятая в сложном предложении _____ чел

Запятая при однородных членах ____ чел

Запятая при обособленных членах ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

В графическом объяснении постановки знаков препинания _________чел

В разборе слов по составу _____________ чел

В синтаксическом разборе предложения__________ чел

Итоговый контрольный диктант (№5)

(без грамматического задания)

Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли. Во все времена люди ласково называли её матерью-землёю.

Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки – всё это бесчисленные звуки земли. Слышать их люди городские, оглушённые шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.

А как хорошо новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. (140 слов)

Диктанты по темам по русскому языку, 8 класс

Контрольный диктант №1 (входной)

Однажды нам в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем. Мы посадили её в ящик с землёй и поставили в комнате у окна. Скоро ветки берёзки поднялись, и вся она повеселела.

В саду поселилась осень. Горели пурпуром клёны, порозовел кустарник и кое-где на берёзках появились жёлтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания.

Ночью пришёл первый заморозок. Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался рассвет, синева на востоке сменилась багровой мглой. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частным печальным дождём.

В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша берёзка стала лимонной. Комнатная теплота не спасла её.

Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг.

Последняя память о лете исчезла.

(По К. Паустовскому)

1.Обозначьте графически изученные орфограммы в 1-ом абзаце (1 вариант) во 2-ом абзаце (2 вариант).

2.Разберите по составу слова: выкопанную поставили заморозок (1 вариант) порозовел лимонный никаких (2 вариант).

3.Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения (1, 2 вариант).

Контрольный диктант №2 по теме «Главные члены предложения»

Сегодня весь день плыли по небу необычные облака, подгоняемые ветром. Эти облака – живые существа. Они то забирались ввысь, то опускались, почти касаясь крыш, то превращались в причудливые фантазии. Над цирком они приняли форму бегемота, играющего с мячом, над школой стали раскрытой книгой, а над рекой приобрели светло-голубой оттенок.

Люди ходили какие-то радостные, подняв глаза к небу, и улыбались. Сам собою в городе объявился праздник. Все вышли на улицу, а в школах отменили занятия.

«Такие облака – это сказка», — говорили люди друг другу и боялись пропустить что-нибудь интересное, потому что все чувствовали: такое бывает только раз в жизни.

«Мама, разве море вверху, там плывёт кораблик?» — спрашивал удивлённый чудом мальчик.

Весь город, попавший в сказку, стал добрым. Неожиданные облака, словно волшебники. Они помогали людям увидеть прекрасное. Ведь любоваться облаками – это понимать мечту.

А ночью, когда все ушли спать, облака опустились и окутали город тёплым, таинственным, серебряным туманом, приносящим сказочные сны.

1.Выделите сказуемые и определите их типы: в первом абзаце – 1 вариант; во втором абзаце – 2 вариант.

2.Объясните постановку тире между главными членами предложения, графически обозначьте повышение тона и паузу.

Контрольный диктант №3 по теме «Второстепенные члены»

Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.
Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.
Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)

1. Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным глагольным сказуемым. (1 — 2 на каждый вид).

2. Укажите в тексте диктанта прямые и косвенные дополнения (по одному-двум на каждый вид). В 1-ом абзаце обозначьте безударные гласные в корне.

3. Произведите синтаксический разбор предложения:

Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.

Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает.

Схема анализа контрольного диктанта №3

по теме: «Второстепенные члены»

8 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на:

Выполнили грамматическое задание на:

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.

Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел

Проверяемые согласные в корне слова __________ чел

Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел

Разделительный ь, ъ ________________ чел

Раздельное написание предлогов с другими словами

Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел

Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел

Тире в простом предложении _________ чел

Запятая в сложном предложении _____ чел

Запятая при деепричастном обороте ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

В определении простого и составного глагольного сказуемого__________ чел

В обозначении безударной гласной в корне ­­­­­­­­­­____________ чел

В синтаксическом разборе предложения __________ чел

Контрольный диктант №4 по теме «Односоставные предложения»

Осенью на Прорве.

Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.

Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.

Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех.

То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в кусте ивовый прут.

Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.

Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца.

К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.

Воздух чист и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.

1.Найдите в тексте 2-3 односоставных предложения ( в т.ч. и те, которые являются частью сложного предложения), определите тип этих предложений.

2.Сделайте синтаксический разбор сказуемых :

1 вариант – в предложении На Прорве слишком много помех. 2 вариант – в предложении Воздух чист и прохладен.

3.Выпишите из диктанта по одному слову с безударной гласной, проверяемой ударением, непроверяемой, чередующейся.

4.Разберите по составу слова: рассвету, разгораться

Схема анализа контрольного диктанта №4

по теме: «Односоставные предложения»

8 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.

Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел

Проверяемые согласные в корне слова __________ чел

Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел

Разделительный ь, ъ ________________ чел

Раздельное написание предлогов с другими словами

Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел

Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел

Запятая в сложном предложении _____ чел

Запятая при однородных членах ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

В определении типа простого односоставного предложения ___ чел

В обозначении слов с безударной гласной, проверяемой ударением, непроверяемой, чередующейся­­­­­­­­­­____________ чел

В синтаксическом разборе сказуемого__________ чел

В разборе слов по составу _____________ чел

Контрольный диктант №5 по теме

«Предложения с однородными членами»

Всё: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.

Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)

1.Начертите схему предложения:

Все: и день, и природа — великолепно.- 1в,

Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. – 2в

2.Подчеркните грамматическую основу в предложениях

Они устилают всю землю. — 1в

А грезы не воротятся. – 2в

3.Объясните знаки препинания в предложениях:

Куда девались птицы, распевающие от зари до зари?

Схема анализа контрольного диктанта №5

по теме: «Однородные члены предложения»

8 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.

Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел

Проверяемые согласные в корне слова __________ чел

Раздельное написание предлогов с другими словами

Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел

Запятая в сложном предложении _____ чел

Запятая при однородных членах ____ чел

Запятая при причастном обороте ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

В схеме предложения _________ чел

В выделении грамматической основы ______ чел

При объяснении постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом _____________ чел

Контрольный диктант №6 по теме «Обособленные члены предложения»

Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.

Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать — художница- любительница, отец — известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.

С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова.)

1. Разобрать по составу:

2. Объяснить графически знаки препинания:

Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд».

Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

3.Произвести синтаксический разбор предложения с обособленным определением.

Контрольный диктант №7 по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи старше других искусств?

Ещё в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь. Туши животных зажаривались на раскалённых углях или на вертеле.

При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до появления глиняных сосудов пища готовилась в корытах, выдолбленных из камня. Туда насыпали раскалённые камни, доводя таким образом воду до кипения.

Тяжела была эта пища! При одной мысли о том, чем питались наши предки, становится как-то не по себе. Но человек тех далёких времён постоянно боролся со всем: с суровой природой, с врагами, болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз.

Родиной изощрённого кулинарного искусства, как говорят учёные, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обогащаясь, подвергаясь влиянию мод и подчиняясь местным традициям, оно распространилось по миру. (149 слов)

1.Выписать из текста диктанта одно предложение со словами или предложениями, грамматически не связанными с членами предложения, сделать письменный синтаксически разбор (по выбору учащихся).

2.Указать в тексте диктанта значения вводных слов.

Контрольный диктант №8 по теме «Чужая речь»

Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако тётя упорно утверждала: «Никакого экзамена, конечно, не было, а было лёгкое приёмное испытание» Но Петя повторял со слезами: «А вот был экзамен!» Тётя решила покривить душой: «Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен». Петю, однако, грызло сомнение, потому что всё прошло как-то чересчур быстро и гладко.

Вначале всё шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его ещё ни разу не вызвали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обёрнутый в роскошную бумагу, склеенную серебряными звёздами.

Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахивая дневником, он радостно кричал: «Мне отметки поставили!» Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошёл в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.

Раскрыв дневник, тётя ахнула: «Сплошные двойки!» «Я так и знал! – чуть не плача от обиды закричал Петя. – Важно, что это отметки!» И, сердито выхватив дневник, мальчик помчался во двор показывать его приятелям.

1.Сделать синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору учащихся).

2.Начертить схемы предложений с прямой речью.

Итоговый контрольный диктант №9

Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли. Во все времена люди ласково называли её матерью-землёю.

Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки – всё это бесчисленные звуки земли. Слышать их люди городские, оглушённые шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.

А как хорошо новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. (140 слов)

Схема анализа контрольного диктанта №9

8 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.

Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел

Проверяемые согласные в корне слова __________ чел

Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел

Разделительный ь, ъ ________________ чел

Раздельное написание предлогов с другими словами

Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел

Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел

Запятая в сложном предложении _____ чел

Запятая при однородных членах ____ чел

Запятая при обособленных членах ____ чел

Знаки препинания в предложении с обобщающим словом ____ чел

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


источники:

http://multiurok.ru/files/diktanty-po-russkomu-iazyku-8-klass-1.html

http://infourok.ru/diktanti-po-temam-po-russkomu-yaziku-klass-899413.html