Диктанты правописание нн с наречиями

Диктанты правописание нн с наречиями

Словарные диктанты

I. Бешено мчаться; поступать обдуманно; бороться отчаянно; явиться нежданно-негаданно; ударить нечаянно; сделано искусно; вскрикнуть испуганно; поступить ветрено; слушать сосредоточенно; слушать рассеянно; говорить взволнованно.

II. Взволнованный разговор; дети взволнованы случившимся; голоса были резки и взволнованны; поведение необдуманно и несерьезно; планы не обдуманы; отвечал обдуманно; речи звучали проникновенно; речи проникновенны и торжественны; выглядел торжественно; не уверены в победе; говорил неуверенно; ягоды подавлены в корзине; спросил удивленно; удивлены поведением товарища; оскорбить незаслуженно; такое отношение к нему не заслужено им; сделать намеренно; намерены были устроить привал; слушал заинтересованно; заинтересованы в продолжении экспедиции; малышка обижена братом; говорил обиженно; вздохнуть облегченно; ухаживать преданно; предано забвению; рискованный трюк; поступать рискованно.

Предупредительный диктант

1) Он старался держаться уверенно. 2) Все были уверены в победе олимпийцев. 3) Я растерянно посмотрел на ребят. 4) План, придуманный нами, теперь осуществлять было совершенно бессмысленно. 5) «Меньше всего я ожидала такого», — ошеломленно сказала Катя. 6) Надо было немедленно выводить людей. 7 ) Во мне внезапно явилась уверенность, что теперь я непременно достигну цели. ( И . Тургенев) 8) Все, что случилось со мной, было так странно, так необыкновенно.( И . Тургенев) 9) Тихоокеанское побережье надо было всесторонне исследовать. (В. Малов) 10) Вдруг, медленно затрепетав, приподнялись широкие веки, темные пронзительные глаза впились в меня.( И . Тургенев) 11) Все эти сведения органично, естественно входят в ткань рассказа об экспедициях.(В. Малов) 12) Волны гряда за грядой надвигались на остров и бешено вскипали у подножия скал.(М. Семенова) 13) Странно было видеть этих водяных птиц, быстро мелькающих между соснами.( И . Тургенев) 14) Он думал об этом напряженно, взволнованно и непрестанно. (А. Адамов) 15) Он сочувственно посмотрел на смуглого человека с седыми висками. (А. Адамов) 16) Он сдержанно улыбнулся, и лицо его опять стало непроницаемым. (А.Адамов) 17) Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. (Л. Толстой) 18) Звук постепенно усиливался.

Словарные диктанты по ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ по русскому языку для 7 класса.

Предлагаем вам 4 варианта словарных диктантов на проверку знаний по теме «Правописание Н и НН-в различных частях речи». Словарные диктанты рассчитаны на учеников 7 класса, однако их можно использовать и в старших классах для проверки знаний по данной теме, а также для диагностики пробелов в знаниях по теме «Правописание Н и НН-в различных частях речи».

Словарный диктант #1

Бедственный, безвременный, бережёный, берестяной, бессребреник, бешеный, великомученик, взвинченный, вклеенный, воспитанный, выветренный, выдворенный, выезженный (конь), глиняный, гостиная, гостиница, гружёный (вагон), гружённый (цементом).

Словарный диктант #2

Дарованный, дарственный, датированный, долгожданный, договорённость, жасминный, желанный, забракованный, загрунтованный, загрязнённость, зашнурованный, златотканый, злоумышленник, знамённый, избранник, изданный, изменник, именинник, именины, искренний, искусный, кожаный, конопляный.

Словарный диктант #3

Конституционный, копчёности, купленный, лакированный, легкораненый, ледяной, лиственный, льняной, малосольный, манёвренность, масленый (блин), мороженица, замороженный, мошенник, мужественно, мученик, навеянный, наклонность, масляное (пятно).

Словарный диктант #4

Нежданно-негаданно, негашёная (известь), неезженый, немощёный, неразделённый, нетленность, непуганый, обветренный, овсяный, оловянный, охтинский, первозданный, песенник, песчаный, петушиный, племянник, подлинник, полотняный, посажёный (отец).

Словарные диктанты для 7 класса по другим темам можно найти здесь.

Н, НН в наречиях на -О, -Е — Правописание наречий на -О, -Е — НАРЕЧИЕ — ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Словарные диктанты

Говорить необдуманно, держаться мужественно, произнести торжественно, отвечать путано, неожиданно вздрогнуть, искренне сожалеть, нечаянно ошибиться, посмотреть испуганно, двигаться медленно, поступить ветрено.

• Объясните правописание Н, НН в наречиях.

• Укажите способ образования слова необдуманно, разберите его по составу.

Напряжённо всматриваться; бесчисленными звёздами; гружёный вагон; гружённый зерном прицеп; серебряная цепочка; ветреная погода; традиционная встреча; лакированные туфли; работа выполнена; местность исследована; смышлёный ребёнок; увлечённо заниматься; чувствовать себя скованно; золочёные рамы. •

• Объясните правописание Н, НН в словах, указывайте части речи.

• Разберите наречия по составу. В чём особенность морфемного строения наречия?

• Какая ещё часть речи не имеет окончания? Почему наречия и деепричастия не имеют окончаний?

Объяснительные диктанты

1) Обещай медленно, выполняй быстро. (Английская пословица) 2) Всё истинно мудрое — просто и понятно. (М. Горький) 3) Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе. (Вольтер) 4) Кто смирил себя внутренне, тот не бывает окрадываем через уста. (Пр. Иоанн Лествичник) 5) Говорить путано умеет всякий, говорить ясно — немногие. (Г. Галилей) 6) Говорить лучше обдуманно, чем быстро. (Т. Мор)

• Выделите орфограмму “Н, НН в наречиях на -о, -е”, объясните выбор одной или двух букв Н в суффиксах наречий.

• Проведите морфологический разбор одного из наречий.

1) Необдуманно вырвавшееся слово так же трудно удержать, как брошенный камень. (Менандр) 2) Да не изрекают уста твои слов, которые не обдуманы в сердце. Ибо лучше споткнуться мысленно, чем споткнуться в разговоре. (Ахикар) 3) Когда народ стремится в своей речи только к эффекту, говорит готовыми фразами, невоздержанно исполненными громких слов, оставляющих вас холодными, как лёд, он в полном падении. (А. Герцен)

• Объясните правописание НЕ со словами.

• Найдите предложения: 1) с обособленным причастным оборотом; 2) с необособленным причастным оборотом. Подчеркните причастные обороты, укажите причину их обособления / необособления.

• Определите, какими частями речи являются слова так же (из предложения 1). В какой части речи данные слова имеют сопоставимую с ними словоформу? Каково будет её написание? Докажите, составив соответствующее предложение.

1) Таинственно луна сквозь тонкий пар сияет. (В. Жуковский) 2) Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звёзды и лапчатые листья светило солнце. (А. Толстой) 3) Блестящей скатертью подёрнулись долины, и ярким бисером усеяны поля. (77. Вяземский) 4) Мир в этот предзакатный час был несказанно хорош. (А. Мусатов) 5) Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума. (С. Есенин) 6) В небе серебрятся осенние паутины. (А. Зимин) 7) По всей реке тянулись барки, нагружённые товаром, и медленно двигались по течению длинные неуклюжие плоты. (К. Ушинский)

• Объясните правописание Н, НН в словах разных частей речи.

• Какое средство выразительности использовано в предложении “Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума” (С. Есенин)? Какова его роль? (Ключ: В этой поэтической строке использована аллитерация — скопление согласных звуков [щ], [ж], [ш], с помощью которых автор передаёт звуковой образ вьюги: и шум ветра, и шелест снега. А эпитеты “серебряный” (ветер) и “снежного” (шума) рисуют образ вьюги не пугающий, а манящий.)

Мы должны читать медленно, если мы читаем для того, чтобы приобретать знания. И мы неустанно должны записывать всё, чему научаемся из книги, что в ней встретится нам незнакомого. Так постепенно мы будем обогащать себя.

А затем следует перечитывать очень медленно всё, что мы написали. Это очень серьёзная и важная работа, и она непременно приносит свои драгоценные плоды.

• Объясните выбор одной или двух букв Н в словах записанного текста.

• Определите способ образования слов медленно, неустанно.

• Разберите по составу слова драгоценные, встретится, непременно.

Предупредительные диктанты

• Вспомните правило правописания Н, НН в наречиях.

• Запишите предложения под диктовку.

1) Истина не знает тайного подручного шёпота; она любит говорить откровенно и смело. (Ф. Глинка) 2) Силы непременно найдутся, если неустанно к чему-то стремиться. (А. Моруа) 3) Человеку надлежит жить с самим собой и постоянно заботиться, чтобы это была хорошая компания. (С. Хьюз) 4) Будь скор к слушанию, обдуманно давай ответ. (Древняя мудрость) 5) Друг мой, не говори путано! (Народная мудрость) 6) Красноречие в поступках несравненно лучше красноречия в словах. (С. Смайлс)

• Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в наречиях.

• Проведите морфологический разбор наречия несравненно из предложения 6.

• Проведите синтаксический разбор предложения 5.

• Укажите побудительные предложения.

• Вспомните правила правописания Н, НН в словах разных частей речи.

• Запишите предложения под диктовку.

1) Мы ответственны в своих мыслях. (С. Рерих) 2) Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно. (Аристофан) 3) Мелет, будто ветряная мельница. (Пословица) 4) Глиняные сосуды испытываются в печи, а человек — в разговоре. (Древняя мудрость) 5) Много наговорено, да мало сказано. (Пословица) 6) Сказанное слово не может вернуться. (Пословица) 7) Невоздержанный язык — худшее из зол. (Еврипид) 8) Лучшими речами считаю такие, которые посвящены самым важным предметам. (Исократ) 9) Наша речь преимущественно афористична. (М. Горький) 10) Путано говорить — душе вредить. (Пословица) 11) Кто непрестанно упражняется в слове добром, тот исполняется дара разумения. (Древняя мудрость)

• Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в словах. Определите способ образования слов истинный, непрестанно.

• Подчеркните грамматическую основу в предложениях 1, 9, 11. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

• Вспомните и проговорите орфографическое правило: “Правописание Н, НН в суффиксах наречий”.

• Запишите текст под диктовку.

Я промок насквозь от росы и развёл костёр. Дым уверенно подымался к вершинам лиственниц и елей. Лиственницы уже облетели. Их тонкая хвоя непрестанно сыпалась сверху, хотя ветра и не было. На лиственнице около торжественно разгорающегося костра трещала какая-то птица. Казалось, что эта птица — здешний лесной парикмахер, что она стрижёт хвою, щёлкает ножницами, сыплет эту хвою вниз, мне на голову, на реку, на костёр.

Я сушился и смотрел на реку. Жёлтые листья плыли островами, цеплялись за коряги, останавливались. Сзади постоянно наплывали новые груды листьев. Они запруживали реку, потом начинали медленно поворачиваться, вырываться из цепких лап коряг и наконец отрывались и уплывали, то разгораясь, как золото, когда попадали на солнце, то погасая и чернея, когда на них падала тень от кустов.

(По К. Паустовскому)

• Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в наречиях.

• Какие ещё орфограммы наречий иллюстрирует записанный вами текст?

• Подчеркните отымённые наречия. Какое(-ие) из них имеет(-ют) созвучные с ними словоформы среди других частей речи? Обоснуйте свой выбор: составьте и запишите соответствующее(-ие) предложение(-ия); объясните правописание омонимичных частей речи.

Распределительный диктант

• Из диктуемых предложений выпишите слова с Н, НН в три колонки: 1) наречия, 2) причастия, 3) прилагательные.

1) Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания. (Цицерон) 2) Сказанное словцо — серебряное, несказанное — золотое. (Пословица) 3) Пока что единственное лекарство, исцеляющее раненое сердце родителя, — ласка дочери, которая пронизана переживанием вины. (Ш. Амонашвили) 4) Чему быть суждено, то непременно сбудется. (Народная мудрость) 5) Человек мудрый мужественно переносит все жизненные испытания. (Народная мудрость)

• Объясните выбор одной или двух букв Н.

• Дополните каждую колонку своими примерами (по два-три примера).

• Запишите предложение 3, проведите его синтаксический разбор. Начертите схему. Чем интересно данное предложение с точки зрения пунктуации?

Выборочные диктанты

• Запишите слова с Н, НН в две колонки: 1) слова с Н, 2) слова с НН.

1) Наташа, оживлённая и тревожная, широко раскрытыми, испуганными глазами смотрела вокруг себя и казалась веселее, чем обыкновенно. (Л. Толстой) 2) Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоцененны. (А. Островский) 3) Судёнышко, деревянное, некрашеное, казалось необычайно прочным. (Н. Никандров) 4) Пустынны и печальны улицы в осенний ветреный день. 5) Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. (К. Паустовский) 6) Даша сидела в плетёном кресле. (А. Толстой) 7) Побольше вам, учителя, смышлёных учеников! 8) На улице было ветрено.

• Укажите части речи, обоснуйте графически выбор одной или двух букв Н в словах.

• Запишите только наречия вместе с теми словами, к которым они относятся.

1) Он отвечал уверенно. 2) Моё сердце уверено в правоте этого решения. 3) Мероприятие было хорошо организовано. 4) Команда выступила организованно. 5) Мы чувствовали себя в этой компании скованно. 6) Сердце его было сковано холодом непонимания. 7) Друг помогает бескорыстно. 8) Его участие бескорыстно.

• Объясните выбор одной и двух букв Н в наречиях.

Творческий диктант

• Разделите страницу на два столбика. Запишите в первый столбик:

1) нарочно, преднамеренно; 2) планомерно, аккуратно; 3) чистосердечно, открыто; 4) храбро, проявляя присутствие духа; 5) твёрдо, не колеблясь.

• Запишите во второй столбик наречия: уверенно, умышленно, организованно, мужественно, откровенно.

• Соедините стрелочками наречия с теми словами из первой колонки, которые соответствуют их значению.

• Какие из записанных наречий могут переходить в другую часть речи? Составьте с ними пары предложений, в которых они будут выступать: 1) в качестве наречий, 2) в качестве другой части речи (какой?). По-разному или одинаково будут писаться созвучные слова? Докажите.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.


источники:

http://sochinenie-rus.ru/slovarnye-diktanty-po-pravopisanie-n-i-nn-v-razlichnyh-chastyah-rechi-po-russkomu-yazyku-dlya-7-klassa/

http://compendium.su/rus/7dictation/13.html