Диктанты по русскому языку правописание

Что такое онлайн-диктант с автоматической проверкой?

Это полный аналог традиционного диктанта, только на компьютере: слушаете аудиодиктовку и печатаете текст в специальной форме. Можно использовать паузу и перемотку диктовки, а также настроить удобную скорость печати. После написания диктанта система автоматически проверит текст, поставит оценку и подробно объяснит допущенные ошибки.
Попробуйте сами: включите звук, выберите диктант и напишите его!
Помимо русских диктантов у нас есть и портал с английскими онлайн-диктантами: Diktado

Орфографические диктанты 5-9 классы
учебно-методическое пособие по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Качественный материал(орфограмма — алгоритм рассуждений- задания) для систематизации и контроля ЗУН учащихся за курс «Орфографиия. Культура речи.» Может быть использован в качестве повторения пройденного при подготовке к ЕГЭ учащихся 10-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Орфографические диктанты 5-9 классы448 КБ

Предварительный просмотр:

для учащихся основной школы

(орфограммы школьного курса)

  1. Безударные гласные, проверяемые ударением
  2. Безударные гласные, не проверяемые ударением.
    Непроверяемые согласные
  3. Чередование гласных в корне слова
  4. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ
  5. Правописание приставок на З
  6. Непроизносимые согласные
  7. Разделительные Ъ и Ь
  8. Употребление Ь
  9. Правописание гласных после Ц
  10. Правописание гласных после шипящих
  11. Сложные существительные
  12. Сложные прилагательные
  13. Правописание слов с пол (полу)
  14. Правописание суффиксов существительных
  15. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

16. Правописание суффиксов прилагательных

17. Правописание суффиксов глаголов

18. Правописание суффиксов причастий

19. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

20. Правописание О – А на конце наречий

21. Правописание падежных окончаний имён существительных

22. Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий

23.Правописание безударных окончаний глаголов

26. Правописание местоимений

27. Правописание частиц

28. Правописание частиц НЕ и НИ

29. Правописание предлогов

30. Правописание союзов

  1. Безударные гласные, проверяемые ударением

Способы проверки безударной гласной в корне слова

Подберите однокоренное слово : зачастить – часто, просвещение — свет

Подберите сложносокращённые слова : корреспондент – спецкор

У существительного измените число: моря – море

У прилагательного замените полную форму краткой: слепой – слеп

У глагола измените лицо: вожу — водит

У глагола измените время: приказала — прикажет

У глагола прошедшего времени измените род: несла — нёс

Зал. зать (рану), зал. зать (в яму), нак. лоть (дров), нак. лить (железо), нав..вать (сны), нав. вать (кудри), п. лоть (грядки), оп. лить (гуся), обв. вать (ветром), обв. вать (косы вокруг головы), об. жать (стадион), об. жать (слабого), осв. щение в комнате, осв..щение храма, отв. рить курицу, отв. рить окно, пол. скать бельё, пол. скать ребёнка, посв. тить фонарём, посв. тить стихотворение другу, спуститься в д. лину, находиться вд. леке, прим. рить с. перников, прим. рять наряды, прож..вать в городе, прож. вать пирож. к, с. деть с годами, с. деть в кресле, ум. лять о помощи, ум. лять достоинства, встр. чают друзей, пок. ряют, вершины, сд. ваться на милость победителя, сл. заю со скамьи, по по. с, разл. чать предметы, объ. сняться с учителем, прибл. жаться к школе, отд. ляется город, сл. зать пенку, уд. вляться рассказу, ц. пляться за кусты, погл. щать обед, зам. нить в гости, разг. дать загадку, зак. лять на морозе, зак. лоть волосы, пок. рять красотой, пок. рать за преступление, уг. дать ответ, приг. диться для уроков, сож..ление об ушедшем , др. жать от х..л. да, др. знить петуха, потр. сение от случившегося, созр. вание пл. дов, изм. рение температуры, сост. влять план, , перед. вать привет, потр. сающий успех, насл. ждаться поэзией, неув. дающий талант, уд. вительный рассказ, обог. титься сод. ржанием, вопл. тить идею, объед. нить усилия, просл. влять труд, благ. сл. вить на подвиг, дать об. щание, просв. щать народ, восп. вать свободу, увл. каться искус. твом, знаменательное . вление, пл. нительный образ, оч. рование осени, неисч. рпаемые возможности, б. чевать недостатки, разв. вающиеся флаги, разв. вающиеся события

Б. гом б. жать, б. льной кот, др. хлеть на глазах, ед. ничный случай, ж. лтеть к осени, зав. нтить шуруп, просто загл. дение, поставили загр. ждение, весёлая зап. вка, зар. дить ружьё, засв. титься в окнах, к. роткий день, м. лить о помощи, нан. сти удар, нар. диться на карн. вал, пос. лить суп , неув. даемый подвиг, большое оп. лчение, осл. жнение после гриппа, отр. виться грибами, , м. лодой подм. стерье, н. сти пок. яние, пос. литься в доме, просв. щение детей, разл. новать тетрадь, разоч. ровать р. дителей, хорошая р. дословная, р. са на тр. ве, р. бой человек, св. щенный долг, см. тать стог, ст..рожил посёлка, уп. мянуть в письме, ут. лщение на руке, щ. дить нервы, . довитый гриб, под. рили цветы, поск. рее приходить, старый с. довник, перем. ниться погоде, т. жёлые обл. ка, нак. литься на ск. вор. де, к. вёр, нак. лоть дров, др. жал от хол. да, в. лять хв. стом, т. нул время, к. чались ветки, , ут. шать друга, ст. рожил спустя рук. ва, обв. нять себя, св. их друзей, ч. стота кол. баний, ч. стота русского языка, посв. тить фонариком, посв. тить стихотворение, прим. рить врагов, изм. рять температуру, разв. вать память, разв. ваться на ветру, пол. скть бельё, пол. скать щенка, отв. рить грибы, отв. рить дверь, изв. стить о приезде, др. мучий лес, пл. совая мелодия, ост. новка автобуса, камера хр. нения, ост. лбенеть от неожиданности, проз. бать в провинции, об. г. щение руды, раздр. жаться без повода, сопост. влять фигуры,

Б. сой мальчик, за. вить ульт. матум, к. рмящий зверь, л. кторий для м. л. дёжи, нак. сить тр. вы, нац. дить мол. ка, обл. ниться совсем, опр. вдаться перед учителем, отл. мать ветку, от. ждествление, отр. хнуть к. лени, оч. рствевший человек, перем. нить разг. вор, с. бака – пов. дырь, подн. вить рамы, прит. гательный взгляд, просв. щение д. тей, б. льшая прос. ка, разг. вор непр. ятный, р. диться на рынке, принятая с. мволика, см. ла на дер. ве, содр. гнуться от ужаса, сп. лить дерево, разбить ст. кло, тл. творный зап. х, упр. щённо решить, ур. нить чашку, ут. щить к. нфету, ут. пический р. ман, ш. рстяной н. сок, щ. б. тание птиц, неслыханная. ая щ. дрота, изм. рять площадь, пр…м. рить пос…орившихся, ум. лять о помощи, ум. лять достоинства, зач. рованный взгляд, обн. влённый дом, р. ждённый в деревне, выт. сненный из толпы, выт. сненный рисунок, ч. стота колебаний, ч. стота русского языка, посв. тить жизнь, посв. тить фонариком

Разв. вающееся пламя, разв. вать скорость, заскр. петь зубами, закр. пить паруса, прим. рять платье, нак. лить докр. сна, прор. дить м. рковь, зар. дить ружьё, оп. лить гуся, находиться вд. леке, ст..рожил предприятия, ст. р. жить огород, зат. ить обиду, упл. тить квартплату, см. тать на бегу, см. тение в голове, задр. жал от холода, погл. щать влагу, огл. сить приговор, обн. жить руку, расст. гнуть ворот, ост. новился у дороги, зак. лить кого – либо, зак. лоть что – либо, пок. рять кого – либо, пок. рать кого – то, уг. дать что – либо, приг. диться для чего – нибудь, сож. ление о чём – то, потр. сение от случившегося, изм. рение высоты, сост. влять расп. сание, нап. вать что – либо, перед. вать информацию, охр. нять объект, св..р. тить горы, огр. дить от бед, вл. стелин мира, ук. ротить пальто, сокр. щение дроби, провозгл. сить ман. фест, прим. рять друзей, сп. шить на помощь, сп. сать текст, пос. деть на п. лянке, пос. деть от горя, пол. скать щенка, пол. скать бельё, изм. рять температуру, разв. ваться на ветру, внизу д. лины, л. нивый человек, изв. стить о приезде, разр. дить обст. новку, ув. дший цветок, упл. тить за кв. ртиру, пл. совая м. лодия, объед. нить всех

2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить!

Правописание непроверяемых согласных нужно запомнить!

Автоб. ография, а. тограф, а. ея, амф. брахий, ан. кдот, ант. теза, . нтракт, . ппарат, ап. льсин, асс. ртимент, б. лкон, б. лада, б. скетбол, б. сейн, б. ян, бе..вкусный, б. речь, б. с. довать, б. нокль, бл. городный, в. гон, вв. рху, вдв. ём, в. зде, в. логонки, вел. сипед, в. ла, влев…, в. кзал, воскл. цательный, вп. р. ди, вправ. вс. гда, втр. ём, г. рдероб, г. рбарий, г. роизм, г. рой, г. мнастика, г. тара, грам. тный, д. ван, дн. вник, ди. лог, , жж. ный, ж. нглёр, жу. ать, . дание, . десь, . доровье, . дравствуй, ид. ал, изр. дка, и. юстрация, инт. рьер, ис. кусный, иску. тво, к. бинет, к. нал, к. пюш. н, к. мпьютер, к. лекция, к. нфета, к. рзина, к. см. навт, к. стюм, крыж. вник, л. ловый, м..нд. рин, м. ршрут, мат. м. чта, налев. направ. нег. д. вать, нед. умевать, нен..видеть, н. когда, . громный, от. всюду, отр. сль, п. ркет, пи. нино, пл. тформа, п. в. ствовательный, пог. ворка, пос. тить, послов. ца, поч. рк, прав. льный, пр. з. рать, пр. красный, пре. д. леть, пр. пя. ствие, пр. горок, пр. гожий, пр. ключение, пр. обр. сти, пр. общение, пр. ютить, програ. а, пр. фе. ия, рап. рт, расп. сание, рас. вет, ра. ч. тать, рас. вет, расч. т, расч. тливый, р. мень, р. спубл. ка, р. вес. ник, р. сток, Р. стислав, рю. зак, с. лют, сверс. ник, слев. с. ревноваться, сост. заться, сп. рт. киада, спорт. мен, справ. спр. в. дливый, ст. дион, ст. речь, стр. миться, тел. визор, тел. фон, трен. р, трен. роваться, трещ. тка, трущ. бы, ф. олетовый, фотоа..арат, фу. бол, хо. ей, х. рей, ч. рнила, ч. хол, ш. в, ш. колад, ш. рох, ш. рты, ш. ссе, ш. фёр, ц. ган, ц. плёнок, ц. почки, ц. ц, . бсолютный ч. мпион, в . тмосфере, изобр. жать клоуна, инд. видуальная работа, к. лебаться в решении, обл. чать обманщика, положительный п. рсонаж, вести п. лемику, провести р. форму, эп. зод

А. егория, ант. теза, арм. тура, атм. сфера, б. гряный, ба. ейн, б. хрома, б. ография, б. рюзовый, б. г. тырь, б. рдовый, вел. колепный, в. лосипед, в. т. ран, ветре. ый (день), ветр. ная (мельница), возр. жать, г. раж, г. н. рал, г. рой, двест. девяност. ди. лог, жан. р, з. главие, зелё. ый, изжелта . красный, и. юстрация, искусный, иссиня. чёрный, к. рниз, кв. ртира, кил. метр, к. м. ндир, к. медия, ко. екция, к. нвей. р, л. йт. нант, м. ляр, м. тафора, ми. иард, ми. ион, мон..лог, общественно . политический, общественно. полезный, оди. адцать, . рнамент, п. ркет, п. даль, п. рила, подз. головок, подр. жать, пор. жение, пор. жать, поск. льзнуться., пр. бывать (на работе), пр. бывать (на работу), пр. вратить, пр. дмет, пр. з. рать, пр. кратить, пр. обр. зовать, пр. од. леть, пр. пятствие, пр. творить (дверь), пр. творить (мечту), пр. вет, пр. выкать, пр. гл..сить, пр. годиться, пр. готовить, пр. думать, пр. йти, пр. казать, пр. ключение, пр. лежный, пр. мер, прим. рять (одежду), прим. рять друзей, пр. обрести, пр. рода, пр. смотреться, пр. способить, пр. сутствовать, пр. чина, пр. ятный, прот. воречить, профе. ия, р. кета, р. форма, ровес. ник, румя. ый, с. лат, с. лфетка, сви. ой, с. лдат, сост. зание, ср. внение, т. лант, тел. грамма, те. аса, тип. графия, тор. питься, тр. буна, трист. тро..ейбус, ф. соль, центн. р, четырест. штук. тур, экз. мпляр, эк. номить, экск. ватор, эп. граф, юн. ый, январ. ский

Авт. р, акв. ланг, акв. риум, акв. рель, анап. ст, арт. лерия, аф. ризм, ба. ейн, благод. ря тому. что, бок. о. бок, Библ. я, вид. мо – невид. мо, в. миг, в. насмешку, возр. жение, волей . неволей, в. последстви. в. продолжени. в. следстви. того что, в. течени. выр. вненный, г. лерея, г. мнастика, г. рлянда, г. п. рбола, гр. теск, дактиль, давным – давно, дистанция, для того чтобы, до смерти, драма, жёваный, желанный, ж. ваный, завя. ка, за. границу, за . границей, за. то,за. тем чтобы, из . за, изобр. зить, инт. рвью, из . под, к. литка, как . будто, к. рикатура, кв. танция, клас. ик, ков. ый, коло. а, к. мб. нат, к. мб. нация, к. мп. зиция, к. нверт, кр. мешный, крос. кульм. нация, л. генда, лет. пись, мало. помалу, мас. а, медле. ый, на. глазок, на. днях, на. дом, на. лету, на. миг, на. память, на. скаку, на. совесть, на. ходу, на. цыпочках, невида. ый, недос. гаемый, нежда. ый, н. раз (много раз), неслых. нный, неча. ый, н. мало, н. как, н. сколечко, н. чуть, ни. разу (никогда) ор..ентация, ор. ентироваться, . санка, отр. зить, оттого . что, п. кет, п. ром, п. йзаж, п. риод, по . двое, под. силу, по. окончани. по пам. ти, по пр. бытии, пор. жение, пор. зительный, по. совести, по. трое, почт. льон, предв. рительный, пр. кр. тить, пр. тензия, прису. ствовать, р. альный, р. з. денция, с. тира, свет. фор, св. щенный, с. м. фор, с. луэт, с. туация, (с) налёту, сн. ряд, (с) разбегу, ст. рательно, (с) тем что, точ. – в – точ. тр. вога, трен. р, трен. роваться, утр. мбовать, ф. нтазия, ч. мп. он, что(бы), ш..в. литься, эп. демия, об..ятельный человек,

Акт..в..зировать, ал. егория, амбр. зура, амф. брахий, амф. театр, анап. ст, . нсамбль, ап. ф. оз, аргум. нтировать, арт. лерия, архит. ктура, ат. естат, ауд. тория, б. йдарка, б. лада, б..л. тристика, бе. союзие, бес. се. лер, библ. ограф, бизн. смен, б. ограф, больш. нство, в. збудить, во. бр. жение, вопл. тить, воспроизв. сти, впеч. тление, выр. зить, г. лерея, г. рмония, г. н. альный, г. роизм, г. пербола, г. потеза, грам. атический, гр. циозный, д. баты, д. бют, д. виз, д. кл. рация, дек. рация, д..л. гат, д. л. катесный, д. путат, ди. лог, д. плом, д. ректор, диску. ия, д. скутировать, дискус. ировать, дост. инство, дост. пр. мечательность, дра. а, зо. чество, зо. чий, ид. ал, из. яснительное, и. юминация, ил. юстрация, ил. юстрированный, инте. ект, интер. ер, инф. рмация, инф. рмировать, искус. ный, искус..тво, исти. ый, к. в. лерия, к. ндидат, к. никулы, к. рн. вал, к. ртотека, к. лорит, колос. альный, к. медия, комис. ия, к. митет, к. мп. зитор, к. мп. зиция, к. мп. ютер, к. мфорт, к. нгрес. к. нс. рватория, к. нф. ренция, красн. речие, л. боратория, лан. шафт, л. уреат, л. генда, лир. ка, м. неврировать, м. нёвр, м. ршрут, меньш. нство, м. тафора, м. грация, м. тинг, м. нолог, муж. ство, об. лиск, обос. бление, обр. з, ол. цетворять, ор. тор, . раторский, ори. нтироваться, орн. мент, осущ. ствить, п. мфлет, пан. рама, п. триот, п. триотизм, п. фос, п. йзаж, п. риод, п. весть, подв. г, подлин. ый, пор. жать, пост. мент, поста. овление, п. ртрет, п. эма, предан. ость, пр. з. дент, пр. з. диум, пр. ения, пр. образовать, пр. следовать, пр. в. легия, пр. даточное, пр. ор. тет, прогрес. прол..г, прот. тип, профес. ия, п. ед. стал, пье. са, прот. вительное, публ. цистика, рас. каз, ре. лизм, р. ванш, р. гулировать, режис. ёр, рез. люция, р. ликвия, р. п. тиция, р. ст..врация, р. торика, ровес. ник, р. ман, р. мантизм, сверс. ник, св. детельство, с. зон, с. кр. тарь, с. мвол, ст. пендия, ст. пендиат, с. кретарь, тр. диция, тр. мвай, тр. л. ейбус, труже. ик, ст. па, тр. гедия, ф. льетон, ф. нтастика, экспр. мт.

Ак. мп. н. мент, ак. мп. нировать, . ктивный, амф. театр, ар. мат, . сфальт, б. гряный, б. лет, б. тон, б. дон, буду. щее, вер. вание, в. ртикально, вет. ран, во. зрение, вр. сплох, встреп. нуться, выр. зительный, гал. ерея, газ. фикация, ген. альный, г. гант, гиган. ский, г. сподин, гостин. ая, гуман. ый, де. тельный, д. клад, ( за) ч. стую, изм. нение, ин. й, ид. олог. ческий, инт. нсивный, ист. на, к. н. нада, к. р. ван, к. ртина, к. варный, колос. колос. альный, к. м. ентарий, к. м. ентатор, к. нспект,л. уреат, мировоз. рение, мироп. н. мание, м. заика, м. раль, (на)угад, недос. гаемый, об. яние, об. няние, одух. творить, оп. ра, ор. нжерея, ор. ентир, ор. ентироваться, ох. рактеризовать, п. л. садник, п. рал. ль, п. с. имист, п. чальный, подл. н. ый, пр. гл. сить друзей, пр. обр. сти, пр. рода, пр. смотреться, пр. способить, пр. сутствовать, пр. тв. рить (дверь), пр. чина, пр. ятный, прот. воречить, пр. грес. ивный, профес. ия, р. внина, р. кета, р. форма, р. форма, р. вес. ник, румян. ый, с. лат, с. лфетка, свин. ой,с. луэт, син. ий, с. лдат, сост. зание, ср. внение, т. лант, телеграм. а, тер. аса, тип. графия, тор. питься, тр. буна, трист. трол. ейбус, ф. соль, цен. нер, че. ствовать, четырест. ш. девр, штук. тур, экз. мпляр, эк. номить, экск. ватор, …пиграф, эф. ект, юн. ый, январ. ский

Ав. кадо, акв. рель, алг. ритм, б. к. лавр, б. кл. жан, в. лидол, в. н. грет, в. д. виль, выгр. вировать, г. рмония, гастр. лёр, д. кл. рировать, д. л. тант, д. ректор, заб. тонировать, и. зуит, и. роглиф, имп. нировать, инт. рпр. тация, к. н. нада, к. г. рта, крим. налистика, л. б. ратория, л. нгвистика, м. ц. нат, м. золь, м. тивировать, н. ктюрн, отр. жение, отс. лютовать, п. н..братство, пер. фраза, пи. нино, пр. амбула, ре. нимация, р. гент, р. горист, ск. лет, стр. тегия, тр. умвират, тр. умфальный, ф. натизм, ф. ниш, ф. рель, фр. гмент, юн. ор, ч. снок, экск. ватор, эл. ксир, ярм. рка, ап. тичный, апл. дировать, ац. тат, в. рн. саж, в. ртуоз, вит. еватый, гастр. номия, г. ризонт, д. в. львация, д. в. денды, д. спансер, загр. м. ждение, из. бр. зительный, и. рархия, к. лейдоскоп, к. т. комбы, кл. рикальный, к. мп. тентный, л. м. тировать, м. ндат, м. тонимия, нас. комое, нейтр. лизовать, нум. зматика, обл. чко, оптим. стический, орд. натура, п. ритет, п. ртер, п. рсп. ктива, пр. з. дент, прол. тариат, р. гламент, р. туал, р. мантичность, ст. матология, сув. нир, тр. в. альный, ф. талистический, фр. гат, юб. лей, юв. лир, ал. гория, ал. терация, альм. нах, ан. хр. низм, ан. нимный, ар. ст. кратизм, арх. изм, ас. нанс, аф. ризм, в. кансия, в. риант, в. девиль, г. рмония, г. пербола, гум. низм, д. скр. минация, д. р. ктива, д. сонанс, д. м. кратизм, ид. ал, инст. нктивный, иде. логия, инт. л. ектуальный, идил. ия, ид. ома, инт. лигенция, к. рикатура, к. мп. зиция, к. мп. нент, к. нс. рватизм, к. мпания

( друзей), предвыборная к. мпания, л. б. рал, м. муары, м. тафора, м. тонимия, н. гилизм, не. логизм, н. ве. ла, пл. гиат, пров. нциальный, публ. цистика, п. еса, ор. г. нал, ре. лизм, р. зонёр, р. акционер, р. торика, с. рказм, с. тира, с. нт. ментальный, с. туация, ст. листика, т. тология.

Акр. батический, ди. пазон, д. скр. минация, дисл. кация, дом. нанта, кат. строфический, к. мбин. зон, к. нт. нгент, к. нф. денциальный, к. ричневый, корп. рация, кр. потливый, л. биринт, л. вировать, л. генда, л. квидировать, л. моть, м. гистральный, м. лярия, м. териализм, м. л. оратор, м. рк. нтильный, мет. морфоза, мет. стазы, миссионер, мист. фикация, м. льберт, м. ше. ник, нищ..та, об. яние, н. к. лированный, ол. гархия, оп. рация, ор. нжерея, ор. ол, ор. гинальный, ос. зание, п. вильон, п. кет, п. лата, п. литра, п. мфлет, пан. цея, п. н. рама, п. р. докс, пор. зительный, п. рафраза, п. стораль, п. тетический, п. триот, пер. петия, пл. гиат, пл. оназм, поб. гроветь, п. ликлиника, п. ртрет, пот. совка, пр. словутый, пр. в. цировать, пр. т. кол, п. т. логия, пл. яда, поб. гроветь, пр. гматизм, пр. т. нзия, пр. куратура, рад. атор, р. прес. ии, р. путация, р. ст. врация, р. ц. нзент, с. крет, с. роп, с. лярий, ретр. сп..ктивный, скр. пулёзный, с. лидарность, ст. кан, стр. коза, т. рапевт, т. рада, т. ксичный, т. тальный, ф. хтование, ф. ш. небельный, ф. л. рмония, эг. ист, эксп. нат, экз. стенциализм, эст. када, акм. изм, ан. тация, ант. логия, в. девиль, г. рмония, гу. анизм, дек. дентство, др. ма, др. матург, импр. сионизм, интриган. ский, к. л. мбур, к. нфликт, л. конизм, л. генда, мел. драма, м. ниатюра, м. дернизм, м. стерия, опт. мизм, некр. лог, н. ологизм, п. мфлет, п. триархальный, пре. са, прогре. сивный, р. пре. сия, с. мв. лизм, т. нд. нциозность, ф. була, ф. льетон, эксп. зиция, эп. пея, эстет. ка.

Диктанты ОНЛАЙН. Орфография

Орфографический диктант — лучший способ проверить свои умения правильного письма на русском языке.

Орфография как раздел языкознания

Орфография — это единая система правил передачи речи в письменном виде (греч. orthos – правильный, grapho – пишу).

Наша речь наполнена словами, которые могут иметь различия в произношении и написании. Именно для правильного написания таких слов и служит орфографическая грамотность.

В русском языке орфография взяла свое начало из старославянской орфографии, а ее правила складывались для письма по-другому, нежели для устного произношения лексических единиц.

Складываться орфография как система языка начала в 18 веке. Ее разработка велась и в 19 веке. Многие языковеды вложили свой труд в усовершенствование системы орфографии.

Орфография даже подвергалась реформам. Например, в 1917 году была первая реформа русской орфографии, а в 1956 году был разработан целый свод Правил русской орфографии и пунктуации.

Всего орфография русского языка насчитывает пять важных разделов:

  • правильное написание морфем: префиксы, корни, суффиксы и флексии;
  • слитное и раздельное написание слов и их частей, использование дефиса;
  • правильный выбор прописных букв;
  • перенос слов по строкам;
  • сокращение слов.

С орфографией тесно связано понятие орфограмма. Орфограмма — это именно написание, сделанный выбор письма той или иной буквы и слова.

Орфограммы классифицируются на:

1 тип – орфограммы в сильной позиции: сервис, соль;

2 тип – орфограммы в слабой позиции: плод, лестный;

3 тип – слитное и раздельное написание: большой, по-большому;

4 тип – написание с прописных и со строчных букв: вера, Вера;

5 тип – правильный перенос: свет-ло;

6 тип – сокращенное написание слов: д/р, руб.

Чтобы передать в письменном виде звуки слабой позиции, используют два типа правил:

1 тип — когда звук в слабой позиции чередуется с аналогичной морфемой со звуком сильной позиции. Тогда при письме используют буквы, соответствующие звукам сильной позиции: рады — рад, нора — норы.

Такой принцип орфографии является фонематическим. Касаться он может разных морфем: корней, суффиксов, приставок и окончаний.

К примеру: в слове «словарный» звук [о] в корне безударный. Чтобы правильно написать это слово, подбираем проверочное слово, где бы этот звук был под ударением — «слОво».

Фонематический принцип самый важный в разделе орфографии. Часто его называют морфологическим, так как он регулирует правильное написание именно морфем.

2 тип — слабая позиция звуков, когда звуки нет возможности проверить подходящим словом. В этом случае слова просто запоминаются, это словарные слова, которые не проверить: корова, собака и т.п.

Как раз с этими словами больше всего трудностей и возникает. Но чем чаще мы их используем в письменной речи, тем крепче запоминается их написание.

К этому же (традиционному) принципу относят:

  • заимствованные слова: бойкот, увертюра и т.д.;
  • чередующиеся гласные в корне слова (-клан-, -клон-; -зар-, -зор; -твар-, твор; -блест-, -блист; -пер-, -пир-; -тер-, -тир-; -кас-, -кос-; -лаг-, -лож-; -гар-, -гор; -раст-, -рост-; -скак-, -скоч; -плав-, -плов-; -мак-, -мок-; -равн-, -ровн-);
  • гласная -и- после ш, ж, ц: цитата, широко, жила;
  • мягкий знак после ш и ж: мышь, намажь;
  • буква Ч в словах «что», «чтобы»;
  • соединительные гласные в словах: паровоз, кругозор;
  • непроизносимые согласные: чувство и т.п.;
  • глухие и звонкие согласные в корне слова: автовокзал, экзамен и т.п.;
  • аффиксация гласных и согласных: веточка, окошечко и т.п.;
  • согласные и гласные в окончаниях слов: белого, быстрого и т.п.

Вся суть фонетического принципа в том, что звуки, которые мы произносим они же и обозначаются буквами алфавита.

Примеры:

последний согласный в приставках без-, бес-, воз-, вос-, вз-, вс-, из-, ис-, низ-, нис-, раз-, рас-, роз-, -рос-, чрез- (через-, черес-): безбашенный – бесплатный; воздвигать – воссоздать и т.д.;

гласные в префиксах: роз- (рос-), раз- (рас-): розыск – разыскание; росчерк – расчет;

замена И на Ы после приставки: играть — разыграть, история — предыстория и т.д. Сохраняется гласная только после меж-, сверх-, а также после иноязычных суффиксов и частиц пан-, суб-, транс-, контр-: межинститутский, сверхизысканный, панисламизм, субинспектор, трансиранский, контригра. В слове «взимать» И сохраняется при письме, как и произносится;

если рядом произносятся три одинаковых звука, то пишутся только два из них (рас + ссориться = рассориться); ванна – ванная (ванн + ная);

окончания -ой (под ударением) и -ый, -ий (без ударения) в именительном (винительном) падежах единственного числа у прилагательных, числительных, местоимений и причастий: заводной – пригородный;

ударная О и безударная Е в косвенных падежах существительных и прилагательных после шипящих и Ц: межой — стужей, душой — крышей;

ударная О и безударная Е после шипящих в суффиксах существительных, прилагательных и наречий, после Ц в суффиксах прилагательных и глаголов: дружок — овражек, свежо — хуже и т.п.;

Ц после Ц в суффиксе -ын- притяжательных прилагательных: лисицын и в окончаниях существительных и прилагательных: братцы, бледнолицый.

Способы овладения орфографическими навыками

Что правильно писать необходимо формировать орфографическую зоркость, грамотность.

Орфографическая зоркость помогает увидеть в словах трудные места для применения конкретного правила.

Орфографическая грамотность — это умение писать правильно, пользуясь данными правилами.

И формировать орфографические навыки учащихся лучше уже в начальных классах.

Но даже если момент упущен, то никогда не поздно узнать основные орфограммы и успешно их использовать при письме.

Многие затрудняются в написание отдельных слов, но тут на помощь приходит интуиция. Легкое движение руки, и слово написано верно. Это бывает, когда грамотность развивается благодаря внимательности, а не путем долгого заучивания.

Но не у всех хорошо сформированы психические процессы, такие как: память, непроизвольное внимание и другие.

Тогда формировать орфографические навыки пользуются следующими способами:

  • наблюдать, сопоставлять и анализировать написанное;
  • усваивать орфографические правила;
  • множественные тренировки (письмо с применением правил).

Ученик будет орфографически грамотным, если:

  • научится находить орфограммы и понимать, к какому типу они относятся;
  • сможет решать орфографические задачи, выполняя последовательно нужные действия;
  • напишет слово правильно, выполнив выбранную последовательность задач.

Учитель обязан научить школьников:

  • искать орфограммы;
  • знать правила, соответствующие каждому типу орфограммы;
  • выполнять самоконтроль орфографических умений.

Орфографические навыки классифицируются на группы:

  • формируются на фонетико-словообразовательной основе (приставки, корни, суффиксы);
  • формируются на морфолого-синтаксической основе (окончания).

Учащиеся овладевают орфографическими навыками при условиях, что они:

  • научились различать согласные и гласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие;
  • умеют сравнивать, как пишутся и произносятся слова;
  • четко видят состав слова;
  • подбирают однокоренные слова;
  • умеют изменять слова по форме.

Таким образом, если младших школьников научить распознавать орфограммы, дать им крепкие знания правил, то к старшим классам они уже будут владеть крепкими орфографическими навыками.

Средства формирования орфографических навыков

Эффективно орфографические навыки формируются лишь в том случае, если правильно подобраны средства их формирования.

Традиционно на уроках учителя используют различные упражнения, тренировочные задания, предложенные авторами учебников.

В последние годы учебные пособия стали расширяться обучающими упражнениями.

Словарная работа проводится часто с применением метода алгоритмов, когда пошагово ученики учатся находить нужные орфограммы, анализируют их, применяют правила и пишут слова без ошибок.

Однако изучение новой лексики на многих уроках сводится лишь к поверхностному знакомству со словом. При этом у школьников совсем отсутствует интерес к познанию. От этого хромает эффективность орфографической зоркости.

Причина традиционно-формального подхода часто проста: есть новые слова с орфографическими задачами, но в учебниках отсутствуют конкретные задания и упражнения для отработки написания данных орфограмм.

Но даже при отсутствии разработок можно организовать словарную работу с трудной лексикой так, чтобы:

  • ученики запоминали буквенный состав слов;
  • проговаривали слова;
  • анализировали звуко-буквенные особенности каждого нового слова;
  • записывали слова и составляли с ними предложения;
  • вели словари новой лексики.

И такая словарно-орфографическая работа должна быть на каждом уроке русского языка.

Постоянно используемыми средствами обучения при знакомстве и закреплении орфограмм должны быть:

  • списывание;
  • диктанты (запись под диктовку и по памяти);
  • грамматико-орфографические разборы.

Орфографический разбор

Орфографические разборы — это специальный вид упражнений, предшествующий списыванию или диктанту, позволяющий осознать новую орфограмму и выполнить новое орфографическое действие.

Нельзя пренебрегать проведением таких орфографических разборов, так как это важный шаг подачи орфографического материала.

Если использовать только списывание и орфографический диктант, то ученики привыкнут к механической работе, не будут понимать сути орфографических правил и не научатся их применять.

Орфографический разбор важно проводить и во время уроков-повторений или при разборе ошибок.

Проводится такой вид упражнений в устной и письменной формах, или только в устной, когда поставлены некоторые орфографические навыки.

Списывание

После того как новая орфограмма понятна ученикам, и они могут использовать правила на практике, вводится такая письменная форма работы, как списывание.

Материал, содержащий слова с орфограммами разного типа, дается либо всему классу, либо в индивидуальных заданиях.

Списывать, как правило, предлагается внимательно, не допуская ни одной ошибки или описки. При этом необходимо следить за каллиграфией.

Простое списывание редко предлагается в качестве обучающего упражнения.

Чаще даются задания с пропуском букв в словах или дописыванием слов, изменение формы слова и т.п.

Это, своего рода, осложненное списывание. Оно очень полезно для учеников, развивает умение анализировать текст, видеть сложные орфограммы и вспоминать орфографические правила.

Диктант (орфографический диктант)

Диктант (от лат. dicto — диктую) — вид письменной работы для проверки знаний, закрепления, тренировки умений и навыков учащихся.

Обычно диктанты проводятся в устно-письменной форме: учитель читает текст, ученики воспринимают его на слух и записывают.

Школьники при написании информации, которую слышат, руководствуются теоретическими знаниями.

Общее понятие о диктанте, виды диктантов

Диктант — форма работы, когда обучающийся слышит информацию и записывает ее под диктовку.

Диктант — главное средство в процессе формирования грамотности учащихся.

Орфографический диктант позволяет формировать у школьников моторно-слуховые ассоциации, воспринимать слово на слух и сравнивать буквенный и звуковой состав конкретной лексической единицы.

Обучающий орфографический диктант помогает сформировать орфоэпические нормы и умение пользоваться правилами написания слов.

Диктанты подразделяются на разные виды: предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, свободный, контрольный и др.

Каждый вид диктанта отличается как целью, так и способом проведения.

Но общее, что связывает все виды диктантов — это развитие у обучающихся навыков писать правильно, согласно орфографическим нормам языка.

Существуют и разные классификации диктантов.

Если смотреть на используемый материал, подготовленный для проведения диктанта, то можно отметить два вида: словарные и текстовые диктанты.

  1. Словарные диктанты позволяют тренировать и проверять, как ученики усвоили орфограммы.
  2. Текстовые диктанты проводят в качестве контрольных упражнений — для проверки знаний школьников как новых орфограмм, так и давно изученных.

По способам подачи материала диктанты классифицируются как: диктанты без изменений и диктанты с изменениями текста диктанта.

Диктанты с изменением содержимого бывают:

  • выборочные — ученики записывают только некоторые слова на слух или сочетания слов на конкретную орфограмму;
  • выборочно-распределительные — слова группируются по какому-то качеству и записываются;
  • морфемные — учитель говорит, на какие морфемы нужно обратить внимание и записывать лишь эти слова (этот вид диктанта помогает развивать грамматические и орфографические навыки);
  • творческие — записываются слова согласно правилу, которое изучается, но слова даются в начальной форме; в этом виде диктанта формируется понимание правильной постановки окончаний существительных и прилагательных.

Особенный вид диктанта — диктант с продолжением. Школьники должны записывать текст под диктовку. Но текст не закончен. Окончание текста ученики записывают сами.

Как раз такой вид диктанта помогает не просто списывать или записывать под диктовку готовую информацию, но продуктивно создавать новый текст и грамотно его оформлять.

Диктанты классифицируются по целям обучения. Таких диктантов два вида: обучающие и контрольные.

Есть еще орфографический диктант для самоконтроля, где обучение и проверка реализуются учеником самостоятельно. Текст сначала записывается, а потом проверяется самостоятельно.

После этого текст записывается повторно с учетом всех ошибок в орфограммах.

Такие диктанты называют «Проверяю себя». Ученики записывают не только слова, но словосочетания и предложения, они подчеркивают буквы, которые вызвали у них трудности при написании.

После написания диктанта каждая орфограмма проверяется по учебнику или с помощью учителя, одноклассников.

Орфографический диктант «Проверяю себя» позволяют формировать у школьника навык самоконтроля, а учитель может увидеть объективную картину, насколько хорошо ученик усвоил материал.

Обучающие диктанты разделяются на предупредительные, пояснительные, комментированные.

Предупредительные служат цели — предупредить ошибки прежде чем текст будет записан. Поэтому школьники должны сначала объяснить, как они будут записывать слова, использовать знаки препинания, а лишь затем писать.

Предупредительный орфографический диктант может быть зрительным (учитель зачитывает текст, вычленяя каждое предложение, орфограммы и пунктуация объясняются, затем один из учеников записывает текст на доске, остальные в тетрадях, после сверяются с доской) и слуховым (текст читается по предложениям, затем записывается учениками в тетрадях.

Когда тема пройдена, требуется ее закрепить. В этом случае проводится объяснительный диктант. Его цель указать на ошибки и научиться их исправлять после записи всего текста или его части.

Учитель диктует, ученики записывают, после чего читают то, что написали и исправляют ошибки. Каждая орфограмма объясняется. Также и объясняется пунктуация во всем тексте.

Объяснительный диктант может быть зрительным (сначала на доске записывается текст) и слуховым.

Комментируемый диктант проводится следующим образом: ученики записывают слова, предложения и в это же время комментируют, что пишут, какие правила используют, какие орфограммы присутствуют в тексте.

Все описанные виды диктантов направлены на то, чтобы формировать у школьников грамотное письмо и орфографические навыки.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/01/10/orfograficheskie-diktanty-5-9-klassy

http://logoprav.ru/russkij-yazyk/dikt-orf