Для чего нужен суффикс 3 класс

Конспект и презентация к уроку русского языка «Значение суффиксов»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе по теме «Значение суффиксов» (УМК «Школа России»)

Цели: 1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

2. Учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока42 КБ
Презентация805.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Значения суффиксов»

Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

— Что такое суффикс? Для чего он служит?

— Что такое приставка? Для чего она служит?

III. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа

— Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

Толстый, болтливый сильный, храбрый, дикий.

— Как найти в слове суффикс?

2. Словарный диктант

Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.

IV. Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

Суффиксы — ик-, -ишк-, -ищ — жили за корнем, как и все остальные суффиксы, — ик — был очень ласковый, — ишк — обо всех говорил с насмешкой. — ищ — был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.

В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик», — написал -ик-.

«Домище», — писал — ищ -.

«Старый, дряблый дом».

«Домишко», писал — ишк -.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс — щик — рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс — щик -, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы — ик-, -ишк-, -ищ-, -щик — были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

— Тортик! — закричал — ик -.

— Тортишко, усмехнулся -иш к -,

— Тортище, — сказал — ищ -.

— Тортильщик, — сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах

Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

— Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

— Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? ( Суффикс .)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие — пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других — отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

Суффиксы — ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь — всегда говорят о мужском роде.

Суффиксы — ость-, -изн-, -от — указывают на принадлежность слова к женскому роду.

Суффиксы — арь-, -ист-, -щик — указывают на профессию, — ищ — — суффикс места.

Суффиксы — ик — (голубика, черника, клубника), — ин — (баранина, свинина, телятина).

Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.

2. Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

— Какое значение словам придают эти суффиксы?

3. Анализ смысловых значений суффиксов

— Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? ( Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково .)

— Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.

(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся — в тетрадях.)

Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.

— С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.

— Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.

4. Работа по учебнику

— Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

— Прочитайте суффиксы в рамочке.

— Найдите данные суффиксы в словах.

— Какое значение придают словам данные суффиксы? ( Обозначают слова-названия людей по роду их занятий .)

— Какого суффикса нет словах? (-тель- .)

— Назовите слова с таким суффиксом.

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

— Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

— Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

— Какое значение придают эти суффиксы словам?

— Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?

— Объясните лексическое значение каждого слова.

— С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? (« Ворона и Лисица ».)

— Какие слова употребил автор с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Почему?

— А кто помнит мораль басни? Расскажите.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы.

— Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

— Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов

— От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите.

Учить, читать, строить, водить, воспитывать.

— Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

— Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? ( Суффикс .)

2. Игра «Хитрые вопросы»

-Как большой дом превратить в маленький? ( Добавить суффикс -ик- .)

— Можно ли рыбу превратить в человека? ( Можно, добавив суффикс -ак- .)

— Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? ( Суффикс -ист- .)

— Кате значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что общего между суффиксом и приставкой?

Жил-был суффикс — ёр -. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.

Когда — ёр — надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс — ёр -, дублёр понадобился — а — ёр — уже тут как тут.

Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса — ёр -?

— А как назывался бы мастер — ёр -, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?

Конспект по русскому родному языку для 3 класса по теме «Для чего нужны суффиксы» + презентация

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект по русскому родному языку для 3 класса по теме «Для чего нужны суффиксы» .docx

Предмет: русский родной язык.

Тема: Для чего нужны суффиксы?

Цель: познакомить с многообразием суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения слов.

Планируемые результаты : учащиеся научатся выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; выделять существенную информацию из текстов разных видов; определять степень успешности выполнения своей работы и работы товарищей; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

I. Организационный момент

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Слушают учителя.
Показывают готовность
к уроку

II. Проверка домашнего задания.

— Какое было задание на дом?

— Кто придумал небольшую сказку о берёзе? ….

— Кто подготовил сообщение о дубах.

Зачитывают придуманные сказки, подготовленные сообщения.

III.Самоопределение к деятельности

— Что вы видите на слайде? (слайд 3)

— Как бы вы назвали каждого из них?

Гриб грибок грибочек

— Являются ли эти слова однокоренными? Если являются, докажите это. (слайд 4)

— В чём у них отличие? (значение)

— Какой частью слова мы показываем разное значение слов? (суффиксом)

— Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)

— Назовите суффиксы в этих словах. (слайд 5)

Откройте учебник на стр. 88 и прочитайте, как называется новый раздел, который мы начинаем изучать (Язык в действии)

— Прочитайте, что именно будет входить в этот раздел (слайд 6)

· особенности рода и числа существительных

— Прочитайте тему урока. На какой вопрос мы будем искать ответ? (Для чего нужны суффиксы?)

Отвечают на вопрос, доказывают своё мнение.

Знакомятся с названием раздела и темой урока.

Отвечают на вопрос.

IV. Работа по теме урока

Упражнение 1 (с. 88-89)

— Прочитайте разговор Буратино с Пьеро.

— Как Пьеро называет Мальвину? (девочка)

— Как Буратино называет Мальвину? (девчонка)

— Почему они называют её по-разному? (девочка – уважительное обращение, девчонка – оскорбительное)

— Прочитайте разговор Буратино с Тортилой.

_ Как Тортила называет Буратино? (мальчишка)

— Как Буратино называет себя сам? (мальчик)

— Чем различаются эти слова?

( мальчишка – оскорбительное обращение, мальчик – уважительное )

— Предлагаю поработать в паре. Сделайте выбор, с каким словом вы будете работать – со словом мальчик или со словом девочка.

— Послушайте внимательно, что вам предстоит сделать. Чья пара выбрала слово — мальчик, будут работать с частями 1 и 2 упражнения 2. Чья пара выбрала слово – девочка, будут работать с частями 3 и 4 упражнения 2 на стр. 90. Вам нужно прочитать свои части и подумать, в каких частях можно заменить выделенное слово словом мальчик или девочка. А также объяснить, в какой части этого лучше не делать?

1. Мальчик не ассоциируется с озорником

2. Мальчик может быть прелестным.

3. Девочка тоже милое обращение, как и девчоночка.

4. Девчурку можно заменить девочкой, будут иметь одинаковый смысл

— Прочитайте важную информацию внизу страницы 90.

— Как можно назвать одного невзрослого человека мужского пола?

— Как можно сказать об одном невзрослом человеке женского пола?

— О чём говорит выбранное слово по отношению, к какому ту человеку? (как он относится к человеку, что о нём думает)

— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (Поставить в текст нужные слова.)

— Прочитайте первый отрывок. Подумайте, какое слово нужно поставить на месте пропуска. Прочитайте текст с нужным словом. Объясните свой выбор?

(Слово — городишко. Оно обозначает небольшой, старенький)

— Прочитайте второй отрывок. Объясните свой выбор?

(Старикашка — оскорбление, обидное слово.)

— Прочитайте третий отрывок. Объясните свой выбор?

(Книжечка – так говорят о маленькой книге. Книга – книжечка стала больше)

— Как вы ответите на вопрос, для чего нужны суффиксы? (Суффиксы передают отношение к предмету и характеризуют его.)

Читают тексты и отвечают на вопросы.

Выбирают, с каким словом будут работать.

Работают в парах.

Зачитывают, объясняют свой выбор.

Читают информацию в учебнике.

Отвечают на вопросы.

Работают с текстами. Объясняют свой выбор.

Отвечают на вопрос урока.

VI. Закрепление изученного материала

— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (от данных слов образовать родственные имена существительные с помощью разных суффиксов)

— Прочитайте образец. Вам понятно задание?

— Приступайте к самостоятельной работе.

(Волк — волчица, волчонок, волчиха, волчище, волчок, волчишка.. Сова — совёнок, совушка, совище. Изба — избушка, избёнка, избушечка, избища. Трава – травинка, травинушка, травушка, травища. Капля — капелька, каплища. Кот — котик, котёнок, котище, коток, кошка, кошара, котяра)

Зачитывают образованные родственные слова.

VII. Подведение итогов урока.

— Какую тему мы сегодня повторили? (Суффиксы.)

— Так для чего нужны суффиксы?

– Какие знания вам понадобились на этом уроке?

– Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным?

– Где испытали трудности?

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Тема. Значение суффиксов.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами, объяснять смысл суффиксов, различать суффиксы с различным смысловым значением.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • находить суффиксы,
  • различать суффиксы с разным смысловым значением;
  • объяснять, на что указывает тот или иной суффикс.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Люди каких профессий здесь изображены? Как образовались эти слова?

На этой иллюстрации изображены люди разных профессий. Рассмотрим, как образовались некоторые профессии:

  • архитектура – архитектор,
  • космос – космонавт;
  • двор – дворник;
  • строить – строитель и т.д.

В каждом из этих слов можно найти разную часть слова после корня, разные суффиксы, но все они указывают на принадлежность к определённой профессии.

  • находить суффиксы,
  • различать суффиксы с разным смысловым значением;
  • объяснять, на что указывает тот или иной суффикс.

Вспомним, суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Суффиксы могут много рассказать нам о слове. По суффиксам можно определить часть речи.

Суффиксы –тель- , -ик-, -ник-,-чик-, -арь- могут иметь только существительные (учитель, печник, аптекарь).

Суффиксы – лив-, -ск -, -и-, -чив- могут иметь только прилагательные (дождливый, заманчивый).

Какое смысловое значение могут иметь суффиксы?

Суффиксы –ист-, -арь-, -чик-, -щик-, -ник- указывают на профессию людей, или на занимаемую должность (радист, связист, пекарь, вратарь, каменщик, барабанщик, бетонщик, печник).

Слова с суффиксами –ость- (-есть-, -от-, -изн- ) обозначают свойство, качество (нежность, белизна, голубизна, свежесть).

Слова с суффиксом –ищ- называют место: пожарище, убежище.

Суффикс –ство- указывает на совокупность лиц по какому-нибудь признаку: студенчество, учительство.

Слова, имеющие суффикс –ит-, обычно называют драгоценные камни: лазурит, александрит, селенит.

Есть суффиксы ягод – ик-: черника, голубика, земляника.

Суффикс –ин- обозначает мясо: баранина, свинина, говядина.

Суффиксы –ушк-, -ишк-, юшк-, -оньк-, -еньк- называют уменьшительно – ласкательными (Наденька, Витенька, зайчишка, волчишка).

Укажите наиболее полное и правильное определение суффикса.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  3. Суффикс – это значимая часть слова.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Укажите слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Трусишка, мёд, медовый, лесной, перебежка, тракторист.

Укажите значение данных суффиксов в словах:

Банщик, текстильщик, вратарь, аптекарь, печник.

  1. Обозначают свойство, качество.
  2. Указывают на профессию.
  3. Указывают на совокупность лиц по какому-либо признаку.

Указывают на профессию.

Укажите значение данных суффиксов в словах:

Белизна, голубизна, красота, краснота, терпимость.

  1. Обозначают свойство, качество.
  2. Указывают на профессию.
  3. Указывают на совокупность лиц по какому-либо признаку.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-po-russkomu-rodnomu-yazyku-dlya-3-klassa-po-teme-dlya-chego-nuzhny-suffiksy-prezentaciya-5027698.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/5301/conspect/