Для чего нам суффиксы нужны

Что такое суффикс в русском языке?

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит обыч­но для обра­зо­ва­ния новых слов.

Чтобы понять, что такое суф­фикс в рус­ском язы­ке, нач­нем с того, что сло­во состо­ит из осно­вы и окон­ча­ния. В осно­ву вхо­дят все мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния, кото­рое явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной частью сло­ва, и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суффиксов.

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва суф­фикс рас­по­ла­га­ет­ся непо­сред­ствен­но за корнем:

Эта мор­фе­ма слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов и неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских форм.

Словообразовательные суффиксы

В рус­ском язы­ке новые сло­ва обра­зу­ют­ся с помо­щью суффиксов:

  • дом → дом ик ;
  • тра­ва → трав ян ой;
  • соло­вей → соловь ин ый;
  • груст­ный → грустн о .

Такой спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов назы­ва­ет­ся суф­фик­саль­ным.

Значения суффиксов

Обратим вни­ма­ние, что сло­ву «домик» суф­фикс -ик- при­да­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние. Значит, суф­фик­сы не толь­ко обра­зу­ют новое сло­во, но и могут при­да­вать ему допол­ни­тель­ное зна­че­ние лас­ка­тель­но­сти, умень­ши­тель­но­сти или уве­ли­чи­тель­но­сти, пре­не­бре­же­ния. С помо­щью таких суф­фик­сов гово­ря­щий выска­зы­ва­ет свое отно­ше­ние к пред­ме­там и явле­ни­ям. Например, выде­лим оце­ноч­ные суф­фик­сы в соста­ве слов:

  • мысль → мысл ишк а;
  • снег → снеж ок ;
  • рыба → рыб ешк а;
  • чело­век → чело­веч ищ е.

Обратим вни­ма­ние на чере­до­ва­ние кор­не­вых соглас­ных перед суф­фик­са­ми: г//ж, к//ч.

СуффиксыИх зна­че­ниеПримеры
-к-Придают сло­вам уменьшительное
или лас­ка­тель­ное значение
туча — тучка
-ик-дождь — дождик
-ок-ветер — ветерок
-ичк-вода — водичка
-ник-Указывает на профессию
или зани­ма­е­мую должность
печь — печник
-щик-бетон — бетонщик
-тель-учить — учитель
-ист-связь — связист
-арь-воро­та — вратарь
-есть-Обозначает свой­ство
или качество
све­жий — свежесть
-от-пря­мой — прямота
-изн-белый — белизна
-ищ-Называет местопожар — пожарище

Один или два суффикса?

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов мож­но ука­зать не один, а два и даже три суф­фик­са, кото­рые нани­зы­ва­ют­ся друг за дру­гом, как бусин­ки, на про­из­во­дя­щую осно­ву. Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, сколь­ко суф­фик­сов в сло­ве, состав­ля­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и нахо­дим про­ме­жу­точ­ные сло­ва с опре­де­лен­ным суффиксом:

  • уч ить → уч еб а → учеб­ник; уч еб ник ;
  • цвет → цвет ист ый → цве­тист ость ; цвет ист ость .

Рассмотрим мор­фем­ный состав слов «шапоч­ка», «весточ­ка», «зава­роч­ка». Выясним, мож­но ли в их соста­ве ука­зать общий суф­фикс -очк-.

Понаблюдаем:

  • шапк а → шапоч к а (к//ч, бег­лая глас­ная «о» в корне);
  • весть → вест очк а;
  • вар ить → за вар ить → завар к а → завар оч к а (в суф­фик­се -оч- чере­ду­ют­ся к//ч и бег­лая глас­ная «о»).

Только в отгла­голь­ном суще­стви­тель­ном «зава­роч­ка» выде­лим два суф­фик­са. В соста­ве слов «шапоч­ка» и «весточ­ка» при всей их похо­же­сти раз­ные суф­фик­сы: -к- и -очк-.

Суффиксы частей речи

В мор­фем­ном соста­ве слов каж­дой части речи суще­ству­ют свои харак­тер­ные суффиксы.

Например, у суще­стви­тель­ных суф­фик­сы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель обра­зу­ют назва­ния лиц муж­ско­го рода по про­фес­сии или роду занятий:

  • лёт чик
  • водо­про­вод чик
  • фонар щик
  • бетон щик
  • ака­дем ик
  • траг ик
  • машин ист
  • лингв ист
  • писа тель
  • чита тель .

У имён при­ла­га­тель­ных ука­жем свой набор суффиксов:

  • -ив-/-ев- (лен ив ый, плюш ев ый);
  • -чив- (задум чив ый, вкрад чив ый);
  • -лив- (забот лив ый, дожд лив ый);
  • -ист- (пре­рыв ист ый, золот ист ый);
  • -ов- (кокос ов ый, дел ов ой);
  • -оват-/-еват- (смугл оват ый, ноздр еват ый) и т. п.

Глаголы име­ют суф­фик­сы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:

  • смотр е ть
  • пил и ть
  • мур­лык а ть
  • пол о ть
  • раз­вед ыва ть
  • рас­краш ива ть
  • бесед ова ть
  • танц ева ть
  • стук ну ть.

Формообразующие суффиксы

Суффиксы обра­зу­ют не толь­ко новые сло­ва, но и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы. Такие суф­фик­сы мы назо­вем фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они не вхо­дят в осно­ву слова.

Например, фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве инфинитива:

  • мур­лы­ка ть — мур­лы­ка л ;
  • отво­зи ть — отво­зи л ;
  • засея ть — засея л ;
  • воз­не­на­ви­де ть — воз­не­на­ви­де л .

Причастие обра­зу­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

  • -ащ-/-ящ- (лет ящ ий, визж ащ ий), -ущ/-ющ (мур­лыч ущ ий, бор ющ ийся);
  • -им-/-ем- (при­нос им ый, беле ем ый);
  • -вш-, -ш- (опа вш ий, при­нёс ш ий);
  • -нн-, -енн-, -т- (раз­вея нн ый, повал енн ый, натёр т ый).

У осо­бой гла­голь­ной фор­мы дее­при­ча­стия можем вычле­нить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

    • -а/-я (бега я , слыш а );
    • -в, -вши, -ши (услы­ша в , скры вши сь, потряс ши ).

Формы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий обра­зу­ем с помо­щью суффиксов:

  • кра­си­вый — кра­сив ее , кра­сив ейш ий;
  • весе­ло — весел ее ;
  • чисто — чищ е .

Как найти суффикс в слове?

Чтобы най­ти суф­фикс дей­ству­ем так.

Сначала выде­лим в сло­ве окон­ча­ние, затем — корень. Часть сло­ва меж­ду кор­нем и окон­ча­ни­ем и будет суффиксом.

Образец рассуждений

1. котёнк а , котёнк у

Изменив суще­стви­тель­ное по паде­жам, выяс­ним, что в сло­ве «котё­нок» нуле­вое окон­ча­ние.

2. кот , кот ик, кот ище

Подобрав род­ствен­ные сло­ва, опре­де­лим, что в сло­ве «котё­нок» корень — кот —

Суффикс в сло­ве «котё­нок» — — ёнок — (сто­ит меж­ду кор­нем — кот — и нуле­вым окончанием).

Видеоурок

Конспект по русскому родному языку для 3 класса по теме «Для чего нужны суффиксы» + презентация

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект по русскому родному языку для 3 класса по теме «Для чего нужны суффиксы» .docx

Предмет: русский родной язык.

Тема: Для чего нужны суффиксы?

Цель: познакомить с многообразием суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения слов.

Планируемые результаты : учащиеся научатся выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; выделять существенную информацию из текстов разных видов; определять степень успешности выполнения своей работы и работы товарищей; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

I. Организационный момент

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Слушают учителя.
Показывают готовность
к уроку

II. Проверка домашнего задания.

— Какое было задание на дом?

— Кто придумал небольшую сказку о берёзе? ….

— Кто подготовил сообщение о дубах.

Зачитывают придуманные сказки, подготовленные сообщения.

III.Самоопределение к деятельности

— Что вы видите на слайде? (слайд 3)

— Как бы вы назвали каждого из них?

Гриб грибок грибочек

— Являются ли эти слова однокоренными? Если являются, докажите это. (слайд 4)

— В чём у них отличие? (значение)

— Какой частью слова мы показываем разное значение слов? (суффиксом)

— Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)

— Назовите суффиксы в этих словах. (слайд 5)

Откройте учебник на стр. 88 и прочитайте, как называется новый раздел, который мы начинаем изучать (Язык в действии)

— Прочитайте, что именно будет входить в этот раздел (слайд 6)

· особенности рода и числа существительных

— Прочитайте тему урока. На какой вопрос мы будем искать ответ? (Для чего нужны суффиксы?)

Отвечают на вопрос, доказывают своё мнение.

Знакомятся с названием раздела и темой урока.

Отвечают на вопрос.

IV. Работа по теме урока

Упражнение 1 (с. 88-89)

— Прочитайте разговор Буратино с Пьеро.

— Как Пьеро называет Мальвину? (девочка)

— Как Буратино называет Мальвину? (девчонка)

— Почему они называют её по-разному? (девочка – уважительное обращение, девчонка – оскорбительное)

— Прочитайте разговор Буратино с Тортилой.

_ Как Тортила называет Буратино? (мальчишка)

— Как Буратино называет себя сам? (мальчик)

— Чем различаются эти слова?

( мальчишка – оскорбительное обращение, мальчик – уважительное )

— Предлагаю поработать в паре. Сделайте выбор, с каким словом вы будете работать – со словом мальчик или со словом девочка.

— Послушайте внимательно, что вам предстоит сделать. Чья пара выбрала слово — мальчик, будут работать с частями 1 и 2 упражнения 2. Чья пара выбрала слово – девочка, будут работать с частями 3 и 4 упражнения 2 на стр. 90. Вам нужно прочитать свои части и подумать, в каких частях можно заменить выделенное слово словом мальчик или девочка. А также объяснить, в какой части этого лучше не делать?

1. Мальчик не ассоциируется с озорником

2. Мальчик может быть прелестным.

3. Девочка тоже милое обращение, как и девчоночка.

4. Девчурку можно заменить девочкой, будут иметь одинаковый смысл

— Прочитайте важную информацию внизу страницы 90.

— Как можно назвать одного невзрослого человека мужского пола?

— Как можно сказать об одном невзрослом человеке женского пола?

— О чём говорит выбранное слово по отношению, к какому ту человеку? (как он относится к человеку, что о нём думает)

— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (Поставить в текст нужные слова.)

— Прочитайте первый отрывок. Подумайте, какое слово нужно поставить на месте пропуска. Прочитайте текст с нужным словом. Объясните свой выбор?

(Слово — городишко. Оно обозначает небольшой, старенький)

— Прочитайте второй отрывок. Объясните свой выбор?

(Старикашка — оскорбление, обидное слово.)

— Прочитайте третий отрывок. Объясните свой выбор?

(Книжечка – так говорят о маленькой книге. Книга – книжечка стала больше)

— Как вы ответите на вопрос, для чего нужны суффиксы? (Суффиксы передают отношение к предмету и характеризуют его.)

Читают тексты и отвечают на вопросы.

Выбирают, с каким словом будут работать.

Работают в парах.

Зачитывают, объясняют свой выбор.

Читают информацию в учебнике.

Отвечают на вопросы.

Работают с текстами. Объясняют свой выбор.

Отвечают на вопрос урока.

VI. Закрепление изученного материала

— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (от данных слов образовать родственные имена существительные с помощью разных суффиксов)

— Прочитайте образец. Вам понятно задание?

— Приступайте к самостоятельной работе.

(Волк — волчица, волчонок, волчиха, волчище, волчок, волчишка.. Сова — совёнок, совушка, совище. Изба — избушка, избёнка, избушечка, избища. Трава – травинка, травинушка, травушка, травища. Капля — капелька, каплища. Кот — котик, котёнок, котище, коток, кошка, кошара, котяра)

Зачитывают образованные родственные слова.

VII. Подведение итогов урока.

— Какую тему мы сегодня повторили? (Суффиксы.)

— Так для чего нужны суффиксы?

– Какие знания вам понадобились на этом уроке?

– Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным?

– Где испытали трудности?

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают

Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.

Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.

Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.

Зачем нужны суффиксы

Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».

Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».

Что такое формообразующий суффикс

Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.

Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:

  1. У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
  2. У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
  3. У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
  4. У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
  5. У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
  6. У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).

Как найти суффикс в слове

Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.

Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.

Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».

Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).

Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.

Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.

Что надо знать про [j] в суффиксах

Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).

Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».

Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.

-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.

Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».

-Ть у глаголов – окончание или суффикс

Спросите у своего учителя.

В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.

В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.

В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.

Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-po-russkomu-rodnomu-yazyku-dlya-3-klassa-po-teme-dlya-chego-nuzhny-suffiksy-prezentaciya-5027698.html

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/suffiks-chto-eto-takoe