Единство временных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи в якутском тексте Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сивцева Наталия Александровна
В статье рассматривается текстообразующая функция временных форм глаголов-сказуемых в якутском тексте . Материалом исследования является текст сказки, включенный в сборник «Якутские сказки» Г. У. Эргиса.
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сивцева Наталия Александровна
The Unity of Temporal Forms of Verb-predicates as a Means of Ties in the Yakut Text
The text-function of temporalforms of verbs-predicates in the Yakut text is considered in the article. The text of the fairy-tale included in the collected » Yakut fairy-tales» by G. U. Ergis is the materialof the study.
Текст научной работы на тему «Единство временных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи в якутском тексте»
Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 5 (259).
Филология. Искусствоведение. Вып. 63. С. 144-146.
ЕДИНСТВО ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ГЛАГОЛОВ-СКАЗУЕМЫХ КАК СРЕДСТВО МЕЖФРАЗОВОЙ СВЯЗИ В ЯКУТСКОМ ТЕКСТЕ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 11-34-00356а2 “Временные формы глагола как средство межфразовой связи в
В статье рассматривается текстообразующая функция временных форм глаголов-сказуемых в якутском тексте. Материалом исследования является текст сказки, включенный в сборник “Якутские сказки” Г. У. Эргиса.
Ключевые слова: якутский язык, текст, сложное синтаксическое целое, структура, средства связи, глагол, временная форма.
Глагол в якутском языке является достаточно изученной частью речи, но в настоящее время исследования глагола в аспекте проблемы текста отсутствуют. Хотя в некоторых трудах по якутскому языку проблемы глагола рассматриваются на уровне текстового материала, однако теоретическое представление текстовых категорий, единиц на материале якутского языка до сих пор находится на начальной стадии изучения, в них не используется терминология лингвистики текста. Все примеры, основанные на текстовых фрагментах, сведены к понятию контекст или обозначены как отрывки из текста.
Исследование языковых явлений на уровне текста дает возможность наиболее точно выявить, описать их суть, шире и глубоко раскрыть их потенциал. По мнению исследователей, “почти идеальной моделью” текста является сложное синтаксичекое целое (далее
— ССЦ) — структурно-семантическая текстовая единица, представляющая собой группу взаимосвязанных самостоятельных предложений, объединенных лексико-грамматическими и ритмомелодичными признаками, характеризующих какую-либо сторону описываемого предмета (явления) [3. С. 15-80], “в его структуре обнаруживаются практически все принципы, приемы, средства, релевантные для текста” [1. С. 100-101]. В этом отношении изучение языковых явлений, их текстообразующей функции на уровне ССЦ является целесообразным.
Любая синтаксическая конструкция существует благодаря синтаксической связи. Как отмечают исследователи, “без синтаксических связей нет и не может быть никаких синтаксических объектов, никаких синтаксических субстанций, поскольку синтаксический объект всегда мыслится как конструктивный, по-
строенный тем или иным способом” [5. С. 7]. Средства синтаксической организации текста, обеспечивающие его целостность и связность. подразделяются на лексические, морфологические и синтаксические. Временные формы глаголов-сказуемых относят к морфологическим средствам межфразовой связи [4. С. 8].
Рассмотрим пример, демонстрирующий единство временных форм глаголов-сказуемых в качестве межфразовой связи (римскими цифрами обозначены ССЦ в тексте, арабскими цифрами — порядковые номера предложений в ССЦ):
I. (1) Былыр биир ыалга биир киhи кYтYвттээри хоно кэлбит. (2) Киэhэ аштыкка кYтYвккэ ас бвгвнY агалан, ууран биэрбиттэр.
(3) КYтYвт буоллагына, мааны киш дэтээри, астарын дуомугар эрэ аhаабыт. (4) Аhаан баран бары таргаспыттар. (5) Дьиэлээх тойон уонна кYтYвт аргыш аттарын аhата тах-сыбыттар. (6) Дьахталлар хотоЩо ынахта-рын ыы киирбиттэр. (7) Дьиэ ишгэр соготох кYтYвт эрэ хаалбыт.
II. (1) Били аанньа аhаабатах киш, ашіах санаата квтвн тYhэр да, ха^ас диэки баран, хара^а да буоллар, эт баарын булан сиэри тэринэр. (2) Биир кырбас эти ылан, а^аар уhугуттан тиишнэн ытыран туран, бътагынан биир ыстыы эти бътаары, эттэри, уостары быта элийэн кээhэр. (3) Бэргэhэлээх YтYЛYгYн туппутунан ташірдьа ыстанар.
(4) Ол иhэн, аргытын кврсв биэрэн, ыйытар: “Хайа, квр эрэ: уоhум логлу дуу, хабы дуу?”. (5) “Логлу-логлу”, — диир аргыш. (6) Ону истэн, дьиэтигэр ордук тYргэнник тэбинэр.
Дьэ инньэ гынан, кYтYвт, маанымсыйабын диэн, барбагын кврдврбYт.
«В старину к одним жителям приехал на ночевку один человек, чтоб высватать себе не-
весту. На ужин будущему зятю подали очень много еды. А будущий зять, чтобы показать свою благовоспитанность, поел совсем мало. Поужинав, все разошлись. Хозяин дома и спутник будущего зятя вышли покормить коней. Женщины вышли в хотон подоить коров. Дома остался только будущий зять.
Человеку, плохо поевшему, захотелось покушать. Он пошел на левую половину дома. хотя и было там темно, нашел мясо и собрался поесть. Взяв мясо, держа его с одной стороны в зубах, хотел отрезать кусочек, но отрезал и мясо, и губы себе. Схватив шапку и рукавицы, он выбежал на двор. Встретив своего спутника, спрашивает: “Посмотри-ка, губы свои отрезал совсем или слегка? ”. Тот отвечает: “Совсем-совсем”. Услышав это, он еще быстрее побежал домой.
Таким образом, стараясь показать себя благовоспитанным, он раскрыл свою ничтожность» [6. С. 80-81].
Данный пример представляет собой текст сказки, включенной в сборник “Якутские сказки”, составленный Г. У. Эргисом [6]. Этот сборник известен как первое крупное издание якутских сказок, обеспеченное добротным научным аппаратом.
Текст состоит из двух ССЦ и предложения-резюме, представляющего собой концовку сказки. Первое ССЦ включает в себя семь предложений, объединенных цепной и параллельной связями. Первое предложение данного ССЦ — это не только его зачин, но и зачин всей сказки. В нем обозначены микротема ССЦ и тема произведения в целом. В зачине присутствуют основные лексические особенности, присущие жанровой специфике сказочного фольклора: наречие былыр «в старину» в препозиции зачина, числительное биир «один» в качестве определения имени существительного в зачине. Количественное имя числительное биир «один» в позиции определения имени существительного в зачине якутской сказки указывает на оттенок неопределенности. Второе, третье и четвертое предложения связаны между собой цепной связью, в них раскрываются последовательные события. С четвертого предложения организация рассматриваемого ССЦ меняет линейную структуру. Четвертое, пятое и шестое предложения соединены параллельной связью, при этом четвертое предложение несет обобщающую нагрузку, а однотипно построенные пятое и шестое предложения параллельны между собой. Седьмое предло-
жение — это концовка данного ССЦ. Зачин и концовка первого ССЦ имеют единый субъект, в данном контексте переданный синонимами: I. (1) киш — (7) кYтYвт. Между зачином и концовкой существует связь “обстоятельство — подлежащее” (кYтYвттээри — кYтYвт). Такое кольцевое обрамление ССЦ подчеркивает его завершенность. Имена существительные в качестве подлежащего и дополнения также обеспечивают связность предложений в ССЦ (связь “подлежащее — подлежащее”:
I. (1) кши — (3) кYтYвт — (5) кYтYвт аргъта — (7) кYтYвт эрэ хаалбыт; (4) бары — (5) дьи-элээх тойон уонна кYтYвт аргыта — (6) дьах-таллар; связь “подлежащее — дополнение”:
I. (1) киhи — (2) кYтYвккэ). Лексическая связь между вторым, третьим и четвертым предложениями представлена словами и словосочетаниями, имеющими именную основу ас «еда, пища»: I. (2) Киэhэ амыыкка кYтYвккэ ас бвгвнY агалан, ууран биэрбиттэр. (3) КYтYвт буоллагына, мааны киш дэтээри, астарын дуомугар эрэ аhаабыт. (4) Аhаан баран бары таргаспыттар. При этом связь между вторым и третьим предложениями подчеркнута аффиксом принадлежности -тара (3 л. мн. ч.) в существительном астарын (астарын=ас +
-тара (афф. принадлежности в 3 л. мн. ч.) + -н (афф. винит. падежа)). Основным средством межфразовой связи в данном ССЦ, обозначающим цельность его структуры, является единство временной формы глаголов-сказуемых в первом прошедшем результативном времени (причастие на -быт, -пыт, -мыт + афф. сказуемости) 3 л. обоих чисел: I. (1) хоно кэлбит — (2) агалан, ууран биэрбиттэр — (3) аhаабыт — (4) таргаспыттар — (5) аhата тахсыбыттар -(6) ыы киирбиттэр — (7) хаалбыт.
Второе ССЦ рассматриваемого текста состоит из пяти предложений, объединенных цепной связью. Первое предложение является зачином, он содержит основную мысль, развиваемую в последующих предлложениях. Указательное местоимение били «тот (о котором уже шла речь)» в качестве определения в препозиции зачина соотносит данное ССЦ с предыдущим. Во всех предложениях, кроме пятого, единый субъект (киhи «человек»), который как подлежащее представлен в зачине и выражен в глаголах-сказуемых последующих предложений в форме 3 л. ед. ч. Средством межфразо-вой связи между вторым, третьим и четвертым предложениями выступает аффикс принадлежности 3 л. ед. ч. -а (-э) в существительных
YтYЛYгYн (YтYЛYгYн = YтYЛYк + -э (афф. принадлежности в 3 л. ед. ч.) + -н (афф. винит. падежа)), аргытын (аргыс + -а (афф. принадлежности в 3 л. ед. ч.) + -н (афф. винит. падежа)), уоhум (уоhум = уос + -(у)м (афф. принадлежности 1 л. ед. ч.). Подлежащее пятого предложения аргыта с аффиксом принадлежности 3 л. ед. ч -а также несет в себе нагрузку межфразо-вой связи. Четвертое и пятое предложения данного ССЦ представляют вопросно-ответные синтаксические конструкции с прямой речью. Семантическое значение глаголов-сказуемых в них, вводящих прямую речь, также предполагает их взаимосвязанность, основанную на логике вопросно-ответных речевых ситуаций: (3) ыйытар «спрашивает» (глагол, обозначающий вопрос) — (5) диир «говорит, (отвечает)» (глагол, обозначающий речь, в данном случае — ответ). Сочетание указательного местоимения ол с деепричастием ((4) Ол иьэн — (6) Ону (ону=ол + -у (афф. винит. падежа) истэн) в препозиции четвертого и шестого предложений указывает на их связь с предыдущими предложениями. Шестое предложение — это концовка рассматриваемого ССЦ. Основным средством меж-фразовой связи в этом ССЦ, одинаково проявляющимся во всех его композиционных частях (зачин, средняя часть, концовка) и объединяющим их, является единство временной формы глаголов-сказуемых в настояще-будущем времени 3 л. ед. ч.: II. (1) квтвн тYhэр да, тэри-нэр — (2) элийэн кээhэр. — (3) ыстанар — (4) ыйытар — (5) диир — (6) тэбинэр.
Последнее предложение рассматриваемого текстового фрагмента является концовкой ССЦ, в которой резюмируется основная мысль всего повествования. Модальное словосочетание инньэ гынан «так» с модальным словом дьэ «ну, вот, да» в препозиции концовки текста в семантическом отношении выражает обобщение, заключение, соотносит мысль, высказываемую в завершающем текст предложении, с содержанием предыдущих ССЦ. Временная форма глагола-сказуемого концовки представлена в первом прошедшем результативном времени 3 л. ед. ч. : кврдврбYт.
Схема временных форм глаголов-сказуемых, составляющих данный текст, выглядит следующим образом: I ССЦ — прошедшее результативное время первое в 3 л. обоих чисел;
II ССЦ — настояще-будущее время в 3 л. ед. ч.; концовка текста — прошедшее результативное время в 3 л. ед. ч. В первом ССЦ единство глаголов-сказуемых в прошедшем результатив-
ном времени первом выражает обычное действие, совершенное задолго до момента речи. Так как рассматриваемый текст по жанру является сказкой, то употребление данной временной формы более подходит для повествования. Динамика сюжетного развития достигает своей кульминации во втором ССЦ, где форма глаголов-сказуемых выражена в настояще-будущем времени. По мнению исследователей, данная форма может употребляться для передачи событий-состояний, совершенных в весьма отдаленном от момента речи времени и представляет собой “особый стилистический прием, применяемый с целью более яркого и доходчивого преподнесения событий давнего прошлого слушателям (читателям) настоящего момента” [2. С. 73]. Глагол-сказуемое концовки текста так же, как и в первом ССЦ, передан в прошедшем результативном времени первом. Кольцевое обрамление, заключающееся в повторении временных форм глаголов-сказуемых, указывает на цельность и завершенность всего текста сказки.
Таким образом, единство временных форм глаголов-сказуемых является одним из наиболее активных средств межфразовой связи в якутском языке. Дальнейшие исследования в этом направлении предполагают анализ текстообразующей функции временных форм глаголов-сказуемых на основе материала, представляющего различные жанры и стили якутского текста.
1. Дымарский, М. Я. Проблемы текстообра-зования и художественный текст : на материале русской прозы ХК-ХХ вв. М. : КомКнига, 2006.
2. Коркина, Е. И. Наклонения глагола в якутском языке. М. : Наука, 1970.
3. Лосева, Л. М. Как строится текст. М. : Просвещение, 1980. С. 15-80.
4. Цырендоржиева, Б. Д. Межфразовые связи в современном бурятском языке (на материале категории личного притяжания) : автореф. дис. .канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2008.
5. Черемисина, М. И. Очерки по теории сложного предложения / М. И. Черемисина, Т. А. Колосова. Новосибирск : Наука, 1987.
6. Эргис, Г. У. Якутские сказки. Якутск : Би-чик, 1996.
Виды сказуемых в русском языке (примеры)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
- глагольные сказуемые;
- именные сказуемые.
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
- простое глагольное;
- составное глагольное;
- составное именное.
Таблица
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
- я буду рассказывать;
- мы будем говорить;
- они будут отдыхать;
- вы будете собирать и т. п.;
- пусть уйдет;
- пускай спляшет;
- да отпустите его.
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Нарушение видо-временных форм глаголов.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Нарушение видо-временных форм глаголов.
Что такое вид и время глагола? Глаголы какого вида и времени бывают в русском языке? Как найти предложение с нарушением видо-временной связи глаголов в предложении? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Нарушение видо-временных форм глаголов
Давайте вспомним теорию, необходимую для выполнения задания № 8, в котором нужно найти ошибки с нарушением видо-временных форм глаголов.
Время — это непостоянный морфологический признак глагола, обозначающий отношение времени к моменту действия.
Бывает три времени глагола:
- прошедшее— обозначает действие, которое уже произошло, предшествует моменту речи;
- настоящее- обозначает действие, происходящее на данный момент или осуществляется постоянно, регулярно повторяется;
- будущее— обозначает действие, планируемое, возможное в будущем, которое произойдёт после момента речи.
Вид – это постоянный морфологический признак глагола, обозначающий характер протекания действия во времени, его завершённость или незавершённость.
Существует два вида глагола:
- совершенный вид – указывает на завершённость действия, его результат, конец (сказать, сделать) или на начало действия (запеть)
- несовершенный вид— указывает на незавершённость действия, на повторяющиеся, длительные действия (пишет, идёт).
Что такое « нарушение видо-временной связи глаголов»?
Запомните: в пределах одного предложения, абзаца глаголы должны стоять в форме одного времени и быть одного вида. Если происходит смешение времён и видов глаголов, то это приводит не только к тому, что текст становится «некрасивым», но и к искажению его смысла.
Рассмотрим примеры.
- Нарушение временной связи глаголов.
Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.
Пояснение.
В данном предложении глаголы стоят в разных формах времени: в настоящем (даёт) и в прошедшем ( показал). Необходимо, чтобы была одинаковая форма.
Верно.
Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показывает, как по-разному его проводят жители стран мира.
ИЛИ
Автор дал интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.
- Нарушение видовой связи глаголов.
Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.
Пояснение.
В данном предложении использованы глаголы разного вида: несовершенного (что делать? помогать) и совершенного ( что сделать? научить)
Верно.
Нужно помогать ребёнку, учить самостоятельности.
ИЛИ
Нужно помочь ребёнку , научить самостоятельности.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Нарушение видо-временной связи глаголов.
- Найдите грамматическую основу предложения.
- Посмотрите, в какой временной форме стоят глаголы- сказуемые в нём. Если все глаголы стоят в форме ОДНОГО времени, то в данном предложении нет ошибки. Если же глаголы стоят в разных формах времени, то это ошибка.
- Посмотрите, какого вида глаголы- сказуемые в данном предложении. Они должны быть ОДНОГО вида (совершенного или несовершенного). Если вид разный, то это ошибка.
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с нарушением видо-временной связи глаголов.
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html
http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1210-ege-russkij-yazyk-ekspress-podgotovka-zadanie-7-sintaksicheskie-normy-narushenie-vido-vremennykh-form-glagolov