Домашнее задание для родителей по лексическим темам подготовительная

Домашние задания по лексическим темам. Подготовительная группа.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
dom._zad._podgot._gr.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. «Четвертый лишний» (определить, что лишнее и объяснить почему)

* малина, картофель, вишня, смородина; * морковь, слива, капуста, горох

огурец (какой?)…, помидор…, морковь…, лук…, чеснок…, перец…

огурцов, картофеля, капусты, свёклы, гороха, репы…

  1. Перечисли как можно больше овощей, которые бывают:

красного цвета, желтого, зеленого, оранжевого,

  1. Перечисли овощи , у которых мы едим то, что растет над землей – «вершки»,

и овощи, у которых мы едим то, что растет в земле – «корешки».

огурец – огурцы – много огурцов, помидор, луковица, баклажан, перец, качан капусты ,

Мама почистила картошку, чтобы… Мама помыла овощи, чтобы… Таня нарезала помидоры, огурцы, перец, лук, чтобы…

  1. Послушай рассказ и ответь на вопросы.

Работа на огороде.

Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

Что собрали колхозники? Как одним словом можно назвать лук, морковь, свеклу, картофель, огурцы? Где растут овощи? В какое время года собирают урожай?

  1. Составь по плану и выучи рассказ о любимом овоще.
  1. Что это (овощ или фрукт)
  2. Где растет? (в огороде, в саду, на грядке, в земле, на дереве, на кусте)
  3. Какой на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?
  4. Что можно из него приготовить?

Нарисуй этот овощ.

1. Назови фрукты.

2. «Четвертый лишний» (определить, что лишнее и объяснить почему)

* яблоко, груша, картошка, лимон; * морковь, персик, капуста, горох

3. «Подбери признак»

яблоко (какое?) …, груша…, персик…., абрикос…, слива…, лимон

4. Что можно приготовить из:

Яблок, груш, слив, бананов, абрикосов, лимонов.

5. Перечисли как можно больше фруктов которые бывают:

Красного цвета, желтого, зеленого, оранжевого, желто-красного, желто-зеленого.

яблоко – яблоки – много яблок, груша, слива, персик, банан, лимон.

Сок из яблок – яблочный, из груш, из слив, из апельсинов, из мандаринов, из бананов, из помидоров.

8. Составь предложение из слов.

*Яблоко, лежать, яблоня, под.

*груши, расти, сад, в.

*Слива, лежать, тарелка, на.

9. Закончи предложения.

Мама собрала в саду груши, чтобы… Мама купила в магазине яблоки, чтобы…

10. Составь по плану и выучи рассказ о любимом фрукте.

  1. Что это (овощ или фрукт)
  2. Где растет? (в огороде, в саду, на грядке, в земле, на дереве, на кусте)
  3. Какой формы? Какого цвета?
  4. Какой на ощупь? Какой на вкус?
  5. Что можно из него приготовить?

11 . Нарисуй цветными карандашами фруктовый сад.

Тема: Грибы. Деревья.

  1. Какие деревья ты знаешь? Назови их:
  1. Назови лиственные деревья. Почему они так называются?

Назови хвойные деревья. Почему они так называются?

Если в роще растут березы, то как называется роща? -березовая

Если в роще растут ивы, то роща — ,

Если в роще растут дубы, то роща -,

Если в роще растут осины, то роща — ,

Если в роще растут клены, то роща — ,

Если в роще растут липы, то роща — ,

Если в роще растут тополя, то рощи — .

  1. С какого дерева сорваны листья?

Березовый лист – с березы

Кленовый лист –, рябиновый лист –, ивовый лист –,дубовый лист –

  1. Нарисуй дерево. Назови части дерева.
  1. Нарисуй лиственное и хвойное дерево осенью и летом. Чем отличаются лиственные деревья осенью и летом.

Один ду б, два дуб а , три дуб а , четыре дуб а , пять дуб ов .

  1. Какие грибы знаешь? Назови съедобные и ядовитые грибы.
  1. Нарисуй гриб (цветными карандашами). Назови части гриба.
  1. Выучи стихотворение. Объясни смысл (про какие лисички говорится в стихотворении)

Кто вы? Мы – лисички,

Ну а вы – то кто же?

Мы лисички тоже.

Как? С одной-то лапкой?

Нет, еще со шляпкой.

  1. Выучи свое имя, отчество, фамилию: «Меня зовут…»
  2. Выучи ФИО родителей:

Маму зовут…. Папу зовут….

  1. Назови место работы родителей и профессию. Чем они занимаются на работе?
  2. Назови страну, город, район, домашний адрес.
  3. Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? (время года, месяц, число)
  4. Сколько человек в твоей семье? Перечисли. Кто старший? Почему? Кто младший? Почему?
  5. Назови какой? Какая?

Мама (какая?) – умная, красивая, ласковая, заботливая, строгая, …

папа (какой?) – , бабушка, дедушка, брат, сестра.

  1. Назови слова-действия (что делает?)

Мама (что делает?) – заботится, работает, помогает, читает, готов. папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Мама – мамочка, маменька, матушка, папа -, дедушка — , бабушка-, сестра -, брат -.

Грязный – чистый, высокий, злой, молодой, старший, здоровый, толстый, веселый, ласковый, большой, узкий, острый, тяжелый, холодный, мокрый, быстрый.

Бабушка, варежки, внучка, вязать.

На, Вера, вытирать, шкафу, пыль.

Вова, встречать, дедушку.

Ане, папа, щенок, дарить.

Сшить, рубашка, мама, Саша.

*Верно ли, что все бабушки – мамы?

*Меня зовут Алеша. У меня есть сестра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

13. нарисуй свою семью

Тема: Осенняя одежда, обувь.

  1. Побеседуйте о том, как люди одеваются осенью. Почему?
  2. Чьи вещи? (усвоение притяжательных местоимений)

Мой, моя, мое, мои.

(слова: пальто, кофта, сапоги, шапка, куртка, штаны, ботинки, носок, перчатки, плащ, брюки, джинсы, комбинезон, колготки…)

образец: чье пальто? мое пальто, чья кофта? моя кофта.

Сапоги – сапожки, ботинки, носок, свитер, пальто, рукав, воротник, карман, воротник, перчатка.

Чистый, старый, широкий, легкий, мокрый, горячий, белый,

  1. Образование прилагательных от существительных :

Воротник из меха – меховой, плащ из кожи — , шапка из шерсти — , штаны из фланели, пальто из драпа — , сапоги из резины -.

  1. Назови мастеров, которые создают одежду и обувь:

Ткань ткет — , одежду раскраивает -, одежду шьет — , обувь изготавливает — .

Назови детали пальто, которые тебе надо сшить.

  1. Назови части ботинка.
  2. Дополни предложения. (глаголом шить с разными приставками )

Если у тебя оторвалась пуговица – ее надо пришить.

Если оторвался подол у юбки – его надо…

Если порвались носки – их надо…

В брюки молнию нужно …

Цветными нитками на воротничке ты ….. цветы.

  1. Составь рассказ о каком-либо предмете одежды или обуви по плану (рассказ ребенка записать):
  1. Что это (головной убор, одежда, обувь)
  2. Из каких частей состоит?
  3. Из какого материала сделан?
  4. Какого цвета?
  5. В какое время года носят?
  6. Кто надевает? (мужская, женская, детская)
  1. Ответь на вопросы по теме «Осень»

Какое сейчас время года? Назови осенние месяцы. Какая погода осенью? Какой идет дождь осенью? Как выглядит осеннее небо? Что происходит с листьями на деревьях? Как осенью изменилась трава? Какие птицы улетели? Куда? Почему? Что делают осенью животные? Что собирают колхозники на полях, в огороде, в саду? Какие подарки людям принесла осень? Как одеваются люди?

Отвечай на вопросы полным предложением.

* Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь потому, что я взял зонт.

* Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила потому, что птицы улетели на юг.

  1. Какой листик? (образование сложных прилагательных)

Если в осеннем листе есть желтый и красный цвета, то какого этот листик цвета? Если есть желтый и зеленый цвета, то какого этот листик цвета?

Осенний лист – много …, пасмурный день, дождливый вечер, грозовая туча, осеннее дерево, желтый лист, сухая трава, перелетная птица.

  1. Составь предложения с получившимися словосочетаниями.

Образец, «Осенью очень много пасмурных дней.»

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла.

7 . Нарисуй картину «Осень».

Тема: Перелетные птицы

  1. Каких перелетных птиц знаешь? Почему они так называются? Куда они улетают? Почему улетают на юг? Когда они улетают на юг?

Отвечай на вопросы полным предложением.

  1. Игра «Какие бывают птицы». Назови какой? Какая? (признаки)

Ласточка (какая?) – проворная, быстрокрылая, заботливая, белогрудая, красивая, звонкоголосая, маленькая, перелетная …

Грач, скворец, журавль, аист, цапля, трясогузка.

  1. Назови слова-действия, с помощью которых можно описать жизнь птиц (что делает?):

Скворец (что делает?) – летает, поет, выводит (птенцов), заботится, добывает (корм) …

Ласточка, аист, трясогузка, цапля, журавль, грач.

Грач — …, журавль — , утка — , гусь — , аист — , скворец — .

1 грач, 2 грача, 3 грача, 4 грача, 5 грачей.

Скворец, ласточка, лебедь, гусь, журавль, цапля.

  1. Назови части тела птицы:
  2. Игра «Чьи перья?»

Перо у журавля – журавлиное, у гуся, у утки, у лебедя, у грача.

Птица – птицы, перо — , клюв — , глаз — , голова — , крыло –, лапка — , хвост — , чиж — , скворец — , грач — , лебедь — , журавль — , цапля — ,

  1. Расскажи о перелетной птице по плану: (записать)
  1. Кто это? (название)
  2. Какая это птица? (перелетная)
  3. Внешний вид (размер, окраска, строение)
  4. Чем питается?
  5. Как поет?
  6. Птенцы.
  1. Выучи стихотворение о птице:

Журавлики-журавли Милый край покинули.

Оторвались от земли, Закурлыкали вдали

Крылья к небу вскинули, Журавлики-журавли.

Тема: Игры и игрушки

  1. Назови игрушки:
  2. Назови какой? Какая? (подбор признаков к предметам.

Мяч (какой?)– большой, резиновый, красивый, упругий, футбольный..

Кукла, юла, паровоз, медведь, машина, пирамида….

Мяч – прыгает, падает, подскакивает, летит…

Мяч, машина, кукла, матрешка, неваляшка, пирамида, паровоз, корабль.

  1. Образование прилагательных от существительных:

Мяч из резины – какой мяч?

Солдатик из олова, конструктор из пластмассы, мишка из меха, поезд из железа, бутылек из стекла, дом из бумаги, кубик из дерева.

  1. Составь предложения с получившимися словосочетаниями в 6 задании.

Например: Миша поймал резиновый мяч.

  1. Подбери предметы к признакам:

Плюшевый — , плюшевая — , плюшевое -.

  1. Посчитай игрушки от 1 до 5:

1 кукла, 2 куклы, 3 куклы, 4 куклы, 5 кукол….

Машина, мяч, кубик, игрушка, самолет.

  1. Опиши любимую игрушку по плану:
  1. Что это
  2. Форма
  3. Величина
  4. Цвет
  5. Материал
  6. Почему нравится
  7. Как можно с ней играть
  1. Выучи загадки. Нарисуй отгадки.

*Ростом разные подружки, *Пляшет крошка, а всего одна ножка.

Но похожи друг на дружку. *Его бьют – он не плачет,

Все они сидят друг в дружке, Упадет – подскачет.

Но всего одна игрушка

Тема: Зимующие птицы.

  1. Назови зимующих птиц. Почему они так называются?
  2. Опиши птицу:

Снегирь, синица, дятел, клест, воробей.

Ворона – вороны – много ворон, снегирь, галка, воробей, голубь, дятел, сова, сорока, синица.

  1. «Четвертый лишний» (объясни свой выбор)

* Синица, воробей, грач, снегирь. * Голубь, курица, снегирь, дятел.

  1. Пересчитай птиц (четко проговаривай слова)

Один вороб ей , два вороб ья , три вороб ья, четыре вороб ья, пять воробь ев.

Одна сорока, одна ворона, один голубь, один дятел.

  1. Сравни птиц с людьми и животными.

У человека – дети, а у птицы – птенцы. У человека – нос, а у птицы -, у животных шерсть, а у птицы -, у кошки лапы, а у птицы -,….

Черный ворона – черная ворона, белый сова, серое голубь, снегирь клевала хлеб, сорока сидел на заборе, ворона каркал громко.

Кто это (название)? Какая это птица (перелетная, зимующая)? Внешний вид (размер, окрас перьев, строение). Чем питается? Как поет? Как зимует? Птенцы.

  1. Отгадай загадки, нарисуй отгадки.

Прохожих в лесу пугает.

* В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орел, – а все же птица.

* Черный жилет, Нос как топор,

Красный берет, Хвост как упор.

Тема: Домашние птицы.

1. Назови домашних птиц. Почему их так называют? Какую пользу приносят домашние птицы людям?

Курица – много куриц, петух, гусь, индюк, селезень, гусыня, утка, утенок, цыпленок, индюшонок, гусенок.

3. Кто как «Разговаривает?»

Утка – крякает – кря-кря, гусь, петух, курица.

4. Назови детенышей.

У курицы, у утки, у гусыни, у индюшки.

Перо у гуся – гусиное, у курицы, у петуха, у индюка, у утки.

6. Исправь ошибку.

У утки – гусята, у индюшки – цыплята, у гусыни – индюшата, у курицы – утята.

7. Назови всех членов птичьих семей.

Куриная семья: петух, курица, цыплята

Гусиная семья, утиная семья, индюшачья семья.

8. Сравни собаку с курицей. (по картинкам) посмотри внимательно и найди как можно больше различий между собакой и курицей. Подумай о том, чем покрыты тела этих существ, сколько у них ног, где живут, чем питаются, как называют детенышей. Придумай еще какие-нибудь различия.

9. Назови водоплавающих домашних птиц, летающих домашних птиц, нелетающих.

10. Перечисли части тела, которые есть у домашних птиц.

  1. Составь по плану и выучи рассказ о любой домашней птице.
  1. Кто это?
  2. Какие части тела есть?
  3. Как называется ее дом?
  4. Чем питается?
  5. Как называют птенцов?
  6. Как птица подает голос?
  7. Какую пользу приносит?

Тема: Дикие животные

  1. Назвать диких животных наших лесов. Почему они так называются?
  2. Скажи ласково:

Лиса, волк, еж, медведь, белка, заяц, барсук, енот, нора, дерево, ветка, куст, лес.

1 заяц, 2 зайца, 5 зайцев; лиса, белка, волк, медведь, еж, лось, барсук.

Лиса живет в норе, медведь зимует…, волк живет в …, белка живет в …, ежик живет в …, заяц живет ….

Папа мама детеныши

Медведь медведица медвежата — медвежья семья.

Волк, заяц, еж, лис.

Бурый, косолапый, неуклюжий …., серый, зубастый, страшный…, хитрая, пушистая, рыжая…., маленький, длинноухий, пугливый…

Мясо – волку, малину, мед, морковку, яблоко, орехи, грибы.

  1. Игра «Чей хвост, чья голова, чьи уши?»

У лисы лис ий хвост, лис ья голова, лис ий хвост. У волка, у белки, у медведя, у зайца, у кабана, у мыши, у лося, у барсука, у оленя.

Какие животные заготавливают запасы на зиму? Кто впадает в зимнюю спячку? Кто меняет зимой цвет шкурки? У кого больше лап – у зайца или у медведя? У кого длиннее уши – у зайца или у волка? А у кого длиннее хвост? Сколько ушей у двух зайцев? А сколько лап? Про каких животных говорят: хитрая, колючий, злой, неуклюжий, косой.

Тема: Домашние животные.

  1. Назови домашних животных. Почему они так называются? Какую пользу приносят домашние животные людям?
  2. Один – много

Кошка – кошки – много кошек, кот, котенок, собака, щенок, корова, бык, теленок, конь, лошадь, жеребенок, коза, козел, козленок, овца, баран, ягненок, свинья, кабан, поросенок.

Назови дома различных животных по образцу.

Корова – коровий дом – коровник или хлев, собака, овца, коза, лошадь, кошка.

Свинья – хрюкает – хрю-хрю, собака, овца, коза, лошадь, кошка.

Мама папа детеныш

Корова бык теленок

Свинья, овца, лошадь, коза, собака, кошка.

Сторожит, грызет, лает? Хрюкает, роет? Ржет, бегает, скачет? Мяукает, лакает, царапается? Мычит, жует, ходит? Мекает, бодается?

Табун – это много лошадей, стадо -, отара — , свора -.

  1. * Собака догоняет зайца. Кто вперед? Кто сзади? Кто за кем?

* У кого больше ног – у коня или козы?

  1. Отгадай загадки. Нарисуй отгадки.

* Что за зверь со мной играет? * Спереди – пятачок,

Не мычит, не ржет, не лает, Сзади – крючок,

Нападает на клубки, Посредине – спинка,

Прячет в лапки коготки. А на ней – щетинка.

Тема: Квартира. Мебель.

2. Какую мебель можно отнести к кухонной, к гостиной, к спальной?

Какая мебель стоит в коридоре, в детской комнате.

Для чего мебель нужна?

  1. Разобрать из каких частей состоит стол (крышка, ножки), стул, шкаф, кресло.
  2. Образовать прилагательные от существительных.

Табурет из дерева – деревянный табурет, шкаф из дерева, стул из пластмассы, кровать из металла, диван с обивкой из плюша, столик из стекла.

Чисто, высоко, мокро, легко, широко, мягко, большой, острый, старый, младший, детский.

Диван, кровать, стол, стул, шкаф, тумба, кресло, табурет.

Диван – диваны – много диванов, стул, стол, кровать, шкаф, кресло.

  1. Употребление предлогов. Взрослый читает предложение без предлогов, а ребенок подбирает нужное маленькое слово, чтобы предложение стало правильным.

Ваза стоит … полке. Книга упала … полки. Кошка спряталась … диван. Дети сидели … стола. Оля ударилась … угол шкафа. Котенок залез … диван. Одежду достали … шкафа.

Диван, кровать, шкаф, стол, стул… — что это? Кто делает мебель? Где делают мебель? Для кого и чего нужна мебель? Где она стоит?

  1. Отгадай загадку. Нарисуй отгадку.

Этот предмет – кухонная мебель. У него есть крышка и ножки. Он сделан из дерева, он белого цвета, прямоугольной формы. На нем можно готовить еду и кушать. (кухонный стол)

11. Придумай свою загадку про другую мебель по плану:

  1. Какая это мебель? (кухонная, гостиная, спальная, детская..)
  2. Части предмета
  3. Материал, цвет, форма,
  4. Для чего нужна?
  1. Назови времена года по порядку, начиная с зимы. Какое время года перед осенью? После зимы? После лета? Между зимой и летом? Какое сейчас время года? Почему? Сколько месяцев в году? Назови зимние месяцы. Объясни пословицу «Декабрь год кончает, а зиму начинает». Чем отличается зима от осени, лета, весны? Что происходит зимой с реками и озерами? Как живется птицам и животным зимой? Как им помогают люди? Какую работу выполняют зимой на улице люди в городе и селе?
  2. Назови как можно больше слов, которые помогут тебе рассказать о том: какая зима, какое небо, какой ветер, какой снег. Зима холодная…..
  3. Подбери подходящие слова. Взрослый произносит предложение, а ребенок выбирает подходящие по смыслу слова и повторяет их.

Снежинка тает, горит, падает, идет, кружится, ложится, вьется, воет, стучится.

Лед трещит, тает, гудит, ломается, горит, бежит, плывет, говорит, тонет.

  1. Игра «О чем я говорю?» (подобрать подходящее слово, обращая внимание на окончание прилагательных)

Холодн ый , ярк ое , сер ое , ветрен ый , бел ый , сильн ый , холодн ая

Снег – снежок, снежинка, снегопад, снеговик, Снегурочка, снегирь, подснежник, снежный…. Зима, мороз, лед.

  1. Исправь ошибки. (поставить слово в скобках в нужную форму).

Наступил первый (зима) день. (Наступил первый зимний день) Солнце закрыла (черный) туча. Подул (север) ветер. В воздухе кружатся (серебристый) снежинки.

  1. Выучи стихотворение И. Сурикова

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится,

И на землю тихо

  1. Назови какую знаешь посуду. Для чего делают посуду? Где делают посуду? Из чего делают посуду?
  2. Какая посуда (образование прилагательных от существительных):

Стакан из стекла – стеклянный, ваза из хрусталя, кружка из фарфора, вилка из алюминия, миска из глины, сковорода из чугуна, кувшин из керамики, ложка из дерева, нож из металла.

  1. Как называется прием пищи утром? В обед? После дневного сна? Вечером?

Назови посуду, которая используется для завтрака, обеда, полдника, ужина.

Чашка – красивая, фарфоровая, голубая, расписная, легкая, детская, праздничная…., чайник, кастрюля, вилка, самовар, дуршлаг.

Чашка – чашечка, кастрюля, сковорода, ложка, вилка, нож, блюдце, тарелка, кувшин, таз, бокал, ведро, бак., чайник, кофейник.

Кастрюля – кастрюли – много кастрюль, тарелка, кружка, стакан, чайник, ложка, ведро, вилка, нож, кувшин, чашка, блюдце, бокал,

  1. Подбери предметы к признакам:

Хрустальный – стакан, бокал, фужер. Хрустальная, хрустальное.

Фарфоровая, фарфоровый, фарфоровое.

1 хрустальный бокал…, 1 фарфоровая кружка… 1 фарфоровое блюдце.

  1. Почему овощерезка называется овощерезкой? Потому что овощи режет. А мясорубка, хлеборезка, хлебопечь, соковыжималка.
  2. Составь рассказ о каком-либо предмете посуды по плану:

Что это? Из каких частей состоит? Цвет? Форма? Размер? Из чего сделан?

  1. Выучи загадки, нарисуй отгадки:

* Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)

* Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

Тема: Продукты питания

  1. Продукты питания (то из чего готовится еда для нашего стола) бывает нескольких видов. Какие молочные продукты питания ты знаешь? Какие мясные? Какие рыбные? Какие хлебобулочные изделия? Какие растительные продукты питания? Перечисли кондитерские изделия.
  2. Игра «Откуда берутся продукты питания?» Найди ответ.

Молоко, мука, хлеб, лук, яблоко, яйцо, огурец, масло.

(слова помощники: курица, корова, дерево, грядка, колосья пшеницы, ржи, грядка)

  1. Подбери признаки (назови какой? Какая?)

Суп – горячий, ароматный, вкусный…. Хлеб, колбаса, сахар, кефир, лимон.

Каша – варится, греется, пахнет, остывает; яйцо, пирог, рыба.

  1. Назови ласково: булка, хлеб, яблоко, пирог, торт, сосиска, масло, сметана, сухарь, перец, каша, суп.
  2. Образование относительных прилагательных.

Джем из яблок (какой?) – яблочный, компот из малины, пюре из картофеля, суп из молока, котлета из рыбы, тефтели из мяса, каша из риса, из гречки, из манки, из ячки, из пшена.

  1. Посчитай продукты от 1 до 5 и обратно.

1 булка, 2 булки…, пирог, сосиска, яблоко, сухарь.

  1. Подбери предметы к признакам:

Мясной – пирог, мясная -, мясное, молочный, молочная, молочное.

  1. Как называется отдел магазина, если в нем продаются:

Хлеб, кондитерские изделия, мясо, рыба, молоко, фрукты и овощи.

  1. Составь рассказ по плану о каком-либо продукте питания:

Что это? К какому виду относится? (мясной, молочный…) Как он попал на наш стол? (происхождение)? Как называется отдел магазина, в котором он продается? Форма. Величина. Цвет. Вкус. Что и как можно из него приготовить.

Тема: Зимняя одежда и обувь.

  1. Назови одежду и обувь, которую мы носим зимой.
  2. Четвертый лишний. Какой предмет лишний и почему?

* платье, рубашка, шуба, сарафан. * шапка, кепка, панама, шляпа

* босоножки, кроссовки, валенки, туфли.

  1. Учимся шить (употребление глагола шить с разными приставками)

Если у тебя оторвалась пуговица – её надо ….. Если порвались штаны – их надо … Молнию в брюки надо …. Если оторвался подол у шубы – его надо…

  1. Посчитай до 5: 1 шуба, 2 шубы…, шарф, варежка.
  2. Назови наоборот: Короткий, грязный, сухой, тонкий, холодный маленький, низкий, узкий, старый, летний, детский.
  3. Образование прилагательных:

Шапка из меха, перчатки из кожи, варежки из шерсти.

Взрослые носят большие шапки, а дети — маленькие шапочки. Мужчины носят большие ботинки, а мальчики — … Женщины носят большие шубы, а девочки… (проговаривать все предложение)

  1. Подбери к словам моя, мой, моё, мои одежду и обувь, которую мы носим зимой. (слова: пальто, шапка, шуба, валенки, рукавицы, шарф, кофта, брюки, сапоги, колготки, ботинки, носок, …)
  2. Выучи стихотворение:

Подарю я бабушке

Я из ниток шерстяных

Десять дней вязала их.

Пусть она их носит,

Руки не морозит.

  1. Нарисуй варежки, которые ты свяжешь для бабушки.

11. Назови мастеров, которые создают одежду и обувь:

Ткань ткет -, одежду раскраивает -, одежду шьет — , обувь изготавливает

Назови детали шубы, которые тебе надо сшить.

13. Одень мальчика и девочку в зимнюю одежду.

Тема: Зимние развлечения.

  1. Повторить названия и последовательность времён года.
  2. Назови зимние игры и развлечения.
  3. Как ты развлекаешься зимой на улице. Назови свое любимое зимнее развлечение. Почему оно тебе нравится.
  4. Один – много

Снеговик — много снеговиков, снежок, комок, горка, каток, клюшка, санки,

  1. Подбери предметы к признакам.

Снежный, снежная, снежное.

1 снежок, 2 снежка,…. , снежная баба, снеговик, снежинка.

  1. Нарисуй снеговика (или снежную бабу)

Расскажи о снеговике: большой (маленький), какого цвета, из чего делают, как его делают, из каких геометрических фигур состоит.

  1. Каких насекомых ты знаешь? Кто из них ползает, летает, прыгает? Кто из насекомых кусается и жалится, а кто нет? Чем питаются насекомые? Назовите части тела насекомых. Как долго живут насекомые? Куда они прячутся зимой?
  2. Родителям рекомендуется :

Спросить ребенка, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, в жизни насекомых;

В парке, в сквере рассмотреть жука, божью коровку, бабочку, гусеницу, муравья, пчелу, стрекозу, кузнечика и муху;

Рассмотреть части тела насекомых (голову, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики );

Рассказать ребенку, какую пользу приносят насекомые человеку, учить его бережному отношению к природе;

Рассказать, что муха – вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.

  1. Рассмотри насекомое и опиши его по образцу:

У майского жука 6 лапок, голова, глаза, усики, туловище, 4 крыла (2 крыла расположены снаружи, они жёсткие, под ними находятся ещё 2 маленьких крылышка ) .

  1. Посчитай от 1 до 10 : кузнечиков, муравьёв, комаров.
  2. Вставь пропущенный предлог:

Пчёлы жужжат … цветком. Жучок ползёт … цветком. Стрекозы кружатся … водой. Гусеница спряталась … листиком.

Муравей сидел около … . Божья коровка ползала по … . Жук спрятался под … . Муха села на … . Гусеница сидела на … . Муха ползала по … .

  1. Сколько лапок у жука? Сколько лапок у паука?

Нарисуй жука и паука.

  1. Назови цветы, которые знаешь.
  2. Назови садовые цветы, полевые, лекарственные растения, растения занесенные в Красную книгу.
  3. Назови части цветка. (корень, стебель, лист, бутон, лепестки)
  4. Назови какой:

Тюльпан (какой?), незабудка (какая?), роза (какая?).

1 красная роза, 2 красные розы…, полевой лютик, лечебный цветок.

Луг, сад, поле, клумба, корень, стебель, лист, бутон, лепесток, букет, венок, роза, ромашка, тюльпан.

  1. Составь предложения со словосочетаниями из задания № 5.
  2. Составь рассказ о своем любимом цветке по плану:

Какие части у этого цветка?

Садовый или полевой этот цветок?

Какая польза от этого цветка (он служит кормом животным, из него можно сделать венок, букет, это лекарственное растение)

  1. Нарисуй букет, который ты подарил(а) бы маме.
  1. Какое сейчас время года? Какое время года буде после лета? Какое перед летом? Перечисли времена года по порядку начиная с лета. Назови летние месяцы. Какая погода летом. Назови летние явления природы (осадки, радуга, гроза, туман, что бывает утром на траве, почему…) какие птицы вернулись в наши края и почему? Какие дни летом (длинные или короткие)? Что длиннее /короче день или ночь летом? Что делают люди летом в огороде, в саду, в городе? Какие летние развлечения ты знаешь? Как ты проводишь лето? Как одеваются люди летом?

Отвечай на вопросы полным предложением.

Лето (какое?), дождь (какой?), погода (какая?)

  1. Какие подарки приносит людям лето?

Фрукты: Овощи: Ягоды: Цветы:

  1. Подумай и ответь , бывают ли летом:

Пасмурные дни, листопад, грозовые тучи, туман, снежная буря, ледоход, проталины, ветер, дождь, паутины, пение птиц, звери делают запасы на зиму.

Осень – лето, радуга – дождь, варить уху – ловить рыбу, поливать – цветы – сажать цветы, умываться – просыпаться, сушить купальную одежду – купаться.

Лето, стоять, теплое. Плыть, по волны, плот. Река, в, дети, купаться.

  1. Придумай свои предложения о лете.
  2. Перескажи текст в правильной последовательности:

Щуку положили в ведро, принесли домой. Они взяли удочку и ведро. На реке они поймали большую щуку. Паша и Леша пошли на реку.

  1. Перечисли названия ягод, которые ты знаешь (садовые, лесные)
  2. Расскажи где растут ягоды, которые ты назвал (клубника на грядке, малина на кусте…, на дереве, на поляне, в лесу, на болоте…)
  3. Четвертый лишний. Объяснить ответ.

* Вишня, смородина, клубника, яблоко.

* рябина, помидор, малина, крыжовник.

* черемуха, вишня, клубника, крыжовник.

* клюква, земляника, смородина, крыжовник.

  1. Что из ягод можно приготовить?
  2. Назови компот, варенье, джем.

Компот из малины – малиновый, варенье – малиновое, джем – малиновый, из черешни, из смородины, из виктории, из земляники, из черники, из ежевики…

  1. Перечисли как можно больше ягод, которые бывают красного цвета, черного, белого.
  2. Один – много.

Черешня – черешни – много черешен, вишня, малина, клубника, земляника, голубика, черника, клюква.

Клубника, расти, грядка, на.

Смородина, в, сад, расти.

Малина, на, тарелка, лежать.

Крыжовник, куст, лежать, под.

  1. Придумай загадки про ягоду по плану.

Это ягода. Она растет…. На вкус она… Она… формы. Она…. цвета. На ощупь… из нее можно приготовить …

10. Нарисуй отгадку на свою загадку.

Тема: Животные жарких стран

  1. Назвать животных жарких стран. Почему их так называют? Кто из них живет на земле, на дереве, в воде? Какие птицы живут в жарких странах?.
  2. Игра «Один – нет – много»

1 лев – нет льва – много львов, слон, жираф, крокодил, черепаха, жираф, газель, бегемот, зебра, леопард, обезьяна, носорог, верблюд, гепард, попугай, кенгуру.

Папа мама детеныш(и)

Лев львица львенок, львята — семья львиная

Тигр, слон, верблюд,

  1. Игра «Чей хвост, чья голова, чьи уши?»

У льва – львин ый хвост, львин ая голова, львин ые уши.

У тигра, у обезьяны, у слона, у верблюда,

Самое длинношее животное, самое длинноносое животное, самое быстрое животное, самое полосатое животное, животное самое похожее на человека.

  1. Четвертый лишний. Объяснить почему.

* Слон, бегемот, страус, крокодил. * лев, обезьяна, тигр, джунгли. * Лев, жираф, белый медведь, слон. * Зебра, Африка, носорог, бегемот.

  1. Назвать травоядных животных и хищников.
  2. Скажи наоборот.

Слон тяжелый, а черепаха….; слон большой, а попугай….; жираф высокий, а крокодил …; черепаха ходит медленно, а гепард бегает…; слон добрый, а крокодил….

Жирафу длинная шея, верблюды — горбы, черепахе – панцирь, кенгуру – сумка, слону бивни, хобот, зебре – полоски.

Тема: Животные севера.

  1. Какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются?
  2. Посчитай животных:

1 белый медведь, 2 …, 5…. Пингвин, олень, морж, песец, кит, тюлень.

У белого медведя – медвежонок, медвежата, у пингвина, у оленя, у моржа, у кита, у тюленя.

Морж (какой?), олень (какой?), пингвин (какой?).

  1. Составить рассказ о животном северных стран по плану:
  1. название
  2. где живет?
  3. внешний вид (размер, окраска, шерсть и т.д.)
  4. повадки
  5. чем питается?
  6. как добывает корм?
  7. враги
  8. как защищается?
  9. детеныши
  1. Отгадай загадки, нарисуй отгадки.

В черно – белое одет

Очень странный господин.

Просит рыбки на обед,

Тема: День защитника Отечества. 23 февраля.

Рассказать ребенку о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества;

Вместе с ребенком рассмотреть помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии;

Познакомить ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям)

1 танк – 2 танка – 5 танков, солдат, танкист, ракета, парашют, офицер, снайпер, подводная лодка.

  1. Как называется человек, который:

Летает на вертолете, ездит на танке, служит в пехоте, прыгает с парашютом, служит на подводной лодке, служит на границе.

  1. Какое слово не подходит, почему?

* Граница, заграница, пограничник, граната. * Таня, танк, танкист, танковый.

  1. Отгадай и выучи загадку, нарисуй отгадку.

Он знаком ребятам всем,

И с орлом он носит шлем,

За спиной его винтовка,

Марширует очень ловко.

Тема: Человек. Наше тело. Предметы гигиены.

  1. Рассказать об уходе за своим телом утром, вечером. Для чего необходимо умываться, чистить зубы?
  2. Скажи ласково.

Рука – ручка, палец, ноготь, ладонь, нога, колени, спина, живот, глаз, нос, рот, ухо, плечо, локоть, пятка, шея, бровь, лоб, висок, затылок, ресницы, волосы, мочалка, полотенце, щетка.

Глаз – глаза – много глаз, волос, рот, ухо, лоб, голова, рука, нога, локоть, палец.

Смотрим, слушаем, хлопаем, едим, нюхаем, жуем.

Зуб – зубик – зубище, глаз, нога, голос, рука.

Высокий, маленький, умный, добрый, сильный, ленивый, хороший, веселый, чистый.

Глазами – глядеть, присматриваться, читать, смотреть. Руками, ногами, зубами, ушами.

Книга читает девочку. Сначала мы глотаем еду, а потом хорошо ее разжевываем. Мы почистили зубы, а потом проснулись. Таня вытерла лицо полотенцем и умылась.

  1. Отгадай загадки, объясни, что тебе помогло их отгадать.

Живет мой братец за горой –

Не может встретиться со мной. (глаза)

Всегда во рту. А не проглотишь. (язык)

Пять братьев годами равные, а ростом разные. (пальцы)

Тема: 8 Марта. Праздник бабушек и мам.

Побеседовать с ребенком о празднике 8 Марта, спросить что это за праздник, кого поздравляют в этот день.

Мама, баба, сестра, дочь, внучка, подарок, цветы, букет, торт.

1 подарок, 2 подарка, 5 подарков; сестра, торт, поздравление, цветок, букет.

Мама (какая?)…., сестренка, бабушка, воспитательница.

Сначала родились мы, а потом наши родители. Бабушка младше мамы. Я – бабушкина дочка (сын)

  1. Кто из этих людей твои родственники?

Мама, соседка, подруга, бабушка, сестра, продавец, дворник, одноклассник, дедушка, папа, водитель, отец.

Мама, бабушка, сестра – все нарядные с утра.

Принимают поздравления, хоть у них не день рождения.

Каждой праздничный подарок и букет – он очень ярок.

А еще сюрприз их ждет – испекли мы с папой торт.

Перемыли всю посуду, навели порядок всюду.

Мы забыли слово лень, вот что значит Женский день!

А сестра спросила нас: «Это будет каждый раз?»

  1. Нарисуй красивый букет для мамы.

Какой транспорт называем пассажирским, почему? Какой транспорт называем грузовым, почему? Какие машины помогают человеку при строительстве дома? Какие машины помогают человеку выращивать и собирать урожай?

  1. Образуй признаки (от предметов)

Автобус – автобусный, автомобиль, груз, парус, пожар, санитар, авария, пассажир, железная дорога, воздух, вода, трамвай, троллейбус.

  1. Назови одним словом машину, которая:

Возит молоко – молоковоз, мешает бетон, возит воду, черпает землю, вози бензин, возит лес, возит мусор.

1 белая машина, 2 белые машины, 5 белых машин; 1 красный автобус, 1 резиновое колесо, 1 большой корабль, 1 трамвайная остановка, 1 новый трамвай.

  1. Сколько у машины колес, крыш, фар, рулей?
  2. Кто управляет этим видом транспорта?

Мотоцикл – мотоциклист, велосипед, теплоход, автобус, трамвай, самолет, тепловоз.

Соедини слова в предложении маленьким словом.

Машина подъехала …. гаражу. Машина отъехала … гаража. Машина едет … гаражами. Машина переезжает … мост. Машина остановилась … гаража. Машина съезжает … моста. Машина едет … дороге.

Взлет – посадка, взлетать, приезжать, приплыть, приехать.

Самолет – самолеты – много самолетов; машина, самокат, трамвай, автобус, троллейбус, ракета, руль, фара, колесо.

  1. Назови знакомые профессии
  2. Назови имя, отчество мамы и папы, кем они работают, чем занимаются на работе?
  3. Игра «Назови профессию»

Пчел разводит – пчеловод, рыбу ловит, лес рубит, землю копает, трубы чистит, коров доит, за конями ухаживает, картины рисует, людей лечит, письма разносит, регулирует уличное движение.

Что варит сталевар? Что добывает шахтер? Кого разводит пчеловод? Что проводит экскурсовод? Где работает парикмахер?

  1. Отгадай загадки. Назови действия, которые выполняют люди этих профессий.

Кто покрасит все заборы, окна, двери, коридоры? (маляр)

Кто вам продает творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?

Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?

Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет?

Кто ткёт ткани на платье Тане?

Кто на пожары приезжает, огонь залив, людей спасает?

Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?

  1. Ответь полным предложением «Что кому нужно?»

Кому нужен автомобиль? Кому нужна кисть? Кому нужен микрофон? Кому нужны кирпичи? Кому нужны весы? Кому нужен велосипед? Кому нужен мотоцикл?

  1. Назови женскую профессию по образцу: ткач – ткачиха

Повар, певец, художник, спортсмен, учитель, портной, продавец, актер, воспитатель, летчик, скрипач, пианист, пловец.

  1. Расскажи о какой –либо профессии по плану:
  1. что это за профессия?
  2. носят ли люди данной профессии форменную одежду? Какую?
  3. назвать все необходимое для этой профессии?
  4. люди этой профессии работают на улице или в помещении?
  5. С кем или с чем работают эти люди (с людьми, с животными, с техникой, с книгами…)
  6. Чем занимаются люди этой профессии?
  1. Какую профессию ты хочешь для себя выбрать?

Тема: Календарь. Месяцы. Дни недели. Части суток.

  1. Перечисли времена года. Если сейчас зима, то какое время года до нее? А что наступит потом? Если сейчас весна, то какое время года до нее? А что наступит потом? Если сейчас лето, то какое время года было до него и что наступит потом? Если сейчас осень, то какое время года было до нее и что наступит потом?
  2. Назови зимние месяцы, весенние, летние, осенние.
  3. Какие дни недели ты знаешь? Сколько их? Перечисли, что за чем следует. Сегодня пятница, что было вчера, что будет завтра? что было перед субботой? Что будет после субботы? Что бывает между пятницей и воскресеньем, между воскресеньем и вторником, между понедельником и средой, между средой и пятницей, перед вторником, после понедельника, перед четвергом, после воскресенья, и т.п.
  4. Назови части суток. Когда мы завтракаем, обедаем, ужинаем, спим? Что бывает перед утром, после утра, между днем и ночью, перед вечером, после ночи и т.п.
  5. Исправь ошибки:

Сутки это – утро, день, вечер.

день, утро, вечер, ночь

утро, ночь, день, вечер.

Неделя это – понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье.

В году 13 месяцев. Март, апрель, май – зимние месяцы.

Зима, весна, март, лето. Март, апрель, весна, май.

  1. Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать.

* Вышел Старик-Годовик * Под Новый год пришел он в дом

Махнул рукавом – Таким румяным толстяком,

И полетели 12 птиц. Но с каждым днем терял он вес

У каждой по четыре крыла, И наконец совсем исчез.

А в крыле по семь перьев.

Тема: Перелетные птицы. Весна.

  1. Родителям рекомендуется:
  1. вспомнить с ребенком названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид и отличительные признаки),
  2. обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе,
  3. рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы,
  4. по возможности понаблюдать за жизнью перелетных птиц весной во время прогулки,
  1. Игра «Четвертый лишний» (объяснить свой выбор)

* Ворона, воробей, стриж, голубь. * Скворец, грач, голубь, стриж

Соловей – соловушка, журавль, лебедь, скворец.

  1. Игра «У кого кто» (упражнение в словообразовании)

У грача – грачата, у скворца, у журавля, у стрижа, у дикой утки, у дикого гуся,

У грача – грачонок, у скворца, у журавля, у стрижа, у дикой утки, у дикого гуся,

  1. Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по)

Грач вылетел… гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит …. гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне.

На дереве гнездо, а на деревьях … (гнезда). На ветке сук, а на ветках…. В гнезде птенец, а в гнездах … . На дворе дерево, а в лесу… .

  1. Игра «Кто как голос подает» (составь переложения по образцу)

Ласточка щебечет. Соловей, журавль, кукушка, жаворонок.

  1. Упражнение на логическое мышление:

Чего больше — птиц или крыльев? Крыльев или перьев?

Птица высидела птенцов и отложила яйца.

Птенцы свили гнездо и к ним прилетела мама.

Журавли прилетают раньше стрижей. Какие птицы прилетают первыми, а какие птицы прилетают позже.

Тема: Перелетные птицы. Весна

  1. Родителям рекомендуется:
  1. вспомнить с ребенком названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид и отличительные признаки),
  2. обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе,
  3. рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы,
  4. по возможности понаблюдать за жизнью перелетных птиц весной во время прогулки,
  1. Игра «Четвертый лишний» (объяснить свой выбор)

* Ворона, воробей, стриж, голубь. * Скворец, грач, голубь, стриж

Соловей – соловушка, журавль, лебедь, скворец.

  1. Игра «У кого кто» (упражнение в словообразовании)

У грача – грачата, у скворца, у журавля, у стрижа, у дикой утки, у дикого гуся,

У грача – грачонок, у скворца, у журавля, у стрижа, у дикой утки, у дикого гуся,

  1. Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по)

Грач вылетел… гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит …. гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне.

На дереве гнездо, а на деревьях … (гнезда). На ветке сук, а на ветках…. В гнезде птенец, а в гнездах … . На дворе дерево, а в лесу… .

  1. Игра «Кто как голос подает» (составь переложения по образцу)

Ласточка щебечет. Соловей, журавль, кукушка, жаворонок.

  1. Упражнение на логическое мышление:

Чего больше — птиц или крыльев? Крыльев или перьев?

Птица высидела птенцов и отложила яйца.

Птенцы свили гнездо и к ним прилетела мама.

Журавли прилетают раньше стрижей. Какие птицы прилетают

первыми, а какие птицы прилетают позже.

Рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных)

Обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб,

Ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?

Рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб.

Перечисли названия рыб.

  1. Повторить и запомнить названия земноводных: лягушка, тритон, крокодил, черепаха. Почему их так называют?
  2. Игра «Четвертый лишний»

* Крокодил, черепаха, бобр, тритон. * Окунь, лягушка, акула, сельдь. * Слон, крокодил, кенгуру, лев.

  1. Установи цепочку развития в правильной последовательности:
  1. головастик
  2. икринка
  3. лягушка
  1. Объясни смысл выражения «Ползет как черепаха».

Тема: Рыбы. Земноводные

  1. Повторить и запомнить названия земноводных: лягушка, тритон, крокодил, черепаха. Почему их так называют?
  2. Игра «Четвертый лишний»

* Крокодил, черепаха, бобр, тритон. * Окунь, лягушка, акула, сельдь. * Слон, крокодил, кенгуру, лев.

  1. Установи цепочку развития в правильной последовательности:
  1. Объясни смысл выражения «Ползет как черепаха».
  2. Родителям рекомендуется:

Рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных)

Обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб,

Ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?

Рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб.

  1. Перечисли названия рыб. Назови части тела рыб. Чем покрыта рыба? Назови речную и морскую рыбу: окунь, лещ, скат, щука, плотва, осетр, ерш, акула,
  2. Игра «Четвертый лишний»

* окунь, лещ, акула, ерш

* плотва, сельдь, щука, черепаха

* лягушка, крокодил, карась, тритон

Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.

Рыба в реке – не в руке.

Рыбка хороша, да бережок крут.

Молчит как рыба.

Как рыба в воде.

Рыболов, рыболов, расскажи про свой улов!

— Карп ушел, и вся плотва мимо лодки проплыла,

А карась с крючка сорвался! Без улова я остался…

  1. Родителям рекомендуется:
  1. Рассказать детям о том, какой праздник скоро наступит.
  2. Обратить внимание на отрывной календарь, на его последние страницы,
  3. Рассмотреть дома новогоднюю елку, совместно с ребенком ее украсить, рассказать о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их сравнить игрушки по величине и цвету,
  4. Совместно с ребенком вспомнить сколько месяцев в году, и повторить их названия.
  1. Один – много.

Ёлка – много ёлок, звезда, игрушка, конфета, подарок, украшение, шар, гирлянда.

Слова из задания № 2 (ёлка – ёлочка)

Елка (какая?), праздник (какой?), елочный игрушки (какие?), дед Мороз (какой?), снегурочка, ребята, подарки.

  1. Выучи стихотворение «Ёлка» Л. Некрасовой.

Горит огнями ёлочка, под нею тени синие,

Колючие иголочки, как будто в белом инее.

Огни на елке яркие повсюду зажигаются.

Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются.

6. Нарисуй новогоднюю елочку.

Тема: Зимние развлечения.

  1. Повторить названия и последовательность времён года.
  2. Назови зимние игры и развлечения.
  3. Как ты развлекаешься зимой на улице. Назови свое любимое зимнее развлечение. Почему оно тебе нравится.
  4. Один – много

Снеговик — много снеговиков, снежок, комок, горка, каток, клюшка, санки,

  1. Подбери предметы к признакам.

Снежный, снежная, снежное.

1 снежок, 2 снежка,…. , снежная баба, снеговик, снежинка.

  1. Нарисуй снеговика (или снежную бабу)

Расскажи о снеговике: большой (маленький), какого цвета, из чего делают, как его делают, из каких геометрических фигур состоит.

Тема: Зимняя одежда и обувь.

  1. Назови одежду и обувь, которую мы носим зимой.
  2. Четвертый лишний. Какой предмет лишний и почему?

* платье, рубашка, шуба, сарафан.

* шапка, кепка, панама, шляпа

* босоножки, кроссовки, валенки, туфли.

  1. Учимся шить (употребление глагола шить с разными приставками)

Если у тебя оторвалась пуговица – её надо ….. Если порвались штаны – их надо … Молнию в брюки надо …. Если оторвался подол у шубы – его надо…

  1. Посчитай до 5: 1 шуба, 2 шубы…, шарф, варежка.
  2. Назови наоборот:

Короткий, грязный, сухой, тонкий, холодный, маленький, низкий, узкий, старый, летний, детский.

Шапка из меха, перчатки из кожи, варежки из шерсти.

Взрослые носят большие шапки, а дети — маленькие шапочки. Мужчины носят большие ботинки, а мальчики — … Женщины носят большие шубы, а девочки… (проговаривать все предложение)

  1. Подбери к словам моя, мой, моё, мои одежду и обувь, которую мы носим зимой. (слова: пальто, шапка, шуба, валенки, рукавицы, шарф, кофта, брюки, сапоги, колготки, ботинки, носок,…)
  2. Выучи стихотворение:

Подарю я бабушке

Я из ниток шерстяных

Десять дней вязала их.

Пусть она их носит,

Руки не морозит.

  1. Нарисуй варежки, которые ты свяжешь для бабушки.
  2. Назови мастеров, которые создают одежду и обувь:

Ткань ткет -, одежду раскраивает -, одежду шьет — , обувь изготавливает

13. Одень мальчика и девочку в зимнюю одежду.

Задания по лексическим темам для изучения дома во время карантина в подготовительной группе

Марина Скородумова
Задания по лексическим темам для изучения дома во время карантина в подготовительной группе

Уважаемые родители!

В связи с продолжительной самоизоляцией детей подготовительной к школе логопедической группы прошу повторить и закрепить знание детьми лексических тем по предлагаемым вопросам.

Тема: Транспорт. Служебные машины.

1. Знать виды транспорта, уметь объединять их в соответствующие группы (водный, воздушный, наземный, подземный, городской, железнодорожный).

2. Знать виды служебных автомашин и для чего они нужны.

3. Кто чем управляет? Рассказать о профессиях людей (пилот, шофёр, машинист, капитан, водитель и т. д.).

4. Попросить ребёнка назвать части предметов: колёса, фары, кабину, кузов, сиденье, вёсла и т. д.

5. Знать основные знаки и правила дорожного движения.

6. Упражнять ребёнка в подборе слов-признаков и слов-действий. Назови как можно больше слов.

Машины (какие бывают) – легковые, грузовые, спортивные …. Самолёты — …. Поезда — … .

Машина (что делает) – едет, мчится, тормозит, останавливается …. Самолёт — …. Теплоход — … .

7. Поиграть в игру «1, 2, 5» или «Сколько чего?». (Одна лодка, две лодки, пять лодок; одно весло, два весла, пять вёсел. Три водителя, 10 самосвалов, 8 колёс и т. д.).

8. Упражнять ребёнка в образовании сложных слов. Назови одним словом.

Если у мотоцикла два колеса, он (какой) — (двухколёсный).

Если у велосипеда три колеса, он (какой) — … .

Если у машины четыре колеса, она (какая) — … .

Если у лодки четыре весла, она (какая) — … .

9. Поиграть в игру «Из чего – какой?». Закончи предложения.

Дверца из металла (какая) – металлическая.

Руль из пластмассы (какой) — … .

Сиденье, обшитое кожей (какое) — … .

Колесо из резины (какое) — …. И т. д.

Тема: Человек. Здоровый образ жизни.

1. Знать, уметь показывать и называть части тела и, по возможности, где находятся основные внутренние органы человека. Какие функции они выполняют? Рассказать ребёнку о внешнем и внутреннем строении человека.

2. Знать правую и левую стороны тела, названия пальцев.

3. Заучить свою фамилию, имя, отчество.

4. Побеседовать с ребёнком о бережном отношении к своему организму, здоровью, необходимости выработки здоровьесберегающих привычек, положительного отношения к здоровому образу жизни (режим дня, прививки, чистка зубов и т. д.).

5. Поиграть в игры: «Что для чего человеку нужно?», «Подбери предмет (часть тела) к действию».

6. Предложить ребёнку нарисовать автопортрет.

7. Прочитать и обсудить тексты: Е. Благининой «Алёнушка», А. Барто «Девочка чумазая», басню Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Тема: Весна.

1. Знать признаки весны, названия и последовательность весенних месяцев.

2. Чем отличается весна от других времён года?

3. Рассказать ребёнку о весенних изменениях в природе, народных приметах, понаблюдать за ними. Заучить несколько весенних народных примет.

4. Заучить с ребёнком пословицы и поговорки о весне.

5. Поиграть в игру «Подбирай, называй, запоминай»: Назови как можно больше слов-признаков; слов-действий.

А)Весна (какая) – ранняя, тёплая, долгожданная… .

Почки (какие) — …. И т. д.

Б)Солнце весной (что делает) – греет, припекает, ласкает, согревает … .

Ручьи (что делают) — ….

Листья на деревьях (что делают) — …. И т. д.

6. Поупражнять ребёнка в подборе слов-антонимов. Игра «Скажи наоборот». Закончи предложения.

Зимой снег чистый, а весной — …. Зимой дни холодные, а весной — ….

Зимой солнце тусклое, а весной — …. Зимой погода часто пасмурная, а весной — …. И т. д.

7. Поиграть в игру «Назови ласково». Назови «весенние слова» ласково.

8. Побеседовать с ребёнком о безопасном поведении на улице, за городом, правильном подборе одежды и обуви по сезону.

9. Поиграть в игры: «Скажи иначе» (подбор синонимов, «Телефон» (подбор родственных слов к слову вода).

10. Читать с ребёнком стихотворения и рассказы о весне. Предложить ребёнку нарисовать картину «Весна».

11. Прочитать и обсудить тексты: А. Н. Плещеева «Весна», Е. Серовой «Подснежник», Ф. И. Тютчева «Весенние воды».

Тема: Космос.

1. Рассказать ребёнку о том, как устроена солнечная система, о первых космонавтах, космических кораблях, современных достижениях космонавтики.

2. Заучить с ребёнком названия планет, некоторых созвездий и т. д.

3. Рассказать ребёнку о космических объектах, понаблюдать за некоторыми из них.

4. Побеседовать с ребёнком об укреплении физического здоровья «будущих космонавтов».

5. Читать с ребёнком познавательную литературу и рассказы о космосе. Предложить ребёнку нарисовать картину «Космос».

Рекомендации по обучению детей грамоте.

1. Познакомьте ребёнка с буквами: Ц, Ю, Р, Ч.

2. Придумайте, на что похожи эти буквы. Закрепите зрительный образ каждой буквы с помощью различных приёмов (выкладывание из зёрен, верёвочки, палочек …; показ с помощью пальцев рук, моделирование из пластилина, проволоки и т. д.).

3. С помощью разрезных букв выкладывайте слоги и слова из знакомых букв, а затем читайте их, проводя пальчиком слева направо.

4. Упражняйте ребёнка в умении давать характеристику заданного взрослым звука.

5. Определяйте местоположение заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце).

6. Тренируйте ребёнка в подборе слов с заданным звуком в заданной позиции.

7. Упражняйте ребёнка в умении составлять схемы слов и предложений.

8. Тренируйте ребёнка в составлении распространённых предложений с заданным словом.

9. Закрепляйте у ребёнка навык чтения с помощью букваря, азбуки и детских книг, соответствующих возрасту.

Рекомендации родителям по развитию связной речи детей.

Закрепляйте у ребёнка умение пересказывать небольшие тексты, составлять рассказы-описания предметов, рассказы из личного опыта, по картинам, по сериям сюжетных картин.

Дидактические пособия по лексическим темам В своей профессиональной деятельности я активно пользуюсь программой «Конструктор картинок» от Мерсибо. Мне очень понравилась деятельность.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 1 часть «Апельсин» Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один (показывают.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 2 часть «Есть у каждого свой дом» У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 3 часть «Люблю по городу гулять» Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать. («шагают «пальчиками обеих рук по столу) Невский-раз, Зимний-два,.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 4 часть «Повар» Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони стучать по столу) Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе (часть 5) Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе Подготовила: воспитатель логопедической группы Кудрявцева.

Пальчиковые гимнастики по лексическим темам Пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Тема «Игрушки» У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч.

Перспективное планирование подвижных игр по лексическим темам в старшей группе СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Игры: «Шишки, желуди, орехи» — разрядка, концентрация внимания. «Дождик,.

Советы логопеда родителям: игры для дома во время карантина Сейчас у многих взрослых появилась необходимость работать в домашних условиях. При этом дети тоже находятся дома, рядом. Любознательные.

Фотоотчет «Творчество детей по лексическим темам» Видео Предлагаю Вашему вниманию творчество детей по лексическим темам Тема: «Мебель» Лепка «Столик с фигурными ножками» Задачи: продолжать.

Картотека «Домашние задания по лексическим темам»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №13 «Аленький цветочек»

Верхнеуфалейского городского округа.

Картотека домашних заданий по лексическим темам

для детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи

Сайфуллоева Екатерина Михайловна

г. Верхний Уфалей

Уважаемые коллеги, данное пособие является авторским. Автор – составитель: учитель-логопед высшей квалификационной категории Дубинина Т.А.

Картотека состоит из 38 парных карточек — заданий, предназначенных для выполнения домашних заданий по лексическим темам дошкольниками старшего и подготовительного возраста речевой группы с диагнозом ОНР II – III уровней.

Домашние задания разработаны с целью закрепления детьми полученных знаний и выполняются в выходные дни с помощью родителей. В задание по лексической теме включены лексико-грамматические упражнения, упражнения для развития связной речи (составление рассказов), упражнения для развития мелкой моторики (раскрашивания, рисунки), упражнения для развития фонематических представлений, заучивание стихотворений для развития памяти, отгадывание загадок для развития мышления и воображения.

Дети речевой группы в нашем ДОУ разделены на 2 подгруппы: I подгруппа (подготовительная) – это дети 6 – 7 лет, II подгруппа (старшая) – это дети 5 – 6 лет. Для детей разных подгрупп с учётом возраста предлагаются задания различного уровня сложности.

Карточки необходимо вырезать, наклеить на картон. В пятницу вечером эти карточки выставляются в логопедическом уголке. Родители переписывают домашнее задание в тетрадь ребёнка. Задания соответствуют лексической теме недели.

Для того чтобы родители не перепутали домашнее задание, карточка наклеивается на картон определённого цвета: для детей подготовительной группы – на красный картон, а для детей старшей группы – на зелёный картон. При желании, чтобы родители не переписывали задание в тетрадь, карточки можно размножить и просто вклеивать в тетрадь ребёнка.

Буду рада, если мои разработки пригодятся в работе начинающим специалистам!

ДЕТСКИЙ САД. ИГРУШКИ.

Назови игрушки, которые есть у тебя дома. Отметь внешние признаки каждой игрушки.

(У меня дома есть зайчик, он мягкий, пушистый, беленький).

Из чего сделана игрушка. Какая она?

— Машинка сделана из железа – она железная.

— Самолёт сделан из пластмасса – он …

— Матрёшка сделана из дерева – она …

— Мишка сделан из плюша – он …

— Мяч сделан из резины – он …

«Вчера, сегодня, завтра»

(отвечать полным предложением)

С какой игрушкой ты играл вчера?

— С какой игрушкой ты играешь сегодня?

— С какой игрушкой ты будешь играть завтра?

Кто работает в детском саду? (перечислить профессии)

(В детском саду работают …)

«Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала,

Две матрёшки – на окошке,

Две Танюшки – на подушке,

Две Иринки – на перинке,

А Петрушка в колпаке –

На дубовом сундуке».

Нарисовать в тетради на листе слева 1 большой мяч, а справа – 3 маленьких мячика.

ОСЕНЬ. ПЕРИОДЫ ОСЕНИ.

1. Ответь на вопросы полным предложением.

— Какое сейчас время года?

— Какие осенние месяцы ты знаешь? (выучить)

Скажи, какая это осень?

— Если осень наступила рано, то осень …(какая?)

— Если осень наступила поздно, то осень … (какая?)

«Ответь на вопросы» (употребление в речи глаголов в разных временных формах).

ВЕТЕР ДОЖДЬ ТРАВА ЛИСТЬЯ

Что сделает? Подует … … …

Что будет Будет дуть … … …

«Угадай слово» (использование в речи глаголов в единственном и множественном числе).

«На тёплый юг летит журавль,

Позолотил листву сентябрь.

Сорвал листву с ветвей октябрь.

Укрыл листву снежком ноябрь».

ОВОЩИ. СРАВНЕНИЕ ОВОЩЕЙ.

ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ОГОРОДЕ ОСЕНЬЮ.

огурец – огурчик лук — …

«Как называется пища из овощей?»

— Пюре из картофеля – картофельное пюре.

— Салат из огурцов — …

— Пирог из капусты — …

«Сравнение овощей». Закончить предложение, а затем повторить его полностью.

— Помидор круглый, а огурец … (овальный)

— Морковь продолговатая, а тыква …

— Лук горький, а морковь …

— Огурец зелёный, а свёкла …

— Редис мелкий, а редька …

— Тыква круглая, а кабачок …

Ответить на вопросы:

«Брат сестру свою зовёт на прополку в огород».

Кто зовёт? …. Кого зовёт? …. Зачем зовёт? ….

5. Выучить стихотворение

«Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок».

ФРУКТЫ. ТРУД ВЗРОСЛЫХ В САДУ.

СРАВНЕНИЕ «САД – ОГОРОД».

«Составь предложение». Взрослый называет пары слов и просит ребёнка сказать, что из этих фруктов он съест сам, а что отдаст другу.

(Яблоко я съем сам, а грушу отдам другу).

«Четвёртый лишний». Что лишнее и почему?

Яблоко, груша, помидор, апельсин.

Слива, персик, абрикос, компот.

из апельсина сок …

Составить рассказ – описание «Мой любимый фрукт» по вопросам: Как называется? Где растёт? Какой он по форме, цвету, вкусу? Что из него можно приготовить?

ДЕРЕВЬЯ: ЛИСТВЕННЫЕ И ХВОЙНЫЕ

Ответь на вопрос: «Какие деревья растут в лесу?»

В лесу растут осины, …(продолжить перечисление)

Хвойные деревья – это …

Лиственные деревья – это …

дерево – деревья – много деревьев

куст – кусты – много кустов

3. «Назови листочек и ветку дерева»

у дуба лист — … , а ветка — …

у берёзы лист — … , а ветка — …

у рябины лист — … , а ветка — …

один дубовый листочек, два дубовых листочка,

три … четыре … пять…

одна берёзовая ветка, две берёзовые ветки,

три … четыре … пять…

5. «Исправь ошибки Незнайки и скажи правильно»

На клёне желтеют берёзовые листья.

Когда идёт дождь, то на улице сухо.

ЯГОДЫ: САДОВЫЕ И ЛЕСНЫЕ,

СЪЕДОБНЫЕ И ЯДОВИТЫЕ

1. «Садовые и лесные ягоды»

Садовые ягоды – это клубника, … (продолжить)

Лесные ягоды – это земляника, … (продолжить)

«Великан и Гномик»

У Великана клубника, а у Гномика клубничка.


источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/dlja-vas-roditeli-1141076.html

http://infourok.ru/kartoteka-domashnie-zadaniya-po-leksicheskim-temam-1065957.html