Электросвязь удешевит себестоимость лексическая ошибка

Контрольная работа 1,2,3,4,5,6,7,8. Подумайте, к каким стилям относятся данные жанры речи

Часть текста скрыта. После покупки Вы получаете полную версию

Контрольная работа 1,2,3,4,5,6,7,8. Подумайте, к каким стилям отно…

Контрольная работа 1

2. Подумайте, к каким стилям относятся данные жанры речи. Заполните таблицу по образцу.

Диссертация, реферат, отчет, рассказ, репортаж, поэма, повестка, акт, открытое письмо, конспект, докладная, патентное описание, учебное пособие, обвинительное заключение, доверенность, лозунг, , закон, , словарь, , анкета, статья, характеристика, , сказка, , объявление, , выяснение , речь ( ).

Научный Официально- стиль Публицисти-

стиль Разговорный Художествен-

3. В этом упражнении представлены тексты, записанные во время трансляции телепередач. Переведите элементы устной речи в письменную форму по образцу 8.

1. И что бы мы, о чем бы мы сегодня ни рассуждали, ни говорили (И что бы мы ни говорили, о чем бы мы сегодня ни рассуждали), из этого не получится.

2. Как сообщил нам уполномоченный Сергей Приходько по внутренним делам…(Как сообщил нам уполномоченный по внутренним делам Сергей Приходько…)

3. Необходимо программы, которые предлагают (показывают) россиянам.

4. Необходимо обратиться с проведением (с просьбой о проведении) генеральной ассамблеи ООН.

5. Но сегодня мы , что в фарватере большой нам может не всегда надо делать (не всегда целесообразно).

6. Надо воспринимать день таков, каким (таким, каков) он есть.

7. Это крохи (мелочи), нам 100 миллиардов , чтобы из экономики (из кризиса экономики).

8. Я до тридцати лет занималась саморазрушением и так объелась этим (пресытилась).

4. Прочитайте примеры ненормативного употребления книжной, разговорной, просторечной лексики. Исправьте предложения по образцу 1.

1. Андрею Болконскому, с передовыми взглядами, общество не родня (заменяем на чуждо).

2. Павел Власов ещё пуще (сильнее) сплачивает своих друзей.

3. акт: «Хищения путем непосредственного изъятия из кладовки, продуктов за наличный расчет и присвоения » (Судебный : «Хищения путем непосредственной кражи из кладовой, продуктов и присвоения »).

4. А когда вечером они разогревали загустевшее за день – аж ложка стоит – варево, небо блистало в окнах ясными слёзами звёзд (А когда вечером они разогревали сильно загустевшую за день похлёбку, небо блистало в ясными слезами звёзд).

5. активно трудились (работали) на ферме.

6. Анкета: «Должность родителей: мама (мать) – врач, папа (отец) – инженер.

Контрольная работа 2

2. Найдите общую часть данных слов и определите ее значение по образцу 1:

1. Мотор, моцион, эмоция, мотив, промоуш(е)н, промоутер (общая часть – мот-, моц-, моуш-, моут-; значение — движение).

2. Анархия, монархия, тетрархия, олигарх, матриархат, патриархат, архаичный (общая часть – архи-, арх-, арха-; значение – древний, начальный, начало, власть).

3. , патетика, , психопатия, , антипатия, , невропатолог (общая часть – паф-, пат-; значение – страсть, страдание).

4. Меломания, маниакальный, нимфомания, графоман, галломания, наркоман (общая часть — мания-, маниа-, ман-; значение – безумие, влечение).

5. , пароним, , омоним, , антропоним, (общая часть — оним-; значение – имя).

6. Физика, физиономия, физиотерапия, геофизика, физиологический, биофизика (общая часть – физ-; значение – природа).

Контрольная работа 3

1. Вспомните названия норм и заполните таблицу.

употребления слов лексические

устойчивых сочетаний слов фразеологические

объединения в словосочетания и предложения

Контрольная работа 5

1. Найдите сочетания слов, содержащих стилистическую ошибку. Дайте правильный вариант по образцу 3.

1. Именно при нем расцвела (выросла) финансовая пирамида.

2. Именно поэтому, по мнению оперативников, произошла череда покушений (совершен ряд покушений) на него.

3. Вода у всегда несчитана была (никогда не учитывалась).

4. Инвайт-плюс – самая выгодная (лучшая) победа над жаждой (реклама).

5. Композиторский зал смог вместить необъятное количество гостей (такое большое количество гостей).

6. Как сообщили в милиции, мальчик обвязал лицо тряпками (с закрытым лицом) ворвался в магазин с ножом наперевес.

2. Исправьте по образцу 1:

1. От ситуации голова встает дыбом (голова идет кругом или волосы встают дыбом).

2. Видимо, мы прекратил ситуацию, когда офицер будет недобросовестно относиться к исполнению обязанностей (разрешили ситуацию с недобросовестным отношением офицеров к исполнению своих обязанностей).

3. Врач : протекание здоровья (болезни) .

4. Как только глава администрации будет назначен, я считаю, что и будет повышена экономика (Я считаю, что уровень экономики повысится, как только будет назначен глава администрации).

5. Вопрос (речь) пойдет о , как помочь этому .

6. Это было бы по меньшей степени (по меньшей мере) странно.

3. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости (изменение фразеологического оборота, неудачные метафоры, контаминированные конструкции). Исправьте их по образцу 1.

1. Автор акцентирует на деталях внимание читателей (обращает внимание читателей на детали).

2. «Электросвязь» удешевит (снизит) себестоимость (заголовок).

3. « » настроен отважно (серьезно) (заголовок).

4. Родственникам девочка обстоятельно и дотошно (подробно) все рассказала.

5. говоря, радужных надежд в с чемпионатом мира в мы не связывали (не питали).

6. Особняком (особенно) выделяется образ Наташи.

4. Найдите случаи неправильного управления. Исправьте ошибки по образцу 3.

1. По всем странам конкурс на шаржи и карикатуры (шаржей и карикатур) на наши достижения в космосе.

2. К ним применяются меры воздействия судебным порядком (в судебном порядке).

3. От воинской повинности (воинской повинности) стараются избежать.

4. Отзывы на вышедшую в издательстве книгу (о вышедшей в издательстве книге) были чересчур положительны.

5. в письмах собственными над жизнью и литературой (о жизни и литературе).

6. Подобные вопросы требуют согласований суда (согласований с судом).

5. Составьте высказывания с ниже словами, требуют разных , по образцу (начать работу – приступить к работе).

Одевать в пальто – надевать на пальто

Беспокоиться о – тревожиться за детей

новой техники старой – превосходство техники над

Вера в – уверенность в победе

Обосновать предложение доказательствами – свое предложение на

Сходный с формулировкой – идентичный формулировке

Опираться на – базироваться на инициативе

Предупреждать об – предостерегать от опасности

6. Предложите свои вариант стилистической правки предложений по образцу 11.

1. принял решение для сокращения (о сокращении) отставания.

2. Он оказался при ближайшем рассмотрении скромным молодым человеком в очёчках и мягкой бородке (с мягкой бородкой).

3. Он парализовал (прервал) музыкантов с Интернетом

4. Из древности (с древности) до наших дней его носят как средство от подагры в браслете.

5. Я имею в виду о проявлении (проявление) инициативы работников.

6. Главной своей задачей организаторы клуба видят в пропаганде идей патриотизма (главную свою задачу).

7. Внесите необходимые исправления в предложения по образцу 2.

1. Сейчас я читаю книгу, талантливо написанную и которую многие хвалят (Сейчас я читаю талантливо написанную книгу, которую многие хвалят).

2. Студент сказал, что я еще не подготовился к ответу (Студент сказал, что еще не готов к ответу).

3. мчались машины , которые покрыты грязью ( мчались покрытые машины гонщиков).

4. Если бы эти бы предложения были бы приняты, многое изменилось бы к лучшему (Если бы эти предложения были приняты, многое изменилось бы к лучшему).

5. , который этот факт, большим знатоком , привел ряд убедительных (Сотрудник, оказавшийся знатоком вопроса, этот факт, а ряд убедительных ).

6. Я не уверен, что можно ли выполнить эту работу (Я не уверен, можно ли выполнить эту работу).

7. Космонавт, живо и интересно о своих впечатлениях о в космос и оказавшийся любителем петь, понравился слушателям ( , живо и рассказавший о своих о полете в космос, большим любителем и очень понравился ).

8. Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения (Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что докладчик умалить значение собственного предложения).

Контрольная работа 6

2. Прочитайте текст. Выпишите характеристики научного стиля, перечисленные в нем.

Мы неизменно слышим, что научный стиль характеризуется ясностью изложения, логичностью и последовательностью. Это, несомненно, так. это не просто характеристические черты , за ними обобщенные типичные установки многочисленных текстов, отвлечение от которых и дает о различных признаках . Научный в любом жанре, потому, что он , не может неоднозначным, нелогичным, : это бы форме научного , функции стиля и наиболее прагматическим установкам текстов.

Характеристики стиля: ясность, изложения, логичность, .

3. Одной из черт научной речи является некатегоричность. Прочитайте текст. Перескажите его, заменив слово запрещается словом следует (запрещение – словом требование).

Начните : Следует научный текст, обозначив…Запишите вариант.

ПРАВИЛА НАУЧНОГО ТЕКСТА

1. Запрещается создавать научный текст, не обозначив точно, к какой области знания относится данный текст.

2. создавать научный без всякого на предшествующие исследования по предмету (цитирование). запрещение может ослаблено в том , если рассматривается впервые.

3. Запрещается излагать свои мысли вне системы терминов и понятий, регулирующей правила пользования языком, т.е. вне правил лингвистики, логики и математики.

4. выходить, не оговорив специально, за пределы посылок того иного вида знания. (По Ю.В. Рождественскому)

ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНОГО ТЕКСТА

1. Следует создавать научный текст, точно обозначив, к какой области знания относится данный текст.

2. создавать научный с указаниями на предшествующие по данному предмету ( ). Это может быть в том случае, предмет рассматривается .

3. Следует излагать свои мысли, используя систему терминов и понятий, регулирующую правила пользования языком, т.е. систему правил лингвистики, логики и математики.

4. Следует не , не оговорив специально, за пределы посылок того иного вида знания. (По Ю.В. Рождественскому)

5. Прочитайте аннотации. Выделите в них структурные части. Оцените данные аннотации с точки зрения соответствия жанру: все ли необходимые структурно-смысловые части присутствуют, нет ли лишней информации.

I. журналистика. Учебник / ред. А. Я. Юровского. – М., .

В учебнике специфика и общественные телевидения, его и место в системе массовой информации, его развития, -выразительные , типология программ, планирование и телевизионного вещания в , социология .

Для факультетов и отделений , практических телевидения, слушателей повышения квалификации.

II. В. А., Семенов А. Л. Теория : Основные и приложения. – М., 1987.

алгоритма является из наиболее фундаментальных информатики и математики. изучение алгоритмов к созданию особой , пограничной математикой и информатикой, — алгоритмов.

В книге обзор важнейших теории алгоритмов за полвека, т.е. с момента этой теории. в систематизированном виде открытия, связанные с алгоритма, приложения алгоритмов к математической , теории , теории и др. Рассматривается влияние алгоритмов на практику.

специалистов по математике, , кибернетике, а для студентов .

III. А. А. Константин Эдуардович . – М., 1976.

представляет собой биографию К.Э. Циолковского. В приведены интересные о работах Циолковского по , ракетной и космонавтике, дана творческого стиля .

Рассчитана на круг читателей – и историков науки, и студентов, учащихся классов и всех, интересуется развитием науки.

В данных присутствуют следующие структурно-смысловые (соответствующие абзацам): 1) описание (сведения о первоисточника, содержащее – фамилия автора в падеже, инициалы; – название произведения; данные – место издания ( ) и год ); 2) содержательная первоисточника; 3) указание на . Однако во аннотациях в библиографических не указаны наименования и количество страниц.

В характеристике первоисточника аннотации имеется информация: «Понятие является одним из фундаментальных понятий и математики. Систематическое алгоритмов привело к особой дисциплины, между математикой и , — теории ». В данном содержится часть текста первоисточника. Цель же не в том, чтобы информацию, заключенную в , а в том, сообщить сведения о т проблематике текста, на которого создается .

Контрольная работа 7

2. Подберите научную статью, тематика которой отражает наши профессиональные интересы. Используя первоисточник, напишите вторичные научные тексты:

Дмитриев С. Сотовый телефон – « книга» // Радио. – . — № 12. – С. 26 – 28.

В статье подробные рекомендации, превратить в «электронную » обычный телефон, добавив в две микросферы и FLASH-памяти. Цель — объяснить, как сотовый телефон в « книгу», как ею .

Статья не только любителей , но и любого, заинтересован в приобретении прибора, как книга.

I. Статья « телефон – «электронная », написанная С. , опубликована в «Радио» (2005. – № 12. — С. 26 — 28). В статьи заявлена ее : как из телефона сделать книгу. Помимо изложения сложного трансформации одного в другой, статья цветными иллюстрациями, обеспечивают наглядность .

II. Автор показывает, как нежелательных влияний на телефона при в нем электронной . Даются рекомендации, как работе с электронной сэкономить энергию, в батарее телефона, и позаботиться о том, нажатия на кнопки во время чтения книги, не приводили к изменению состояния телефона.

III. интересны рекомендации С. по подготовке FLASH- , которая разработанную компьютером ММС позволяет текстовые файлы в , удаляя из всю информацию. дает новые в использовании сотового .

IV. В заключение С. , используя материал в виде на мониторе компьютера , дает рекомендации по установке , с помощью может быть доступ к порту компьютера, используемого с занесения текстовых во FLASH-карту.

сотовый телефон «превратить» в «электронную », добавив в две микросхемы и FLASH-памяти.

Контрольная работа 8

1. Прочитайте предложения из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки и исправьте их по образцу 1.

1. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака (Варианты исправления: о разводе; о расторжении брака).

2. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи (Варианты исправления: обвинений во лжи; оскорблений и обвинений во лжи).

3. ваши инициалы (фамилию, имя, отчество) полностью.

4. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести (построить) баню для жителей села.

5. письмом извещаем , что вышепоименованный (вышеуказанный) приобщаем к делу.

2. Подберите к данным существительным глаголы, с которыми они сочетаются в деловой речи, по образцу.

— составит виза – , оформить

– разработать, выполнить – открыть, закрыть, на чей-нибудь…

– повысить приказ – , получить,

порицание – , вынести – установить, осуществить

благодарность – вынести апелляция —

программа – , разработать – сделать, объявить, , снять

– вести, занести в…, резолюция – , вынести,

предупреждение — служебное – написать, получить

1. Напишите тексты: а) заявления, б) объяснительной записки, в) расписки по описанию:

а) Заявление – документ, просьбу или лица (лиц), должностному лицу организации. Заявление содержать следующие : название вида документа, дату, адресат (кому), текст, подпись.

б) Объяснительная записка – , излагающий лицу причины трудовой (учебной) , каких- общественных правил ( , поведения), задания и т.п. Объяснительная содержит следующие : название вида документа, дату, адресат (кому), текст, отметку о наличии приложений ( необходимо подтвердить , указанный в ), подпись.

в) Расписка – документ, получение каких- материальных ценностей. имеет следующие : название документа, дату, текст, подпись лица, давшего расписку.

• фамилию, , отчество ( – паспортные данные, должность, жительства) лица, что-либо (т.е. расписку);

• фамилию, , отчество ( – паспортные данные, должность, жительства) лица, что-либо, наименование учреждения, от получено что- ;

• наименование ( ) полученного с стоимости (сумма цифрами в скобках – , с большой ).

НГУ Короткову П.С.

Прошу Вас меня от занятий поездки домой по обстоятельствам.

Прилагаю с сообщением о болезни матери.

19 января г. (подпись)

НГУ Короткову П.С.

Я отсутствовал на занятиях 9 по причине изменения поездов.

Прилагаю расписания следования по маршруту «Алматы – ».

19 февраля г. (подпись)

Выдана Семену Петровичу в , что «7» 2010 г. в 10.19 Сойников Ильич принял от документы на государственную права собственности, , обременения на недвижимости по адресу Новосибирск, Октябрьский , ул. Никитина, 27, кв. 74:

Тренировочные работы по теме «Лексические нормы речи»

Сборник тренировочный упражнений с ответами.

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ

Отметьте нарушения лексических норм.

1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.
2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.
4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.
5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.
8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот.
9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.
10. В этом тексте выступления много дефектов.

Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм.

1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения.
2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.
3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.
4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.
5. В статье изложены основные положения новой концепции.
6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу.
7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.
8. Черты ее лица четко очерчены.
9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.
10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться совершенству.
11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.
12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания.
13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.
14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.
15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.
16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.
17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.
18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.
19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.
20. С приятным человеком и поговорить приятно.
21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России.

Рабочая тетрадь по стилистике русского языка как одно из средств подготовки к ЕГЭ по русскому языку (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

2. Бабанский ЮК. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – (Б-ка учителя по общ. пробл. теории обучения и воспитания).

3. и др. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся; Под ред. . – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1988, с.256

4. Барлас язык. Стилистика. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.

5. Блинов обучения. – М.: 1976.

6. Выгодская психология./ Под ред. – М.: 1991.

8. Голуб по стилистике русского языка. – М.: Рольф, 1999.

9. Голушкова стилистика на уроках русского языка. – М.:Просвещение, 1967.

10. Горбачевич современного русского литературного языка. – М.: 1981.

11. Границкая думать и действовать. – М.: Просвещение, 1991.

12. Дидактика средней школы. / Под ред. – М.:Просвещение, 1982.

13. , , Бирюкова современного русского языка: Практикум / Под ред. . – М.: Флинта: Наука, 2001.

14. , Приступа по русскому языку для учащихся средних профтехучилищ: Учеб. пособие. – М. Высшая школа, 1979

15. Лернер познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования. – В сб: Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. – М.: 1972, с.5-37

16. Максимов язык и культура речи в 2-х частях. –М.: 2000.

17. Маркова школьников. //Вопросы психологии. – 1980. №3.

18. Напольнова мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983,с.8-9, 12-13.

19. Ожегов . Лексикография. Культура речи. М.: 1974, с.287-288

20. Петрякова речи. Практикум. – М.: 1997.

21. *Пидкасистый деятельность учащихся. – М.: Просвещение, 1972.

22. Психологический словарь. / Под ред. – М.: 1983.

23. Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная. – М.: Наука, 1990.

24. , Голуб стилистики. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999.

25. Розенталь стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1998.

26. Розенталь пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 1990.

27. Скворцов ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. – М.: 1980.

28. Текучев русского языка в средней школе. – М.: 1970, с.73-74.

29. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – Л.: 1973.

30.Щукина проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: 1988.

Рабочая тетрадь по стилистике.

Объяснительная записка.

Рабочая тетрадь – особый жанр учебной литературы, призванный активизировать познавательную деятельность учащихся. Рабочие тетради, включающие в себя определенным образом выстроенную систему вопросов и заданий, могут и должны быть включены в учебный процесс.

Рабочая тетрадь по стилистике русского языка предназначена для школьников и абитуриентов, сдающих русский язык. Являясь учебным пособием по стилистике русского языка, она не заменяет собой сборники упражнений по практической стилистике, а лишь дополняет их, предлагая школьникам и абитуриентам самостоятельно повторить отдельные вопросы стилистики русского языка.

Составитель этого пособия старался подобрать упражнения для формирования навыков грамотной письменной речи, делая акцент на те речевые и грамматические ошибки, которые часто встречаются в школьных сочинениях.

Ввиду того, что проведенный эксперимент по ЕГЭ по русскому языку выявил недостаточно высокий уровень подготовки учащихся при написании части С (творческое задание – сочинение-рассуждение, эссе или рецензия), автор пособия предлагает серию упражнений, способствующих развитию навыков стилистически грамотной речи.

Пособие состоит из двух разделов (лексическая и синтаксическая стилистика), упражнений для повторения и словаря лингвистических терминов, необходимого в качестве справочной литературы.

1.Лексическая стилистика в процессе формирования навыков грамотной речи.

Лексическая стилистика – это раздел большой науки о языке; лексический означает словарный (этот термин в переводе с греческого означает «относящийся к слову»). Лексическая стилистика дает оценку использованию слова в различных ситуациях, определяет, насколько оправдано его применение в каждом конкретном случае, выявляет ошибки в словоупотреблении и учит их исправлять.

Перечень наиболее распространенных в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приведен в таблицах 1 и 2.

Употребление слова в несвойственном ему значении.

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

Неразличение синонимичных слов.

В конечном предложении автор применяет градацию.

Употребление слов иной стилевой окраски.

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов.

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Неоправданное употребление просторечных слов.

Таким людям всегда удается объегорить других.

Нарушение лексической сочетаемости.

Автор увеличивает впечатление

Автор использует художественные особенности.

Употребление лишних слов, в том числе и плеоназм.

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Ошибочное образование формы существительного.

Многие чуда техники

Ошибочное образование формы прилагательного.

Более интереснее, красивше

Ошибочное образование формы числительного.

С пятистами рублями

Ошибочное образование формы местоимения.

Ошибочное образование формы глагола.

Нарушение согласования.

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Нужно сделать свою природу более красивую.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

Нарушение способа выражения сказуемого.

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

Ошибки в построении предложения с однородными членами.

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.

Читая текст, возникает такое чувство…

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Ошибки в построении простого и сложного предложения.

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

Смешение прямой и косвенной речи.

Автор сказал, что я не согласен с мнением многих.

Нарушение границ предложения.

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

1.1Лексическая сочетаемость.

Лексической сочетаемостью называется способность слов соединяться друг с другом. Ведь в речи мы употребляем слова не по одному, не изолированно, а в словосочетаниях. При этом одни слова свободно соединяются с другими, если они подходят им по смыслу, а иные имеют ограниченную лексическую сочетаемость.

При соединении слов в словосочетания мы в первую очередь смотрим на их лексическое значение.

Вам приходилось когда-нибудь видеть фиолетовый апельсин? А кожаные очки? Нет, конечно. Такого не бывает и не может быть: мы специально для эксперимента соединили слова, обозначающие несовместимые понятия. Такое явление называют семантической несочетаемостью слов. Определение семантический образовано от слова семантика – так называют смысловую сторону языковых единиц. Например, семантика слова апельсин указывает на то, что это сочный плод с оранжевой кожурой, растущий на цитрусовом вечнозеленом дереве; так называют и само это дерево. Но ни плоды, ни деревья цитрусовых не бывают фиолетовыми, поэтому наше определение не подходит к этим существительным.

Правила соединения слов в речи определяет и грамматическая сочетаемость, от которой зависит возможность соединения одних частей речи с другими. Грамматическая сочетаемость допускает, например, соединение существительных с прилагательными (глубокое молчание), но «Запрещает» сочетание прилагательных с числительными, притяжательных местоимений с глаголами (нельзя сказать «большое сто», «моя твоя не понимает»).

Лексическая сочетаемость нередко вступает во взаимодействие с грамматической. Так, все переходные глаголы сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога (читаю книгу), однако форма этого падежа часто зависит от принадлежности существительных к одушевленным или неодушевленным: у первых винительный падеж по форме совпадает с родительным (встретил друга), у вторых – с именительным (встретил поезд). При этом в особых случаях грамматическая сочетаемость помогает правильно определить значение слова: увидеть спутник (о космическом корабле) и увидеть спутника (о человеке).

Все слова с точки зрения сочетаемости можно разделить на две группы: для одних сочетаемость с другими словами, уточняющими их значение, обязательна (вдохнуть что? – воздух, кислород, запах; впадать куда? – в озеро, в Волгу; гордиться кем? чем? – другом, успехами; одержать что? – победу), для других – необязательна (ночь, победа, дышать, жить). Слова, имеющие необязательную сочетаемость, могут употребляться как с другими словами, так и отдельно: ночь, темная ночь, настала ночь; победа, блестящая победа, победа завоевана.

Нарушение лексической и грамматической сочетаемости является речевой ошибкой.

Тренировочные упражнения.

№1.Подчеркните сочетание слов, содержащих стилистическую ошибку. Дайте правильный вариант.

1.Вода у нас всегда несчитана была.

2.Именно при нем расцвела финансовая пирамида.

3.Младореформаторов потому и раздражает наше правительство, что оно тщательно и негромко готовит экономические тылы для движения вперед.

4.Российские металлурги входят в 21 век с амбициозными планами: воспользовавшись девальвацией рубля, улучшить свое экономическое положение, сохранить и наращивать уровень производства.

5.Композиторский зал едва смог вместить необъятное количество гостей.

6.Как сообщили в милиции, мальчик обвязал лицо тряпками и ворвался в магазин с ножом наперевес.

№2.Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1.Новый фильм обречен на успех у самых широких кругов публики. 2.Нельзя сваливать всю вину на одних модельеров, есть и другие повара моды, вот с них-то и надо бы спросить. 3.Наш герой не растерялся и тут же нанес молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение. 4.Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 5.Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 6.Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить.

№3.По приведенным отрывкам из телевизионных интервью, в которых нарушена лексическая сочетаемость, попробуйте определить, что на самом деле хотел сказать выступающий.

1.От этой ситуации голова встает дыбом.

2.Переговоры вошли в более другой виток.

3.Видимо, мы прекратим ситуацию, когда офицер будет недобросовестно относиться к исполнению обязанностей.

4. И дальше нас ждет постоянное прозябание и ходьба на коленях.

5.О нас вытерли ноги не только западноевропейские наши партнеры, которые молчаливо нам говорили, что они не во всем согласны с Соединенными Штатами.

6.Как только глава администрации будет назначен, я считаю, что и будет повышена экономика.

7.Политик пал жертвой той авантюры, которую они решили предпринять и которой они собираются заниматься в ближайшие дни.

8.Я уже не был в отпуске как проклятый.

№4.Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Отметьте цифрами нарушения фразеологического оборота (1), неудачные метафоры (2), контаминированные конструкции (3). Сделайте стилистическую правку.

1.Автор специально акцентирует на деталях внимание читателей.

2.Его времяпреповождение целиком употреблено на то, ради чего он и живет в Москве.

3.«Электросвязь» удешевит себестоимость (заголовок)

4.Московский парикмахерский салон «Фигаро» дружит с препаратами немецкой фирмы «Шварцкопф».

5.Пока брокеры жировали, вы громко обижались: куда это годится, что за литр солярки надо три литра молока сдать!

6.Родственникам девочка обстоятельно и дотошно все рассказала.

7.Откровенно говоря, радужных надежд в связи с чемпионатом мира в Норвегии мы не связывали.

8.Мы все еще надеемся, что новое правительство увеличит уровень отечественного производства, а следовательно, рабочие места.

9. Письма Достоевского искрятся отчаянием.

10.Черта бедности московского пенсионера впервые перевалила за тысячу рублей.

11.Яркая жизнь оборвалась на середине аккорда.

12.Физическая подготовка игроков играла важное значение в прошедшем матче.

13.Певец привлек интерес публики не только своим пением, но и экстравагантной внешностью.

14. Он справедливо отмечает, что лишь малая часть доходов населения оплачивается официально.

15.С него взыскали материальный ущерб в пользу потерпевших.

16.Очень удобная позиция: правительство ничего не делает, а меры развиваются.

17.Сегодня одного молодого человека в рыбном магазине посетил некоторый шок.

№5.Найдите стилистические ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Предложите свой вариант правки.

1.Хочется столько много дать детям!

2.Русская живопись снискала успех в новых стенах.

3.В этом случае оказывается сильное напряжение на сердце.

4.Свои преступления он исполнял одинаково.

5.Этот вопрос я хотела бы обратить Оле и Маше.

6.Надо возбуждать импичмент.

7.Этот препарат не имеет противопоказание и передозировок.

8.Большинство времени пройдет в бесполезных ухаживаниях за объектом своей страсти.

9.У политиков была возможность оказать активную позицию по этому поводу.

10.Нужные связи росли не по дням, а по часам.

11.Безопасность именинницы охранял не только муж, но и многочисленные телохранители.

12.Его скоропостижный отъезд взволновал всех.

13.По нашему мнению, это тупиковый выход.

1.Она была отъявленная красавица.

2.Фильм обречен на успех.

3.Наша победа неминуема.

4.Многочисленные достоинства этого материала омрачаются существенным недостатком.

5.Лично я ничего не умею против платного образования – это неизбежная альтернатива бюджетному обучению.

№7. Сравните предложения; укажите случаи нарушения лексической сочетаемости, контаминации близких по значению словосочетаний, использования слова без учета его семантики, оцените редакторскую правку предложений, в случае несогласия с редактором свои варианты стилистической правки.

1. Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев.

2. Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не воспринимали мороза.

3. Под тенистыми деревьями удобно примостились туристы.

4. Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности.

5. Вспомнилась война: пылающие деревни, душераздирающий свист бомб.

6. В этом бою осколки прострелили ему обе ноги.

7. Выиграв, сборная университета сделала шаг на одну ступеньку пьедестала почета.

8. Там, где в недалеком прошлом были пустыри, свалки, поднялись целые кварталы жилых новостроек.

1. Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодежных покроев.

2. В шубах, валенках, теплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.

3. Под тенистыми деревьях удобно разместились туристы.

4. Сейчас наши дети начинают преодолевать первые трудности школьной жизни.

5. Вспомнилась война: горящие деревни, леденящий душу свист бомб.

6. В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.

7. Выиграв, сборная университета поднялась на одну ступеньку на пьедестале почета.

8. Там, где в недавнем прошлом были пустыри, свалки, появились кварталы новостроек.

№8. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

1. Автор хрестоматии не составил еще аннотации.

2. В заводском клубе проводятся многолюдные вечера.

3. Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера.

4. В деревне полными темпами идет уборка урожая.

5. Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; такую же честь доверили ему и нынче.

6. Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие трудности.

7. Два пернатых в одной берлоге не живут.

8. Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны.

9. Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения области.

10. В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей.

11. Эта политика уже приносит положительные плоды.

12. Большое внимание будет оказано благоустройству города.

13. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.

14. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы.

16. Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.

№9.* Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Гостеприимный, радушный, хлебосольный.

Длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный.

1. Выдвинуть, высказать, исправить, устранить.

Расширить, увеличить, повысить.

Прием, хозяин, человек.

Воздействие, период, путь, сборы, кредит.

Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки.

№10. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением.

1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность.

2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой.

3. Ученики пристально слушали выступление артиста.

4. Но перед тем, как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить мои мысли о Базарове.

5. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли.

6. Все это и рисует представление о «Слове о полку Игореве».

7. Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст. Это своенравное объяснение.

8. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему.

9. «Гранатовый браслет» – одно из самых подтверждающих произведений Куприна.

№11. Укажите, в каких примерах ошибка связана с непониманием значения слова, в каких – с неправомерным расширением или сужением его значения.

1. Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян.

2. Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений.

3. «Слово о полку Игореве» до сих пор привлекает внимание современников.

4. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы .

5. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т. п.

№12. Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов с отвлеченным и конкретным значением.

1. Керн в мышлении Пушкина осталась всего лишь мимолетным видением.

2. В Риге выявлен притон наркомании.

3. Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго.

4. Чем отличается холерик от других типов нервной деятельности?

5. Я хочу выучить языки так, чтобы меня не могли отличить от англоязычного или латышскоязычного населения.

6. В парке стоит архитектура.

7. Почти все изделия безымянны, только немногие имеют авторство.

8. Павел – в первых рядах строительства узкоколейки.

№13. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы представить – предоставить.

1. Мне … квартиру (дали, выделили).

2. … вам самим решать такие вопросы (даю возможность решить).

3. Нужно срочно … отчет о работе (дать, вручить…).

4. … вам моего друга (знакомлю).

5. Отца … к ордену (наградили).

6. Все меня … чудаком (считают, называют).

7. Фильм был … на фестивале (показан).

8. Актер умел … пение соловья (копировать).

9. Этот дом … собой небольшой замок (является).

№14. Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.

1. Перед нами (встал – стал) вопрос…

2. Отчет (представляется – предоставляется) в двух экземплярах.

3. Актер играл (главную – заглавную) роль.

4. Девочка (одела – надела) маскарадный костюм.

5. Учитель (провел – произвел) опрос учащихся.

№15. Правильно сочетайте глаголы с заключенными в скобки существительными.

Принять, предпринять (исследование, решение);

повысить, усилить (внимание, интерес);

исправить, устранить (ошибки, недочеты);

основать, обосновать (теорема, теория).

№16.* Составьте с приведенными ниже синонимами словосочетания, в которых реализовались бы стилистические и смысловые особенности, отличающие их друг от друга.

1. Особа, персона, лицо, фигура, птица.

2. Очень, весьма, сильно, здорово, больно, шибко.

3. Очаровательный, обаятельный, прелестный, пленительный, обворожительный, чарующий.

4. Удачный, успешный, счастливый, благополучный.

5. Удивительный, изумительный, поразительный, дивный, чудный.

1.2. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Речевая избыточность – это неоправданное употребление слов, дублирующих смысл высказывания. К речевой избыточности можно отнести тавтологию и плеоназм.

Речевая недостаточность (случайный пропуск слова) чаще всего –результат небрежности. Подобные ошибки обычно возникают в устной речи, когда говорящий торопится и не следит за правильностью выражения мысли. Речевая недостаточность наносит серьезный ущерб не только стилистической, но и смысловой стороне речи: в предложении нарушаются грамматические и логические связи слов, затемняется смысл.

Пропуск слова может стать причиной алогизма (Язык героев Шукшина резко отличается от персонажей других авторов.)

В результате пропуска слова нередко происходит и подмена понятия. Например: «На выставке среди экспонатов был и филателист из Омска». Но ведь экспонировался, конечно, не сам собиратель марок, а его альбом.

Речевую недостаточность как распространенную ошибку следует отличать от эллипсиса – стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности. Наиболее экспрессивны эллиптические конструкции без глагола-сказуемого, передающие динамические движения: Я за свечку, свечка – в печку! Я за книжку – та бежать и вприпрыжку под кровать (К. Чуковский). При эллипсисе нет необходимости восстанавливать пропущенные слова, так как смысл предложения ясен и введение в него уточняющих слов лишит его легкости, выразительности.

Тренировочные упражнения.

№1. Прочтите статью «Тавтология как средство выразительности». Ответьте на вопрос: в каких случаях тавтология является речевым недостатком, в каких – средством смысловой и эмоциональной выразительности?

Термин «тавтология» (греч. tauto – ‘то же самое’ и logos – ‘слово’) давно вошел в широкое употребление, однако до сих пор понимается неоднозначно. Если, например, «Словарь лингвистических терминов» рассматривает тавтологию только как неоправданную избыточность речи, то «Краткая литературная энциклопедия» и энциклопедия «Русский язык» видят в тавтологии как проявление речевой избыточности, так и специальный прием выразительности.

…И в устном, и в письменном изложении нередко встречаются излишние употребления, ничем не обогащающие ни мысли, ни чувства, например: В результате анализа получены новые результаты; Люди трудятся с трудовым подъемом; Это ему приснилось во сне; Книгу нужно возвратить обратно в библиотеку; В своей автобиографии он пишет (первая часть слова «авто»- как раз и означает «свой»); Продолжается процесс развития растений (в слове «развитие» уже заключена идея процесса»; Посмотрите прейскурант цен (иноязычное «прейскурант» – это и есть перечень цен). Такого рода повторения обусловлены речевой бедностью, незнанием значения слова или невнимательностью.

И все-таки нет оснований для вывода, что тавтология как явление языка в принципе противоречит его природе и эстетическому вкусу человека. Она складывалась веками в речевой деятельности народа. Не случайно стали нормативными сочетания типа белое белье, черные чернила, информационное сообщение, реальная действительность, в которых смысловая избыточность уже не чувствуется.

Славянское, в том числе и русское, народное творчество изобилует тавтологическими формами речи: клич кликать, горе горевать, диво дивное, суета сует, видимо-невидимо, один-одинешенек, жить-поживать, грусть-тоска, поить-кормить. Они закрепились в качестве нормативных лексических единиц, смысловая избыточность которых нейтрализована их поэтичностью и экспрессивностью. Так воспринимаем мы, например, знакомый каждому с детства типичный компонент речевого стиля сказок: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Многие из таких выражений стали устойчивыми речениями, фразеологизмами, пословицами, поговорками: слыхом не слыхать; мал мала меньше; дружба дружбой, а служба службой.

Тавтология в языке писателей, публицистов, ораторов, как правило, обусловлена контекстом. Это не механическое повторение, не простое дублирование уже выраженного понятия…

Существенный признак тавтологии – повторяемость слов для обозначения одного и того же понятия – обусловил ее объем и структурное разнообразие. Ядро тавтологии составляют однокоренные слова и разные грамматические формы одного и того же слова: думу думать, день-деньской. Характерны именные и глагольные сочетания с творительным падежом: туча тучей, ходить ходуном; с так называемым вторым именительным: закон есть закон; именные сочетания с тавтологическим эпитетом: дальняя даль, горе горькое. К этому явлению относятся и повторы: «Я остановился в гостинице, где останавливаются все проезжие…» (Лермонтов). Слова, составляющие тавтологию, нередко обозначают разные понятия, что приглушает тавтологичность: «Пахло свежестью, пахло ночными цветами, пахло чуть влажной землей» (Балашов).

Тавтология лежит в основе ряда стилистических фигур, то есть оборотов речи, предназначенных для усиления ее выразительности. Это – удвоение: «Еду, еду – следу нету» (загадка); анафора (единоначатие): «В думах моих я все земли прошел, все моря переплыл, в думах моих я все грехи изведал…» (Горький); эпифора (повторение конечных элементов высказывания): «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь); градация (последовательное усиление однородных признаков): «Мозг класса, дело класса, слава класса» (Маяковский); Обрамление (словорасположение, создающее замкнутость высказывания): «… но собеседники все курили и разговаривали, разговаривали и курили» (Л. Толстой).

Тавтология встречается в различных стилях речи, но особенно часто в языке художественной литературы и публицистик, где ей принадлежат многообразные смысловые и эмоционально-экспрессивные функции. Отметим важнейшие из них:

— усиление смысловой значительности и убедительности высказывания, выделение той или иной детали описания: «Какая громадная, многовековая подготовительная работа была нужна для того, чтобы выработать такие на вид простые приемы исследования…» (Вересаев);

— обозначение длительности или интенсивности действия : «Шли, шли, надо и про ночлег подумать» (Белов);

— подчеркивание или уточнение признака предмета: «…солнце садилось, когда я подъехал к Кисловодску, измученный на измученной лошади» (Лермонтов);

— обозначение большого количества или массы предметов: «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе тридцать пять тысяч одних курьеров» (Гоголь);

— привлечение внимания к произведениям, газетным статьям благодаря их названиям, заголовкам: «Диво дивное», «Когда беспокоит спокойствие»;

— усиление эмоциональности, патетичности речи: «Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты» (Гоголь);

— средство связи частей в описаниях, рассуждениях, монологах, в публицистической и ораторской речи и одновременно выделение важного понятия или целой мысли: «Положим, я вызову на дуэль, — продолжал про Алексей Александрович, и, живо представив себе ночь, которую он проведет после вызова, и пистолет, на него направленный, он содрогнулся и понял, что никогда он этого не сделает, — положим, я вызову его на дуэль. Положим, меня научат…» (Л. Толстой).

Итак, тавтология – сложное, противоречивое по содержанию и разнообразное по структуре явление. Роль ее в языке определяется принятым употреблением, необходимостью в контексте, а также индивидуальным вкусом и мастерством автора. Неоправданное повторение слов и форм – это недостаток, снижающий культуру устной и письменной речи, целенаправленное же повторение – средство смысловой и эмоциональной выразительности.

№2. Определите стилистическую функцию тавтологических сочетаний.

1. Знать не знаю, ведать не ведаю (фолькл.)

2. Служить бы рад, прислуживаться тошно (А. Грибоедов)

3. И устарела старина, и старым бредит новизна (А. Пушкин).

4. Вернулся он домой туча-тучей (М. Алексеев).

5. Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой белей белил (Б. Пастернак).

№3. Найдите в текстах тавтологические сочетания, определите их смысловые и эмоционально-экспрессивные функции.

2. Грусть-тоска меня съедает;

Чудо чудное завесть

Мне б хотелось (А. Пушкин).

2. И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи… (А. Пушкин).

3. Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон (А. Пушкин).

4. Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский).

5. Я жду… Соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки.

Я жду… Темно-синее небо

И в мелких и в крупных звездах,

Я слышу биение сердца

И трепет в руках и ногах.

Я жду… Вот повеяло с юга;

Тепло мне стоять и идти;

Звезда покатилась на запад…

Прости, золотая, прости! (А. Фет).

6. …В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря. (А. Фет).

7. Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад.

Люди спят; одни лишь звезды к нам глядят (А. Фет).

8. Без вины виноватые (А. Островский).

9. И это нисколько не удивительно, а удивительно то, что вы находите это удивительным (В. Белинский).

10. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее (Н. Гоголь).

№4. Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте предложения.

1. Милая, добрая, отзывчивая – так отзывались о ней все.

2. Автор «Слова о полку Игореве» считает, что следовать рассказам Бояна не следует.

3. Это свойство свойственно всем писателям.

4. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.

5. Питательная маска подпитывает кожу.

6. Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства.

7. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.

№5. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.


источники:

http://4ege.ru/trening-gia-russkiy/62775-trenirovochnye-raboty-po-teme-leksicheskie-normy-rechi.html

http://pandia.ru/text/77/378/33345-2.php