Типы сказуемых в русском языке с примерами
Содержание:
Роль сказуемого в предложении
Cоставляя характеристику предложению, начинать нужно с выделения грамматической основы — подлежащего и сказуемого. Это главные члены предложения. Они связаны между собой, так как информацию о подлежащем несет сказуемое.
Сказуемое — главный член предложения, который обозначает признак предмета (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет? Что с ним делается? Каков предмет? Кто он такой? Что он такое?
Способы выражения сказуемого
Какими частями речи выражается сказуемое?
Чтобы дать ответ на вопрос, проанализируем примеры.
- Сегодня на уроке мы изучали новый материал.В данном предложении подлежащее мы (местоимение). Задаем вопрос: мы (что делали?)
. Сказуемое изучали выражено глаголом.
- Обитатели джунглей непредсказуемы и опасны.В этом предложении подлежащее обитатели (сущ.) Задаем вопрос: обитатели (каковы?)
и
Выделенные слова сказуемые и выражены они краткими прилагательными.
- Он врач. Находим подлежащее. Он (мест). Задаем вопрос: он (кто такой?) врач. Сказуемое
выражено именем существительным.
Типы сказуемого
Сказуемые бывают простыми и составными.
Простое сказуемое состоит из одного слова-глагола в форме одного из наклонений. Рассмотрим примеры.
Составное сказуемое состоит из двух слов. Основная часть содержит главное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое и добавочные лексические значения.
(сказуемое состоит из двух слов, одно из которых «больна» передает основное лексическое значение, а другое «была» — грамматическое значение)
Виды составного сказуемого
Составное сказуемое бывает:
- глагольным (основная часть – инфинитив)
- именным(основная часть – имя)
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного, выражающего грамматическое значение сказуемого(наклонение, время, лицо)и неопределенной формы глагола
СГС= вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола
Основные вспомогательные глаголы
В качестве вспомогательного глагола выступают следующие группы слов.
1. Глаголы:
— со значением начала, конца, продолжения действия (начать, перестать, кончить, прекратить, продолжить)
— со значением желательности, возможности, необходимости действия (мочь, хотеть, желать, мечтать, надеяться)
— выражающие эмоциональное состояние (любить, бояться, стесняться, ненавидеть, стыдиться)
2. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов (готов, должен, обязан, намерен, рад)
3. Слова состояния: можно, нельзя, надо
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое состоит из двух составляющих: глагола связки и именной части
СИС = глагол-связка + именная часть
Глагол-связка
Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.
Рассмотрим глаголы, входящие в состав:
1. Быть (есть, был, будет, был бы, будь)
. В форме настоящего времени связка быть не употребляется. Такая связка называется нулевой. Например. Галя- моя дочь
2. Стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться, стремиться.
3. Значения движения, положения в пространстве (приблизиться, уехать, возвратиться, висеть, колебаться и др.)
Именная часть
Именная часть выражает основное лексическое значение сказуемого. Она состоит из:
Существительного | Дачный сад в цвету |
Прилагательного | Лодка показалась ненадежной |
Числительного | Шестью семь-сорок два |
Наречия | На улице было холодно |
Местоимения | Частная клиника теперь моя |
Причастия | Урожай собран |
Синтаксически неделимого словосочетания |
|
ВЫВОД: именная часть составного именного сказуемого выражается всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием.
Как быстро определить вид сказуемого?
Быстро и правильно определить вид сказуемого поможет алгоритм действия
- Сказуемое состоит из одного или двух слов?
- Одного. Какой частью речи является слово?
- Глагол. Вывод: перед нами ПГС
- В состав сказуемого входят два слова. Из каких составных частей они состоят?
- Вспомогательный глагол + неопределенная форма. Вывод: СГС
- Глагол-связка + именная часть. Вывод: СИС
Виды сказуемых в русском языке (примеры)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
- глагольные сказуемые;
- именные сказуемые.
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
- простое глагольное;
- составное глагольное;
- составное именное.
Таблица
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
- я буду рассказывать;
- мы будем говорить;
- они будут отдыхать;
- вы будете собирать и т. п.;
- пусть уйдет;
- пускай спляшет;
- да отпустите его.
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Вопросы к игре-уроку по русскому языку на закрепление материала в 8–9 классов
Татьяна Александровна Головинова
Вопросы к игре-уроку по русскому языку на закрепление материала в 8–9 классов
1. Укажите словосочетание, образованное по способу согласования:
а) из-за осенней мглы б) неподвижно висевшей
в) покрытое облаками г) мягкость света
2. Определите способ подчинительной связи в словосочетании «отдохнуть на отмели»:
а) согласование б) управление в) примыкание
3. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы одним и тем же способом связи:
а) видел листву; загорались вдали; лежал по утрам
б) особенно мягкие; ищите под берёзками; увидеть ночью
в) золотыми монетками; в дружественном государстве; падающих листьев
г) раздвинула листья; вспоминает о ней; бродил подолгу
4. Укажите словосочетание, которое соответствует данной характеристике: главное слово выражено деепричастием, зависимое – наречием, способ связи – примыкание:
а) зимой покрылась б) опустилась медленно
в) поступив по-человечески г) улыбаясь глазами
5. Определите правильный ответ:
а) невидимый работник – (способ связи – согласование)
б) помогал всегда – (способ связи – управление)
в) люблю леса – (способ связи – примыкание)
г) защищающий родину – (способ связи – согласование)
6. Укажите словосочетание, не образованное по способу управления:
а) видел объявление б) доволен поездкой
в) полностью согласен г) портфель отца
7. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы по способу примыкания:
а) по-осеннему горько; было грустно; охвачено тишиной
б) встретить летом; бредёшь не спеша; придёт непременно
в) оттеняет синеву; говорит шёпотом; медленно светает
г) дышала теплотой; вспоминать любя; сказал шутя
8. Какими способами связи может образоваться словосочетание, в составе которого имеется глагол?
а) примыкание и согласование
б) управление и согласование
в) управление и примыкание
9. Установите соответствие:
а) способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога;
б) способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с главным только по смыслу;
в) способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное
1 – примыкание; 2 – управление; 3 – согласование
10. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы разными способами связи:
а) хочу ответить; появился справа;
б) бегущая по волнам; цветущая роза;
в) лёжа на диване; отправился в школу;
г) близким друзьям; прочитанной книгой.
11. Укажите признак, не характерный для предложения:
а) основная синтаксическая единица;
б) содержит сообщение, вопрос или побуждение;
в) представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов;
г) характеризуется интонационной и смысловой завершённостью
12. В каком варианте правильно указана грамматическая основа предложения: Что впервые заставляет человека взять в руки перо?
а) заставляет человека б) заставляет взять
в) взять перо г) что заставляет взять
13. Укажите предложение, в котором нет побуждения:
а) Любите книгу – источник знаний!
б) Всем прочитать эту книгу сегодня же!
в) Прочитал бы ты эту книгу.
г) Как интересна эта книга!
14. Укажите неверный ответ. По цели высказывания предложения бывают:
а) восклицательными по составу и по цели высказывания:
в) побудительными г) вопросительными
15. Определите предложение по составу и по цели высказывания:
Самому умному философу трудно отвечать на глупые вопросы.
а) двусоставное, повествовательное
б) односоставное, повествовательное
в) двусоставное, побудительное
г) односоставное, побудительное
16. Укажите признак инверсии (обратного порядка слов в предложении):
а) согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное – после него;
б) подлежащее предшествует сказуемому;
в) перед сказуемым располагается обстоятельство образа действия;
г) сказуемое предшествует подлежащему;
д) обстоятельство времени стоит в начале предложения
17. Укажите соответствие:
а) по строению грамматической основы предложения бывают…
б) по наличию второстепенных членов предложения бывают…
в) по количеству грамматических основ предложения бывают…
1 – простые и сложные; 2 – односоставные и двусоставные;
3 – распространённые и нераспространённые
18. Какое из предложений соответствует схеме ___ ___
а) Любо в лесу мне бежать.
б) Долго-долго падают кленовые листья.
в) Вот девочка подняла кудрявую голову.
г) С детских лет великий Пушкин мне знаком.
Главные члены предложения
19. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением:
а) У ворот часовые остановили нас и потребовали паспорта.
б) Так никто и не встретил старушку на вокзале.
в) Совесть – одно из самых удивительных человеческих чувств.
г) Трое друзей отправились летом в поход.
20. Укажите ошибочное согласование главных членов предложения:
а) Семеро одного не ждёт.
б) Где двое говорят, тут третий не приставай.
в) Учитель с учениками отправились на экскурсию в музей.
г) Прибыл первый отряд туристов.
21. Укажите предложение с составным именным сказуемым:
а) Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.
б) Жизнь прекрасна и удивительна.
в) Каждый может делать что-то доброе и оставить по себе добрую память.
г) Позорить своё отечество – значит продавать его.
22. Определите вид сказуемого в предложении:
Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости.
а) составное глагольное б) составное именное в) простое глагольное
23. Укажите правильный вариант ответа. В предложении между подлежащим и сказуемым тире ставится:
1) если подлежащее и сказуемое выражены существительными или числительными в именительном падеже;
2) если оба главных члена выражены неопределённой формой глагола или количественными числительными;
3) если в предложении имеется глагол-связка быть;
4) если один главный член выражен неопределённой формой глагола, а другой – существительным
а) 1, 2, 3, 4 б) 1, 3, 4 в) 2, 3, 4 г) 1, 2, 4
24. Чем не выражается именная часть составного именного сказуемого?
а) существительным в именительном или творительном падеже;
б) краткими прилагательными; в) наречиями; г) деепричастиями;
д) краткими страдательными причастиями
25. Какой из глаголов связок составного именного сказуемого обычно не употребляется в настоящем времени?
а) быть б) являться в) становиться г)казаться
26. Сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, называется:
а) простым глагольным б) составным именным в)составным глагольным
27. В каком предложении сказуемое соответствует данной характеристике: составное именное сказуемое, состоит из глагола связки и именной части, выраженной именем прилагательным
а) Уважение к физическому труду считается показателем воспитанности человека.
б) Лето в этом году было сухим и жарким.
в) Дождь перестал лить только в сумерки.
г) Мужество есть великое свойство души.
Второстепенные члены предложения
28. Определите соответствие:
а) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее и другие члены предложения, выраженные именем существительным;
б) второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или состояния;
в) второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения
1 – дополнение; 2 – обстоятельство; 3 – определение
29. Укажите прямое дополнение в предложении: «В одной из старинных книг я прочитал рассказ об Америго Веспуччи, именем которого названа Америка».
а) книг б) рассказ в) Америго Веспуччи г) именем д) Америка
30. В каком из предложений нет прямого дополнения?
а) Я отправил сестре телеграмму с поздравлением.
б) Учёные доказали существование жизни в космосе.
в) Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг.
г) И поныне славятся у нас на Севере замечательные русские умельцы.
31. В каком варианте ответа указаны только косвенные дополнения?
С классическим произведением(1) вы не потеряете своего времени(2). Но классика не может ответить на все вопросы(3) сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу(4).
А) 1, 2, 4 б) 1, 3 в) 2, 3, 4 г) 1, 2, 3, 4
32. Чем не может выражаться согласованное определение?
А) существительным; б) местоимением;
в) именем прилагательным;
г) причастием д) порядковым числительным
33. В каком из предложений имеется несогласованное определение?
а) Подвиг, совершённый Мусой Джалилем, бессмертен.
б) По ночам иногда дул холодный ветер.
в) Великолепные полотна художников вызывают желание изучать прошлое народа.
г) Среди покрытых снегом веток сидела зеленоватая птичка.
34. В каком из предложений нет приложения?
а) Музыку к драме «Борис Годунов» написал композитор М. П. Мусоргский.
б) Пушкин был первым русским художником-поэтом.
в) В Уральске Габдулла Тукай поступает в типографию газеты «Уралец» наборщиком.
г) Художник В. Г. Перов – это целая эпоха в русской живописи.
д) М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин – мои самые любимые поэты.
35. В каком из предложений имеется обстоятельство причины?
а) В восемнадцатом веке Казань становится одним из крупных научных центров России.
б) Пожалев продрогшую собачонку, девочка впустила её в дом.
в) Недалеко от костра члены экспедиции установили палатку для отдыха.
г) При занятиях горными лыжами начинающим лыжникам нужно соблюдать осторожность.
36. На качество действия, состояния или признака, а также на характер и способ проявления действия указывают:
а) обстоятельства цели; б) обстоятельства образа действия; в) обстоятельства причины;
г) обстоятельства времени; д) обстоятельства места е) обстоятельство условия
37. Каким членом предложения является выделенное слово: Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь.
а) обстоятельство времени; б) дополнение; в) обстоятельство места; г) определение
38. Какое из предложений отличается от других по составу:
а) В дверь робко постучали.
б) Вот заглохшая аллея с вековыми деревьями.
в) Уж совсем стемнело и начинало холодать.
г) В тишине услышишь голоса птиц.
39. Определите соответствие:
а) односоставное предложение с глаголом сказуемым в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени;
б) односоставное предложение с глаголом сказуемым в форме 1-го или 2-го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени или в форме повелительного наклонения;
в) односоставное предложение с глаголом сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.
1 – неопределённо-личное; 2 – безличное; 3 – определённо-личное
40. Определите вид односоставного предложения: Цыплят по осени считают.
а) обобщённо-личное; б) неопределённо-личное в) безличное; г) определённо-личное
41. Какое из предложений не назывное?
а) Ночная тень соснового леска. б) А в самом-то деле всего три часа дня.
в) Мороз и солнце. г) С утра морозит.
42. Какое из предложений безличное?
а) Хочу гулять по берегу моря. б) Старайся читать внимательнее.
в) Не стоит спешить с ответом. г) Просим соблюдать тишину.
43. Какое из предложений обобщённо-личное?
а) Что посеешь, то и пожнёшь. б) Сейчас костёр разведём.
в) Сегодня же меня здесь не будет. г) Здесь продают билеты в цирк.
44. Укажите безличное предложение, в котором главный член выражен неопределённой формой глагола.
а) Им очень хотелось пробежать на лыжах по северным лесам.
б) Можешь больше не приходить.
в) Соловьёв не слыхать в том краю.
г) Буду долго тебя вспоминать.
45. Из какого назывного предложения невозможно образовать безличное?
а) Мороз. б) Рассвет. в) Ветер. г) Зима. д) Шторм.
46. Укажите неверный вариант ответа.
а) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда – обобщённо-личное.
б) Поблёкшие травы и зацветающие цветы – назывное.
в) По радио сообщили метеосводку – обобщённо-личное.
г) Все дороги снегом занесло – безличное.
47. Укажите неполное предложение:
а) Морозно и солнечно.
б) Зимой иногда солнца ждут дней десять.
в) Мир освещается солнцем, а человек – знаниями.
Однородные члены предложения
48. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены признаки однородных членов.
1) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения;
2) равноправны по отношению друг к другу и по смыслу и грамматически;
3) могут иметь при себе зависимые слова;
4) всегда выражаются словами одной части речи;
5) соединяются между собой сочинительной связью: перечислительной интонацией и сочинительными союзами.
а) 1, 3, 4, 5; б) 2, 3, 4, 5; в) 1, 2, 3, 5; г) 1, 2, 3, 4, 5
49. В каком случае между однородными членами, соединёнными союзами, запятая не ставится?
а) между однородными членами, соединёнными одиночным, неповторяющимся соединительным или разделительным союзом;
б) между однородными членами перед второй частью двойных союзов;
в) между однородными членами перед повторяющимися союзами;
г) между однородными членами перед противительными союзами
50. Найдите ошибку в согласовании глагола-сказуемого с однородными подлежащими.
а) Хорошие книги никогда не стареют, им даны вечная молодость и обновление во времени.
б) Здоровье, высокая работоспособность, хорошее настроение зависит от спорта.
в) Прочитать эту книгу мне посоветовал не библиотекарь, а отец.
г) В Пушкине, как в лексиконе, заключалось всё богатство, сила и гибкость нашего языка.
51. Укажите предложение, в котором между однородными членами не ставится запятая:
а) Я защищаюсь книгами и от беды и от непогоды.
б) Какое богатство мудрости и добра заразительного рассыпано по книгам всех народов и времён.
в) Книга без иллюстраций зато очень интересная.
г) Есть у книги и тонкий ум и чуткое сердце.
52. Укажите вариант ответа, в котором определены все предложения с правильным согласованием глагола-сказуемого с однородными подлежащими:
1) Точность и ясность языка являются задачей всей жизни писателя.
2) Чтение и письмо открывают человеку новый мир.
3) В языке Пушкина соединились и простота, и поэтическая прелесть.
4) Книгу вам передаст мой брат или сестра.
а) 1, 2, 4; б) 1, 2, 3, 4; в) 2, 3, 4; г) 1, 2, 3
53. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):
а) Во время каникул друзья прочитали интересную приключенческую повесть.
б) Спорт занял видное место в духовной и физической культуре общества.
в) Мы восхищаемся талантливой самобытной литературой.
г) Необходимо всеми силами избавлять человечество от плохих ненужных книг.
54. Определите вариант ответа, в котором правильно указаны запятые между однородными членами.
Музей расположен в величавом (1) благородном (2) двухэтажном особняке конца 19 века. В создании музея использован самый разнообразный материал (3) помогающий проследить всю недолгую (4) но яркую жизнь Тукая от самых первых лет тяжёлого (5) безрадостного детства до ранней (6) безвременной смерти.
а) 1, 2, 4, 5, 6; б) 2, 3, 4, 6; в) 1, 3, 5, 6; г) 1, 4, 5, 6
55. Определите соответствие в постановке знаков препинания с обобщающими словами при однородных членах:
а) обобщающее слово стоит после однородных членов;
б) обобщающее слово стоит впереди однородных членов;
в) обобщающее слово стоит перед однородными членами, и после них предложение продолжается.
1 – двоеточие; 2 – тире; 3 – двоеточие и тире.
56. Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не расставлены):
а) Спорт способствует этическому эстетическому воспитанию молодёжи.
б) Спорт стал массовым народным явлением.
в) Спорт многогранное общественное явление.
г) Спорт приобщает человека к активной общественной жизни.
57. Укажите предложение с ошибкой в постановке знаков препинания при обобщающем слове:
а) В Доме книги постоянно устраивается что-либо интересное: выставки, экспозиции, творческие вечера.
б) Пушкин рисовал везде: в своих рабочих тетрадях, на полях черновиков, стихов.
в) Книги – учебники, словари, томики стихов – заполняли собой весь стеллаж.
г) Ни телевизор, ни радио, ни компьютер, ни интернет – ничто не может заменить общение с книгой.
Предложения с обособленными второстепенными членами
58. Укажите неверный ответ. Обособленные второстепенные члены:
а) относятся всегда к главным членам предложения; б) выделяются интонацией в речи;
в) выделяются запятыми на письме; г) иногда вместо запятой могут выделяться тире.
59. В каком из предложений имеется обособленный второстепенный член:
а) Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок.
б) Под косыми солнечными лучами света всё кажется рельефнее, выпуклее, ярче.
в) Сопротивление зимы было упорным, но не продолжительным.
г) Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению.
60. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены случаи обособления определений.
1) Обособляются распространённые определения, выраженные причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, если они стоят после определяемого слова;
2) Обособляются два или несколько согласованных нераспространённых определения, стоящих после определяемого существительного;
3) Обособляются одиночные и распространённые согласованные определения, стоящих впереди определяемого слова, если имеют добавочное обстоятельственное значение причины, уступки, времени;
4) Обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению.
а) 1, 3, 4; б) 1, 2, 3, 4; в) 1, 2, 4; г) 2, 3, 4
61. В каком из предложений есть обособленное определение (знаки препинания не расставлены):
а) Мы попали в полный птичьих голосов весенний лес.
б) Ветер тёплый и влажный шевелил молодые листочки.
в) Издавна люди дружат с берёзой доброй нашей белоствольной красавицей.
г) Из освободившейся от снега бурой земли выглянула зелень травы.
62. Укажите сложное предложение, которое нельзя заменить простым с обособленным определением:
а) Трава, которую согрели солнечные лучи, зазеленела.
б) Цветы, которые только что полили, издавали влажный запах.
в) Девочка вышивает салфетку, которую она подарит маме.
г) Валя, которая устала за день, крепко заснула.
63. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены случаи обособления приложений:
1) обособляются любые приложения, если они относятся к личному местоимению;
2) обособляются распространённые приложения, стоящие до и после определяемого слова – существительного нарицательного.
3) обособляются распространённые и нераспространённые приложения, стоящие после определяемого слова – существительного собственного;
4) обособляются приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве»;
5) обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.
а) 1, 2, 3, 5; б) 1, 3, 4, 5; в) 1, 2, 3, 4; г) 2, 3, 4, 5
64. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены случаи обособления обстоятельств:
1) обособляются обстоятельства образа действия, если они выражаются одиночным деепричастием, стоящим после сказуемого и перешедшим в разряд наречия;
2) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, одним или двумя одиночными деепричастиями, относящимися к одному глаголу-сказуемому;
3) обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на, которые имеют уступительное значение;
4) обособляются обстоятельства образа действия, выраженные деепричастием с зависимыми словами, превратившимися в устойчивый оборот речи.
а) 1, 3, 4; б) 1, 3; в) 2, 3, 4; г) 2, 3
65. Определите вариант ответа, в котором правильно указаны запятые при обособлении обстоятельств:
Снег растаял(1) по многочисленным оврагам(2) затопляя луга и долины(3) устремились бурные потоки(4) сперва прозрачные(5) чистые(6)а потом жёлтые(7) мутные.
а) 2, 3; б) 1, 2, 3, 5; в) 1, 4, 5, 7; г) 2, 3, 4
66. Укажите правильное объяснение постановки запятых в предложении: Совсем рядом, у двух камней, течёт холодная родниковая вода.
а) Запятые ставятся при обособленном приложении;
б) Запятые ставятся при уточняющем обстоятельстве.
в) Запятые ставятся при обособленном обстоятельстве;
г) Запятые ставятся при обособленном определении.
67. Какой из отрывков можно вставить на место пропуска в предложении Мартовская ночь, …, окутала землю.
А) наступила очень рано;
б) поднимался туман;
в) облачная и туманная;
Ответы в следующей публикации.
Презентация «Исследовательская работа по русскому языку для учеников 6 класса» Работу можно использовать в русском языке при изучении разделов «Морфология» и «Лексика в 6 классе, а также при изучении творчества А. С.
Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.
Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html
http://www.maam.ru/detskijsad/prodolzhenie-1-voprosy-k-igre-uroku-po-ruskomu-jazyku-na-zakreplenie-materiala-8-9-klasy.html