Для чего нужен алгоритм правописания

Статья «Алгоритмизация орфографических правил»

Алгоритмизация орфографических правил.

В системе среднего образования русский язык занимает ведущее место среди предметов гуманитарного цикла. Знание языка создает условия для интеллектуального, эмоционального и нравственного развития учащихся. Главная цель обучения предмета «Русский язык» — это научить детей правильно говорит и, конечно же, грамотно писать. Но как часто ученик, выучив грамматику, допускают ошибки при письме. В чем причина? Дело в том, что знания и умения применять его не одно и тоже. Следовательно, основная причина орфографических ошибок состоит в неумении применять правило. И для того чтобы научить детей пользоваться теми или иными правилами, а значит научить грамотно писать создаются учителями по особому составленные таблицы стихотворные правила, которые вошли в практику преподавания русского языка. Используя традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы, опыт коллег в своей работе, чтобы научить детей грамотно писать, я применяю алгоритмы.

Алгоритм — это совокупность действий, правил для решения каких-либо задач. Относительно преподавания русского языка под алгоритмом следует понимать развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнять, чтобы применить правило. Особая роль принадлежит алгоритмам в формировании орфографических умений и навыков. Использование алгоритма упорядочивает процесс обучения. Это достигается благодаря четкому описанию шагов в применении правила.

Например, чтобы разграничить простое и сложное предложение нужно установить,

сколько грамматических основ оно имеет?

одна две и больше

Использование алгоритмических предписаний — один из методов, в котором выражается репродуктивная деятельность учащихся.

В качестве психолого-педагогической основы обучение таким методом психологи рассматривают теорию поэтапного формирования умственных действий. Алгоритмы способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельности учащихся при овладении языковыми категориями и позволяют на нескольких примерах обеспечить ученику прочные знания и умения. Поскольку в педагогике алгоритм есть описание элементарных шагов, возникает вопрос: каков он критерий элементарности?

Понятие элементарность относительное. Многие операции, которые для взрослых элементарны, для ребенка сложны. Но поскольку человек развивает свои знания и способности, то операция, бывшая сложной на одном этапе, становится простой на другом. Следовательно, чтобы алгоритмы были правильными и эффективными, надо точно знать уровень развития школьников, выявить и проанализировать, каким материалом он владеет, а каким нет, что для него элементарно, а что сложно.

Например, прежде чем приступить к изучению темы «Правописание безударных личных окончаний глагола» ученики должны знать:

1) глаголы-исключения (неправильные глаголы);

2) уметь ставить глаголы в инфинитив (неопределенную форму) (ть, ти,)

3) определять вид глагола.

И только после того, как ребята овладеют этими знаниями, можно приступать к изучению выше сказанной темы.

На первый взгляд он кажется громоздким, но он не сложен при правильном ходе рассуждения.

1. Смотри, не относится ли глагол к неправильным глаголам? (7+4+2)

2. Если глагол правильный, поставь его в неопределенную форму, не меняя вида (Что делать? Что сделать?).

3. Смотри, какой суффикс у глагола: (на что оканчивается глагол).

а) на – ить — 2 спряжение

б) не на — ить — 1 спряжение

а) если I спряжение — в окончании гласные — е- у (-ю)

б) если II спряжение — в окончании гласные — и -а (-я)

На первых порах, пока ученики не научатся применять правило, подробное объяснение обязательно, и только потом все можно свернуть до минимума. Обращение к алгоритму в методике обучения орфографии не является случайным. Действия, направленные на выработку орфографических навыков, должны быть сознательными, что обеспечивается разложением сложного на части.

Если в алгоритме меньше логических шагов, то он, конечно, предпочтительнее, но не всегда. Сравним два алгоритма по теме «Правописание ь после шипящих в именах существительных».

Алгоритмы в обучении орфографии современного русского языка Текст научной статьи по специальности « Компьютерные и информационные науки»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Надточий Елена Дмитриевна

Рассмотрена возможность использования алгоритмического подхода к представлению системы правил орфографии современного русского литературного языка . Представлен пример алгоритма и образец работы с ним.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Надточий Елена Дмитриевна

Алгоритми в навчанні орфографії сучасної російської мови

Розглянуто можливість застосування алгоритмічного підходу до пред-ставлення системи правил орфографії сучасної російської літературної мови . Наведено приклад алгоритма та зразок роботи з ним.

Текст научной работы на тему «Алгоритмы в обучении орфографии современного русского языка»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 25 (64) №1. Часть №2. С.304-307.

Алгоритмы в обучении орфографии современного русского языка

Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова, г. Киев, Украина

Рассмотрена возможность использования алгоритмического подхода к представлению системы правил орфографии современного русского литературного языка. Представлен пример алгоритма и образец работы с ним.

Ключевые слова: алгоритмы, орфография, русский, язык.

Алгоритмическое обеспечение современных методических приемов является важным компонентом процесса обучения современному русскому языку. Система алгоритмов, представляющих собой точные, однозначно понимаемые, логически четко составленные предписания о реализации определенных правил орфографии, является эффективным средством успешного изучения орфографии, а, следовательно, повышения уровня грамотности.

Преподавателям хорошо знакома ситуация, когда обучаемые бойко пересказывают орфографическое правило, цитируя примеры и исключения из учебника, но с большим трудом выполняют упражнения с орфограммами и допускают множество ошибок в словарных диктантах. Это вызвано тем, что механическое заучивание многоуровневых, сложных по структуре правил орфографии, включающих понятия фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса, не обеспечивает их адекватного применения. Чтобы помочь обучаемым овладеть правилами, надо обратиться к внутренней логической иерархии последних, которая наглядно может быть представлена в виде особых схем — алгоритмов.

Термин «алгоритм» и понятия, связанные с его составляющими, а также правила построения алгоритмов, взяты филологами из математики и широко используются в современных лингво-методических исследованиях. Основные требования к алгоритмам следующие: 1) Определенность алгоритмического предписания не может быть истолкована неоднозначно. Это требование иногда формулируется как детерминированность: каждая стадия процесса однозначно определяет следующую стадию. 2) Массовость: возможность применения алгоритма к начальным данным, варьируемым в известных пределах, т.е. возможность решения с его помощью определенного класса задач. 3) Результативность: выполнение операций, предписанных алгоритмом, должно обязательно приводить к решению задач данного класса. Иногда указывают еще одно требование к алгоритмам: формальность.

В работах по программированному обучению, имеет место довольно вольное толкование понятия «алгоритм». Под алгоритмом понимают систематизированный перечень тщательно отобранных и дозированных тем, разделов, параграфов, свя-

занных между собой и с соответствующими разделами других курсов определенной логической последовательностью, а также такую систему изложения учебного материала, которая позволяет изучать его наиболее эффективно, вводятся понятия «алгоритмы темы», «алгоритм курса в целом». Применительно к учебному процессу могут быть выделены алгоритмы, которыми пользуются обучаемые для решения различных учебных задач; алгоритмы обучения, которые определяют действия преподавателя. Первый вид алгоритмов является составной частью второго: предписания, даваемые обучаемым, могут рассматриваться как выполнение преподавателем некоторой системы операций, предписываемых алгоритмом для решения определенных дидактических задач.

Применение первого вида алгоритмов следует рассмотреть в двух типичных случаях. В одном случае их вводят с целью формирования у учащихся определенных приемов познавательной деятельности (мышления, памяти, внимания и т.д.). Здесь они выступают как предметы специального усвоения, как составные части содержания обучения. В другом случае они входят в состав средств усвоения. Здесь предметом усвоения являются те или иные знания. Но поскольку для усвоения последних необходимы определенные действия обучаемых, требуются и соответствующие задачи на применение этих действий, а, следовательно, и определенное предписание о содержании и порядке выполнения операций, входящих в состав каждого действия. Эти случаи в процессе обучения часто совпадают: как правило, действия (а тем самым, и алгоритмы применения их к решению задач), служащие средством усвоения знаний, одновременно входят и в содержание цели обучения.

Постановка проблемы алгоритмизации обучения является актуальной, так как способствует выявлению конкретной системы операций, входящих в умения, навыки, приемы деятельности даже при выполнении такого требования как формальность алгоритмов. Цель данной статьи — рассмотреть возможность использования алгоритмического подхода к представлению системы правил орфографии современного русского литературного языка, а также представить пример алгоритма и образец работы с ним.

Однако не следует смешивать формальность записи алгоритмов и формальность действий по ним. Первое допустимо в процессе обучения, второе должно быть сведено до минимума. Владение формальными приемами решения задач, не требующими понимания сути их, не предполагающими ориентировки в той предметной области, к которой они относятся, малопродуктивно. Однако алгоритмы не предполагают формальности действий по ним как обязательного требования: они лишь допускают такую возможность. Второе свойство алгоритма, которое обычно вызывает возражение, это их жесткость — обязательное выполнение предписанных операций в определенном порядке. Но в ряде случаев такая жесткость необходима, без нее не может быть получено решение задачи [1]. Что же касается орфографии, то алгоритм важен здесь как логическая последовательность действий в соответствии с орфографическими правилами, приводящая к грамотному написанию слов.

Основные требования, предъявляемые к алгоритмам в орфографии: определенность, массовость, результативность. Первое требование — определенность — состоит в том, что последовательность действий не может быть воспринята обучаемыми по-разному, т.е. каждый шаг (действие) алгоритма обусловливает следующий шаг (действие). Второе требование — массовость — это возможность использовать алгоритм для большого количества слов, которые пишутся по определенному правилу. И, на-

конец, результативность — работа с алгоритмом обязательно приводит к правильному написанию слова. Исключения из правил традиционно прилагаются в виде отдельного списка. Реализация этих требований в алгоритмах позволяет четко сформулировать систему действий в соответствии с правилами, донести до сознания обучаемого содержание правила в таком виде, который становится надежным способом усвоения орфограмм. Каждый шаг алгоритма представляет собой органичное соединение конкретной языковой ситуации и правила: слова и фрагмента логически организованного предписания действий по правилу. В этом состоит основное отличие нового вида графической наглядности — алгоритмов — от хорошо известных таблиц, которые помогают запомнить текст правила, но не дают продуктивного подхода к его реализации на практике.

Так, например, тема «Правописание чередующихся гласных в корне» может быть представлена в виде нескольких орфограмм, следовательно, в виде нескольких алгоритмов. Приведем в качестве примера один из них [2, с. 19] .

Первая орфограмма в названной теме «Правописание чередующихся гласных в корне в зависимости от наличия или отсутствия суффикса -а-: бир-бер, дир-дер, мир-мер, пир-пер, тир-тер, стил-стел, блист-блест, жиг-жег, чит-чет, кас-кос, лаг-лож».

Ниже приведен алгоритм (рис. 1) и образец работы с ним при выполнении заданий типа: вставить пропущенные буквы, обосновать выбранное написание, используя алгоритм. Например: выб — раете. Шаг 1. Выделить корень в слове: б — р. Шаг 2. Определить, следует ли за корнем суффикс -а-. Шаг 3. Да, следует. Шаг 4. Написать в корне и: выбираете.

Вывод. Работая с алгоритмами, обучаемые приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает механическое использование последних и облегчает усвоение орфограмм. При отработке правописных навыков алгоритмы являются предметом и средством усвоения знаний, что способствует активному, углубленному повторению и закреплению правил орфографии, развитию самостоятельности обучаемых в познавательной и практической деятельности. Алгоритмы становятся простым и удобным, а следовательно, эффективным средством обучения.

1. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения // Н.Ф. Талызина. — М. : Издательство Московского университета, 1979. — 132 с.

2. Надточий Е.Д. Орфография русского языка в алгоритмах [сборник упражнений] / В.И. Гончаров. — К. : Свитогляд, 2011. — 182 с.

Правописание чередующихся гласных в корне в зависимости от наличия или отсутствия суффикса -а-: бир-бер, дир-дер, мир-мер, пир-пер, тир-тер, стил-стел, блист-блест, жиг-жег, чит-чет, кас-кос, лаг-лож Выделить корень в слове

Если это корни бир-бер, дир-дер, мир-мер, пир-пер, тир-тер, стил-стел, блист-блест, жиг-жег, чит-чет, определить, следует ли за корнем суффикс -а-

Если это корни кас-кос, лаг-лож, определить, следует ли за корнем суффикс -а-

Исключения: сочетать, сочетание.

Надточт О. Д. Алгоритми в навчанш орфографп сучасноТ росшськоТ мови //

Учение затсш Тавр1ческого национального yHieepcimema ¡м. В.1. Вернадского. Сер1я «Фшолог1я. Сощальш комумкацИ’». — 2012. — Т. 25 (64). — № 1. Частина 2. — С. 304-307.

Розглянуто можливiсть застосування алгоритмiчного тдходу до пред-ставлення системи правил орфографп сучасног ростськог лтературног мови. Наведено приклад алгоритма та зразок роботи з ним.

Ключовi слова: алгоритми, орфографiя, ростська, мова.

Nadtochiy O. Algorithms in teaching orthography of contemporary Russian language // Uchenye zapiski Tavricheskogo Natsionalnogo Universiteta im. V.I. Vernadskogo. Series «Filology. Social communications». — 2012. — V.25 (64). — № 1. Part 2. — P. 304-307.

The possibility of using an algorithmic approach to the orthography rules representation of modern Russian language. An example of an algorithm and a sample of it. Key words: algorithms, orthography, Russian, language.

Опыт работы по теме «Алгоритмы-эффективное средство повышения орфографической грамотности учащихся.»
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
algoritmy-effektivnoe_sredstvo_povysheniya_orfograficheskoy_gramotnosti_uchashchihsya.doc116.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

В настоящее время преподавание русского языка осуществляется в достаточно сложных социальных и культурных условиях. Они отражают те общественные, политические, идеологические процессы, которые происходят в стране. Поэтому требования к преподаванию предмета значительно изменились. На первый план выходит коммуникативная направленность курса русского языка.

Мне хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективного применения их на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности школьников.

Многие учителя проявляют изобретательность, пытаются найти более эффективные методы преподавания: проводят театрализованные уроки, применяют опорные конспекты и обобщающие таблицы, по-новому структурируют программный материал. Мне на помощь пришли алгоритмы.

( слайд 2) Актуальность опыта объясняется тем, что использование алгоритмов улучшает качество восприятия учебного материала, так как при их разработке учитывались многие факторы: емкость теоретических сведений, доступность и лаконичность обозначений, занимательность, логичность в изложении. Использование алгоритмов улучшает качество восприятия учебного материала. Цель опыта: обосновать значимость алгоритмизации орфографических правил на уроках русского языка при изучении орфографии в V-VII классах в аспекте интеллектуального развития учащихся.

Алгоритмы как вид наглядности выделяются своей структурой, приспособленностью для целостного восприятия, теоретического материала с последующим выделением и детализацией отдельных тем и дают возможность для многократного повторения и закрепления на практике материала урока. Они многоплановы, пригодны для решения различных задач: по формированию навыков письменной речи; по освоению правил и определений; по развитию мышления, умения делать выводы и обобщения.

Нередко ученик, хорошо запоминающий правило, не может применить его на практике. Алгоритмы же помогают осмыслить это правило. Они фиксируют ход рассуждений, заставляют анализировать каждую выполняемую операцию. Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, а значит и более эффективными.

В качестве психолого-педагогической основы обучения таким методам психологи рассматривают теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, работы Д.Н.Богоявленского и Д.И.Тихомирова. Вопрос использования алгоритмов в процессе обучения связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности учащихся.

( слайд 3) Задачи опыта:

— представить методику работы с алгоритмами на уроках русского языка;

— аргументировать правомерность использования алгоритмов как средства

выработки орфографической зоркости и организации мыслительной

( слайд 4) Объект опыта: процесс повышения грамотности учащихся через алгоритмизацию орфографических правил.

Методы: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный, объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный.

1. Алгоритмы – один из приемов выработки орфографических

навыков у учащихся V-IX классов. Под алгоритмом обычно понимают совокупность действий, правил для решения данной задачи. Относительно преподавания русского языка под алгоритмом следует понимать развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило.

Над проблемой применения правил, а следовательно, и успешного формирования навыков и умений работало не одно поколение методистов, учителей, ученых – лингвистов. Д.И.Тихомиров в конце прошлого века писал, что недостаточно дать ученику правило, нужно указать ему пути применения этого правила на практике. На примере изучения безударных гласных в корне, проверяемых ударением, Д.И.Тихомиров показал, как, по его мнению, нужно работать с орфографическим правилом. Наиболее полно механизм формирования умений и навыков вскрыт в работах Д.Н.Богоявленского.

Д.Н.Богоявленский показывает, что в основе орфографического навыка лежат сознательные действия. И от того, как организовано необходимое умственное действие, насколько оно осмыслено учеником и упорядочено, как совершается руководство действием, зависят качества навыка – прочность, осознанность, обобщенность, возможности для переноса.

Действия, направленные на выработку орфографических навыков, вначале должны быть сознательными. Сознательность же действий обеспечивается разложением сложного действия на составные части и выполнением его по частям. В результате повторений развернутое действие не просто воспроизводится, оно определенным образом изменяется: становится проще, экономнее, более гибким и точным. Действие, бывшее развернутым, непроизвольно свертывается, сокращается (одни частные операции совмещаются при выполнении, другие выпадают, третьи производятся интуитивно)

Так, сложное действие по определению проверяемых гласных в корне на первых порах бывает связано с выполнением более десятка частных (для учащихся иногда сложных) операций, а именно:

  1. выделение слова;
  2. правильное произнесение его (во внешней или внутренней речи);
  3. нахождение ударного слога;
  4. выявление безударных гласных;
  5. установление смысловой и грамматической связи между словами (без чего трудно осознать значение слова и выполнить некоторые другие операции);
  6. определение значения слова;
  7. последовательный подбор слов с производящей основой и сопоставление их с данным словом;
  8. выделение корня;
  9. установление, в корне ли находится безударная гласная;
  10. подбор родственных слов;
  11. нахождение опорного (проверочного) слова;
  12. сопоставление проверяемого слова с опорным и вывод о написании.

(СЛАЙД 5) Алгоритм: Правописание безударных гласных в корне.

Проверить, находится ли гласный

под ударением

Да Нет

Написать тот гласный, Изменить слово так, чтобы

Который слышится безударный гласный оказался под ударением

Можно изменить Нельзя изменит

Написать в безударном Обратиться к словарю

слоге ту же букву, что и

в ударном слоге.

Может показаться, что подобная цепь рассуждений слишком громоздка и пользоваться ею практически невозможно. Но попробуйте оставить неосвоенной хотя бы одну из перечисленных операций, и выработка навыка окажется затрудненной; ученик будет все знать, а при письме окажется не в состоянии воспользоваться своими знаниями. Если ученик неправильно произносит слово, он будет (в ряде случаев) проверять не то слово и выделять несуществующий корень. Если он не различает ударные и безударные слоги, весь дальнейший процесс по применению правила теряет свой смысл. Работа со значением слова (установление смысловой связи между словами, определение значения слова) – первооснова для его морфологического анализа, для подбора родственных и опорных слов. Столь же важен и правильный анализ морфологической структуры слова (последовательный подбор слов с производящей основой, сопоставление производной и производящих основ, выделение суффиксов, приставок и корня). И даже сопоставление проверяемого слова с опорным для ряда учащихся является операцией, представляющей определенную трудность. А без умения производить ее — процесс применения правила остается незавершенным.

Было бы наивно думать, что для выработки соответствующего навыка достаточно заставить учащихся выучить указанный список операций и усиленно тренировать их в применении данной схемы действий. Такой путь оказался бы весьма непродуктивным. Приведенный выше перечень операций указывает объем подготовительной (теоретической и практической) работы, создающей базу для формирования навыка, и наиболее целесообразную последовательность действий по применению знаний и умений учащихся к практике письма. Создавая такую базу, вовсе не обязательно пользоваться указанной последовательностью и тем более сразу в полном ее объеме: она только мешала бы. Но когда теоретическая и практическая основа для формирования данного навыка создана, в действие вступает последовательность операций облегчающая применение правила, ускоряющая выработку навыка, делающая формируемые навыки более надежными, прочными.

2. Методика работы с алгоритмами на уроках русского языка

В алгоритмах, которые используются на уроке, простота, элементарность операций условна, они элементарны лишь применительно к данному уровню подготовки учащихся; если же предложить их учащимся более низкой ступени, то операции эти окажутся сложными действиями, нуждающимися в разложении на более простые и в специальной отработке. Кроме того, простота операций в алгоритме не может быть такой, чтобы ученику совсем не над чем было думать при их выполнении. Каждая операция, даже будучи в какой-то мере предварительно освоенной, должна заставлять думать, вспоминать, решать, иначе отпадает необходимость в ее выделении.

Неприемлем во многих алгоритмах и исчерпывающе полный перечень операций, делающий схему рассуждений громоздкой, неудобной для практической работы, требующей много времени для ее восприятия и усвоения. Ученику легче усвоить и сделать руководством для своих действий 3-5 более сложных мыслительных операций, чем 10-15 элементарно простых, в совокупности своей равнозначных первым 3-5. Поэтому элементарные алгоритмы состоят из шагов, помогающих учащимся. Использование алгоритмов упорядочивает процесс обучения. Это достигается благодаря четкому описанию «шагов» в применении правила.

Алгоритм проверки безударных личных окончаний глагола:

1-й шаг: Проверь: проверяемое слово – глагол?

Да, глагол Нет

2-й шаг: Определи время (настоящее или будущее)

3-й шаг: выдели окончание. Безударное ли оно?

Безударное Ударяемое: проверять ненужно

4-й шаг: Образуй неопределенную форму глагола, проверь правильность образования неопределенной формы

5-й шаг: На что оканчивается неопределенная форма?

На «-ить» На «-ать» («-уть», «-еть», «-оть», «-ыть», «-ти»)

6-й шаг: Найди по таблице Проверь если оканчивается на личное окончание «-ать» (-еть), не относится ли

глагол к числу исключений

Да, исключение Нет, не исключение

7-й шаг: Глагол – II спряжения,

пишем в окончании и, а (я)

Найди по таблице личное окончание

Проверь написанное Глагол – I спряжения, пишем окончания

С гласными е. у, ю.

Образец рассуждения при проверке личных окончаний глагола:

«Со своей волчихою голодной выходит на дорогу волк»

В этом предложении глагол «выходит», он стоит в настоящем времени, в 3-м лице единственного числа, его окончание безударное – «ит/-ет», нужно проверить. Нужно узнать спряжение – I или II. Для этого ставим в неопределенную форму: «что делать?» — «выходить»: неопределенная форма оканчивается на «-ить», значит глагол II спряжения, в окончании должен быть звук [и], пишем окончание –«ит»: «выы-хоо-дии-т»

К использованию каждого из алгоритмов учащихся надо предварительно готовить. Прежде чем пользоваться алгоритмической схемой, ученик должен научиться выполнять все включенные в нее операции, пока что каждую в отдельности, без установления связи между ними. Прежде чем заниматься по схеме, она составляется на уроке вместе с учащимися. Схемы, которые даются ученикам в готовом виде, плохо запоминаются ими.

Осмыслив логическую схему алгоритма, ученики должны усвоить действия, их последовательность. Для этого нужны такие упражнения, при выполнении которых учащиеся вынуждены были бы непременно выполнять необходимые условия и в письменной форме фиксировать их выполнение

На первых порах действия по некоторым алгоритмам удобнее фиксировать в специальной таблице. При изучении, например, личных окончаний глагола наиболее эффективной оказывается такая схема действий: [1]

Алгоритм. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения .

Определить, находится ли окончание

глагола под ударением

Да Нет

Написать тот гласный, Образовывать неопределенную

Который слышится форму

Проверить, оканчивается ли она

на – ИТЬ

Да Нет


источники:

http://cyberleninka.ru/article/n/algoritmy-v-obuchenii-orfografii-sovremennogo-russkogo-yazyka

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/06/25/opyt-raboty-po-teme-algoritmy-effektivnoe-sredstvo