Двери дачи были не заперты вид сказуемого

Двери дачи были не заперты вид сказуемого

А16. Укажите предложение с причастием в роли сказуемого:
1) Ребяческий крик, повторяемый эхом, с утра и до ночи гремит
по лесам.
2) Двери дачи были не заперты.
3) Ты медленно проходишь по дорогам, как сторож,
совершающий обход.
4) Волнуемый воспоминаниями, я забылся.

А17. Укажите предложение с причастным оборотом (знаки пре¬пинания не расставлены):
1) Над поблекшей травой носятся чайки.
2) Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина.
3) Остановившийся поезд издавал протяжные звуки.
4) Дорожки усыпали листья падающие с деревьев.

А18. Запятые необходимы на месте цифр:
Стенные часы (1) висящие (2) в моей комнате (3) иногда (4) останавливаются.
1)1,2 2)2,3 3)1,3 4)3,4

определите тип сказуемого
А)Дверь было приоткрыта
Б) Болота лежали пред нами пустынные и зловещие прост.гл
В)Утки начинают купаться сост.гл
Г) Куда-то попрятались все птицы сост.им
Д)Вода всё ещё не могла успокоится

А) именное составное сказуемое (второе слово-краткое причастие)
Б) простое сказуемое
В) глагольное составное
Г) простое сказуемое (попрятались)
Д) глагольное составное сказуемое ( не могла успокоиться)
не сомневайся!

а) составное глагольное
б) прост гл
в) сост. гл
г) сост. имен
д) сост гл

А) — составное именное (состоит из двух частей речи: глагола БЫЛА и краткого причастия ПРИОТКРЫТА) .
Б) — простое глагольное (употреблён 1 глагол ЛЕЖАЛИ) .
В) — составное глагольное (здесь 2 глагола НАЧИНАЮТ КУПАТЬСЯ) .
Г) — простое глагольное (1 глагол ПОПРЯТАЛИСЬ) .
Д) — составное глагольное (2 глагола НЕ МОГЛА УСПОКОИТЬСЯ) . Частица НЕ вхолит в состав сказуемого, но не является членом предложения.

Поможете по русскому языку?

Озаглавьте и запишите отрывки из исторического романа Л. Раковского «Кутузов». Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Выделите грамматические основы. В каких предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена? К какому типу относятся эти предложения? Расскажите об односоставных предложениях.

1. Вдруг в одну ночь резко изменилась погода, откуда (то) нахлынули хмурые, серые тучи. Они тянулись по небу без конца и края. Пошёл дождь. (Не) буйный, (по) летнему озорной и шумный, а тихий, монотонный, в (?)едливый. В мелкой сетке дождя всё предстало в ином виде: посерели деревни, грустью пове.. ло от сжатых полей, (не) уютным и чёрным казался лес. И сразу стали ощутимы все из (?)яны ухабистой просёлочной2 дороги. Пришлось поднять в коляске верх и нат.. нуть на колени кожаный и порыжевший3 от старости жёсткий фартук.

Это сразу обкорнало*, сузило обзор. Сидя в открытой коляске, Михаил Илларионович мог видеть далеко вперёд и смотреть по сторонам. А теперь (в) переди всё заслонили спины ямщика и Ничипора, словно они только сейчас сели на козлы, а (с) боку оказалось для обозрения весьма1 (не) болыпое пространство. Оставалось смотреть, как по морщинистому фартуку катятся дождевые струйки.

Езда пот.. ряла последнюю прелесть.

2. Шумные мног.. людные проводы взволн.. вали Михаила Илларионовича. Его глубоко тронуло это искр.. ннее выражение любви и доверия к нему народа.

Погружённый в свои мысли, Кутузов сидел в к.. ляске. Петербург давно остался п.. зади.

Дополнен 4 года назад Мне нужен заголовки и 2 текст) Дополнен 4 года назад Надо только заголововки) Лучший ответ

Кутузов в коляске.
1. Вдруг в одну ночь резко изменилась погода, откуда-то нахлынули хмурые, серые тучи. Они тянулись по небу без конца и края. Пошёл дождь. Не буйный, по-летнему озорной и шумный, а тихий, монотонный, въедливый. В мелкой сетке дождя всё предстало в ином виде: посерели деревни, грустью повеяло от сжатых полей, неуютным и чёрным казался лес. И сразу стали ощутимы все изъяны ухабистой просёлочной дороги. Пришлось поднять в коляске верх и натянуть на колени кожаный и порыжевший от старости жёсткий фартук.
Это сразу обкорнало*, сузило обзор. Сидя в открытой коляске, Михаил Илларионович мог видеть далеко вперёд и смотреть по сторонам. А теперь впереди всё заслонили спины ямщика и Ничипора, словно они только сейчас сели на козлы, а сбоку оказалось для обозрения весьма небольшое пространство. Оставалось смотреть, как по морщинистому фартуку катятся дождевые струйки.
Езда потеряла последнюю прелесть.
Задумчивый Кутузов.
2. Шумные многолюдные проводы взволновали Михаила Илларионовича. Его глубоко тронуло это искреннее выражение любви и доверия к нему народа.
Погружённый в свои мысли, Кутузов сидел в коляске. Петербург давно остался позади.

грамматическая основа — подлежащее (кто? что?) — 1 черта и сказуемое — 2 черты (что делал? что сделал?) изменилась (сказ) погода (подлеж)
нахлынули (сказ) тучи (подлеж) — 2 основы в первом предложении
они (подл) тянулись (сказ)
пошел (сказ) дождь (подл)
всё (подл) предстало (сказ)
посерели (сказ) деревья (подл)
повеяло (сказ)
казался (сказ) лес (подл)
стали ощутимы (подлеж — глаг+крат прил) изъяны (подл)
пришлось поднять и натянуть (сказ)
это (подлеж) обкорнало и сузило (однородные сказуемые)
заслонили (сказ) спины (подлеж)
они ( подлеж) сели (сказ)
тронуло (сказ) выражение (подлеж)

В каких предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена?
Не буйный, по-летнему озорной и шумный, а тихий, монотонный, въедливый. (только подлежащие, выраженные прилагательными)
грустью повеяло от сжатых полей — только сказуемое, выраженное глаголом повеяло
Пришлось поднять в коляске верх и натянуть на колени кожаный и порыжевший от старости жёсткий фартук. — только составные однородные сказуемые — пришлось поднять и натянуть
Оставалось смотреть — только составное сказуемое

Скажите тип сказуемого в предложениях 1 На тёмном небе начали мелькать звёзды 2 Двери дачи быле не заперты 3 От горячих лучей солнца начал плавится снег 4 Песню дружбы запевает молодёжь 5 Будь с веселой шуткой дружен 6 Девочка продолжила поакать 7 После окончания училища брат будет слесарем 8 пруд как зеркало 9 медведь был стар, велик и космат 10 мою любовь широкую, как море, вместить не могут жизни берега 11 я был
бы рад поступить в институт 12 золотистая пшеница стала гнуться от зерна. Пожалуйста

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Двери дачи были не заперты вид сказуемого

Вопрос по русскому языку:

Подчеркните грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых. Он имел намерение выступить на собрании. На темном небе начали мигать звезды. Двери дачи были не заперты. От горячих лучей солнца начал плавиться снег. Песню дружбы запевает молодёжь. Помогите пожалуйста, срочно‼️

  • 19.08.2018 05:04
  • Русский язык
  • remove_red_eye 3711
  • thumb_up 13
Ответы и объяснения 1

Он им ел намериние выступить-сов.вид.
звезды начали мигать-сов.вид
двери были не заперты-несов.вид
снег начал плавиться-несов.вид
молодежь запевает-несов.вид

Контрольная работа по русскому языку (8 класс — 1 четверть)

2. Выполните синтаксический разбор словосочетаний:

море ночное, выдать свидетельство, по зимнему снегу, по-прежнему интересно.

3 . П одчеркните грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.

На тёмном небе начали мигать звёзды.

Двери дачи были не заперты.

От горячих лучей солнца начал плавиться снег.

Песню дружбы запевает молодёжь.

Будь с весёлой шуткой дружен.

Девочка продолжала плакать.

После окончания училища брат будет слесарем.

Пруд как зеркало.

Медведь был стар, велик и космат.

Мою любовь широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

Я был бы рад поступить в институт.

Золотистая пшеница стала гнуться от зерна.

4 . Спишите, расставив необходимые знаки препинания.

1. Наша задача переплыть этот пролив.

2. Книга есть верный бескорыстный друг.

3. Речь это способ общения между людьми.

4. Сегодняшняя наша встреча словно чудесное возвращение в далёкое прошлое.

5. Попытаться помочь каждому больному долг врача.

6. Я ему не враг.

7. Высота этого здания пятнадцать метров.

8. Грустить о прошлом скучная работа.

Контрольная работа за I четверть (8 класс).

1. Определите тип подчинительной связи: рубаха из ситца, сиять по-зимнему, наползающая туча, светловолосая девушка, прочитать главу, твой взгляд, что-либо перекусить, встать рано.

2. Выполните синтаксический разбор словосочетаний:

рыбачить на озере, мамины перчатки, по тонкому льду, очень весело.

3 . П одчеркните грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.

Тут всей силой народ тушить пожар принялся.

Он старался казаться молодым.

Ока ночью казалась широкой.

Солнце взошло багровое и холодное.

Хозяин дома был ветеринар.

Капли мёда словно жемчуг.

Озёра были как чаши, полные чистых слёз.

А сосны словно струнки.

От мороза кожа становится жёсткой.

Я обняться с бурей был бы рад.

Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.

4. Спишите, расставив необходимые знаки препинания.

1. День жизни это совсем не так мало, как может показаться.

2. Величайшее богатство народа его язык.

3. Роса как радости слеза.

4. Мои нервы натянуты.

5. Длина этой полоски двадцать пять сантиметров.

7. Писательство не искусство наживы.

8. Сейчас оттолкнуть его навредить себе.

а) День жизни это совсем не так мало, как может показаться
б) Величайшее богатство народа его язык.
в) Роса как радости слеза.
г) Расстояние не помеха для того, чтобы помнить друг о друге
д) Длина этой полоски 25 сантиметров.
е) Дело писателя противостоять страданию всеми силами.
6. Найди и отметь предложения, в которых тире поставлено неверно.
а) Жизнь моя — железная дорога, вечное стремление вперёд
б) Над тобою облако — что парус.
в) Сейчас оттолкнуть его — навредить себе.
г) Электрический свет — словно жидкий янтарь.
д) Мои нервы — натянуты.
е) Я — романтик.
7. Укажи предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.
а) Жизнь человека__ чудо из чудес.
б) Жизнь моя как железная дорога, вечное стремлении вперёд.
в) Искать друзей в будущем удел одиночества.
г) Новый роман современного прозаика ___ интересен и поучителен.
д) Писательство не искусство наживы.

Сердце так и стучит.

Начал я ходить по коридору.

Мы должны были пересечь луговой остров.

Я ужасно есть хочу.

Он непременно будет искать нас на берегу.

Он стоял как вкопанный.

Он охотно бы занял его место.

Он имел намерение выступить на собрании.

Генерал сел за стол и взял перо в руки.

Я старался не глядеть вниз.

Я буду рад встретиться с вами.

Мы его терпеть не могли.

Я к вам теперь часто буду ездить.

Всё имение пошло прахом.

Вы бы взяли билет!

Он лелеял надежду на хорошие отметки.

На тёмном небе начали мигать звёзды.

Двери дачи были не заперты.

От горячих лучей солнца начал плавиться снег.

Песню дружбы запевает молодёжь.

Будь с весёлой шуткой дружен.

Девочка продолжала плакать.

После окончания училища брат будет слесарем.

Пруд как зеркало.

Медведь был стар, велик и космат.

Мою любовь широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

Я был бы рад поступить в институт.

Золотистая пшеница стала гнуться от зерна.

Тут всей силой народ тушить пожар принялся.

Он старался казаться молодым.

Ока ночью казалась широкой.

Солнце взошло багровое и холодное.

Хозяин дома был ветеринар.

Капли мёда словно жемчуг.

Озёра были как чаши, полные чистых слёз.

А сосны словно струнки.

От мороза кожа становится жёсткой.

Я обняться с бурей был бы рад.

Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.

Контрольная работа по теме «Словосочетание»

1. Что такое словосочетание? Дайте определение, приведите 3-4 примера.

2. Какие виды словосочетаний по главному слову вы знаете? Приведите по 2 примера на каждый вид словосочетаний.

3. Что такое управление? Чем выражаются зависимые слова при управлении? Приведите 3-4 примера со связью управление.

4. Определите тип подчинительной связи: мамины руки, поздно встать, закипевший бульон, моросящий дождь, вдали от берега, мой друг, поговорить о чём-нибудь, вкусно поесть.

5. Выполните синтаксический разбор словосочетаний:

Море ночное, выдать свидетельство, по зимнему снегу, по-прежнему интересно.

6.Дополнительное задание: замените словосочетания со связью управление на синонимичное со связью согласование: листья осени, сумка папы, платье из шёлка, песня Коли.

Контрольная работа по теме «Словосочетание»

1. Что такое словосочетание? Дайте определение, приведите 3-4 примера.

2. Какие типы подчинительной связи в словосочетании вы знаете? Приведите по 2 примера на каждый тип связи.

3. Что такое согласование? Чем выражаются зависимые слова при согласовании? Приведите 3-4 примера со связью согласование.

5. Выполните синтаксический разбор словосочетаний:

Рыбачить на озере, мамины перчатки, по тонкому льду, очень весело.

6.Дополнительное задание: замените словосочетания со связью согласование на синонимичное со связью управление: осенняя мелодия, женские секреты, ситцевая косынка, детские мультфильмы.

9. Типы сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставные предложения. 9.1 Вариант 1
1. Найди и отметь предложения с составными глагольными сказу емыми. а) Люди научились использовать энергию для своих нужд.
б) В лесу и поле было жарко.
в) Природа помогала животным добывать необходимую пищу.
г) Он будет очень стараться.
д) На тёмном небе начинали мигать звёзды.
е) Посмотри в окно!
ж) Кучевые облака громоздились в небе.
з) Я вышел на берег насладиться ароматом листьев,
и) Он должен был тебе помочь.
2. Укажи предложения с составными сказуемыми.
а) Голоса участниц ансамбля удивительно красивы.
б) К нашему сожалению прибавилось и чувство досады.
в) На морозном воздухе все почувствовали себя бодрее .
г) Мы будем отдыхать в этом удивительном месте.
д) Путешествие оказалось крайне интересным.
3. Определи тип сказуемого в предложениях и обозначь составные именные и составные глагольные сказуемые соответственно бук вами И. и Г.
_ а) Небо здесь кажется далёким и недосягаемым.
_ б) Воображение — это свойство человеческой натуры.
_ в) Он хотел дышать свежим воздухом будущих городов, шум ных от листвы и детского смеха. _ г) Каждую минуту волны могли обрушиться на нашу лодку.
_ д) С каждым часом положение становилось тревожней.
_ е) Знаки препинания — это как нотные знаки.
_ ж) Уроки к этому часу уже выучены.
_ з) Он прилежный ученик.
4. В каком из предложений глагол «быть» является глаголом-связкой?
а) Он будет участвовать в концерте.
б) Они, несомненно, будут победителями.
в) Я скоро буду.
г) Будут у вас и другие впечатления.
д) Пусть будет так!
5. Отметь предложения, в которых необходимо поставить тире меж ду подлежащим и сказуемым. а) Наша задача переплыть этот пролив.
б) Книга есть верный, бескорыстный друг.
в) Речь это способ общения между людьми.
г) Сегодняшняя наша встреча словно чудесное возвращение в далёкое прошлое.
д) Попытаться помочь каждому больному долг врача.
е) Он просто хороший мой знакомый.
6. Найди и отметь предложения, в которых тире поставлено неверно.
а) Жизнь человека — чудо из чудес.
б) Мир — это лес, в котором нет и двух одинаковых листочков.
в) Судьбы людей — как истории планет.
г) Грустить о прошлом — скучная работа.
д) Лес — точно крепкая стена, воздвигнутая силой ночи.
е) Я ему — не враг.
7. Укажи предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.
а) Наука__это неустанная многовековая работа мысли.
б) Пейзаж ___ не вывеска к прозе и не украшение её. в) Жить на Земле__великое счастье.
г) Высота этого здания__ пятнадцать метров.
д) Я__ лишь ваш восторженный почитатель.
8. В каком из предложений употреблено тире?

13. Какие предложения являются безличными?
а) От степи пахнет терпкой горечью и пряностью чабреца.
б) В Евпатории ветер пахнет только солью и степным мёдом.
в) Выслушайте меня внимательно.
г) Тихо и пустынно на морском берегу.
д) В это время у нас обычно украшали ёлку.
е) У меня не было времени разговаривать с ним.
ж) Никому не хотелось двигаться.
14. Найди соответствия.
1)определенно-личное предложение
2) неопределённо-личное предложение
3) безличное предложение
4) обобщённо-личное предложение
5) назывное предложение
а) Век живи, век учись.
б) Тёплая южная ночь.
в) Вокруг говорят о предсто ящих заморозках.
г) Люблю утреннюю прохладу на реке.
д) В лесах было холодно. 15. Укажи назывные предложения. а) Здесь очень хорошо.
б) Поздняя осень.
в) Тихо в деревне.
г) На столе — старинные фотографии.
д) Вот памятник архитектуры.
е) Вдали лес.
16 . В каком из предложений нет подлежащего?
а) Зарево поднималось к лесу.
б) Я ему не враг.
в) Кашу маслом не испортишь.
г) Его проблемы никто не решит.
д) Не от солнца растения погибают.

I. В каком предложении должно быть тире между главными членами?
1. Небо звёздное.
2. Вертолёт удобный вид транспорта в тайге.
3. Способность творчества есть великий дар природы.
4. Искусство есть песнь человечества о самом себе.

I. В каком предложении должно быть тире между главными членами?
1. Небо в ноябре словно звёздный шатёр.
2. Цветущая верба среди иссиня-чёрных елей как луч света.
3. Небольшой снегопад не помеха для охотников.
4. Для туриста самое важное в походе удобная обувь.

1. Какое слово или сочетание слов является основой в данном ниже предложении?

Тогда Сильвио стал в меня прицеливаться.

б) Сильвио стал прицеливаться

в) прицеливаться в меня

г) стал прицеливаться

2. Какое из предложений включает в свой состав составное глагольное сказуемое?

а) Для сего велел он позвать к себе Машу.

б) Чарский сел на чемодан из двух стульев, находившихся в тесной конурке.

Проверочная работа Виды сказуемых. Вариант 1. На тёмном небе начали мигать звёзды.
Двери дачи были не заперты.
От горячих лучей солнца начал плавиться снег.
Песню дружбы запевает молодёжь.
Будь с весёлой шуткой дружен.
Девочка продолжала плакать.
После окончания училища брат будет слесарем.
Пруд как зеркало.
Медведь был стар, велик и космат.
Мою любовь широкую, как море, вместить не могут жизни берега.
Я был бы рад поступить в институт.
Золотистая пшеница стала гнуться от зерна.

опустится- «о»- приставка, «пуст» корень, «ит» суффикс , «ся» — суффикс.

живописно — корни «жив» и «пис», суффиксы «н» и «о» , и буква «о» между корнями разделительная буква

А16. Укажите предложение с причастием в роли сказуемого:
1) Ребяческий крик, повторяемый эхом, с утра и до ночи гремит
по лесам.
2) Двери дачи были не заперты.
3) Ты медленно проходишь по дорогам, как сторож,
совершающий обход.
4) Волнуемый воспоминаниями, я забылся.

А17. Укажите предложение с причастным оборотом (знаки пре¬пинания не расставлены):
1) Над поблекшей травой носятся чайки.
2) Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина.
3) Остановившийся поезд издавал протяжные звуки.
4) Дорожки усыпали листья падающие с деревьев.

А18. Запятые необходимы на месте цифр:
Стенные часы (1) висящие (2) в моей комнате (3) иногда (4) останавливаются.
1)1,2 2)2,3 3)1,3 4)3,4

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Определение Сказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый опре­де­ля­ет под­ле­жа­щее и состав­ля­ет с ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву предложения.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

вспо­мо­га­тель­ный гла­гол + инфи­ни­тив = СГС

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Глагольная связ­ка + имен­ная часть = СИС

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

стать, делать­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся, являть­ся, счи­тать­ся, оста­вать­ся, пред­став­лять, звать­ся, назы­вать­ся, выгля­деть, дово­дить­ся, счи­тать­ся и пр.

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

сидеть, сто­ять, бежать, вер­нуть­ся, идти, лежать, рабо­тать, родить­ся, жить.

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого

Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Проверочная работа по теме «Виды сказуемых»

Проверочная работа Виды сказуемых. Вариант 1.

  1. На тёмном небе начали мигать звёзды.
  2. Двери дачи были не заперты.
  3. От горячих лучей солнца начал плавиться снег.
  4. Песню дружбы запевает молодёжь.
  5. Будь с весёлой шуткой дружен.
  6. Девочка продолжала плакать.
  7. После окончания училища брат будет слесарем.
  8. Пруд как зеркало.
  9. Медведь был стар, велик и космат.
  10. Мою любовь широкую, как море, вместить не могут жизни берега.
  11. Я был бы рад поступить в институт.
  12. Золотистая пшеница стала гнуться от зерна.

Проверочная работа Виды сказуемых.

Вариант 2.

  1. Тут всей силой народ тушить пожар принялся.
  2. Он старался казаться молодым.
  3. Ока ночью казалась широкой.
  4. Солнце взошло багровое и холодное.
  5. Хозяин дома был ветеринар.
  6. Капли мёда словно жемчуг.
  7. Озёра были как чаши, полные чистых слёз.
  8. А сосны словно струнки.
  9. От мороза кожа становится жёсткой.
  10. Я обняться с бурей был бы рад.
  11. Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.
  12. Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать.

Проверочная работа Виды сказуемых.

Вариант 1.

  1. На тёмном небе начали мигать звёзды.
  2. Двери дачи были не заперты.
  3. От горячих лучей солнца начал плавиться снег.
  4. Песню дружбы запевает молодёжь.
  5. Будь с весёлой шуткой дружен.
  6. Девочка продолжала плакать.
  7. После окончания училища брат будет слесарем.
  8. Пруд как зеркало.
  9. Медведь был стар, велик и космат.
  10. Мою любовь широкую, как море, вместить не могут жизни берега.
  11. Я был бы рад поступить в институт.
  12. Золотистая пшеница стала гнуться от зерна.

Проверочная работа Виды сказуемых.

Вариант 2.

  1. Тут всей силой народ тушить пожар принялся.
  2. Он старался казаться молодым.
  3. Ока ночью казалась широкой.
  4. Солнце взошло багровое и холодное.
  5. Хозяин дома был ветеринар.
  6. Капли мёда словно жемчуг.
  7. Озёра были как чаши, полные чистых слёз.
  8. А сосны словно струнки.
  9. От мороза кожа становится жёсткой.
  10. Я обняться с бурей был бы рад.
  11. Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.
  12. Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать.

Контрольная работа по русскому языку (8 класс — 1 четверть)

Контрольная работа за I четверть (8 класс).

1. Определите тип подчинительной связи: мамины руки, поздно встать, закипевший бульон, моросящий дождь, вдали от берега, мой друг, поговорить о чём-нибудь, вкусно поесть.

2. Выполните синтаксический разбор словосочетаний:

море ночное, выдать свидетельство, по зимнему снегу, по-прежнему интересно.

3 . П одчеркните грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.

На тёмном небе начали мигать звёзды.

Двери дачи были не заперты.

От горячих лучей солнца начал плавиться снег.

Песню дружбы запевает молодёжь.

Будь с весёлой шуткой дружен.

Девочка продолжала плакать.

После окончания училища брат будет слесарем.

Пруд как зеркало.

Медведь был стар, велик и космат.

Мою любовь широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

Я был бы рад поступить в институт.

Золотистая пшеница стала гнуться от зерна.

4 . Спишите, расставив необходимые знаки препинания.

1. Наша задача переплыть этот пролив.

2. Книга есть верный бескорыстный друг.

3. Речь это способ общения между людьми.

4. Сегодняшняя наша встреча словно чудесное возвращение в далёкое прошлое.

5. Попытаться помочь каждому больному долг врача.

6. Я ему не враг.

7. Высота этого здания пятнадцать метров.

8. Грустить о прошлом скучная работа.

Контрольная работа за I четверть (8 класс).

1. Определите тип подчинительной связи: рубаха из ситца, сиять по-зимнему, наползающая туча, светловолосая девушка, прочитать главу, твой взгляд, что-либо перекусить, встать рано.

2. Выполните синтаксический разбор словосочетаний:

рыбачить на озере, мамины перчатки, по тонкому льду, очень весело.

3 . П одчеркните грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.

Тут всей силой народ тушить пожар принялся.

Он старался казаться молодым.

Ока ночью казалась широкой.

Солнце взошло багровое и холодное.

Хозяин дома был ветеринар.

Капли мёда словно жемчуг.

Озёра были как чаши, полные чистых слёз.

А сосны словно струнки.

От мороза кожа становится жёсткой.

Я обняться с бурей был бы рад.

Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.

Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать.

4. Спишите, расставив необходимые знаки препинания.

1. День жизни это совсем не так мало, как может показаться.

2. Величайшее богатство народа его язык.

3. Роса как радости слеза.

4. Мои нервы натянуты.

5. Длина этой полоски двадцать пять сантиметров.

7. Писательство не искусство наживы.

8. Сейчас оттолкнуть его навредить себе.

а) День жизни это совсем не так мало, как может показаться
б) Величайшее богатство народа его язык.
в) Роса как радости слеза.
г) Расстояние не помеха для того, чтобы помнить друг о друге
д) Длина этой полоски 25 сантиметров.
е) Дело писателя противостоять страданию всеми силами.
6. Найди и отметь предложения, в которых тире поставлено неверно.
а) Жизнь моя — железная дорога, вечное стремление вперёд
б) Над тобою облако — что парус.
в) Сейчас оттолкнуть его — навредить себе.
г) Электрический свет — словно жидкий янтарь.
д) Мои нервы — натянуты.
е) Я — романтик.
7. Укажи предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.
а) Жизнь человека__ чудо из чудес.
б) Жизнь моя как железная дорога, вечное стремлении вперёд.
в) Искать друзей в будущем удел одиночества.
г) Новый роман современного прозаика ___ интересен и поучителен.
д) Писательство не искусство наживы.

Сердце так и стучит.

Начал я ходить по коридору.

Мы должны были пересечь луговой остров.

Я ужасно есть хочу.

Он непременно будет искать нас на берегу.

Он стоял как вкопанный.

Он охотно бы занял его место.

Он имел намерение выступить на собрании.

Генерал сел за стол и взял перо в руки.

Я старался не глядеть вниз.

Я буду рад встретиться с вами.

Мы его терпеть не могли.

Я к вам теперь часто буду ездить.

Всё имение пошло прахом.

Вы бы взяли билет!

Он лелеял надежду на хорошие отметки.

На тёмном небе начали мигать звёзды.

Двери дачи были не заперты.

От горячих лучей солнца начал плавиться снег.

Песню дружбы запевает молодёжь.

Будь с весёлой шуткой дружен.

Девочка продолжала плакать.

После окончания училища брат будет слесарем.

Пруд как зеркало.

Медведь был стар, велик и космат.

Мою любовь широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

Я был бы рад поступить в институт.

Золотистая пшеница стала гнуться от зерна.

Тут всей силой народ тушить пожар принялся.

Он старался казаться молодым.

Ока ночью казалась широкой.

Солнце взошло багровое и холодное.

Хозяин дома был ветеринар.

Капли мёда словно жемчуг.

Озёра были как чаши, полные чистых слёз.

А сосны словно струнки.

От мороза кожа становится жёсткой.

Я обняться с бурей был бы рад.

Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.

Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать.

Контрольная работа по теме «Словосочетание»

1. Что такое словосочетание? Дайте определение, приведите 3-4 примера.

2. Какие виды словосочетаний по главному слову вы знаете? Приведите по 2 примера на каждый вид словосочетаний.

3. Что такое управление? Чем выражаются зависимые слова при управлении? Приведите 3-4 примера со связью управление.

4. Определите тип подчинительной связи: мамины руки, поздно встать, закипевший бульон, моросящий дождь, вдали от берега, мой друг, поговорить о чём-нибудь, вкусно поесть.

5. Выполните синтаксический разбор словосочетаний:

Море ночное, выдать свидетельство, по зимнему снегу, по-прежнему интересно.

6.Дополнительное задание: замените словосочетания со связью управление на синонимичное со связью согласование: листья осени, сумка папы, платье из шёлка, песня Коли.

Контрольная работа по теме «Словосочетание»

1. Что такое словосочетание? Дайте определение, приведите 3-4 примера.

2. Какие типы подчинительной связи в словосочетании вы знаете? Приведите по 2 примера на каждый тип связи.

3. Что такое согласование? Чем выражаются зависимые слова при согласовании? Приведите 3-4 примера со связью согласование.

5. Выполните синтаксический разбор словосочетаний:

Рыбачить на озере, мамины перчатки, по тонкому льду, очень весело.

6.Дополнительное задание: замените словосочетания со связью согласование на синонимичное со связью управление: осенняя мелодия, женские секреты, ситцевая косынка, детские мультфильмы.

9. Типы сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставные предложения. 9.1 Вариант 1
1. Найди и отметь предложения с составными глагольными сказу емыми. а) Люди научились использовать энергию для своих нужд.
б) В лесу и поле было жарко.
в) Природа помогала животным добывать необходимую пищу.
г) Он будет очень стараться.
д) На тёмном небе начинали мигать звёзды.
е) Посмотри в окно!
ж) Кучевые облака громоздились в небе.
з) Я вышел на берег насладиться ароматом листьев,
и) Он должен был тебе помочь.
2. Укажи предложения с составными сказуемыми.
а) Голоса участниц ансамбля удивительно красивы.
б) К нашему сожалению прибавилось и чувство досады.
в) На морозном воздухе все почувствовали себя бодрее .
г) Мы будем отдыхать в этом удивительном месте.
д) Путешествие оказалось крайне интересным.
3. Определи тип сказуемого в предложениях и обозначь составные именные и составные глагольные сказуемые соответственно бук вами И. и Г.
_ а) Небо здесь кажется далёким и недосягаемым.
_ б) Воображение — это свойство человеческой натуры.
_ в) Он хотел дышать свежим воздухом будущих городов, шум ных от листвы и детского смеха. _ г) Каждую минуту волны могли обрушиться на нашу лодку.
_ д) С каждым часом положение становилось тревожней.
_ е) Знаки препинания — это как нотные знаки.
_ ж) Уроки к этому часу уже выучены.
_ з) Он прилежный ученик.
4. В каком из предложений глагол «быть» является глаголом-связкой?
а) Он будет участвовать в концерте.
б) Они, несомненно, будут победителями.
в) Я скоро буду.
г) Будут у вас и другие впечатления.
д) Пусть будет так!
5. Отметь предложения, в которых необходимо поставить тире меж ду подлежащим и сказуемым. а) Наша задача переплыть этот пролив.
б) Книга есть верный, бескорыстный друг.
в) Речь это способ общения между людьми.
г) Сегодняшняя наша встреча словно чудесное возвращение в далёкое прошлое.
д) Попытаться помочь каждому больному долг врача.
е) Он просто хороший мой знакомый.
6. Найди и отметь предложения, в которых тире поставлено неверно.
а) Жизнь человека — чудо из чудес.
б) Мир — это лес, в котором нет и двух одинаковых листочков.
в) Судьбы людей — как истории планет.
г) Грустить о прошлом — скучная работа.
д) Лес — точно крепкая стена, воздвигнутая силой ночи.
е) Я ему — не враг.
7. Укажи предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.
а) Наука__это неустанная многовековая работа мысли.
б) Пейзаж ___ не вывеска к прозе и не украшение её. в) Жить на Земле__великое счастье.
г) Высота этого здания__ пятнадцать метров.
д) Я__ лишь ваш восторженный почитатель.
8. В каком из предложений употреблено тире?

а) В этом районе расположены заводы—гиганты.
б) Исследовать жизнь во всём её многообразии — задача литературы. в) Мы живём на берегу Москвы-реки.
г) Мчится по тропинке заяц—русак.
9. Какие предложения не являются односоставными?
а) На морозном воздухе было трудно дышать.
б) Мне не хотелось возвращаться.
в) На востоке синело.
г) За окном виднелось уже вспаханное поле.
д) Дело словом не заменишь.
е) Свод неба был тих и чист.
10. Найди соответствия.
а) глагол в форме 1—2 лица ед. и мн. Числа
б) безличный глагол
в) глагол в форме 3 лица мн. числа наст, и буд. времени
г) глагол в форме мн. числа прош. времени
е) существительное в им. п.
ж) личный глагол в безличной форме 1) определённо — личное предложение_______________________ 2) безличное предложение________________________________
3) неопределенно — личное предложение________________________ 4) назывное предложение__________________________________
11. Найди и отметь в каждом столбике определённо-личное пред ложение.
а) От листьев пахло осенью,
г) Мне нельзя ошибаться.
б) Меня об этом попросили.
д) Я не ошибся.
в) Прошу повторить вопрос.
е) С удовольствием перечитываем ваш роман.
12. Укажи неопределённо-личные предложения.
а) Дорожки парка каждое утро посыпали песком.
б) Клюкву собирают поздней осенью.
в) Хотелось бы мне с вами поговорить.
г) А тем временем нас увидят с самолёта.
д) В жаркую погоду лошадей выгоняют на ночь кормиться в поле.
е) Век живи, век учись.
13. Какие предложения являются безличными?
а) В октябре ещё жарко грело солнце.
б) Клюкву собирают поздней осенью.
в) Разве отдохнёшь за такое короткое время.
г) Быть дождю.
д) Грохотало на земле и на небе.
е) Мне было холодно и как-то неуютно в этой комнате.
ж) Необходимо прислушаться к этому предложению.
14. Найди соответствия.
1.определенно-личное предложение
2.неопределенно-личное предложение
3.безличное предложение
4.обобщённо-личное предложение
5.назывное предложение
а) В городе построили новый детсад. б) Бездонную бочку водой не наполнишь.
в) Морозное утро.
г) Самолёт сильно тряхнуло.
д) С нетерпением ждём вашего ответа.
15. Найди и отметь назывные предложения.
а) Светало.
б) Впереди — непроходимые болота.
в) Чудесная ночь.
г) Ночь. Темень. Тишина.
д) Вот красивый многоэтажный дом.
е) В природе какая-то необыкновенная свежесть.
16. В каком из предложений нет подлежащего?
а) Неосторожность человека всегда подводит.
б) Пчелиный рой дымом не приманишь.
в) Радость горю не попутчик.
г) Горе никого не красит.
д) Не от добра дерево листья роняет.
ВАРИАНТ 2.
1. Найди и отметь составные глагольные сказуемые.
а) Снеговая крупа сменилась дождём.
б) Воздух прозрачен, свеж.
в) Между тем жара понемногу начала спадать.
г) Стали носиться в воздухе зловещие слухи.
д) Мы рады помочь в эту трудную пору жизни.
е) Я буду писать вам каждый день.
ж) Время было неясное и неспокойное.
з) Она не могла противиться обаянию сына,
и) Долго-долго будет моросить дождь.
2.Укажи предложения с составными сказуемыми.
а) Гроза будет затяжная.
б) Человек должен стремиться к высшей цели.
в) Поля вспаханы.
г) Ребята будут отдыхать в это лето в санатории.
д) Приезжайте в гости.
3. Определи тип сказуемого в предложениях и обозначь составные именные и составные глагольные сказуемые соответственно бук вами И. и Г. __ а) Севастополь — город моря и революции.
б) Наш город невозможно представить без этой улицы.
в) Прибрежные пески делаются тёмными от росы.
г) Окна были закрыты.
_ д) Простота есть необходимое условие прекрасного.
е) Следующая его фраза могла свидетельствовать о крайнем раздражении.
ж) Его отец — активный участник восстания.
__ з) Местность эта ещё не была исследована учёными.
4. В каком из предложений глагол «быть» является глаголом- связкой?
а) Завтра будет гроза. б) Пусть будет по-вашему.
в) Я буду петь в этом концерте. г) Она будет хорошим специалистом.
д) Будут там и грибы, и ягоды.
5. Отметь предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым. а) День жизни это совсем не так мало, как может показаться
б) Величайшее богатство народа его язык.
в) Роса как радости слеза.
г) Расстояние не помеха для того, чтобы помнить друг о друге
д) Длина этой полоски 25 сантиметров.
е) Дело писателя противостоять страданию всеми силами.
6. Найди и отметь предложения, в которых тире поставлено неверно.
а) Жизнь моя — железная дорога, вечное стремление вперёд
б) Над тобою облако — что парус.
в) Сейчас оттолкнуть его — навредить себе.
г) Электрический свет — словно жидкий янтарь.
д) Мои нервы — натянуты.
е) Я — романтик.
7. Укажи предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.
а) Жизнь человека__ чудо из чудес.
б) Жизнь моя как железная дорога, вечное стремлении вперёд.
в) Искать друзей в будущем удел одиночества.
г) Новый роман современного прозаика ___ интересен и поучителен.
д) Писательство не искусство наживы.
8. В каком из предложений употреблено тире?
а) Порхает над грядками бабочка—лимонница.
б) В этот год трава иван-чай проросла через брёвна.
в) Самое трудное для меня дело- работа над словом.
г) Мы попрощались с добрым Дедом-корзинщиком.
9 . Какие предложения не являются односоставными?
а) Тихо и сонно в деревне.
б) Скалы продолжают изумлять нас.
в) От увядших цветов веет прощанием и покоем.
г) С дождями связано много примет.
д) Темнело в это время года рано.
е) Воздух чист и прозрачен.
10. Найди соответствия.
а) глагол в форме 1—2 лица ед. и мн. числа
б) безличный глагол
в) глагол в форме 3 лица мн. числа наст, и буд. времени
г) глагол в форме мн. числа прош. времени
е) существительное в им. п.
ж) личный глагол в безличной форме
1) определенно-личное предложение_____________________
2) безличное предложение______________________________
3) неопределённо-личное предложение___________________ 4) назывное предложение______________________________
11. Найди и отметь в каждом столбике определённо-личное пред ложение.
а) Утренний сон сладок.
б) Не забуду этой встречи.
в) В тот вечер долго спори ли и говорили буквально обо всём.
г) Мне удалось поговорить с ним
д) Люблю Балтийское море.
е) Дни поздней осени бранят обыкновенно.
12. Укажи неопределённо-личные предложения.
а) Его все подробно расспрашивали о поездке.
б) Иду на помощь!
в) Снег лежит до самой кромки воды. г) В начале войны охотничьи ружья почему-то у всех отобрали.
д) А тем временем нас увидят с самолёта и спасут.
е) В доме по вечерам никогда не зажигали огня.

13. Какие предложения являются безличными?
а) От степи пахнет терпкой горечью и пряностью чабреца.
б) В Евпатории ветер пахнет только солью и степным мёдом.
в) Выслушайте меня внимательно.
г) Тихо и пустынно на морском берегу.
д) В это время у нас обычно украшали ёлку.
е) У меня не было времени разговаривать с ним.
ж) Никому не хотелось двигаться.
14. Найди соответствия.
1)определенно-личное предложение
2) неопределённо-личное предложение
3) безличное предложение
4) обобщённо-личное предложение
5) назывное предложение
а) Век живи, век учись.
б) Тёплая южная ночь.
в) Вокруг говорят о предсто ящих заморозках.
г) Люблю утреннюю прохладу на реке.
д) В лесах было холодно. 15. Укажи назывные предложения. а) Здесь очень хорошо.
б) Поздняя осень.
в) Тихо в деревне.
г) На столе — старинные фотографии.
д) Вот памятник архитектуры.
е) Вдали лес.
16 . В каком из предложений нет подлежащего?
а) Зарево поднималось к лесу.
б) Я ему не враг.
в) Кашу маслом не испортишь.
г) Его проблемы никто не решит.
д) Не от солнца растения погибают.

I. В каком предложении должно быть тире между главными членами?
1. Небо звёздное.
2. Вертолёт удобный вид транспорта в тайге.
3. Способность творчества есть великий дар природы.
4. Искусство есть песнь человечества о самом себе.

I. В каком предложении должно быть тире между главными членами?
1. Небо в ноябре словно звёздный шатёр.
2. Цветущая верба среди иссиня-чёрных елей как луч света.
3. Небольшой снегопад не помеха для охотников.
4. Для туриста самое важное в походе удобная обувь.

1. Какое слово или сочетание слов является основой в данном ниже предложении?

Тогда Сильвио стал в меня прицеливаться.

б) Сильвио стал прицеливаться

в) прицеливаться в меня

г) стал прицеливаться

2. Какое из предложений включает в свой состав составное глагольное сказуемое?

а) Для сего велел он позвать к себе Машу.

б) Чарский сел на чемодан из двух стульев, находившихся в тесной конурке.

в) Невинность есть лучшее украшение молодости.

г) Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе.


источники:

http://mega-talant.com/biblioteka/proverochnaya-rabota-po-teme-vidy-skazuemyh-100875.html

http://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-russkomu-yaziku-klass-chetvert-634438.html