Допишите суффиксы определите их значение кенгуренок тюлень

Разработка урока- консультации в 11 классе по теме » Морфемика и словообразование»

Тема: Морфемика. Состав слова. Способы словообразования.

— повторить и углубить сведения о словообразовании,известные в курсе 5-8 классов;

закрепить понятия учеников об основных способах словообразования.

Организационные вопросы по трем содержательным блокам двух уроков:

— морфемы, их типы и функции;

Работа по заготовленному материалу (у каждого учащегося).

(Материал темы содержит теоретические сведения параграфов 1-6 стр. учебника 7-17, тренировочные упражнения на усвоение материала)

Словообразование -раздел________, который_. и.

Части слова (морфемы).

Примечание. Морфемика изучает строение слова, его значимые части — морфемы.

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех одно-коренных слов: на -ли -ть, на -ли -вной, по -ли -вка.

Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образова­ния новых слов: вы -шел, во -шел, у -шел, подо -шел, за -шел.

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для обра­зования новых слов и иногда форм слова: лес -ист -ый, гор -ист -ый (новые слова), чита -ющ -ий, чита -ем -ый (форма слова).

Основа — это часть изменяемого слова без окончания: подозрени -е.

Окончание — это изменяемая значимая <грамматическое значение) часть слова, часть сло­ва, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении: друг[ ], друг-а, о друг-е, с друг-ом.

1. Различайте омонимичные (разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию) корни:

-вод- — вода, водяной — водитель; -гор- — гора, гористый — угореть; -дорог- — дорогой — дорога; -черт- — чертёж — чертыхаться; -плат- — плата — платье — платок .

2. Умейте находить связанные корни, то есть корни, которые употребляются только в сочета­нии с приставками, суффиксами или другими корнями:

-де- — надеть, переодеть;

-ня- — занять, снявший;

-пт- — птенец, птичка;

-зр- — зрение, мировоззрение, зрачок;

-й- — войти, отойти,зайти;

-бав- — надбавить, сбавить, вдобавок;

-верг- — извергнуть, отвергнуть, опровергающий;

-нз- — вонзить, пронзительный и другие

Учтите, что у каждой части речи есть свои «любимые» суффиксы. Основные суффиксы существительных:

-тель-, -ниц-, -чик-, -щик-, -ник-, -ик-, -ек-, -ец-, -ин-, -анин-, -ость-, -к-, -от-, -изн-, -(е)ств-, -б-, -ок-, -ечк-, -ищ- . (руководи -тель, писатель -ниц (а), стеколь -щик, перевод -чик, градусник, хим -ик, порож -ек, испан -ец, болгар -ин, горож -анин, горд -ость, горожан (а), красн -от (а), бел -изн (а), студенч -еств (о), крестьян -ств (о), ходь-б(а), лист -ок, рубаш -ечк (а), дом -ищ (е). ) 1

Основные суффиксы прилагательных:

а) качественных: -к-, -лив-, -чив-, -ив-, -ист-, -оват-, еват-, -ат-, -аст-, -чат- (лип-к(ий), пуг -ли-в (ый), обман-чив(ый), лен-ив(ый), сахар-ист(ый), глух-оват(ый), син-еват(ый), ус -ат (ый), глаз-аст(ый), узор-чат(ый). ).

б) относительных: -ов-, -ск-, -н-, -ан-, -ян-, -льн-, -енн-, -онн-. (бронз -ов (ый), апрель-ск(ий), карман (ый), кож -ан (ый), жест -ян (ой), копирова-льн(ый), листв -енн (ый), револю-ци -онн (ый). ).

в) притяжательных: -ий-, -ин-, -ов- (человеч -ий, гус -ин (ый), сестр -ин, отц -ов. ). Основные суффиксы наречий и местоимений:

-то, -либо, -нибудь (с кем -то, кому-либо, о ком-нибудь — местоимения; где -то, когда-либо, откуда-нибудь — наречия).

Основные суффиксы глаголов:

а) прошедшего времени — -л- (скака- л, бра -л, се -л);

б) -ева-, -ова- — -ива-, -ыва- (действовать — я действую, танцевать — я танцую, поглядывать -поглядываю, настраивать — настраиваю); НО! — ва — поспевать — поспеваю, затевать — затеваю;

в) повелительного наклонения — -и- (пиш -те, скач -те);

г) переходных -и- , непереходных -е- ( Поход обессилил меня (В.п). Я совсем обессилел.) С суффиксами остальных частей речи вы познакомитесь в разделе «Морфология».

Постоянные приставки *- это приставки, которые не меняют своего написания в связи с по­зицией.

Запомните наиболее часто встречающиеся приставки: а) на гласные :

— русские (постоянные): на- (надолго), до- (догнать), пере- (переход), вы- (выход), за (за­ долго), про- (профашист), пра- (прабабушка), по- (подруга), па- (. пасынок, падчерица, патру­бок, паводок), су- (сумрак), не- (неприятель), ни- (ничтожество), у- (уйти);

— иноязычные: анти- (антициклон), архи- (архиважный), ультра- (ультрамодный), де- (де­ стабилизация), а- (аморальный), ре- (ретрансляция), экстра- (экстраординарный);

— русские (различающиеся по значению):

приставка ПРЕ- обозначает: а) высшую степень признака или действия (предобрый, пре­скверный, превозносить); б) то же, что приставка ПЕРЕ- (значение «через», «по-иному» (пре­града, преступать);

приставка ПРИ- обозначает: а) приближение, присоединение к чему-либо (прилуниться, притронуться), б) нахождение вблизи чего-либо (пригородный, приморский, пришкольный); в) неполноту действия (приоткрыть, присесть); г) доведения действия до конца (пришить, прице­литься, придумать); д) совершение действия в чью-то пользу (приберечь, прикарманить).

Запомните некоторые слова с неясным значением!

— русские (постоянные): от- (отъезд), об- (объезд), под- (поддержать), сверх- (сверхъестествен­ный), в- (вход), над- (надпись), с- (сбор), пред- (предъюбилейный), меж- (межъядерный);

— иноязычные: ад- (адъютант), гипер- (гипертония), ин- (инъекция), кон- (конгениальный), контр- (контрудар), об- (объектив), пан- (панамериканский), пост- (постпозиция), суб- (субъектив­ный), супер- (суперобложка), фельд- (фельдмаршал), дис- (дисгармония), дез- (дезинформация).

Запомните! Через дефис пишется слово а) контр — адмирал

б) приставки ЭКС (экс-чемпион); ВИЦЕ (вице-президент); КОЕ (кое-кто).

НО. отдельно приставка КОЕ (кое у кого, кое с кем); — приставки на 3 и С: без- — бес-; из- — ис-; низ- — нис-; раз- — рас-; роз- — рос-; воз- — вое-; вз- — вс-; чрез- — чрес-; через- — черес-.

3 пишется перед гласными и звонкими согласными (безоблачный, взлететь, низвергать); С — перед глухими согласными (беспамятство, вспомнить, нисходящий).

Запомни! На стыке приставки на 3 или С и корня на 3 или С пишутся 33 или СС (бессовест­ный, беззастенчивый).

Запомните некоторые слова!

Рассориться, разевать, разинуть; расчет, расчетливый, расчетный, рассчитать, рас­считывать.

Ы и И после приставок

а) После русских приставок на согласный начальная И слова в произношении и написании меняется на Ы (безынтересный, отЫскать). Исключение — слово ВЗИМАТЬ.

б) Не меняется И на Ы:

— после русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (межинститутский, сверхинтересный);

— после иноязычных приставок ДЕЗ- , КОНТР-, ПАЯ-, СУБ-, СУПЕР-, ПОСТ-, ТРАНС-(панисламский, трансиорданский, суперинтендант, постимпрессионизм);

— в сложных словах (спортинвентарь, предисполкома).

В некоторых словах может быть несколько приставок и несколько суффиксов. Презанимательный — пре- за- приставки; а, тель, н — суффиксы.

Основные способы образования слов

1. Приставочный способ — префиксальный способ (приставка присоединяется не к основе, а к слову):

звенеть — зазвенеть; отзвенеть; прозвенеть.

2. Суффиксальный способ:

а) суффикс присоединяется к основе слова: бел-ый — бел-еньк-ий, бел-изн-а; отправи-ть — отправи-тель;

б) суффикс присоединяется к слову: блюсти — блюсти-тель;

3. Приставочно-суффиксальный способ:

а) одновременное присоединение приставки и суффикса к основе слова: сложн-ый — о-сложн-и-ть; бесед-а — со-бесед-ник;

б) одновременное присоединение к основе слова предлога-приставки и суффикса (на основе сочетания существительного с предлогом): без денег — без -денежь -[й \]-[э] — безденежье; на столе — на -столь -ый — настольный.

4. Бессуффиксный (см. стр. 16 учебника)

5. Сложение (см .стр. 16 учебника)

Неморфологический способ образования слов

1. Переход из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический способ): шел впереди (наречие) — шел впереди (предлог) колонны;

блестящий (причастие) на солнце предмет — блестящий (имя прилагательное) ответ ученика.

2. Образование новых слов путём сращения словосочетаний (лексико-синтаксический): вечнозеленый, впередсмотрящий; западнотюркский; быстротекущий.

Формообразование Способы образования форм слова (меняется грамматическое значение слова, лексическое — сохраняется)

1. При помощи окончаний: ламп — ламп -ы; чита — чита -ем; дом — дом -а.

2. При помощи формообразующих суффиксов:

а) прошедшее время глагола: читать — чита -л;

б) формы причастий: играть — игра -ющ -ий, игра -вш -ий;

в) формы деепричастий: кричать — крич -а, крича -вши, быть — буд -учи;

г) формы сравнительной и превосходной степени прилагательных: тонкий — тонь-ше -тонч -айш -ий;

д) формы сравнительной степени наречий: сильно стучать — сильн -ее стучать;

е) совершенный и несовершенный виды глаголов: добыть(сов. вид)- добы-ва-ть(несов. вид); решить(сов. вид) — реш-а-ть(несов. вид);

ж) падежные формы слов мать и дочь: мат -ер -и, доч -ер -и;

з) множественное числе существительных на — мя: знам -ен -и, брем -ен -и, вым -ен -и, им- ен -и, плам -ен -и, плем -ен -и, тем -ен -и; сем -ян, стрем -ян;

и) множественное число слова небо: неб -ес -а.

3. При помощи чередований: набрать — набирать, накопить — накапливать, снабдить — снабжать.

4. При помощи ударения: отсыпать — отсыпать; отрезать — отрезать.

5. Изменением основы слова: хороший — лучше, плохой — хуже.

6. Использованием слов более, менее для образования составной формы сравнительной сте-

пени прилагательных: более умный (=умнее); слов самый, наиболее, наименее, всех для образова­ния составной формы превосходной степени: самый умный, умнее всех (=умнейший).

7. Использованием слова буду в будущем составном времени глаголов: буду петь (=спою).

1. Допишите суффиксы, определите их значение.

а) Кенгурёнок, тюлен. ут. щегл. ягн. ; волосёнки, глаз.. .и, кофт.. .а, работ.. .а, шуб.. .а; грустинка, дожд.. .а, пуш.. .а, сор.. .а, смеш.. .а, волос.. .а.

б) Арбузище, болот.. .е, бород.. .а, бревн.. .е, голос.. .е, кос.. .а, костр.. .е, мороз.. .е, нож.. .а.

в) Синеватый, рыж. ый, щел. ый, коричн. ый; бедноватый, глух. ый, густ. ый, дорог. ый, жарк. ый.

2. Выделите суффиксы.

Болячка, гордячка, спячка, бедняк, земляк, моряк, бедняга, бродяга, работяга, коротыш, ма­лыш, глупыш, дочурка, снегурка, печурка, болотце, ведерце, деревце, жальце, озерцо, аппаратура, кожура, конура.

3. Выделите корни в однокоренных словах

а) Дружить, друг, дружба, друзья; слуга, служба; светить, светло, свеча; исправить, управ­ление; кузнец, кузнечный; расплескать, расплещется; раскрепостить, закрепощение; замостить

— мощеный; воском, вощеной; близкий, приближение; толстый, толщина; бросить, брошенный; ломать, сломленный.

б) Бросить, разбрасывать; несу, носит; весел, весёлый; посылать, сулить, посол, послать; со­беру, собираю, сбор, собрать; день, дня; пень, пня; огонь, огня; понимать, понять; разжигать, раз­жечь; вычитать, вычесть; проклинать, клятва; запирать, запереть, запру.

4. Различайте корни.

а) — став(л) — ст_вить — выст_вить — выствлять — отст_вной;

б) — сто(й) — заст_й — ст_ять — выст_ять, самост_ятельный;

в) — стан(овл) — пост_новить — постновление — устновка — постновочный;

г) — драж — раздржать — раздржение — раздржитель;

д) — дрож — др_жь — др_жать — држащий — држание — подржать на морозе.

1. Формы одного слова в:

А. Бежать — бегун — беготня.

Б. Пойду — выйду — зайду.

В. Роман — романом — в романе.

Г. Романтический — романтизм — романтик.

2. Слово, которое соответствует схеме — приставка — приставка — корень — суффикс- суф­фикс — суффикс — окончание, в:

3. Однокоренные слов в: А. Бой, боец, выбоина. Б. Горе, горец, горевать.

В. Водица, водяной, водитель. Г. Виться, повеял, свила (гнездо).

4. Приставочный способ образования слов в:

А. Правнук, беленький, подберезовик.

Б. Привкус, сумрак, аморальный.

В. Неверный, верность, поверить.

Г. Зазвенеть, зазвеневший, зазвенев.

5. Правильный вариант схемы выделенного слова: Они присоединились к гостям . в:

А. Приставка — корень — суффикс — окончание.

Б. Приставка — приставка — корень — суффикс — окончание — суффикс.

В. Приставка — приставка — корень — суффикс — суффикс — окончание — суффикс.

Г. Приставка — корень — суффикс — суффикс — окончание — суффикс.

6. Слова, образованные неморфологическими способами, в

А. Переход, подорожник,*поехал.

Б. Блестящий ответ, сегодня, позади дома.

В. Съездить, сузить, сходить.

Г. Земледелец, пешеход, землекоп.

7. Новые слова, образованные суффиксальным способом, в:

А. Штангист, юморист, пародист.

Б. Прогулка, пробежать, ходьба,

В. Сочувствие, сверху, сокровище.

Г. Доброта, красота, приход.

8. Новые формы слова, образованные при помощи чередования, в:

А. Замирать — замереть.

В. Добрый — подобрел.

Г. Добрый — добренький.

9. Новые формы слова, образованные суффиксальным способом, в : А. Расти — росток.

Б. Играющий — игравший. В. Задираю — подерется. Г. Понимание — понять.

10. Видовая пара глаголов в: А. Думал — думавший. Б. Хорошел — улучшал.

В. Рассчитать — рассчитывать. Г. Помогал — поможет.

11. Правильный вариант схемы слова заинтересовывается в:

А. Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс (постфикс)

Б. Приставка, приставка, корень, суффикс, окончание, суффикс (постфикс)

В. Приставка, корень, суффикс, суффикс, суффикс, окончание

Г. Приставка, корень, суффикс, суффикс, суффикс, суффикс (постфикс)

12. Найдите форму слова умный

13. Найдите форму слова работать

14. Найдите слово, не являющееся формой слова красивый

Слова с суффиксами онок и ёнок

Примеры слов с суффиксом -онок-:

  • пастушонок
  • галчонок
  • волчонок
  • хорьчонок
  • ужонок
  • барсучонок
  • батрачонок
  • бельчонок
  • бочонок
  • верблюжонок
  • внучонок
  • казачонок
  • крольчонок
  • кукушонок
  • куличонок
  • грачонок
  • рачонок
  • лошонок
  • мышонок
  • мальчонок
  • медвежонок
  • моржонок
  • индюшонок
  • лягушонок
  • зайчонок
  • турчонок
  • салажонок
  • сивучонок
  • скворчонок
  • сычонок
  • стрижонок
  • сурчонок
  • ежонок
  • пастушонком
  • девчонок

Примеры слов с суффиксом -ёнок-:

  • котёнок
  • ягнёнок
  • ягуарёнок
  • ястребёнок
  • ящерёнок
  • щеглёнок
  • щурёнок
  • чертёнок
  • чибисёнок
  • чирёнок
  • угрёнок
  • утёнок
  • барсёнок
  • бесёнок
  • бобрёнок
  • буйволёнок
  • воробьёнок
  • воронёнок
  • выдрёнок
  • кенгурёнок
  • козлёнок
  • кротёнок
  • крысёнок
  • курёнок
  • кутёнок
  • аистёнок
  • глухарёнок
  • голубёнок
  • гусёнок
  • дьяволёнок
  • ребёнок
  • ребятёнок
  • рысёнок
  • писклёнок
  • поварёнок
  • поросёнок
  • пострелёнок
  • лебедёнок
  • львёнок
  • лосёнок
  • лисёнок
  • маслёнок
  • мулёнок
  • жеребёнок
  • журавлёнок
  • зубрёнок
  • зверёнок
  • негритёнок
  • октябрёнок
  • оленёнок
  • орлёнок
  • ослёнок
  • цыганёнок
  • цыплёнок
  • телёнок
  • тетеревёнок
  • тигрёнок
  • тюленёнок
  • турёнок
  • свинёнок

Смотрите примеры слов с суффиксами ист, ник, ниц, онок, ёнок , ость, чик.

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик — ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ — Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: научить правильно писать гласные в суффиксах существительных —ек и —ик (орфограмма 34); графически обозначать условия выбора правильных написаний, определять значение суффиксов, употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Личностные УУД. Осознание значимости учебной работы. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Познавательные УУД. Распознавание объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Совместная работа.

I. Лингвистическая разминка. Игра “Верёвочка”.

Дано: вестибюль — гардероб.

— Какие слова в этих группах производные? Подберите другие слова с такими же суффиксами, определите их значение (львёнок — львята; лисёнок — лисята; совёнок — совята; кенгурёнок — кенгурята).

— Является ли второе слово в каждой паре производным или это его форма? (Так образуется форма множественного числа.)

— Входит ли слово поросёнок в эту группу? (Нет, оно непроизводное.)

II. Словарный диктант.

Салфетка, палисадник, вестибюль, прийти, бетон, генерал, арматура, карниз, бахрома, подражать, приключение, троллейбус, лейтенант, добыча, академия, агрессия, договорённость, спортсмен, эмблема, командир, аккуратный, корреспондент, телеграмма, состязание, препятствие. (25 слов)

III. Изучение нового материала.

1. Наблюдение над группой слов: ключик, барабанчик, письмецо, листок, ножка, замочек, братишка, лужица.

— Определите способ образования слов, выявите значение суффиксов.

Учитель напоминает, что в 5 классе такие суффиксы учащиеся называли уменьшительно-ласкательными (используется таблица из справочных тетрадей, она дополняется новыми суффиксами).

— Два из этих суффиксов сегодня привлекут наше внимание. Выпишите из данной группы слова, которые тесно между собой связаны: ключик — замочек. С помощью этих слов мы и будем “отпирать” новое правило.

2. Чтение правила и образца рассуждения на с. 156, его запоминание, взаимопроверка.

3. Выполнение упр. 299, контроль за графическим выделением орфограммы. Дополнительное задание: найти среди записанных такие слова, у которых два суффикса, построить словообразовательную цепочку с одним из них (у доски может произойти “дуэль” двух учеников с этим заданием; секунданты дуэлянтов “вооружаются” словообразовательным словарём).

4. Выполнение упр. 300. При проверке учитель обратит внимание на то, что в образовании новых слов использовались не только суффиксы —ек и —ик, но также суффиксы —чик (стульчик, самоварчик), —к— (чашечка) и —очк— (вазочка). Учащиеся проверят суффикс —чик так же, как суффикс —ик. При этом они заметят, что суффикса —чек— не бывает.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Материал упражнения для закрепления учитель записывает на доске с пропущенными в словах гласными. Учащиеся должны записать их, разбив по столбикам в зависимости от их морфемного состава. Здесь таблица уже заполнена. При проверке особое внимание уделяется словам с буквосочетанием нч.


источники:

http://morphemeonline.ru/suffix-onok.html

http://compendium.su/rus/6klass_3/84.html