Добрая работа всему начало сказуемое

Составное глагольное сказуемое

О чем эта статья:

Определение составного глагольного сказуемого

Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.

Правило СГС выглядит так:

составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Схема построения составного глагольного сказуемого

Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:

Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:

начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.

Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:

мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.

Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Диагностическая работа по теме «Виды сказуемых» (8 класс)

Диагностическая работа по теме «Виды сказуемых».

Определи вид сказуемых

Заяц перебежал дорогу, подошел к своей старой норе и раскопал снег.

Звезд становилось меньше.

Я буду экономистом.

Ветер — бессмысленный дворник леса.

Многое услышишь в весеннем лесу.

Я готов был позвонить ему.

Автор «Слова о полку Игореве» смог вложить в уста Ярославны обращения-заклинания к ветру, реке и солнцу.

Сказанное слово серебряное, а несказанное — золотое.

Ярославна хочет полететь кукушкою по Дунаю.

Небо как звездный шатер.

Определи вид сказуемых

Тропа тонула в мрачной черноте елового леса.

Грибы — самое удивительное растение.

Я смогу постоять за себя.

Это был человек пятидесяти четырех лет.

На полянах расцветала душистая черемуха.

Он должен помнить о своих обязанностях.

Оземь была зеленой.

Игорь сидел за столом бледный.

Сходил бы ты после школы в библиотеку.

Кончилась летняя ночь.

Определи вид сказуемых

Ночь была страшная.

Деревья начали желтеть.

Игорь еще с детства мечтал стать пиротехником.

Новогодняя елка будет красивой.

Сестра будет рада их видеть сегодня днем у нас в гостях.

Наш шофер-пожилой загорелыймужчина.

Лебеди летели из холодной сторон в теплые края

Они скоро начнут готовиться к конференции.

Но ко всему привыкает человек.

Река еще не замерзла.

Определи вид сказуемых

В мае зацвели тюльпаны.

В мае будут цвести тюльпаны.

Река еще не замерзла.

Это был странный человек.

Острый язык- дарование.

Жизнь прекрасна и удивительна.

Творческий вымысел помогает оживить поэту события далекого прошлого.

Часов в десять вечера я закрыл тетрадь, лег к огню.

За Енисеем зимы малоснежны.

Все это меня мучило.

Определи вид сказуемых

Она была хороша в новом платье.

Рассказы моего отца были интересны мне.

Ребята прибежали на место происшествия.

Белая ночь — сочетание безмолвия ночи со светом дня.

Бопре в отечестве своем был парикмахером.

Меня глубоко оскорбила его шутка.

Моя мама еще с детства стремилась стать врачом.

Каждый человек с детства должен помнить божьи заповеди.

Тигр приближался все ближе.

Иван Кузьмич очень любил пошутить.

Определи вид сказуемых

Я не могла не уехать домой.

Я должен был признать свои ошибки.

Ольга ставит завтрак на стол.

Вокруг меня простирались пустыни.

Сириус – одна из ярчайших звезд на небе.

Я торопливо надел рюкзак, поспешил из ельников на опушку.

Миша хочет сыграть с тобой в шахматы.

Наталья зачарована красотой ночного неба.

Ко всему привыкает человек.

Сестра намерена приехать к нам во время отпуска.

Определи вид сказуемых

Рабочие нашего завода могут проводить свой отпуск на берегу моря.

Я решился сделать из карты воздушного змея.

Она была очень умна и хитра.

Много звезд – украшение неба.

Мама была домоседка.

Он должен помнить и чтить своих предков.

Ольга ставит завтрак на стол.

Разберитесь в этой задаче.

Ветер разнесет тучи с дождем.

По полям расстилается густой пар.

Определи вид сказуемых

Позади меня кто-то хихихал.

Он не мог согласиться с нами.

Я должна была уехать домой.

Мой отец был врачом.

Прочитал бы ты эту книгу.

Таял мокрый снег.

Июль макушка лета.

С трудом подъехали они к крыльцу сторожки.

Волны грустно в однообразных берегах.

Саша при большом старании могла бы стать победительницей.

Определи вид сказуемых

Восточная часть неба была темнее западной.

Матушка не любила выезжать из своего дома.

Я был оскорблен его словами.

Конькобежцы участвуют в розыгрыше областного первенства.

Я не смогла вернуться домой вовремя.

За низким плетнем стоял голенастый петух.

Наконец мы выехали из крепостных ворот.

Это был странный человек.

Лиственница стоит зимой голая.

Определи вид сказуемых

Старик угрюмо сидел на облучке.

Погода стояла прекрасная, принцесса была ужасная.

Я являюсь представителем фирмы.

Буду рад Вас видеть.

Чтение — важный элемент учения.

Он окружен множеством умных и верных людей.

А.С.Пушкин – гордость нашей литературы.

Мир уникален и прекрасен.

Она работница текстильной фабрики.

Перепишите это упражнение.

Определи вид сказуемых

Я взбежал по маленькой лестнице.

Кончилась летняя длинная ночь.

Недавно кончили цвести тюльпаны.

Оля никак не может найти свою тетрадь.

Мы не перестанем писать сочинение.

В театре дети были несдержанны.

Я был глубоко оскорблен словами гвардейского офицера.

К старости он сделался зол, раздражителен.

Что скрыто в них.

Определи вид сказуемых

Солотча — извилистая неглубокая река.

Ампер был рассеян и доверчив.

Не надо давать пустых обещаний.

Катя внезапно вспомнила дорогу домой.

Он продолжал заниматься.

В это время батюшка нанял для меня учителя.

Мы были бы рады их видеть.

Семен Петрович очень любил поговорить.

Он должен помнить имя свое.

И стали они смеяться.

Определи вид сказуемых

По контракту он обязан был меня учить.

Он должен помнить и чтить своих предков.

Сестра рада их видеть.

Я подожду тебя у речки.

Я хочу поделиться своей тайной.

Даже легкое облачко застыло в небе.

Он осадил коня прямо на краю пропасти.

Пятью пять-двадцать пять.

Определи вид сказуемых

Шофер медленно ведет автобус по горной дороге.

По происхождению Эльбрус — потухший вулкан.

Расскажите о правилах правописания.

Я буду помнить о вас.

С вокзала Женя не успела послать отцу телеграмму.

Она умела водить машины, тракторы.

Это был господин лет сорока, высокий, плечистый, с огромными глазами.

В этом году зима малоснежна.

Он решительно презирал всех и каждого.

Снег занес дорогу.

Определи вид сказуемых

Я желал с ним помириться.

Лицо у него было мясистое и румяное.

Тростник шушукал кругом.

Кокосовая пальма — одно из самых полезных растений.

Семью семь – сорок девять.

Я хочу быть врачом.

Чтение – это окошко в мир.

На улице стало темнеть.

Подготовьтесь к контрольной работе.

Определи вид сказуемых

Вы на нее не сердитесь.

Скорей бы наступило лето.

Когда вы вернетесь.

Он никак не может найти свою тетрадь.

Он продолжал заниматься любимым занятием.

Старик был начальником крупной железнодорожной станции.

Образована комиссия по организации новогоднего вечера.

Они громко смеялись, веселились.

История – наша жизнь.

Определи вид сказуемых

Нос широкий и сплющенный.

Дорожные размышления мои были не очень приятны.

Я не пришел вовремя.

Это был ее новый костюм.

Она сидела за столом бледная.

Братья будут рады их видеть.

Человек должен трудиться.

Он намерен писать моему отцу о прогулах.

Осина – дерево нервное.

Настоящие боровики растут в ельниках.

Определи вид сказуемых

Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай.

Она работница текстильной фабрики.

На улице стало темнеть.

На носу у Сашки стали появляться веснушки.

Глаза маленькие, насмешливые, глупые.

Я не пришел вовремя домой.

В западной части тайги климат теплее.

Он должен был пройти этот путь близко от нас.

Мастер повысил квалификацию.

Лес хранит устойчивую влагу.

Определи вид сказуемых

Недавно кончили цвести тюльпаны.

Сыграл бы я с тобой партию в шахматы.

По дороге идет она сама.

Я могу думать только о вас.

Владимир начинал беспокоиться.

Земля велика и прекрасна.

Фонари не зажжены.

Тучи развеяны поднявшимся ветром.

Это был неглупый человек.

Романтизм – непременная черта юности.

Определи вид сказуемых

Нос был сморщенный и сплющенный.

Этот рассказ нехорош.

Новое сочинение исполнено мастером великолепно.

Ветер казался теплым.

Рабочие нашего завода захотели провести отпуск на берегу моря.

Брат будет рад вас видеть.

Девушка перестала плакать.

Первая в комнату вошла Марья Ивановна.

За воротами послышался шум машины.

Таял мокрый снег.

Определи вид сказуемых

Я увидел, что буря утихла.

Калитка перед домом с шумом распахнулась.

Командир приказал наступать.

Он продолжает наступать на меня.

Я не хочу о вас думать.

Тигр был должен пройти близко от нас.

На собрании Татьяна была несдержанна.

Я оскорблен его словами.

Озимь была зеленой.

При большом старании Геннадий мог был стать победителем.

Определи вид сказуемых

Лодка показалась мне ненадежной.

Его приезд явился сюрпризом для меня.

Ольга Николаевна стремилась стать врачом.

И стали они смеяться.

Я должен помнить свою маму.

Недавно мы закончили работу по благоустройству двора.

Мне вручили грамоту.

Под туфельками хрустит песок.

Разберитесь в этой задаче.

Поэзия – моя держава.

Определи вид сказуемых

Я лошадей кормить буду.

Молодой лебедь летел позади всех.

Директор предложил изменить график работы.

Оля никак не может найти свою тетрадь.

Я могу думать только о приближающемся празднике.

Братья были рады их видеть завтра у нас в гостях.

Иллюминация будет красивой.

Отец приехал с работы огорченным.

Воздух становится слаще.

Марк был лет двадцати восьми.

Определи вид сказуемых

Моя мама была профессором.

При определенном раскладе он мог бы стать профессором.

При встрече с Федей я был настороже.

Мы жили душа в душу.

Он предпочел скрыть свое истинное происхождение.

Человек должен трудиться.

Мы не хотели плакать.

Он должен был пройти этот путь самостоятельно.

Расскажи мне о Сереже.

Уроки закончились в два часа дня.

Определи вид сказуемых

Николай ходил по залам.

Силы лебедя ослабли.

Большинство ребят разъехались по домам.

Он никак не может проехать по этой дороге.

Виктория продолжает заниматься уроками труда.

Мы рады изъездить весь мир.

Добрая работа – всему начало.

Зима стояла холодная.

Я являюсь представителем этой фирмы.

На улице стало светлеть.

Определи вид сказуемых

Берег окружен непроходимыми лесами.

Ольга — старшая сестра Виктора.

Сладковатый запах водяных лилий смешан с запахом смолы.

Она была хороша в новом платье.

Мастер хотел повысить свою квалификацию.

Я рад их видеть.

Наша армия победила врага.

Волосы треплет легкий ветерок.

Внезапно дождь прекратился.

Наш класс не мог не поехать на экскурсию.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Лесик Наталья ВалентиновнаНаписать 1322 17.06.2018

Номер материала: ДБ-1704113

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    17.06.2018 340
    16.06.2018 224
    16.06.2018 1560
    16.06.2018 738
    10.05.2018 794
    09.05.2018 301
    10.04.2018 170
    03.04.2018 163

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Составное именное сказуемое

Грамматическая основа содержит два главных члена предложения – подлежащее и сказуемое. Разнообразие предложений в родном языке даёт возможность удостовериться в том, что любое из них наделено разными методами выражения. В таких частях синтаксической конструкции кроется ключевой смысл высказывания. В то время, когда члены, не являющиеся главными, возможно просто «убрать» и смысл не станет менее понятным, грамматическая основа обязана оставаться на своем месте, иначе тот, кто читает текст не сможет догадаться, что хотел донести автор.

Подлежащее и сказуемое — главные в предложении, и к словосочетаниям они не имеют никакого отношения. Это и составляет существенную их разницу со второстепенными составляющими предложения.

Глаголом обычно обозначается сказуемое, основной член предложения. Оно даёт понятие действиям, а также состоянию предметов, лиц, обозначенными подлежащим.

Разновидности сказуемых в русском языке

Грамматическая основа понимается как основная часть каждой конструкции синтаксиса. Здесь кроется главный смысл фразы, который автор старается предъявить читателю. Обычно, подлежащее и сказуемое бывают самостоятельными. Это значит, что для понимания смысла предложения их достаточно.

Второстепенные члены предложения призваны создавать дополнительные конструкции, уточняющие или раскрывающие смысл более подробным образом, усиливающие впечатления и более полно раскрывающие смысл описываемых событий.

Подробное изучение главных членов предложения даёт нам понять, что иногда слова, воспринимаемые нами как второстепенные члены, могут дополнять смысл подлежащего либо сказуемого, и в некоторых таких случаях они становятся неотъемлемой частью грамматической основы. Ниже, мы на примере разновидностей сказуемых рассмотрим такие конструкции более детально.

Простое глагольное сказуемое

Классический и обычный вид этой части речи, обозначенный глаголом в любом наклонении.

Она вышла из кабинета и увидела его в зеркале.

Составное глагольное сказуемое

Данная разновидность содержит вспомогательный глагол и глагол неопределенной формы, его называют инфинитив. Оба элемента обязательно присутствуют в сказуемом, но элементов может быть и больше. Следующий пример наглядно покажет сказанное:

Она мечтает поступить в университет.

Как вспомогательный элемент часто применяются глаголы, обозначающие ту или иную фазу процесса: закончить, начать, действовать , а также модальные – нужно, надо, могу .

Составное именное сказуемое

Вот мы и добрались до героя сегодняшнего урока, именное сказуемое содержит глагол-связку и именную часть. Часто в роли связки применяют глагол «быть», но встречаются и иные разновидности. Именной частью может являться любая часть речи кроме глагола. Рассмотрим сказанное на примерах:

Понятие составного именного сказуемого

Член предложения, представленный двумя составляющими, глаголом-связкой и именной частью, выраженной любой другой частью речи кроме глагола, в русском языке определяется как составное именное сказуемое .

Предложения с такой формой главной части речи иногда ставят в тупик даже профессионалов. Те сочетания слов, которые часто служат второстепенными членами предложения, совсем несвойственно увидеть в роли главных членов предложения. Но если изучить правила и разобраться в способах образования составных конструкций, сделать синтаксический разбор не составит труда.

Давайте ещё раз вникнем в суть определения составного именного сказуемого. Подобные предложения содержат синтаксическую конструкцию, в которой присутствует вспомогательный глагол, дающий незавершённое понимание направленности действия, и та часть речи, которая завершает логику взаимодействия, содержит основное лексическое понимание выражения.

Чаще всего для именной составляющей используется наречие, которое и дает понимание всего словосочетания. По синтаксической роли это слово напоминает дополнение или обстоятельство.

В полдень земля была горяча как никогда.

Если мы ограничим грамматическую основу фразой «земля была» , то получим недостаточно информации для понимания общего смысла предложения. Слово «горяча» здесь является крайне необходимым для завершения логики взаимодействия.

Ты стал третьим на финише по счёту, поэтому в рейтинге победителей шансы снизились.

Здесь именная часть отражена порядковым числительным «третьим» .

Мне иногда становилось страшно от мысли, что мы больше никогда не встретимся.

Здесь именная часть отражена наречием «страшно» .

Как мы видим из примеров, наше сказуемое содержит две части: связку, в качестве которой обычно выступает глагол, и именную часть, которая завершает смысл всего словосочетания. Но как мы увидим далее, встречаются и конструкции именного сказуемого, использующие нулевую связку, иначе, отбрасывающие связку за ненадобностью.

Это может быть предложение вида «Вопрос — Ответ», к примеру: Собака — друг человека , или Семью семь — сорок девять . Подобные конструкции выдаёт наличие тире, что может служить некоей подсказкой при определении синтаксических ролей.

Как вы могли заметить, выделение именного сказуемого ничем не отличается от обычного, здесь мы также применяем двойную сплошную линию.

Назначение глагола-связки в предложении

Как мы уже увидели, основную логическую роль в нашем сказуемом играет именная часть, глагол-связка при этом помогает установить время происходящего и его наклонение. Наиболее часто встречающийся в роли связки глагол быть несёт смысл бытия или владения чем-нибудь и представляется в разных формах.

Кулинария есть искусство приготовления пищи

Реже встречающиеся глаголы по типу являться , становиться , служить , оказаться также являются глагольными связками с соответствующим значением:

Сложность в определении вызывают составные формы таких сказуемых со знаменательной связкой. Это объясняется тем, что часто эти глаголы служат самостоятельными сказуемыми. В случае, когда глагол служит связкой, приоритетом в значении становится имя, которое связано с ним. Например,

Здесь ключевое значение – уставшая , а не способ положения тела человека (сидела, лежала или стояла).

Пример грамматической связки

Эта разновидность связки выражает исключительно грамматическое понимание, — время или наклонение, без лексического смысла. Глаголы, такие как быть , являться способны становиться «нулевой связкой» в настоящем времени.

Пример знаменательной связки

В этом типе связки используется глагол с полноценным значением в лексике, обычно выступающий сказуемым, но в данном случае его степень участия второстепенна, рассмотрим разные варианты:

  • Фиксирование состояния: сидеть , лежать и стоять ;
  • Обозначение действия: бежать , возвращаться , подпрыгивать ;
  • Обозначение состояния: смотреть , трудиться , привлекаться .

Пример полузнаменательной связки

В данном случае глагол добавляет в лексический смысл, некоторые дополнительные оттенки, а также может служить самостоятельным членом предложения.

  • Появление признака: стать , возродиться ;
  • Закрепление: остаться ;
  • Выявление: бывать , оказаться ;
  • Возможность в реальности: подразумеваться , слыть ;
  • Имя признака: почитаться .

Она стала лучшей .
Она осталась лучшей .
Она бывала лучшей каждую олимпиаду.

Она оказалась сильнейшей .
Она считалась сильнейшей .
Она казалась сильнейшей .
Она является сильнейшей .
Она слыла сильнейшей .

Слова, употребляемые в качестве именной части составного сказуемого

Определение именного сказуемого подсказывает нам, что для выражения именной части могут использоваться различные части речи.

Существительное

Применяется в творительном и именительных падежах.

Конкретность и краткость — вот первые достоинства прозы (А.С. Пушкин).

Я человек , и ничто подобное мне не чуждо (Теренций).

Главная потребность есть необходимость познания истины (Г. Гегель).

Пушкин стал знаменем русской литературы (Д. Лихачёв).

Прилагательное

Употребляется в форме творительного и именительного падежа, кратко выраженного, в сравнительной степени.

Эти конфеты очень сладкие, что есть невозможно .

Океан великолепный, завораживающий, ласковый .

Сад в каждую погоду по своему замечателен .


источники:

http://infourok.ru/diagnosticheskaya-rabota-po-teme-vidi-skazuemih-klass-3124784.html

http://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/sintaksis/sostavnoe-imennoe-skazuemoe.html