Конспект урока в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»
Урок «открытия» новых знаний в условиях ФГОС.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»»
Учитель Е. И. Сухарева.
Урок в 8 классе.
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
1. Продолжить знакомство с разделом науки о языке.
Сформировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым.
2. Способствовать развитию речевой компетенции; развитию логического мышления, памяти.
3. Способствовать формированию и воспитанию аккуратности письма, внимания.
Понимать выразительные возможности русского языка ;
стремиться к речевому эталону, к грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;
читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, словарях.
уметь работать в парах;
участвовать в общей беседе;
задавать вопросы, отвечать на вопросы;
формулировать собственные мысли.
— повторить виды сказуемых,
— повторить случаи постановки тире в предложениях,
— знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым,
— знать случаи отсутствия тире между подлежащим и сказуемым,;
— проводить синтаксический анализ предложения.
Учебно-методические: УМК: Л.А. Тростенцова Т.А. Ладыженская…, «Русский язык.8 класс» — М., «Просвещение», 2018; раздаточный материал – тексты, таблицы, карточки.
Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
1. Этап мотивации.
Лингвистическая сказка. ( Слайд )
Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:
− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.
− Согласно, − кивало Сказуемое, — но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
Учитель: О чем же идет речь в сказке?
О постановке тире между подлежащим и сказуемым.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
О правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Учитель. Какие задачи перед собой поставите? (…)
Учитель. Продолжите предложения. ( Слайды )
Познакомиться с… (условиями постановки тире)
Научиться ставить …(тире)
Находить в тексте предложения…(соответствующей конструкции)
Составлять предложения… ( в которых необходимо тире).
Учитель: Сформулируйте тему урока. ( Слайд )
Учитель: Запишите число, классная работа и тему урока.
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Прежде чем открывать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.
Учитель: Продолжите предложения. ( Слайды )
1. Главные члены предложения – это. ( подлежащее и сказуемое ).
2. Подлежащее чаще всего выражается. ( именем существительным и местоимением )
3. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется. ( простым глагольным сказуемым ).
4. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое. ( состоит из вспомогательного глагола и инфинитива ).
5. Составное именное сказуемое – это… ( сказуемое, состоящее из глагола-связки и именной части ).
Задание 2. Определите тип сказуемого в предложениях. Напишите номер вопроса и выбранную букву. ( Слайды )
Доброта долго помнится.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Доброе дело всякому приятно.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Через доброту стал проявляться характер .
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Без добра жизнь горька.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Доброе слово что глоток воды.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое
Учитель: Какие знаки препинания вы знаете? (…)
Учитель: Знаете ли вы историю тире? Сейчас ребята познакомят нас с историей этого знака препинания.
Историческая справка о знаке препинания тире.
Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».З аимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)
Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“.
Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. Из-за своей многозначности поэты и писатели любят тире, превращая его в главное средство авторской пунктуации
-А когда же ставится тире? Давайте посмотрим на слайд и вспомним.
(диалог, прямая речь). ( Слайды )
— Яночка, привет! А что ты читаешь?
— Фантастику. «Солярис» Станислава Лема!
-Ого, Яночка, ты читаешь умные книжки! Обычно девочки читают романы о любви.
— Почему же, «Солярис» тоже о любви. Только это не простая любовь. И еще здесь много интересного помимо любовного сюжета. А что читаешь ты, Артем?
— Я тоже фантастику люблю. Только больше отечественную. Например, романы братьев Стругацких. Или книги Сергея Лукьяненко. Почитай обязательно их роман «Улитка на склоне». И влюбишься после этого в их творчество на всю жизнь.
«Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом, я не могу говорить о книгах иначе, как с волнением, с радостным энтузиазмом», — писал М.Горький.
Демьян Бедный так говорил: «Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и постоянный вечный спутник».
4. Организация познавательной деятельности.
Учитель. Перед вами на карточке предложения. Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены, определите, нужно ли ставить между ними тире. В этом вам поможет учебник на стр.68-69. ( Слайд )
Доброта это отзывчивость, дружеское расположение к людям.
Быть грубым значит забывать собственное достоинство.
Читать книги высшее наслаждение.
Любовь и дружба как взаимное эхо: они дают столько, сколько берут.
Плохой товарищ не подмога.
Книги для меня как хлеб насущный.
Самая высокая радость жизни чувствовать себя нужным и близким людям.
Искренность отношений, правда в общении вот дружба.
Мир книг чудесен и прекрасен.
Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются и старые, и малые.
Учитель. Давайте проверим выполнение задания. ( Слайд )
Доброта — это отзывчивость, дружеское расположение к людям. ( Сущ.-сущ.)
Быть грубым — значит забывать собственное достоинство. ( Инфин.-значит инфин.)
Читать книги — высшее наслаждение.( Инфин.-сущ. )
Любовь и дружба как взаимное эхо: они дают столько, сколько берут. ( Сущ.и сущ.как сущ. )
Плохой товарищ не подмога. ( Сущ.не сущ.)
Самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным и близким людям. ( Сущ.- инфин. )
Искренность отношений, правда в общении — вот дружба. ( Сущ. —вот сущ. )
Мир книг чудесен и прекрасен. ( Сущ. крат.прил.и крат.прил )
Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются и старые, и малые. ( Сущ.есть сущ.)
Учитель. Какие предложения у вас вызвали вопросы?
Учитель. Составьте алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым.
1.Находим в предложении грамматическую основу.
2 Определяем, чем выражены главные члены.
3 Смотрим в таблицу.
Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями,
Задание 1. ( Слайд )
Учитель: Исправьте ошибки в постановке тире между подлежащим и сказуемым, если они есть. Мотивируйте свой выбор. За помощью обращайтесь к алгоритму.
Читать значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
Поле — КАК разноцветный ковёр.
Ты между сестёр СЛОВНО белая ворона.
В лесу воздух — чист и свеж.
Простота ЕСТЬ необходимое условие прекрасного.
Учитель: Проверьте свою работу. ( Слайд )
Книга— лучший друг человека. (Сущ в им.п – сущ в им.п)
Шестью шесть — тридцать шесть. (числ. – числ)
Ходить босиком — большое удовольствие. (инфин – сущ)
Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.( — значит).
Поле КАК разноцветный ковёр. ( сущ. как сущ. )
Ты между сестёр СЛОВНО белая ворона. ( сущ. словно сущ.)
В лесу воздух чист и свеж. ( сказуемые – крат.прилаг.)
Простота ЕСТЬ необходимое условие прекрасного. ( сущ. есть сказ. )
Учитель: Прочитайте текст. ( Слайд )
Чтобы оценить доброту и понять её значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём, надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.
Чужая доброта это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.
Великое счастье почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает «чужое», ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (По И. Ильину)
Учитель: Какова тема текста? ( Тема доброты )
Учитель: Основная мысль текста? ( Добрые поступки всегда порождают доброту в людях. Испытав доброту, человек сам хочет совершить добрые дела .)
Учитель: Выпишите предложения, где необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым, обоснуйте свой выбор.
Учитель. Проверьте себя. ( Слайд )
Чужая доброта — это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение.
Великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни.
Задание 3. ( Творческое ).
Учитель: Составьте предложения по предложенному началу, используя тему нашего урока , выделить основу, расставьте знаки препинания. ( Слайд )
Главное в жизни…
Мое будущее словно…
Книги для меня как…
Примерные ответы ( Слайд ).
Моя мечта ( — стать настоящим человеком ).
Поздороваться первым ( — важное проявление вежливости ).
Главное в жизни ( — служить другим и делать добро ).
Жить на Земле ( — великое счастье ).
Мое будущее словно ( маяк на горизонте ).
Книги для меня как ( хлеб насущный ).
Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, смогли ли вы на уроке справиться с задачами, которые поставили для себя в начале урока? ( Слайд ).
Познакомиться с… (условиями постановки тире)
Научиться ставить …(тире)
Находить в тексте предложения…(соответствующей конструкции)
Составлять предложения… ( в которых необходимо тире).
Предлагаю пройти тест и проверить, насколько хорошо вы усвоили тему и поставить себе оценку.
( Тест перед каждым учеником )
Поставь +, если в предложении нужно ставит тире. Поставь -, если не нужно.
Труд как блестящая сталь.
О решенном говорить только
Беседовать с писателями других веков
Бедность не порок.
Июнь лишь начало лета.
Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.
Сердце наше вечная тайна
Знать много языков значит иметь много
ключей к одному
Искусство это мышление в образах.
Память одно из важнейших свойств бытия.
Судьбы людей как истории планет.
Он просто мой хороший знакомый.
Принятый сотрудник, кажется, хороший специалист.
Прилет журавлей есть признак весны.
Агата Кристи самый популярный автор детективного жанра.
Учитель. Проверьте себя. ( Слайд )
Поставь +, если в предложении нужно ставит тире. Поставь -, если не нужно.
Труд как блестящая сталь.
О решенном говорить – только
Беседовать с писателями других веков –
Бедность не порок.
Июнь — лишь начало лета.
Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.
Сердце наше – вечная тайна
Знать много языков – значит иметь много
ключей к одному
Искусство – это мышление в образах.
Память — одно из важнейших свойств бытия.
Судьбы людей как истории планет.
Он просто мой хороший знакомый.
Принятый сотрудник, кажется, хороший специалист.
Прилет журавлей есть признак весны.
Агата Кристи -самый популярный автор детективного жанра.
Учитель. Оцените себя и поставьте оценку. ( Слайд )
Учитель: Поставьте себе оценку. ( Слайд )
7 – 11 баллов – 3.
Учитель: Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке: ( Слайд )
Учитель: Вы сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было трудно, не бойтесь ошибаться. На ошибках учатся.
Домашнее задание. ( Слайд )
Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок,
афоризмов на тему «Жизнь».
Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок, афоризмов на тему «Жизнь».
Виды сказуемых в русском языке (примеры)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
- глагольные сказуемые;
- именные сказуемые.
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
- простое глагольное;
- составное глагольное;
- составное именное.
Таблица
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
- я буду рассказывать;
- мы будем говорить;
- они будут отдыхать;
- вы будете собирать и т. п.;
- пусть уйдет;
- пускай спляшет;
- да отпустите его.
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
- Г Вставьте
- Вариант 1:
- Часть речи: Глагол в личной форме
- Начальная форма: ВСТАВИТЬ
- Все характеристики
- Вариант 1:
- Часть речи: Существительное
- Начальная форма: ТЕКСТ
- Все характеристики
- Вариант 1:
- Часть речи: Существительное
- Начальная форма: ПОЛ
- Все характеристики
Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
- Вариант 1:
- Часть речи: Наречие
- Начальная форма: ВЫШЕ
- Вариант 2:
- Часть речи: Предлог
- Начальная форма: ВЫШЕ
- Вариант 3:
- Часть речи: Существительное
- Начальная форма: ВЫША
- Все характеристики
- Вариант 1:
- Часть речи: Инфинитив
- Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
- Все характеристики
- Вариант 1:
- Часть речи: Прилагательное
- Начальная форма: синтаксический
- Все характеристики
- Вариант 1:
- Часть речи: Существительное
- Начальная форма: РАЗБОР
- Все характеристики
Характеристика предложения
По цели высказывания По интонации (по эмоциональной окраске) По количеству грамматических основ По количеству главных членов предложения По наличию второстепенных членов — О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
источники:http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html
http://rustxt.ru/sintaksicheskij-razbor