Для правописания букв безударных гласных

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Правила написания безударных гласных в корне слова

Написание гласных, на которые не падает ударение, нередко вызывает затруднение. Не все из них можно легко проверить, подобрав однокоренное слово. Легко запутаться и с чередующимися гласными. Меняется написание, если безударные гласные расположены после определенных согласных. Нельзя забывать и о словах-исключениях.

Проверяемые безударные гласные — это гласные, которые проверяются ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения. Разберемся, что такое проверяемые безударные гласные.

Что такое безударные гласные

Начнем с определения. Безударными гласными в корне слов называется те гласные, на которые не падает ударение. ее можно проверить подбором имеющих тот же корень слов, сменой грамматических форм. Или же с помощью правил русского языка.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов повышением тона и долготой звучания. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в различных частях слова:

При выделении голосом гласного звука любой другой морфемы, гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции. Он будет безударным, так как “остается без внимания”. Слышится не так четко, как ударный.

Из-за этой нечеткости требуется проверка для правильного написания. Принцип русской орфографии — морфологический. То есть, вне зависимости от звучания, гласные в корнях родственных слов пишутся одинаково (исключение — чередующиеся). Если нам слышится “зиленый”, мы пишем “зеленый”, “зелень”.

Способы проверки безударных гласных в корне

Чтобы не ошибиться с написанием гласной, нужно найти однокоренное слово, где сомнительный звук окажется в сильной фонетической позиции. Проще говоря, будет под ударением.

Методов проверки таких гласных несколько:

  • Подобрать другое число. Вместо единственного – обратное, множественное (и в другую сторону). “Волна” — “волны”.
  • Найти родственное слово по принципу “большой-маленький”. “Ковер”-”коврик”.
  • Подобрать родственное ласкательное слово. “Трава”-”травушка”.
  • Подыскать другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие. “Желтизна”-”желтый”.

    Главных способа проверки безударных гласных два:

    • Найти однокоренное слово (в том числе, и других частей речи). “Пешком”-”пеший”, “проглотить”-”глотка”, “раздарить”-”подарок”.
    • Поменять грамматическую форму. “Написать”-”напишет”, “большой”-”больший”.

    Эти правила не одинаково применимы. В каких-то случаях они не действуют: необходимо пользоваться орфографическим словарем или держать в голове правила написания чередующихся гласных.

    Проверяемые безударные гласные

    Главное правило: без ударения в корнях слов прописываются те же гласные буквы, что и под ударением (в случае изменения грамматической формы этого слова). Проверяемые безударные гласные подчиняются этому правилу. Чтобы узнать, какую букву писать на месте не выделяемого ударением звука, достаточно воспользоваться способами, указанными выше.

    Тут важно не ошибиться, когда встречается безударная проверяемая гласная:

    “Залезать” (на дерево) и “зализать” (ранку) — одинаковые по звучанию, но разные по смысловому значению слова. Поэтому проверочное слово должно быть близким по смыслу проверяемому. “Холодильник”-”холод”. “Примерять”- “мерка”, а не “мир”.

    Гласные в корнях глаголов определяемого совершенного вида не получится проверить с помощью однокоренных глаголов несовершенного вида. “Опоздать” и “опаздывать”. А верный вариант проверки — “поздний”.

    В некоторых случаях однокоренные слова исторически относятся к различным языкам, поэтому вариант для проверки нередко подбирают ошибочный. “Ворота” и “врата”, “голова” и “главы”. Чтобы не ошибиться, нужно запомнить правило-исключение на случай, когда встретится проверяемая безударная гласная: неполногласные “ра”, “ла” в корнях слов всегда будут писаться с гласной “а”. Но полногласные “оро” и “оло” в корне всегда имеют в себе две “о”.

    Безударные проверяемые гласные — это только один из вариантов, в отношении которого можно применить правила. Но есть и слова, которые нужно только запоминать.

    Непроверяемые безударные гласные

    В нашем языке нередки слова с гласными в корне, которые объективно нельзя проверить уже знакомыми нам способами. Они в этом случае проходят проверку по словарю. Большая их доля — заимствованные.

    Поэтому слова, имеющие в корне гласные, которые не получается проверить при помощи ударения, называются словарными. Лучший способ всегда знать их правильное написание — постараться запомнить его. Диктант на безударные гласные (4 класс), решение тестовых заданий помогают лучше справиться с такой задачей.

    Примеры словарных слов по данной теме:

    • фонтан;
    • матрос;
    • ладонь;
    • ватрушка;
    • горизонт;
    • багровый;
    • коварный;
    • стакан;
    • обаяние:
    • палисадник:
    • инициалы;
    • поликлиника:
    • диапазон.

    Чередующиеся гласные

    Третий вариант — это чередующиеся в корне гласные. Проверять их ударением неправильно: “растет”, но “подрос ”. В орфографическом словаре они не указаны. Вставить безударные гласные верно, если они чередующиеся, возможно, запомнив ряд правил для каждого такого “исключительного” корня.

    Они разделяются по буквам, которые будут заменяться в зависимости от условий.

    Чередование “а” и “о”

    Чтобы запомнить эти правила школьнику, лучше использовать специальные безударные гласные картинки. Следует также изучать каждый из корней слова отдельно. Приступать к новой теме, когда предыдущая полностью понятна, иначе не избежать “каши в голове”.

    Корни “гар” и “гор”. Под ударением надо писать “а”. Без ударения — “о”. “Пригорел”, “нагар”. Однако будут и исключения:

    Это специфические варианты ряда русских диалектов, которые нужно запомнить.

    Корни “зор” и “зар”.

    Правило другое: под ударением нужно писать именно ту букву, что слышится при произношении слова. Без ударения — “а”, без исключений. “Зори”, “озарение”, “дозор”, “зорька”.

    Корни “клон” и “клан”.

    Если на корень падает ударение, то пишется та буква, что слышна при произношении. Если ударение не падает — только “о”. “Поклон”, “преклониться”, “кланяется”.

    Корни “кас” и кос”.

    Буква “о” пишется лишь в том случае, если после данного корня идет “н”. При других вариантов без исключений нужна “а”. “Прикоснуться”, “касательной”.

    Корни “скоч” и “скак”.

    Буква “а” нужна перед “к”. Соответственно, “о” — перед “ч”. ”Скакать”, но “наскочить”. Есть два слова, не подходящих под правило: “скачу” и “скачок”.

    Корни “лож” и “лаг”.

    Задания на безударные гласные нередко вызывают затруднение, если встречаются эти корни. правило тут простое. Если в корне “ж”, то перед ней пишут “о”. Если “г”, то “а”. Сравнение: “положил”, но “прилагать”. Исключение только одно — “полог”. Это слово семантически не связано с корнями “лаг” и “лож”.

    Корни “ровн” и “равн”.

    Чередующиеся безударные гласные (5 класс) тут проставляются по смыслу слова. Если это значение, схожее с “одинаковый, равный, на одном уровне”, употребляется “а”.

    Примеры: “равенство”, “уравнивать”. А букву “о” следует употреблять в словах со значением “гладкий”, прямой, ровный”. То есть, “уровень”, “ровесник”.

    Корни “твор” и “твар”.

    Под ударением будет писаться “а”, без ударения — “о”. “Тварь” и “творец”. Следует отличать от слова “утварь”, которое уже семантически не связано с данными корнями.

    Корни “мок” и “мак”.

    Безударные гласные, которые нужно проверять по смыслу слова. “А” должно быть в глаголах, употребляемых в значении “помещать что-либо в жидкость”.

    Например, “макать”, “обмакнуть”. А вот буква “о” в словах, по смыслу схожих с “пропускать через себя жидкость». Примеры: “промокашка”, “вымокший”. Внимание нужно обратить и на производные от данных слов: “макание”, “непромокаемый”, “промокательная”.

    Корни “плов”, “плав”, “плыв”.

    Буква “а” тут пишется и под ударением, и без него, а буква “о” — только в словах-исключениях: “пловец” и “пловчиха”. Буква “ы” — “плывун”.

    Если нужно вставить безударные гласные (3 класс) на место пропусков в корнях глаголов, то важно помнить, что где-то под ударением будет писаться “о”, а где-то — “а”. К примеру “затронуть” и затрагивать”. Поэтому не стоит использовать глаголы, если вы сомневаетесь в написании слова.

    Чередование “е” и “и”

    Задание: «выбери безударные гласные “е” или “и”». Чтобы с ним успешно справиться, нужно запомнить следующие корни:

    Для них действует единое правило: если после данных корней идет суффикс “а”, то следует писать “и”. В других примерах нужна “е”. “Прибираться”- “уберет”, “блестящий”-”блистательный”, “протирать”-”утер”.

    Чередование “а” (“я”) и “им”, “а”, “я” и “ин”

    Если после корня употребляется суффикс “а”, то, согласно звучанию, нужно использовать или “им”, или “ин” при чередовании гласных. “Понять” -”понимать”, “начать”-”начинать”.
    Что касается производных форм, то продолжит сохраняться “им” даже в отсутствии суффикса “а”. “Подними”, “сниму”.

    Гласные после шипящих

    После шипящих (к ним относятся “ч”, “щ”, “ж”, “ш”) пишутся только “а”, “о”, “у”. Неправильным будет употреблять “ы”, “ю” или “я”. Примеры: “чушь”, “жара”, “шутка”.

    Выделяется несколько исключений:

    • Иноязычные слова. “Жюри”, “парашют”, “брошюрка”.
    • Собственные иноязычные имена, названия. “Жюли”.

    Что касается буквы “ё”, то она будет писаться после шипящих под ударением, если в безударной позиции на ее месте находится буква “е”. “Чёрный” — “чернота”, “пшёнка” — “пшено”.

    Если же в безударной позиции “е” не присутствует. Правильным будет писать в корне слова за шипящей “о”. “Жор”, “шов”, “чокаться”.

    Гласные после “ц”

    Задание “выбери безударные гласные после “ц”” тоже нередко вызывает трудности. Тут действуют такие правила:

    “Я” и “ю” после этой буквы допустимо писать только в заимствованных словах.

    “Ы” после “ц” не употребляется. Только буква “и”: “циклон”, “цивилизация”. Исключениями будут “цыц”, “цыпленок”, “цыпочки”, “цыган” и слова, которые с ними будут однокоренными.

    Буквы “э”, “е”

    Правила русского языка здесь следующие:

    • С буквы “э” начинается корень слова, если последняя буква приставки — согласная (“сэкономить”).
    • Если слово заимствованное, то в его корне без ударения после твердой согласной будет стоять “е”. “Рейтинг”, “компьютерный”, “адекватно”. Есть исключения: “мэр”, “дзэн”, “пленэр”.
    • С буквы “э” начинается второй корень в сложном слове, если первый оканчивался на согласную (“двухэтажный”).
    • Также нужно обратить внимания на иностранные собственные имена (“Бэкон”).

    После “и” в корне слова практически всегда будет стоять “е” (“реквием”).

    Исключение: заимствованные слова с приставками (или первыми частями слова), оканчивающиеся на “и”.

    Буква “й”

    Если в заимствованном слове при произношении первой гласной выступает “ё”, то пишется это как “йо”. Примеры: “йота”, “йог”, “йогурты”.

    В отношении исконно русских слов это правило не действует: “ёлка”, “ёж”.

    Правописание безударных гласных

    Чтобы не встречаться с трудностями при написании безударной гласной в корне, нужно воспользоваться таким алгоритмом правил:

    • Можно ли проверить букву с помощью ударения, подобрав однокоренное слово?
    • Является ли оно словарным?
    • Не относится ли корень слова к чередующимся? Не будет ли слово исключением из правил для таких корней?
    • После какой буквы стоит безударная гласная? Шипящая, “ц”, твердая согласная?
    • Если это первая буква в корне, на что заканчивается приставка или первый корень сложного слова?
    • Не является ли слово заимствованным?

    Для того чтобы ответить на эти вопросы и правильно написать безударную гласную, необходимо помнить, периодически повторять все правила из статьи.

    Примеры

    В заключение несколько примеров на пройденные правила:

  • “К..ртофель”. Это словарное слово с непроверяемой гласной в корне. Его написание нужно запомнить: “картофель”.
  • “Прил..скать”. Гласную можно проверить, подобрав однокоренное слово — “ласка” (но не “полоскать”). Соответственно, “приласкать”.
  • “Заб..рает”. Это слово с чередующейся гласной. Стоит суффикс “а”. Правильно — “забирает”.
  • “Соск..чил”. Снова слово с чередующейся гласной.
  • Так как он заканчивается на “ч”, будет “соскочил”.
  • “Ц..када”. Слово не является исключением. Значит в его корне нужна “и” — “цикада”.

    Для правильно написания безударных гласных в корне слова недостаточно уметь их проверять подбором однокоренных слов. Нужно помнить словарные слова, правила для чередующихся корней, исключения из них, правила употребления гласных после конкретных слов.

    Какие гласные русского языка называются безударными, на какие три группы они делятся и как их правильно проверять

    Оказывается, проверять надо не только ударением.

    Безударные гласные – это все гласные слова, на которые не падает ударение. В русском языке ударение в словах падает на какой-то один звук – найдите его, остальные будут безударными.

    Пример: в слове “достопримечательность” ударный – А, безударные: О, О, И, Е, Е, О.

    Когда мы произносим гласные без ударения, мы сокращаем их и иногда даже меняем. В лингвистике этот процесс называется редукцией.

    Редукция бывает количественная и качественная. В первом случае гласный просто сократился, но не изменился, поэтому сложностей в правописании нет. Количественному изменению подвергаются У, И, Ы. В словах типа облУпить, мИнута, крЫсенок у нас не возникает вопроса, какую букву писать.

    А вот когда редукция качественная – мы “не слышим”, нужный звук. Например, в слове “молоко” между М и Л мы слышим не О, не А (мы не говорим мОлОко, как бабушка в деревне, и не говорим мАлАко, как в белорусском языке) – там вообще непонятно что.

    Чтобы написать правильную букву, ее надо как-то проверить – возникает орфограмма.

    Но вопрос в том, как правильно проверять? Сначала надо определить тип безударного звука.

    Какие они бывают

    Выделяется три типа:

    1. Проверяемые – можно проверить ударением.
    2. Непроверяемые – нельзя проверить никакими способами, надо запомнить.
    3. Чередующиеся – надо знать правила чередования.

    Разберем первый тип – проверяемые звуки. Для их проверки, надо изменить слово так, чтобы сомнительный гласный стал ударным. Например: в…да – вОды (множественное число); в…сна – вЁсны, в…дро – вЁдра.

    Совет : сначала всегда меняйте единственное число на множественное и наоборот. Обычно это самый быстрый способ проверить орфограмму.

    Другой способ – подобрать родственное слово, в котором звук будет под ударением. Возьмем слово “л…сник”. Так называют человека, который работает где? В лесу. В слове “лЕс” гласный под ударением, сомнений в правописании не возникает, значит “лесник” тоже пишется с “е”.

    Внимание . Проверять таким способом можно только родственные слова. То есть лексическое значение слов обязательно должно быть общим: лесник от слова “лес”, “домовой” от слова “дом”, “водолаз” от слов “вода”, “воды”.

    Слово “водитель” нельзя проверять существительным “вода”. У них абсолютно разное лексическое значение. “В…дитель” проверяется глаголом “вОдит”.

    Скоро у нас выйдет статья “Проверяемые гласные” – прочитайте ее обязательно. Там я расскажу о способах проверки более детально, научу вас быстро запоминать орфографические правила.

    Второй тип – непроверяемые. Их надо запоминать. В школьных учебниках такие слова даются в рамочках и выносятся в справочный раздел. Например, в слове “в…трина” нельзя проверить первый “и”, его можно только запомнить.

    Однако иногда писать правильно помогает чувство языка, знание его истории. Например, слово “р…бота” в учебниках подается как словарное. Но каждый человек, для которого русский язык – родной, понимает, что “работа” от слова “рАб”. Вот вам и проверка.

    На уроке в школе так объяснять нельзя, потому что “работа” и “раб” в современном русском – не однокоренные, работа перестала быть уделом рабов. Но на экзамене, на самостоятельной или просто при работе с текстом такое объяснение вполне сгодится.

    Другой пример – мы пишем в словах полногласные сочетания “оло”, “оро”, если знаем старославянизмы с неполногласием “ла”, “ра”, “ле”, “ре”: молоко – млеко, смородина – смрад.

    Есть и другие буквосочетания, секреты, правила работы со словарными словами – читайте статью о непроверяемых гласных.

    Третий тип – чередующиеся. В одном и том же корне с чередованием могут быть разные звуки, сравните: положить – полагать, касаться – коснуться, заря – зори. Они проверяются по схожему принципу, правописание часто зависит от суффикса, который следует за корнем.

    Пример правила на чередование . Если после корня -к..с- есть суффикс “А” – в корне пишется А, если нет – О: кАсАние, прикОсновение.

    Здесь тоже есть нюансы, подводные камни в виде исключений и пр. Я постараюсь собрать все правила в простом и доступном виде в статье про чередующиеся гласные.

    Гласные без ударения часто не соответствуют буквам, которые мы пишем. Дети 1-4 класса и ученики среднего звена забывают об этом, когда делают фонетический разбор. Отметим несколько основных правил.

    Что надо знать для правильного фонетического разбора в школе

    Если О находится не под ударением, он всегда транскрибируется как [а]: “вода” – [вада’].

    Э без ударения всегда обозначает [и]: “весна” – [в’исна’], “пепел” – [п’э’п’ил]. Вы спросите – откуда там И? В школе мы пишем “и”, хотя на самом деле это не совсем так – ниже я расскажу про вузовскую классификацию безударных гласных, вы все поймете.

    И, Ы, У не меняются.

    Йотированных Е, Ё, Ю, Я в фонетической транскрипции не может быть. Они либо обозначают два звука: jэ, jо, jу, jа, либо один звук с предшествующей мягкостью согласного: метелка – [м’ит’о’лка], племя – [пл’э’м’а].

    Это весь материал, который нужно держать в голове для грамотного фонетического разбора.

    Вам нужны хорошие справочники по русскому языку, где есть вся необходимая теория, написанная понятным языком? Для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ или просто для улучшения лингвистических навыков?

    Рекомендую вам вот эти четыре пособия, три из которых написаны школьными учителями-практиками из разных городов:

    1. Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
    2. Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
    3. Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ–2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
    4. Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).

    Напишите свой e-mail здесь – я отправлю вам четыре книги в одном архиве в высоком качестве.

    Немного теории из высшей школы

    В вузе с безударными гласными дела обстоят сложнее, чем в школе.

    Все слоги в словах делятся на четыре группы:

    1. Ударные – на которые падает ударение.
    2. Заударные – находятся за ударным слогом.
    3. Первые предударные – безударный слог, который предшествует ударному.
    4. Вторые предударные – слог предшествует первому предударному.

    Рассмотрим каждый слог слова “перекресток”. “Кре” – ударный, “сток” – заударный, “ре” – первый предударный, “пе” – второй предударный.

    В некоторых словах может быть 3 и более предударных слога, но они не влияют на транскрипцию, поэтому не учитываются.

    Теперь разбираемся с безударными гласными.

    О и А в первом предударном слоге после твердых обозначают звук, близкий к а, который в транскрипции обозначается знаком “/\”. Это почти А, но не такой длинный и четкий, как под ударением (в слове “мама”, например).

    О, А, Э во втором предударном и в заударном слоге после твердых произносятся очень коротко, мы не можем понять, что это вообще за звуки – то ли О, то ли А, то ли Э. Поэтому в фонетической транскрипции для них создан особый знак – [ъ].

    Транскрибируем слово “молоко” – [мъл/\ко’]. Транскрибируем “караван” – [кър/\ва’н].

    Э после твердых в первом предударном слоге произносится как Ы с призвуком Э – [ыэ]

    Рассмотрим позиционную мену О, А, Э после мягких. В первом предударном слоге они обозначают И с призвуком Э – [иэ]. Во втором предударном и в заударных слогах мы произносим очень короткий и непонятный гласный, который в фонетике отображается знаком [ь].

    Транскрибируем “в пенале” – [фп’иэна’л’ь]. Транскрибируем “небеса” – [н’ьб’иэса’].

    Мы не углубляемся в фонетику, поэтому материал об исключениях, транскрибировании некоторых заимствованных слов я не даю.

    Если характеризовать ударные и безударные звуки по подъему и ряду, как мы делали это в общей статье про гласные, получится такая таблица:

    Заключение

    1. Безударные гласные – такие гласные слова, на которые не падает ударение.
    2. Три типа безударных гласных: проверяемые (можно проверить ударением), непроверяемые (надо смотреть в словаре и запоминать), чередующиеся (надо знать условия чередования).
    3. Количественная редукция безударных – звук произносится короче, чем ударный.
    4. Качественная редукция – звук меняется.
    5. В школе О без ударения – всегда [а], Е, Э без ударения – всегда [и].
    6. А, О после твердых в первом предударном – [/\].
    7. А, О, Э после твердых во втором предударном и заударных – [ъ].
    8. Э в первом предударном – [ыэ].
    9. А, О, Э после мягких в первом предударном – [иэ].
    10. А, О, Э после мягких во втором предударном и заударных – [ъ].

    Дорогие читатели, помогите мне сделать рубрику, посвященную русскому языку. Тексты на какие темы вам бы хотелось в ней видеть? Достаточно ли подавать материал, опираясь только на школьную программу, или нужно делать какие-то отсылки к высшей школе? Буду рад всем вашим отзывам и предложениям, спасибо.


    источники:

    http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/kak-pravilno-pishetsja/265843-pravila-napisaniya-bezudarnyh-glasnyh-v-korne-slova.html

    http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/kakie-glasnye-bezudarnye