Еще в гимназии я начал зачитываться буниным составное глагольное сказуемое

Урок по русскому языку СГС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Составное глагольное сказуемое.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. Новая тема урока « Составное глагольное сказуемое». Прежде чем перейти к новому материалу, ребята, давайте мы с вами повторим сведения о главных членах предложения.

II. Повторение сведений о главных членах предложения.

… и … — это грамматическая основа предложения.

По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .

Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .

Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .

Повторение признаков простого глагольного сказуемого:

— Ребята, чем выражается простое глагольное сказуемое? (слайд)

(выражается глаголом в одном из наклонений, т.е. состоит из одного глагола)

— Запишите отрывок из стихотворения С.Есенина « Отговорила роща золотая». (1924)

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

( В осенней картине всё подчинено грусти: увядает природа, печально улетают на чужбину журавли. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о своей жизни, о прошедших днях — о «юности весёлой», к которой уже нет возврата)

— Выразительно прочитайте записанное. В данном отрывке найдите и подчеркните грамматическую основу.

Сделаем вывод пройденного материала. Какие члены предложения составляют грамматическую основу? Чем выражается простое глагольное сказуемое?

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

выражается в форме:

а также может быть выражено:

1) глаголом в форме сложного будущего времени:

2) глаголом быть со значением наличия, существования:

У него есть всё, что необходимо для охоты.

3) фразеологизмами, в составе которых есть спрягаемая форма глагола:

Природа так явно бросалась в глаза человеку.

4) междометной формой глагола:

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ

III. Изучение нового материала. Понятие о составном глагольном сказуемом.

— Ребята, какую цель мы поставим на уроке? Чтобы мы хотели узнать на уроке?

— Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

ГЛАГОЛ ФОРМА ГЛАГОЛА

грамматическое значение лексическое значение

(наклонение, время, лицо,

число, в форме пр. вр.- род)

Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.

— Чем отличаются сказуемые?

— Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.

— Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

— Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?

— Какую роль играет вспомогательный глагол?

— Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?

(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).

Схема построения составного глагольного сказуемого.

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные слова

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

иметь желание
сделать усилие
дать согласие
гореть желанием
иметь честь
иметь намерение
дать обещание

V. Работа по учебнику.

Упражнение 103 – спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и глагольные сказуемые.

1.Еще в гимназии я начал зачитываться (СГС) Буниным. 2. Я стремился следовать (СГС) этому свету Блока. 3. Я начал писать (СГС) автобиографическую повесть и дошел (ПГС) в ней до середины жизни. 4. Я продолжаю называть (СГС) «Жизнь Арсеньева» повестью, хотя с таким же правом мог бы назвать (СГС) её поэмой или сказкой. 5. Незнакомка стояла (ПГС) у калитки и пыталась раскрыть (СГС) маленький зонтик, но он не раскрывался (ПГС). 6. По дорожке Сокольнического парка шла (ПГС) та незнакомка , чей голос Левитан никак не мог бы забыть (СГС). 7. В слободе он решил остановиться (СГС).

Упражнение 104 – письменно (работа у доски).

Замените составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом составным глагольным сказуемым с кратким прилагательным. Как изменится смысл предложения?

Я могу встретить этого человека (рад, обязан, готов, согласен, должен). Я рад встретить этого человека. Я обязан встретить этого человека. Я готов встретить этого человека. Я согласен встретить этого человека. Я должен встретить этого человека.

VI. Тестовые задания.

1. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.

а) Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге.

б) Я стал слабеть здоровьем.

в) Мой брат – студент.

г) В коридоре было три двери.

2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А) Сирень начинает отцветать в начале лета.

Б) Он казался образованным человеком.

В) В путешествии мы узнали много интересного.

Г) Мы предложили ему поиграть с нами.

Дополнительное задание : Выписать номера предложений с составным глагольным сказуемым, основу из 5 предложения. (ЕГЭ-минутка)

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…

(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

(предложение 5, 6)

Цифровой диктант с последующей самопроверкой.

Распределить сказуемые в соответствии с цифровыми обозначениями в две колонки: в первую – простое глагольное сказуемое, во вторую – составное глагольное сказуемое (ПГ, СГС):

Исаак Ньютон (1606-1642) родился (1) в Англии.

Ньютон хотел надеяться (2) , что его род восходит (3) к шотландским дворянам XV века, Однако историки так не считают (4) .Предки Ньютона стремились разбогатеть(5). К концу XVI века семья перешла (6) в разряд йоменов (землевладельцев ). Отец Ньютона оставил (7) в наследство крупную по тем временам сумму в 500 фунтов стерлингов и несколько сот акров плодородной земли, занятой полями и лесами.
Исаак с 12 учился (8) в школе в Грэнтеме. В 1659 году мать вернула (9) его в поместье и попыталась возложить (10) на 16-летнего сына часть дел по управлению хозяйством

Проверочная работа. Выпишите составные глагольные сказуемые

(1) Маленький Исаак постоянно был одинок.(2) Сверстники не слишком хорошо к нему относились потому, что он всегда мог выиграть в шашки и другие игры, требующие сообразительности.(3) Молодой Ньютон не мог подружиться ни с кем из этой ребятни.(4) Так началось его одиночество – от рождения и до смерти.
(5)В студенческие годы он чувствовал , что способен решить проблемы, которые веками волновали человечество. (6)При одной только мысли об этом он ощущал бешеное нетерпение и ненасытную страсть первооткрывателя. (7)Конечно, в Кембридже он станет магистром, затем членом колледжа, может быть, профессором. (8)Он знал, что члены колледжа не могли жениться. (9)Ньютон не жалел об этом.(10) Его любовью стала математика.
(11) Он прекрасно знал анатомию и физиологию, различные методы лечения, что в большей мере способствовало его завидному долголетию.
(12)Он не особенно жаловал литературу и совсем не любил поэзию, живопись и скульптуру.
(13)Ньютон с детства смог внедрить в свое сознание, что ложь, эгоизм, насилие, потеря контроля над своими чувствами и действиями – смертные грехи. (14)Он был истинным сыном своего пуританского века.
(15)Для Ньютона характерна вера в изначальный ясный смысл Библии. (16) Он старался устранить расхождения между хронологией светской и хронологией Ветхого Завета.
(17) Страсть к научным занятиям не могла покинуть его и в поздние лондонские годы. (18) Хотя творческий возраст его давно уже миновал, он старался строго соблюдать раз и навсегда установленный им для себя режим занятий.(19) Никто и никогда не видел его без работы. (20)Работа служила ему бальзамом от душевного беспокойства.

(2) мог выиграть
(3) не мог подружиться
(5) что способен решить
(8) не могли жениться
(13) смог внедрить
(16) старался устранить
(17) не могла покинуть
(18) старался соблюдать

VII. Домашнее задание.

Упр. 106, стр.63. Подобрать отрывки из любимых стихотворений, выделить в них составные глагольные сказуемые.

Еще в гимназии я начал зачитываться буниным составное глагольное сказуемое

Укажите номер предложения с простым глагольным сказуемым.

Ещё в гимназии я начал зачитываться Буниным. Меняются поколения, а чудный собор недвижно и вечно стоит в центре города. Я начал писать автобиографическую повесть и дошел в ней до середины жизни. Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик.

Укажите номер предложения с простым глагольным сказуемым. Ещё в гимназии я

Укажите номер предложения с обычным глагольным сказуемым. Ещё в гимназии я начал зачитываться Буниным. Изменяются поколения, а чудный собор неподвижно и постоянно стоит в центре города. Я начал писать автобиографическую повесть и дошел в ней до середины жизни. Незнакомка стояла у ворота и пробовала раскрыть малюсенький зонт.

  • Амина Сборщикова
  • Русский язык 2019-10-14 05:03:59 0 1

Обычное глагольное сказуемое состоит из 1-го глагола прошедшего, настоящего или будущего времени.

Меняются (обычное глагольное сказуемое, выраженное глаголом истинного медли) поколения, а дивный собор неподвижно и постоянно стоит (простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом истинного времени) в центре городка.


источники:

http://znanija.online/russkii-yazyk/619489.html

http://obrazovalka.com/qa/russkiy-yazyk/13141916-ukazhite-nomer-predlozhenija-s-prostym-glagolnym-skazuemym-eshhjo-v-gimnazii-ja.html