Древнерусские поговорки в соответствии с правилами современного правописания

Древнерусские поговорки в соответствии с правилами современного правописания

Буквы славянской азбуки в поговорках русского языка

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

В современное время изучение истории своего народа является одной из первостепенных задач науки и образования. Знание исторических событий позволяет воспитывать в себе важнейшие качества личности: нравственность, гражданственность, патриотизм. История есть абсолютно у всего, это касается не только, например, топонимических названий, но и предметов быта, имен людей, природных явлений и даже языка. То есть все, что существует в настоящем (или существовало) имеет свою историю, знание которой позволит понять смысл соответствующего предмета или явления.

Изучение русского языка и его истоков – проблема, актуальная и по сей день. До сих пор многие стороны «нашего великого и могучего» остаются в центре внимания лингвистов. Язык интересен тем, что это постоянно развивающаяся система, которая в статическом состоянии не находится никогда. В разговорной речи мы используем определенные обороты, истоки которых нам непонятны, но частота применения их от этого не уменьшается.

В данной работе речь пойдет о старославянском и древнерусском языке, которые являются прародителями современного русского языка, элементы этих языков до сих пор встречаются в нашей речи. Славянская азбука – это то, что наверняка известно не каждому, но и то, что используется повсеместно. Буквы славянской азбуки в поговорках встречаются и по сей день, но понимание этих выражений затрудняется за счет незнания исторических истоков, истории тех самых букв. Этим обуславливается актуальность работы.

Целью работы является изучение поговорок с буквами славянской азбуки в речи современного общества.

Цель работы определяет постановку следующих задач:

Изучение литературы о славянских языках;

Систематизирование материала по изученной теме;

Выделение поговорок с буквами славянской азбуки из словарей методом сплошной выборки;

Проведение социального эксперимента на разных возрастных группах респондентов;

Подведение результатов опроса;

Оформление выводов исследовательской работы.

Глава 1. Славянская азбука

Истоки современного алфавита

Тысячи лет назад языки, на которых говорили предки русских, чехов, болгар и других народностей, относящихся в современности к одной языковой семье, мало различались, но отличая все-таки существовали. В связи с этим в процессе переписи происходило видоизменение диалектных для одного народа слов, и по истечении времени различая в языках становились все заметнее, тем самым образовались обособленные друг от друга языки.

Старославянский язык – это язык древних славян, получивший свое распространение в 9-10 в. н.э. в качестве языка христианской церкви и литературы. После 11 века происходит распространение церковнославянского языка.

Глаголица и кириллица – это две старейшие старославянские азбуки со сложной многовековой историей. По алфавитному составу глаголица и кириллица очень похожи, но способ написания букв довольно сильно различается. Первоначально в качестве азбуки старославянский язык использовал глаголицу, но глаголица просуществовала недолго, причем главным образом у юго-западных славян. «Именно кириллица получила наибольшее распространение и легла в основу национальных алфавитов русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов и македонцев. Глаголицей в новое время пользовались хорваты, однако впоследствии она была полностью вытеснена алфавитом на основе латиницы. Кириллицу использует и современный церковнославянский язык» [Изотов, 2001: 14].

Название «глаголица» образовано от старославянского слова глаголь, что в переводе на современный русский язык означает говорить. Происхождение кириллицы до сих пор вызывает много споров. Мы будем придерживаться позиции, изложенной в учебнике «Старославянский язык» Иваницкой Е.Н., в котором сказано, что кириллица переняла свое название от имени одного из создателей – философа Константина (Кирилла).

Кирилл и Мефодий – два брата, считающиеся создателями кириллицы, родились в Солуни в семье военачальника, получили хорошее образование. Кирилл обучался в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III, хорошо знал много разных языков, преподавал философию, за что и получил прозвание Философ. Мефодий был на военной службе, затем несколько лет управлял одной из областей, населённых славянами; впоследствии удалился в монастырь.

Чтобы иметь возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо было сделать перевод Священного писания на славянский язык; однако азбуки, способной передать славянскую речь, не существовало.

За создание славянской азбуки принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык. «Именно «солунские братья» создали первую из известных нам славянскую азбуку, с помощью которой они перевели с древнегреческого на славянский необходимые в христианском богослужении книги» [Изотов, 2001: 10].

Состав кириллицы на протяжении веков менялся. В учебнике «Старославянский язык» Ивановой Т.А. отмечено, что первоначально кириллица содержала 24 буквы греческого унциального устава и специально созданные буквы, отсутствующие в греческой азбуке и необходимые для передачи соответствующих славянских звуков.

В современном виде старославянский алфавит существует с 1918 года. В нем имеется 46 букв, и в каждой заложен свой особый смысл. Именно поэтому условно кириллица делится на две части: высшую и низшую. Высшая часть начиналась с буквы «аз» (А) и заканчивалась буквой «ферт» (Ф). Их наименования были ориентированы на людей, так как эти слова были понятны всем. Низшая часть же начиналась от буквы «ша» и заканчивалась буквой «ижица». Данный набор букв получил такое определение потому, что они остались без шифрового соответствия, а значит, чтобы проникнуть в их глубокую суть, необходимо тщательно изучить и проанализировать все нюансы.

Состав кириллицы в разных учебник по старославянскому языку отличается в последовательности букв, а также в их названиях. Отличия эти незначительны и объясняются открытостью проблемы исторического становления славянских азбук. Ниже приводим состав кириллицы, на который мы будем ориентировать в тексте дальнейшей исследовательской работы:

Буквы славянской азбуки в поговорках

Разговорный язык – это именно та область, в которой можно проследить исторические видоизменения зыка, охватывающие все стороны существования человека. Поговорки – это материал, доступный каждому, передающийся из поколения в поколение и встречающийся повсеместно. Значит именно в поговорках закрепились языковые явления, существовавшие за тысячи лет до нас.

Весь объем поговорок, конечно, нельзя передать ни в одном литературном источнике, но все-таки существуют словари, отражающие литературную и народную речь. Один из таких словарей – «Большой словарь русских поговорок» Мокиенко В.М. и Никитиной Т.Г., включающий более 40000 русских поговорок. Именно из данного источника методом сплошной выборки выделены поговорки, включающие буквы славянской азбуки. Помимо толкования словарная статья содержит пометы, объясняющие истоки происхождения той или иной поговорки.

В данном словаре нам встретились следующие поговорки с пометами (курсивом):

Аза не видеть – быть неграмотным.

Ни аза в глаза – совершенно ничего не знать, не понимать.

Ни аза ни буки – о глупом, несообразительном человеке.

От аза до ижицы – от самого начала до самого конца.

С азов – с самого начала, с простого, с элементарного, с самых основ (начинать делать что-л.).

Азы да буки – первоначальная грамота, начальное школьное обучение.

Твердить азы – осваивать какое-л. дело, ремесло с самых простых, примитивных вещей, изучать элементарные истины.

Аз – прежнее название первой буквы русского алфавита.

На глагол лезет – напрашивается на наказание.

Не миновать глаголя – о неизбежности сурового наказания за плохие дела, поступки.

Буква «Г» («глаголь») очертаниями напоминает виселицу.

Прописать ижицу – 1. Наказать кого-л. ремнём, розгами. 2. Выругать, отчитать кого-л.

Читать/ прочитать ижицу – то же, что прописать ижицу.

Ижица – последняя буква церковно-славянской азбуки.

Писать (выписывать, выделывать) мыслете – идти нетвердым шагом, зигзагами.

Мыслете – старинное название буквы «М».

На ять – 1. Как следует, как полагается, очень хорошо, отлично. 2. Очень хороший, прекрасный

Ять – название буквы в старославянском и древнерусском языках (правила её правописания были очень сложными, их нужно было знать крепко, «на зубок»).

Сам оником, ручки фертом – сам маленький, а держится высокомерно.

Стоять фертом – стоять руки в боки, подбочениваться.

Ферт – старинное название буквы «Ф».

У нея ротик фитою – маленький ротик с несколько поднятой верхней губой.

Фита – название буквы в старославянском и древнерусском языках, начертание которой похоже на рот.

Все поговорки можно условно разделить на две группы:

Поговорки, основывающиеся на принципе начертания буквы (на глагол лезет; не миновать глаголя; читать ижицу; прописать ижицу; писать мыслете; сам оником, ручки фертом; стоять фертом; у нея ротик фитою);

Поговорки, основывающиеся на принципе месторасположения букв в алфавите и/ или правил их написания (аза не видеть; ни аза в глаза; ни аза ни буки; от аза до ижицы; с азов; азы да буки; твердить азы; на ять).

Глава 2. Поговорки с буквами славянской азбуки в современном обществе

Для определения актуальности вопросов употребления поговорок с буквами славянской азбуки в современном обществе, а также осведомленности в значениях данных поговорок было проведено социальное исследование среди учеников и учителей МБОУ «Бочкаревская СОШ». В опросе приняли участие 46 человек. Респондентам предлагалось ответить на несколько вопросов по семи разным поговоркам. Первый вопрос звучал так: «Слышали ли вы данную поговорку?» и предполагал ответ «да» или «нет». Второй вопрос просил объяснить значение данной поговорки. А третий вопрос, звучавший идентично второму, выполнялся после объяснения поговорки через рассказ о букве, входящей в состав поговорки. Результаты опроса можно представить в следующих диаграммах:

Рис.2 Ни аза, ни буки

Рис.3 От аза до ижицы

Рис.4 Выделывать мыслете

Рис.6 Не миновать глаголя

Рис.7 Сам оником, ручки фертом

Р ис.8 У нея ротик фитою

Из результатов опроса можно сделать вывод, что употребление поговорок с буквами славянской азбуки до сих пор актуально, но интерпретация этих поговорок – трудный процесс, возможный лишь при условии знания каждой составляющей поговорки.

Наиболее известной из участвующих в опросе является поговорка «ни аза ни буки», причем процент известности равномерно распределяется по всем возрастным группа. Самая неизвестная поговорка – «у нея ротик фитою», она же осталась понятной менее всего даже после объяснения. Наибольшая динамика в результатах наблюдается в возрастной группе «учителя», а статичность – в группе «9-11 класс». Как нам кажется, это связано с мотивацией учения и с жизненным опытом: согласно психологическим особенностям в 5-8 классах мотивация учения выше, чем в 9-11 классах, а жизненный опыт взрослых людей несомненно выше, чем школьников, что обеспечивает и широту словарного запаса.

Данная исследовательская работа имела целью прослеживание взаимосвязи между возможностью словоупотребления поговорок, включающих буквы славянской азбуки, и возможностью толкования данных поговорок. В ходе работы было доказано, что знание написания букв славянской азбуки, а также их месторасположение в ней важно для адекватного восприятия и воспроизведения информации.

Особенностью таких поговорок является их возможность применения как в книжном, так и в разговорных стилях речи. Конечно, в современном русском языке использование поговорок со старославянскими и церковнославянскими элементами снижается год за годом и, возможно, по истечении времени совсем выйдет из активного словоупотребления. Но это история родного нам языка, которую нужно не только знать, но и сохранять, продвигать и популяризировать.

Изучение поговорок с буквами славянкой азбуки относительно современного общества – проблема актуальная и связанная не только с вопросами сохранения исторического наследия, но и с вопросами формирования и продвижения гражданственности населения.

Список литературы и источников:

Иваницкая, Е.Н. Старославянский язык / Е.Н. Иваницкая. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 160 с.

Иванова, Т.А. Старославянский язык / Т.А. Иванова. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. – 224 с.

Изотов, А.И. Старославянский и церковнославянский языки: Грамматика, упражнения, тексты / А.И. Изотов. – М. : ИОСО РАО, 2001. – 240 с.

Мокиенко, В.М., Никитина, Т.Г. Большой словарь русских поговорок / В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина. – М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 784 с.

Древнерусские поговорки и пословицы (195 пословицы)

Удача улыбнется вам!

Славянин — последователь Ведической культуры, человек, целью жизни которого является достижение духовного совершенства. Еще задолго до новой эры славяне обладали четко выраженным понятием нравственности как основы развития души: в этом они видели смысл человеческой жизни.

История

Пословицы встречаются в произведениях древнерусской письменности: «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XIII в.) и др. Начиная с XVII в. создавались рукописи — сборники пословиц.

Часть пословиц, укоренившихся на Руси, рождена устным народным творчеством; часть была заимствована из древних сборников фраз («Пчел») и религиозных источников.

Многие пословицы происходят из произведений русских писателей — «Горя от ума» Грибоедова, басен Крылова.

СТАРИННЫЕ СЛАВЯНСКИЕ ПОГОВОРКИ ЦЕЛИКОМ

СТАРИННЫЕ СЛАВЯНСКИЕ ПОГОВОРКИ ЦЕЛИКОМ

Лиха беда почин – есть дыра, будет и прореха. Лиха беда начало, а там уж близок и конец. Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.

На чужой каравай рот не разевай пораньше вставай да свой затевай. Не все коту масленица, будет и великий пост. Не печалится дятел, что петь не может его и так весь лес слышит. Новая метла по-новому метёт, а как сломается – под лавкой валяется. Один в поле не воин, а путник. От работы кони дохнут, а люди – крепнут. Палка о двух концах – туда и сюда бьет. Повторенье – мать ученья и утешенье дураков. Повторенье – мать ученья и прибежище для лентяев. Пьяному море по колено, а лужа – по уши. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит. С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься. Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет. Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь. У страха глаза велики да ничего не видят. Ума палата да ключ потерян. Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска. Чудеса в решете – дыр много, а выскочить некуда. В здоровом теле здоровый дух – редкая удача. Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет тому оба. В семье не без урода, а из-за урода всё не в угоду. Голод не тётка, а родная мать. Ударили по одной щеке – подставь другую, но не позволь себя ударить. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт. Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита. Как с гуся вода, с тебя худоба (банная поговорка). Где кто родится, там и пригодится. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит. Добрый совет ко времени хорош. Всяк правду ищет, да не всяк её творит. Всякая птица своё гнездо любит. Где сосна взросла, там она и красна. За морем веселье, да чужое, А у нас и горе, да своё. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Живем хлеб жуем – а иногда и подсаливаем. Ласковый телёнок двух маток сосет, а бодливому и одна не дает. Язык мой враг мой – прежде ума глаголит. Не рыба не мясо – не кафтан не ряса. Рука руку моет – а вор вора кроет. Рука руку моет – и обе белы живут. От корма кони не рыщат, а от добра добра не ищут. Утро вечера мудренее – трава соломы зеленее. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут. Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут. Как ударишь, так и получишь – тем же концом по тому же месту. Шито-крыто, а узелок-то тут. Язык мой – враг мой прежде ума рыщет, беды ищет. Бедность – не порок, а вдвое хуже. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить. Гол как сокол, а остер как топор. Губа не дура [язык не лопата]. Два сапога пара, да оба левые. Девичий стыд – до порога – переступила и забыла. Дело мастера боится, а иной мастер дела. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку. Дураку хоть кол теши – он своих два ставит. Комар лошадь не повалит пока медведь не подсобит. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями:

Научные исследования

Филолог Михаил Иосифович Шахнович посвятил пословицам несколько работ, в частности, диссертацию «Русские пословицы и поговорки как исторический источник» (1936) и «Краткую историю собирания и изучения русских пословиц и поговорок» (1936). Он тщательно изучил библиографию по паремиографии и составил библиографический список, включивший 1435 ссылок. Эти материалы содержали двадцать разделов, среди которых были: «Феодальные княжества XIV—XVI вв.», «Господин Великий Новгород», «Татарское господство», «Московский царь и бояре», «Царский суд и тюрьма», «Правда и кривда», «Богатый и бедный», «Крестьянская война XV—XVII вв.». Шахнович полагал, что русская паремиография может использоваться для изучения истории, семейных отношений, права, языка и религии. Шахнович составил сборники пословиц — «Пословицы и поговорки о попах и религии» (1933), «Военные пословицы русского народа. Сборник пословиц и крылатых слов» (1945), «Русская книга любви» (конец 80-х).

Лиха беда почин — есть дыра, будет и прореха. Лиха беда начало, а там уж близок и конец. Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся — бесятся. На чужой каравай рот не разевай пораньше вставай да свой затевай. Не все коту масленица, будет и великий пост. Не печалится дятел, что петь не может его и так весь лес слышит. Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется. Один в поле не воин, а путник. От работы кони дохнут, а люди — крепнут. Палка о двух концах — туда и сюда бьет. Повторенье — мать ученья и утешенье дураков. Повторенье — мать ученья и прибежище для лентяев. Пьяному море по колено, а лужа — по уши. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит. С пчелой поладишь — медку достанешь, с жуком свяжешься — в навозе окажешься. Семь бед — один ответ, восьмая беда — совсем никуда. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет. Тише едешь — дальше будешь от того места, куда едешь. У страха глаза велики да ничего не видят. Ума палата потерян да ключ. Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска. Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда. В здоровом теле здоровый дух — редкая удача. Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет тому оба. В семье не без урода, а из-за урода всё не в угоду. Голод не тётка, а родная мать. Ударили по одной щеке — подставь другую, но не позволь себя ударить. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт. Аппетит приходит во время еды, а жадность — во время аппетита. Как с гуся вода, с тебя худоба (банная поговорка. Где кто родится, там и пригодится. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит. Добрый совет хорош ко времени. Всяк правду ищет, да не всяк её творит. Всякая птица любит своё гнездо. Где сосна взросла, там она и красна. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё. Родная сторона — мать, чужая — мачеха. Живем хлеб жуем — а иногда и подсаливаем. Ласковый телёнок двух маток сосет, а бодливому и одна не дает. Язык мой враг мой — прежде ума глаголит. Не рыба не мясо — не кафтан не ряса. Рука руку моет — а вор вора кроет. Рука руку моет — и обе белы живут. От корма кони не рыщат, а от добра добра не ищут. Утро вечера мудренее — трава соломы зеленее. За битого двух небитых дают, да не больно — то берут. Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут. Как ударишь, так и получишь — тем же концом по тому же месту. Шито-крыто, а узелок — то тут. Язык мой — враг мой прежде ума рыщет, беды ищет. Бедность — не порок, а вдвое хуже. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить. Гол как сокол, а остер как топор. Губа не дура язык не лопата. Два сапога пара, да оба левые. Девичий стыд — до порога — переступила и забыла. Дело мастера боится, а иной мастер дела. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку. Дураку хоть кол теши — он своих два ставит. Комар лошадь не повалит пока медведь не подсобит. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.

Литература

  • П. К. Симони. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и пр. XVI—XVIII ст.ст. СПБ. 1899.
  • В. И. Даль. Пословицы русского народа. М. 1862. То же СПБ. 1879.
  • В. Н. Иллюстров. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках. Изд. 3. М. 1915.
  • А. А. Потебня. Из лекций по истории словесности. Басня, пословица, поговорка. Харьков. 1884.
  • Н.В. Уваров. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. М.: Инфра-Инженерия. — 2009.

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ВЕДИЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ

Примеры: «Солнце днем работает, а ночью отдых берет» (анимистичекое воззрение на солнце), «Который бог замочит, тот и высушит» (многобожие), «Моленый баран отлучился, ин гулящий прилучился» (намек на жертвоприношение), «Жил в лесе, молился пням» (почитание лешего), «Храбер, силен, а все с лешим не справишься», «Был бы бес, будет и леший», «В лесу леший, а дома мачеха», «Егорий да Влас всему хозяйству глаз» (почитание Волоса), «Что у волка в зубах, то Егорий дал», «На печи сидел, кирпичам молился» (почитание домового), «Домовой не полюбит (скотину), не что возьмешь», «Не все то русалка, что в воду ныряет», «Старый ворон мимо не каркнет», «Всякому бы ворону на свою голову каркать», «Венчали вокруг ели, а черты пели» (брак без церковного обряда), «Взял боженьку за ноженьку, да и об пол» (низвержение кумиров).

Под влиянием духовенства на языческих богов стали смотреть, как на нечистую силу, на бесов, дьявола, сатану. Это отразилось в следующих пословицах: «Из пуста дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана» (т.е. леший), «Всякому черту вольно в своем болоте бродить» (водяной), «В тихом омуте черти водятся).

Некоторые пословицы выражают веру в судьбу: «Сужена-ряжена не обойдешь и на коне не объедешь», «Бойся не бойся, а року не миновать», «Где нет доли, там и счастье не велико», «Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив», «Не страшны злыдни за горами», «Деньги идут к богатому, злыдни — к убогому», «От лиха не уйдешь».

ПОСЛОВИЦЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАНЯТИЙ

Эти пословицы выражают главным образом земледельческий труд. Примеры: «Не поле кормит, а нива», «Одним конем всего поля не изъездишь», «Рыба-вода, ягода — трава, а хлеб — всему голова», «Не беда, что в ржи лебеда, а беды, как не ржи, ни лебеды», «Мужик умирать собирайся, а земельку паши», «Дорогой товар из земли растет».

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ

Примеры: «Бог не в силе, а в правде», «Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море», «Коли Господь не сохранит града, то всуе вся стража и ограда», «Золото огнем искушается, а человек напастьми», «Притча во языцех» (из псалтири), «Смирен духом, да горд брюхом», «На небо поглядывает, а на земле пошаривает», «Густо кадишь, святых зачадишь», «Спереди — блажен муж, а сзади — вскую шаташася» ( о людях, внешним благочестием прикрывающих дурные делишки).

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СЕМЕЙНЫЙ БЫТ

Примеры: «Хозяин в дому, как хан в Крыму», «Как Бог до людей, так отец до детей», «В девках сижено — горе мыкано, замуж выдано — вдвое прибыло», «За чужую душу одна сваха божится», «В лесу медведь, а дома — мачеха», «Жене спускать — добра не видать», «Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу», «Кто любит , тот и лупит » (жену), «Жену не бить — милу не быть».

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ — МИРА

Примеры: «Что мир порядил, то Бог рассудил», «Ты за мир, и мир за тебя», «Мирская правда крепко стоит», «Мир — велик человек», «Мир за себя постоит», «На мир и суда нет», «Мир заревет, так леса стонут».

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СТАРИННОЕ CУДОПРОИЗВОДСТВО

Примеры: «Судья, что плотник: что захотел, то и вырубил», «Что мне законы: мне судьи знакомы», «Не бойся суда — бойся судьи», «Лошадь с волком тягалась — хвост да грива осталась», «Наказал Бог народ — послал воевод», «Конь любит овес, а воевода — принос».

ПОСЛОВИЦЫ О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ

Примеры: «Деньги, что каменья — тяжело на душу ложатся», «Богатый совести не купит, а свою губит: залезет в богатство, забудет и братство», «Гол да наг — перед Богом прав», «Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают», «Ел бы богатый деньги, кабы убогий его хлебом не кормил», «Коли деньги говорят, тогда правда молчит», «Не проси у богатого, проси у тароватого», «В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется.»

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

Примеры: «На правду, что на солнце — во все глаза не взглянешь», «Засыпь правду золотом, а она всплывет», «Правду со дня моря выносит», «Кривдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься», «Лучше кривду терпеть, чем правдой вертеть», «Была, сказывают, и правда на свете, да по селочам в разновеску ушла», «Правда не на миру стоит, а по миру ходит», «Без правды не жить, да и о правде не жить», «Правда в дело не годится, а в кивот поставить да молиться», «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше», «Ретивая лошадка долго не живет».

ПОСЛОВИЦЫ, РИСУЮЩИЕ ХАРАКТЕРЫ ЛЮДЕЙ

Примеры: «Шипит, как каленое железо, когда плюнешь» (о горячем, раздражительном человеке), «Его в ступе пестом не умелешь» (упрямый), «Идет в сапогах, а след босиком» (хитрый), «Где ни ступит, тут и стукнет» (увалень), «Ветрами подшит» (непостоянный), «Говорит, как клещами хомут на лошадь тащит» (мямля), «Из молодых да ранний, петухом кричит» (выскочка), «Лепечет, что сорока» (о том, кто скоро говорит), «Сказал, что отрубил» ( о говорящем кратко и решительно), «Говорит, что река льется» (плавно), «Воркует, как голубок» (нежно), «Что слово молвит, то рублем подарит» (хорошо и дельно говорящий).

ПОСЛОВИЦЫ НА РАЗНЫЕ ЖИТЕЙСКИЕ СЛУЧАИ

Примеры: «Не бойся той собаки, которая лает, а бойся той, которая исподтишка кусает», «На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся», «Чтобы узнать человека, надобно с ним пуд соли съесть».

Пословицы с объяснением

Народная мудрость помогает развивать интеллект и воображение детей, но смысл этих высказываний не всегда можно сразу уловить. Поэтому мы опубликовали самые популярные пословицы с объяснением встречающихся в них метафор, причудливых сравнений, устаревших слов, которые ребята 21 в., возможно, никогда не слышали. Все это дает отличную пищу для ума, подстегивая школьников к самостоятельным рассуждениям. Тем временем разбор использованных художественных приемов вкупе с объяснением поговорок поможет усвоению материала по литературе. Поэтому обязательно включайте народные изречения в учебную программу!

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Чтобы добиться чего-то в жизни, нужно проявить усердие).

Беда никогда не приходит одна. (Неудачи притягивают друг друга, и возникает «черная полоса» в жизни).

Бедность не порок. (Нельзя осуждать людей за бедность, иногда самые нищие добрее и сострадательнее богачей).

Бережёного Бог бережёт. (Осмотрительность и осторожность помогают избежать опасностей).

Семь раз отмерь, один раз отрежь. (Перед тем как что-то сделать, нужно тщательно подготовиться, иначе допустите ошибку и будете жалеть).

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. (Если вам обещают что-то бесплатно, скорее всего, здесь есть какой-то подвох).

Бумага всё стерпит. (Написать можно любую ложь, а вот люди сразу людей обмануть не так просто).

В гостях хорошо, а дома лучше. (Только дома можно почувствовать себя по-настоящему уютно и безопасно, в окружении родных и близких).

В семье не без урода. (В любой семье или группе людей найдется человек с отрицательными качествами).

В тихом омуте черти водятся. (Спокойные и молчаливые люди часто скрывают свою истинную натуру).

Всему своё время. (Все происходит тогда, когда нужно, поэтому запаситесь терпением).

Не хлебом единым жив человек. (Чтобы быть счастливым, человеку недостаточно хорошо питаться и красиво одеваться, нужны еще друзья, семья, любовь, поддержка близких).

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Деньги быстро потратишь, и от них ничего не останется, а друзья — это навсегда).

В чужой монастырь со своим уставом не ходят. (Если вы приходите в новый коллектив, не нужно пытаться вводить здесь свои порядки, иначе вас невзлюбят).

Вода камень точит. (Самая мелкая работа, если ее выполнять долго и упорно, однажды принесет свои плоды).

Волков бояться – в лес не ходить. (Если вы боитесь, что будет тяжело и опасно, не стоит и браться за дело).

Один в поле не воин. (Одному бороться с чем-либо гораздо сложнее, чем вместе с единомышленниками).

Делу время, потехе час. (Сначала сделай дело — отучись, поработай, а свободное время можно потратить и на развлечения).

Голь на выдумки хитра. (Нужда заставляет человека стать хитрее и умнее, чтобы прокормиться, найти крышу над головой и т.д.).

Друзья познаются в беде. (Настоящий друг — не тот, кто вместе с тобой смеется и развлекается, а тот, кто поддержит в трудную минуту).

Дуракам закон не писан. (Умный человек понимает, что правила и законы нужно соблюдать, чтобы не было проблем, а дурак не думает о последствиях).

Копейка рубль бережёт. (Откладывая даже понемногу, но долго и упорно, можно накопить много).

Лежачего не бьют. (Добивать того, кто уже пострадал, — последнее дело).

Мир не без добрых людей. (В любой ситуации найдется человек, который поддержит и поможет).

Молчание – знак согласия. (Если человек промолчал и не возразил, можно посчитать, что он согласен с вами).

После драки кулаками не машут. (Если беда уже случилась, поздно пытаться что-то менять).

На вкус и цвет товарищей нет. (Даже у ваших лучших друзей могут быть свои, отличные от ваших).

Надежда умирает последней. (Человек устроен так, что даже когда все плохо, он продолжает надеяться на лучшее).

Яблоко от яблони недалеко падает. (Дети наблюдают, как их родители относятся к разным вещам, как ведут себя, и сами становятся такими же).

Яйца курицу не учат. (Неопытный вряд ли сможет чему-то научить опытного).
(Visited 1 457 times, 7 visits today)

Древнерусские поговорки в соответствии с правилами современного правописания

Лиха беда почин — есть дыра, будет и прореха.
Лиха беда начало, а там уж близок и конец.
Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся — бесятся.
На чужой каравай рот не разевай пораньше вставай да свой затевай.

Не все коту масленица, будет и великий пост.
Не печалится дятел, что петь не может его и так весь лес слышит.
Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.
Один в поле не воин, а путник.
От работы кони дохнут, а люди — крепнут.
Палка о двух концах — туда и сюда бьет.
Повторенье — мать ученья и утешенье дураков.
Повторенье — мать ученья и прибежище для лентяев.
Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
С пчелой поладишь — медку достанешь, с жуком свяжешься — в навозе окажешься.
Семь бед — один ответ, восьмая беда — совсем никуда.
Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
Тише едешь — дальше будешь от того места, куда едешь.
У страха глаза велики да ничего не видят.
Ума палата потерян да ключ.
Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска.
Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда.
В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.
Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет тому оба.
В семье не без урода, а из-за урода всё не в угоду.
Голод не тётка, а родная мать.
Ударили по одной щеке — подставь другую, но не позволь себя ударить.
Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт.
Аппетит приходит во время еды, а жадность — во время аппетита.
Как с гуся вода, с тебя худоба (банная поговорка.
Где кто родится, там и пригодится.
И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит.
Добрый совет хорош ко времени.
Всяк правду ищет, да не всяк её творит.
Всякая птица любит своё гнездо.
Где сосна взросла, там она и красна.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Живем хлеб жуем — а иногда и подсаливаем.
Ласковый телёнок двух маток сосет, а бодливому и одна не дает.
Язык мой враг мой — прежде ума глаголит.
Не рыба не мясо — не кафтан не ряса.
Рука руку моет — а вор вора кроет.
Рука руку моет — и обе белы живут.
От корма кони не рыщат, а от добра добра не ищут.
Утро вечера мудренее — трава соломы зеленее.
За битого двух небитых дают, да не больно — то берут.
Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут.
Как ударишь, так и получишь — тем же концом по тому же месту.
Шито-крыто, а узелок — то тут.
Язык мой — враг мой прежде ума рыщет, беды ищет.
Бедность — не порок, а вдвое хуже.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
Гол как сокол, а остер как топор.
Губа не дура язык не лопата.
Два сапога пара, да оба левые.
Девичий стыд — до порога — переступила и забыла.
Дело мастера боится, а иной мастер дела.
Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку. Дураку хоть кол теши — он своих два ставит. Комар лошадь не повалит пока медведь не подсобит. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.


источники:

http://ru-shkola.ru/mudrost-narodov/russkie-pogovorki.html

http://normpost.ru/18784-starinnye-slavyanskie-pogovorki-i-posloviczy.html