Егэ по русскому языку деепричастие

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Предложения с деепричастными оборотами.

Начнём повторение теории.

Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом.

Деепричастие не изменяется, в предложении бывает обстоятельством.

Суффиксы деепричастия: -Я, — В, -А, -ВШИ, — ШИ

Итак, деепричастие обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие. Это значит, что в предложении должно быть лицо ( предмет), выполняющее ОСНОВНОЕ действие.

Рассмотрим пример.

Готовясь к экзамену, он повторял весь теоретический материал.

Сказуемое «повторял»- основное действе,

Он что делал? – повторял. Он одновременно что делал? — готовился.

( Деепричастие всегда можно заменить глаголом.)

Помните: оба действия (и основное, и добавочное) выполняет одно и то же лицо ( или предмет)

Делаем вывод: в предложении должно быть подлежащее, выражающее лицо (или предмет), которое ОДНОВРЕМЕННО выполняет ОБА действия— и основное , и добавочное.

Таким образом, в предложении должно быть подлежащее.

Однако есть случаи, когда можно употреблять деепричастный оборот, хотя в нём НЕТ подлежащего.

Случаи употребления деепричастного оборота в предложениях БЕЗ подлежащего.

  • Определённо- личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: я, мы, ты, вы).

Приехав в Москву, обязательно сходим на Красную площадь. (Мы приедем, мы сходим)

  • Неопределённо-личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: он, оно, оно, они. Если глагол в прошедшем времени, то можно подставить любое личное местоимение).

Приехав в Москву, решили пойти на Красную площадь.( Они (мы, вы) приехали и решили пойти).

  • Запомните: в безличном предложении (где нет и не может быть подлежащего) деепричастный оборот может употребляться только в тех случаях, когда в нём есть слова : нужно, можно, нельзя, возможно, следует и пр. + ИНФИНИТИВ.

Готовясь к экзаменам, нужно обязательно повторять теоретический материал.

Итак, ребята, мы разобрались, в каких случаях МОЖНО использовать в речи деепричастный оборот.

В задании № 8 будут даны предложения с ОШИБКОЙ в употреблении деепричастного оборота. Разберём их.

Типичные ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.

  • Если действие, которое выражено глаголом, и действие, выраженное деепричастием, выполняют РАЗНЫЕ лица (или предмет).

Пример.

Подъезжая к городу, начался сильный дождь.

(К городу подъезжали люди, а не дождь, который начался).

Верно.

Когда мы подъезжали к городу, начался дождь.

  • Если в безличном предложении НЕТ инфинитива.

Пример.

Приехав в город, мне стало грустно.

Верно.

Когда я приехала в город, мне стало грустно.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Предложения с причастными оборотами.

  • Найдите грамматическую основу предложения.
  • Найдите деепричастный оборот.
  • Посмотрите, чем выражено сказуемое.
  • Если сказуемое- это глагол, то замените деепричастие глаголом. Если оба действия выполняет лицо (предмет), выраженное подлежащим, то это верный ответ. Если нет- неверный.
  • Если НЕТ подлежащего, то посмотрите, какое это предложение. Если безличное и в нём есть ИНФИНИТИВ, то это верный ответ. Если нет инфинитива — неверный.
  • Если это односоставное предложение определённо-личное и неопределённо-личное и оба действия выполняет лицо, которое легко восстановить в тексте, то это верный ответ.

Рассмотрим примеры.

  1. Выполняя упражнение, ученик сначала изучает его задание.

(Верно. Он выполняет, и он изучает)

  1. Выполняя упражнение, вдумываемся в его задание.

(Верно. Легко подставит слово «мы». Мы вдумываемся, мы выполняем)

  1. Выполняя упреждение, нужно внимательно изучать задание к нему.

(Верно. Есть инфинитив «изучать»).

  1. Взобравшись на курган, ему стало видно всю панораму боя.

(Неверно. Это безличное предложение, в нём нет инфинитива.

Верно. Когда он взобрался на курган, то увидел всю панораму боя).

  1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

(Неверно. Действие глагола и деепричастия выполняет не одно лицо. Шляпа слетала, но она не может подъезжать к станции.

Верно. Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.)

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с употреблением деепричастного оборота.

Деепричастный оборот, примеры предложений

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Действие обычно относится к подлежащему, например: подводя итоги встречи, министр поздравил всех учителей с началом учебного года.

Деепричастие — это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие. Возможно, на 5-ege.ru вас также заинтересует причастный оборот с примерами.

Правило.

При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:

  1. основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету
  2. часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается)
  3. возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

Предложения с деепричастным оборотом (примеры)

  • Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.
  • В избушке, распевая, дева прядёт.
  • Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.
  • Гусь, увидя детей, улетел.
  • Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.

Ловушка!

Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:

если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)

если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)

если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:

Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

Синтаксические нормы. Алгоритм действий.

1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

2) Выдели в каждом варианте основы.

3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.

4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.

5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.

6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

Разбор задания.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.

В каждом варианте найдем грамматическую основу:

1) меня начали покидать силы .

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна .

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.

Правильный ответ – вариант №2.

Также посмотрите видео, если что-то непонятно.

Потренируйся.

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,

1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.

3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.

4) она была принята критиками без восторга.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Начиная работу с текстом,

1) у нас завязался спор.

2) постарайтесь внимательно прочитать его.

3) мной был неверно определен размер.

4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выстроившись в колонны,

1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.

2) длина их может достигать 100-200 метров.

3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.

4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.

Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Деепричастный оборот, примеры предложений

Что такое деепричастие?

Содержание:

Деепричастие в русском языке

Деепричастие – неизменяемая форма глагола, слово, которое отвечает на вопросы — Как? Что делая? Что сделав? — и обозначает добавочное действие по отношению к глаголу-сказуемому.

  • Например: Княгиня в душе радовалась, — Как? Что делая? — глядя на дочь.

Грамматические признаки

Для деепричастия характерно объединение признаков глагола и наречия.

Признаки глагола:

  1. Категория вида —совершенный или несовершенный. Вид исходного глагола и вид деепричастия совпадают: играть (что делать? несов. вид) — играя (что делая? несов. вид); сыграть (что сделать? сов. вид) – сыграв (что сделав? сов. вид)
  2. Бывает возвратным или невозвратным: умываясь —постфикс — сь, возвратное;
    играя —нет – ся, невозвратное
  3. Допускает наличие зависимых слов: повернувшись — куда? — налево, отвечая—на что? — на вопрос. Конструкция, состоящая из деепричастия с зависимыми словами, называется деепричастным оборотом.
  4. Деепричастию свойственна глагольная категория переходности или непереходности:
    • написать— Кого? Что? — сочинение —вопрос Винительного падежа без предлога, переходный глагол;
      написав— Кого? Что? —сочинение — вопрос Винительного падежа без предлога, переходн.
    • отвечатьна что? — на вопрос — Винительный падеж с предлогом, непереходный глагол;
      отвечая на что? —на вопрос — Винительный падеж с предлогом, непереходный;
    • заниматься чем? —музыкой — вопрос Творительного падежа, непереходный глагол;
      занимаясь чем? —музыкой — вопрос Творительного падежа, непереходн.

Признаки наречия

  1. Не изменяется
  2. Связано по смыслу с глаголом—сказуемым: стоял —Как? Что сделав? — задумавшись
  3. Выражает обстоятельственные значения: лежал — как? — закрыв глаза (обстоятельство образа действия), уснул — почему? — устав от ходьбы (обстоятельство причины), повернулся —когда? — услышав шепот (обстоятельство времени)

Образование деепричастий

К основе настоящего времени глагола присоединяется суффикс -А(Я) :

  • отвеча-ют — отвечаЯ; гляд-ят — глядЯ

К основе инфинитива присоединяются суффиксы -В, -ВШИ, -ШИ:

  • сдела-ть— сделаВ, написа – ть — написаВШИ, принес-ти—принесШИ
Деепричастия несовершенного вида
Деепричастия совершенного вида

***В русском фольклоре встречаются устаревшие деепричастные суффиксы -УЧИ (-ЮЧИ): «Скачет конь под ним, играючи, Блещет золотом шелом». Современный русский язык знает только одно подобное деепричастие: будучи.

  • Пример: Не будучи уверен в правильности принятого решения, Михаил решил отказаться от выбора.

Правописание деепричастий

Орфографическую проблему представляет написание деепричастий с частицей НЕ. Как и глагол, деепричастие с НЕ пишется раздельно: не видя, не возмущаясь, не прочитав, не ответив.

Исключение составляют деепричастия, не употребляющиеся без НЕ: ненавидя, негодуя и т.д.

Синтаксическая роль деепричастия

Как и наречие, деепричастие в предложении выполняет функцию обстоятельства: «А я уже об имени твоем// Пишу стихи, — Как? Что делая? — мечтая о свиданьи» (В. Ф. Перелешин)

Деепричастие и деепричастный оборот могут находиться перед глаголом—сказуемым, как в этом примере: «Людей не встретив между скал, //Захохотал шпион-шакал» (А. Тарковский), или после: «Думал я, дремля у камелька:// «Жизнь моя приятна и легка» (Н. А. Некрасов) Однако, каково бы ни было место этих слов в предложении, как одиночные деепричастия, так и деепричастные обороты выделяются запятыми, то есть обособляются.

Исключение составляют одиночные деепричастия, сблизившиеся с наречиями образа действия и частично утратившие способность обозначать действие. Такие слова отвечают на вопросы —Как? Каким образом? В каком положении? — и, как правило, непосредственно примыкают к глаголу — сказуемому: «Молча едем мы в кибитке. // Высоко над намигриф», «Ребята ночью по темным улицам идут не оглядываясь».

Не обособляется деепричастный оборот, представленный фразеологизмом, или устойчивым сочетанием слов: Матросы работали засучив рукава (то есть старательно)

Если деепричастный оборот включает союзное слово который и входит в состав придаточного определительного, то не выделяется запятыми: Бывают слова, произнося которые мы программируем свою судьбу. Перед нами задача, решив которую будем двигаться дальше.

Грамматические нормы употребления деепричастий в речи

Основное действие (глагол) и добавочное действие (деепричастие) всегда совершаются одним лицом, то есть субъектом речи. Действие, обозначаемое глаголом и деепричастием, совершает субъект, выраженный подлежащим! Сравним приемлемые и неприемлемые речевые конструкции:

Можно, правильно
  1. Раскрыв альбом, я увидел. (один субъект и увидел, и раскрыл)
  2. Узнав сводку погоды, надо решить. Допустимо при сказуемом—инфинитиве
  3. Прочитав рассказ, подумайте — при определенно—личном сказуемом, подразумевающем местоимения 1- ого и 2—ого лица в качестве субъекта действия; в данном случае читает и думает один субъект
Нельзя, неправильно
  1. Услышав о происшествии, у меня возникла мысль — разные субъекты действия: «я» и «мысль»
  2. Прочитав письмо, мне стало грустно — безличная конструкция не подразумевает субъекта действия
  3. Сдав экзамены, Сергей был принят в вуз
    • страдательный залог причастия вводит второго субъекта действия: «Сергей» и «кто—то», кто принял Сергея в вуз

Морфологический разбор деепричастия как формы глагола

План разбора

  1. Часть речи и лексическое значение слова
  2. Начальная форма — инфинитив глагола
  3. Вид: совершенный или несовершенный
  4. Категория переходности
  5. Возвратный или невозвратный
  6. Синтаксическая роль

Образец разбора

И жизнью чужой восхищаясь, // Над гибелью чьей-то грущу.

  1. Восхищаясь—особая форма глагола, деепричастие. Обозначает добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом грущу. Объединяет в себе признаки глагола и наречия.
  2. Инфинитив — восхищаться
  3. Несовершенный вид — что делая? —восхищаясь
  4. Непереходное, не может сочетаться с зависимым существительным в Вин.пад. без предлога
  5. Возвратное — постфикс -ся
  6. В предложении играет роль обстоятельства образа действия: грущу (как?) восхищаясь


источники:

http://5-ege.ru/sintaksicheskie-normy/

http://bingoschool.ru/manual/deeprichastie-v-russkom-yazyike-pravila-primeryi/