Диктанты по русскому языку 4 класс правописание местоимений

Диктанты по теме «Местоимение»

«Лесной голосок»

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка! (110 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.
  2. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки:
    Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.

«Где же приятель?»

Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель? (72 слова)

Грамматическое задание:

  1. Указать в тексте лицо и падеж местоимений.
  2. Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.

«Незнакомец»

Январским утром в город приехал новый житель и поселился на окраине. Это был сухонький, маленький старичок. Его никто не знал. Он не занимался ремеслом. Рассказать о его жизни было нечего.

Весной незнакомец разбил перед домиком клумбы, посадил редкие сорта цветов. Очень хорошо было у него летом! К нему начали ходить ребята. Он рассказывал им интересные истории, показывал старинные монеты. Их он собирал давно. Скоро дети и старик стали неразлучными друзьями. (70 слов) / Контрольный диктант

Грамматическое задание:

  1. Выпишите три словосочетания с личными местоимениями. Укажите падеж и начальную форму.
  2. Разберите по членам предложения.
    1 вариант. Хорошо было у него летом! Он рассказывал им интересные истории, показывал старинные монеты.
    2 вариант. Январским утром в город приехал новый житель и поселился на окраине. К нему начали ходить ребята.
  3. Выпишите три словосочетания с именами прилагательными, укажите, в каких падежах они стоят.

Диктанты по русскому языку 4 класс правописание местоимений

Диктанты по русскому языку для 4 класса по теме: «Местоимение». Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Выборочные диктанты по теме «Местоимение»

Задание к диктантам: выпишите местоимения с предлогами или без них, укажите падеж, лицо, число местоимений, подчеркните предлоги.

Диктант 1.
1. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне. 2. Вот этот стол, сосновый стол, к нам из лесу пришёл. (С. Маршак) 3. К нам весна шагает быстрыми шагами. (И. Токмакова) 4. Блестят винтовки новые, на них флажки. (Вл. Маяковский) 5. С ней солнце краше и весна милей. 6. Ласточка с весною в сени к нам летит. (А. Плещеев) 7. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой. (М. Лермонтов) 8. Под тобой, берёзонька, красны девицы венки плетут. (Из песни) 9. У него сегодня много писем в сумке на боку. (С. Маршак) 10. Там есть высокая гора, в ней глубокая нора. 11. На пороге сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто. 12. Ель растёт перед дворцом, а под ней хрустальный дом. (А. Пушкин) 13. Солнце жарче припечёт, небо дождь на нас прольёт.

Диктант 2.
Белка прыгала с ветки на ветку. Случайно она упала на сонного волка. Он ужасно рассердился. Белка стала упрашивать волка отпустить её. Волк сказал:
— Хорошо, я пущу тебя. Только скажи ты мне, отчего вы, белки, так веселы, а мы, волки, всегда скучаем?
— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. — сказала Белка.
Волк отпустил Белку на дерево. Оно приветливо встретило рыжую подружку. С него-то белка и прокричала Волку, что они, белки, всегда веселы, потому что добры и никому зла не делают.
(По Л. Толстому)

Диктант 3.
1. Что ты, конь, споткнулся? Отчего ты, чёрный ворон, встрепенулся? Почему ты, чёрный пёс ощетинился? Или он чует, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он ещё не родился, а если и родился, так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну. 2. Вот сошлись они, поравнялись, да так жестоко ударились, что кругом земля простонала. 3. Стой, Иван — крестьянский сын! Дай мне роздыху! 4. Что за роздых, у тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.
(Из русской народной сказки)

Диктант 4.
1. Я карандаш с бумагой взял, нарисовал дорогу, на ней быка нарисовал, а рядом с ним корову. (С. Михалков) 2. На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела. 3. Глядь: опять перед ним землянка. (А. Пушкин) 4. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жёны хлеб печь. 5. «Как мне не печалиться!» — ответил Иван-царевич. 6. Пришли царевичи, принесли свои караваи. Только у них смотреть не на что. 7. Хочет царь посмотреть, которая из них лучше танцует. 8. Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра на пир привёз. 9. Отправляйся на пир, а я вслед за тобой буду. 10. Хоть бы в платочке её принёс. (Из русской народной сказки)

Диктант 5.
1. У самой террасы стоял кипарис, поэт называл его другом, под ним заставал его часто рассвет, он с ним, уезжая прощался. 2. Любила плеск Невы и эту площадь пред ней с героем на коне. 3. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?». (А. Пушкин) 4. Когда же прилив возвращался опять и волны грядой подступали, от них я спешила назад убежать, а волны меня настигали! 5. Зимовка тут есть недалёко, рассвета дождёмся мы в ней. 6. Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. (С. Михалков) 7. Туристы его навещают, садятся под ним и на память с него душистые ветки срывают. (Н. Некрасов)

Диктант 6.
1. У дороги стояли густые кусты. Из них выскочил заяц и побежал со всех ног в лес. 2. Полянка была окружена деревьями. На ней росли ромашки, зверобой, лютики. 3. Дневной свет проник в комнату. Он сделал комнату уютней и просторней. 4. Пруд был неглубокий. Дно у него было илистое. 5. На опушке молодого леса есть небольшое озеро. На нём летом живут утки. 6. Встало солнце. Лучи его грели ласково и приятно.

Предупредительные и объяснительные диктанты по теме «Местоимение».

Диктант 1.
Мне тогда было, вероятно, года четыре, а сестре около двадцати. Она брала меня на прогулки. Ей нужно было только выбрать цветок, а я, бегавший возле неё, приводил в исполнение её желания. 2. Ближайший лесочек был для меня своеобразным контрольным участком: появились грибы в нём — можно идти в другой большой лес. 3. Для меня дороже всего войти в лес, когда в лесу ещё сумрачно, и тихо, и нетронуто, и под первой же елью ждёт тебя первый гриб.
(По В. Солоухину)

Распределительные диктанты по теме «Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Правописание местоимений с предлогами».

Задание к диктантам: распределите местоимения с предлогами или без на три группы по лицам: первое, второе, третье.

Диктант 1.
1. Мама — самый светлый, самый дорогой мне человек. 2. Я очень люблю сосну. 3. Она жила в конце улицы. 4. С вами в походе будет веселей. 5. Ходьба по земле её скоро утомляет. 6. Мама учит меня добру. 7. Они пойдут на стадион. 8. Слышали ли вы, как поёт курский соловей? 9. Настоящий друг всегда постарается помочь тебе.

Диктант 2.
1. Он написал свой адрес. 2. У нас в деревне растут сосны. 3. Мы с тобой никогда не расстанемся. 4. Они часто пробирались в сарай к незнакомцу. 5. Что ты думаешь делать в воскресенье? 6. Навстречу солнцу и весне и ты, и я идём сегодня по стране.
6. У нас дома есть хорошая коллекция марок. 8. Его не было дома целый день. 9. Мы встречали их на вокзале.

Проверочные диктанты по теме «Местоимение»

Задание к диктантам: Подчеркнуть местоимения.

Диктант «Кот Васька».
Раннее утро- Смотрю на будильник. Почему я так рано проснулся? Всё ясно. За дверью скребётся хитрый кот Васька. Он хорошо выспался. Ему скучно. Он давно хочет молока. Придётся вставать. Васька радуется мне, лижет руки, радостно мурлыкает. Где же его миска? Васька загнал её под шкаф. Наверное, он играл ею в футбол. Но мне совсем не хочется играть. Мне снились такие интересные сны. Пойду досмотрю их, 67 слов.

Диктант «Золотой луг».
Перед окном у нас луг. Он весь золотой от цветущих одуванчиков. Однажды рано встал я ловить рыбу. Вдруг я заметил, что луг зелёный. Шёл я около полудня домой. А он опять золотой. Стал я наблюдать. К вечеру луг снова позеленел. Завтра под первыми лучами солнышка опять раскроет он свои жёлтые ладони. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов. Ведь он похож на нас. Ложится спать с детьми. А утром он вместе с нами встаёт.
81 слово. (По М. Пришвину)

Диктант «Какого цвета твоя кошка».
Характер домашних кошек связан с их окраской.’ Чёрные кошки нервные, любопытные. Они очень любят ласку. Чёрно-белые кошки игривы. Эти кошки легко привязываются к хозяевам и их детям. Полосатые замкнуты. Они любят свободу и независимость. Часто они сторонятся даже своих собратьев. Коричневая кошка любит покой. Эта кошка домоседка. Белая кошка нервна, капризна, обидчива. Она может часто болеть. Правда ли всё это? Ты можешь проверить сам. 66 слов. ( «Детская энциклопедия» )

Диктант «Черепаха».
Один раз пошёл я на охоту с собакой. Около леса пёс вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Впереди него бежала маленькая черепаха. Пёс схватил её и стал грызть. Но он не мог прокусить её. Я отнял у него черепаху и рассмотрел её. На брюхе у неё тоже была скорлупа. Скорлупа черепахи — это её рёбра.
Только у людей и других животных рёбра бывают каждое отдельно. А у черепах рёбра срослись в скорлупу.
73 слова. (По Л. Толстому )

Диктант «Ночлег».
Лес становился глуше. Ветви деревьев сплетались вверху. Они не пропускали солнечных лучей. Дорога была выложена жёлтым кирпичом. Она была очень тёмная. Путники шли до позднего вечера, Элли очень устала. Железный Дровосек взял её на руки. Страшила плёлся сзади. Он сгибался под тяжестью топора. Наконец остановились на ночлег. Железный Дровосек сделал для Элли уютный шалаш из ветвей. Они со Страшилой просидели всю ночь у входа в шалаш. Они прислушивались к дыханию девочки и охраняли её сон. Утром все снова двинулись в путь.
82 слова. (По А. Волкову)

Диктант «Весёлый капитан»
На птичьем рынке купил я себе клеста. Назвал я его Капитаном. Дома я поставил клетку на окно. Птичка могла увидеть в окно мокрые крыши домов. У Капитана был удивительный клюв. Верхняя часть его была загнута вниз, а нижняя вверх. Характер у Капитана был весёлый. Целый день прыгал он по клетке, расшатывал клювом железные прутья. Но больше всего он любил дробить еловые шишки. Он зажимал в когтях шишку и доставал оттуда семечки. Гладкая шишка становилась похожей на растрёпанного воробья. 80 слов. (По Ю. Ковалю)

Диктант «В степи»
Июльская ночь. Запах густой, сладкий, нежный. Сквозь мглу трудно разобрать цвет и очертания предметов. Вдруг видишь у дороги тёмную фигуру. Она не шевелится. Не разбойник ли это? Фигура приближается, растёт. Вот она уже рядом с моей телегой. Это одинокий куст стоит неподвижно. Прячется он за курганом, выглядывает из бурьяна. И вот приходят на память степные легенды, рассказы встречных, сказки няни. Небо красиво, ласково. От ласки его кружится голова.
70 слов. (По А. Чехову)

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 4 класс по системе Л.В.Занкова.

Тематические контрольные работы (диктанты и контрольные списывания) по русскому языку. Автор учебника А.В. Полякова.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 4 класс по системе Л.В.Занкова.»

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 классе В

(Система развивающего обучения Л.В.Занкова)

1. Контрольный диктант по теме «Правописание местоимений»

У меня был очень хороший скворец, назвал я его Колей. Я за ним ухаживал, кормил, играл, учил петь.

Утром скворец садился на кровать и пел. Если я не вставал, он спрыгивал на подушку, щипал за ухо, дёргал простыню.

Время обеда он знал хорошо. Скворец первый занимал место рядом с моим. Ел он со мной из одной тарелки.

Как только я приходил домой, скворец летел ко мне и трепал меня за ухо.

В конце зимы я перевёл его в клетку. В клетке он чувствовал себя хорошо, но в комнате ему было интересней.

2. Контрольное списывание

Схватка зимы с осенью.

В природе шла схватка двух времен года. Зима наступала, осень оборонялась.

Для начала наступающая сторона производила разведку. Она посылала на короткое время морозы, резкие, колючие ветры и снежную завируху. Кустарники и лиственницы оголились, травы совсем помертвели.

Внезапно началось решительное наступление зимы. Казалось, что небо перемещалось на землю. Сквозь сплошную массу снега нельзя было различить человека. Всё вокруг побелело. Дороги исчезли. Невозможно было проехать ни поездом, ни машиной, ни на лошадях.

3. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени»

В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот стройные косяки потянулись в дальние тёплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились они отдохнуть.

Ещё темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька.

Скоро взойдет над рекой и лесом весёлое солнце. Высоко взлетят журавли. С неба услышим мы их прощальные голоса.

1) Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркнуть главные члены предложения. Указать известные части речи.

2) Выписать из текста по одному глаголу прошедшего и будущего времени. Указать грамматические признаки.

3) Указать основу глаголов: летели, взлетят.

4. Контрольный диктант за I триместр

Вместе со снегом в окрестностях появились снегири. Летом они живут на севере. С приходом зимы их можно увидеть на лесной опушке, в аллее парка, у дома, на улице.

У снегиря красная грудка, чёрная шапочка на головке. Его легко узнать. Птицы часами сидят на рябине или берёзе даже в стужу и снегопад.

Весной снегири строят гнёзда в чаще леса. Своё жильё они прячут в густой зелени ели или сосны. Едят снегири семена деревьев, долбят шишки.

5. Контрольное изложение «Медаль за отвагу»

Медаль за отвагу.

Это случилось летом. Игорь Кугай и его друг играли во дворе в шашки.

Вдруг мальчики увидели дым из окна соседнего дома. Игорь забрался на подоконник, ногой разбил стекло и спрыгнул в комнату. Комната была полна дыма. Горел шкаф. Плакали и кричали дети. Игорь вытащил из угла комнаты Лёню. В коридоре он нашёл Сашу. Игорь попробовал открыть дверь, но она не поддавалась. Тогда он подвел малышей к окну и помог им вылезти. К дому уже подъезжала пожарная машина.

В двенадцать лет Игорь Кугай получил медаль «За отвагу на пожаре».

6. Контрольный диктант по теме «Правописание личных окончаний глаголов»

За высокий урожай.

Зима  пора забот о новом урожае. В мастерских ремонтируют машины. Слесарь вытачивает нужные детали.

Выйдешь в поле, глядишь  колхозники пашут снег. Острым углом деревянный плуг разрезает снег, а крылья раздвигают его и образуют валы. Чуть подальше видишь, что из снежных кирпичей складывают настоящие стены. Эти заграждения не позволяют ветру уносить снег в овраги, держат его. Весной снег растает, и вода уйдёт в землю.

Зимой думают об удобрениях. На поле вывозят навоз, золу собирают всю зиму и оставляют до весны.

7. Контрольное списывание

Бурундук — это пёстренькая земляная белка. Бойкая и игривая, она проворно бегает по земле, влезает на деревья, прячется в траве. Окраска бурундука пёстрая, жёлтая. По спине и бокам у бурундука пять тёмных полос. Это запасливое животное. Бурундук делает большие запасы пищи, иногда их хватает на два года. Чтобы продукты не испортились, он выносит их из норки на солнышко. На траве проветривает зверёк сухие грибки и корешки, орехи. Потом в защёчных мешках уносит запасы в нору.

8. Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

От сильной бури повалилась старая сосна. Она лежала на лесной полянке. По обеим сторонам полянки толпились берёзки, ёлочки.

В ельнике захрустели сухие ветки. Крупный бурый медведь бродил возле ёлок, искал ягоды брусники и черники. Топтыгин подошёл к красавице сосне, осмотрел её. Заглянул под крону, залез и сидит под ветвями. Потом вдруг стал сметать лапой иголочки, мох. Облюбовал косолапый местечко для зимовки. Устроит под сосной берлогу и заснёт в мягкой постели.

Слова для справок: обеим, Топтыгин, подошёл, облюбовал косолапый, берлога.

9. Контрольное списывание

Рыжий кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Почти месяц мы выслеживали кота.

Наконец кот попался. Он украл кусок колбасы, полез с ним на берёзу, сорвался с ужасающим воем и умчался под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было. Вытащить из-под дома кота поручили Лёньке.

Лёнька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька вытащил его наружу.

10. Контрольный диктант по теме «Правописание наречий»

Справа и слева наш деревенский сад окружали липы. Издалека была видна широкая липовая аллея. Задолго до восхода солнца в вершинах деревьев начинали петь птицы. Пчёлы гудели над душистыми ветками.

Издавна высокие липы росли в русских лесах. Древесина липы дорого ценилась. Из тонкой коры делали лапти. Только теперь взрослых лип в лесах уж не увидишь.

Осенью липа первая сбрасывает листву. Землю сплошь покрывает жёлтый ковёр из опавших листьев. Идёшь и любуешься на милые с детства деревья.

11. Контрольное списывание

У лесной опушки на дереве с осени остались орехи. Теперь они свисают крупными гроздьями. Около них стали часто появляться две шустренькие белочки.

Однажды их увидел наш кот. Он замяукал, зашипел и кинулся на зверьков. Белки прыгнули на забор и по нему помчались к деревьям. Представляете себе картину?! По забору друг за другом ловко скачут лёгкие белки, а за ними гонится кот. Но вот белочки взлетели на белоствольную березу и шустро побежали по стволу. Кот сердито фыркнул и поплелся назад.

12. Контрольный диктант по теме «Правописание наречий»

В мелком кустарнике сверкает маленькое окошко с чистой водой. Здесь бьёт ключ. Отсюда берёт начало крохотный ручеёк. Потом вытекает он на широкий луг. С левой, с правой стороны спешат к шумному ручью потоки. Они наполняют его. И вот уже стал ручеёк тихой речушкой. На зеркальной поверхности её играют лучи летнего солнца.

В речной заводи заходили стайки мелкой рыбёшки. Закачались на водной глади жёлтые кувшинки. Появились на широком просторе лёгкие лодочки с рыбаками.

Слова для справок: сверкает, крохотный.

13. Контрольный диктант за II триместр

Пожелтела листва на берёзе. Опадают покрасневшие листочки осин. Только ёлочка не роняет иголок. Ёлка меняет наряд постепенно. Для этого ей нужно около девяти лет. До поздней осени не спит колючая красавица.

В зимнюю пору ёлочка засыпает. Тяжёлые снежные комья не ломают у ёлки гибких ветвей. В белой шапочке и белом шарфике выглядит она нарядной.

Зимой в ельнике тепло. В нём ночуют птицы. Еловые лапы не пропускают ветер.

Почувствует ёлочка приход длинного весеннего дня и оживёт.

14. Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных»

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

15. Контрольный диктант по теме «Правописание имён прилагательных»

Берёза у дороги.

За крайней избой дальней деревушки виднелось жёлтое поле. Придорожная канава заросла травой. На просторной равнине у дороги стояла белая берёза. Осень убрала деревья в жёлтый убор. Берёза стояла счастливая.

Наступила зима. В зимние ночи ветер трепал ветви берёзы. Снег засыпал поля, леса, жилища людей. Всё замерло.

Но вот, от весеннего дождя начали дымиться крыши изб. Снежное поле заблестело на ярком солнце. Потекли, заговорили ручьи. Зазеленела берёза.

Пришло лето. В шёлковой листве берёзы беззаботно зашумел ветер. Гибкие ветви склонились до первой зелёной травы.

16. Контрольный диктант за III триместр

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.

Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части ещё закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

Догадались, о каком растении идёт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки!

Слова для справок: словно, жемчужины, внизу.

17. Контрольное изложение «Зайчик»

Маленького зайца сильно потрепали вороны. У зайчишки была сломана лапка.

Ребята принесли бедняжку домой. Заяц бился в руках и вырывался. Папа достал бинт и завязал ножку. Дети посадили зайчика в ящик. Мама положила туда сена, морковку. Она поставила мисочку с водой.

Зайка прожил в доме целый месяц. Все ухаживали за зверьком. Ножка зажила. Зайчик стал выпрыгивать из ящика.

Тут и зима пришла. Выпал пушистый снег под цвет зайкиной шубки. Теперь его можно было выпускать в лес. Так ребята и сделали.


источники:

http://prodictant.ru/dictant4class/potemam4class/89-mestoimenie-4-klass.html

http://multiurok.ru/files/kontrol-no-izmieritiel-nyie-matierialy-po-russko-4.html