Дьявол или дъявол правописание

Как правильно пишется слово «дьявол»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пылиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «дьявол&raquo

Синонимы к слову «дьявол&raquo

Предложения со словом «дьявол&raquo

  • – Наверняка тот мужик душу дьяволу продал, иначе как он мог так быстро всё построить? И почему разбился, когда купцы его имя узнали?

Цитаты из русской классики со словом «дьявол»

  • — Вы для возбуждения плоти, для соблазна мужей трудной жизни пользуетесь искусствами этими, а они — ложь и фальшь. От вас, покорных рабынь гибельного демона, все зло жизни, и суета, и пыль словесная, и грязь, и преступность — все от вас! Всякое тление души, и горестная смерть, и бунты людей, халдейство ученое и всяческое хамство, иезуитство, фармазонство, и ереси, и все, что для угашения духа, потому что дух — враг дьявола, господина вашего!

Сочетаемость слова «дьявол&raquo

Каким бывает «дьявол»

Значение слова «дьявол&raquo

ДЬЯ́ВОЛ , -а, м. 1. В некоторых религиях: злой дух, черт, сатана. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «дьявол&raquo

  • Какому дьяволу, какому псу в угоду,
    Каким кошмарным обуянный сном,
    Народ, безумствуя, убил свою свободу,
    И даже не убил — засек кнутом?

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «дьявол&raquo

ДЬЯ́ВОЛ , -а, м. 1. В некоторых религиях: злой дух, черт, сатана.

Предложения со словом «дьявол&raquo

– Наверняка тот мужик душу дьяволу продал, иначе как он мог так быстро всё построить? И почему разбился, когда купцы его имя узнали?

О нектаре морского дьявола сложен целый ряд увлекательных сказаний и песен.

– Вот дьявол! – в сердцах бросил один из них. – Ничего не понимаю. Как же так – не мог же он испариться или пройти сквозь стену.

Синонимы к слову «дьявол&raquo

Ассоциации к слову «дьявол&raquo

Сочетаемость слова «дьявол&raquo

Каким бывает «дьявол»

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Словари

129 дьявол

Сверхъестественное — в религиозном представлении — существо, олицетворяющее собою злое начало, злой дух или главу злых духов и противостоящий Богу [Бог I] как воплощение мирового зла; Сатана.

ДЬЯ́ВОЛ — сущ., м., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) кого? дья́вола, кому? дья́волу, (вижу) кого? дья́вола, кем? дья́волом, о ком? о дья́воле; мн. кто? дья́волы, (нет) кого? дья́волов, кому? дья́волам, (вижу) кого? дья́волов, кем? дья́волами, о ком? о дья́волах

1. По религиозным представлениям дьяволом называют злого духа.

Продать душу дьяволу. | Поддаться искушению дьявола. | Он хитёр, как дьявол из преисподней.

= чёрт, сатана, демон

2. В разговорной речи дьяволом называют злого, порочного человека.

Он настоящий дьявол! | Что сделается этому дьяволу!

3. Слово дьявол произносят как ругательство при раздражении, гневе и т. п.

Открывай, дьявол! | Вот, дьявол, ничего не видно!

4. Когда кто-либо грубо говорит другому человеку убираться, идти и т. п. к дьяволу, значит, он хочет избавиться от него.

Иди ты к дьяволу!

5. Грубое выражение Какого дьявола! используют, когда хотят выразить своё возмущение, негодование.

Какого дьявола! Почему никто не открывает?

6. Грубое выражение Что за дьявол! используют, когда хотят выразить чувство досады, недоумения.

Что за дьявол! Собака всё-таки укусила меня.

7. Грубое выражение какого дьявола или на кой дьявол используют, когда хотят спросить, почему или зачем что-то происходит.

Какого дьявола ты здесь болтаешься?! | Какого дьявола ты мне это рассказываешь? | На кой дьявол он пришёл сюда?

8. Грубое выражение на кой дьявол используют, когда с возмущением хотят спросить, для чего что-либо нужно.

На кой дьявол мне такая свобода?

9. Грубое выражение дьявол с тобой (с ними, с ней) используют, когда вынуждены согласиться с чем-либо или уступить в чём-либо.

Дьявол с ним! Пусть идёт.

10. Когда кто-либо грубо говорит к дьяволу, значит, он отказывается от чего-либо.

Он давно бросил бы всё к дьяволу. | Какой, к дьяволу, отпуск?

ДЬЯ́ВОЛ, дьявола, муж. (греч. diabolos, букв. клеветник).

1. В религиозных представлениях — злой дух, чорт, сатана.

2. Бранное слово (прост.). Куда прете, дьяволы!

3. в знач. межд. употр. для выражения досады, недовольства, раздражения (разг. вульг.). Тьфу, дьявол, что я наделал!

• Какого дьявола? или за каким дьяволом? или на кой дьявол? (разг. вульг.) — зачем? для чего?

ДЬЯ́ВОЛ, -а, муж. В религиозной мифологии: злой дух, противостоящий Богу, сатана, употр. как бранное слово, а также в нек-рых выражениях. Умён (хитёр) как д. кто-н. (очень умён, хитёр; разг.). Что за д.? (выражение раздражения, недоумения; прост.). Какого дьявола или за каким дьяволом? (зачем, для чего?; прост. неод.). Какого дьявола я там не видал? (чего я там не видал, зачем я туда пойду?; прост. неод.). Иди ты к дьяволу (убирайся, проваливай; прост.).

ДЬЯВОЛ, дьявольский и пр. см. диавол.

Религиозное представление о злом духе, противостоящем Богу;

Что же, какое воспитание можете дать вы вашим малюткам, если не победите в себе искушение дьявола, влекущего вас к неверию? — сказал он с кроткою укоризной (Л. Т.).

ДЬЯ́ВОЛ -а; м. [греч. diabolos]

1. По религиозным представлениям: злой дух, чёрт, сатана; воплощение злого начала. Д. на грех подбивает. Д. в кого-л. вселился. Глаза горят, как у дьявола. Хитер, умён как д.

2. Разг. О злом, коварном человеке. Настоящий д.! Не верю я этому дьяволу. Этот д. на всё способен.

3. Разг.-сниж. Бранное слово. Куда тебя несёт, д.! Ты что, д.! Вот д., ничего не видно!

◊ Дья́вол с ним (с тобой и т.п.). Выражение вынужденной уступки, согласия с кем-л. Иди ты (убирайся, проваливай) к дья́волу! Грубое пожелание избавиться от чьих-л. домогательств. Жёлтый дья́вол. О золоте, деньгах, властвующих над человеком. Какого дья́вола! Разг.-сниж. Возглас негодования, возмущения. На кой дья́вол кто, что нужен (годится, сдался и т.п.)? Разг.-сниж. Зачем, для чего? Ни дья́вола. Разг.-сниж. Совсем ничего. Ни к дья́волу не годится. Разг.-сниж. Ни на что не пригоден (пригодна). Ну тебя (её, вас, их и т.п.) к дья́волу! Разг.-сниж. Выражение полного отказа от кого-, чего-л., полного пренебрежения. Какого дья́вола; за каким дья́волом; на кой дьявол. Разг.-сниж. Зачем, для чего. Что за дья́вол! Выражение недоумения, растерянности и т.п.

дья́вол (от греч. diábolos) (сатана, чёрт, Иблис), в некоторых религиях (христианстве, исламе и др.) злой дух или глава злых духов, противостоящий Богу; властелин ада.

ДЬЯВОЛ — ДЬЯ́ВОЛ (от греч. diabolos — клеветник) (сатана, Иблис), в некоторых религиях (христианстве, исламе и др.) злой дух или глава злых духов, противостоящий богу; властелин ада.

ДЬЯВОЛ (от греч. diabolos) (сатана — черт, Иблис), в некоторых религиях (христианстве, исламе и др.) злой дух или глава злых духов, противостоящий богу; властелин ада.

1. В некоторых религиях: злой дух, черт, сатана.

Употребляется как бранное слово.

— Куда тебя несет, дьявол! Не видишь разве, что едешь на людей —! — услышал Бобров впереди грубый окрик. Куприн, Молох.

— О, дьявол! — выругался Илья, оступившись в какую-то яму, полную грязи и снега. М. Горький, Трое.

какого< (или для какого)> дьявола; за каким дьяволом; на кой дьявол

выражение недоумения, растерянности и т. п.

ДЬЯВОЛ (греч. diabolos, «клеветник»), в иудаизме и христианстве обозначение высшего духа зла, антагониста Бога и искусителя человека, иначе называемого сатаной. В еврейской Библии слово «сатан» («сатана»), примененное к конкретному сверхчеловеческому существу, встречается трижды — в 1 Пар 21:1, Иов 1-2 и Зах 3:1-2. Хотя неоднократно высказывалось мнение, что иудейская вера в сатану сложилась в результате зороастрийских влияний, само это слово является чисто семитским и употреблялось израильтянами с древних времен. Более того, само место, которое отводится сатане в религиозной системе иудаизма, где он подчинен Яхве и обладает лишь ограниченной властью, принципиально отличается от места, занимаемого началом зла в иранском дуализме — Ахриманом, который совечен и равен Ахурамазде (Ормазду), благому духу света, и наравне с последним принимает участие в сотворении мира. Вместе с тем мировоззрение древних иранцев повлияло на развитие семитских представлений о дьяволе, который в апокрифической литературе приобретает большую независимость от Яхве и получает в свое распоряжение полчища младших злых духов. Так, в Книге Еноха о сатане говорится во множественном числе; это имя применяется к демонам, троякое назначение которых состоит в том, чтобы искушать (69:4, 6), обвинять (40:7) и наказывать (53:3; 56:1; 62:11). Происхождение этих демонов связывается с рассказом о падении ангелов, которые согрешили с «дочерьми человеческими» (1 Енох 6-10, ср. Быт 6:1-6). Автор Книги Премудрости Соломона впервые отождествил сатану со змием из третьей главы Книги Бытия (Прем 2:23-24). Асмодей, злой дух в Книги Товита (3:8), возможно, олицетворяет дьявола. В Новом Завете дьявол, или сатана, фигурирует еще под несколькими дополнительными именами. Он называется «бесовским князем» (Мк 3:22), «князем мира сего» (Ин 12:31) и «князем, господствующим в воздухе» (Еф 2:2); он «искуситель» (Мф 4:3; 1 Фес 3:5), «веельзевул» (Мф 12:24, 27; Лк 11:18, 19), «враг» (Мф 13:39), «лукавый» (Мф 13:19; Еф 6:16; 1 Ин 2:14), «Велиар» (2 Кор 6:15), «змий» (2 Кор 11:3) или «древний змий» (Откр 12:9), «бог века сего» (2 Кор 4:4), «отец лжи» (Ин 8:44) и, возможно, Аполлион (что означает «Губитель») (Откр 9:11), может прикидываться ангелом света (2 Кор 11:14). Все эти определения относятся к могущественному существу, враждебному Богу, стремящемуся насаждать зло и пользующемуся ложью и обманом, чтобы совращать беспечные души.

Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991 Демонология эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.). М., 1996 Мессадье Ж. История дьявола. М., 1996 Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М., 1997 Сандулов Ю.А. Дьявол: Исторический и культурный феномен. СПб, 1997

ДЬЯ́ВОЛ, ДИА́ВОЛ — падший ангел, к-рый до своего падения был одним из высших ангелов в небесной иерархии (Синонимы: сатана, нечистый дух, демон, бес, Вельзевул, князь тьмы, Люцифер, Фосфор, Велиар и проч.). За горделивое послание против Творца он и увлеченные им духи были низвержены с «неба» и обречены на конечную погибель как отчужденные от источника истинного бытия, т. е. Бога-Творца. Злым этот высший ангел стал в своем свободном самоопределении. Поскольку ангельские дух. сущности обладают тварной вечностью неизменностью, дьявол — неизменный носитель зла, для к-рого принципиально невозможно покаяние, а следовательно и прощение. Нераскаянность дьявола выражается в безнадежной борьбе против Бога и Его творения. Он — источник зла, греха, страдания, смерти и неустроенности в тварном мире. В начале Библии, в книге Бытия, Д. появляется в образе змея, обольщающего первых людей. Проклятого за это Богом Д. и его слуг ожидает погибель в «последние времена», после решительной битвы, описанной в кн. Откровения (Апокалипсисе), где он изображен в образе Дракона. Д. под разными именами — широко распространенный персонаж в фольклоре. В худож. лит-ре представлен в спекулятивно переосмысленных, часто облагороженных образах (И. В. Гете, Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, Т. Манн, М. А. Булгаков и пр.).

Лит.: Амфитеатров А. Дьявол в быте, легенде и в лит-ре Средних веков. Ташкент, 1993; Роббинс Р. Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996; Якушева Г. В. Фауст и Мефистофель вчера и сегодня. М., 1998; Махов А. Е. (автор-составитель). Сад демонов. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М., 1998.

Дьявол (протягивающий молитвенник святому Вольфгангу). Фрагмент алтаря «Отцов церкви» работы М. Пахера. 1486. Старая пинакотека. Мюнхен.

ДЬЯВОЛ (греческое diabolos) (сатана, черт, Иблис), в некоторых религиях (иудаизме, христианстве, исламе и др.) злой дух или глава злых духов, противостоящий Богу; властелин ада. В иудаизме, христианстве, исламе Дьявол — творение самого Бога; живущее в Дьяволе зло рассматривается не как изначальное свойство Дьявола, а как следствие ложного выбора его свободной воли, отпадения от Бога в акте измены.

// Выражение восходит к памфлету М.Горького «Город Желтого Дьявола» (1906 г.), где описан Нью-Йорк, в котором люди становятся «слепыми орудиями Желтого Дьявола — Золота»./ неодобр.

О деньгах и золоте, которые порабощают людей, становятся объектом поклонения; о наживе, стяжательстве.

• В самом деле, посмотрите, и вы увидите, как сильно и полно освободились уже наши люди от проклятой власти «желтого дьявола». (Л.В.Успенский. Чистый воздух). Речь идет о скромном, даже девственном уголке страны. Вермонт — не Нью-Йорк, где «правит бал» Желтый Дьявол, не Невада, где взрывают ядерные бомбы и режутся в рулетку. Изв., 10.08.86. Желтый дьявол: Золото и капитализм (Назв. книги А.Аникина). Кн. обозр., 1986, №6, 13. Хохот Желтого дьявола: Повесть, рассказы (Название книги А.Сорокина). Кн. обозр., 1987, № 32, 13.

Белый дьявол. Публ. 1. Наркотики. 2. Наркомания. НРЛ-78; Мокиенко 2003, 29.

Голубоглазый дьявол. Публ. Ирон. Телевизор. НРЛ-82. Из англ. blue-eyed-devil. Мокиенко 2003, 29.

Дьявол верёвку подсунул кому. Коми. О повесившемся человеке. Кобелева, 62.

Дьявол вселился в кого. Прост. Кто-л. приходит в неистовство от злобы, раздражения. Ф 1, 182.

Дьявол на глаза туск навёл кому. Коми. Кто-л. начал терять зрение. Кобелева, 62.

Дьявол поехал на ком. Волг. О несдержанном человеке, хулигане. Глухов 1988, 39.

Дьявол сидит в ком. Прост. Кто-л. лукавит, сопротивляется. Ф 1, 182.

Дьявол смутил (соблазнил) кого. Коми. Неодобр. Кто-л. совершил неправильный поступок. Кобелева, 62.

Дьявол тебя (его, вас и пр.) побери! Прост. Бран. Выражение досады, негодования, желания избавиться от кого-л. Мокиенко, Никитина 2003, 128.

Дьявол тебя (его и т. п.) ухвати! Ряз. То же. ДС, 580.

Жёлтый дьявол. Публ. Презр. 1. Золото, порабощающее людей. 2. Дух наживы, стяжательство. БТС, 292. По названию очерка М. Горького «Город Желтого Дьявола». БМС 1998, 178; Мокиенко 2003, 29.

[На] какого дьявола. Прост. То же, что на кой дьявол? Мокиенко, Никитина 2003, 129.

На кой дьявол? Прост. Зачем, для чего? ФСРЯ, 154; БТС, 292; Мокиенко, Никитина 2003, 128.

Притворенный дьявол. Кар. Неодобр. Любитель дурачиться, прикидываться кем-л. СРГК 5, 212.

Супротивный дьявол. Морд. Бран. О человеке, не подчиняющемся, сопротивляющемся кому-л., чему-л. СРГМ 2002, 172.

Ходячий дьявол. Жарг. арм. Часовой. Максимов, 125.

Какого дьявола. Прост. Груб. Почему, зачем? БТС, 292; Ф 1, 182; Мокиенко 1986, 177, 179.

Ни дьявола. Прост. Совсем ничего. БТС, 292.

Тешить дьявола. Прост. Неодобр. То же, что тешить беса 1. (БЕС). Ф 2, 204.

За каким (коим) дьяволом? Прост. Бран. То же, что на кой дьявол? БТС, 292; Мокиенко, Никитина 2003, 129.

Дьявол

Дья́вол (греч. διάβολος – кле­вет­ник, поро­ча­щий) – падший ангел, вос­став­ший, по при­чине гор­до­сти, против Бога и в резуль­тате утра­тив­ший своё высо­кое ангель­ское досто­ин­ство; сатана, глава падших духов.

Злая дея­тель­ность дья­вола, направ­лен­ная на иску­ше­ние людей, попус­ка­ется Богом, в том числе, ради опре­де­ле­ния их сво­бод­ной воли к добру.

Диавол всегда желает чело­веку только зла, его цель – поги­бель чело­века.

По сви­де­тель­ству Св. Писа­ния, начало греха идет от дья­вола. «Кто делает грех, тот от диа­вола, потому что сна­чала диавол согре­шил» ( 1Ин.3:8 ). «Паде­ние для анге­лов то же, что смерть для людей. Ибо после паде­ния для них нет пока­я­ния, как и для людей оно невоз­можно после смерти», пишет преп. Иоанн Дамас­кин. «Тогда скажет и тем, кото­рые по левую сто­рону: идите от Меня, про­кля­тые, в огонь вечный, уго­то­ван­ный диа­волу и анге­лам его» ( Мф.25:41 ) .

Дьявол ста­но­вится “князем мира сего” через свою власть над людьми, отпав­шими от Бога. Чело­век не может суще­ство­вать авто­номно в духов­ном плане, либо он испол­няет благую волю Бога, либо отдаёт себя во власть дья­вола.

Может ли дьявол тво­рить чудеса?

Будучи анге­лом по есте­ству, дьявол обла­дает опре­де­лен­ными воз­мож­но­стями в воз­дей­ствии на стихии и пред­меты види­мого мира, пре­вы­ша­ю­щими воз­мож­но­сти чело­века.

Напри­мер, в Книге Иова отме­чен случай, когда сатана низ­верг огонь с неба ( Иов.1:16 ). В аске­ти­че­ской лите­ра­туре содер­жится мно­же­ство при­ме­ров, иллю­стри­ру­ю­щих спо­соб­но­сти сатаны и его сообщ­ни­ков, демо­нов, совер­шать столь впе­чат­ля­ю­щие чело­века деяния, что многие из них, в извест­ном отно­ше­нии, могут быть названы чуде­сами. Поло­жим, во втором посла­нии апо­стола Павла к фес­са­ло­ни­кий­цам прямо утвер­жда­ется, что без­за­кон­ник, то есть анти­христ, кото­рый явится перед кон­чи­ной мира и станет ору­дием сатаны, будет дей­ство­вать «со всякою силою и зна­ме­ни­ями и чуде­сами лож­ными» ( 2Фес.2:9 ).

Стало быть, сатана может совер­шать поступки, спо­соб­ные изу­мить чело­века, пора­зить его взор, ум, чув­ства, вооб­ра­же­ние. Но пра­вильно ли гово­рить об этих поступ­ках или резуль­та­тах этих поступ­ков, как о под­лин­ных чуде­сах?

Соб­ственно говоря, чудо, пони­ма­е­мое как плод осо­бого сверхъ­ествен­ного воз­дей­ствия на пред­меты и явле­ния нашего мира, особое сверхъ­есте­ствен­ное вме­ша­тель­ство в есте­ствен­ный ход вещей, доступно лишь Богу (условно можно ска­зать, что оно доступно и тем, кто дей­ствует в синер­гии с Богом, напри­мер, подвиж­ни­кам-чудо­твор­цам). Сатана же, дей­ствуя вопреки воле Божьей, в силах ока­зы­вать на пред­меты и явле­ния мира то воз­дей­ствие, кото­рое соот­вет­ствует его при­род­ным спо­соб­но­стям и лишь в той мере, в какой доз­во­ляет Гос­подь. Таким обра­зом, можно гово­рить, что сатана спо­со­бен на чудо, но чудо не в исклю­чи­тель­ном зна­че­нии этого слова, а чудо ложное (заме­тим, что лож­ными сата­нин­ские чудеса назы­ва­ются и потому, что направ­лены против добра, а часто и на обман орга­нов чувств или созна­ния чело­века).

Как еще назы­вают диа­вола?

Диавол – одно из наиме­но­ва­ний главы темных сил, в хри­сти­ан­стве он также изве­стен как сатана, веель­зе­вул, лука­вый, князь мира сего, враг, кле­вет­ник, отец лжи и т. д.

Как пра­вильно писать (про­из­но­сить) – «диавол» или «дьявол»? Или это два разных поня­тия?

В гре­че­ском языке, откуда слово διάβολος в пришло в ста­ро­сла­вян­ский, нет мяг­кого знака. Поэтому изна­чально на Руси гово­рили и писали: «диавол». В цер­ков­но­сла­вян­ском это слово таким оста­ется и до сих пор – «дїа́волъ». С тече­нием вре­мени «и» заме­ни­лось на мягкий знак – такое чере­до­ва­ние часто встре­ча­ется в рус­ском языке, осо­бенно в окон­ча­ниях (-нье или ‑ние), поэтому в совре­мен­ном рус­ском при­нято упо­треб­лять слово «дьявол», а «диавол» нередко исполь­зу­ется в рели­ги­оз­ной лите­ра­туре.

Может ли диавол, как пред­ста­ви­тель духов­ного мира, вме­ши­ваться в дела мира мате­ри­аль­ного?

Гос­подь в Своем Слове дает совет: «Обле­ки­тесь во все­ору­жие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диа­воль­ских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ных» ( Еф.6:11-12 ). Здесь ясно ска­зано, что диавол и падшие ангелы явля­ются частью мира духов, но в то же время они активно вме­ши­ва­ются в дела мате­ри­аль­ного мира.

Знает ли диавол, что у нас в сердце?

Сердца ведает цели­ком и пол­но­стью только Бог. Как сле­дует из раз­лич­ных трудов по аске­тике, отча­сти диавол может знать и о добрых, и о злых помыс­лах, но именно отча­сти, то есть не всегда и не обо всех. И он, конечно, знает лукав­ство и злобу, кото­рые он сам насаж­дает в тех, кто ему служит. «Если у меня есть помысл злой, то диавол знает его, потому что он сам мне его все­вает, – пишет св. прп. Паисий Свя­то­го­рец. – Если я сейчас хочу куда-то пойти и сде­лать доброе дело, напри­мер, спасти какого-то чело­века, то диавол не знает об этом. Однако, если сам диавол под­ска­жет чело­веку: «Иди и спаси такого-то», то есть под­бро­сит ему такой помысл, то он сам под­стег­нет его гор­дость и поэтому будет знать о том, что у этого чело­века на сердце».

Как рас­по­знать диа­воль­ские сети?

Прп. авва Доро­фей ука­зы­вает: «Почему же диавол назы­ва­ется не только врагом, но и про­тив­ни­ком? Врагом назы­ва­ется потому, что он чело­ве­ко­не­на­вист­ник, нена­вист­ник добра и кле­вет­ник; про­тив­ни­ком же назы­ва­ется потому, что он ста­ра­ется пре­пят­ство­вать вся­кому доб­рому делу. Хочет ли кто помо­литься: он про­ти­вится и пре­пят­ствует ему злыми вос­по­ми­на­ни­ями, пле­не­нием ума и уны­нием. Хочет ли кто подать мило­стыню: он пре­пят­ствует среб­ро­лю­бием и ску­по­стию. Хочет ли кто бодр­ство­вать: он пре­пят­ствует лено­стью и нера­де­нием, и так-то он сопро­тив­ля­ется нам во всяком деле, когда хотим сде­лать доброе. Поэтому он и назы­ва­ется не только врагом, но и про­тив­ни­ком. Сми­рен­но­муд­рием же сокру­ша­ются все оружия врага и про­тив­ника». Как же рас­по­знать диа­воль­ские сети? Св. прп. Паисий Свя­то­го­рец пишет: «Имея сми­ре­ние, мы в состо­я­нии рас­по­знать диа­воль­ские сети, потому что сми­ре­нием чело­век про­све­ща­ется и срод­ня­ется с Богом. Сми­ре­ние – это то, что делает диа­вола кале­кой».

Надо ли бояться диа­вола?

В Новом Завете гово­рится о том, что гоне­ния на хри­стиан – дело рук диа­вола, однако при этом его не сле­дует бояться: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет пре­тер­петь. Вот, диавол будет ввер­гать из среды вас в тем­ницу, чтобы иску­сить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). Чтобы в таком мире вести бла­го­че­сти­вую жизнь, усто­ять против козней диа­воль­ских и не под­верг­нуться одной с ним участи, нам дан в Писа­нии совет: «Трез­ви­тесь, бодр­ствуйте, потому что про­тив­ник ваш диавол ходит, как рыка­ю­щий лев, ища кого погло­тить» ( 1Пет. 5:8 ). Хри­сти­ане должны бороться с диа­во­лом и с помо­щью Божией побеж­дать его: «Итак, поко­ри­тесь Богу; про­ти­во­станьте диа­волу, и убежит от вас» ( Иак.4:7 ). Во Второе при­ше­ствие Иисуса Христа дьявол будет навечно «ввер­жен в озеро огнен­ное и серное» ( Откр.20:10 ).


источники:

http://sanstv.ru/dict/%D0%B4%D1%8C%D1%8F%D0%B2%D0%BE%D0%BB

http://azbyka.ru/dyavol