Диктанты на правописание безударных гласных 5 класс

Проверочный словарный диктант (8 вариантов) по теме «Проверяемые безударные гласные в корне слова. Орфограмма №1» 5 класс

Проверочный словарный диктант (8 вариантов) по теме «Проверяемые безударные гласные в корне слова. Орфограмма №1» 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Проверочный словарный диктант (8 вариантов) по теме «Проверяемые безударные гласные в корне слова. Орфограмма №1» 5 класс»

Дата ______________ Класс _________ Ф.И. _________________________ Отметка _______

Норма – 15 слов: 0 ошибок и исправлений – 10; 1 исправление не на месте орфограммы – 9; 1 исправление на месте орфограммы – 8; 1 ошибка – 7; 2 ошибки – 6; 3 ош. – 5; 4 ош. – 4; 5 ош. – 3; 6 ош. – 2; 7 и более ошибок – 1. Каждые два исправления – отметка снижается ещё на 1 балл.

Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова (§ 3, с. 12-16)

Зв__риные сл__ды, з__леные л__са, пт__нцы шев__лились, гн__здо, неув__даемый, обог__щение, сопост__влять, осл__пительный, прим__рять друзей, пос__деть от горя, отв__рить дверь, посв__тить фонариком.

Дата ______________ Класс _________ Ф.И. _________________________ Отметка ________

Норма – 15 слов: 0 ошибок и исправлений – 10; 1 исправление не на месте орфограммы – 9; 1 исправление на месте орфограммы – 8; 1 ошибка – 7; 2 ошибки – 6; 3 ош. – 5; 4 ош. – 4; 5 ош. – 3; 6 ош. – 2; 7 и более ошибок – 1. Каждые два исправления – отметка снижается ещё на 1 балл.

Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова (§ 3, с. 12-16)

См__шной з__йчонок, охр__нять, д__лёкий, бл__днеть, перед__вать, н__бесный, сост__влять, пот__желел, огр__дить, расск__зать, прим__рять костюм, зап__вать песню, посв__тить стихи маме, пол__скать ребёнка.

Дата ______________ Класс _________ Ф.И. _________________________ Отметка ________

Норма – 15 слов: 0 ошибок и исправлений – 10; 1 исправление не на месте орфограммы – 9; 1 исправление на месте орфограммы – 8; 1 ошибка – 7; 2 ошибки – 6; 3 ош. – 5; 4 ош. – 4; 5 ош. – 3; 6 ош. – 2; 7 и более ошибок – 1. Каждые два исправления – отметка снижается ещё на 1 балл.

Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова (§ 3, с. 12-16)

Зак__лить, пок__рять, уг__дать, приг__дится, сож__ление, др__жать, др__знить, потр__сение, созр__вание, взм__хнуть, изм__рение, пос__деть от горя, отв__рить дверь, посв__тить фонариком, зап__вать лекарство.

Дата ______________ Класс _________ Ф.И. _________________________ Отметка ________

Норма – 15 слов: 0 ошибок и исправлений – 10; 1 исправление не на месте орфограммы – 9; 1 исправление на месте орфограммы – 8; 1 ошибка – 7; 2 ошибки – 6; 3 ош. – 5; 4 ош. – 4; 5 ош. – 3; 6 ош. – 2; 7 и более ошибок – 1. Каждые два исправления – отметка снижается ещё на 1 балл.

Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова (§ 3, с. 12-16)

Прим__рение, пос__дить огород, прис__дание, высокая с__сна, зас__делся, рогатая к__за, изв__нение, вл__стелин, зак__лоть, к__ра на дер__ве, пол__скать бельё, отв__рить картофель, ув__дать без воды, зап__вать песню.

Дата ______________ Класс _________ Ф.И. _________________________ Отметка _______

Норма – 15 слов: 0 ошибок и исправлений – 10; 1 исправление не на месте орфограммы – 9; 1 исправление на месте орфограммы – 8; 1 ошибка – 7; 2 ошибки – 6; 3 ош. – 5; 4 ош. – 4; 5 ош. – 3; 6 ош. – 2; 7 и более ошибок – 1. Каждые два исправления – отметка снижается ещё на 1 балл.

Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова (§ 3, с. 12-16)

М__лчать, хр__нить, исп__рился, взд__хнём, позв__лять, л__дяной, сп__сение, м__гучий, насл__дил сапогами, увл__чение; ув__дать друга, уг__дить бабушке, зал__зать рану, пок__рять города и страны, скр__петь на морозе.

Дата ______________ Класс _________ Ф.И. _________________________ Отметка ________

Норма – 15 слов: 0 ошибок и исправлений – 10; 1 исправление не на месте орфограммы – 9; 1 исправление на месте орфограммы – 8; 1 ошибка – 7; 2 ошибки – 6; 3 ош. – 5; 4 ош. – 4; 5 ош. – 3; 6 ош. – 2; 7 и более ошибок – 1. Каждые два исправления – отметка снижается ещё на 1 балл.

Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова (§ 3, с. 12-16)

Пол__вать цветы, подсл__стить чай, п__лоса, пр__вдивый, тр__винка, грох__т, в__ршина, хл__бороб, гр__бной суп, изв__нение, от__щать без еды, отв__рить окно, разр__дить морковку, ум__лять о помощи, пол__скать ребёнка.

Дата ______________ Класс _________ Ф.И. _________________________ Отметка ________

Норма – 15 слов: 0 ошибок и исправлений – 10; 1 исправление не на месте орфограммы – 9; 1 исправление на месте орфограммы – 8; 1 ошибка – 7; 2 ошибки – 6; 3 ош. – 5; 4 ош. – 4; 5 ош. – 3; 6 ош. – 2; 7 и более ошибок – 1. Каждые два исправления – отметка снижается ещё на 1 балл.

Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова (§ 3, с. 12-16)

Г__ревать, т__щить сумку, п__лзти на гору, х__мить стыдно, позв__нить, зв__рюшка, б__режок, т__жёлый, пож__леть слабого, з__лотой, пок__рать за грехи, зал__зать на дерево, ст__рожил дачу, зав__зать шнурок, обв__вать ветерком.

Дата ______________ Класс _________ Ф.И. _________________________ Отметка ________

Норма – 15 слов: 0 ошибок и исправлений – 10; 1 исправление не на месте орфограммы – 9; 1 исправление на месте орфограммы – 8; 1 ошибка – 7; 2 ошибки – 6; 3 ош. – 5; 4 ош. – 4; 5 ош. – 3; 6 ош. – 2; 7 и более ошибок – 1. Каждые два исправления – отметка снижается ещё на 1 балл.

Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова (§ 3, с. 12-16)

Пов__лился, сп__сти из беды, б__лизна, прис__гать в армии, позв__лять шалости, гл__зок, п__сти коров, вд__вить, б__льной, об__жать слабых стыдно, зак__лоло в боку, прим__рять друзей, св__ла гнездо, пос__деть от горя, др__жать от холода.

Контрольные диктанты ФГОС. 5 класс

к контрольному диктанту (входной контроль)

1. Назначение контрольного диктанта

Контрольная работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний обучащихся 5 класса. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализе, рассуждении.

2. Цели диктанта:

— Определение фактического уровня усвоения обучащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по программе начальной школы и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

— Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

3. Структура работы: 1 часть – диктант. 2 часть – грамматическое задание

4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

— способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

— способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

— умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Код по кодификатору

— Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

— Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

— безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроизносимой согласной в корне;

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих; 6.4. У потребление разделительных Ь и Ъ;

6.5. Правописание корней;

6.6. Правописание приставок;

6.15. Правописание словарных слов;

6.16. Раздельное написание предлогов

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях

Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении

1.2. Фонетический анализ слова

— Умение определять звуковой состав слова

3.2. Морфемный анализ слова. Умение проводить морфемный анализ слов;

— умение проводить морфологический разбор

— Умение находить орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами

3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение о существлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания

5. Время выполнения работы – 45 минут

6. План контрольной работы

Два варианта тектов диктанта ( учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

7. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

Выполнены верно все

Выполнено правильно не менее ¾ заданий

Правильно выполнено не менее половины заданий

Правильно выполнено менее половины заданий

Контрольный диктант (входной контроль)

Пришел сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут подосиновики, душистые рыжики. На болотном старом пне жмутся друг к дружке опенки.

По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки, стрижи. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают родные болота журавли.

Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел. Ранним утром далеко слышно грозный рев могучего богатыря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом все желтое, золотое, а он в белой шубке. (По И.Соколову-Микитову)

1. Выписать 2-3 слова с безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова.

2. Найти слово (слова), в котором букв больше, чем звуков (лось, готовятся).

3.Выполнить следующие разборы:

Морфологический — (на) пне

4. *У казать речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.

Найти гриб в сентябре в пёстром ковре из опавших листьев трудная задача. В эту позднюю пору съедобных грибов осталось очень мало. В тишине я медленно бродил по пустым полянкам, щурился на солнце и заглядывал под пеньки. Только к середине дня я нашёл семью весёлых опят. Они радостно толпились возле двух корней и были похожи на озорных ребят. Я начал осторожно их срезать и положил в свою корзинку. А из-за берёзки на меня глядел настоящий груздь! Скоро корзинка уже не могла вместить всю мою добычу. Я был самым удачливым человеком! (87 слов) (По Е. Носову)

1. Найдите и выпишите несколько слов с орфограммами «Проверяемая безударная гласная в корне слова» и «Непроизносимые согласные в корне слова». Орфограммы графически обозначьте.

2. Выделите морфемы в слове корзинка.

3. Запишите слова-исключения из орфограммы «Буквы и, у, а после шипящих».

4. *У казать речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.

1. Найдите и выпишите несколько слов с орфограммами «Проверяемые согласные в корне слова» и «Разделительные ъ и ь». Орфограммы графически обозначьте.

2. Выделите морфемы в слове берёзка.

3. Вспомните и запишите 4—5 слов с непроверяемыми гласными и согласными.

4. *У казать речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.

к контрольному диктанту

с грамматическим заданием по теме

1. Назначение контрольного диктанта

Контрольная работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализе, рассуждении.

2. Цели диктанта:

— Определение фактического уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по теме «Синтаксис и пунктуация» и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

— Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

2. Структура работы: 1 часть – текст диктанта, 2 часть – грамматическое задание

4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

— способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

— способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

— умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Код по кодификатору

— Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

— Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

— безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроизносимой согласной в корне;

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих;

6.5. Правописание корней;

6.4. Употребление разделительных Ь и Ъ;

6.6. Правописание приставок;

6.16. Раздельное написание предлогов

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения в простом предложении

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания

-Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

-Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении

7.16. Тире в простом предложении

— Умение выделять словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слова в словосочетании;

— Умение определять грамматическую основу предложения;

3.2. Морфемный анализ слова. Умение проводить морфемный анализ слов

3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение о существлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания

4. Время выполнения работы – 45 минут

5. План контрольной работы

Два варианта тектов диктанта ( учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

6. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

Выполнены верно все

Выполнено правильно не менее ¾ заданий

Правильно выполнено не менее половины заданий

Правильно выполнено менее половины заданий

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Октябрь — осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев листья и разносит их по рощам, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком кружатся над рощей. На рассвете грачи посидели на березах, поднялись и пропали.

А у нас появляются зимние гости. Вот на берёзе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена берёзы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу.

1. Вариант 1. Выписать из первого абзаца три словосочетания и сделать их разбор.

2. Подчеркнуть грамматические основы в 8 и 9 предложениях.

3. Морфемный разбор слов вкусные, улетают.

4. * Объяснить, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

2.Вариант 1. Выписать из второго абзаца три словосочетания и сделать их разбор.

2. Подчеркнуть грамматические основы в 11 и 12 предложениях.

3. Морфемный разбор слов зимние, посидели.

4. * Объяснить, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

Дуб — удивительное растение

Дуб — удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму. В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны . В дуплах дубов живут сычи, зимуют летучие мыши.

Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)

1. Выписать все словосочетания из 1 предложения последнего абзаца. Одно из них разобрать.

2. Подчеркнуть грамматические основы первого и последнего предложений

3. Составить схему последнего предложения текста.

4. *Объяснить, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

1. Выписать все словосочетания из 1 предложения второго абзаца. Одно из них разобрать.

2. Подчеркнуть грамматические основы в предложениях первого абзаца

3. Составить схему последнего предложения текста.

4. *Объяснить, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

к объснительному диктанту с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

1. Назначение работы

Работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализ, рассуждение.

2. Цели диктанта:

— Определение фактического уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по теме «Морфемика» и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

— Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

3. Структура работы: 1 часть – текст диктанта, 2 часть – грамматическое задание

4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

— способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

— способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

— умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Код по кодификатору

— Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

— Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

— безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроизносимой согласной в корне; ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих;

6.3. Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц

6.5. Правописание корней;

6.4. Употребление разделительных Ь и Ъ;

6.6. Правописание приставок;

6.16. Раздельное написание предлогов

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения в простом предложении

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания

— Умение определять грамматическую основу предложения;

5.13. Синтаксический анализ сложного предложения . Умение проводить синтаксический анализ предложения

Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

-Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении

3.2. Морфемный анализ слова. Умение проводить морфемный анализ слов

Умение опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;

3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение о существлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания

5. Время выполнения работы – 45 минут

6. План контрольной работы

Два варианта тектов диктанта ( учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

7. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

Выполнены верно все

Выполнено правильно не менее ¾ заданий

Правильно выполнено не менее половины заданий

Правильно выполнено менее половины заданий

Объснительный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветков по определенному расписанию.

Дневные цветы пробуждаются, когда начинается рассвет. Птичка поет в саду, и открывает голубые звездочки своих цветов цикорий. Расправляет широкие лепестки шиповник, светятся огоньки маков. К шести часам утра начинают тянуть к солнечным лучам желтые головки одуванчики, а за ними широко открывает свои лепестки гвоздики. Солнце сверкает и освещает ослепительным светом все вокруг: лес, поле, речку. Раскрывает на воде свой белоснежный венчик лилия. К солнечным лучам тянется нарцисс.

Дневные цветы обычно первыми засыпают.

Кончается летний день. Солнце располагается все ниже к горизонту. И тут начинают оживать ночные цветы.

1. Произведите морфемный разбор слов: рассвет, головки.

2. Выпишите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения.

3. Сделайте синтаксический разбор предложений: Птичка поет….. К шести часам….

4. *Объяснить, в чём отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.

Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель.

В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки.

Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения.

1. Выпишите слова с чередованием гласных в корне -раст-, — рос-. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем

2. Выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.

3. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

4. *Объяснить, в чём отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

1. Выпишите слова с чередованием гласных в корне -лаг-, -лож-. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем выпишите однокоренные слова с корнем -луг-, разберите их по составу.

3. Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.

4. *Объяснить, в чём отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

к контрольному диктанту по теме «Имя существительное»

1. Назначение работы

Работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализ, рассуждение.

2. Цели диктанта:

— Определение фактического уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по теме «Имя существительное» и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

— Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

3. Структура работы: 1 часть – текст диктанта, 2 часть – грамматическое задание

4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

— способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

— способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

— умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Код по кодификатору

— Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

— Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

— безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроизносимой согласной в корне; ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих;

6.3. Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц

6.4. Употребление разделительных Ь и Ъ;

6.5. Правописание корней;

6.6. Правописание приставок;

6.9. Правописание падежных и родовых окончаний существительных

6.16. Раздельное написание предлогов

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения в простом предложении

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания

5.7. Осложненное простое предложение

Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

-Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении

4.1. Самостоятельные части речи

— Умение распознавать существительные и их морфологические признаки;

— Умение проводить морфологический разбор существительного; характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки, определять их синтаксическую функцию;

— Умение применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов

— Умение выделять словосочетание в составе предложения, определять роль имени существительного в словосочетании

3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение о существлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания

5. Время выполнения работы – 45 минут

6. План контрольной работы

Два варианта тектов диктанта ( учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

7. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

Словарные диктанты «Безударные гласные, проверяемые ударением» (5-8 классы)

Безударные гласные, проверяемые ударением

Зал. зать (рану), зал. зать (в яму), нак. лоть (дров), нак. лить (железо), нав..вать (сны), нав. вать (кудри), п. лоть (грядки), оп. лить (гуся), обв. вать (ветром), обв. вать (косы вокруг головы), об. жать (стадион), об. жать (слабого), осв. щение в комнате, осв..щение храма, отв. рить курицу, отв. рить окно, пол. скать бельё, пол. скать ребёнка, посв. тить фонарём, посв. тить стихотворение другу, спуститься в д. лину, находиться вд. леке, прим. рить с. перников, прим. рять наряды, прож..вать в городе, прож. вать пирож. к, с. деть с годами, с. деть в кресле, ум. лять о помощи, ум. лять достоинства, встр. чают друзей, пок. ряют, вершины, сд. ваться на милость победителя, сл. заю со скамьи, по по. с, разл. чать предметы, объ. сняться с учителем, прибл. жаться к школе, отд. ляется город, сл. зать пенку, уд. вляться рассказу, ц. пляться за кусты, погл. щать обед, зам. нить в гости, разг. дать загадку, зак. лять на морозе, зак. лоть волосы, пок. рять красотой, пок. рать за преступление, уг. дать ответ, приг. диться для уроков, сож..ление об ушедшем , др. жать от х..л. да, др. знить петуха, потр. сение от случившегося, созр. вание пл. дов, изм. рение температуры, сост. влять план, , перед. вать привет, потр. сающий успех, насл. ждаться поэзией, неув. дающий талант, уд. вительный рассказ, обог. титься сод. ржанием, вопл. тить идею, объед. нить усилия, просл. влять труд, благ. сл. вить на подвиг, дать об. щание, просв. щать народ, восп. вать свободу, увл. каться искус. твом, знаменательное . вление, пл. нительный образ, оч. рование осени, неисч. рпаемые возможности, б. чевать недостатки, разв. вающиеся флаги, разв. вающиеся события

Б. гом б. жать, б. льной кот, др. хлеть на глазах, ед. ничный случай, ж. лтеть к осени, зав. нтить шуруп, просто загл. дение, поставили загр. ждение, весёлая зап. вка, зар. дить ружьё, засв. титься в окнах, к. роткий день, м. лить о помощи, нан. сти удар, нар. диться на карн. вал, пос. лить суп , неув. даемый подвиг, большое оп. лчение, осл. жнение после гриппа, отр. виться грибами, , м. лодой подм. стерье, н. сти пок. яние, пос. литься в доме, просв. щение детей, разл. новать тетрадь, разоч. ровать р. дителей, хорошая р. дословная, р. са на тр. ве, р. бой человек, св. щенный долг, см. тать стог, ст..рожил посёлка, уп. мянуть в письме, ут. лщение на руке, щ. дить нервы, . довитый гриб, под. рили цветы, поск. рее приходить, старый с. довник, перем. ниться погоде, т. жёлые обл. ка, нак. литься на ск. вор. де, к. вёр, нак. лоть дров, др. жал от хол. да, в. лять хв. стом, т. нул время, к. чались ветки, , ут. шать друга, ст. рожил спустя рук. ва, обв. нять себя, св. их друзей, ч. стота кол. баний, ч. стота русского языка, посв. тить фонариком, посв. тить стихотворение, прим. рить врагов, изм. рять температуру, разв. вать память, разв. ваться на ветру, пол. скть бельё, пол. скать щенка, отв. рить грибы, отв. рить дверь, изв. стить о приезде, др. мучий лес, пл. совая мелодия, ост. новка автобуса, камера хр. нения, ост. лбенеть от неожиданности, проз. бать в провинции, об. г. щение руды, раздр. жаться без повода, сопост. влять фигуры.

Б. сой мальчик, за. вить ульт. матум, к. рмящий зверь, л. кторий для м. л. дёжи, нак. сить тр. вы, нац. дить мол. ка, обл. ниться совсем, опр. вдаться перед учителем, отл. мать ветку, от. ждествление, отр. хнуть к. лени, оч. рствевший человек, перем. нить разг. вор, с. бака – пов. дырь, подн. вить рамы, прит. гательный взгляд, просв. щение д. тей, б. льшая прос. ка, разг. вор непр. ятный, р. диться на рынке, принятая с. мволика, см. ла на дер. ве, содр. гнуться от ужаса, сп. лить дерево, разбить ст. кло, тл. творный зап. х, упр. щённо решить, ур. нить чашку, ут. щить к. нфету, ут. пический р. ман, ш. рстяной н. сок, щ. б. тание птиц, неслыханная. ая щ. дрота, изм. рять площадь, пр…м. рить пос…орившихся, ум. лять о помощи, ум. лять достоинства, зач. рованный взгляд, обн. влённый дом, р. ждённый в деревне, выт. сненный из толпы, выт. сненный рисунок, ч. стота колебаний, ч. стота русского языка, посв. тить жизнь, посв. тить фонариком

Разв. вающееся пламя, разв. вать скорость, заскр. петь зубами, закр. пить паруса, прим. рять платье, нак. лить докр. сна, прор. дить м. рковь, зар. дить ружьё, оп. лить гуся, находиться вд. леке, ст..рожил предприятия, ст. р. жить огород, зат. ить обиду, упл. тить квартплату, см. тать на бегу, см. тение в голове, задр. жал от холода, погл. щать влагу, огл. сить приговор, обн. жить руку, расст. гнуть ворот, ост. новился у дороги, зак. лить кого – либо, зак. лоть что – либо, пок. рять кого – либо, пок. рать кого – то, уг. дать что – либо, приг. диться для чего – нибудь, сож. ление о чём – то, потр. сение от случившегося, изм. рение высоты, сост. влять расп. сание, нап. вать что – либо, перед. вать информацию, охр. нять объект, св..р. тить горы, огр. дить от бед, вл. стелин мира, ук. ротить пальто, сокр. щение дроби, провозгл. сить ман. фест, прим. рять друзей, сп. шить на помощь, сп. сать текст, пос. деть на п. лянке, пос. деть от горя, пол. скать щенка, пол. скать бельё, изм. рять температуру, разв. ваться на ветру, внизу д. лины, л. нивый человек, изв. стить о приезде, разр. дить обст. новку, ув. дший цветок, упл. тить за кв. ртиру, пл. совая м. лодия, объед. нить всех


источники:

http://infourok.ru/kontrolnie-diktanti-fgos-klass-2264688.html

http://pedsovet.su/load/28-1-0-18372