Для чего служит суффикс в предложении

Суффикс в русском языке

Термин суффикс заимствован из латинского языка, где слово suffixus значит «прикреплённый», «приколоченный». Такое название точно отражает фиксированность посткорневого расположения этой морфемы в слове.

Виды суффиксов

Морфема служит для образования как новых слов, так и словоформ. В зависимости от этого относится к одному из двух видов:

В школьном курсе русского языка видовое разделение присутствует или отсутствует в зависимости от избранной учебным заведением программы. В среде специалистов классификация содержит разночтения.

Суффиксы частей речи

В отличие от приставок, отличающихся универсальностью ( при знак, при ступить, при дорожный), суффиксы закреплены за определёнными частями речи, образующимися при их участии. Подразделяются на две группы:

  1. однозначные – образуют слова с одним значением:
  • мудрый – мудр ость (отвлечённый признак или состояние);
  • загореть – загоре л ый (признак, приобретённый в результате действия).
  1. многозначные – количество значений, придаваемых образуемым словам, не ограничивается одним:
  • студент – студент к а (феминитив);
  • тереть – тёр к а (предмет, предназначенный для совершения действия;
  • книга – книж к а (уменьшительный);
  • выкроить – выкрой к а (результат действия).

Существительное

Суффиксы имён существительных классифицируются по характерным для них признакам.

ПризнакВидыПримеры
ПроисхождениеИсконныепеть – пев ец
водить – води тель
кот – кот ёнок
ЗаимствованныеБудда – будд изм (лат.)
шпион – шпион аж (франц.)
ИспользованиеПолученное и исходное слово – одна часть речитанк – танк ист
дом — дом ик
Полученное и исходное слово – разные части речигадать (глаг.) – гада лк а (сущ.)
белый (прил.) – бел изн а (сущ.)

В таблице представлены словообразующие варианты. Также ряд исследователей говорит о нулевом выражении морфем указанного типа в случае словообразования бессуффиксным способом от глаголов (переезжать – переезд), прилагательных (зелёный – зелень), существительных (кум — кума), числительных (третий – треть).
Касательно суффиксального формообразования существительных лингвистика к единому мнению не пришла. То к формообразующим суффиксам, то к интерфиксам относят наращения, возникающие в основе существительных при изменении падежа или числа (чудо – чуд ес а, дочь – доч ер и, имя – им ен а).

Прилагательное

Как и в существительных, в этой части речи используются морфемы, различающиеся по происхождению.

Исконныелипа – лип ов ый
путь — пут ев ой
ртуть – ртут н ый
мечтать — мечта тельн ый
Заимствованныетеатр – театр аль н ый (лат.)
опция – опци он аль н ый (франц.)
импульс – импульс ивн ый (лат.)
грация – граци озн ый (лат.)

Заимствованные варианты в основном используются с иноязычными корнями.
Прилагательные образуются суффиксальным способом от:

  1. существительных:
  • глина – глин ян ый,
  • ветвь – ветв ист ый,
  • змея – зме ин ый.
  1. глаголов:
  • устать – уста л ый,
  • плавить – плав к ий,
  • удивить – удиви тельн ый.
  1. прилагательных:
  • тонкий – тон еньк ий,
  • жёлтый – желт оват ый.

Лингвисты также говорят о нулевых формах, которые наблюдаются в прилагательных, возникших на основе существительных, глаголов и словосочетаний (золото – золотой, проходить – прохожий, одна рука – однорукий).

Формообразующие варианты -е, -ее, -ей, -ейш-, -айш- используются в степенях сравнения (выш е , точн ее , сильн ей , умн ейш ий, глубоч айш ий).

Наречие

Так как наречия неизменяемы, в их состав формообразующие морфемы не входят.

СуффиксЗначениеИсходное словоПримеры
-о (-е)Оценка действияприлагательноеловк о
искренн е
То же. Прибавляется вместе с приставками из-, до-, с-издавн а
досух а
справ а
-ждыКоличество событий, кратность повторения действийколич. числительноеедино жды
три жды
-учи
(-ючи)
Образ действияглаголбуд учи
уме ючи

При переходе в наречия изменяемых слов и сочетаний окончания трансформируются в суффиксы (вниз у , сначал а ).

Словообразующие элементы -либо , -нибудь и -то , при помощи которых образуются неопределённые местоимения и наречия (куда- либо , что- нибудь , с кем- то ), традиционно относятся к суффиксам, но согласно альтернативной позиции причисляются к постфиксам.

Глагол

Глагольные суффиксы – достаточно дискуссионная область лингвистики.

Ряд морфем признаётся их словообразовательной разновидностью безоговорочно (праздник – праздн ова ть, горе – гор ева ть, наладить – налаж ива ть, придумать – придум ыва ть, успеть – успе ва ть, дуть – ду ну ть).

Гласные перед -ть в начальной форме рассматриваются в двух вариантах. Традиционно учебный курс включает их в ту же категорию, что и предыдущие. Однако ряд исследователей выделяет из них группу, в это число не входящую.

ХарактеристикаПримеры
Образуют глаголы от других частей речи, вносят в слово дополнительное значение. Причисляются к суффиксам.ужин – ужин а ть
лай – ла я ть
общ. значение действия
ах – ах а тьот звукоподражаний
умный — умн е тьстановиться кем-то
зверь – звер е тьуподобиться кому-то
хитрый — хитр и тьдействие по признаку и др.
Выделяются в словах с отсутствующим (утраченным) исходным вариантом, в словообразовании не участвуют, дополнительного смысла не вносят. Причисляются к интерфиксам.завис е ть, слыш а ть, ум е ть, знать и пр.

К формообразующим безоговорочно относят:

  1. -л- в прошедшем времени глагола и в образованном от него условном наклонении (потруди л ись, выполни л бы);
  2. нулевые разновидности в тех же формах (испёк, унёс бы);
  3. -и- в повелительном наклонении (расскаж и , берег и );
  4. нулевое выражение в этих же случаях (отрежь, брось).

Завершение инфинитива -ть ( -ти ) то также включается в этот перечень, то рассматривается в качестве окончания.

Нет единства мнений по поводу причисления к названным морфемам или вычленения в самостоятельную категорию по́стфиксов – элементов, занимающих постпозицию по отношению к окончанию. Учебная программа средней школы относит к постфиксам возвратные -ся и -сь , при этом рассматривая их как частный случай суффикса.

Принадлежность их к словообразующим или формообразующим морфемам также двойственна. Традиционно названные постфиксы относятся к первой разновидности, однако высказывается мнение о разделении их на подгруппы.

ХарактеристикаПримеры
Образуют глаголы с возвратным значением от невозвратных. Словообразоват.кусать – кусать ся
трясти — трясти сь
Невозвратный вариант отсутствует. Формообразоват.улыбать ся

Причастия и деепричастия

Рассматривая причастие и деепричастие в качестве самостоятельных частей речи, их суффиксы причисляют к словообразовательным. При отнесении названных слов не к самостоятельным единицам, а к глагольным формам их суффиксы становятся формообразовательными. В школе в зависимости от избранного учебного комплекса представлены оба варианта трактовки.

У причастий выбор безударного суффикса зависит от грамматических признаков исходного глагола и образованного слова (ударный гласный в суффиксе в проверке не нуждается).

ПричастиеВремяГлаголПримеры
ДействительноеНастоящееI спряженияпашут — паш ущ ий
знают — зна ющ ий
II спряжениядышат – дыш ащ ий
любят — люб ящ ий
Прошедшеес основой на гласнуюсдать – сда вш ий
с основой на согласнуюотцвести — отцвет ш ий
СтрадательноеНастоящееI спряжениячитает — чита ем ый
II спряжениявидит — вид им ый
Прошедшеес основой на -а (-я)сдержать – сдержа нн ый
посеять — посея нн ый
с другой концовкой основы (конечная гласная убирается)вылечить – вылеч енн ый
осмотреть — осмотр енн ый
произвольный (исторически сложившееся образование)сжать – сжа т ый
измять – измя т ый

Деепричастные суффиксы определяются видовой принадлежностью слова, совпадающей с принадлежностью исходного глагола.

Вид деепричастияИсходный глаголПримеры
Несовершенныйв настоящем временидышат – дыш а
прыгают — прыга я
с суффиксом -ва- – в инфинитивеузнавать — узнава я
Совершенныйв прош. временис основой на гласн. и суф. -л-посмотрел – посмотре в
сорвался — сорва вши сь
с основой на согласную и 0 суф.потёк – потёк ши
в будущем временипривезут — привез я

Оценочные (эмоционально-экспрессивные) суффиксы

Слова, образованные с их помощью, отличаются от исходных эмоциональной окрашенностью. По этой причине уже с позапрошлого века бытует мысль о принадлежности таких морфем к формообразующим. Используются в составе существительных, качественных прилагательных и наречий, передавая отношение говорящего к называемому: ироничное, презрительное, пренебрежительное, восхищённое, ласковое и пр.

Классификация оценочных суффиксов базируется на передаваемой ими эмоции.

ЗначениеПримеры
Размерно-оценочноеуменьшительноестуль чик , флаж ок лож ечк а;
син еньк ий
увеличительноеслон ищ е, звер ин а;
здоров ущ ий
Эмоционально — оценочноеласкательноекот ик , вод иц а, коров ушк а, лис оньк а, ветер ок , хлеб ушек ;
умн еньк ий, лёг оньк ий
пренебрежительноежад юг а, пьянч уг а;
бедн оват ый
Размерно-эмоциональноеуменьшительно-ласкательноеслов ечк о, собач к а, горл ышк о;
мал юсеньк ий
уменьшительно-уничижительноеврун ишк а, шапч онк а, старик ашк а

В таблице отсутствуют примеры наречий, поскольку они образуются от прилагательных и имеют ту же структуру основы плюс наречный суффикс.

Выделение суффиксов

Корректное выделение морфем в слове влияет на выбор орфографических правил для их проверки, однако определение затруднено наличием сходных по звуковому и буквенному выражению вариантов, имеющих несовпадающий морфемный состав. Примеры совпадений приведены ниже:

  1. Ток арь (точить), лек арь (лечить), пек арь (печь) — тот, кто занимается указанным делом. Слесарь – от немецкого Schlosser, основа состоит только из корня.
  2. Суп чик (суп) – ключ ик (ключ) – мальчик (бессуфф.), труж ениц а (труд) – листвен ниц а (лиственный).
  3. Стекло в окне запотело. – существительное (корень, окончание).

Масло стекло со стенок бутылки. – глагол (приставка, корень, суф. прош. вр., окончание).

  1. Без поклажи в дороге легко . – категория состояния (корень, суффикс).

Облако легко и прозрачно. – краткое прилагательное (корень, окончание).

Алгоритм действий при разделении слова на морфемы следующий:

  1. Определение части речи.
  2. Нахождение формообразующих морфем, если слово изменяемо.
  3. Вычленение корня путём подбора родственных слов.
  4. Установление аффиксов путём выстраивания словообразовательной цепочки. При установлении каждого звена цепочки следует учитывать: слово образовалось от того, через которое объясняется его значение . Если в слове, использованном для объяснения, отсутствует, фрагмент целиком, то это цельный суффикс, даже при наличии родственных вариантов со сходными более дробными элементами.
  • дух овит ый – обладающий духом (запахом), т. е. морфема -овит- неделима, несмотря на существование родственного дух ов ой.

Ошибка в вычленении морфем грозит неверным написанием. Например, при проверке выбора суффиксов -ова- (-ева-) / -ива- (-ыва-) глагол ставится в первое лицо. При выпадении морфемы в ней требуется написание о (е), при сохранении – и (ы).

  • выпыт ыва ть – выпыт ыва ю;
  • ноч ева ть – ночую.

Однако при образовании несовершенного вида от совершенного к основе добавляется не один из перечисленных вариантов, а -ва- (всегда под ударением), и слово такому способу проверки не поддаётся.

  • преодоле ва ть (преодол е ть) – преодолеваю.

Связь морфемики с орфографией требует внимательного отношения к определению состава слова.

Что такое суффикс в русском языке?

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит обыч­но для обра­зо­ва­ния новых слов.

Чтобы понять, что такое суф­фикс в рус­ском язы­ке, нач­нем с того, что сло­во состо­ит из осно­вы и окон­ча­ния. В осно­ву вхо­дят все мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния, кото­рое явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной частью сло­ва, и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суффиксов.

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва суф­фикс рас­по­ла­га­ет­ся непо­сред­ствен­но за корнем:

Эта мор­фе­ма слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов и неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских форм.

Словообразовательные суффиксы

В рус­ском язы­ке новые сло­ва обра­зу­ют­ся с помо­щью суффиксов:

  • дом → дом ик ;
  • тра­ва → трав ян ой;
  • соло­вей → соловь ин ый;
  • груст­ный → грустн о .

Такой спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов назы­ва­ет­ся суф­фик­саль­ным.

Значения суффиксов

Обратим вни­ма­ние, что сло­ву «домик» суф­фикс -ик- при­да­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние. Значит, суф­фик­сы не толь­ко обра­зу­ют новое сло­во, но и могут при­да­вать ему допол­ни­тель­ное зна­че­ние лас­ка­тель­но­сти, умень­ши­тель­но­сти или уве­ли­чи­тель­но­сти, пре­не­бре­же­ния. С помо­щью таких суф­фик­сов гово­ря­щий выска­зы­ва­ет свое отно­ше­ние к пред­ме­там и явле­ни­ям. Например, выде­лим оце­ноч­ные суф­фик­сы в соста­ве слов:

  • мысль → мысл ишк а;
  • снег → снеж ок ;
  • рыба → рыб ешк а;
  • чело­век → чело­веч ищ е.

Обратим вни­ма­ние на чере­до­ва­ние кор­не­вых соглас­ных перед суф­фик­са­ми: г//ж, к//ч.

СуффиксыИх зна­че­ниеПримеры
-к-Придают сло­вам уменьшительное
или лас­ка­тель­ное значение
туча — тучка
-ик-дождь — дождик
-ок-ветер — ветерок
-ичк-вода — водичка
-ник-Указывает на профессию
или зани­ма­е­мую должность
печь — печник
-щик-бетон — бетонщик
-тель-учить — учитель
-ист-связь — связист
-арь-воро­та — вратарь
-есть-Обозначает свой­ство
или качество
све­жий — свежесть
-от-пря­мой — прямота
-изн-белый — белизна
-ищ-Называет местопожар — пожарище

Один или два суффикса?

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов мож­но ука­зать не один, а два и даже три суф­фик­са, кото­рые нани­зы­ва­ют­ся друг за дру­гом, как бусин­ки, на про­из­во­дя­щую осно­ву. Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, сколь­ко суф­фик­сов в сло­ве, состав­ля­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и нахо­дим про­ме­жу­точ­ные сло­ва с опре­де­лен­ным суффиксом:

  • уч ить → уч еб а → учеб­ник; уч еб ник ;
  • цвет → цвет ист ый → цве­тист ость ; цвет ист ость .

Рассмотрим мор­фем­ный состав слов «шапоч­ка», «весточ­ка», «зава­роч­ка». Выясним, мож­но ли в их соста­ве ука­зать общий суф­фикс -очк-.

Понаблюдаем:

  • шапк а → шапоч к а (к//ч, бег­лая глас­ная «о» в корне);
  • весть → вест очк а;
  • вар ить → за вар ить → завар к а → завар оч к а (в суф­фик­се -оч- чере­ду­ют­ся к//ч и бег­лая глас­ная «о»).

Только в отгла­голь­ном суще­стви­тель­ном «зава­роч­ка» выде­лим два суф­фик­са. В соста­ве слов «шапоч­ка» и «весточ­ка» при всей их похо­же­сти раз­ные суф­фик­сы: -к- и -очк-.

Суффиксы частей речи

В мор­фем­ном соста­ве слов каж­дой части речи суще­ству­ют свои харак­тер­ные суффиксы.

Например, у суще­стви­тель­ных суф­фик­сы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель обра­зу­ют назва­ния лиц муж­ско­го рода по про­фес­сии или роду занятий:

  • лёт чик
  • водо­про­вод чик
  • фонар щик
  • бетон щик
  • ака­дем ик
  • траг ик
  • машин ист
  • лингв ист
  • писа тель
  • чита тель .

У имён при­ла­га­тель­ных ука­жем свой набор суффиксов:

  • -ив-/-ев- (лен ив ый, плюш ев ый);
  • -чив- (задум чив ый, вкрад чив ый);
  • -лив- (забот лив ый, дожд лив ый);
  • -ист- (пре­рыв ист ый, золот ист ый);
  • -ов- (кокос ов ый, дел ов ой);
  • -оват-/-еват- (смугл оват ый, ноздр еват ый) и т. п.

Глаголы име­ют суф­фик­сы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:

  • смотр е ть
  • пил и ть
  • мур­лык а ть
  • пол о ть
  • раз­вед ыва ть
  • рас­краш ива ть
  • бесед ова ть
  • танц ева ть
  • стук ну ть.

Формообразующие суффиксы

Суффиксы обра­зу­ют не толь­ко новые сло­ва, но и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы. Такие суф­фик­сы мы назо­вем фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они не вхо­дят в осно­ву слова.

Например, фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве инфинитива:

  • мур­лы­ка ть — мур­лы­ка л ;
  • отво­зи ть — отво­зи л ;
  • засея ть — засея л ;
  • воз­не­на­ви­де ть — воз­не­на­ви­де л .

Причастие обра­зу­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

  • -ащ-/-ящ- (лет ящ ий, визж ащ ий), -ущ/-ющ (мур­лыч ущ ий, бор ющ ийся);
  • -им-/-ем- (при­нос им ый, беле ем ый);
  • -вш-, -ш- (опа вш ий, при­нёс ш ий);
  • -нн-, -енн-, -т- (раз­вея нн ый, повал енн ый, натёр т ый).

У осо­бой гла­голь­ной фор­мы дее­при­ча­стия можем вычле­нить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

    • -а/-я (бега я , слыш а );
    • -в, -вши, -ши (услы­ша в , скры вши сь, потряс ши ).

Формы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий обра­зу­ем с помо­щью суффиксов:

  • кра­си­вый — кра­сив ее , кра­сив ейш ий;
  • весе­ло — весел ее ;
  • чисто — чищ е .

Как найти суффикс в слове?

Чтобы най­ти суф­фикс дей­ству­ем так.

Сначала выде­лим в сло­ве окон­ча­ние, затем — корень. Часть сло­ва меж­ду кор­нем и окон­ча­ни­ем и будет суффиксом.

Образец рассуждений

1. котёнк а , котёнк у

Изменив суще­стви­тель­ное по паде­жам, выяс­ним, что в сло­ве «котё­нок» нуле­вое окон­ча­ние.

2. кот , кот ик, кот ище

Подобрав род­ствен­ные сло­ва, опре­де­лим, что в сло­ве «котё­нок» корень — кот —

Суффикс в сло­ве «котё­нок» — — ёнок — (сто­ит меж­ду кор­нем — кот — и нуле­вым окончанием).

Видеоурок

Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают

Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.

Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.

Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.

Зачем нужны суффиксы

Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».

Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».

Что такое формообразующий суффикс

Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.

Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:

  1. У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
  2. У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
  3. У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
  4. У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
  5. У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
  6. У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).

Как найти суффикс в слове

Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.

Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.

Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».

Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).

Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.

Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.

Что надо знать про [j] в суффиксах

Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).

Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».

Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.

-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.

Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».

-Ть у глаголов – окончание или суффикс

Спросите у своего учителя.

В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.

В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.

В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.

Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/suffiks/chto-takoe-suffiks.html

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/suffiks-chto-eto-takoe