Е и е после шипящих в суффиксах страдательных

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

В уроке «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» учитель рассказывает о правилах написания таких слов. Этот урок завершает серию лекций о причастиях.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
e-yo_v_suffiksah_stradat_prich.docx24.77 КБ
e-yo_v_suffiksah_stradat_prich.pptx465.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Разработала и провела : учитель МОУ СОШ № 48 Горбунова Е. В.

Русский язык : учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.

Тема: БУКВЫ Е И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.

Цель: познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», продолжить формирование орфографических умений и навыков.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация, объявление темы, постановка цели урока.

Мы продолжаем изучать правописание причастий. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с условиями выбора букв Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий, но сначала давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущую тему.

Какую орфограмму мы изучали на прошлом уроке? (Гласные перед Н в причастиях). С этой орфограммой связаны следующие задания.

  1. Актуализация знаний (2 человека работают у доски, 4-5 человек на своих местах выполняют задание, остальные работают устно).
  1. Работа у доски по карточкам (Приложение 1):

Вставь пропущенные буквы, объясни правописание причастий:

Возлож_нные к памятнику

Перестрой словосочетания, образовав от глаголов страдательные причастия, объясни их правописание:

Замешать в историю

  1. Выполнение индивидуального задания на местах, 4-5 чел. (Приложение 2).

Заполни таблицу, образовав от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, выдели в причастиях суффиксы:

— Мы с вами поработаем устно. Итак, какую орфограмму мы изучили на прошлом уроке? (Гласные перед Н в причастиях).

— Сформулируйте правило: когда перед Н в причастиях пишем А, Я? Когда пишем Е? (Если причастие образовано от глагола на -ать, -ять, пишем Е, если от глагола на -ить, -еть – в причастии пишем Е).

— Посмотрите на экран. На слайде представлена опорная схема для данной орфограммы. Всё ли на схеме правильно? (неверно выделены суффиксы причастий).

Глаголы на -ать, -ять → -анн-, -янн-

Глаголы на -ить, -еть → -енн-

— Устраните недочеты, в тетрадях оформите эту запись правильно (на доске записать и правильно выделить суффиксы).

4) Проверка выполненных на доске заданий.

1) Запись в тетради даты, работы, темы.

— Посмотрите на экран, прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные слова:

Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья.

Невысокое солнце глядело на разукрашенную в иней берёзку.

— Поставьте ударение и верно произнесите выделенные жирным шрифтом слова. Запишите их.

— Попробуйте сформулировать правило написания букв Е-Ё в суффиксах причастий после шипящих (в суффиксах причастий после шипящих под ударением пишем Е, без ударения – Ё).

— Проверим, правильный ли вывод вы сделали.

3) Работа с учебником (Чтение правила на стр. 70, § 25).

5. Закрепление материала.

1) Выборочный диктант (работа «по цепочке», на доске и в тетрадях): из предложений выписать причастия с изучаемой орфограммой, графически ее обозначить.

Ты печальной вошла, озабоченной. Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный

рожок. Он не представлял себе мысли вне фронта и сейчас ехал в Крым, где

разгорались ожесточённые бои. За нами тащилась запряжённая пушка с

зажжённым фитилём. В парке дружно зазеленели клёны, посаженные в День

Победы ветеранами. Погожими утренними зорями окопы и воронки,

опушённые по краям лохматым бурьяном, как сеткой, затянуты паутиной.

2) Выполнение упр. 139 по цепочке (на доске и в тетрадях).

3) Какую орфограмму вам напоминает сегодняшняя тема? (Буквы О-Ё-Е после шипящих и Ц в разных морфемах слов разных частей речи).

4) Составим алгоритм, который поможет вам без ошибок писать слова с данной орфограммой (учитель ставит перед обучающимися вопросы, ответив на которые, можно сформулировать пункты алгоритма; поэтому целесообразно настроить презентацию так, чтобы пункты алгоритма появлялись поочередно, после обсуждения, а не весь алгоритм сразу).

Алгоритм написания букв е, ё, о после шипящих

  1. Определить часть речи.
  2. Поставить в слове ударение.
  3. Выделить морфему с орфограммой.
  4. В корне:

— Под ударением пишем Ё ( шёпот, шёлк ).

— Слова-исключения: шов, крыжовник, капюшон, обжора .

— В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е ( ежовый, грушевый ).

— В прич. под ударением пишем Ё, без ударения – Е.

— В глаг. под ударением пишем Ё (печёт).

— В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е (врачом, полотенцем).

6. Самостоятельная работа:

Упр. 143 (записать слова, распределив их по трем столбикам):

– Итак, с какой орфограммой вы познакомились сегодня?

  1. Домашнее задание ( слайд 7 ).

При составлении конспекта урока использовала материалы следующих пособий:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г.А. Богданова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 227 с.
  2. Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: кн. для учителя / [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян]. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
  3. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. /авт.-сост. С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 398 с.

Вставь пропущенные буквы, объясни правописание причастий:

Возлож_нные к памятнику

Перестрой словосочетания, образовав от глаголов причастия, объясни их правописание:

Замешать в историю

«___»_____________ 20___ г. ____________________________________

Заполни таблицу, образовав от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, выдели в причастиях суффиксы:

«___»_____________ 20___ г. ____________________________________

Заполни таблицу, образовав от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, выдели в причастиях суффиксы:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 Ворошиловского района г. Волгограда ИЗУЧАЕМ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЧАСТИЙ ГОРБУНОВА Елена Викторовна, учитель русского языка высшей квалификационной категории

Гласные перед Н в причастиях Глаголы на — ать , -ять → -анн-, — янн — Глаголы на — ить , — еть → — енн —

Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья. Невысокое солнце глядело на разукрашенную в иней берёзку .

Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий Суффикс — ённ — ударный Суффикс — енн — безударный

Буквы О, Ё, Е после шипящих и Ц в словах разных частей речи Определить часть речи. Поставить в слове ударение. Выделить морфему с орфограммой. В корне: — Под ударением пишем Ё ( шёпот, шёлк ). — Слова-исключения: шов, шорох, крыжовник, капюшон, обжора .

Буквы О, Ё, Е после шипящих и Ц в словах разных частей речи В суффиксе: — В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е ( ежовый, грушевый ). — В прич . под ударением пишем Ё, без ударения – Е. В окончании: В глаг. под ударением пишем Ё ( печёт ). В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е ( врачом, полотенцем ).

1) § 25; 2) с. 71, упр. 143; 3) дополнительное задание: составить таблицу «Буквы О, Ё, Е после шипящих и Ц в словах разных частей речи», заполнив ее примерами Домашнее задание:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме «Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени». Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у.

В уроке «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» учитель рассказывает о правилах написания таких слов. Этот урок завершает серию лекций о причастиях, поэтому .

Урок русского языка в 7 классе по ФГОС.

Конспект урока с презентацией , позволяющий познакомить учащихся с правилами написания — н — и — нн – в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;2. .

Конспект урока по русскому языку «Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» состоит из разнообразных образовательных, коррекционных и воспитательных моментов.

Урок русского языка в 7 классе.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией «Вкусный урок».

Презентация к уроку «Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

Описание презентации по отдельным слайдам:

новорождённый нормировать, (доп.)нормировать обеспечение обетованный облегчить ободрить обострить озлобленный олигархия опериться оптовый осуждённый

новорождённый нормировать, (доп.)нормировать обеспечение обетованный облегчить ободрить обострить озлобленный олигархия опериться оптовый осуждённый

вручит втридорога гастрономия гладильный гололедица гордиев узел давнишний двоюродный демократия департамент деспо

вручит втридорога гастрономия гладильный гололедица гордиев узел давнишний двоюродный демократия департамент деспот

кичиться класть, клала клеить коклюш красивее красивейший кремень кулинария (искусство приготовления пищи) кулинария (магазин) кухонный

кичиться класть, клала клеить коклюш красивее красивейший кремень кулинария (искусство приготовления пищи) кулинария (магазин) кухонный

Синтаксическая пятиминутка Записать предложения. Вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание. Составить схемы предложений, объяснить постановку знаков препинания. В Берлине, на холодной сцене, Пел немец, ране…ый в Испании, По обвинению в измене Казне…ый за глаза заранее, Пять раз друзьями похороне…ый, Пять раз гестапо провороне…ый. (К.Симонов)

Наблюдение над материалом Сравни произношение и написание гласных в суффиксах полных и кратких причастий. Сделай вывод. Огорчённый (огорчён) – ограниченный (ограничен) Приглушённый (приглушён) – раскрашенный (раскрашен) Просвещённый (просвещён) – очищенный (очищен) Когда пишется в суффиксах полных и кратких причастий Е, а когда Ё?

Орфограмма «Буквы е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» После шипящих под ударением в суффиксах страдательных причастий –енн- (-ённ-), -ен- (-ён-) прошедшего времени гласный звук обозначается буквой ё, в безударном положении – буквой е. Обобщённый (прич.), рассерженный (прич.) Рассержен (прич.) Орфограмму можно найти по опознавательному признаку – положению после шипящего.

4. (Выжечь) со..нцем трава гл..дит уныло, Безнадёжно: хоть и будет дождь, но уже не з..л..неть ей… 5. Часто пр..пом..наю я себя в карет.. Даже не всегда (запрячь) лошадьми.

Образуй от данных глаголов полную и краткую форму страдательных причастий прошедшего времени. В каких корнях встречается чередование согласных? Пр..гласить, пр..влечь, обнаружить, зар.дить, Заключить, запр..тить, огр..ничить, возмутить, л..шить, погл..тить, и..печь и и я е а и о с

Спиши, образуя от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласуя их с определяемыми словами. Сильвио вынул из кармана утром (получить) письмо и дал мне его читать. 2. Это было на ра..вете. Я стоял на (назначить) месте вместе с моими тремя с..кундантами. Наконец достигнул он [Дубровский] маленькой лощины со всех ст..рон (окружить) лесом; руч..ёк изв..вался молча около дерев..ев (полуобнажить) осе..ю.

Распредели причастия по двум столбикам: с буквой ё и с буквой е в суффиксе Сожж..нные, сожж..но, измельч..нный, изображ..нный, изображ..н, увелич..нный, увелич..н, сообщ..нный, полож..нный, окруж..нный, очищ..нная, очищ..на, украш..нный, сраж..нный, подслащ..нный, потуш..нный

ё е Сожжённый, Сожжён, Измельчённый, Изображённый, Изображён, Сообщённый, Окружённый, Сражённый, Подслащённый Увеличенный, Увеличен, Положенный, Очищенная, Очищена, Украшенный, Потушенный.

Буквы О, Ё, Е после шипящих и Ц в словах разных частей речи Определить часть речи. Поставить в слове ударение. Выделить морфему с орфограммой. В корне: — Под ударением пишем Ё (шёпот, шёлк). — Слова-исключения: шов, шорох, крыжовник, капюшон, обжора.

Буквы О, Ё, Е после шипящих и Ц в словах разных частей речи В суффиксе: — В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е (ежовый, грушевый). — В прич. под ударением пишем Ё, без ударения – Е. В окончании: В глаг. под ударением пишем Ё (печёт). В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е (врачом, полотенцем).

Самостоятельная работа Спиши, вставляя пропущенные буквы, выдели морфему, в которой они находятся, определи часть речи. Возмущ..нная девч..нка, деш..вая расч..ска, пораж..нный клещ..м крыж..вник, приглуш..нный ш..пот, тяж..лая щ..тка, загруж..нный багаж..м, небольш..й роднич..к, под ж..лтым луч..м, раскрш..нные ш..лка, увлеч..нный внуч..нок, увлеч..н ж..нглёрами.

Параграф 27, упражнение №163

Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья. Невысокое солнце глядело на разукрашенную в иней берёзку.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Фомина Нина ВасильевнаНаписать 2134 12.01.2018

Номер материала: ДБ-1036175

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    12.01.2018 780
    12.01.2018 965
    12.01.2018 845
    12.01.2018 1176
    12.01.2018 360
    12.01.2018 771
    12.01.2018 568
    12.01.2018 391

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России запустят телепроект о российских вузах

Время чтения: 1 минута

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Более 600 школ в регионах России закрыто из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/02/01/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-7-klasse-bukvy-e-yo-posle

http://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-bukvi-e-i-yo-posle-shipyaschih-v-suffiksah-stradatelnih-prichastiy-proshedshego-vremeni-2457995.html