Е и е в суффиксах причастий после шипящих упражнение

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §27. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Упражнение №160

От глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы.
Огр..ничить, ск..лотить, ра..крепостить, обобщить, обез..ружить, осв..тить, об..ездить, потушить, ра..красить, л..шить, украсить, уху..шить, обе..водить, погл..тить, выутюжить.

Решение

Огранич ить е − ограниченный , ограничен ;
сколот ить е − сколоченный , сколочен ;
раскрепост ить е − раскрепощенный , раскрепощен ;
обобщ ить е − обобщенный , обобщен ;
обезоруж ить е − обезоруженный , обезоружен ;
освет ить е − освещенный , освещен ;
объезд ить е − объезженный , объезжен ;
потуш ить е − потушенный , потушен ;
раскрас ить е − раскрашенный , раскрашен ;
лиш ить е − лишенный , лишен ;
украс ить е − украшенный , украшен ;
ухудш ить е − ухудшенный , ухудшен ;
обезвод ить е − обезвоженный , обезвожен ;
поглот ить е − поглощенный , поглощен ;
выутюж ить е − выутюженный , выутюжен .

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок русского языка в 7 классе по теме «Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени». Цель: познакомить воспитанников с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; формировать навыки написания гласной после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; закрепить пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

  • познакомить воспитанников с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
  • формировать навыки написания гласной после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
  • развивать речь воспитанников на основе составления предложений по данной иллюстраций;
  • корригировать образную память, логическое мышление на основе выполнения заданий на выделение конкретного из общего;
  • воспитывать любовь к осенней природе.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки с заданиями, иллюстрация об осени.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас присутствуют гости.

    Сообщение темы и цели урок.

-Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю. (П.Чесноков).
— О какой части речи эта загадка? ( О причастии).

-Ребята, сегодня мы с вами дальше продолжим изучение большой и сложной темы: «Причастие ». Тема нашего урока : «Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока.

III. Актуализация знаний учащихся.

Опрос воспитанников по индивидуальным карточкам (2 человека за первыми партами).

Задание: Расставить в предложениях недостающие знаки препинания. Обозначить причастные обороты.
Листья пригретые солнцем падали на сырые дорожки.

Листья пригретые солнцем падали на сырые дорожки.

Не закрытая тучей заря освещала окна.

Не закрытая тучей заря освещала окна.

Замёрзшие за ночь цветы оживали.

Замёрзшие за ночь цветы оживали.

Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

  1. Фронтальная проверка усвоения остальными учащимися темы предыдущего урока «-Н- и –НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

-Задание: вместо точек вставьте нужную букву.

Подреза…ые деревья
Краше…ые стены
Заплете…ая коса
Выстрое…ая школа
Упакова…ые книги
Моче…ое яблоко
Прочита…ая книга
Вяза…ые варежки

Подрезанные деревья
Крашеные стены
Заплетенная коса
Выстроенная школа
Упакованные книги
Моченое яблоко
Прочитанная книга
Вязаные варежки

Задание: 1. Распредели слова в два столбика 1) причастие, 2) прилагательное
(Ненавис(?)ный, (не)уклюжий, (не)нас(?)ный, (не)скоше(н,нн)ый луг, никогда (не)вида(н,нн)ые станции, никем (не)занятая гостиница, (не)выслуша(н,нн)ый ответ.

  1. Показ иллюстрации об осени, составление предложений по ней. (Синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.)

Наступает золотая осень, приносящая дожди.

Приносящая (осень)- причастие.

  1. Осень (какая?) — приносящая, нач. ф.- приносящий.
  2. Пост. признаки: действит., наст. вр., несов. в., невозвр.;

Непост. признаки: полн., ед. ч., им. п., ж. р.

  1. Осень (какая?)- приносящая, определение.

4. Фронтальная беседа

1. Что называется причастием?

2. Какие группы причастий мы знаем?

3. Что такое причастный оборот? Как он выделяется на письме?

Физминутка для глаз.

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

— В связи с какими частями речи и какими морфемами мы говорили о правописании О-Ё после шипящих? (Правописание О-Ё после шипящих в корне; суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных).

V. Объяснение нового материала.

-Какую гласную надо писать в суффиксах страдательных причастий после шипящих?

Всеми униженное, всеми обиженное, никем не привечённое, почти не замеченное, бедное, бедное страдательное причастие.

— Вывод: Так как причастия образованы от глаголов, то в нём, как и в глаголах, под ударением после шипящих пишется буква Ё, без ударения- Е:

— В существительных, образованных от причастий, гласная Ё под ударением после шипящих также сохраняется:

— А теперь давайте посмотрим на примере:

-Его хребет казался напряжён

И, на когтях всё поднимаясь выше,

Пуститься в лёт готовится дракон.

-Какое причастие нашли в данном стихотворении?

-Напряжён- краткая форма страдательного причастия образована от глагола напрягаться, в безударном положении после шипящей Ж пишется Ё.

А теперь другой пример :

-Измученный уроками школьник с трудом дошёл до дома.

— Причастие измученный образовалось от глагола измучить, после шипящей Ч в суффиксе пишется Е.

Вставьте в суффиксы причастий либо букву Ё, либо букву Е:

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

В уроке «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» учитель рассказывает о правилах написания таких слов. Этот урок завершает серию лекций о причастиях.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/02/26/bukvy-e-i-yo-posle-shipyashchih-v-suffiksah-stradatelnyh

http://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/bglava-2-prichastieb/bukvy-e-i-yo-posle-shipyaschih-v-suffiksah-stradatelnyh-prichastiy-proshedshego-vremeni