Основа слова и окончание
В морфемном составе слова можно выделить приставку, корень, суффикс и окончание. Основа слова включает в себя все эти морфемы, кроме окончания.
Чтобы понять, что такое основа слова, выясним, из каких частей она состоит, входит ли окончание в основу.
Состав слова
В изменяемых словах выделяются минимальные значимые части — морфемы:
Морфема — это термин греческого происхождения. В переводе с греческого языка это слово значит «форма».
Например, в слове «солнечный» выделим следующие морфемы:
солнеч н ый — корень/суффикс/окончание.
Исследованием морфем занимается морфемика.
Корень слова
Главной морфемой в слове является корень. Некоторые непроизводные слова состоят только из корня и окончания:
От значения корня зависит лексическое значение слова. Слова служат нам для называния предметов, признаков или действий. То, что обозначает отдельное слово, является его лексическим значением, например:
существует предмет «трава», и словом «трава» называется зеленый покров земли. Это лексическое значение этого слова, заключенное в корне.
В корне содержится общее значение, которое имеют все однокоренные слова:
дом , дом ик, дом ашний, без дом ный, о дом ашнить.
Все перечисленные однокоренные слова связаны общим лексическим значением с домом — «строением, где постоянно живет человек и его семья».
Вокруг корня группируются в слове все остальные значимые части:
Приставка
Приставка находится перед корнем. С помощью этой морфемы образуются новые слова:
- заголовок — под заголовок (дополнительный заголовок);
- модный — ультра модный (очень модный);
- плыть — пере плыть (преодолеть реку, оказаться на другом берегу).
Приставка вносит разные смысловые оттенки в исходное лексическое значение слова или меняет его лексическое значение.
Суффикс
Суффикс является значимой частью слова. Как и приставка, он образует новые слова:
- золотой — золот ист ый (слегка золотой цвет);
- гора — гор к а (маленькая гора);
- бабушка — бабушк ин (принадлежащий бабушке).
Суффикс, присоединяясь к корню, изменяет исходное значение слов.
Окончание
В отличие от приставки и суффикса, которые являются словообразовательными морфемами, окончание не образует новых слов.
Окончание изменяется и образует формы одного и того же слова, например:
- что? дорог а — ед. ч., им.падеж;
- обочина чего? дорог и — р. п. ед. ч.;
- иду к чему? к дорог е — д. п. ед. ч.;
- думаю о чём? о дорог ах — п. п. , мн. ч.
Окончание изменяет форму слова, но лексическое значение слова остается прежним.
С помощью окончаний слова оформляются в законченную мысль — предложение.
Сравним:
облак о , сер ый , выгляну ть , ярк ий , солнц е
Из-за сер ых облак ов выглянул о ярк ое солнц е .
Что такое основа слова
Все словообразовательные морфемы слова составляют его основу. В основу слова входят приставка, корень и суффикс. Основу слова получим, если не будем учитывать словоизменительную морфему — окончание, например:
- сол ён ый
- крас от а
- за брос и ть
В основе заключено лексическое значение конкретного слова:
красн ый, краснот а, красне ть, покрасне ть, докрасна .
Будем учитывать, что в основу слова не входят также некоторые формообразующие суффиксы.
Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глаголов. Эта морфема, как и окончание, не включается в основу глагольных форм:
- подброси л а мяч;
- освети л о верхушки деревьев;
- заигра л и на гитаре.
Видеоурок
Доклад на тему: Роль суффиксов и приставок в русском языке
Доклад на тему : Роль суффиксов и приставок в русском языке.
Роль суффиксов и приставок в русском языке
Роль морфем в русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.
Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка. Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.
Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.
Цель моей научно-исследовательской работы заключается в том, чтобы раскрыть всю важность и значимость суффиксов и приставок в русском языке.
Что такое суффикс?
Суффикс – значимая часть слова, служащая для образования новых слов.1
В грамматике суффикс — это морфема, находящаяся между корнем и окончанием. Суффикс бывает словообразовательным (например, чит-а-ю, стрел-к-а, гром-к-ий) и словоизменительный (формообразующий) (например, чита-л-а, чита-ющ-ий, скор-ее). 2
Суффикс — (лат. suffixus — прикрепленный), разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (в русском языке «дом-ик») или основой (в русском языке «широт-н-ый») и предшествующая окончанию.
Суффиксы в отличие от приставок могут вызывать чередования в корне слова:
тер-е-ть, вы-тир-а-ть; блест-е-ть, блист-а-ть. Суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи. Суффиксы существительных — ик, — ечк-, — чик — и т. д. (крест-ик, мест-ечк-о, попутчик); прилагательных –лив-, — н — и др.(совест-лив-ый, длин-н-ый); наречий –о-, — а-.
Суффиксы бывают простые и составные. Простые суффиксы выступают как морфемы, осознаваемые как неразложимые и целостные не только с точки зрения значения и выделения, но и внутреннего строения ( — и — , — тель-, — н-, — ти и т. д.). Составные суффиксы, являясь целым, чувствуются все же как образования, возникшие путем объединения двух суффиксов.
В качестве составных суффиксов можно назвать суффиксы –тельн — (упоит-ельн-ый), — овник (шип-овник), — тельств(о) (надруга-тельство).
Употребляемые в русском языке суффиксы в своей подавляющей массе исконно русские, возникшие на базе существующего в нем материала или унаследованные им из более древнего источника. (-енств-, — знь. Например, блаж-енств-о, жи-знь)
Однако наряду с исконно русскими суффиксами в именах существительных имеется определенное количество заимствованных суффиксов.(например, суффикс –ер (-ёр) пришедший к нам из французского языка: дириж-ер, дизайн-ер, дубл-ер )
Суффиксы подразделяются на формообразующие, используемые для образования форм слова, и словообразующие, служащие для образования новых слов. Четкость и определенность значения суффикса зависят от того, является ли это значение свободным или оно выступает как связанное, является ли этот суффикс в данном слове или форме производящим элементом или же он достался им «по наследству» от образующей основы.
1 толковый словарь русского языка для школьников, 2005 стр.378
2 Ожегов словарь
3 Большой Энциклопедический Словарь
Формообразующий суффикс – суффикс, служащий для образования форм слова. В отличии от окончаний формообразующий суффикс не выражает грамматических значений рода, числа, лица, падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степени сравнения. Формообразующий суффикс бывает нулевым.
К формообразующим суффиксам относятся:
— суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –о, — е : — ее, — ей, — е, — ше, –же, — ейш-, — айш — : сильный – сильно – сильн-ее; дорогой – дорого – дороже; тонкий – тонк-о – тонь-ше; глубокий – глубок-о — глуб-же; покорный – покорн-ейш-ий – покорн-ейш-е; высокий – высочайший – высоч-айш-е.
— суффиксы прошедшего времени глаголов изъявительного и сослагательного (условного) наклонения — л — и нулевой суффикс : дела-л – дела-л бы.
— суффиксы неопределённой формы глагола — ть, — ти: лежала — лежать; пас-л-а — пасти.(
— суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени — ущ-, — ющ, — ащ-, — ящ-, — вш-, — их-: нес — ущ-ий, игра-ющ-ий, крич-ащ-ий, свист-ящий, читавший, Рос-ш-ий;
— суффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени — ем-, — им-, — ом-, — нн-, — енн-, — т-: организу-ем-ый, любимый, вед-ом-ый, увиденный, раскро-енн-ый, стёртый;
— суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида — а-, — я-, — учи-, — ючи-, в-, — вши-, — ши-: слыш-а, дава-я, будучи, игра-ючи, проигра-в, наду-вши-съ, запер-ши-съ.
С помощью формообразующих суффиксов образуются формы слов, которые тоже не менее важны, чем слово, от которого они образованы.
Словообразовательные (словообразующие) суффиксы.
Словообразовательный суффикс – словообразовательная морфема, стоящая после корня, которая служит для образования новых слов.
Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь они служат для образования однокоренных слов: писать – писа-тель; опыт – опыт-н-ый.
Словообразовательные суффиксы – великие строители слов. Ведь с помощью словообразовательных суффиксов образовано большинство слов.
Например, много словообразовательных суффиксов у существительных. Много суффиксов обозначающих деятеля или человека какой-то профессии : — арь, — тель, — ник, — ниц — и ер(суффикс – иностранец пришел к нам из французского вместе с заимствованными словами): аптек-арь, ток-арь, библиотек-арь, учи-тель, спаса-тель, преподава-тель, уче-ник, защит-ник, шут-ник, уче-ниц-а, учи-тель-ниц-а, грав-ер, дириж-ер, билет-ер, дизайн-ер.
Суффиксы –арь, — тель. –ник, -ер могут обозначать и предметы, это второе значение этих суффиксов(фон-арь, учеб-ник, выключа-тель, тренаж-ер ).
Но есть и такие суффиксы, которые «создали» несколько слов и больше не «работают» — «ушли на пенсию», например, — ух и –юх: пет-ух, кон-юх.
Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь именно с помощью них образованы все однокоренные слова русского языка.(например, Учить – ученица – учеба — учебник )
Уменьшительность, особое языковое значение, прежде связанное прежде всего с указанием на уменьшение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный уменьшительный суффикс: заяц – зайч-ик, добрый – добр-еньк-ий, крест – крест-ик.
Образовать уменьшительное слово возможно далеко не во всех случаях, например, если уменьшенного слова вообще не существует: микроб, небоскреб, ураган.
Уменьшительные суффиксы бывают ласкательными и пренебрежительными. Из ласкательных суффиксов наиболее употребительны:
-к-: гора — горка, рука — ручка, голова — головка;
— ик-: стол — столик, дом — домик;
— чек-: стакан – стаканчик, чемодан – чемоданчик;
Из пренебрежительных суффиксов наиболее употребительны
— ишк — : город — городишко, платье — платьишко, хвастун — хвастунишка;
— онк-/-ёнк-: лошадь — лошадёнка, корова — коровёнка, кляча — клячонка.
Например, слово картинка – это картина меньших размеров. Если говорить о роли суффиксов, то можно рассмотреть на этом примере. Если человек скажет: «Какая красивая картина,» — то это будет не точно сказано, ведь картинка же маленькая в отличие от картины.
В «Мертвых душах» пишет:
« Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие…. Другой род мужики составляли толстые…»
В данном эпизоде использует слово «тоненькие»
Владимир Владимирович Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
Все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь.
И все ей казалось-
и работать стоило
В этом стихотворении используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с помощью которых автор выражает свое отношение к тому, о чем говорит, то есть о лошади. Автор очень трепетно относится к лошади, он говорит эти слова с любовью.
В произведение «Неизвестный цветок» пишет:
«Так начал жить на свете маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной, тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие».
Автор использует однокоренные слова маленький и помаленьку, для того чтобы выразить свое отношение к этому хрупкому цветку. Автор несколько раз использует слово «пылинки», которое образовано с помощью уменьшительного суффикса –инк-, пылинки, хоть они и маленькие, но играют большую роль в жизни цветка.
И в загадках тоже используются уменьшительно – ласкательные суффиксы.
А коготки востры.
В этой загадке говорится о кошке, потому что, читая представляешь себе это животное. Очень ласково говорится о ней, ведь используются уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые подразумевают под собой что-то хорошее и положительное, доброе, ласковое.
Увеличительность связана прежде всего с указанием на увеличение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный увеличительный суффикс.
Увеличительные слова — так называются некоторые имена существительные, образованные при помощи известных суффиксов, выражающих побочное понятие особой величины, размеров, выходящих из ряду вон. Такими суффиксами являются — ищ — (с увеличительным значением):дом — домище, волк — волчище, лапа — лапища;
в стихотворении «хорошее отношение к лошадям» пишет:
За каплищей каплища
По морде катится,
Прячется в шерсти…
Маяковский использует слово «каплища», не только выражая свое отношение, но и подчеркивая то, что это были не просто слезы, это были большие капли слез лошади, над которой «смеялся весь Кузнецкий». И не одна живая душа «Кузнецкого», кроме автора не пожалела бедную лошадь. Которая больше всего нуждалась
Корней Иванович Чуковский в своей сказке «Тараканище» пишет:
Вдруг из подворотне
Таракан, Таракан, Тараканище!
Автор использует суффикс –ищ- для того чтобы преувеличить размеры таракана. В начала Чуковский пишет «страшный великан», хотя все мы знаем, что таракан маленький, но чтобы преувеличить его размеры и для того чтобы создать ощущения того, что он действительно «великан». И, по моему мнению, у него это получается, ведь все звери «задрожали» , «в обморок упали».
Приставка или префикс.
Приставка – это словообразующий аффикс, осложняющий производящую основу в процессе словопроизводства в препозиции (т. е. в позиции пред производящей основой). Например, автор – со-автор, веселый – раз-веселый, лететь – при-лететь и т. д.
В отличии от суффиксов с помощью приставок можно образовать слова той же части речи, что и у производящего слова. Например, от глагола ходить – только глаголы при-ходить, ис-ходить, e-ходить и т. п., от прилагательного научный – антинаучный и т. д.
Говоря о приставках можно признать, что чаще всего они встречаются в глаголе, где приставка выполняет не только словообразовательные функции, но может быть осложнена формообразовательными функциями, участвуя в видообразовании.
Исконно русские приставки в современном русском языке появляются в существительных, образованных от глаголов.
В современном русском языке происходит активизация приставочного словообразования в именах существительных и прилагательных. При этом наиболее продуктивны присоавки иноязычного происхождения: анти ( Анти-мир, анти-герой ), де — ( де-милитаризация, де-тронизация ) и т. п. в прилагательных : анти-военный, супер-модный, супер-современный и т. п.
Особое внимание в русском языке следует обратить на приставку не — . При помощи приставки не-, омонимичной отрицательной частице не, образуются все части речи, в отличие от частицы приставка не — пишется слитно как часть производного слова : не-счестье, нехороший, не-погода, не-надолго, не-сколько, ни-кто и др.
Основные особенности приставки заключаются в следующем:
приставка занимает в производном слове определенную позицию (позицию перед корнем).
Приставка наиболее характерна для словообразовательной системы глагола, в других частях речи она встречается реже.
Префикс не меняет части речи производящего слова, производное всегда относится к той же части речи, что и производящее. Связано это с позицией, которую занимает префикс, он находится перед основой, благодаря этому не влияет не конец слова.
Приставка присоединяется не к основе, а ко всему слову.
По своему происхождению приставки могут быть как исконно русскими, так и иноязычными. Иноязычных приставок вошедших в русский язык вместе с заимствованными словами немного. Эти приставки не играют заметной роли среди морфем современного русского языка. Основную массу приставок составляют исконно русские. В своем большинстве приставки по своему происхождению – слова ( прежде всего предлоги и частицы ), ставшие морфемами.
Большая часть приставок произошла от предлогов. Почти каждой приставке есть соответствие среди предлогов. В большинстве своем приставки выражают пространственно-временное значение. ( Например, Из-, В-)
С помощью приставок образуются Антонимы.
Антонимы (греч. . — «против» + . «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать, налить – вылить.
С помощью приставок образуются антонимы. Например, глагол ходить с помощью суффиксов можно образовать антонимы.(Приходить — уходить).
На примере слова шел можно определить значение приставок. При-шел, у-шел, ото-шел, вы-шел, пере-шел, обо-шел, до-шел. На примере этого слова видно, как с помощью присоединения приставок изменяется значение слова. У некоторых слов совсем разное значение. Пара слов при-шел – у-шел, у этих слов совершенно противоположное значение. Приставки изменяют значение слова
Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке вы познакомитесь с приставками и суффиксами, которые активно используются в речи, понаблюдаете за их значением и написанием. В уроке вы найдёте справочник «Суффиксы и приставки русского языка».
http://pandia.ru/text/80/367/34249.php
http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/sostav-slova/ponyatie-o-pristavke-i-suffikse-obrazovanie-slov-s-pomoschyu-pristavok-i-suffiksov