Доброта долго помнится какое сказуемое

Конспект урока в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Урок «открытия» новых знаний в условиях ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»»

Учитель Е. И. Сухарева.

Урок в 8 классе.

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

1. Продолжить знакомство с разделом науки о языке.

Сформировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2. Способствовать развитию речевой компетенции; развитию логического мышления, памяти.

3. Способствовать формированию и воспитанию аккуратности письма, внимания.

Понимать выразительные возможности русского языка ;

стремиться к речевому эталону, к грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, словарях.

уметь работать в парах;

участвовать в общей беседе;

задавать вопросы, отвечать на вопросы;

формулировать собственные мысли.

— повторить виды сказуемых,

— повторить случаи постановки тире в предложениях,

— знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым,

— знать случаи отсутствия тире между подлежащим и сказуемым,;

— проводить синтаксический анализ предложения.

Учебно-методические: УМК: Л.А. Тростенцова Т.А. Ладыженская…, «Русский язык.8 класс» — М., «Просвещение», 2018; раздаточный материал – тексты, таблицы, карточки.

Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

1. Этап мотивации.

Лингвистическая сказка. ( Слайд )

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:

− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.

− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.

− Согласно, − кивало Сказуемое, — но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.

Учитель: О чем же идет речь в сказке?

О постановке тире между подлежащим и сказуемым.

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

О правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Учитель. Какие задачи перед собой поставите? (…)

Учитель. Продолжите предложения. ( Слайды )

Познакомиться с… (условиями постановки тире)

Научиться ставить …(тире)

Находить в тексте предложения…(соответствующей конструкции)

Составлять предложения… ( в которых необходимо тире).

Учитель: Сформулируйте тему урока. ( Слайд )

Учитель: Запишите число, классная работа и тему урока.

3. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Прежде чем открывать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.

Учитель: Продолжите предложения. ( Слайды )

1. Главные члены предложения – это. ( подлежащее и сказуемое ).

2. Подлежащее чаще всего выражается. ( именем существительным и местоимением )

3. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется. ( простым глагольным сказуемым ).

4. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое. ( состоит из вспомогательного глагола и инфинитива ).

5. Составное именное сказуемое – это… ( сказуемое, состоящее из глагола-связки и именной части ).

Задание 2. Определите тип сказуемого в предложениях. Напишите номер вопроса и выбранную букву. ( Слайды )

Доброта долго помнится.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Доброе дело всякому приятно.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Через доброту стал проявляться характер .

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Без добра жизнь горька.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Доброе слово что глоток воды.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое

Учитель: Какие знаки препинания вы знаете? (…)

Учитель: Знаете ли вы историю тире? Сейчас ребята познакомят нас с историей этого знака препинания.

Историческая справка о знаке препинания тире.

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».З аимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)

Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. Из-за своей многозначности поэты и писатели любят тире, превращая его в главное средство авторской пунктуации

-А когда же ставится тире? Давайте посмотрим на слайд и вспомним.

(диалог, прямая речь). ( Слайды )

— Яночка, привет! А что ты читаешь?

— Фантастику. «Солярис» Станислава Лема!

-Ого, Яночка, ты читаешь умные книжки! Обычно девочки читают романы о любви.

— Почему же, «Солярис» тоже о любви. Только это не простая любовь. И еще здесь много интересного помимо любовного сюжета. А что читаешь ты, Артем?

— Я тоже фантастику люблю. Только больше отечественную. Например, романы братьев Стругацких. Или книги Сергея Лукьяненко. Почитай обязательно их роман «Улитка на склоне». И влюбишься после этого в их творчество на всю жизнь.

«Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом, я не могу говорить о книгах иначе, как с волнением, с радостным энтузиазмом», — писал М.Горький.

Демьян Бедный так говорил: «Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и постоянный вечный спутник».

4. Организация познавательной деятельности.

Учитель. Перед вами на карточке предложения. Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены, определите, нужно ли ставить между ними тире. В этом вам поможет учебник на стр.68-69. ( Слайд )

Доброта это отзывчивость, дружеское расположение к людям.

Быть грубым значит забывать собственное достоинство.

Читать книги высшее наслаждение.

Любовь и дружба как взаимное эхо: они дают столько, сколько берут.

Плохой товарищ не подмога.

Книги для меня как хлеб насущный.

Самая высокая радость жизни чувствовать себя нужным и близким людям.

Искренность отношений, правда в общении вот дружба.

Мир книг чудесен и прекрасен.

Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются и старые, и малые.

Учитель. Давайте проверим выполнение задания. ( Слайд )

Доброта — это отзывчивость, дружеское расположение к людям. ( Сущ.-сущ.)
Быть грубым — значит забывать собственное достоинство. ( Инфин.-значит инфин.)

Читать книги — высшее наслаждение.( Инфин.-сущ. )

Любовь и дружба как взаимное эхо: они дают столько, сколько берут. ( Сущ.и сущ.как сущ. )
Плохой товарищ не подмога. ( Сущ.не сущ.)

Самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным и близким людям. ( Сущ.- инфин. )

Искренность отношений, правда в общении — вот дружба. ( Сущ. —вот сущ. )

Мир книг чудесен и прекрасен. ( Сущ. крат.прил.и крат.прил )

Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются и старые, и малые. ( Сущ.есть сущ.)

Учитель. Какие предложения у вас вызвали вопросы?

Учитель. Составьте алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым.

1.Находим в предложении грамматическую основу.

2 Определяем, чем выражены главные члены.

3 Смотрим в таблицу.

Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями,

Задание 1. ( Слайд )

Учитель: Исправьте ошибки в постановке тире между подлежащим и сказуемым, если они есть. Мотивируйте свой выбор. За помощью обращайтесь к алгоритму.

Читать значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Поле — КАК разноцветный ковёр.

Ты между сестёр СЛОВНО белая ворона.

В лесу воздух — чист и свеж.

Простота ЕСТЬ необходимое условие прекрасного.

Учитель: Проверьте свою работу. ( Слайд )

Книгалучший друг человека. (Сущ в им.п – сущ в им.п)

Шестью шестьтридцать шесть. (числ. – числ)

Ходить босиком — большое удовольствие. (инфин – сущ)

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.( — значит).

Поле КАК разноцветный ковёр. ( сущ. как сущ. )

Ты между сестёр СЛОВНО белая ворона. ( сущ. словно сущ.)

В лесу воздух чист и свеж. ( сказуемые – крат.прилаг.)

Простота ЕСТЬ необходимое условие прекрасного. ( сущ. есть сказ. )

Учитель: Прочитайте текст. ( Слайд )

Чтобы оценить доброту и понять её значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём, надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.

Великое счастье почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает «чужое», ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (По И. Ильину)

Учитель: Какова тема текста? ( Тема доброты )

Учитель: Основная мысль текста? ( Добрые поступки всегда порождают доброту в людях. Испытав доброту, человек сам хочет совершить добрые дела .)

Учитель: Выпишите предложения, где необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым, обоснуйте свой выбор.

Учитель. Проверьте себя. ( Слайд )

Чужая доброта — это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение.

Великое счастьепочувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни.

Задание 3. ( Творческое ).

Учитель: Составьте предложения по предложенному началу, используя тему нашего урока , выделить основу, расставьте знаки препинания. ( Слайд )

Главное в жизни…

Мое будущее словно…

Книги для меня как…

Примерные ответы ( Слайд ).

Моя мечта ( — стать настоящим человеком ).

Поздороваться первым ( — важное проявление вежливости ).

Главное в жизни ( — служить другим и делать добро ).

Жить на Земле ( — великое счастье ).

Мое будущее словно ( маяк на горизонте ).

Книги для меня как ( хлеб насущный ).

Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, смогли ли вы на уроке справиться с задачами, которые поставили для себя в начале урока? ( Слайд ).

Познакомиться с… (условиями постановки тире)

Научиться ставить …(тире)

Находить в тексте предложения…(соответствующей конструкции)

Составлять предложения… ( в которых необходимо тире).

Предлагаю пройти тест и проверить, насколько хорошо вы усвоили тему и поставить себе оценку.

( Тест перед каждым учеником )

Поставь +, если в предложении нужно ставит тире. Поставь -, если не нужно.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить только

Беседовать с писателями других веков

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше вечная тайна

Знать много языков значит иметь много

ключей к одному

Искусство это мышление в образах.

Память одно из важнейших свойств бытия.

Судьбы людей как истории планет.

Он просто мой хороший знакомый.

Принятый сотрудник, кажется, хороший специалист.

Прилет журавлей есть признак весны.

Агата Кристи самый популярный автор детективного жанра.

Учитель. Проверьте себя. ( Слайд )

Поставь +, если в предложении нужно ставит тире. Поставь -, если не нужно.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только

Беседовать с писателями других веков –

Бедность не порок.

Июнь — лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна

Знать много языков – значит иметь много

ключей к одному

Искусство – это мышление в образах.

Память — одно из важнейших свойств бытия.

Судьбы людей как истории планет.

Он просто мой хороший знакомый.

Принятый сотрудник, кажется, хороший специалист.

Прилет журавлей есть признак весны.

Агата Кристи -самый популярный автор детективного жанра.

Учитель. Оцените себя и поставьте оценку. ( Слайд )

Учитель: Поставьте себе оценку. ( Слайд )

7 – 11 баллов – 3.

Учитель: Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке: ( Слайд )

Учитель: Вы сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было трудно, не бойтесь ошибаться. На ошибках учатся.

Домашнее задание. ( Слайд )

Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок,

афоризмов на тему «Жизнь».

Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок, афоризмов на тему «Жизнь».

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
    Г Вставьте
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Глагол в личной форме
    • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ТЕКСТ
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ПОЛ
    • Все характеристики

      Слово может быть разобрано в 4-х вариантах

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Наречие
    • Начальная форма: ВЫШЕ
    • Вариант 2:
    • Часть речи: Предлог
    • Начальная форма: ВЫШЕ
    • Вариант 3:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ВЫША
    • Все характеристики

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Инфинитив
    • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Прилагательное
    • Начальная форма: синтаксический
    • Все характеристики
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: РАЗБОР
    • Все характеристики

      Характеристика предложения

      По цели высказывания
      По интонации (по эмоциональной окраске)
      По количеству грамматических основ
      По количеству главных членов предложения
      По наличию второстепенных членов

      О инструменте

      После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

      Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

      Какой вариант разбора выбрать?

      Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

      Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

      Часть речи сверху слова

      Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.


      источники:

      http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html

      http://rustxt.ru/sintaksicheskij-razbor