Для чего служит суффикс в слове 3 класс

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Тема. Значение суффиксов.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами, объяснять смысл суффиксов, различать суффиксы с различным смысловым значением.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • находить суффиксы,
  • различать суффиксы с разным смысловым значением;
  • объяснять, на что указывает тот или иной суффикс.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Люди каких профессий здесь изображены? Как образовались эти слова?

На этой иллюстрации изображены люди разных профессий. Рассмотрим, как образовались некоторые профессии:

  • архитектура – архитектор,
  • космос – космонавт;
  • двор – дворник;
  • строить – строитель и т.д.

В каждом из этих слов можно найти разную часть слова после корня, разные суффиксы, но все они указывают на принадлежность к определённой профессии.

  • находить суффиксы,
  • различать суффиксы с разным смысловым значением;
  • объяснять, на что указывает тот или иной суффикс.

Вспомним, суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Суффиксы могут много рассказать нам о слове. По суффиксам можно определить часть речи.

Суффиксы –тель- , -ик-, -ник-,-чик-, -арь- могут иметь только существительные (учитель, печник, аптекарь).

Суффиксы – лив-, -ск -, -и-, -чив- могут иметь только прилагательные (дождливый, заманчивый).

Какое смысловое значение могут иметь суффиксы?

Суффиксы –ист-, -арь-, -чик-, -щик-, -ник- указывают на профессию людей, или на занимаемую должность (радист, связист, пекарь, вратарь, каменщик, барабанщик, бетонщик, печник).

Слова с суффиксами –ость- (-есть-, -от-, -изн- ) обозначают свойство, качество (нежность, белизна, голубизна, свежесть).

Слова с суффиксом –ищ- называют место: пожарище, убежище.

Суффикс –ство- указывает на совокупность лиц по какому-нибудь признаку: студенчество, учительство.

Слова, имеющие суффикс –ит-, обычно называют драгоценные камни: лазурит, александрит, селенит.

Есть суффиксы ягод – ик-: черника, голубика, земляника.

Суффикс –ин- обозначает мясо: баранина, свинина, говядина.

Суффиксы –ушк-, -ишк-, юшк-, -оньк-, -еньк- называют уменьшительно – ласкательными (Наденька, Витенька, зайчишка, волчишка).

Укажите наиболее полное и правильное определение суффикса.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  3. Суффикс – это значимая часть слова.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Укажите слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Трусишка, мёд, медовый, лесной, перебежка, тракторист.

Укажите значение данных суффиксов в словах:

Банщик, текстильщик, вратарь, аптекарь, печник.

  1. Обозначают свойство, качество.
  2. Указывают на профессию.
  3. Указывают на совокупность лиц по какому-либо признаку.

Указывают на профессию.

Укажите значение данных суффиксов в словах:

Белизна, голубизна, красота, краснота, терпимость.

  1. Обозначают свойство, качество.
  2. Указывают на профессию.
  3. Указывают на совокупность лиц по какому-либо признаку.

Урок : «Значение суффиксов «Школа России 3 класс

Тема: Значение суффиксов.

Цель: Создать условия для формирования умения находить суффиксы в словах по алгоритму, определять роль суффиксов в словах. Совершенствовать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем, значениях суффиксов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Находить в словах суффикс.

Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.

Вывести алгоритм нахождения суффикса в слове.

Определять значение суффикса .

учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

учить анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков;

учить проводить сравнение.

формирование умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

учить осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

формирование умение работать в паре, в группе; учить договариваться,

формировать, положительное отношение к процессу обучения;

формировать интерес к учебному материалу;

формирование адекватной самооценки;

Оборудование: учебник по «Русскому языку » для 3 класса; авторы : В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, от издательства Просвещение ; карточки, мультимедийный проектор, презентация.

Наш урок я хочу начать словами :

«Кто хочет, тот может. » — Как вы понимаете эти слова?

— Сегодня мы продолжим получать новые знания по русскому языку.

( Эмоциональный настрой) Слайд 1.

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья-луча золотистого,

Ты можешь, ты в силах, друзьям подарить!

-Выберите свое настроение и покажите друг другу (смайлик)

2.Актуализация знаний. (фронтальная работа ) Слайд 2.

Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их.

Толстый , болтливый , сильный , храбрый, дикий .(Взаимопроверка)

3.Самоопределение к деятельности:

Суффиксы много работали в тетради и решили отдохнуть.

В стране грамматики их ждал очень вкусный торт.

Тортик!- закричал –ик-.

Тортишко усмехнулся –ишк-.

Тортище сказал –ищ-.

Тортильщик,- сказали они вместе и засмеялись, потому что это было

4 . Работа по теме урока.

Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое. Будем работать в парах. О чем нужно помнить, работая в парах?

— У вас карточки. Найдите верные утверждения и подчеркните их.

(задание на индивидуальных карточках)

Суффикс – это часть слова.

Суффикс это маленькое слово.

Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

Кто сделал правильно? Кто допустил ошибки? Если все верно ставим +.

Прочитайте слова: лиса, лисица, лисонька, лисичка.

Что общего у этих слов и чем они отличаются?

Какая еще част речи служит для образования новых слов?( Суффикс)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами.

Дом-домик-домишко, брат-братик-братищка. Одни звучат ласково, другие пренебрежительно, иронически. (деваха ,старикан, старикашка)

Вывод: Суффиксы, хоть и маленькая часть слова, имеют свое лицо .

Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.

Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду .

Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ- — суффикс места.

Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).

-Что нового узнали?

5.Работа по учебнику.

Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

— Прочитайте суффиксы в рамочке.

— Найдите данные суффиксы в словах.

— Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

— Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

— Назовите слова с таким суффиксом.

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

— Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?

— Объясните лексическое значение каждого слова.

— С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

— Выполните письменные задания к упражнению.

6.Анализ смысловых значений суффиксов.

Вы знаете сказку «Сестирица Аленушка и братец Иванушка».Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.

-Запись на доске (учитель записывает):братец, c естирица ,Аленушка ,Иванушка.

— С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.

Запишите еще три слова с суффиксом –ушк-.

Мы пойдем налево —

Мы пойдем направо —

Два раза повернемся-

Попрыгаем на месте-

Шагнем вперед все вместе.

Обратно как пингвины

Покатимся по льдине.

И друга обнимем!

8.Закрепление изученного ( Работа в группах )

Образовать с помощью суффиксов — очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- , — ушк- ласковые слова

Мама, Коля, соловей, звезда, тетя, ива

Уменьшительно – ласкательные суффиксы.

Образовать с помощью суффиксов -тель-, -ник-, ист-, -ир-, -арь-

Баян, охота, учёба, библиотека, банк, стройка.

Профессия или род занятий

Образовать с помощью суффиксов -онок- , — ёнок-, слова – названия детенышей животных.

Медведь, заяц, лиса, тигр, скворец, мышь,

Название детенышей животных и ласковое к ним отношение.

Образовать с помощью суффиксов –ищ-, слова, обозначающие большой предмет

Когти, лапа, дом, друг, пыль, сапог

Увеличительная функция. ( Выступление от каждой группы.) Оценивание выступлений

Дополнение предложений: Слайд 7.

Сегодня на уроке:

Я узнал…2. Я понял…3. Мне понравилось…4. Было трудно…5. Для меня было открытием, что…6. Могу порадоваться успехам. 7. И у меня вот такое настроение: (смайлик)

Мы должны знать! Слайд 8

Что такое суффикс?

Где стоит суффикс

Что общего между суффиксом и приставкой?

Что образуют суффиксы?

Почему суффикс — значимая часть слова?

На какие группы по значению делятся суффиксы

11.Домашнее задание: Упр.176 c .94 + дополнительный материал (карточка)

Ф.И. ____________________________
1. Впиши пропущенные слова:
Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для ________________________________.
2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: — чик, — ик, — ок, — ышк-, -к-, — инк-.
Берёза — ______________, стакан — ________________, ягода — _______________, трава — ___________,
погода — _____________, ветер — _____________, город — _______________, гнездо — _______________, карандаш — ______________, морковь — _____________, дождь — _____________, зерно — ___________.
_____________________________________________________________________________

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Гильфанова Наталья ДмитриевнаНаписать 7259 24.09.2018

Номер материала: ДБ-108209

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    24.09.2018 219
    24.09.2018 142
    24.09.2018 712
    24.09.2018 105
    24.09.2018 821
    24.09.2018 178
    24.09.2018 153
    24.09.2018 236

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Интерес российской молодежи к книгам вырос на 62,7%

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах

Время чтения: 2 минуты

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Что такое суффикс в русском языке?

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит обыч­но для обра­зо­ва­ния новых слов.

Чтобы понять, что такое суф­фикс в рус­ском язы­ке, нач­нем с того, что сло­во состо­ит из осно­вы и окон­ча­ния. В осно­ву вхо­дят все мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния, кото­рое явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной частью сло­ва, и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суффиксов.

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва суф­фикс рас­по­ла­га­ет­ся непо­сред­ствен­но за корнем:

Эта мор­фе­ма слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов и неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских форм.

Словообразовательные суффиксы

В рус­ском язы­ке новые сло­ва обра­зу­ют­ся с помо­щью суффиксов:

  • дом → дом ик ;
  • тра­ва → трав ян ой;
  • соло­вей → соловь ин ый;
  • груст­ный → грустн о .

Такой спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов назы­ва­ет­ся суф­фик­саль­ным.

Значения суффиксов

Обратим вни­ма­ние, что сло­ву «домик» суф­фикс -ик- при­да­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние. Значит, суф­фик­сы не толь­ко обра­зу­ют новое сло­во, но и могут при­да­вать ему допол­ни­тель­ное зна­че­ние лас­ка­тель­но­сти, умень­ши­тель­но­сти или уве­ли­чи­тель­но­сти, пре­не­бре­же­ния. С помо­щью таких суф­фик­сов гово­ря­щий выска­зы­ва­ет свое отно­ше­ние к пред­ме­там и явле­ни­ям. Например, выде­лим оце­ноч­ные суф­фик­сы в соста­ве слов:

  • мысль → мысл ишк а;
  • снег → снеж ок ;
  • рыба → рыб ешк а;
  • чело­век → чело­веч ищ е.

Обратим вни­ма­ние на чере­до­ва­ние кор­не­вых соглас­ных перед суф­фик­са­ми: г//ж, к//ч.

СуффиксыИх зна­че­ниеПримеры
-к-Придают сло­вам уменьшительное
или лас­ка­тель­ное значение
туча — тучка
-ик-дождь — дождик
-ок-ветер — ветерок
-ичк-вода — водичка
-ник-Указывает на профессию
или зани­ма­е­мую должность
печь — печник
-щик-бетон — бетонщик
-тель-учить — учитель
-ист-связь — связист
-арь-воро­та — вратарь
-есть-Обозначает свой­ство
или качество
све­жий — свежесть
-от-пря­мой — прямота
-изн-белый — белизна
-ищ-Называет местопожар — пожарище

Один или два суффикса?

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов мож­но ука­зать не один, а два и даже три суф­фик­са, кото­рые нани­зы­ва­ют­ся друг за дру­гом, как бусин­ки, на про­из­во­дя­щую осно­ву. Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, сколь­ко суф­фик­сов в сло­ве, состав­ля­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и нахо­дим про­ме­жу­точ­ные сло­ва с опре­де­лен­ным суффиксом:

  • уч ить → уч еб а → учеб­ник; уч еб ник ;
  • цвет → цвет ист ый → цве­тист ость ; цвет ист ость .

Рассмотрим мор­фем­ный состав слов «шапоч­ка», «весточ­ка», «зава­роч­ка». Выясним, мож­но ли в их соста­ве ука­зать общий суф­фикс -очк-.

Понаблюдаем:

  • шапк а → шапоч к а (к//ч, бег­лая глас­ная «о» в корне);
  • весть → вест очк а;
  • вар ить → за вар ить → завар к а → завар оч к а (в суф­фик­се -оч- чере­ду­ют­ся к//ч и бег­лая глас­ная «о»).

Только в отгла­голь­ном суще­стви­тель­ном «зава­роч­ка» выде­лим два суф­фик­са. В соста­ве слов «шапоч­ка» и «весточ­ка» при всей их похо­же­сти раз­ные суф­фик­сы: -к- и -очк-.

Суффиксы частей речи

В мор­фем­ном соста­ве слов каж­дой части речи суще­ству­ют свои харак­тер­ные суффиксы.

Например, у суще­стви­тель­ных суф­фик­сы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель обра­зу­ют назва­ния лиц муж­ско­го рода по про­фес­сии или роду занятий:

  • лёт чик
  • водо­про­вод чик
  • фонар щик
  • бетон щик
  • ака­дем ик
  • траг ик
  • машин ист
  • лингв ист
  • писа тель
  • чита тель .

У имён при­ла­га­тель­ных ука­жем свой набор суффиксов:

  • -ив-/-ев- (лен ив ый, плюш ев ый);
  • -чив- (задум чив ый, вкрад чив ый);
  • -лив- (забот лив ый, дожд лив ый);
  • -ист- (пре­рыв ист ый, золот ист ый);
  • -ов- (кокос ов ый, дел ов ой);
  • -оват-/-еват- (смугл оват ый, ноздр еват ый) и т. п.

Глаголы име­ют суф­фик­сы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:

  • смотр е ть
  • пил и ть
  • мур­лык а ть
  • пол о ть
  • раз­вед ыва ть
  • рас­краш ива ть
  • бесед ова ть
  • танц ева ть
  • стук ну ть.

Формообразующие суффиксы

Суффиксы обра­зу­ют не толь­ко новые сло­ва, но и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы. Такие суф­фик­сы мы назо­вем фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они не вхо­дят в осно­ву слова.

Например, фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве инфинитива:

  • мур­лы­ка ть — мур­лы­ка л ;
  • отво­зи ть — отво­зи л ;
  • засея ть — засея л ;
  • воз­не­на­ви­де ть — воз­не­на­ви­де л .

Причастие обра­зу­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

  • -ащ-/-ящ- (лет ящ ий, визж ащ ий), -ущ/-ющ (мур­лыч ущ ий, бор ющ ийся);
  • -им-/-ем- (при­нос им ый, беле ем ый);
  • -вш-, -ш- (опа вш ий, при­нёс ш ий);
  • -нн-, -енн-, -т- (раз­вея нн ый, повал енн ый, натёр т ый).

У осо­бой гла­голь­ной фор­мы дее­при­ча­стия можем вычле­нить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

    • -а/-я (бега я , слыш а );
    • -в, -вши, -ши (услы­ша в , скры вши сь, потряс ши ).

Формы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий обра­зу­ем с помо­щью суффиксов:

  • кра­си­вый — кра­сив ее , кра­сив ейш ий;
  • весе­ло — весел ее ;
  • чисто — чищ е .

Как найти суффикс в слове?

Чтобы най­ти суф­фикс дей­ству­ем так.

Сначала выде­лим в сло­ве окон­ча­ние, затем — корень. Часть сло­ва меж­ду кор­нем и окон­ча­ни­ем и будет суффиксом.

Образец рассуждений

1. котёнк а , котёнк у

Изменив суще­стви­тель­ное по паде­жам, выяс­ним, что в сло­ве «котё­нок» нуле­вое окон­ча­ние.

2. кот , кот ик, кот ище

Подобрав род­ствен­ные сло­ва, опре­де­лим, что в сло­ве «котё­нок» корень — кот —

Суффикс в сло­ве «котё­нок» — — ёнок — (сто­ит меж­ду кор­нем — кот — и нуле­вым окончанием).

Видеоурок


источники:

http://infourok.ru/urok-znachenie-suffiksov-shkola-rossii-klass-3253439.html

http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/suffiks/chto-takoe-suffiks.html