Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)
Двоеточие
Пунктуация
§ 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:
1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например*, как-то*, а именно), например:
- Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.
- Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком.
- Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки*.
2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:
- Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.
§ 160. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то*, например*, а именно, например:
- И все это: и река, и прутья верболоза, и этот мальчишка – напомнило мне далекие дни детства.
- Я посетил крупнейшие города СССР, а именно: Москву, Ленинград, Баку, Киев – и возвратился на Урал.
О тире после перечисления, стоящего в середине предложения после двоеточия, см. § 174, п. 3, примечание.
§ 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:
а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:
- Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.
- Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.
- Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.
б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:
- Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.
- Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.
§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:
- И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.
- Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез.
- Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею.
- Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
- Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.
Но (без оттенка предупреждения):
§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:
- Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».
- По окончании работы Петр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?»
- А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!»
Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:
- Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
- Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
- Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
- Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!
* Комментарий редакции портала
Как-то. Дефисное написание составного союза как-т о (в значении ‘а именно’) следует считать устаревшим. В своде «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 и последующие издания) в § 142 союз как то включен в список служебных слов, которые пишутся раздельно.
Еще в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова в статье КАК указывалось: «Как то – то же, что а именно. Все предприятия, как то: строительные, текстильные, полиграфические — работают нормально».
Раздельное написание составного союза как т о позволяет отличить его на письме от местоименного наречия к а к-то.
Например. О других случаях пунктуации при слове см. §§ 154, 155.
«Двоеточие в простом и сложном предложениях»
В простом предложении двоеточие ставится :
- перед однородными членами предложения после обобщающего слова. Настоящий человек должен быть настоящим во всём: и в стихах, и в жизни, и в каждой мелочи.
- при отсутствии обобщающего слова перед предстоящим перечислением. Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженой формой и ещё какие-то привлекательные узелки и коробочки.
- перед чужими словами, когда они следуют за словами автора без союзов и союзных слов. Швейцар поразил его словами: «Не приказано принимать».
Двоеточие ставится между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении:
- если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в нервом. Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного…
- если второе предложение раскрывает или дополняет смысл первого. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идёт война.
Двоеточие в простом и сложном предложениях. Трудные случаи.
Конспект урока «Двоеточие в простом и сложном предложениях».
Как решать задание №21 на ЕГЭ по русскому языку
Задание №21 впервые появилось в программе единого государственного экзамена в 2019 году и с тех пор вызывает немало нареканий со стороны участников. Даже сильные выпускники не всегда справляются с ним, поскольку концепция несколько отличается от стандартных примеров, которые проходят в школе. В 21-м задании требуется умение выполнять пунктуационный анализ текста с упором на знание правил расстановки знаков препинания. В этой статье мы рассмотрим случаи, в которых употребляется тире, двоеточие и запятая, что поможет участникам справиться со всеми трудностями ЕГЭ 2021.
Анализ задания №21
В задании требуется выполнить пунктуационный анализ отрывка и выявить, в каких случаях знак препинания (двоеточие/тире/запятая) поставлен в соответствии с одним и тем же правилом (не указано каким — это должен определить участник ЕГЭ). Этот «квест» относится к базовому уровню сложности и оценивается в 1 балл. В ответе необходимо в произвольном порядке указать номера предложений, соответствующих условию. Вместе с тем, даже один балл может стать решающим при поступлении в ВУЗ, поэтому подготовка к ЕГЭ по русскому языку будет полной только тогда, когда вы разберете все нюансы и сложности задания №21.
Логический анализ задания показывает, что в ответе должно быть две или более цифры. На что следует обратить внимание при ответе:
- «целевой» знак препинания (двоеточие или тире) встречается не во всех предложениях текста, что облегчает задачу и сокращает число возможных вариантов ответа;
- если двоеточие или тире попадается четыре-пять раз, то не все номера соответствующих предложений следует записывать в графу для ответа;
- правильными считаются только те варианты, которые соответствуют одному и тому же правилу постановки знака препинания.
Именно последний пункт и вызывает сложности у выпускников, которые не всегда понимают, что необходимо искать множественное совпадение. К примеру, в 2019 году с заданием №21 справилось только 30% участников ЕГЭ по русскому языку, а в 2020 году — уже 50%. Это задание оказалось наиболее сложным из пунктуационного блока. Давайте разберем, какие правила необходимо знать для успешного ответа и разберем теоретические моменты на конкретном примере из демоверсии 2021 года.
Правила пунктуации: запятая
Запятая — это настоящий зоопарк правил, которые тем не менее относительно несложны:
- между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, а также между придаточными, относящимися к одному главному /И задание №21 станет проще, и ЕГЭ не вызовет трудностей/
- между главным и придаточным предложениями /Изучите это правило, чтобы задание №21 стало проще/
- между однородными членами предложения /В задании №21 присутствуют запятые, тире, двоеточие/
- между повторяющимися словами /А на ЕГЭ лишь запятые, запятые, запятые…/
- при сравнительных оборотах /Задание №21 невыносимо, как зубная боль/
- при определительных оборотах /Запятая, корявая и несмелая, встала на свое место/
- при обстоятельственных оборотах /Поставив запятую, я вытер пот со лба/
- при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении /Никто, кроме меня, не справится с заданием №21/
- при вводных предложениях и вводных словах /Я, признаюсь, не боюсь этих запятых/
- при обращении /Коварно ты, задание №21/
- при междометии /Ах, как же справиться с заданием №21?/
- после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов /Нет, не страшит меня ЕГЭ/
Правила пунктуации: двоеточие
Двоеточие ставится в следующих случаях:
- после обобщающего слова (или при его отсутствии) перед перечислением, которым завершается предложение /В примере встретились знаки препинания: запятые, тире, двоеточие/
- в бессоюзном сложном предложении, вторая часть которого заключают в себе разъяснение или основание происходящего в первой /Не провалю я ЕГЭ: правила выучены, примеры отработаны/
- в бессоюзном сложном предложении, если в первой части есть глагол-уточнение (например, «видеть», «слышать», «знать»), которые предупреждает о дальнейшем изложении какого-либо описания или факта /Пишу сочинение, смотрю: двоеточие так и просится в текст/
- после предложения, вводящего прямую речь / Ты скажи себе: «Обязательно сдам ЕГЭ!»/
Правила пунктуации: тире
Тире ставится в следующих случаях:
- между подлежащим и сказуемым /Тире — пустяк/
- в неполном предложении вместо пропущенного члена /За высокий результат на ЕГЭ — награда/
- после ряда однородных членов предложения перед обобщающим словом /Ни запятые, ни тире — ничто сейчас не страшно мне/
- перед словами автора в предложениях с прямой речью /«Сдам ЕГЭ!» — сказал внутренний голос/
- в бессоюзном сложном предложении /ЕГЭ через месяц — успею выучить/
- при приложении с оттенком самостоятельности /Оно — коварное тире — не испортит мне работу/
- для уточнения /Высокобалльники — как правило, выпускники профильных классов или курсов — хорошо справляются с заданием №21/
Пример задания №21
Разберем вариант задания №21 с тире, приведенный в демоверсии КИМ ЕГЭ 2021 года. Очевидно, что в предложениях 2, 6 и 7 этот знак препинания отсутствует, что облегчает анализ. Разберем оставшиеся варианты:
- Предложение 1: тире отделяет обособленное приложение «родная земля».
- Предложение 3: тире ставится после ряда однородных членов перед обобщающим словом «это».
- Предложение 4: тире стоит между подлежащим (край) и сказуемым (территория).
- Предложение 5: тире стоит между подлежащим (богатство) и сказуемым (люди).
- Предложение 8: тире отделяет прямую речь от слов автора, идущих после нее.
Посмотрим на составленный нами список, выделив совпавшие варианты 4 и 5. Правильный ответ: 45 или 54. Теперь вы сможете воспользоваться аналогичной схемой на экзамене, чтобы успешно справиться с заданием №21.
http://uchitel.pro/%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC-%D0%B8-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC/
http://egevpare.ru/dvoetochie-tire-zapjataja/