Распространенное предложение – как его правильно отличать от нераспространенного и как при этом не путать со сложным – объясняю и показываю на примерах
Предложение, в котором есть определение, дополнение или обстоятельство.
Чтобы о чем-то сказать, достаточно упомянуть предмет (подлежащее) и назвать его действие (сказуемое). Например: «Летят птицы». Но для полного выражения мысли этого недостаточно.
Чтобы сказать все, что мы хотим, мы «распространяем» предложение. И делаем это с помощью второстепенных членов. К ним относятся определение (например, перелетные птицы), обстоятельство (летят на юг) и дополнение (летят рядом с облаками). Если есть хотя бы один из них, то предложение сразу становится распространенным.
Как отличить распространенное предложение от нераспространенного
В нераспространенном будет только грамматическая основа – то есть только подлежащее и сказуемое. Вот несколько примеров:
- Идет дождь – нераспространенное, потому что в нем есть только подлежащее «дождь» и сказуемое «идет».
- Идет дождь и снег – нераспространенное, в нем два подлежащих («дождь» и «снег») и сказуемое.
- Ночь – нераспространенное, в нем только подлежащее «ночь».
- Темнеет – нераспространенное, в нем только сказуемое «темнеет».
А вот распространенные предложения, смотрите:
- На улице идет дождь – есть обстоятельство «на улице».
- Идет сильный дождь – есть согласованное определение «сильный».
- Идет дождь со снегом – есть косвенное дополнение «со снегом».
- Быстро темнеет – есть обстоятельство «быстро».
- Безмолвная ночь – есть определение «безмолвная».
Чем распространенное предложение отличается от осложненного
Распространенное предложение не обязательно должно быть осложненным. Пример: «Я пишу простым карандашом в тетради». Распространенность налицо, потому что мы видим тут и косвенное дополнение «карандашом», и согласованное определение «простым» и обстоятельство места «в тетради». Но оно ничем не осложнено.
Предложение осложняется пятью осложнителями:
- Обращениями: «Саша, принеси мне воды».
- Однородными членами: «Прилетели вороны и голуби» (однородные подлежащие), «Ветер воет и рвется на волю» (сказуемые), «Я рисую карандашами и фломастерами» (дополнения), «Белые, красные и желтые ленты» (определения), «читаю и лежа, и сидя» (обстоятельства).
- Обособленные члены: «Вспоминая прошлое, я думаю о будущем» (обособленный деепричастный оборот), «Играющие во дворе дети подбежали ко мне» (причастный оборот).
- Вводные слова: «Во-первых, я вам не начальник», «Кстати, а вы кто такой?».
- Вставными конструкциями: «Дорога (от замка до реки) вела через лес».
Вам надо запомнить вот эти пять осложнителей и научиться «видеть» их в предложении.
Чаще всего осложненное предложение – это такое, внутри которого есть знаки. Но бывает осложнение и без знаков, например, когда причастный оборот стоит перед определяемым словом: «Играющие во дворе дети подбежали ко мне» – знаков нет, а осложнение есть.
Чем распространенное предложение отличается от сложного
Если вы не знаете, чем они отличаются, сразу делаем вывод: вы не видите границы простых предложений в составе сложного, не умеете выделять грамматическую основу.
Сложное предложение – это такое, в котором всегда две или более грамматических основ: «Я читаю книгу, а мама отдыхает». Когда вы делаете разбор такого предложения, вам надо сначала сказать, что оно сложное и включает в себя два простых: «Я читаю книгу», «Мама отдыхает»». А потом уже по отдельности характеризовать каждое:
- Я читаю книгу – распространенное, потому что есть прямое дополнение «книгу».
- Мама отдыхает – нераспространенное, потому что в нем нет вообще никаких второстепенных членов. Мы видим в нем только подлежащее «мама» и сказуемое «отдыхает».
Сложное предложение вообще нельзя характеризовать с точки зрения распространенности и нераспространенности. Так характеризуются только простые предложения. Поэтому вы сначала «вынимаете» простые из сложного, а потом уже смотрите, распространены они или нет.
Могут ли распространенные предложения быть неполными
Да. Например, предложение «Очень классный» – оно сейчас вам кажется непонятным, потому что мы выдернули его из контекста. А контекст был такой:
– Как вам фильм?
– Очень классный!
Восстанавливаем: «Фильм очень классный». Подлежащее тут «фильм», сказуемое «[есть] классный» (составное именное), второстепенный член – обстоятельство меры и степени: классный (в какой степени?) очень.
Предложение «Очень классный» неполное, потому что в нем опущенное подлежащее, но распространенное, потому что есть второстепенный член.
Может ли распространенное предложение быть односоставным
Да. Поэтому я в начале статьи и приводил вам в пример односоставные предложения: «Ночь», в котором одно-единственное слово и оно является подлежащим, и «Темнеет», в котором тоже только одно слово, являющееся сказуемым.
Если в этих предложениях будут второстепенные члены, то они станут распространенными: «Быстро темнеет» – появилось обстоятельство «быстро», «Звездная ночь» – появилось определение «звездная».
Полезные материалы по теме
Подписывайтесь на нашу рассылку. Когда подпишетесь, вам на почту придет письмо, там надо будет нажать на кнопку «Подтвердить». Всем подписчикам мы высылаем ссылки на новые статьи в рубрике Образование – вы точно ничего не пропустите.
В каждой статье я рекомендую читателям курсы по русскому языку. Они дешевле, чем репетитор, а результаты часто дают более качественные, ребенок системно осваивает материал.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, сумел ли я объяснить вам сегодняшнюю тему. Разобрались ли вы с тем, что такое распространенные предложения и как отличать распространенность от других характеристик?
Можете смело критиковать текст. Я всегда читаю комментарии читателей и учитываю замечания.
Распространенное и нераспространенное предложение
Распространенное и нераспространённое предложение отличаются по наличию или отсутствию второстепенных членов. Узнаем, что такое распространенное и нераспространенное предложение в русском языке и приведем примеры.
В синтаксическом разборе предложения указывается его вид:
- по интонации (повествовательное, вопросительное, побудительное);
- по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное);
- по наличию главных членов (односоставное или двусоставное);
- по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.
Важной синтаксической характеристикой предложения является наличие или отсутствие второстепенных членов предложения. В связи с этим в синтаксисе русского языка различают нераспространенные и распространенные предложения.
Нераспространенное предложение
В простом предложении могут быть только главные члены предложения.
Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)
В этом предложении главный член предложения подлежащее «Енисей» поясняет другой главный член — сказуемое «всё шумел и шумел» («всё» — частица).
Это предложение состоит только из грамматической основы, и поэтому является нераспространенным. В нем нет других членов предложения, относящихся к подлежащему или сказуемому.
Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы
Была ночь . По всему лесу потрескивал мороз (В. Катаев).
Дело было так . Тщательно и старательно шел Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр… (Г. Траепольский).
Светились цветы . Светились недолго (Н. Сладков).
Вечер был тёплый и тихий (Н. Сладков).
Ученик был нетерпелив . Пять минут — невелик срок (М. Алексеев).
Разгорался рассвет . Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара (К. Паустовский).
Утро было яркое, солнечное, но прохладное (Г. Скребицкий).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Мы затапливали (что?) печи (К. Паустовский).
В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка (В. Песков).
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Теплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекочет тело (А. Новиков-Прибой).
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Я вспоминаю (что?) леса, озёра, парки и небо (К. Паустовский).
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Сумерки (где?) в лесу наступают (как?) неожиданно (когда?) рано (В. Арсеньев).
Обстоятельства выражаются разными способами:
Я (когда?) и раньше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).
Примеры распространенных предложений из художественной литературы
Но еще выше было небо, все засыпанное звездами (В. Катаев).
У самой воды большими охапками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки (К. Паустовский).
Глубокая лесная канава до самых краёв была наполнена быстро бегущей мутной водой (И. Соколов-Микитов).
Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой (А. Гессен).
Я стал с наслаждением есть столовой ложкой превосходную прохладную еду (В. Катаев).
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков (А. Куприн).
Еле волоча от усталости ноги и отбиваясь от несметного количества комаров, я поднялся на возвышенность и огляделся (Г. Скребицкий).
Видеоурок «Русский язык 3 класс. Предложения распространенные и нераспространенные»
Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме «Распространенные и нераспространенные предложения»
Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме «Распространенные и нераспространенные предложения»
учитель русского языка и литературы
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель: дать представление о второстепенных членах предложения, о распространенных и нераспространенных предложениях.
- образовательная: показать учащимся отличие распространенных предложений от нераспространенных;
- развивающая: научить учащихся распространять предложения с помощью второстепенных членов предложения;
- воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, его средствам выразительности, формирование взаимопомощи и взаимоподдержки.
1) Организационный момент.
2) Проверка домашнего задания.
— Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже)
3) Синтаксическая пятиминутка.
— Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
— Запишите предложения под диктовку и выделите в них грамматические основы.
1. Наступила осень. 2. Воздух сегодня свежий 3. Вы сходили в лес?
4. Полюбуйтесь красотой осенних листьев. 5. Красив лес в осеннем уборе!
4) Повторение изученного материала (фронтальный опрос).
— Назовите группы предложений по цели высказывания. (повествовательные, вопросительные и побудительные)
— Какие из записанных предложений являются повествовательными? Вопросительными? Побудительными?
— Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (восклицательные и невосклицательные)
— Назовите невосклицательные предложения среди тех, что записаны на доске.
— На какие группы делятся предложения по составу грамматической основы? (односоставные и двусоставные)
— Назовите односоставные предложения среди тех, что записаны у вас в тетрадях.
5) Объяснение нового материала.
— Чем первое предложение отличается от всех остальных? (в нем только главные члены предложения)
— Как называют подлежащее и сказуемое? (грамматическая основа)
— Как называют остальные члены предложения? (второстепенные)
— Сегодня мы будем учиться распознавать группы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.
— Запишите тему урока «Распространенные и нераспространенные предложения».
— Сравните предложения, записанные на доске:
Дует ветер. – Осенью сильно дует ветер .
— Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены)
— Какое из двух предложений несет большую информацию? Почему?
Чтение правила на стр.70.
— Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов?(распространенные и нераспространенные)
— Какие из них называются распространенными? Нераспространенными?
— Приведите примеры нераспространенных предложений.
— Приведите примеры распространенных предложений.
— Сейчас мы выясним, какие члены предложения могут пояснять второстепенные члены.
— Запишите предложение «Яркими листьями украсила щедрая осень лесные поляны.» ( 1 ученик – за доской , остальные – в тетрадях, потом идет взаимопроверка)
— Выделите его грамматическую основу. (осень украсила)
— Выпишите все словосочетания из предложения и укажите смысловую связь слов в них.(щедрая осень, украсила листьями, яркими листьями, украсила поляны, лесные поляны)
— От каких членов предложения задавали вопросы?
— Какие члены предложения могут распространять второстепенные члены предложения?
— Дайте полную характеристику предложения. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)
7) Закрепление материала.
1. Распространить предложения. (работа в парах: раздаются карточки с записанными предложениями, а затем каждая пара учащихся предлагает свои варианты распространенных предложений)
Грохочет гром. Трещат сучья. Лес удивляет.
— Какие предложения по наличию второстепенных членов вы получили на карточках? (нераспространенные)
— Распространите предложения второстепенными членами, запишите их и подчеркните в них грамматические основы.
2. Роль нераспространенных предложений в речи.
— Многие поэты используют в своих стихах нераспространенные предложения. Прочитайте записанные на доске строчки из стихотворения А.Блока. Найдите нераспространенные предложения и докажите свою точку зрения.
Пустеет улица . (нераспространенное)
Свищет ветер. (нераспространенное)
— Чего достигает поэт, используя нераспространенные предложения? (передает настроение одиночества, делает картину вечера более мрачной, унылой)
3. Запись под диктовку предложений. (самостоятельная работа)
— Запишите предложения под диктовку, подчеркните в них грамматические основы, охарактеризуйте предложения по наличию главных и второстепенных членов.
— Объясните выбор орфограмм в корнях глаголов.
Продолжается сушь великая.
Затянулся ржавой тиной пруд широкий, обмелел.
Рано утром иду по лесу.
Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом.
— Из какого произведения взято последнее предложение? Кто автор этого произведения? (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
8) Обобщение материала. (фронтальный опрос)
— Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)
— Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)
— Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными? Приведите примеры.
— Профессор Л.В.Щерба придумал «глокий» язык, с которым мы уже сталкивались на наших уроках. И вот для того чтобы проверить, как его ученики поняли тему «Распространенные и нераспространенные предложения», он дал им задание охарактеризовать по наличию главных и второстепенных членов следующее предложение «Молясный молодильник перешумекал корокувицу.»
— Скажите, какое это предложение, и объясните свою точку зрения. (предложение распространенное, т.к. есть второстепенные члены)
9) Подведение итогов
(выставление оценок), домашнее задание. П.35, упр.№172
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/rasprostranennoe-nerasprostranennoe.html
http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-5-m-klasse-po-teme-rasprostranennye-i-nerasprostranennye-predlozheniya-5413608.html