Экзамены будут проходить в июне месяце лексическая ошибка

Поиск ответа

Всего найдено: 21

Вопрос № 293617

Подскажите, пожалуйста, как правильно: не выплачивать премиЮ или премиИ по итогам работы в июн е месяце 2017 года руководителям складов?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: не выплачивать премию по итогам работы в июне 2017 года руководителям складов.

Вопрос № 291132

Скажите, пожалуйста, в каких случаях в русском языке можно писать названи е месяце в с большой буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Названия месяцев могут писаться с большой буквы в начале предложения или, например, если выступают в роли условных наименований: ТЦ «Июнь».

Вопрос № 289636

Здравствуйте! Подскажите, правильно ли говорить «в ма е месяце » и в «городе Туле»? Что еще подходит под это правило и что вообще это за правило.

Ответ справочной службы русского языка

Речь идет о лексической избыточности (т. е. понятно, что Тула — это город, а май — это месяц, а значит слова месяц и город лишние). В отличие от тавтологии (масло масляное), которая является ошибкой, лексическая избыточность (плеонастичность) возможна в определенных ситуациях (Ваши примеры — из канцелярской, деловой речи).

Вопрос № 287516

Здравствуйте! Подскажите, как правильнее: в августе и сентябр е месяце или в августе и сентябре месяцах; в нашем классе было 30 человек или в нашем классе были 30 человек? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильнее: в августе и сентябре (без слова месяц).

Если имеется в виду, что класс состоял из 30 человек, верно: в нашем классе было 30 человек.

Вопрос № 284523

Добрый день, учитель снижает ребенку оценку за ведение дневника за то, что он пишет названи е месяце в (в шапке) с большой буквы. Разве это корректно? И как правильно?

Ответ справочной службы русского языка

В заголовочных фразах типа Месяц март название месяца должно быть написано со строчной буквы. Однако в дневниках бывает и так, что слово месяц следует за названием месяца. В этих случаях корректно название месяца писать с прописной буквы, а слово месяц со строчной.

Вопрос № 276096

Подскажите, пожалуйста, как правильно писать: «март-месяц» или «март месяц»; «в марте-месяце» или «в март е месяце «?

Ответ справочной службы русского языка

Само слово месяц здесь лишнее; написания типа январь месяц, март месяц считаются одной из примет канцелярско-бюрократического языка.

Вопрос № 275049

Как правильно в документах писать названи е месяце в, с большой или маленькой буквы? Вообще в письменной речи.

Ответ справочной службы русского языка

Названия месяцев пишутся строчными буквами. Прописные буквы употребляются при написании таких названий в соответствии с общими правилами (начало предложения, например).

Вопрос № 257906

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста! Ответ нужен очень срочно! Как сказать правильно: на два и более месяца или же на два и боле е месяце в? Есть ли определенное правило? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: на два месяца и более .

Вопрос № 255950

Здравствуйте! В печатных СМИ часто употребляются выражения : «в август е месяце «, «за май месяц» и.т.д., насколько эта форма корректна?

Ответ справочной службы русского языка

Такое словоупотребление корректно.

Вопрос № 253876

Добрый день! Очень часто приходится слышать оборот «в ма е месяце «, «в июн е месяце «. Верно ли это или все же словосочетание является удвоением и «месяце» нужно опускать? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Такие сочетания, безусловно, лексически избыточны, однако они получили настолько широкое распространение в современной речи (особенно канцелярской), что уже не считаются ошибочными. Впрочем, если стремиться к безупречности своей речи, слово месяце лучше опускать.

Вопрос № 252753

Добрый день, подскажите, пожалуйста, правильно ли в тексте после названия месяца употребление слова «месяц»: В АПРЕЛ Е МЕСЯЦЕ ? Нужно ли такое уточнение, ведь АПРЕЛЬ — это уже указание на то, что это месяц.

Ответ справочной службы русского языка

Конечно, сочетания апрель месяц, май месяц и т. п. лексически избыточны, но они широко используются в канцелярской (деловой) речи и – главное – уже зафиксированы словарями русского языка. Поэтому ошибкой такое употребление считать нельзя, хотя по возможности его лучше избегать (особенно в живой речи).

Вопрос № 252738

Здравствуйте!
Подскажите,пожалуйста,правильно ли построено предложение:»Я уехал в Москву в мае-месяце.» Или корректнее будет сказать:»Я уехал в Москву в мае.»

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: в мае, в ма е месяце (без дефиса).

Вопрос № 250146

Вопрос № 250125
Вопрос № 250072
«и обещает сделать это к июню месяцу.»

Правильно с точки русского языка написана часть предложения?
Спасибо за ответ.
kvart74
Ответ справочной службы русского языка
Да, все правильно.
———————————
Ответ справочной службы неверен! Слово «месяцу» не следует писать.
Столбняк
—————————————-
Ответ справочной службы русского языка
Ваши аргументы?
—————————————
«Масло масляное». Следует чувствовать язык. Июнь- это и без уточнения месяц года.
«В июн е месяце » — весьма распространённое неграмотное выражение. Странно, что вы об этом не знаете. Это наводит на некоторые мысли. Я, например, помню, что в одном из ваших выпусков было употреблено выражение «песнь песней», хотя правильно — «песнь песен».
С уважением,

Ответ справочной службы русского языка

К сожалению, Вы ошибаетесь. Сочетания родовых и видовых наименований в русском языке очень частотны: город Москва, месяц июнь, сеть Интернет, животное корова и т. д. Выражение июнь месяц неграмотным не является. Более того, это и подобные выражения получают фиксацию в словарях русского языка: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=*%EC%E5%F1%FF%F6&all=x

Также должны заметить, что Песнь царя Соломона принято именовать именно так: Песнь песней .

Вопрос № 245585

И опять вопрос. В проекте Википедия, в июл е месяце на странице переименование начала требовать переименование статьи Белорусия в Беларусь, т.к. это соответствует их нормам. В августе я подвёл итог, указав, что в русском разделе ВП действуют именно правила русского языка и, соответственно, название страны прописанное в официальных документах, в правилах русского языка и т.д. Тем не менее, один из белорусских участников подал на меня иск в Арбитражный комитет ВП с требованием отменить подведение итога и снятие с меня флага администратора. Просил бы помочь с детальным ответом на точную отсылку к правилам русского языка.

Ответ справочной службы русского языка

Согласно официальным документам правильно: Республика Беларусь, Республика Молдова .

Вопрос № 237142

Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, правильно ли говорить «в марте-месяце», ведь ничем другим, кроме месяца, март быть не может? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Такие обороты ( в март е месяце ) действительно лексически избыточны, но широко употребляются в официально-деловой речи.

Урок-практикум по русскому языку «Лексические нормы русского литературного языка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Лексические нормы русского литературного языка

Обучающие : рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие : развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий

I . Организационный момент

II . Мотивация учебной деятельности

При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?» И в большинстве случаев слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?

Что такое языковая норма? ( Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего- — нибудь) . Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.

— Что вы понимаете под лексическими нормами? (Правильность выбора слова и уместность его применения)

Выдающийся писатель Л. Н Толстой утверждал: «Единственное средство умственного общения людей есть слово… Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками».

— Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

III . Постановка цели и задач урока.

Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом лексическом значении. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.

IV. Актуализация опорных знаний.

1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию (синонимы)

2. Словарный состав языка (лексика)

3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению (омонимы)

4. Основная единица языка (слово)

5. Слова, противоположные по лексическому значению (антонимы)

6. Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение

7.Слова, имеющие одно или несколько значений (однозначные и многозначные)

8.Слова, образованные в связи с появлением новых понятий, явлений (неологизмы)

9.Слова, употребляемые только в данной местности (диалектизмы)

10. Что такое лексические нормы? (правила употребления слов в соответствии с их значением)

1. ​ Плеоназм – это повтор смысла. Например: «На фирме имеется свободная вакансия менеджера». Какая ошибка допущена в подчёркнутом словосочетании? Вакансия – свободная, незанятая должность. Совпадают значения слов: свободная и вакансия. В отредактированном виде предложение будет выглядеть следующим образом: На фирме имеется вакансия.менеджера.

2. ​ Тавтология – повтор слов, основ слов в рамках одного микротекста . Например: « Выступающи й Иванов выступает первым». Отредактированные предложения: «Докладчик Иванов выступает первым», «Иванов выступает первым».

Тавтология и плеоназм – ошибки, основанные на многословии. Многословие – употребление в речи большого количества лишних слов.

Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию. (на доске)

Своя автобиография; в марте месяце; объединить воедино; закономерно вытекает закономерность; главная суть; ценные сокровища; можно спросить вопрос; упал вниз; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; народный фольклор, жестикулируя руками.

3. Смешение паронимов – это неправильное употребление паронимов.

Паронимы — это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением

Выделяют три группы паронимов:

1) ​ слова, различающиеся приставками; например, одеть ребёнка (полностью) – надеть пальто (что-то конкретное);

2) ​ слова, различающиеся суффиксами; например, командированный сотрудник (одушевлённое существительное) – командировочное удостоверение (неодушевлённое существительное);

3) ​ созвучные слова; например: адресат (получатель) – адресант (отправитель), обаяние (привлекательность) – обоняние (нюх).

Концертный (абонемент , абонент).

(Зрительные, зрительские ) аплодисменты.

( Искусно , искусственно) рисовать.

( Крокодилий , крокодиловый) чемодан.

( Памятный , памятливый) разговор.

( Сытно , сыто) пообедать.

(Экономика, экономия ) времени.

(Одеть, надеть ) пальто.

Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний ).(на доске)

Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).

Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не описан )

Спасателя предоставили (представили) к награде.

Люди простодушные часто принимают желательное (желаемое) за действительное.

.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое

количество нового материала.

.Множество фактов — климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

. Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.

. ​ Необходимо подписаться в акте приёма-передачи строительных материалов.

. ​ Заведующим кафедрами представить заведующей библиотекой списки учебной литературы.

. ​ Петя одел куртку.

. ​ Акт составлен комиссией в составе: председатель – зам. главного бухгалтера М.Д. Пурин, членов комиссии – старший бухгалтер М.К. Дуров, бухгалтер – А.О. Лукина.

. ​ В этом документе надо поставить свою роспись.

. ​ Иван очень экономичный человек.

. ​ Катерина заранее предчувствовала свою гибель.

. ​ Павел Власов целеустремлённо стремится к своей цели.

. ​ Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.

. ​ Вышел сборник народного фольклора.

. ​ На уроке дали задание написать свою автобиографию.

. ​ Дружба дружбой, а служба службой.

. ​ В июне месяце начинается сессия.

. ​ Зимой необходимо одевать шубу.

. ​24 Капитан корабля стоит за штурвалом руля.

25 В прошедшие дни прошли снегопады.

26. ​ Внезапный крик филина разрушил тишину ночи.

27. ​ Всем гостям подарили памятные сувениры.

1.Лексическое значение какого паронима сформулировано неправильно?

а) избирательный – относящийся к выборам представителей и должностных лиц путём голосования;

б) избирательский — относящийся к избирателю, принадлежащий, свойственный ему;

в) осудить – приговорить к какому-либо наказанию, вынести осудительный приговор, обвинить;

г) обсудить – выразить неодобрение кому-либо, признать неправильным.

2.Какое из перечисленных слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?

А) Образцовый; б) абсолютный;

в) идеальный; г) безупречный.

3.В каком предложении вместо слова ПРИМЕТНЫЙ нужно употребить ПРИМЕТЛИВЫЙ ?

а) Ваш дом самый приметный на селе: крыша железом крыта.

б) Полыхающий огонь освещает его приметное, доброе широкоскулое лицо.

в) В городе появляются новые квартиры, рождаются новые приметные точки и площади.

г) Всякий знает, как дети приметны, сообразительны, догадливы.

4.В каком предложении допущена ошибка связанная с употреблением лишних слов (плеоназм)?

а) На дне лодки я нашёл половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу.

б) Хронометраж времени был просчитан до секунды.

в) Зимой мы надеваем тёплые вещи обычно тёмных цветов.

г) В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году.

VI. Практическая работа

Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и почему произошло нарушение лексической нормы. Проставьте недостающие знаки препинания.

Русский язык это национальный язык великого русского народа.

В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая зовётся языком литературным.

Русский литературный язык это язык самой передовой революционной теории, язык передовой науки и техники, язык величайшей художественной литературы, мировое значение которой признано всем прогрессирующим человечеством. И.С. Тургенев звал русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Обращаясь к молодому поколению, Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками. »

1 группа ( ошибка – неразличение паронимов )

Письмо отправили адресанту по почте. (адресату)

Человек ведет праздничную жизнь. (праздную)

Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора. (главный)

Этот человек был полный невежа в вопросах искусства. (невежда)

Как только предоставится возможность, я поеду на юг. (представится)

2 группа ( ошибка – лексическая несочетаемость )

Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.(показывать пример)

Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. (роль)

Подавляющее количество заданий было выполнено. (большинство)

В голове у него метнулась мысль о побеге. (возникла)

3 группа ( ошибка – ошибочное употребление иноязычных слов )

Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. ( Слово конфиденциально следует заменить русским – доверительно, импонирует – соответствует).

Презентация парфюма состоялась в прошлую пятницу. (духи).

Срок выполнения заказа может быть пролонгирован. (продлен)

Нас попросили репрезентовать некоторые материалы. (представить)

Дефекты в подготовке выпускников вскроются во время экзаменов. (недостатки)

4 группа ( ошибка – плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов)

Он крепко держит в своих руках штурвал руля .

Все гости получили памятные сувениры .

Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.

О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.

Больной был немедленно госпитализирован в бол ьницу.

5 группа ( ошибка – тавтология – повторение однокоренных слов или одинаковых морфем )

Руководители предприятий настроены на деловой настрой .

Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку в проливе Ла-Манш.

Но ведь вскрываются все новые факты беззаконных деяний различных деятелей .

Активисты активно участвуют в работе с молодежью.

В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.

6 группа ( ошибки, связанные с неполнотой высказывания )

Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего.

Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении.

На уроках ребята хорошо ведут.

Необходимо повысить эффективность.

Я уже чувствую после болезни хорошо.

7 группа ( ошибка – неуместное употребление стилистически сниженной лексики)

Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика.

Куприн – потрясающий писатель своего времени.

Есть большое желание заполучить очередное издание детектива.

Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком.

Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.

8 группа ( ошибка – употребление слова в несвойственном ему значении )

Костер все больше и больше распалялся, пылал. (разгорался)

Любителям холодных коктейлей смешивают те же компаньоны , но в других пропорциях. (компоненты)

Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. (в результате)

Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т.п. (пользуются)

Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова. (снова)

II. Воссоздание текста . Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор.

Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной , на земле). Но этого мало. Он … ( назвал , объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил ) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает , фиксирует) все изменения, … ( происходящие , совершающиеся, существующие) в мире. Он … ( запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию ) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать , обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … ( выражения , обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

Примечание. Нашел, во вселенной, назвал, определил, отражает, происходящие, запечатлел, развитию, назвать, выражения.

Типы лексических ошибок

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.


источники:

http://infourok.ru/urokpraktikum-po-russkomu-yaziku-leksicheskie-normi-russkogo-literaturnogo-yazika-2513952.html

http://grammatika-rus.ru/tipy-leksicheskih-oshibok/