Для чего правописание приставок в школе

Приставки

О чем эта статья:

2 класс, 3 класс, 5 класс

Определение и значение приставок в русском языке

Приставка или префикс — это морфема, которая стоит в самом начале слова, сразу перед корнем, и помогает образовывать новые однокоренные слова с самыми разными оттенками смысла.

Несмотря на то, что формально эта морфема называется префиксом, все знают ее под именем приставка. Вероятно, потому что она словно приставляется к слову, чтобы создать до десятка других — похожих по смыслу, но со своими оттенками:

  • бабушка — прабабушка,
  • морской — заморский,
  • бежать — добежать,
  • ярко — поярче.

Как видите, приставки могут быть у разных частей речи, и новые слова они образовывают с совершенно разными значениями. Общий признак один — расположение перед корнем. По нему легко определить приставку и выделить ее в ходе разбора слова по составу.

Проиллюстрируем этот простой процесс, о котором все знают с 3–4 класса, таблицей: как приставки в русском языке образуют новые слова.

КореньПриставкаНовое слово
-ход-у-уход
вы-выход
при-приход
ис-исход

Стоит различать приставки и предлоги, даже если они звучат совершенно одинаково. Однако в русском языка приставка — это часть слова, и она пишется исключительно слитно, в то время как предлог — часть речи и пишется раздельно со значимым словом. Кроме того, с глаголами предлоги не употребляются. Все, что стоит перед глаголом, может быть только приставкой.

Он добежал до финиша. Птица слетела с ветки.

Как выделить приставку в слове

С опытом морфемных разборов приставку легко научиться замечать с первого взгляда, но если их две или три — могут быть трудности. Как определить, когда заканчиваются приставки и начинается корень? Все просто: нужно подобрать однокоренные слова, а в сложных случаях попросту отбрасывать по одной букве и проверять — слово все еще имеет смысл или уже нет.

Например, возьмем слово подраздел — здесь все просто, на ум сразу приходит раздел, а значит, под- будет приставкой.

Попробуем вариант сложнее:

со-при-косновение.

В этом случае стоит вспомнить слово коснуться, и сразу станет понятно, что здесь две приставки: со- и при-.

И еще раз усложним:

не-до-оценивать.

Если отбросить не- и до-, останется оценивать. Казалось бы, это конец. Но нет! Ведь данный глагол произошел от слова цена, а значит, наш корень будет -цен-. В итоге получается сразу три приставки: не-, до-, о-.

Есть в русском языке и другие слова с тремя приставками: недовыработка, переосмысление, несоразмерный, понапридумывать и т. д.

Образовывая новые однокоренные слова, приставки всегда что-то меняют в их смысле. К примеру, у глаголов они чаще всего помогают изменить несовершенный вид на совершенный: летел — прилетел, долетел, улетел, взлетел.

Но с другими частями речи все намного сложнее. У прилагательных приставка может обозначить близость к чему-либо: дорожный — придорожный, речной — заречный. А может придать оттенок отрицания: умышленный — неумышленный. У существительных она тоже играет совершенно разные роли. Иногда приставка указывает на расположение предмета (береза — подберезовик, рукав — нарукавник, граница — заграница), а иногда придает слову противоположный смысл (симметрия — асимметрия). Как видите, это очень разносторонняя дама!

Какие бывают приставки в русском языке

Все распространенные языки непрерывно развиваются и обогащают друг друга, русский — не исключение. В нашей речи постоянно появляются новые слова, и часть из них возникает путем добавления иностранных приставок. Итак, первый критерий для классификации — происхождение.

Для простоты запоминания составим таблицу приставок в русском языке с отдельными списками для традиционно русских и для иностранных префиксов.

ПроисхождениеЗначениеСуществующие приставки
Традиционно русские префиксысловообразование, формообразованиебез-/бес-, в-/во-, воз-/вос-/возо-, вз-/вс-, вы-, до-, за-, из-/ис-, изо-, на-, наи-, недо-, над-/надо-, не-, низ-/нис-/низо-, о-, об-/обо-, обез-/обес-, от-/ото-, па-, пра-, по-, под-/подо-, пере-, пре-, пред-/предо-, при-, про-, раз-/рас-/разо-, с-/сщ-, су-, через-/черес-/чрез-
Иностранные префиксысловообразование, неологизмыа-, ана-, анти-, архи-, гипер-, гипо-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, квази-, кило-, контр-, макро-, микро-, мега-, мата-, мульти-, орто-, пан-, пара-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра-, экс-

С иностранными приставками все просто: каждая из них имеет свое строго определенное значение. Например:

  • приставки а- и анти- всегда превращают слово в антоним (логичный — алогичный, материя — антиматерия);
  • пан- говорит о масштабности явления (славизм — панславизм);
  • ультра- подчеркивает крайнее выражение какого-либо свойства (правый — ультраправый);
  • гипо- отражает ослабление того или иного качества (тонус — гипотонус).

Правда, в некоторых словах (в основном греческого происхождения) приставка настолько слилась с корнем, что отдельно не выделяется. Например, слово пантеон можно разделить на две части: пан и теос (в переводе — «божество»). Но приставка пан- в данном случае считается частью корня. Причина в том, что это полностью иностранное слово, а не конструкция из иностранного префикса и корня, который уже давно существует в русском языке.

Виды приставок и правописание

Зная происхождение приставки, мы можем кое-что понять и о ее правописании. Проще всего разобраться с морфемами, которые имеют иностранное происхождение.

Правописание традиционно русских приставок намного интереснее. Они делятся на три группы, и в каждой есть свои правила. Для начала давайте перечислим все виды приставок, какие есть в русском языке.

ВидыПримерыХарактеристика
Одновариантные (неизменяемые)об-/обо-, от-/ото-, над-/надо-, под-/подо-, пред-/предо-, в-/во-, пра-, про-, за-, на-, вы-, у-, о-, су-, по-Не меняются в зависимости от корня и пишутся всегда одинаково, поэтому их нужно запомнить.
Двухвариантныероз-/рос-, раз-/рас-Правописание зависит от ударения: если данный слог является ударным, пишем о, а если безударным — а.
без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, чрез-/через-, чрес-/черес-Выбор между з и с зависит от первой буквы корня: если это глухая согласная — нужна с, а если звонкая — з.
Смысловыепри-, пре-Употребление и или е зависит от смысловой нагрузки: если слово обозначает превосходную степень чего-то или же приставка может быть заменена на пере-, нужна буква е, в остальных случая пишем букву и.
Иностранныеа-, анти-, архи-, контр-, де-, экс- и т. д.Всегда пишутся одинаково и имеют вполне конкретный однозначный смысл.

Правописание приставок раз-/рас-, роз-/рос-

Сейчас мы подробнее разберем правила, коротко указанные в таблице. Начнем с приставок роз-/рос-, раз-/рас-, правописание которых проверяется постановкой ударения. Это несложная тема:

Если на приставку падает ударение в слове — пишем роз-/рос-. Если ударение падает на другой слог, пишем раз-/рас-.

Обратите внимание на ударный слог:

  • рóзданный,
  • рóзжиг,
  • рóссыпь.

А вот здесь ударение падает не на приставку:

  • разда́ть,
  • расплеска́ться,
  • рассмотре́ть.

Но из любого правила можно найти исключения, и здесь они тоже есть. Слово розыскной нужно просто запомнить, поскольку оно пишется с о в безударной приставке.

Правописание приставок, оканчивающихся на з и с

В приставках роз-/рос- и раз-/рас-, которые мы рассматривали выше, выбор стоит не только между а и о, есть вопросы к буквам з и с. Поэтому вспоминаем правило из таблицы:

Все внимание на корень слова: если он начинается со звонкой согласной — в приставке пишем з, а если с глухой — пишем с.

Это правило касается всех приставок в русском языке, которые заканчиваются на з или с.

Приставки перед звонкими согласными:

  • развалить,
  • безвозмездно,
  • изнеженность,
  • низвести,
  • возгорание,
  • чрезмерно,
  • взлететь.

Приставки перед глухими согласными:

  • распутица,
  • беспечный,
  • испугаться,
  • нисхождение,
  • воссоздать,
  • чересполосица,
  • вскинуться.

Напомним, что приставки з- в русском языке нет, поэтому в таких словах всегда нужно писать с-, независимо от того, какая буква слышится при произношении.

Есть немало слов, в которых отчетливо слышится з-, но пишется с-, например:

Будьте внимательны, в некоторых словах, начинающихся с буквы з, это начало очень похоже на приставку, однако все же является частью корня. Например, такие сомнения могут появиться относительно слов здешний, здравствовать и т. д.

Правописание приставок пре- и при-

Эти префиксы недаром называют смысловыми — их написание зависит от значения слова.

Приставка пре- в русском языке используется только в двух случаях:

Если нужно обозначить чрезмерную, превосходную степень чего-либо:

  • премило — очень мило,
  • преумножить — очень сильно увеличить,
  • преуспеть — приобрести очень большой успех.

Если можно заменить приставку на пере- и смысл не изменится:

  • преобразить — «переобразить», изменить образ,
  • преступить — переступить,
  • преломить — переломить.

Приставка при- помогает передать намного больше разных смыслов:

Близость к чему-либо или принадлежность:

  • приморский,
  • пригород,
  • Придонье.

Присоединение к чему-либо:

  • привязать,
  • приделать,
  • причалить.

Неполное действие, выполненное в полсилы:

  • пританцовывать,
  • приговаривать,
  • приодеться.

Существуют слова, в которых с равным успехом можно написать и пре- и при-, но смысл при этом будет полностью меняться. Все об огромном значении этих приставок в русском языке расскажет таблица.

Различаем по смыслуПри-Пре-
Притворить дверь (неполное действие)Претворить в дело (сделать)
Приумножить (прибавить)Преумножить (= очень)
Придавать значениеПредавать друзей
Приклониться к земле (приблизиться)Преклоняться перед талантом (уважать)
Приёмник (радио)Преемник (последователь)
Привратник (консьерж, сторож)Превратный (искаженный)
Придел (часть храма)Предел (крайняя точка)
Приставить (к чему-либо)Преставиться (умереть)
Призреть (дать приют)Презреть (пренебречь)
Приступить (начать)Преступить закон
Прибывать (к какому-то месту)Пребывать (в городе)

Правописание приставок пра- и про-

Это, пожалуй, самая простая и однозначная пара префиксов. Дело в том, что в русском языке приставка пра- встречается очень редко. Она бывает только в словах, которые обозначают нечто старинное, изначальное, имеющее отношение к предкам. Если же слово никак не может иметь такой смысл, можно смело писать про-.

Сложно сказать, сколько всего приставок в русском языке, но мы постаралась затронуть основные и самые популярные. Хотя в этой теме есть еще много интересного — например, правописание мягкого и твердого знака в приставках, заимствование слов из старославянского языка и т. д.

Вопросы для самопроверки

В каком слове нужно вставить букву и: пр_вратить в золото, пр_образование вещества, пр_ходящий успех, пр_широкий проспект?

Определите, в каких словах есть приставка, а в каких она отсутствует: сладить, склеить, здешний, слеток, здравствовать.

Найдите слово с неизменяемой приставкой: надломить, распоясаться, бесстрашие, превратный.

В каких словах следует вставить букву о: пр_бабушка, пр_образ, пр_бежаться, пр_родина, пр_дедовский?

Определите, какие слова пишутся слитно, а какие — через дефис: (контр)атака, по(дружески), (анти)дот, (архи)епископ, (инфра)красный.

Впишите недостающие буквы: Саша пр_был в город Архангельск и решил остаться в месте пр_бывания на год.

В каком ряду все слова — с приставкой без-?

  • бе_радостно, бе_покойный, бе_приютный;
  • бе_сердечный, бе_сильный, бе_путный;
  • бе_дорожье, бе_полезный, бе_жалостный.

Урок русского языка для начальной школы «Приставка»

Раиса Максимович
Урок русского языка для начальной школы «Приставка»

ТЕМА: Приставка, её роль в слове.

Цель: сформировать понятие “приставка”, научить определять место приставки в слове, выделять приставку в слове.

— сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;

— находить приставку в словах;

— образовывать новые слова с помощью приставки.

— развивать умение формулировать познавательную цель;

— строить речевое высказывание в устной форме;

— выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

— формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при работе в группе;

— учитывать разные мнения в сотрудничестве;

— учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

— принимать и сохранять учебную задачу;

— осуществлять контроль по результату и способу действия;

— формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

— учебно-познавательные мотивы и интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями (в том числе дифференцированные задания, листы для самооценки, карточки с восклицательным и вопросительным знаком.

Ход урока

I. Организационный момент

1) Эмоциональный настрой на урок

Солнце встало из-за тучки

Протянуло к тебе ручки,

И удачи пожелало!

Я тоже желаю вам удачи на сегодняшнем уроке.

А теперь поприветствуйте друг друга локтями, улыбнитесь нашим гостям. Мы начинаем наш урок с хорошим настроением!

2) Мотивация к деятельности.

(Слайд 2) с изображением предметов для работы детектива.

— Ребята, как вы считаете, человеку какой профессии принадлежат эти предметы?

— Сегодня на уроке вы будете детективами. Кто такие детективы? О каких детективах вы знаете?

(Слайд 3). Детектив (англ. detective, от лат. detectio «раскрытие») – сыщик, агент сыскной полиции.

(Слайд 4). – А сейчас, разгадав ребус, мы узнаем название нашего детективного агентства. (Картинка Незнайка = Знайки)

(Слайд 5). – Итак, наше детективное агентство называется «Знайки».Наш девиз:

«Отыщем! Разгадаем! Истину узнаем!» (Дети читают со слайда).

— Как вы считаете, к чему мы должны стремиться на нашем уроке?

(Слайд 6). – Прочитайте инструкцию,по которой должны работать детективы:

1) Если вы начали дело, продолжайте его. Всегда работайте с напарником!

2) Если дело не продвигается, будьте терпеливы. Помните, что испытания – это интересно.

3) Начните с малого и двигайтесь к большему!

— Ребята, у каждого лежит лист самооценки. Вы будете оценивать каждый этап своей работы на уроке.

— На сегодняшнем уроке наши тетради называются «журналами расследований».

— Итак, откройте журналы и запишите дату и место расследования.

II. Актуализация знаний.

1 этап расследования «Таинственная телеграмма»

1) (Повторение знаний о корне слова).

— На партах первого ряда лежат карточки синего цвета, на партах второго ряда — красного цвета. На карточках синего цвета начало фразы, на карточках красного – конец фразы. Встаёт ученик с синей карточкой, читает, дети слушают. Затем встаёт тот, у кого на карточке продолжение и заканчивает фразу.Например:

1 ученик: Корень – это….

2 ученик: главная часть слова

Карточки синего цвета Карточки красного цвета

Корень – это… …однокоренными или родственными

В корне заключён… …общий смысл всех однокоренных слов

Чтобы правильно выделить корень… …главная часть слова

Слова, имеющие общий корень и общий смысл называются…. …нужно подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть

2) Работа по карточкам (жёлтый цвет)

Найди и подчеркни лишнее слово, выдели корень в однокоренных словах.

— Запишите одну (любую) группу слов в журнал расследования.

1) Вода, водный, водичка, водитель.

2) Нос, носить, носик, носатый.

3) Гора, горный, горчица, пригорок.

— В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы (если вы считаете, что справились с работой без затруднений – поставьте два плюса, если при выполнении работы возникли затруднения – ставим один плюс).

III. Постановка учебной задачи.

2 этап расследования «Следственный эксперимент»

(Эксперимент – поиск, нацеленный на получение новых результатов).

Создание проблемной ситуации.

(Слайд 7). –На слайде слова: привёз, завёз, повёз, увёз.

— Какое значение имеют эти слова? (передвигаться с какой-либо целью).

— Что общего в этих словах?

— Запишите эти слова в журналы, придумайте и запишите ещё 1-2 слова с корнем –вёз (отвёз, перевёз, подвёз, повёз)

— Чем различаются эти слова? начале слова есть разные части слова при, за, по, у).

— Где стоит эта часть? (Перед корнем).

— Какую роль она играет? (Меняется значение слова).

— Вы знаете, как называется эта часть? (Нет).

— Я предлагаю вам расшифровать название темы урока. (Слайд 8)

ПРИСТАВКА

— Как вы считаете, какова цель нашего урока? (научиться «узнавать» приставку в словах; узнать для чего она нужна и т. п.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

— Как же проверить эти предположения? Откуда узнать? (Посмотреть в учебнике).

— В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы (если вы считаете, что справились с работой без затруднений – поставьте два плюса, если при выполнении работы возникли затруднения – ставим один плюс).

V. Реализация проекта выхода из затруднения.

3 этап расследования «Изучение материалов дела»

Работа по учебнику (с. 57) .

— Прочитайте сообщение профессора Самоварова и слова Мудрого Совёнка.

(Слайд 9)Ответьте на вопросы по плану:

1. Что такое приставка? (Как вы думаете, почему она именно так называется)

2. Где она находится?

3. Как пишется приставка?

— В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы (если вы считаете, что справились с работой без затруднений – поставьте два плюса, если при выполнении работы возникли затруднения – ставим один плюс).

С при – приставкою – присесть.

С по – приставкою – подняться и немного покачаться.

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С вы – вытягиваем руки.

С о – опустим их опять.

Вот и всё. Настало время

С за – зарядку завершать.

V. Первичное закрепление.

4 этап расследования «Важная улика»

(Карточки зелёного цвета)

Как растут слова

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово было корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из садика рассада,

Вот еще посадки рядом.

С ним садовник идет.

Гулять в саду словесном.

— Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень. Подчеркните слова с приставками, выделите приставку.

— Какую улику мы нашли? Для чего служит приставка? (Для образования новых слов)

— В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы.

VI. Закрепление. Самостоятельная работа с проверкой.

5 этап расследования «Работа с показаниями свидетелей».

(Задания дифференцированные – зелёная карточка – простой уровень, синяя – средний уровень сложности, красная – сложный уровень).

Зелёная карточка – «Вставь приставку»:

ПРИСТАВКИ

На-, пере-, по-, вы- Синяя карточка —

«Выдели приставку»:

ПРИСТАВКИ

На-, пере-, по-, Красная карточка —

«Вставь подходящую по смыслу приставку»:

…лить чай в чашку

…лить воду из ведра

…лить сок из банки в кувшин

ПРИСТАВКИ

— В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы.

6 этап расследования «Фоторобот». (Ответить на вопросы теста, «составить описание приставки»)

Каждый получает тест, отмечает правильные ответы и записывает запомнившиеся на уроке приставки в задании№4.

1. Приставка – это

б) часть предложения

2. Приставка стоит

3. Роль приставки

а) в ней заключён общий смысл всех однокоренных слов

б) приставки образуют новые слова

4. Я узнал такие приставки:___

5. Приставки пишутся со словами

(Слайд 10) (Проверка по эталону).

— В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы: на все вопросы ответили верно – поставьте оценку 5; 1 ошибка – 4; 2-3 ошибки – 3.

-Посчитайте количество плюсов в ваших листах самооценки. (Слайд 11)

Если вы набрали 12 – 10 плюсов – поставьте себе «5»; — 9 – 8 – «4»; 7 — 5 – «3».

VIII. Итог урока.

— Если вы чему-то научились на сегодняшнем уроке, считаете, что урок был важным, и вам понравилось быть детективом, то поднимите восклицательный знак, если было много непонятного и не ощутили себя детективом, то поднимите вопросительный знак. Спасибо всем за урок. Надеюсь, что и в конце урока у вас сохранилось хорошее настроение.

IX.Домашнее задание: с. 57 — прочитать сообщение профессора Самоварова, из книги для чтения выписать 10 слов с приставками, приставки выделить или выполнить упр. 76,77 (по выбору).

Прикреплённые файлы:

ruskii-jazyk_7o575.pptx | 1516,59 Кб

Конспект урока русского языка в 6 классе «Однородные члены предложения» для учащихся школы-интерната ГБОУ «Специальная школа – интернат г. Данкова» Открытый урок по русскому языку в 6 классе Однородные члены предложения Учитель.

Предметная неделя русского языка в начальной школе Предметная неделя русского языка в начальной школе Цели: • привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету;.

Система работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе Звукобуквенный анализ – фундамент правописания Лингвисты и методисты обосновали, что обучение правописанию опирается на знания по фонетике.

Урок русского языка в 4 классе «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных» Урок русского языка класс 4 (УМК Школа России) Мовина Оксана Витальевна Тема Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в.

Урок русского языка во 2 классе «Какие слова пишутся с заглавной буквы?» Урок русского языка 2 класс Составила: Волкова Елена Владимировна Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы? Цель: — расширить.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных» ТЕМА: Род имен существительных. ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен существительных. ЗАДАЧИ: 1. Создать условия.

Урок русского языка в 5 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Разработка урока по русскому языку. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» 5 класс Подготовила Винидиктова Татьяна.

Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Обобщение» Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение.» 4 класс Цели: • обобщение теоретических знаний об имени прилагательном; • развитие.

Методическое пособие «Все о приставках»

Данное методическое пособие было сделано с целью помочь учащимся в обобщении знаний, умений и навыков в освоении правил правописания приставок. Суммируя ошибки, допускаемые учениками, я пришла к выводу о необходимости создания чёткой классификации трёх групп приставок.

Чтобы подойти ближе к искомому числу, надо все приставки “разложить по полочкам”, т. е. по группам, так как для разных приставок разные законы и секреты правописания.

1 группа – приставки, которые пишутся всегда одинаково. Надо заучить и запомнить их. А вот о приставке С- разговор особый: не любит она проявлять себя при произношении. Поэтому надо запомнить следующее: если слышится З-, то надо писать С-. Приставки З- вообще не бывает.

По сравнению с приставками первой группы приставки второй группы как будто “живут” в другом царстве: все у них на-оборот. Они приспосабливаются к соседним буквам, поэтому и пишутся то с буквой -з, а то с -с.

III группа – (самые трудные. ) приставки третьей группы. Почему приставки пре- и при- в одной группе? А потому, что у них есть основание — смысл. Прежде всего надо “узнавать их в лицо”. Трудные они по двум причинам: во-первых, их правописание зависит от понимания смысла слова, а во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно, а целых шесть правил. И все-таки многие слова не попадают ни под одно из этих шести правил. Их надо за-поминать! В некоторых словах смысловая связь приставки пре- с приставкой пере- не так заметна, и надо вдуматься, чтобы ее уловить.

Пособие построено так, что его можно постоянно пополнять, создавая таким образом “копилку” для приставок и пользуясь ей для подготовки к экзаменам.

Ребята! Все русские приставки хорошо вам известны: вы их и слышите, и произносите, и читаете. Сколько их? И вот тут-то оказывается, что знать и вспомнить—это не одно и то же. Вы прекрасно понимаете слова с пристав-ками, свободно говорите с их помощью. Но когда начи-наете специально вспоминать слова с приставками, они “приходят в голову” с большим трудом. И вот тут мож-но выяснить очень важный вопрос: хорошая ли у вас память? Если вспомнили по памяти около тридцати приставок – значит хорошая! А если больше сорока – просто великолепная! Приставок и их вариантов всего 49. Чтобы подойти ближе к искомому числу, надо все приставки “разложить по полочкам”, т. е. по группам, так как для разных приставок разные законы и сек-реты правописания. Итак, все о приставках-тружени-цах…

I группа – приставки, которые пишутся всегда одинаково
Заучите и запомните их.

В-(во-), взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, (надо-), не-, недо-, о-, об-, (обо-), от-, (ото-), пере-, по-, под-, (подо-), пра-, пред-, (предо-), про-, разо-, су-, с-, у-, со-, па-.

С некоторыми из этих приставок нет никаких хлопот, например, с приставками вы-, су-, у- ( вышел, пасынок, ушел, прадед).

Главное правило этой группы – пиши гласные в без-ударном положении так же, как и в ударном (доехать, досыта).

А вот о приставке С- разговор особый: не любит она прояв-лять себя при произношении. Поэтому надо запомнить сле-дующее: если слышится З-, то надо писать С-.

Приставки З- вообще не бывает.

Исключение: здесь, здешний, здание, здоровье, зги, здра-вствуй, здравие, здравница.

всегда одинаково ( как в списке )

А теперь поиграем с приставками!

I. Выделите приставки в словах:

1) ворваться, воевать, ворох, вогнать;

2) озабоченный, одеревенеть, оловянный; 3) подписать, порох, подправить; 4) добраться, домашний, доверить, доброта; 5) предвидеть, предсказание, предмет; 6) сотрудник, соловей, соединение.

II. Прятки с приставками: найдите в “склеенных” словах спрятавшиеся приставки. Ну куда же спря-таться приставкам? Она всегда в начале слова и всегда на виду. А вот и нет! Она бывает и в середине слова. Поищите…

Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, пу-тешественник, мясоперерабатывающий, свежескошенный ( продолжите ряд своими примерами ).

III. Прятки продолжаются. Выделите приставки в словах и посчитайте, сколько их:

1) готовить, подготовить, переподготовить;

2) дать, подать, преподать; 3) остановить, приостановить; 4) носить, износить, поизносить, непроизносимый; 5) водить, изводить, производить, непроизводительный.

IV. Из данных слов выпишите только те, в которых приставки “ошибкоопасны”:

1) вложить, предвидеть, подтягивать, подметать, внутри, подрумянить, облепить, обсуждать, обставить, оборвать;

2) надбавить, надписать, предписать, предложить, отбросить, отгонять, отсоветовать, съехать, сгустить, спрыгнуть, сжалиться.

V. А сейчас работаем с отрезками слов… Добавьте к каждому “отрезку” приставки первой группы, образуя как можно больше слов:

…делать, …вергнуть, …ставить, …твердить, …дать, …жимать, …делить, …точить, …править, …пирать.

V. Коварная приставка С-

Осторожно! Эта приставка “ошибкоопасна”! Она, во- первых, такая маленькая, легко ускользает от внима- ния, а во-вторых, чаще всего оказывается перед звон- ким согласным звуком. Потренируемся?!

1…гущенное молоко. 2. . дание …дешнего кинотеатра. 3…беречь время 4. . горбленный человек 5…гибать руку 6…делать 7…дать

II группа – нарушители “главного” правила

По сравнению с приставками первой группы пристав-ки второй группы как будто “живут” в другом царст-ве: все у них наоборот. Они приспосабливаются к со-седним буквам, поэтому и пишутся то с буквой -з, а то с -с. Итак, сначала запомним их “в лицо”.

звон.глух.
без-бес
воз-вос
низ-нис
раз-рас
роз-рос
из – ис
вз – вс
чрез-черес
приставки на -З пиши перед звонкими согласными, а приставки на -С – перед глухимиб——п
д——т
в——ф
г——к
ж—-ш
з—-с
р ч
м щ
л ц
н ч

Рассчитать, расчет, чрезвычайный, чрезмерный, расстрелять, рассмешить, чересчур

А запомнить правило поможет песенка!

Живут на свете, людям помогая, Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-. Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой с.

Глухие звуки—это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они мечтают звонкого соседа Во чтобы то ни стало оглушить.

Теперь, чтобы раскрыть секреты правописания, рассуждаем так:

перед глухим — С,

перед звонким — З

Игры и упражнения с приставками

разбитый, разваленный, разный, расписание, растение, расколоть роскошь, росчерк исследовать, история, вос-принимающий, восковой, восходить,

дый высверк молнии во. вращал его назад. В. пышки молнии отражались в тысячах капель и струй, как будто лес во. пламенялся. Его охватило бе. покойство, бе. надежная тоска. Олененок совсем обе. силел от голода. Он бе. пре-рывно дрожал и был ко всему безучастен.

Не «съешьте» второе с!

III группа – (самые трудные. ) приставки третьей группы

Почему приставки пре- и при- в одной группе? А потому, что у них есть основание — смысл. Прежде всего научимся “узнавать их в лицо”.

Старайтесь никогда не путать приставку с- с приставками на –з и -с!

2. Выделите приставки первой и второй групп в словах?

перераспределение, нераспустивший невосполнимый, неиспользованный, заблагорассудиться, происшествия, безрассудство, водоразборная колонка

3. В словосочетаниях замените приставки первой груп-пы приставками второй группы

Бутоны открылись. Яблони зацвели. Окна отворились. Соль просыпалась. Мы потратили деньги. Мебель поставили. Неспокойный человек.

4. Подберите к словам антонимы с приставками второй группы

Порядок, участливый, одаренный, корыстный, жалостливый, честный.

5. Все трудности вместе: з или с? или ее?

Тропинок было не . честь, и они во всех направлениях и. чер-тили весь лес. Когда мощный порыв ветра, рыча, продул лес, ра. пахнулось небо, сверкнула молния и грохнул ра. кат гро-ма. Казалось, что мир вот-вот ра. колется на куски. Каждый удар грома словно . дувал Бемби с дороги в кусты, каж-

1. Выпишите только те слова, в которых есть при- ставки третьей группы:

Пробежать, прибежать, прекрасный, запретный, припод — нять, надорвать, преграда, прадедушка, рассеянный, преж-девременный.

2. Запишите сначала слова с приставками первой группы, потом—с приставками второй группы, затем—третьей.

Бессмертник, сгореть, поглазеть, вспахать, сглазить, раз-ведка, приподнять, надорвать, надписать, преувеличение, предводитель, сбежать, проложить, причудливый, чрезмерный, рассматривать, прирожденный.

Трудные они по двум причинам: во-первых, их право-писание зависит от понимания смысла слова, а во-вто-рых, о правописании этих приставок есть не одно, а целых шесть правил. И все-таки многие слова не по-падают ни под одно из этих шести правил. Их надо за-поминать!

Что может обозначать приставка при-?

Самый первый и самый легкий случай попробуйте объ-яснить сами. Какое общее значение есть у слов: при-шел, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, при-ковылял, то есть из пункта А в пункт Б кто-то . пра-вильно!—приблизился! А вот второе значение пристав-ки при-. Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего они только не придумали для этой работы! Веревка, иголка с нит-ками, клей, молоток с гвоздями—всем этим они пользуются, чтобы присоединять.

Например, с помощью клея могут получиться такие “при-соединения” :

Не успев закончить драки, А к трамваю в тот же миг Кот приклеился к собаке, Прилепился грузовик!

Выпишите слова со значением приближения из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок:

1)Тут коней они впрягали
И в столицу приезжали.
3) Тут лежит перо Жар-птицы.
Много-много непокою
Принесет оно с собою.
2) Ой, Конечек-Горбуночек!
Прибегай скорей, дружочек!
4) Вот сюда-то до зарницы
Прилетают Жары-птицы.

А теперь запишите слова, обозначающие:

1) приближение птицы, коня, рыбы, змеи;
2) приближение автомобиля, пешехода, лыжника;
3) приближение круглого предмета.

Приходить могут не только живые существа. О мысли говорят: пришла в голову, о догадке — придумал. Если при-шло воспоминание, говорим: припомнил (или: ему при-помнилось). Когда приходит сновидение, говорим: при-снилось.

Присоединение—мы часто присоединяем друг к другу разные вещи: иголка с нитками, веревка, молоток с гвоздями, клей помогают нам в этой трудной работе.

Винт привинтил, прикрутил колесо, Приклеил, пришил все умело— Пишем мы при-, говоря обо всем, Что добрые руки приделали.

Но обратите внимание! К этому правилу относятся и такие слова, которые обозначают добавление к чему-либо: приписал, прикупил, пририсовал, присово-купил.

Нахождение около чего-либо — это третье правило правописания приставки при-. Сейчас вы все выясните сами. Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные.

Край при море— канава при дороге—
постройка при станции— участок при школе—
огород при усадьбе— поселок при озере—
автобус при городе— площадь при вокзале—

Четвертое правило – если что-то сделано не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются незаконченными, неполными. И пишем мы тогда приставку при-.

1. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой при-:

немного хромает— слегка дотронулся—
чуть-чуть поднял— немного коснулся—
лег на минутку— сел ненадолго—
остановился на секунду— слегка закрыть—
слегка затормозить— не совсем заглушил—

2. Выпишите только те слова, в которых есть пристав-ки третьей группы.

Пробежать,прибежать, прекрасный,запретный, приподнять, надорвать,преграда,прадедушка,рассеянный, преждевре-менный.

3. Запишите сначала слова с приставками первой гру-ппы, потом— с приставками второй группы, затем—третьей.

Бессмертник, сгореть, поглазеть, вспахать, сглазить, развед-ка, приподнять, надорвать, надписать, преувеличение, предводитель, сбежать, проложить, причудливый, чрезмерный, рассматривать, прирожденный.

Что может обозначать приставка ПРЕ-?

Все было бы хорошо с приставкой при-, если бы не было приставки пре-. Нечего было бы путать, и не было бы опасности ошибок. Поэтому давайте изучим правило правописания приставки пре-.

При- или пре-? Пре- или при-? Это совсем не секрет. На содержание слова смотри— Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету. Если “очень такой” или “очень сякой”— Пре- мы напишем при этом.

Первое значение приставки пре- означает “очень”

превосходный— “очень хороший”
предобрый— “очень добрый”

Второе значение приставки пре-, но здесь дело потруднее. Приставка пре- пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой пере-.

Например, слова “преобразовать, превратить, преобра-зить” имеют общий смысл “переделать”. Слова “прео-долеть, превозмочь” обозначают “пересилить”. Слова “преподавать, преподносить, препоручить” имеют смысл передачи чего-то от одного человека к другому.

Однако есть слова, в которых сходство приставок пре- и пере- можно объяснить только другими словами, близкими по смыслу. Например, прекратился—это все равно что перестал.

Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь—не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Писать только пре- нам всем надо!

Будьте внимательны! В некоторых словах смысловая связь приставки пре- с приставкой пере- не так заметна, и надо вдуматься, чтобы ее уловить.

Вставьте в текст пропущенные при- и пре-

1) Погода была ужасная.
Принцесса была …красная.

2)Городничий между тем ПРЕ-
Наказал …строго всем,
Чтоб коней не покупали.

3). длинной хворостиной
Мужик гусей гнал в город ПРИ- продавать.

4)Петин папа был …важный,
дом имел пятиэтажный.

5)Вдруг откуда-то шакал
На кобыле …скакал.

Мы теперь знаем все правила правописания приста-вок. Чтобы не запутаться в них, рассуждаем так:

Прибирать, привидение, приверженец, приемлемый, при-гожий, притязание, присяга, прикасаться, примерять, при-чудливый, пригодный, прихотливый, притяжение, прини-зить, приодеть, приравнять, пристрастный, приспешник, привстать, притерпеться, придирчивый, приумножить. Преподнести, препоручить, препроводить, преподать, преследовать, препятствие, преткновение, превзойти, превозносить, презабавный, превосходить, пререкаться, преломить, преувеличить, преимущество, препровождение, превращение, преобладать, претерпевать, преобразовать, преисполненный, претить.

Тренировочные задания: готовься к экзаменам!

1. Вставить пропущенные буквы. Поставить ударения.

Пр…вилегия, пр…оритет, пр…имущество, пр…рода, пр…-мадонна, пр…восходство, пр…поручить, пр…взойти, пр…-хотливый, пр…чудливый, пр…рекаться, пр…провождение, пр…ткновение, пр…тить, пр…обладать, пр…вращение, пр…терпевать.

2. Вставить пропущенные буквы. Поставить ударения.

р. ссказы
р. спустили
р. спись
р. зыгралась
р. ссыпанные
р. зыскались
р. сказни
р. спахали
р. списание
р. зыграли
р. ссыпи
р. зыскан
р. грыш
р. списка
раздавался
р. спечатал
р.. спуск
р. звальни
р. счеты
р. списаны
р. ссыпал

3. Вставить пропущенные буквы. Расставить запятые.

1. Жар св. лил п. веяло пр. хладой длинный день пр. кончил ря. забот. 2. Везде сл. ды д. вольства и труда. 3. Изредка п. дымался в. т. р и легкий ш. рох пр. бегал по всему саду. 4. Вновь я п. сетил тот уг. лок з. мли, где я пр. вел и. гнанником два года незаметных. 5. П. гасло дн…вное св. тило. 6. Румяной зарею п. крылся в. сток в селе за р. кою п. тух огонек.

4. Вставить пропущенные буквы. Первую букву корня подчеркнуть.

бе. конечный
бе. жалостный
бе. звучный
бе. земельный
бе.. .таланный
бе. звездный
бе. лунный
бе. солнечный
бе. толковый
бе. ветренный
во. наградить
во. любить
во. петь
во. звание
во. ходить
во. кликнуть
во. питать
во. вратить
во. высить
во. хвалить
и. бежать
и. кусать
и. менить
и. пилить
и. ловить
и…печь
и. толочь
и. править
и. крошить
и. пугать

5. Вставить пропущенные буквы. Первую букву кор-ня подчеркнуть.

ра. колоть
ра. сыпать
ра. дробить
ра. стояние
ра. целовать
ра. резать
ра. сказывать
ра…путать
ра. хвалить
ра. смеяться
ра. бежаться
ра…бить
и…пугать
и…бежать
и…резать
и…пепелить
и. кусать
и…бить
и. брать
и…ходить
и…пробовать
и. толочь
и. грызть
и. крошить
бе…брежный
бе…печный
бе…толковый
бе…конечный
бе…законный
бе…страшный
бе…сильный
бе…радостный
бе…звездный
бе…совестный
бе…граничный
бе…людный

Прибирать, привидение, приверженец, приемлемый, пригожий, притязание, присяга, прикасаться, примерять, причудливый, пригодный, прихотливый, притяжение, принизить, приодеть, приравнять, пристрастный, приспешник, привстать, притерпеться, придирчивый, приумножить.

Преподнести, препоручить, препроводить, преподать, пре-следовать, препятствие, преткновение, превзойти, превоз-носить, презабавный, превосходить, пререкаться, прело-мить, преувеличить, преимущество, препровождение, пре-вращение, преобладать, претерпевать, преобразовать, пре-исполненный, претить.

6.Определите разницу между следующими парами однокоренных слов.

Безрадостный — нерадостный, бессвязный — несвязный, бессознательный — несознательный, бессрочный — несрочный, бесстрастный — нестрастный, бесстрашный — нестрашный.

7. К каждому выражению подберите синонимичное слово с приставкой при- или пре-.

Образец: Очень высоко оценить, слишком расхвалитьпревознести.

1) Придать иной вид. 2) Злоключение, резкая переме- на, поворот в событиях. 3) Призрак умершего или отсут-ствующего существа. 4) Преимущественное право, льгота. 5) Пространственная или временная граница. 6) Резко при-подняться. 7) Название руководящего органа собрания. 8) Почувствовать глубокое уважение, восхищение. 9) Дать кому-нибудь приют и пропитание. 10) Слегка дотронуться. 11) Первое представление театральной пьесы. 12) Крупное изменение, реформа. 13) Вычурный, замысловатый. 14) Справиться с кем-либо. 15) Сообщник, готовый на какие угодно действия. 16) Надевать для определения годности по размеру. 17) Торжественно подарить кому-нибудь что-нибудь. 18) Стремление получить что-нибудь, предъявление своих прав на что-нибудь. 19) Помеха, стоящая на пути. 20) Нашумевший, широко известный своими плохими качествами. 21) Влияние, уважение, ко-торым пользуется кто-нибудь. 22) Притязание, заявление права на обладание чем-нибудь. 23) Первенство по времени в открытии, изобретении. 24) Простейший, не-сложный. 25) Представить в меньших размерах. 26) Уве-личить.

8. Запомните написание некоторых слов:

расчетрассчитатьссораиз-за
расчетливыйрассчитанныйрассоритьсяиз-под
расчестьразоритьбессчетныйисподнизу
исчезатьразинутьблизсидящийисподтишка
чересчурразеватьблизстоящийисподлобья

9. Вставить пропущенные буквы ( е или и ).

I. Пр. следовать противника, пр. рвать разговор, пр. дви-нуть стул, пр. открыть окно, пр. высить скорость, пр. вок-зальная площадь, пр. ступить к работе, пр. одолеть пре-пятствие, пр. неприятное известие, пр. градить дорогу, пр. -шить пуговицу, пр. спокойно спать, пр. ломление лучей, пр. амурский регион, пр. встать со стула, превратиться в лёд, сердечная привязанность, пр. водной ремень, пр. важ-ный вид, пр. морский климат, пр. мкнуть к движению, пр. -мирить спорящих, пр. мерзкая истода, пр. небречь опас-ностью, пр. наряженный гость, пр. опасная ситуация, пр. обрести билет, пр. ображённый край, пр. остановить-ся на полпути. 2. Пр. бывать к станции, пр. бывать в резиденции, пр. да-вать соратника, пр. зирать труса, пр…клоняться перед та-лантом, пр. клониться к земле, пр. ходящая уборщица, пр. -ступить закон, пр. ступить к работе, пр. даное невесты, ста-ринное пр. дание, пр. вратности cудьбы, церковный пр. -вратник, радиопр. ёмник, пр. емник директора, пр. ступ-ный замысел, непр. ступная крепость.

Тесты для 10 – 11 классов при подготовке к ЕГЭ

1. В каком, ряду на месте пропусков нужно писать с?

  • И…хлестанный, во…горание, ..дельщина, ра…стараться;
  • ни…ходящий, чере…полосица, …зади, бе…чинствовать;
  • бе…вкусный, и…правленный, во..препятствовать, и..чезнуть;
  • ра..шитый, и…хоженный, ни…ложенный, бе ..системно.

2. В каком ряду вместо пропусков нужно писать з?

  • и…жить, бе…рассудство, ра…работать проект …дравницы, . борно-ра…борная модель;
  • бе…гаражный дом, ра…метать листья, ни…верг-нутый идол, чре..мерные ра…ходы;
  • во…браняется входить в …дание, ра…бежаться, и …бороздить океан, и. ..колесить весь мир;
  • и…вернуться, ра…жать руки, бе…заботный сон, и ..вечные проблемы.

3. В каком ряду во всех словах пишется и?

  • пр…бывать в санатории, пр…в…легии, пр…нимать гостя, пр…спущенный флаг;
  • непр…ступная крепость, пр…старелый пр..вратник, пр..зирать непр..ятеля;
  • пр…зреть сироту, пр…готовленное пр..даное, церков-ный пр…дел, пр…бывать к Пр..озерску;
  • пр…дать форму, пр. нарядиться к пр..зентации, пр…-ступить к крепости, непр…ходящие ценности.

4. В каком ряду во всех словах пишется e?

    пр…светлый образ, пр…клонить колена, пр…зидент-ская программа, почетный пр…зидиум;
  • непр…одолимый страх, пр…отличная прогулка, пред-пр…ниматель, пр. стыдить;
  • пр…старелый отец, пр…подавать, пр. твориться спя-щим, пр…грады;
  • пр…следовать пр…ступника, пр…дать форму, пр…рвать пр…дставление.

5. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется и?

1) провести дез…нфекцию, под…тожить сделанное, меж. нститутские соревнования, художники-пост. мпрессионисты;

  • сверх…мпульсивное поведение, выдать спорт…нвен-тарь, согласиться на супер..гру, пред…нфарктные симптомы;
  • пост…нфарктное состояние, вз. мать штрафы, разго-вор с фин…нспектором, меж. здательская ассоциа-ция;
  • начало контр. гры, об…ндевевшие щеки, сверх…ни- циативный руководитель, дез…нформировать населе-ние.

6. Отметьте номера слов и словосочетаний, в которых пишется И.

1) пр. бывать в город, 2) пр. бывать в неволе, 3) пр. -емник традиций, 4) радиоприемник, 5) пр. данье старины глубокой, 6) пр. дать форму шара, 7) пр. дать блеск поверхности, 8) пр. творить дверь, 9)пр. дать свою мечту, 10) пр. творить планы в жизнь, 11) камень пр. ткновения, 12) пр. ткнуться в уголок, 13) пр. зреть бездомного котен- ка, 14) пр. зирать негодяя, 15) пр. ходящий момент, 16) пр. ходящая няня, 17 пр. терпеться к боли, 18) пр. па- дать к сильному плечу, 19) пр. дел в храме, 20) пр. тер- петь лишения, 21) пр. дел мечтаний, 22) пр. клонить вет- ки, 23) пр. скорбный факт, 24) пр. по дать урок, 25) пр. -клонить колени, 26) пр. клонить голову к плечу, 27) пр..-.клонить голову перед мужеством героев, 28) пр. светлый образ, 29) пр…емлемый вариант, 30) пр…емственность по- колений.

7. Отметьте номера слов, в которых пишется Е.

1) пр. неприятный, 2) пр…ступник, 3) пр. крыть, 4)пр. дворный, 5) пр. возносить, 6) пр. успевать,7) пр. открыть, 8) пр. брежный, 9) пр. грешение, 10) пр. старелый, 11) пр. лечь, 12) пр. обретать,13) пр. забавный, 14) пр. одоле-ние, 15) пр. держать, 16) пр. лив, 17) пр. общить, 18) пр. -мудрый.

8. Отметьте номера слов, в которых пишется Е.

1) пр. городный поезд, 2) пр…кращение споров, 3) пр. сесть на скамью, 4) пр. ходящий успех, 5) пр. ходящий поезд, 6) пр. бывать в неведении, 7) пр…лагать усилия, 8)пр…клоняться перед красотой, 9) пр. морский бульвар, 10) пр. ступить закон, 11) пр…ступить к занятиям, 12) пр…вилегированное сословие, 13) пр. глушенные голоса, 14) пр. забавный случай, 15) пр…сутствовать на премьере, 16) пр. следовать врага, 17) пр…зидент страны, 18) пр…влекательный вид, 19) несправедливые пр…тязания, 20) седой пр. вратник, 21) пр. красный вечер, 22) пр. бывать на отдыхе, 23) пр. бывать на отдых, 24) сидеть в пр…зидиуме, 25) пр. коснуться к тайне, 26) столовый пр. бор, 27) пр. стижная профессия, 28) пр. знаться в чувствах, 29) пр. даное невесты, 30) отвергнуть пр…тязания, 31) пр…зрительный взгляд, 32) пр. вить хорошие манеры, 33) лишить пр. вилегии, 34) пр…вратиться в посмешище, 35) пр. тендовать на пост, 36) забавная пр. баутка, 37) выглядеть пр. зентабельно, 38) пр. бывать в тревоге, 39) пр. тупленный звук, 40) искусная пр. творщица, 41) пр. даваться мечтам, 42) пр. норавливаться к обстоятельствам, 43) картина без пр. крас, 44) пр. вратно понимать, 45) пр. дать осмеянию, 46) знаки пр…пинания, 47) пр. даваться воспоминаниям, 48) пр. ходящее явление, 49) пр. ручить зверя, 50) пр. чудливый рисунок, 51) сделать пр. вивку, 52) преградить дорогу, 53) пр. увеличить опас-ность, 54) пр. стяжная лошадь.

9. Проверьте себя.

Бе…численные без. ащитные без. емельные крестьяне написали воз. вание и вос. тали против без. акония, бе. человечных условий и бе. четного нарушения прав. Бе. порно, с бе. онницей бороться бе. мысленно. Поды-тоживая конференцию, небез…нтересно отметить, что сверх. нтенсивные и. ледования позволили с…митировать редкое явление исчезновения элементов и показали сверх-. нтересные результаты, которые пр. взошли все пред-варительные ожидания. Р. злив реки мы наблюдали с ра. вета. Р. зыскной отдел пр. ступил к р. зыску пр…-ступника, который пр. ступил закон, за что он досто. н пр. зрения. Пр. старелый пр…зидент компании по про-изводству радиопр…емников, будучи в пр. клонном во…-расте, под. скал нового пр…емника, оставив себе все пр…вилегии. Клоун, бе. вкусно одетый в сверх. зысканный наряд, выглядел чере. чур смешно. В р. списке, напи-санной на р. списании, стояла подпись. Родственники пр. зрели бе. пр. данницу, у которой не было пр..дан. ого.

1. – 2 2. – 4 3. – 3 4. – 1 5. – 2 6. – 1, 4, 6, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 19, 22, 23, 26, 29. 7. – 1, 2, 5, 6, 9, 10, 13, 14, 18. 8. – 2, 4, 6, 8, 10, 14, 16, 17, 21, 22, 24, 27, 31, 34, 35, 37, 38, 41, 44, 46, 47, 48, 52, 53


источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/urok-ruskogo-jazyka-po-teme-pristavka.html

http://urok.1sept.ru/articles/515608